История создания поэмы василий теркин твардовского (прототипы и история написани)

Василий Теркин

Александр Твардовский, написавший поэму «Василий Теркин», дал ей второе название – «Книга про бойца».

В образе главного героя, которому посвящено повествование, писатель изобразил характерные черты отечественного солдата, столкнувшегося с необходимостью защищать Родину.

Василий Теркин стал излюбленным персонажем военных лет и послевоенного периода. Это собирательный патриотический образ, сумевший поддержать народный дух.

История создания

Твардовский – популярный советский писатель, поэт, журналист. Образ советского солдата создан в период Великой Отечественной войны.

Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил его смекалкой и находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Этого не хватало в буднях простых граждан в страшное для страны время.

Идея о бравом солдате пришла писателю задолго до написания поэмы. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Твардовский.

Писатель Александр Твардовский

В 1939 году было издано два фельетона об этом герое. В воображении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги еще на фронте, в годы Советско-Финляндской войны.

Обратите внимание

Автор задался целью создать стихотворное произведение. Он не успел издать труд из-за новой войны. Нападение немцев в 1941 году изменило планы писателя, но публицист твердо решил назвать произведение «Книга про бойца». 1942-ой – год написания первых строк книги, которую впоследствии примут в издательство.

Хотя Василий Теркин – не реальная историческая личность, Твардовский, перенесший тяготы сражений и наступлений на врага, описывает мельчайшие подробности в книге.

Работая корреспондентом в полевых условиях, он был свидетелем реальных историй из жизни армейцев и пытался отразить их в сюжете.

Автор претендует на достоверность, и на то, что изображает исторические события в главах произведения.

Василий Теркин

Солдат, которого описывал публицист, обрел новые черты, свойственные времени войны и лишений. Он был не просто добряком и балагуром, а воином, от которого зависит победа. Персонаж готов принять бой в любую минуту и дать достойный отпор врагу во имя Родины.

Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать многие издания, позволяя читателям вдохновиться образом труженика, спасающего родные земли.

Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу.

«Книга про бойца» пользовалась любовью публики, и автору постоянно приходили письма с вопросами о том, как живут герои повествования, существуют ли они на самом деле.

«Книга про бойца» — поэма о Василии Теркине

Твардовский работал над произведением в годы войны. В 1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года, до победы над фашистскими захватчиками.

Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. После победной весны Твардовский издал завершающую главу поэмы, назвав ее «От автора». В ней он прощался с героем.

Биография

Центральной фигурой повествования является деревенский парень из-под Смоленска. Он вынужден пойти на фронт, чтобы отстаивать Отечество.

Жизнелюбивый и прямолинейный персонаж демонстрирует недюжинную смелость и мужество, несмотря на окружающие его реалии. Душа компании, от которого всегда можно получить поддержку, Теркин был образцом для подражания.

В бою он первым нападал на врага, на досуге развлекал товарищей игрой на гармони. Обаятельный и харизматичный парень вызывает расположение читателей.

Солдат Василий Теркин

Мы знакомимся с героем в тот момент, когда он вместе с сослуживцами переходит реку. Операция происходит зимой, но река не до конца замерзла, и переправа срывается из-за вражеской атаки.

Важно

Доблестно выстоявший солдат ранен и попадает в медсанчасть. Оправившись от травмы, Теркин решает догнать взвод. Глава «Гармонь» посвящена его умению найти подход к коллективу и завоевать в нем уважение и доверие.

Солдат становится участником сражений и оказывает посильную помощь тем, с кем служит в одном отряде, и гражданским лицам.

Получив отпуск, он отказывается от поездки в родное село, захваченное немцами, чтобы быть полезным на фронте.

За смелость и мужество, проявленные в схватке, в которой удалось сбить самолет, Василию Теркину вручают медаль. Позднее военнослужащий получит новое звание. Он станет лейтенантом.

Солдат Советской армии

Из-за вражеского наступления линия фронта смещается, оказываясь на его малой Родине. Родители Василия живут в погребе. Удостоверившись в том, что старики живы, солдат больше не переживает за их судьбу. Мать попадает в плен, но Василий выручает ее из беды. Бабка и дед остаются в живых.

