Крестьяне и хозяйство манилова в поэме мертвые души гоголя сочинение

Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

В произведении Гоголя “Мёртвые души” присутствует множество образов помещиков, однако остановиться стоит на образе хозяйства и помещичества Манилова.

Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.

Хозяйство же у Манилова находится в весьма плачевном состоянии, не говоря уже о том, что следить за хозяйство некому, так как Манилов привык отдавать эти обязанности другим людям, которые в свою очередь, также как и Манилов, стараются не трогать это хозяйство, дабы не сломать то, что уже и так без них хоть как то работает. Всем своим видом его хозяйство показывает насколько же Манилов ленивый, и забывчивый человек. Оно всё развалено, некому следить за всем тем, что  там происходит.

Обратите внимание

Таким перед читателем и предстаёт хозяйство у Манилова. Всё разбито, обшарпано временем, всё так лениво тянется, будто его поместье является отражением его самого. Оно настолько же неприглядное, со своим особым безразличием относится ко всему его окружающему. Даже те же березы стоящие около поместья, как бы лениво тянутся к солнцу, не говоря уже об остальной окружающей территории.

На поместье Манилова стоит остановиться подольше. Поместье его состоит из главного дома, овчарни, дома для прислуги, и ещё нескольких зданий.

Но как бы ни хотелось Манилову, но дом хоть вблизи, хоть издалека всё равно выглядит очень бедно и скудно, в чём вина одного лишь только Манилова, так как он не желает следить за своим поместьем, оно стало таким не обжитым и чуждым человеческому глазу.

Именно поэтому оно кажется человеку таким отторгающим и неприятным, отчего в его поместье очень редко можно встретить гостей.

Также он позволил своим крепостным очень сильно разгуляться, отчего те, могут делать то, что им заблагорассудится, даже не вспоминая о том, что их может наказать барин, так как они привыкли, что ему вечно наплевать на то, чем они заняты. Именно поэтому, они и перестали следить за хозяйством и за прочими вещами, за которым должны были следить и оберегать.

Я считаю, что именно это пытался передать нам образом хозяйства и помещичества Манилова в произведении Гоголя “Мёртвые души”. Он пытался через образ хозяйства передать образ Манилова, что у него прекрасно получилось, позволив нам полностью увидеть картину во всей красе.

← Образ и характеристика Гибнера в комедии Ревизор ← Вранье Хлестакова Анализ сцены в комедии Ревизор↑ ГогольПо комедии Гоголя Ревизор → Прокурор в поэме Мертвые души →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/krestyane-i-hozyajstvo-manilova-v-poehme-mertvye-dushi

Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

Главный герой Чичиков путешествует по российской глубинке. Унылый серый пейзаж, плохие дороги, отсталость и заброшенность сопровождают его на протяжении всего пути.

Действия разворачиваются в губернском городе N, куда он прибывает в надежде провернуть аферу с покупкой мертвых крепостных. На вечеринке у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Собакевичем и Маниловым. Заручившись приглашениями от них и других помещиков, Чичиков принимает решение первый визит нанести Манилову.

С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки. Все сделано тяп-ляп, в обстановке видны следы многочисленных начинаний, которые так и не были завершены.

Важно

Хозяин дома очень обрадовался гостю, на первый взгляд он казался человеком радушным и приятным. Но, по мере общения, в нем обнаруживалась некоторая приторность, избыток сладости. Сам же автор описывает его «ни то, ни сё». Супруга Манилова полностью устраивала и была ему под стать.

Жили они счастливо, предавались долгим поцелуям и вели праздный образ жизни, предпочитая ни во что не вникать

Довершают картину расслабленные, добродушные, опухшие от сна крестьяне. Дворовые воруют по-черному, обманывают. Нечистоплотные и пьяные слуги, воровка ключница вызывают недоумение гостя. Хозяйство ведется как-то само, бесконтрольно и безуспешно.

