Руслан и Людмила
Посвящение
Песнь первая
Песнь вторая
Песнь третья
Песнь четвёртая
Песнь пятая
Песнь шестая
Эпилог
«Руслан и Людмила» — первая поэма Александра Пушкина, написана в 1817—1820 гг. Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы.
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто.
Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками: лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина, «Альоша Попович» Николая Радищева.
Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой, употребляет простонародную лексику.
Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер. Известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».
Поэма начала печаться в «Сыне отечества» весной 1820 г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Особую позицию занял П. А.
Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно.
Считается, что с появления «Руслана и Людмила» началась всероссийская слава Пушкина.
Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления.
В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 г., ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными. В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».
Следует отметить, что поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который стал начиная с «Руслана» решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма поразила современников и сейчас восхищает читателей богатством и разнообразием содержания (хотя и не очень глубокого), удивительной живостью и яркостью картин, даже самых фантастических, блеском и поэтичностью языка.
Не считая многочисленных и всегда неожиданных и остроумных шутливо-эротических эпизодов в «Руслане и Людмиле», мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы), хотя вся поэма совершенно не претендует на воспроизведение исторического колорита; иногда мрачные, даже трагические описания (сон Руслана и убийство его, смерть живой головы); наконец, описание боя киевлян о печенегами в последней песне, по мастерству мало чем уступающее знаменитому «полтавскому бою» в поэме «Полтава». В языке своей первой поэмы, используя все достижения предшественников — точность и изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть интонаций, «пленительную сладость стихов» Жуковского, пластическую красоту образов Батюшкова, — Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова, выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской, салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими.
Источник: http://PushkinPoetry.ru/ruslan.htm
Руслан
Главный герой поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Витязь, воплощающий в себе идеальные качества доблестного мужа — физическую силу, душевное благородство, доблесть воина.
История создания
Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» после выпуска из Лицея, это первая его законченная поэма. Автор работал над этим произведением главным образом во время вынужденного бездействия из-за болезней, а в остальное время вел в Петербурге «самую рассеянную» жизнь.
Александр Пушкин
В этом тексте слились воедино рыцарские поэмы, которые Пушкин знал во французском переводе, сатирические поэмы Вольтера и образы, навеянные древнерусскими былинами и волшебными сказками, а также литературными сказками российских авторов, среди которых на «богатырскую» тему уже успели создать произведения Радищев, Карамзин и Херасков.
Имена конкурентов Руслана и подробности их биографий были взяты Пушкиным из «Истории государства российского». В поэмы прослеживается также пародия на романтическую балладу Жуковского под названием «Двенадцать спящих дев».
У Пушкина возвышенные образы снижены и разбавлены фривольными шутками, гротеском и просторечными выражениями, мастерски выписаны характеры героев. Поэма «Руслан и Людмила» входит в школьную программу и изучается в пятом классе.
Валерий Козинец в роли Руслана
Московский Театр-мастерская имени Петра Фоменко поставил спектакль по поэме «Руслан и Людмила». Премьера состоялась в 2014 году. А Татьяна Навка к новому 2018 году поставила по этому произведению мюзикл на льду, который шел с 23 декабря 2017 года по 7 января 2018 года в ДС «Мегаспорт» в Москве.
На телеэкранах герои тоже появлялись. В 1972 году вышел двухсерийный фильм по мотивам пушкинской поэмы. Роли Руслана и Людмилы там исполняют актеры Валерий Козинец и Наталья Петрова.
Сюжет и биография
Князь Руслан женится на Людмиле, младшей дочери князя Владимира. Идет пир, рядом с новобрачными — княжеские сыновья и толпа друзей, вещий Баян поет и играет на гуслях в честь юной четы. На пиру присутствуют трое мужчин, которые не радуются вместе с остальными. Это соперники Руслана — хвастливый Фарлаф, хазарский хан по имени Ратмир и некий витязь Рогдай.
Руслан и Людмила
Пир подходит к концу, гости разъезжаются. Князь Владимир благословляет жениха с невестой, и те отправляются в спальню.
Однако любовным грезам Руслана не суждено стать явью — внезапно меркнет свет, гремит гром, раздается загадочный голос, что-то взвивается и исчезает во мраке.
Когда Руслан приходит в себя, выясняется, что Людмилы больше нет рядом с героем — девица похищена «безвестной силой».
Князь Владимир поражен этим происшествием и разгневан на молодого зятя, который позволил вот так похитить его младшую дочь прямиком из опочивальни и не смог защитить девицу.
Гневный князь призывает молодых витязей отправиться на поиски Людмилы и обещает девицу в жены тому, кто найдет ее, а вместе с девицей еще и полцарства.
На розыски отправляется не только Руслан, который хочет вернуть молодую жену, но и тройка конкурентов — Ратмир, Рогдай и Фарлаф. Витязи седлают коней и скачут прочь от княжеских палат вдоль берегов Днепра.