Твардовский не делится деталями биографии героя. Автор даже не дает имен другим действующим лицам повествования. Образ Теркина складывается из описания его характера. В финале остается неясно, выжил герой или умер. Но для Твардовского важно не это. Основная мысль, которую он хочет донести до читателя, – восхищение поразительной храбростью и героизмом народа.

Поэма воспевает русского солдата, способного отстоять честь страны, защитить семью и угнетенных сограждан. Произведение мотивировало читателей на новые подвиги.

Патриотическая ода в стихах помогала поднимать боевой дух фронтовиков, обессилевших от ежедневных сражений, и привносила в их жизнь нотку оптимизма.

Главная идея книги – подтверждение чистоты намерений и искренности русского человека, способного найти выход из сложной ситуации, не боящегося труда, отличающегося мужеством и смекалкой, честью и самоотдачей.

Интересные факты

  • Любопытно, что читатели повлияли на написание произведения. Читая поочередно издаваемые главы поэмы, люди писали Твардовскому письма из всех уголков Советского Союза. Из-за этого автор решил продлить издание книги.
  • После громкой победы Твардовский отказался описывать жизнь Теркина в мирное время. По его убеждению, оно требовало новых героев. Образ солдата должен был сохраниться в памяти читателей. Позднее подражатели издавали рассказы о Теркине, но сам писатель, как и обещал, не притронулся к написанию новых глав.

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину

  • Поэма поделена на части, способные к самостоятельному существованию. Твардовский намеренно использовал такой литературный прием. Благодаря ему, читатель, включившийся в повествование не с начала, мог легко воспринимать сюжет. Это было важным на фронте, где ежедневно прощались с жизнью тысячи солдат. Они успевали прочитать одну главу и могли не узнать, чем она продолжится.
  • Имя и фамилия Василия Теркина часто встречались в военное время. Читатели задавали автору вопросы, связанные с прототипом героя, и непременно получали ответ о вымышленном и собирательном образе. Фамилия Теркин говорящая, она означает, что человек многое повидал на своем веку, был «потерт» жизнью.

Цитаты

Поэма ярко описывает могучий русский характер. Описательными и достоверными являются строки:

Действительно, советские солдаты не щадили себя в бою, самоотверженно отдаваясь сражениям, чтобы воцарился мир в Советском Союзе.

Веселый нрав Василия Теркина – солдата, отличавшегося сообразительностью и отвагой, – помогал сослуживцам переносить военное время.

Совет

В каждом взводе и отряде была душа компании вроде Теркина. Весельчак и балагур, он заряжал позитивом и дарил людям надежду.

Главной ценностью на войне остается человеческая жизнь. Теркин пытается любой ценой помочь тем, кто попадается на его пути. Будь то мелкое дело или вопрос жизни и смерти, он рискует собой, чтобы спасти ближнего. При этом солдат шутливо замечает:

Фото

Источник: https://24smi.org/person/984-vasilii-terkin.html

11 класс Урок №39 «Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

История создания

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией.

Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате «Васе Теркине».

Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир.

Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году.

Обратите внимание

К мысли о «Теркине» поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не «Вася Теркин», а «Василий Теркин» . Сменилось имя, сменилась концепция героя: автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы.

Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – «Василий Теркин».

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли.

Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения3.

Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Поэма состоит из 30 глав , пролога и эпилога , условно разделяясь на три части . Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.

Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах , а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Важно

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность ; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший.

В общем, «парень хоть куда». В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации.

На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Талант поэта совершил чудо. В обыкновенном парне Васе Теркине раскрылись характерные черты народа-воина: горячая любовь к Родине, воля, мужество, стойкость, оптимизм, – народа, осознавшего свою высокую миссию спасителя цивилизации от “коричневой чумы”:

Читайте также:  Сочинение на тему отзывчивость что это такое 9 класс, 11 класс, огэ, егэ, 15.3

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле!