Среди бревенчатых крестьянских домов не видно ни деревца, ни зелени. Крепостные живут спокойно, радостно, хозяина своего не боятся. Если мужику приходило в голову отправиться пьянствовать – он с легкостью обманывал хозяина и получал разрешение отлучиться.

Но в целом, крестьяне – люди хорошие, пребывающие в благостном расположении, достойные своего хозяина.

Манилов – абсолютно оторванный от реальности человек. Он пребывает в грезах и несбыточных проектах большую часть жизни. Человек безобидный, улыбчивый, но и бесполезный. Мертвые души помещиков – насущная проблема русской действительности 19 века, которую раскрыл Н.В.Гоголь в своей поэме. Никчемность существования, скудный духовный мир, отсутствие каких-либо целей – дорога в тупик.

Поэма «Мертвые души» считается самым главным произведением Н.В.Гоголя, которое он писал вплоть до своей смерти. События в поэме происходят во времена крепостного права. Автор мастерски описывает российскую глубинку и затрагивает тему дворянства как основного правящего класса того времени. Уже в самом названии романа раскрывается глубокий смысл произведения.

Со свойственной тонкой иронией Н.В.Гоголь описывает персонажи повести, которые один другого краше. Подробно останавливаясь на описаниях природы, быта помещиков, крестьян автор передает характеры героев, выстраивает их красочные психологические портреты.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/krestyane-i-hozyajstvo-manilova

Крестьянские образы в поэме Гоголя Мертвые души» — Сочинение

Образы крестьян в поэме «Мертвые души» Гоголь рисует кратко и точно. Резкими штрихами он разворачивает панораму жизни крепостной империи на примере среднерусского захолустья. Если помещики являют собой пороки: лицемерие, обжорство, мотовство, скупость, то простой народ человечен и прост. Именно крестьяне выглядят единственно живыми людьми в этом гротескном путешествии Чичикова по Руси.

Широкий образ трудового народа даёт помещик Собакевич, рекомендуя мошеннику своих мёртвых душ. Собакевич расхваливает их, особенно выделяя профессиональные способности. Кирпичник Милушкин в любом доме может смастерить печь; Степан Пробка так могуч, что «служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали».

Сметливый торговец Сороплёхин, искусный каретник Михеев, сапожник Максим Телятников, который «что шилом кольнёт, то и сапоги» — в кратких заметках Собакевича создан образ народной жизни, не застывшей в крепостном безвремении, но живой и подвижный. Даже смерть крестьяне находят в самом процессе жизни, труда, на что Чичиков с горечью замечает: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!». Словно смерть в тишине, в спокойствии — не для русского крестьянина.

Совет

Иначе в поэме показаны образы слуг Чичикова. Слуги — это другая сторона народа. Нравственно изувеченные, униженные постоянным гнётом люди ведут бессмысленную жизнь.

Лень и безволие, свойственные слугам — результат их полной зависимости от хозяина.

От скуки Петрушка занимается чтением, имея к нему «особую страсть», но как он читает? Его действия механичны — он читает потому, что ему нравятся слова и нравится, как они звучат.

Точно так же, как Башмачкин не вникал в смысл написанного, Петрушка не вникал в смысл прочитанного — такое духовное отупение роднит этих двух маленьких гоголевских людей.

Кучер же Селифан являет только видимость послушания, но всё, что ему приказано, выполняет по-своему.

Он может вести бричку пьяным, случайно её опрокинуть и всю вину свалить на коней, которым он постоянно что-то пытается растолковать.

Ещё одно их «отличие» — особо сильная страсть к спиртному. Слуги пьют больше и крепче, чем крестьяне, занятые трудом на земле. Селифан и Петрушка неотделимы от Чичикова — они как верные оруженосцы, по-своему дополняющие неоднозначный характер господина.

Крестьянские образы в поэме «Мёртвые души» начертаны так, что к ним можно проявить или симпатию, или жалость, или оба чувства сразу. Создаётся впечатление, что мёртвые души, на самом деле, единственные живые души во всей поэме. Порой для того, чтобы проникнуться симпатией к человеку, достаточно лишь нескольких слов о нём или даже фамилии.