Герои едут вчетвером. Руслан тоскует, прочие — кто заранее хвастается подвигами, которые совершит, кто витает в эротических грезах, а кто сохраняет угрюмое молчание. К вечеру герои подъезжают к распутью и каждый отправляется собственной дорогой. Руслан едет один и выезжает к пещере, внутри которой горит огонь. В пещере герой находит седобородого старика, который читает книгу перед лампадой.
Руслан
Старик заявляет, что давно ждал героя. Выясняется, что «безвестная сила», которая утащила девицу, — злой колдун Черномор, известный похититель красавиц. Злодей этот живет в неприступных северных горах, куда никто еще не добирался, но Руслан непременно преодолеет препятствия и победит Черномора в битве.
От таких новостей Руслан приободряется, и старик оставляет героя спать в пещере, а заодно рассказывает тому собственную историю. Старик родом из Финляндии, где работал пастухом и вел беспечную жизнь, пока однажды не влюбился в злую красотку Наину. Та не ответила молодому пастуху взаимностью, и юноша забросил мирные занятия и стал воином.
Десять лет провел он в сражениях и морских походах, но девица снова отвергла его притязания и дары, добытые в битвах. Тогда герой решил попробовать зайти с другой стороны и стал учиться колдовству, чтобы околдовать красотку. Ему удалось призвать Наину при помощи колдовства, но та предстала перед ним в отталкивающем образе старой карги.
Руслан и старик-финн
Герой узнал, что, пока он учился колдовать, незаметно прошло сорок лет, и его пассия успела состариться. Теперь Наине 70 лет. И, что самое ужасное, заклинания подействовали – старуха любит героя.
Выяснилось заодно, что сама пассия за это время стала злой волшебницей. Увидев и услышав это всё, герой в ужасе сбежал прочь, забыв собственный любовный интерес. А сбежав, поселился в этой пещере и живет теперь отшельником.
Утром Руслан отправляется в путь на поиски Людмилы. По следу героя тем временем скачет витязь Рогдай, который хочет убить героя и таким образом устранить препятствие, которое стоит между ним и Людмилой.
Обознавшись, Рогдай едва не убивает хвастуна Фарлафа, который в страхе удирает от него. Характер Рогдая, таким образом, можно назвать вероломным — персонаж жесток и гневлив, не брезгует поступать подло.
Отстав от перепуганного Фарлафа, Рогдай едет дальше и встречает некую старуху.
Та указывает герою, куда тому следует ехать, чтобы найти врага, а когда Рогдай исчезает из виду, старуха подходит к валяющемуся в грязи трусу-Фарлафу и велит тому отправляться прямиком домой, потому что Людмила, мол, и так будет принадлежать ему, нет смысла дальше рисковать собой.
И трусливый герой делает, как говорит старуха. Рогдай тем временем нагоняет Руслана и нападает на того со спины. В схватке Рогдай гибнет — Руслан выдергивает подлеца из седла и бросает в воды Днепра, где тот тонет.
Людмила и Черномор
Людмила тем временем приходит в себя в палатах Черномора, обставленных на манер дворца из «Тысячи и одной ночи». Героиня возлежит под балдахином, за нею ухаживают прекрасные девицы — заплетают косы, одевают, украшают жемчужным поясом и венцом. Некто невидимый при этом поет приятные слуху песни. За окном комнаты Людмила видит горные вершины, снег и угрюмый лес.
Внутри же черноморовых палат есть сад с экзотическими деревьями и озерами, поют соловьи, бьют фонтаны. Над Людмилой сам собой разворачивается шатер, перед героиней появляются роскошные яства, звучит музыка. Когда героиня встает после трапезы, шатер исчезает, а когда к вечеру Людмилу начинает клонить в сон, невидимые руки подхватывают ее и несут в постель.
Руслан и Черномор
Девица меж тем ничему не рада и ждет подвоха. Внезапно в опочивальню героини вторгаются незваные гости — бритоголовый карлик, чью длинную седую бороду несут на подушках арапы.
Людмила нападает на карлика, тот пугается, путается в бороде и убирается прочь под визг героини.
Тут читатель видит характер Людмилы — эта юная дева полна решимости отстаивать свою честь и свободу и, не купившись на показную роскошь, хранит верность возлюбленному.
Позже Людмила находит шапку-невидимку Черномора и прячется от колдуна под ней, а к Черномору тем временем прилетает злая волшебница Наина в облике крылатой змеи и сообщает тому о приближении Руслана. Черномор же считает, что ему ничто не грозит до тех пор, пока цела его борода.
Руслан тем временем попадает на заваленное человеческими костями и доспехами поле, где когда-то шла битва. Среди брошенного оружия герой находит стальное копье. Ночью герой подъезжает к громадной живой голове в шлеме, которую поначалу принимает за холм. После короткой стычки герой переворачивает голову, и под той обнаруживается меч.