Василия Теркина характеризует чувство высокой ответственности за судьбу Родины:

Грянул год, пришел черед.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

В самых трудных ситуациях герой Твардовского сохраняет самообладание. С честью выходить из трудных положений ему помогает и великолепное чувство юмора:

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

Поэт любит своего героя, с теплотой, сочувствием рассказывает о нем. Эту любовь разделили с ним миллионы читателей, для которых Теркин стал другом, верным спутником в суровых буднях войны

  • Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем

Культурное значение

Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

  • Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
  • Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
  • Города сдают солдаты, генералы их берут.
  • Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

Смоленск. Памятник А.Т.Твардовскому и Василию Тёркину

Источник: https://multiurok.ru/files/11-klass-urok-39-tierkin-kto-zhie-on-takoi-po-poem.html

Готовые школьные сочинения

Ноя 01 2011

История создания поэмы «Василий Теркин»

Время сохранило удивительный документ тех лет— дневниковую запись Бертольта Брехта, сделанную в дни разыгравшейся на родине Твардовского трагедии: «И день и ночь на заснеженных полях под Смоленском бушует бой за достоинство человека»1. Как это просто и точно: «за достоинство человека».

Так случилось, что возвращение к Теркину совпало с внутренней необходимостью написать о том, что вдруг ворвалось в душу, обострило чувство сыновней любви к Родине, и в рабочих тетрадях появляются строки, строфы иного размера, нежели «теркинский» хорей, — ямб чистой воды: задуманная в грозный год «песня» начинает вырываться из-под пера поэта на страницы рабочих тетрадей.

«Художественное хочется, но не начинаю, потому что нет такого, что бы приспичило, такого, что не могу не писать», — отметил в дневнике Лев Толстой б декабря 1908 года.

«Такого, чтобы приспичило», не было и у Твардовского, пока не было, а «к столу» призывно звал Теркин: к читателю исправно приходили новые главы.

Лето 1943 года решительно повернуло весь ход войны, оно стало не только летом значительных побед, но оказалось переломным для автора «Теркина» войска Западного фронта стремительно приближаются к родной Смоленщине: 13 августа освобожден Спас-Деменск, «маленький деревянный городок».

Совет

По старой памяти (когда-то он входил в состав Западной области) Твардовский   продолжает  считать  его  «городком   на Смоленщине». В комнате одноэтажного деревянного дома бойцы обнаружили узкие нары в два яруса, с высокими дощатыми бортами, более всего похожие на гробы. Тесно, как в купе вагона.

«Здесь жила несчастная колонна, — написано на белой голландской печи, высоко поверху на уровне второго яруса нар. — Дорогие бойцы, освобождайте нас…».

Это первая горькая встреча с родной Смоленщиной, встреча — пусть заочная — с теми, кого угнали в плен.

Продвигаясь вдоль фронтовых дорог, войска то и дело встречают движущихся им навстречу из немецкого плена девушек и женщин, они идут большими волнами, не веря еще тому, что можно громко говорить, можно отдохнуть, где тебе вздумается, идут жители Смоленщины: всходненские, знаменские, темкин-ские, ярцевские… Они еще не знают, что ждет их в родных местах, как ужасающе выглядят родные пепелища, — война немилосердно расправилась с «родиной малой», но ощущение свободы придает им силы.

Эти строки встречают всех проезжающих и приезжающих — с мая 1978 года они высечены на мемориальной доске на здании вокзала. Можно представить, что испытал поэт тогда, в те незабываемые сентябрьские дни.

Всего каких-то 11 километров… и (наконец!): «Войска Западного фронта, продолжая наступление, успешно форсировали реку Днепр и после упорных боев 25 сентября штурмом овладели областным центром — Смоленск».

Каким увидел Твардовский город своей юности, мы прочтем   в   его   очерках   «На   родных   пепелищах»,  «Год спустя» и поэтическом цикле «В Смоленске» — это было удручающее, горестное зрелище — все порушено, поругано, обезображено.

«Литературное произведение, — пишет Д. С. Лихачев, — распространяется за пределы текста. Оно воспринимается на фоне реальности и в связи с ней.

Город и природа, исторические события и реалии быта — все это входит в произведение, без которых оно не может быть правильно воспринято. Реальность — как бы комментарий к произведению, его объяснение». Но добавим, и произведение написать без всего этого невозможно.

События лета — осени 1943 года стали той исторической правдой, которая вернула Твардовского к «песне», задуманной студеной зимой 1941/42 года.

После освобождения родных мест около трех месяцев редакция «Красноармейской, правды» находилась на станции Колодня, и поэт жил у родных в Смоленске.

Тут-то и началась интенсивная работа над поэмой, которую «в себе берег, Про будущее прочил», а фактически не забывал «весь этот срок» в ожидании «какой-то встречи, вести».