Обратите внимание

В противопоставлении образов помещиков и крестьян чувствуется контраст двух различных сословий, которые никогда не смогут найти общего языка. Простота и добродетельность — те черты народного духа, которые стремился передать Гоголь в своей бессмертной комедии.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/krestjanskie-obrazy-v-pojeme-gogolja-mertvye-dushi.html

Образ помещика Манилова в поэме “Мертвые души”

Одним из персонажей поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя является помещик Манилов, белокурый и голубоглазый отставной офицер. Образ Манилова весьма интересен – он ведет праздную и комфортную жизнь, с утра до вечера предаваясь мечтам. Мечты Манилова бесплодные и нелепые: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву.

Говоря о характеристике Манилова, нужно отметить, что при праздных мечтаниях помещика хозяйский дом продувается всеми ветрами, пруд покрылся зеленью, а крепостные крестьяне разленились и совсем отбились от рук. Но всякие бытовые проблемы мало волнуют помещика Манилова, все управление хозяйством поручено приказчику.

Приказчик тоже особо не утруждается, о чем свидетельствует его пухлое лицо с заплывшими от сытости глазками. В 9 часов утра приказчик, покинув свои мягкие перины, только приступает пить чай. Жизнь в поместье, насчитывающем 200 крестьянских изб, течет как-то сама собой.

Образ Манилова в поэме “Мертвые души”

Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.

При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.

Бывший офицер Манилов настолько приятен в общении, что иногда это кажется даже чрезмерным. Порой даже может показаться, что глаза сентиментального помещика источают сахар, а речи чрезвычайно приторны и сладки.

Что такое “маниловщина”? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.

Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.

Владельцу поместья свойственно бескорыстие – когда состоялся визит Чичикова к Манилову с целью покупки мертвых душ (умерших, но числящихся живыми по ревизским сказкам крестьян), Манилов пресекает попытки гостя заплатить за них деньги. Хотя поначалу очень удивляется такому предложению, у него даже выпадает трубка изо рта и временно теряется дар речи.

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина гринька малюгин

Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи. Ответ один: «Много».

Образ Манилова примечателен тем, что он дал хождение такому понятию, как “маниловщина”, что означает благодушно-мечтательное отношение к жизни, сочетающееся с праздностью и бездеятельностью.

Важно

Мы познакомили вас с характеристикой Манилова из поэмы “Мертвые души” и обсудили визит Чичикова к Манилову. Также вы знаете теперь, что такое “маниловщина”. Из всей галереи помещиков, представленных Гоголем (а сам Николай Гоголь считал, что его герои один пошлее другого), Манилов является самым положительным.

Возможно, вам также будет интересно ознакомиться с образом помещика Собакевича, а также узнать об истории написания поэмы “Мертвые души”, автором которой является Николай Гоголь.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/obraz-pomeshchika-manilova-v-poeme-mertvye-dushi

Сочинение «Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»

Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами.

Автор описывает имения помещиков, их, время – препровождение, показывая, таким образом, картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны. Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошение помещичьего класса.

Усугубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке.

Он ведетчитателей от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» скопидомке коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиным, «прорехой на человечестве».

Рассмотрим двух героев поэмы – Манилова и Собакевича, полярно противоположных образа, но объединенных одной общей чертой – они помещики – крепостники. Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные проекты.

«Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, есле бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали различные мелкие товары, нужные для крестьян». Будто бы видимая забота о собственных крестьянах.

Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных.

Внешне он даже приятный человек, по-видимому, совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. В армии Манилов считался «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером».

Совет

Автор всячески подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру. Но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие в обратном.

Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Фемистоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик необразован.

Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. « В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Собакевич – прямая противоположность Манилову, он превосходный хозяин: все у него в порядке, добротно и надежно. Всех своих крестьян знает и живых и мертвых. Но Чичиков называет его «человек-кулак».