Руслан и Голова
Голова рассказывает герою, откуда взялась, и выясняется, что раньше та покоилась на плечах у витязя-великана. У того был злой и завистливый младший брат-карлик — Черномор.
Этот брат уговорил великана отправиться на поиски меча, которым можно было убить любого из них двоих, а когда меч обнаружился — Черномор снес старшему брату голову. С тех пор голова поставлена здесь, чтобы охранять меч.
Однако голова отдает волшебное оружие Руслану и призывает героя совершить месть.
Тем временем хана Ратмира, который отправился искать Людмилу вместе с остальными тремя витязями, некие прекрасные девицы завлекают в замок на скале. Руслан продолжает идти на север, к горам.
Людмила продолжает прятаться под шапкой-невидимкой, разгуливая в таком виде по дворцу Черномора и издеваясь над слугами злого колдуна.
Хитрый карлик привлекает внимание девицы, прикинувшись раненым Русланом, но в этот момент до него долетает звук боевого рога и Черномор отправляется поглядеть, что там происходит.
Руслан отрезает Черномору бороду
Начинается схватка с Русланом, во время которой волшебник становится невидимым. Герой хватает колдуна за бороду, и они двое суток носятся под небесами, пока Черномор не начинает просить пощады. Руслан требует отнести его к Людмиле, а на земле отрезает злодею бороду и привязывает ту на собственный шлем.
Обнаруженная Русланом возлюбленная спит беспробудным сном, и герой отправляется с нею в Киев, где Людмила должна проснуться. По дороге Руслан встречает бедного рыбака, в котором узнает хана Ратмира. Тот нашел счастье с молодой женой и больше не грезит о Людмиле.
Руслан и Людмила
Тем временем ведьма Наина учит трусливого Фарлафа, как одолеть Руслана. Негодяй закалывает Руслана спящим и увозит Людмилу в Киев. Девица меж тем не приходит в сознание, даже оказавшись в собственном тереме. Разбудить героиню не получается, а город тем временем окружают восставшие печенеги.
Руслана оживляет старик-финн и дарит герою волшебное кольцо, которое должно пробудить Людмилу. Герой врывается в ряды печенегов и разит налево и направо, повергая врага в бегство.
Затем Руслан въезжает в Киев, находит Людмилу в тереме и касается той кольцом.
Девица просыпается, князь Владимир и Руслан прощают труса-Фарлафа, а Черномора, который вместе с бородой лишился волшебной силы, принимают во дворец.
Цитаты
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1966-ruslan.html
Тема. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила история создания; пролог
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Кошковой Анастасии, ФР-501
Конспект урока.
Тема. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог.
5 класс. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).
Задачи:
- Обучающая: показать связь пролога с УНТ.
- Развивающая: развивать речь и воображение учащихся.
- Воспитательная: любовь к Родине, любовь к поэзии Пушкина.
Тип урока – комбинированный.
Сетка времени
- Организационный момент – 2 минуты
- Вступительное слово учителя – 10 минут
- Знакомство с прологом к поэме «Руслан и Людмила» — 30 минут
- Подведение итогов, домашнее задание – 3 минуты.
Оборудование: альбом «А.С. Пушкин», репродукция картины Н. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья».
Ход урока
Организационный момент: запись числа и темы в тетрадь.
- Вступительное слово учителя.
А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала.
Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).
Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.
Учитель наизусть читает отрывок из стихотворения Пушкина:
…в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Чтение еще одного отрывка:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Словарная работа: шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей. Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей – А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера.
И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году.
Записи в тетради учеников: краткие сведения о семье, о няне. Словарная работа – тоже в тетрадь.
- Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А) Слово учителя:
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане».
Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам.
Эта пушкинская сказка – «Пролог» — совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Записи в тетрадях учеников: цитата Жуковского; большое дело «Пролога»: открыл народной поэзии доступ в литературу, внес в литературу новую живую струю, сблизил литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Б) Выразительное чтение пролога учителем.
Словарная работа (в тетради):
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
В) Беседа (+ устное словесное рисование):
- Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
- Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
- Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.
Варианты ответов могут быть разными: мудрый, образованный, дрессированный, кот, который знает песни и сказки. Здесь нужно уточнить ответы детей и вспомнить кота Баюна.
Пространство картины заполняется изображениями сказочных героев и фрагментами сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем себе героев, как их нарисовать, потому что они пришли к нам из народных сказок.
А из каких? (вопрос учащимся; также можно вспомнить, чем народная сказка отличается от литературной).
- «Пролог» Пушкина называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. А почему? (Учащиеся, отвечая на этот вопрос, во многом опираются на предыдущий: заимствование ключевых сюжетов и мотивов из народных сказок).
Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 ученика).
В завершении работы по устному словесному рисованию (если останется время) можно сравнить свои впечатления с репродукцией картины «Пушкин у Лукоморья» (1843 год) Н. Рамазанова.
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание:
- Выразительно чтение наизусть «Пролога».
- Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. На следующем уроке (в начале или в конце) можно устроить конкурс рисунков.
Список использованной литературы
- Пушкин, А.С. Руслан и Людмила (Электронный ресурс) http://lib.rus.ec/b/107145
- Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.
- Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.
- Филимонов, В.П. Автор в поэме «Руслан и Людмила». V класс (Текст)// «Литература в школе», 1999, №4. – с. 63.
- Кортаева, И.Ю. Коллективное чтение. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. V класс (Текст)// «Уроки литературы», 2000, №4. – с. 12.
- Благой, Д.Д. Пушкин А.С. (Текст)
- Кортаева, И.Ю. Коллективное чтение. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. V класс (Текст)// «Уроки литературы», 2000, №4. – с. 12.
- Филимонов, В.П. Автор в поэме «Руслан и Людмила». V класс (Текст)// «Литература в школе», 1999, №4. – с. 63.
- Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.
- Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.
Источник: http://samzan.ru/78516
Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Поэма Пушкина «Руслан и Людмила».
Знакомство с героями поэмы.
1.Вступительное слово учителя. История создания поэмы, своеобразие сказочного сюжета.
Поэма начата в лицейские годы, а закончена 26 марта 1820 года. Пролог был написан позже в 1824-1825г.
Вокруг поэмы возникло немало споров. Автора обвиняли в простонародности и излишней волльности.
Многие сразу же отметили такие достоинства поэмы, как национально-историческое содержание, образ русского богатыря, побеждающего деспотическую, злую силу Черномора, красочность картин, живость повествования, красоту и изящество стиля, звучность стиха – все это выделяет поэму из всей тогдашней литературы.
Жуковский признал победу молодого поэта и подарил ему свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Читаем Посвящение из полного текста поэмы.
Посвящение – надпись в начале произведения, указывающая, кому автор его посвятил. Выясняем, что поэма посвящена молодым современникам Пушкина ( самому автору на момент окончания поэмы всего 21 год), прекрасным девушкам-красавицам. Учитель подчеркивает, что в Посвящении прямо названа тема поэмы – любовь и верность.
Читаем Пролог к поэме.
Пролог – вводная часть худ. Произведения.
В какой мир перенесли нас пушкинские строки?
Итак, мир русской литературной сказки.
Каких героев мы увидели здесь?
Выполнения задания 20, 21 из Рабочей тетради.(стр. 13)
Поэма – поэтический жанр большого объема.
Исследователи поэмы считают, что Пушкин в «Руслане и Людмиле» не перелагал никакой сказки. Не найден такой сюжет, которым воспользовался бы Пушкин.
Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин.
Но источниками для нее служили не только народные сказки и былины, но и литературные произведения, отечественные и западные, связанные с традицией волшебно-рыцарского повествования.
2. Беседа с учащимися по Песне первой.
-
Поэма открывается картиной пира у кн. Владимира. По какому поводу дан пир?
(Он выдает младшую дочь Людмилу замуж за князя Руслана).
Комментарий учителя: Князь Владимир-Солнышко, о котором идет речь, Владимир 1, Владимир Святой – это Владимир Святославович, великий князь Киевский, правил с 980 по 1015 год. Главной заслугой его перед Отечеством стало принятие Русью христианства в 988г.
-
Кому не весело на свадебном пиру и по какой причине?
(«С пасмурным челом» мы встречаем трех витязей: Рогдая, Фарлафа, Ратмира; они соперники Руслана, каждый из них тоже мечтал жениться на Людмиле, и теперь они « в душе несчастные таят Любви и ненависти яд»)
-
Кто такой Рогдай? Ответьте на вопрос словами поэмы.
« воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей»
4. Кто такой Фарлаф? Ответьте на вопрос словами поэмы.
“крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей”
5. Кто такой Ратмир ? Ответьте на вопрос словами поэмы
“полный страстной думы… Младой хазарский князь”
6. Какие чувства объединяют их всех?
Любовь к Людмиле и ненависть к Руслану, более удачливому сопернику, грусть, уныние.
“Все трое бледны и угрюмы, и пир веселый им не в пир”.
7. Докажите словами поэмы, что Руслан действительно счастлив.
“Страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья.”
“И светел радостный жених”, “Жених в восторге, в упоенье…”
8. С каким чувством автор поэмы рассказывает нам о Руслане, о веселом пире?
Автор радуется вместе со своими героями, торжествует с ними, празднует.”Вы слышите ль влюбленный шепот, и поцелуев сладкий звук, и Прерывающийся ропот Последней робости?..” К кому при этом обращается Пушкин? К нам, читателям.