Обратите внимание

И вот наступило то самое время, когда и встреч и вестей было предостаточно, конец 1943—начало 1944 года полностью отданы им новому произведению. Внимательный читатель заметит, что в публикациях «Теркина» наступил длительный перерыв — вернулся к нему поэт лишь в феврале 1944 года.

6 ноября в газете «Красноармейская правда» появилась «первая ласточка» — отрывок, озаглавленный «Россия» с подзаголовком «Из поэмы». И лад, и. склад, и, главное, содержание — все говорит о том, что это первоначальное воплощение замысла, возникшего «в года, когда зимой студеной, война стояла у ворот столицы осажденной…».

Не стану долго задерживать ваше внимание на этом отрывке, не вошедшем в канонический текст поэмы, но ознакомиться с ним все же нужно. Сделать это очень легко: с 1947 года после некоторой правки Твардовский включает его во все сборники как самостоятельное стихотворение — «Огонь».

Но развивающиеся события еще не давали необходимого материала, чтобы завершить «песню» в начатой тональности.

Поэт не «наступает на горло собственной песне», а продолжает жить этим замыслом, жить «всеми слоями сознания — и тем, что обозначается собственно сознанием, и теми высшими его состояниями, которые определяются термином «озарение» . Вероятно, некое «озарение» и изменило весь ход повествования.

Каждый талантливый писатель прежде всего сын своего народа и своей эпохи. Ярчайший пример тому все творчество Твардовского.

Буквально через месяц после появления первого отрывка «из поэмы» в корне меняется весь ход повествования.

Важно

Теперь это уже не широкое полотно военных действий, а лирический рассказ о муках простой русской семьи, горестях и бедах, выпавших и на долю воинов, одетых «в справедливую шинель бойца», их родных и близких.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » История создания поэмы «Василий Теркин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/istoriya-sozdaniya-poemy-vasilij-terkin/

Урок первый А. Т. Твардовский: страницы биографии Поэма «Василий Тёркин». Замысел и история

Уроки с использованием видеофрагментов (DVD) по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (8, 11кл.) Авторы: Булгаков И.Е., Киселёва И.В. ©
Урок первый

А.Т. Твардовский: страницы биографии

Поэма «Василий Тёркин». Замысел и история

Глава «От автора»

Цели:

Кратко ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского; создать эмоциональный фон для восприятия поэмы; показать актуальность произведения в период Великой Отечественной войны; познакомиться с особенностями жанра, сюжета и языка; развивать навыки анализа поэтического текста и публичного выступления с использованием ИКТ.

^ выбирает преподаватель в зависимости от уровня подготовки класса.

Оборудование: портрет А.Т.Твардовского; стенд с материалами по биографии, истории создания поэмы, фото военных лет; компьютер с проектором и экраном для демонстрации презентаций, звуковые колонки, DVD плеер и телевизор (при отсутствии компьютера, проектора и колонок).

^ раёшник, раёшный стих, лубок, эпос, лирика, поэма, синекдоха (по усмотрению учителя).

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать статью учебника-хрестоматии о жизни и творчестве А.Т.Твардовского.
  2. Подготовить краткое сообщение по биографии поэта (для отдельных учеников – презентацию).
  3. Индивидуальные сообщения (презентации) по темам:
  • История создания поэмы «Василий Тёркин»
  • Расшифровка имени и фамилии героя.
  • Почему Тёркин «на Карельском воевал», но ему «не дали медали»? (О финской войне)

Биография А. Т. Твардовского

Поэт родился 8 (21) июня 1910 года в крестьянской семье. Для формирования его личности имела большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях.

«Це­лые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», — писал Твардовский. Он рано познакомился с произведе­ниями Пушкина, Гоголя, Некрасова. Рано начал сочинять. «Сти­хи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.

Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстни­ков, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложе­ния… я отчётливо помню, что было страстное, горячее до сердцеби­ения желание…

и лада, и ряда, и музыки, — желание родить их на свет — и немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого в 1918 году был привезён из Смоленска ре­петитор-гимназист 8-го класса, а потом Твардовского и его старше­го брата отдали учиться в школу. Александр был записан сразу во 2 класс. Учёба продолжалась до 1924 года в разных школах.

Твардовс­кий становится деятельным участником общественной жизни дерев­ни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие за­метки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении мест­ных властей».