Все, что рассказал Гоголь о Собакевиче, помогает читателю увидеть в оборотистом хозяине звериную суть.

Медвежья сила, ум, напористость Собакевича – все устремлено на то, чтобы выдержать доход, не считаясь ни с чем. Собакевич с мужиками ладит, потому что это выгодная собственность.

Но если выгоднее их продать – продаст хоть живыми, хоть мертвыми. Его ничего не остановит.

В отличие от Манилова Собакевич прекрасно чувствует приближение «нового времени», когда будут властвовать деньги, большие капиталы, и готовится к этому заранее, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Обратите внимание

Хоть Манилов и Собакевич и диаметрально отличаются друг от друга, но они оба в изображении Гоголя предстают злодеями. Гоголь показывает пагубность крепостного права для России в целом. Мы видим, что не злой Манилов не лучше, а может даже хуже оборотливого Собакевича.Гоголевские персонажи пережили самого писателя и дошли до наших дней, но, к сожалению, не потеряли актуальность и сегодня.

До сих пор в бескрайних просторах России можно встретить таких Маниловых (которым на все наплевать) и Собакевичей (которые живут ради выгоды).

Источник: https://shdo.net/sochinenie-manilov-i-sobakevich-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi-2/

Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик».

Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы.

В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени.

Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке.

Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни».

Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина.

«Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Важно

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы.

Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».

И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди.

В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.

…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Источник: http://resoch.ru/krestyanskie-obrazy-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/

Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души” Гоголя

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов.

Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать.

Совет

Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Читайте также:  Сочинение на тему школа моей мечты рассуждение 3, 5 класс

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.

Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом.

Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть.

Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство.

Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью.

Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

Обратите внимание

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.

Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе.

На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных.

Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью.

В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега.

Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку.

Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение.

Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-manilov.html

Характеристика помещика Манилова из «Мертвых душ» Н. Гоголя. Цитатная характеристика Манилова

Манилов – герой поэмы Н. В. Гоголя, помещик. Он  – первый из помещиков, к которым заезжает Чичиков. Автор обыгрывает фамилию персонажа (от глагола «манить», «заманивать»).

Манилов характеризуется автором как бесплодный мечтатель, человек без собственного мнения, не способный довести какое-либо дело до конца. Характер героя трудно уловить. Сам автор описывает его с помощью пословицы: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

Внешность Манилова ещё больше подчеркивает его серость и типичность его натуры: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были  не  лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару;  в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения  и  знакомства.

Он улыбался заманчиво, был белокур, с  голубыми  глазами.

Важно

В  первую  минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый  человек!”  В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь:  “Черт  знает что такое!” – и отойдешь подальше; если ж не  отойдешь,  почувствуешь  скуку смертельную».

Бесхозяйственность Манилова показана ещё при описании его усадьбы. Чичикову открываются безжизненные и жалкие виды. Его дом обдувается всеми ветрами, повсюду ветхость и запустение. Внимание также привлекает беседка, которая высокопарно называется «Храм уединенного размышления».

Хозяйство Манилова ведет пьющий приказчик, ключница ворует, слуги спят и бездельничают: «Хозяйством нельзя сказать чтобы он  занимался,  он  даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».

Манилов постоянно придумывает разнообразные «прожекты», которые не только бесполезны, но и вряд ли осуществимы: «…

глядя с крыльца  на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от  дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором  бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали  разные мелкие товары, нужные для крестьян».

Манилов — приверженец всего западного, подчёркивает свою высокую образованность. Даже своих детей он назвал странными именами — Фемистоклюс и Алкид. Он счастлив в браке, но его отношения с женой выглядят наигранными и пародийно-сентиментальными.

Манилов не ищет выгоды в сделке с Чичиковым. Он отдает души крестьян бесплатно и берет купчую на себя.