Для чего эти вопросы? Требуется ли на них ответ? Эти вопросы не требуют ответа. Это риторические вопросы, это один из способов украсить речь.
Такой прием заставляет нас, читателей, перенестись туда, где развиваются события поэмы, постараться увидеть, почувствовать самим то, о чем говорит автор.
Но вот Людмила исчезает? Ее нет. Какие чувства испытывает Руслан?
Ужас, страх,горе, отчаяние. “Встает испуганный жених, С лица катится пот остылый; Трепеща, хладною рукой Он вопрошает мрак немой… О горе: нет подруги милой! Хватает воздух он пустой;” “Руслан уныньем как убит, Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит”, “Руслан томился молчаливо И смысл и память потеряв”.
9. О чем просит витязей кн. Владимир? Какую награду он обещает?
Он просит найти Людмилу и тому, кто это сделает, обещает отдать ее в жены.
Выполнить его желание вызлались Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
10. С какими чувствами отправляются соперники Руслана в это путешествие.
Они рады, предвкушают победу.Фарлаф думает о кровавых битвах, Ратмир мечтает о любви, о Людмиле, страшнее и непонятнее всех Рогдай: его терзает страх, ревность, беспокойство. Читатель невольно начинает переживать за судьбу Руслана, когда читает: “И часто взор его(Рогдая) ужасный На князя мрачно устремлен.”
11.В пещере Руслан встречает старца, который в дальнейшем именуется финн. Что предсказывает финн Руслану?
“Но зла промчится быстрый миг” – горести недолговечны. Руслан узнает, что он встретится с похитителем Людмилы волшебником Черномором и одолеет его.” ..злодей погибнет от руки твоей”.
12. Финн рассказывает Руслану историю своей любви к Наине. Перескажите ее кратко.
В молодости, когда он пас стада, финн увидел красавицу Наину и влюбился в нее. Через полгода он признался ей в своем чувстве, но гордая наина ответила”Пастух, я не люблю тебя”. Финн решил заслужить внимание Наины, завоевав воинскую славу.
Десять лет с дружиной таких же смельчаков он плавал по северным морям, заслужил славу, как доблестный воин. Вернувшись, он положил к ногам своей красавицы богатые дары, но она снова промолвила “Герой, я не люблю тебя”. И тогда финн решил привлечь Наину чарами, колдовством.
Много лет провел он в лесах, обучаясь колдовству и магии. И заклинания сделали свое дело: в один прекрасный день перед ним действительно явилась Наина. Но к этому времени прошло уже 40 лет с момента их встречи, и сейчас Наине 70.
Она пылате к нему любовью, а он с ужасом смотрит, что сделали годы с ее красотой. Он убегает от Наины и с тех пор живет один.
Но Наина стала колдуньей, финн предостерегает Руслана, что она возненавидит и его.
Словарная работа.
Задание №11 в Рабочей тетради.
Балдахин – украшенный навес на столбиках, например, над троном или кроватью.
Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков; стальной клинок (стар.)
Витязь – В Древней Руси : отважный, доблестный воин.
Воитель – ( разг. Устар) человек задорный с воинственным характером.
Волынка – 1)народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух.2)медлительность в работе, намеренное ее затягивание, канительное дело.
Дань – в старину подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
Перен. То должное, что нужно воздать кому-либо, неизбежная уступка.
Доспехи – воинское снаряжение ( латы, кольчуги)
Зерцало – церковнослав зеркало, употребл иносказательно.; старинный воинский доспех, род лат.
Козни – злые, коварные умыслы.
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
Колчан – кобура для стрел.
Кубок — большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала.
Курильница – сосуд для куренья, для окуривания покоев пахучими смолками и духами.
Куща – шатер, палатка, беседка, навес, временная лачуга в лесу или безлюдье.
Латы – в старину металические доспехи, броня, защищающая от холодного оружия.
Наперсник – (устар) любимец, пользующийся особым доверием.
Перл(перлы) – устар. Жемчуг, жемчужины. Перен. О чем-то выдающемся, прекрасном, замечательном.
Перст – ( устар) палец руки.
Риза – облачение, одежда священника, фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук.
Рок – то же, что судьба, в знач. Несчастливая.
Сбруя – принадлежность для упряжки лошади.
Сеча – то же, что сражение.
Хан – монарх, феодальный владетельный князь у некоторых тюркских и монгольских народов.
Чело – то же, что лоб
Яхонт – старинное название рубина и сапфира.
Выполняются задания 12, 13.
Опрос наизусть пролог к поэме.
Домашнее задание:
прочитать 2, 3 песни поэмы. В Рабочей тетради выполнить задание 24, 25.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/138613.html
Поэма А С Пушкина Руслан и Людмила и
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и ее интерпретация в опере М. И. Глинки ….
Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И Глинки, показать связь литературного произведения с музыкальным. Задачи работы: 1.
Определить понятия поэмы и оперы 2. Провести анализ поэмы и оперы в отдельности с целью выявления ключевых моментов и образов. 3. Провести сопоставительный анализ и посмотреть как поэма А. С.
Пушкина воплощается в опере М. И. Глинки.
Поэма и опера как жанры искусства Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю). Большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лироэпическом роде. Опера. Синтетический жанр музыкальнодраматического искусства , появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское «opera» буквально — труд, дело, сочинение).
Анализ поэмы «Руслан и Людмила» «Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых , Под шопот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви Посмотрит, может быть, украдкой На песни грешные мои. »
Анализ поэмы «Руслан и Людмила» « У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: Избушка там на курьих ножках И днем и ночью кот ученый Стоит без окон, без дверей; Все ходит по цепи кругом; Там лес и дол видений полны; Идет направо — песнь заводит, Там о заре прихлынут волны Налево — сказку говорит. На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей Там чудеса: там леший прекрасных бродит, Чредой из вод выходят ясных, Русалка на ветвях сидит; И с ними дядька их морской; » Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Пролог к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Анализ поэмы «Руслан и Людмила» А. И. Бунин вспоминает: «Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к „Руслану“: Казалось бы, какой пустяк — несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. »
История создания поэмы Первая книга А. Пушкин «Руслан и Людмила : поэма в шести песнях» 1820 г. Петербург. Черновой рукопись поэмы «Руслан и Людмила» . Начало 1819 г. Петербург.
Главные герои поэмы, сюжет, композиция Композиция поэмы 1) Посвящение. 2) Пролог – вступительная часть произведения. 3) 6 песней. 4) Эпилог – заключительная часть произведения.
Главные герои поэмы, сюжет, композиция Действующие лица • мужественность, честность, прямодушие, верность в любви и слове — Руслан; • мудрость и добро — Финн; • трусость, спесивое хвастовство, бражничество, обжорство и коварство — Фарлаф; • чувственная страсть, томная и ленивая нега — Ратмир; • свирепость, неукротимо-безрассудная воинственность — Рогдай; • мрачное злодейство — Черномор и Наина.
Главные герои поэмы, сюжет, композиция Каменная голова. Усадьба Сергиевка. Петергоф.
История создания оперы «Руслан и Людмила» И. Е. Репин. М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы» .
История создания оперы «Руслан и Людмила» Основным либреттистом «Руслана» был один из друзей Глинки — В. Ф. Ширков. Либретто — это литературная основа большого вокального(и не только) сочинения, пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных.
Интерпретация поэмы в музыке М. И.
Глинки Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух.
Первая постановка «Руслана и Людмилы» состоялась в Петербурге в ноябре 1842 года. У слушателей опера Глинки имела большой успех. В течение нескольких месяцев состоялось 32 представления «Руслана».
Интерпретация поэмы в музыке М. И.
Глинки 1. Какие образы рождает у вас эта музыка? Совпадают ли они с образами поэмы? 2. Как эта музыка связана с духом самой поэмы?
Интерпретация поэмы в музыке М. И.
Глинки Студенты были солидарны в том, что музыка производит сильное эмоциональное впечатление, ее первые мощные аккорды рождают ощущение силы, торжественного вихря, увлекающего за собой. Средняя часть увертюры у половины студентов вызвала ощущение тревоги, напряженности — это предвосхищение трудностей героев, их столкновений с коварными силами зла. В конце увертюры эта тема снова возвращается, но в более светлом и легком звучании. .
Студенты отметили, что музыка уже не такая ликующая, как вначале поэмы.
Интерпретация поэмы в музыке М. И.
Глинки Сопоставив поэму и оперу студенты отметили, что увертюра задает общий героический дух поэмы и рождает в воображении величавые образы древнерусских богатырей, а пролог Пушкина к поэме вызывает предчувствие сказки и рождает мифологические образы.
Заключение …….
Источник: http://present5.com/poema-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila-i/
Александр Сергеевич Пушкин1799-1837
Главная → Пушкин А.С. → «Руслан и Людмила»
Пушкина уже давно влекло к крупному лироэпическому полотну. Он принимался за поэмы в 1813 ( «Монах») и 1814 ( «Бова») годах. Но эти попытки оказывались слабыми, подражательными, ученическими. Ему удалось осуществить свои далеко шедшие творческие замыслы лишь в сказочно-волшебной поэме «Руслан и Людмила».
Начатая в январе 1817 года в лицее, поэма была завершена 26 марта 1820 года в Петербурге. В конце 1824—1825 годов был написан ее пролог: «У лукоморья дуб зеленый».
Эта поэма, смело разрушавшая классицистский принцип строгой жанрово-видовой иерархии — искрометно-веселая, шутливо-эротическая и одновременно проникнутая духом высокой гражданственности, более решительно, нежели другие произведения, обозначила вступление Пушкина на путь гражданско-героического романтизма.