19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подпи­сью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского.

В 1932—1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагоги­ческом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается. А между тем жизнь внесла свои коррективы в творческие планы поэта.

Совет

Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом газе­ты Ленинградского военного округа «На страже Родины». В снегах Фин­ляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым «я» поэта, — Василия Тёркина.

^

Начальный замысел возник в редакции газеты «На страже Родины» в 1939—1940 годах, в период финской кампании. Речь шла о попытке в шутливом раешнике создать образ неунывающего бала­гура и умельца, который выходит невредимым из самых безнадежных передряг. Цель была проста — развлечь многострадального читателя, вызвать хотя бы его улыбку.

Кто-то из газетчиков предложил назвать героя Васей Тёркиным, именно Васей, а не Василием. Были также предложения назвать героя Ваней, Федей, еще как-то, но остановились всё-таки на Васе. Так родилось это имя. Зачин (вступ­ление) написал Твардовский. В дальнейшей публикации участвовали и другие литераторы, служившие в редакции.

Забавные строки, сопровож­давшиеся шаржами, имели успех в войсках. Место этому фронтовому юмору отводилось на 4-й странице газе­ты. Позднее, уже в период Великой Отечественной Войны, А. Твардовский преобразил этот шутливый лубок в явление высо­кой поэзии.

«Необыкновенного» Васю, который «врагов на штык бе­рёт, как снопы на вилы», сменил обыкновенный Василий Тёркин, к образу которого поэт вернулся вес­ной 1942 года. Публикация первых глав поэмы началась в 1942 году после тяжёлого отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу.

Читайте также:  Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева сочинение

А.Т.

Твардовский писал: «Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстанов­ку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение…»

Жанр и особенности построения произведения обуславливался особенностями его написания и публикации, а язык – аудиторией, к которой обращался автор. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. «Свободный» сюжет позволял печатать её по главам, которые обладали относительной самостоятельностью.

«Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно нео­пределённости жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающе­го всё произведение наперёд, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма — ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюже­та — пусть себе нет, не надо…

не намечена кульминация и завершение всего повествования — пусть, надо писать о том, что горит, не ждёт, а там видно будет, разберёмся…

Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остано­вился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть». Это совпало с решением писать не поэму, не по­весть… (а книгу), слово «книга»… звучит по-особому значительно, как предмет серьёзный, достоверный, безусловный.

^ (А.Т.Твардовский)

Когда в 1943 году поэт решил расстаться с Василием Тёркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого.

«…Я с новым увлечением, с полным сознанием необходимости моей работы принялся за неё, видя её завершение только в победном завер­шении войны…»

Обратите внимание

Так сложилась композиция поэмы: три её части соответствуют трём этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 гг. и полный разгром врага. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.После завершения войны читатели продолжали ждать от поэта но­вых глав.

«…

Я отвечал и отвечаю моим корреспондентам, что «Тёркин» — книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что, завершенная — в этом своём особом качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных моти­вов. Я ссылаюсь на строки из заключительной главы: Песня новая нуж­на.

Дайте срок, придёт она», — писал поэт.

(Об истории создания поэмы может рассказать как учитель, так и подготовленный ученик (инд. задание)).Запись на доске:

«Тёркин» был для меня… моей лири­кой, моей публицистикой, песней и поуче­нием, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»

А. Твардовский

^

1. Краткая биография А.Т.Твардовского до начала военных действий (инд. сообщения уч-ся или беседа с классом (домашнее задание)). (Инд. сообщения можно представить в виде небольшой электронной презентации)

2. История создания поэмы (учитель или по индивидуальному заданию)

3. Работа с терминами, встретившимися на уроке (повторение, знакомство с новыми терминами).

Словарная работа может идти параллельно с беседой (выступлением) по истории создания произведения.

Словарь

Раёшник, раёшный стих – фольклорный стих, сопровождающий, в частности, представление райка. Количество слогов и расположение ударений в нём свободно. Ритм основан на смежной рифмовке строк.

Носит обычно юмористический, прибауточный характер. Обр. от слова РАЁК – ящик с двумя отверстиями, снабжённый увеличительным стеклом для демонстрации различных картинок.

Показ сопровождается рассказом часто юмористического характера.

^ – развилась из пояснительных текстов к картинкам, рисовавшимся первоначально на лубках (липовой доске).