За внешней приятностью Манилова скрывается ничтожность, серость и пустота.

Гоголь и Украина

Образ Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Цитатная характеристика Собакевича

Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя

Цитатная характеристика Земляники из комедии “Ревизор” Гоголя

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=78

Образ Манилова (сочинение по поэме Гоголя “Мертвые души”)

По замыслу Н.В. Гоголя, поэма «Мёртвые души» должна была показать жизнь русского народа после Отечественной войны 1812 года.

Писатель расценивал этот период как момент самосознания нации, характеризующийся тем, что она ещё не устоялась, черты её не отлились в законченную форму и, следовательно, есть время для того, чтобы искоренить пороки и укрепить достоинства.

Присущие русскому характеру недостатки сконцентрированы писателем в образах помещиков. Манилов в этом смысле несколько отличается от других персонажей в этой галерее, поскольку, на первый взгляд, он предстаёт человеком благодушным, гостеприимным и бескорыстным.

«Весьма обходительный и учтивый», изысканный и утончённый, считавшийся в армии «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером», Манилов не вписывается в безотрадную картину нелепой, пустой, провинциальной жизни. Но это лишь на первый взгляд.

Совет

Присмотревшись внимательнее, очень быстро понимаешь: внешние «достоинства» Манилова — это фасад, за которым скрыты пустота, скудость мысли и духа, посредственность. Сам Гоголь назвал этого героя «рыцарем пустоты».

Манилов гордится своей образованностью, хотя во всех его начинаниях, в самом образе жизни видна лишь претензия на энциклопедичность.

Чего стоит один только «аглицкий сад» с «мелколистными жиденькими» берёзками! А «миленькие дети» с именами, выдающими невежество родителей? А неведомая книжка, два года «заложенная закладкою на четырнадцатой странице»?

Ничтожность мыслей (либо их полное отсутствие) прикрывается красивыми и неопределёнными словами-декорациями: «духовное наслаждение», «именины сердца», «образцовое счастие». Слова «какой-нибудь», «этакое», «этак» создают ощущение смысловой бесплотности речи Манилова.

Речь героя слащава, как и он сам: все люди для него «препочтеннейшие», «прелюбезнейшие», «милые», «очень приятные» — словом, «самые достойные».

За этим кроется не только восторженная наивность, но и неспособность Манилова мыслить самостоятельно, боязнь выбиться из нормы, кому-то не понравиться, что проявляется и в его облике: «глаза сладкие, как сахар»; «черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

Сентиментальность, слащавость доходят в нём до приторности, обходительность, учтивость — до заискивания, желания угодить (вспомним хотя бы розовую ленточку, которой был перевязан список «мужичков»).

Всю ткань поэмы пронизывают народные пословицы и поговорки. Именно в них наиболее полно выразились особенности национального характера, нравственные качества, которые одобряются или отвергаются народом. Характер Манилова также объясняется через пословицу: «Ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Обратите внимание

Этот беспечный фантазёр, пустопорожний, беспочвенный мечтатель абсолютно не способен к действию: все его «прожекты» не идут дальше слов. Поэтому начатая книжка остаётся недочитанной, на кресла недостало дорогой материи, а свернувшийся на сторону медный подсвечник составляет весьма комичную пару с очень щегольским подсвечником из тёмной бронзы.

Читайте также:  Критика о повести тарас бульба гоголя отзывы критиков и современников

Единственное, на что способен Манилов, — это «под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться».

О чём пофилософствовать? Уж, разумеется, не о «низких предметах»: «Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время?».

Манилов «выше» того, чтобы проявить настоящую заботу о благополучии крестьян. Всё управление равнодушно передоверено ленивому, пухлому плуту-приказчику, который разоряет поместье. И уж конечно, Манилов никогда не задумается о смысле собственного существования, о своём предназначении.

Грустно узнавать во многих современных политиках, учёных, видных общественных деятелях внутреннюю маниловскую пустоту, прикрытую безудержным прожектёрством. Это говорит о том, что гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличье, но с тою же пустотою и пошлостью в душе.