Сюжет поэмы, ядро которого составляет похищение невесты и поиски ее героем, соткан из традиционных ситуаций сказочных и волшебно-рыцарских произведений, частью переиначенных и пародированных. Первые поэт с детских лет слушал из уст няньки Арины Родионовны и дядьки Никиты Тимофеевича Козлова, а вторые входили в круг его многостороннего чтения.
Создавая поэму «Руслан и Людмила», поэт опирался, кроме русской, на богатейшие традиции западноевропейской волшебно-рыцарской литературы, используя и такие произведения, как «Орлеанская девственница» Вольтера и «Неистовый Роланд» Ариосто. Но при этом он не впадал в подражательность, оставался оригинальным, вступал на путь смелого новаторства.
Поэма связана сюжетно с временем Владимира Красное солнышко. В описании свадебного пира и боя с печенегами Пушкину удалось передать колорит давно прошедшего, но меньше всего эта поэма историческая. Ее образы весьма далеки от исторической конкретности.
В критике уже указывалось на их модернизацию: на излишнюю пылкость ( «И щипля ус от нетерепенья»), психологическую утонченность ( «болен я душою»), меланхолическую элегичность раздумий ( «Трава забвенья», «вечная темнота» времени) Руслана, на «опрощение» князя Ратмира, увлекшегося простой пастушкой и избравшего себе удел мирного и безвестного рыбака.
Поэма «Руслан и Людмила» не столько о прошлом, сколько о современности и о будущем.
Проникнутая радостным ощущением возможностей земного счастья, охваченная неудержимым стремлением к свободе, она обличает коварство и зло во имя гуманности.
Ее главенствующая мысль громко звучит в напутственных словах добролюбивого Финна Руслану: «Но зла промчится быстрый миг… С надеждой, верою веселой Иди на все, не унывай…».
Отдавая дань шутливо-эротическим мотивам, Пушкин утверждает в поэме чистоту, глубину любви и противопоставляет преходящим чувственным наслаждениям цельность постоянного, одухотворенного взаимного чувства. Здесь добродетельный Финн учит: «Любви и чести верен будь».
Осложняя сюжет историческим преданием о князе Владимире, славя непреоборимую силу своего народа, отражая дух его устной поэзии, поэт приобрел неоспоримое право сказать, что его поэма «Русью пахнет». Именно в ней Руслан, олицетворяющий богатырскую силу национально-русского характера, грозит Черномору: «Смирись, покорствуй русской силе!»
Действующие лица поэмы не являются абстрактными, голыми схемами. В то же время это еще и не развернутые характеры, сопоставимые с персонажами позднейших произведений поэта. Каждый из героев поэмы обладает земными свойствами и видимыми приметами характерной личности, хотя и пунктирно намеченной.
Обрисованные широкими мазками, они олицетворяют мужественность, честность, прямодушие, верность в любви и слове — Руслан; мудрость и добро — Финн; трусость, спесивое хвастовство, бражничество, обжорство и коварство — Фарлаф; чувственную страсть, томную и ленивую негу — Ратмир; слепую, свирепую, неукротимо-безрассудную воинственность — Рогдай; мрачное злодейство — Черномор и Наина.
Пушкин, смело сбрасывая мистические покровы с элегического романтизма Жуковского, противопоставляет его бесплотной Людмиле ( «Людмила») земную, жизнерадостную, чувствительную, «немножко ветреную», шаловливую Людмилу.
В поэме «Руслан и Людмила» много славянизмов. Разумеется, из них необходимо вычленить слова, окончательно обрусевшие ( «во мраке», «храбрый», «пленяет»), сознательно введенные для воссоздания колорита времени ( «в гриднице», «чашники», «брашна») или придания «высокости» ( «златая цепь», «тень объемлет всю природу»).
А поэтому к остаткам классицистского влияния относятся лишь такие слова, которые могли бы быть успешно заменены русскими, вроде «десница», «зерцалам», «ланиты», «в пажитях», «перси», «стогны», «подъемлет».
Сюда же относятся усеченные прилагательные ( «усталы члены», «веселы игры», «на смертну сечу») и обильные мифологизмы ( «Армида», «Феб», «Паллада», «Климена», «Гимен»).
Преодолевая власть церковнославянизмов, Пушкин обратился к разговорной речи современного ему образованного круга, смело сплавляя во фразе «высокие» и «низкие» слова ( «Щекотит ноздри копием»), открывая широкую дорогу просторечию: «завизжала», «в охапку», «далече», «растянулся», «смекая». Это противоречило правилам не только классицизма, но и сентиментализма.
Стремление к естественности сказалось и в изобразительных средствах поэмы. Ее сравнения не только необычайно просты, но в своей прозаичности, обыденности и фривольности смелы до дерзости.
Шутливо-иронический замысел поэмы «Руслан и Людмила» с еще большей силой обнаруживается в ее композиции. Строя поэму, Пушкин впервые в истории отечественной поэмы ввел в нее автора-повествователя.
Своей жизнерадостностью, кипучестью чувств, широким кругозором, незаурядной культурой, ироническим складом ума, живейшим откликом на текущие события повествователь, несомненно, усиливал современность поэмы.
Прямое вмешательство Пушкина в ход событий, его постоянное общение с героями и читателями, вносящее в повествование непосредственность, интимность, тонкую иронию, светлый, жизнерадостный юмор, было совершенно новым в структуре русских поэм.
Вот безутешной Людмилой, бродящей по чудесному саду Черномора, овладевает «умысел ужасный». Оказавшись перед потоком, она «На воды шумные взглянула, Ударила, рыдая в грудь, В волнах решилась утонуть». Именно так изображались героини в классицистских поэмах и трагедиях.
Но этот штамп Пушкин взрывает неожиданной концовкой: «Однако в воды не прыгнула И дале продолжала путь». Людмила почувствовала голод, и перед ней, по мановению волшебства, явился «обед роскошный».
Дивясь этому, она втайне думает: «Вдали от милого, в неволе, Зачем мне жить на свете боле?» И вслед за этим произносит громозвучную тираду, заканчивающуюся словами: «Умру среди твоих садов!» Так было в классицистских трагедиях, а Людмила «подумала и стала кушать». Пушкин пародирует в этой поэме и «унылый романтизм».
Противопоставляя «таинственным видениям» земную реальность, Пушкин переиначивает «монастырь уединенный» из повести «Двенадцать спящих дев» Жуковского в… веселый дом с жрицами любви, в приют чувственных наслаждений.
Усугубляя таинственность поэмы, поэт прерывает развитие ее действия на самых увлекательных эпизодах, например, на начавшемся поединке Руслана и Рогдая, во время пленения Черномором Людмилы.
Загадочность совершающихся событий подчеркивается также часто приемом «вдруг»: «И вдруг, поворотив коня»; «Вдруг слышит» и т.д.
Но, перебивая течение событий поэмы лирическими отступлениями, всегда непринужденными, остроумными, являющимися исповедью собственной жизни, поэт настойчиво напоминает, что все это чудесное и загадочное — «сказка“, вымысел», «времен минувших небылицы».
Живости поэмы много способствует разговорный четырехстопный ямб, не стесненный ни правильным чередованием рифм, ни упорядоченной строфикой.
Этот стих краткий, энергичный, сообразный жизнерадостной патетике поэмы, гибко отражающей всю многоцветность ее чувств и мыслей, воспринимался современниками как освобождение от длинного, тягучего, замедленно-торжественного шестистопного ямба, так привычного для тогдашних поэм.
Дерзкое новаторство «Руслана и Людмилы» перевернуло все привычные понятия о поэме. Опубликованная в отрывках в журналах, а потом вышедшая в начале августа 1820 года отдельной книжкой, она стала этапным произведением и в творческом пути Пушкина, и в развитии отечественной литературы. Она вызвала ожесточенную полемику, небывалый гул осуждения и одобрения.
Литературные староверы, негодуя, упрекали поэта в безнравственности, что являлось замаскированным обвинением в политическом вольнодумстве. Его обвиняли также в «площадности» языка, в заимствовании простонародно-сказочных, устно-поэтических мотивов, в грубом нарушении всех правил пиитики и здравого эстетического вкуса, приведшем к жанрово-видовой неопределенности поэмы. А. Г.
Глаголев, критик журнала «Вестник Европы», подписавшийся псевдонимом «Житель Бутырской слободы», приведя слова «удавлю вас бородою», «щекотит ноздри», «рукавицей», спрашивал: «Если бы в Московское благородное собрание как-нибудь втерся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: „Здорово, ребята!“ Неужели бы стали таким проказником любоваться!»
Но сторонники нового восторженно приветствовали поэму. Они видели в этом произведении свое знамя и зарю литературного будущего. Величайшую объективность в восприятии поэмы проявил Жуковский. Прослушав ее в чтении самого автора, он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя… 1820 марта 26».
Поэмой «Руслан и Людмила» завершается первый этап творчества Пушкина, во многом ученический.
Своею ярко выраженной самобытностью, оригинальностью и новизной она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта, породив многочисленные подражания: «Восточная лютня» А.А. Шишкова (1824), «Илья Муромец» М. П. Загорского (1825) и т. д.
Об историко-литературном значении поэмы великолепно сказал Белинский: «Выход в свет „Руслана и Людмилы“ и возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы».
Реклама от Literature-XIX.Ru
Источник: http://www.literature-xix.ru/pushkin/ruslan-i-ljudmila/