Это были дешёвые книжки, рассчитанные на широкое распространение.

Лирика – один из трёх основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств.

Выраженное в лирике состояние характера приобретает приметы художественного образа.

В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь.

Эпос – термин применяется в различных значениях. 1) Эпическая поэзия. Воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в её объективной сущности, в объективном ходе событий. 2) Большое стихотворное произведение иногда называется эпопеей.

3) Эпос народный – героические эпопеи и песни, имеет общефольклорные и общеэпические черты. Народному эпосу свойственны развитая внешняя сюжетность и драматизм, т.к. его основой чаще всего служит бой, поединок с врагом, заканчивающийся победой героя. Эпос изображает героев «лучшими» (Аристотель).

Герой такого эпоса – богатырь, воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера.

Поэма — большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Выразительное средство типизации. Один из видов синекдохи – часть явления называется в значении целого. Другой вид – целое в значении части.

(По материалам словаря литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., «Просвещение», 1974.)Следует подчеркнуть, что в поэме эпос и лирика образуют единое целое. Это, в соответствии с принципами опережающего обучения, позволяет подготовить учащихся к восприятию поэмы и нацелить на анализ жанрового своеобразия произведения.
Примечание: во время ответов на вопросы учащиеся пользуются текстом поэмы.

На доске:

«Тёркин» — книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет…» А.Т.Твардовский

Примечание: при работе с DVD можно использовать как экранные вопросы, так и любые другие (по выбору учителя).

^ Просмотр композиции «На войне…» (5.01 мин.) с целью подготовки учащихся к восприятию материала, который является нелёгким для понимания современными школьниками.

Цель: «погружение» в военную атмосферу, эмоциональный настрой с последующей рефлексией.Знакомство с главами из поэмы.

4-2. Вступление (0.32 мин.). Знакомство с портретом А.Т.Твардовского, обложкой книги про бойца, стихотворным посвящением.

4-3. Глава «От автора»: просмотр эпизода (2.10 мин.), ответы на вопросы.

Вопросы на DVD:

  1. Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне?
  2. Как связаны образы воды, походной пищи, шутки-прибаутки и «правды сущей»? Сопоставьте их, проведите параллели между образами.
  3. Известно, что во время войны солдаты не расставались с книгой Твардовского, шли с ней в бой, читали на привале.

    Чем, по вашему мнению, стала поэма для простых солдат?

  4. Дайте характеристику стихотворной речи поэмы на основании этого отрывка.

Дополнительные материалы:В начале главы «От автора» Твардовский рассказывает о том, что на войне не прожить без воды, «доброй пищи фронтовой», «не про­жить без прибаутки», «хорошей поговорки», а главное — «без тебя, Василий Тёркин, / Вася Тёркин — мой герой». Поэт делится с читателями раз­мышлениями об особенностях сюжета «Книги про бойца».

Чтение от слов; «Словом, книга про бойца // Без начала и конца» до конца главы.

Важным для поэта становится творческий принцип правдивости, без которого нельзя писать о войне. Жестокая правда войны отразилась в содержании многих глав.

Примерные ответы на вопросы:1. На войне нельзя прожить, по мнению автора, без воды «простой, природной», «доброй пищи фронтовой», «прибаутки», «махорки», «без хорошей поговорки»,А всего иного пуще Не прожить наверняка – Без чего? Без правды сущей, Правды прямо в душу бьющей…2.

Вода и пища употребляются как в прямом, так и в переносном значении (вспомним выражение «пища для ума») Основная мысль заключается в органической необходимости для человека, для его жизни – истинности, «правды сущей», «как бы ни была горька». Твардовский пишет не только о победах.

Правда войны страшна, но без неё не победить сильного, жестокого и умелого врага. Зная эту правду, Тёркин не теряет духа (отсюда и строки о прибаутке), борется и побеждает порой в самых невероятных ситуациях. Образ Василия Тёркина – простого русского солдата – олицетворяет прежде всего правду: о войне, жизни, русском характере. 3.

Важно

Книга Твардовского стала для многих солдат именно «правдой сущей», чистой родниковой водой, пищей для ума и сердца в тяжёлые времена войны.

Домашнее задание:

  1. Прочитать все главы поэмы по хрестоматии (мотивированным учащимся предложить прочитать всю поэму).
  2. Слабым ученикам: письменная характеристика главного героя по плану (по изученным материалам)
  3. Подготовить отрывки для выразительного чтения от­дельных глав или их фрагментов, (по выбору учащихся, к конкурсу чтецов, к празднику 9 мая)
  4. Индивидуальные сообщения или презентации по темам 2-ого урока.

Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-21495.html

История создания и анализ поэмы «Василий Теркин» Твардовского А.Т

В последней главе «Василия Теркина» автор «Книги про бойца» прощается со своим героем и размышляет о том, как примут его создание будущие читатели. Здесь, в финале поэмы, названо то, что Твардовский считает главным достоинством своей книги, а попутно дана беглая общая характеристика ее композиции:

Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке. . . . . . Повесть памятной годины, Эту книгу про бойца, Я и начал с середины

И закончил без конца. . .

Понятность, доступность поэмы и необыкновенная внешняя ясность, кажущаяся незатейливость ее формы, действительно относятся к достоинствам главной книги Твардовского. Эти достоинства отмечались не только рядовыми читателями полюбившейся им книги, но и коллегами Твардовского по писательскому труду.

Выразителен отзыв одного из самых взыскательных мастеров отечественной литературы XX в. — обычно скупого на похвалы И. А.

Бунина: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Правда, Бунин говорит здесь не только об органичности поэтического дара Твардовского, о соприродности его слова народному языку, — но и о свободе от эстетической нормативности, т. е. о новаторстве Твардовского в области формы («ни единого. . . готового. . . литературно-пошлого слова»).

Главный герой книги. Первые две главы «Василия Теркина» были опубликованы в одной из фронтовых газет 4 сентября 1942 г. В течение 1942-1945 гг. последующие главы книги появлялись во фронтовой периодике, журналах; выходила поэма и отдельными изданиями.

Однако российскому читателю образ Теркина мог быть знаком и до начала Великой Отечественной войны. Еще в 1939-1940 гг. на страницах газеты Ленинградского военного округа появлялся персонаж по имени «Вася Теркин» — герой серии занятных картинок, сопровождавшихся стихотворными подписями.

Создан был этот персонаж в результате коллективной работы нескольких литераторов, среди которых был и Твардовский, написавший стихотворное вступление к этому «Теркину». Главное в Теркине периода войны с Финляндией — сугубая литературная условность и намеренная одноплановость, свойственная героям комиксов или персонажам серии карикатур.

Совет

Это неизменно удачливый и всегда веселый боец, легко разделывающийся с врагами. «Человек он сам собой / Необыкновенный. . . » — вот его наиболее общая характеристика.

Настоящий, нефельетонный Теркин, герой «Книги про бойца», принадлежит иному типу образов. Уже первая сюжетная глава поэмы аттестует героя как человека «свойского», легко находящего общий язык с новым коллективом. Нормальность Теркина прямо выражена в развернутой авторской характеристике, начинающейся «установочным» четверостишием:

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Авторская установка на обыкновенность главного героя не только не мешает, но, напротив, помогает созданию максимально обобщенного образа.

Твардовский наделяет своего героя подчеркнуто «общерусской» внешностью, избегает слишком выпуклых внешних примет («особые» портретные приметы сделали бы его образ излишне индивидуализированным).

Образ Теркина близок фольклорному типу персонажей, своей неуязвимостью и «всеприсутствием» в самых разнообразных ситуациях он напоминает находчивого героя бытовой солдатской сказки.

Заметим, что, показывая своего героя в бою и на отдыхе, в госпитале и в доме старого солдата, Твардовский отбирает наиболее типовые эпизоды военных будней, знакомые каждому солдату. В изображении боев автор крайне редко использует конкретные географические названия и сколько-нибудь точные хронологические обозначения.

Поле, лес, река, болото, деревенька, дорога (и, соответственно, зима, весна, лето, осень) — вот предел пространственной и временной конкретности в книге (отдельные исключения вроде топонима «Борки» всякий раз специально мотивированы). Та же тенденция к обобщению — в рассказе о конкретной фронтовой работе Теркина.

В разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком.

Найти или скачать История создания и анализ поэмы «Василий Теркин» Твардовского А.Т.

© 2010-2018 «Cwetochki.ru»

Источник: https://cwetochki.ru/post-Istoriya-sozdaniya-i-analiz-poemmyi-Vasiliy-Terkin-Tvardovskogo-AT-23227.html

История создания поэмы «Василий Теркин» | Инфошкола

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

5 января 1940 года Твардовским был опубликован стихотворный фельетон под заглавием «Вася Теркин» , а еще через некоторое время главы, впоследствии вошедшие в поэму «Василий Теркин», «На привале», «Гармонь», «Переправа».

Обратите внимание

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

Источник: https://info-shkola.ru/istoriya-sozdaniya-poemy-vasilij-terkin/

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

«Василий Тёркин» писался в течение всей Великой Отечественной войны — с 1941 по 1945 год. Но замысел произведения возник гораздо раньше, во время финской кампании 1939—1940 годов. Герой по имени Василий Тёркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны.

Некоторые главы, вошедшие потом в поэму «Василий Тёркин», были созданы задолго до того, как произведение сложилось в окончательном виде («На привале», «Гармонь», «Переправа»). После окончания финской войны работа над «Василием Тёркиным» стала главным делом Твардовского.

Именно в годы Великой Отечественной войны был создан текст, известный нам под этим названием.

Первые главы поэмы «Василий Тёркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Кроме того, начиная с этого же года, поэма выходила отдельными изданиями.

Жанр

Традиционно жанр «Василия Тёркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое опреде­ление вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало.

Однако сам автор называл «Василия Тёркина» «Книгой про бойца».

Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п.

Это сов­пало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки.

У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца»».

Сюжет

«Переправа». Идет переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не зная, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ле­дяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнем.

«Два солдата». В избе — дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит стари­кам пилу и часы. Герой догадывается, что у бабки есть спрятанное сало и уговаривает угостить его. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Тот отвечает, уже уходя, с порога: «Побьем, отец».

«Поединок». Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает. Возвращается из развед­ки, ведет с собой «языка».

«Смерть и воин». Тёркин тяжело ранен и лежит на снегу. К нему приходит Смерть и уговари­вает покориться ей. Тёркин не соглашается. Его находят люди из похоронной команды и несут в санбат.

Композиция

Условно поэму «Василий Тёркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья — концу войны.

Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу — вторую, радость освобожде­ния Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы.

Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Этим обусловлена и оригинальность композиции.

Важно

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.

Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода.

Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей закончен­ностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит — должна быть доступной читателю с «любого места».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.

Поэма заканчивается посвящением павшим.

Тема

Центральная тема произведения — жизнь народа на войне.

Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека:

Вой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы.

Ради жизни на земле.

Так, в главе «Переправа» автор показывает, как в жертву войне приносятся сотни человеческих жизней:

И столбом поставил воду

Вдруг снаряд. Понтоны в ряд,

Густо было там народу —

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны.

Война в «Василии Теркине» — это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бой­ца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

Нельзя равнодушно читать строки о том, как

…бездомный и безродный,

Воротившись в батальон,

Ел солдат свой суп холодный

После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,

С горькой, детской дрожью рта,

Плакал, сидя с ложкой в правой,

С хлебом в левой, — сирота.

Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы — например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праз­дничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, — в бане.

Но в «Василии Тёркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще.

Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира.

Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной.

Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет.

Образ Василия Теркина

В центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Тёркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Совет

Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Тёркин — бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

Тёркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством:

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

 Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора.

Жизнерадостность и природный юмор помогают Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Тёркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправ­ляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»).

Когда замерзшему Тёркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали…

Вдруг он молвит, как во сне: —

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике.

Словом, Тёркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда.

Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ.

Не случайно в главе «Тёркин — Тёркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.

Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это соби­рательный образ.

Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повест­вует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть.

Обратите внимание

Смерть уговаривала его сдаться ей, но Тёркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого.

Наконец, когда Тер­кин стал терять силы, он поставил Смерти условие:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний,

В праздник славы мировой,

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удив­ляется этой дружбе и отступает.

Василий Тёркин — обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ.

Он воспринимается как совершенно реальный герой — ловкий, смекалистый, остроумный. Тёр­кин неотделим от воюющего народа.

Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д.

Почти все эти герои — безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/877-poema-at-tvardovskogo-vasiliy-terkin.html

Ссылка на основную публикацию