Живучесть этих типов объясняется тем, что в них писателем схвачены, увы, не временные или случайные черты, а коренные, глубоко лежащие свойства национального характера, которые могут измениться или исчезнуть вовсе только в результате длительного и осмысленного процесса самосовершенствования как отдельных личностей, так и нации в целом.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/obraz_manilova_sochinenie_po_poehme_gogolja_mertvye_dushi/35-1-0-1786

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Крестьяне в поэме гоголя «Мертвые души»

Сочинения по литературе: Крестьяне в поэме гоголя «Мертвые души»

Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы.

Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен, безумен. Это мир, лишенный духовных ценностей, мир безнравственности, человеческих недостатков.

Понятно, что этот мир не место для гоголевского идеала, поэтому его идеал в первом томе «Мертвых душ» находится только в лирических отступлениях и отдален от реальности огромной пропастью.

Важно

Помещики, жители губернского города N, не единственные обитатели реального мира. В нем живут также и крестьяне. Но Гоголь никак не выделяет живых крестьян из толпы безнравственных маниловцев, ноздревцев и прокуроров.

Живые крестьяне в действительности предстают перед читателем как пьяницы и невежды.

Мужики, спорящие, доедет ли колесо до Москвы; бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй; крепостной Манилова, просящийся на зароботки, а сам идущий пьянствовать, – все они не вызывают симпатий ни у читателей, ни у автора: он описывает их с такой же злой иронией, как и помещиков.

Но исключения все же есть. Это главные представители народа в поэме – Селифан и Петрушка. В их описании уже не видно злой иронии.

И хотя в Селифане нет никакоё высокой духовности и нравственности, часто он бывает бестолков, ленив, но все-таки он отличается от дяди Митяя и дяди Миняя. Часто Гоголь смеется над Селифаном, но это добрый смех, смех от души.

С образом Селифана связаны размышления автора о душе простого народа, попытка понять его психологию.

В «Мертвых душах» выразителем идеального является народная Россия, описанная в лирических отступлениях. Гоголь представляет свой идеал как бы в двух ракурсах: как обобщенный образ народа в лирических отступлениях, как конкретизацию этого идеала в образах мертвых крестьян, «мертвых душ».

В заключительном лирическом отступлении гоголь замечает, что такая «птица-тройка» , летящая по необъятным просторам, «могла только у бойкого народа родиться».

Совет

Там, где Чичиков, переписывая имена только что купленных им мертвых крестьян, рисует в своем воображении их земную жизнь, Гоголь представляет то, как они жили, как сложилась их судьба, как они умерли.

Вообще такие рассуждения не свойственны Чичикову. Складывается впечатление, что это рассуждает сам Гоголь. Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь наделяет их такими качествами, как богатырство и сила. Богатырь-плотник Степан Пробка.

Вот как говорил про него Собакевич: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком роста!» А какие трудолюбивые, умелые люди эти сапожник Максим Телятников, каретник Михеев. трудно не заметить, с каким восторгном автор пишет об этих мужиках! Он жалеет их, сочувствует их тяжелой жизни.

Гоголь противопоставляет этот мертвый народ, но с живой душой, живому народу поэмы, чья душа мертва.

В «Мертвых душах» Гоголь показывает нам не только странную действительность российской жизни, но и одновременно в мерических отступлениях Гоголь рисует нам свой идеал будущей России и русского народа, который очень далек от современной жизни.

Вероятно, что во втором, сожженном томе Гоголь задумывал перенести этот идеальный образ в реальную жизнь, воплотить его в действительность. Ведь Гоголь горячо верил, что Россия когда-нибудь выйдет из этого ужасного мира, что она возродится, и этот миг обязательно наступит.

Но, к сожалению, Гоголь так и не смог найти идеальных героев действительности. В этом и заключается трагедия всей его жизни, трагедия России.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/krestyane-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию