Критика о повести поединок куприна и отзывы критиков-современников

Критика о повести «Поединок» Куприна, отзывы критиков-современников

«Поединок».Художник П. Пинкисевич

Повесть «Поединок» является одним из центральных произведений в творчестве А. Куприна.
В этой статье представлена критика о повести «Поединок» Куприна, отзывы критиков-современников.
Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»
Н. Арский: «…

в последней повести Куприна «Поединок»… в характере… выраженного… миросозерцания, а также в самой манере рисунка автора — мягкого, тонкого, захватывающего много своеобразных переживаний, чувствуется внимательный и чуткий ученик А. П. Чехова, сохранивший индивидуальность мастерства». (Н. Арский, «Из жизни и литературы», «Новости дня», 1905 г.

, №7884)



Л. Н. Толстой: 


«Новый писатель пользуется старыми приемами. «Поединок» дает живое представление о военной жизни.» (отзыв Л. Н. Толстого, записанный Д. П. Маковицким, «Яснополянские записки» (1904-1910 гг.)



Журнал «Образование»:

«Вся суть [Поединка] не в картинках быта.., а в том соре, который накопился с годами в жизни общества, остановил его развитие и должен быть выброшен прочь.» (журнал «Образование», 1905 г., №7)

Журнал «Русская мысль»:

«…его бич и его удары… направлены… не в Леха, не в Агамалова и Осадчего, а бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни.» («Русская мысль», 1905 г., № 11)

Газета «Петербургские ведомости»:

«Язвы, поражающие… офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни.» (от (отзыв группы петербургских офицеров, газета «Петербургские ведомости», 1905 г., № 149).

А. А. Измайлов:


«Настоящая известность пришла к Куприну только в начале 1905 года, когда появился его «Поединок». Переведенный на французский, немецкий, польский и итальянский языки, он заставил интересоваться Куприным и заграницу. Слава пришла к молодому писателю… в пору полного расцвета его таланта. До сей минуты он растет и шлифуется.

Куприн часто небрежничает. В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей. Так скомкан конец «Поединка». Так в конце первой части «Ямы» сделан невозможно фальшивый перелет…

Но надо быть слепым и бесвкусником, чтобы не чувствовать, что в его лице пред нами роскошный, благоуханный талант, на котором можно слагать самые смелые надежды.<\p>
Влюбленние в жизнь, очарование бытием, дерзкий протест или нежная печаль за попрание прав человека наслаждаться бытием…

Обратите внимание

Этим веянием оттенен «Поединок», где, закрывая книгу, читатель весь переполняется гневным чувством к людям и жизненным условиям, безвременно сломившим молодого, славного, жадно шедшего навстречу всем впечатлениям бытия, поручика Ромашова, жертвы нелепых преданий военщины.»

(Измайлов А. А. «Литературный Олимп.

Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

В. В. Воровский: «Свою молодость Куприн провел в армии: не удивительно, что военная среда оставила в нем немало сильных впечатлений, давших ему материал для целого ряда работ. В известном смысле эта среда представляет богатое поле для изучения «порочности» и «уродства» современного нам общества, ибо здесь на ограниченном пространстве сосредоточена длинная вереница иерархических ступеней — от крестьян и рабочих до властвующих верхов, и все это, поставленное в специфические условия скученности, безделья, самомнения и духовной ограниченности, особенно резко подчеркивает недостатки господствующих классов и бесправие угнетаемых классов нашего общества.

И люди, обреченные на жизнь в этой среде, опускаются, опошляются. Лучшие из них либо спиваются, как Назанский, либо становятся чудаками, вроде Рафальского, превратившего свою холостую квартиру в зверинец.

А сколько-нибудь честолюбивые напрягают все силы, чтобы попасть в академию и, если оставаться военным, то, по крайней мере, делать блестящую карьеру. Эта ограниченность и пошлость жизни армейского офицера где-нибудь в захолустье ярко и сильно изображена Куприным также в рассказе «Свадьба».

<\p>

Но тоска по хорошей жизни Ромашовых — еще свежих, не заеденных пошлостью людей — не находит отклика в среде их сотоварищей. На военной среде Куприн имел широкую возможность обрисовать «порочность» и «уродство» так называемых командующих классов, и вне военных рассказов он редко касается этих классов.

К тому же мы знаем, что он не политик; изображение господствующего общества с целью публицистического освещения чуждо его авторской индивидуальности, изображение же его ради чисто эстетического интереса не менее чуждо Куприну, ибо это общество такого интереса в нем не пробуждает.

В повести «Поединок» Ромашов, мало-помалу понявший весь ужас и бессмыслицу окружавшей его жизни, задумывается над задачами человека.» (В.В. Воровский, статья «А. Куприн», 1910 г.)

А. Белов:


«В своих произведениях Куприн выступал как представитель прогрессивной части русского общества, давая правдивые и смелые оценки тем событиям, современником которых он являлся. Когда на далеком африканском континенте разразилась захватническая война англичан против буров, Куприн оказался среди тех, кто выступил против английских карателей, в поддержку свободолюбивого народа, не пожелавшего покориться колонизаторам. В период русско-японской войны он работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок», названной выдающимся русским критиком В. В. Стасовым «жемчужиной». В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. С огромной силой он показал жизнь офицерства, неспособного руководить армией, погрязшего в мелочных склоках, пьянстве, разврате. Повесть «Поединок» давала прямой ответ на вопрос о причинах поражения царской армии в войне с японцами.»


(статья А. Белова «Крупнейший мастер русской прозы» в сбронике А. И. Куприн, «Анафема (Рассказы)», Государственное издательство политической литературы, 1963 г.)


Статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии»:

«Мелкобуржуазный реализм был представлен в 1890—1900-х гг. А. И. Куприным, Е. Н. Чириковым, Н. И. Тимковским, Скитальцем, А. А. Вербицкой… …оппозиционность по отношению к самодержавию, его полицейски-бюрократическому аппарату, к феодально-крепостническим пережиткам, в особенности в годы революционного подъема приобретала черты более резкого протеста… Такова, например, повесть Куприна «Поединок» [1905], рисующая казарменную бюрократию царской армии, бессмысленную муштровку, бесчеловечное обращение с солдатами, тупость и дикость офицерства. Отражение революционного подъема 1904—1906, протест против царской расправы с революционным движением, против правительственного и черносотенного террора обозначали максимум радикализма в мелкобуржуазной литературе. Разоблачение царской армии в «Поединке» [1905] Куприна, изображение войны как безумия и ужаса в «Красном смехе» [1905] Л. Андреева выражали «неприятие» русско-японской войны, протест против политики и режима самодержавия. (Статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», том 10, 1937 г.)

Статья «Куприн» в «Литературной энциклопедии»:


«Самым крупным из произведений Куприна является «Поединок», увенчавший ряд мелких рассказов на военную тему и сразу выдвинувший Куприна на дорогу мастера. В «Поединке», как и в «Молохе», художественный показ в социальной тематике подменен памфлетно-изобличительной беседой Назанского с Ромашевым (кстати сказать, сильно урезанной и смягченной в позднейших эмигрантских изданиях «Поединка»). Для своего времени это была смелая агитационная вылазка против дуэлей, кулачной расправы, долгосрочности военной службы, против «чести мундира» и «воинского долга» — в царской армии. Характеристика офицерства беспощадна. Гвардейцы — те живут на содержании родителей или чужих жен, а армейцы — «ведь все это заваль, рвань, отбросы, убоявшиеся мудрости, школьные недоучки и готовые на всякую уступку, на всякую жестокость, даже убийство, на воровство солдатских копеек — и все это из-за своего горшка щей». В «Поединке» достается не только офицерам, но и монахам с попами. И те и другие — паразиты…» (Статья «Куприн» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», том 5, 1931 г.)


А. Тамарченко:

«…в 1902-1905 годах… …из молодого начинающего литератора Куприн превратился во всероссийски известного писателя, одного из виднейших представителей реалистического направления в русской литературе начала века. Писатель в эти годы (1902-1905) не только правдиво отражал доступные ему стороны действительности, но и сумел поставить острые общественные вопросы, назревшие в жизни и требовавшие общего внимания. В этом смысле его «Поединок» — самое выдающееся произведение русской художественной прозы 1905 года, оказавшее серьезное влияние на развитие передового общественного мнения. Поэтому современная критика справедливо видела в Куприне одного из самых ярких представителей «знаньевского» направаления, душой которого был Горький, в то же время созранившего характерные черты писателя чеховской школы… Соединение чеховского «сострадательного и насмешливого» отношения к людям со стремлением показать пробуждение активных сил характера, восстающего против гнетущих условий жизни, с горьковским настроением смелого и буйного протеста против всего, что уродует человека, — наиболее привлекательная особенность многих произведений Куприна этого периода.» (А. Тамарченко, «Собрание сочинений Куприна в 6 томах», том 3, 1958 г. примечания к тому)

Это была избранная критика о повести «Поединок» Куприна, отзывы критиков-современников о произведении.

Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/kritika-poedinok-kuprin-otzyvy-sovremennikov.html

Александр Куприн “Поединок” (1905)

Когда армия не исполняет прямых обязанностей, она подвергается разложению. При Александре III Российская империя не воевала, как и в первые годы царствования Николая II.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Александр Куприн описывает в негативных оттенках будни солдат и офицеров.

“Поединок” для него – возможность рассказать о накопившихся проблемах, требующих срочного разрешения, иначе ближайший конфликт может обернуться поражением. Собственно, русско-японская война и стала той отправной точкой, обозначившей скорый крах самодержавия.

Но то впереди, об этом Куприн не предполагает. Его задача – на примере одного молодого человека показать читателю реальное положение дел, дополнив повествование требуемыми для беллетристики элементами любви к противоположному полу с сопутствующей ей трагедией.

В центре повествования главный герой, которому едва минула за двадцать один год. Он не понимает своего предназначения, принимая происходящее вокруг за данность. Ему хочется кутить и мечтать о лучшей жизни, чем он и занимается на протяжении всего действия.

Окружающие его люди глубоко порочны: не думают о благе государства, удовлетворяют постоянно возникающие прихоти. Они и шашкой владеть разулись, предпочитая стрелять в безоружных гражданских, посмевших им перечить.

А если дело доходило до дуэли, то принимали её в качестве священного долга, иначе их изгоняли со службы.

Важно

Говорить о светлых и возвышенных чувствах не приходится. Даже дамы сердца приравнены к способу для удовлетворения ещё одной прихоти. Главный герой о женщинах практически ничего не знает, покуда Куприн не отправит его в публичный дом.

Нравственности в молодом человеке после этого не прибавляется, он становится более сконцентрированным на собственных переживаниях, всё чаще задумываясь о смерти: если не на дуэли, то всегда готов самостоятельно пустить пулю в висок.

Генералы, помнящие события прошлых войн, продолжают призывать подчинённых к нравственности. Офицеры у Куприна пребывают в постоянном кутеже, солдаты откровенно тупы. Три стороны армейской жизни отказываются найти точку соприкосновения.

Это порождает весь тот ворох проблем, где-то с юмором, а где-то с болью, описываемых автором. Вырваться из сложившего положения не представляется возможным. Куприн не старается вывести Россию на светлый путь, созерцательно отображая реалии, перегибая палку.

Читателю иногда кажется, будто автор излишне утрирует, доводя описываемые сцены до маразма.

Вырваться из обозначенного круга весьма трудно. Это понимают разумные люди, желающие совершить нечто такое, за что их переведут на места, откуда близок высший свет, или они обретут спокойствие вне армейской службы. До метаний повзрослевшей души главному герою далеко.

Он не собирается ничего менять, поскольку не имеет иных представлений о действительности, кроме имеющихся. Куприн ведёт его по дороге с петлёй в конце.

Даже в случае благополучного исхода ничего в жизни главного героя не изменится – армия засосёт его ещё глубже, пока расшатавшаяся дисциплина не выплюнет его истощённый организм.

Совет

Довольно часто Куприн сбивает читателя, уводя повествование в сторону. На страницах возникают странные моменты, довольно примечательные.

Они разбавляют общую картину упадка, показывая увлечённых людей, сохранивших голову на плечах, хоть и ставших из-за этого объектом для шуток среди сослуживцев.

Не историей одного действия дышит “Поединок” Куприна, есть в нём скрытое от взора, заслуживающее отдельного внимания. Только суть произведения не в том.

А залпы грянут! Они грянут на полях сражений и в мирных городах! Вот где вспомнят о былом старые генералы, научатся держать дисциплину офицеры, пойдут на дно солдаты и утонут в реках крови граждане России: на дворе был 1905 год.

Читайте также:  Образ и характеристика фамусова в комедии грибоедова горе от ума сочинение

Дополнительные метки: куприн поединок критика, куприн поединок анализ, куприн поединок отзывы, куприн поединок рецензия, куприн поединок книга, куприн поединок содержание, повесть куприна поединок, Alexander Kuprin, The Duel, analysis, review, book, content

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
– “Уловка-22″ Джозефа Хеллера

Источник: http://trounin.ru/kuprin05/

Рецензия на книгу «Поединок (сборник)»

Повесть Александра Куприна «Поединок», рассказывающая о жизни и быте расквартированного в провинциальном городе пехотного полка, несомненно носит автобиографический характер. Автор после окончания военного училища около 4-х лет служил офицером в 46-м Днепровском пехотном полку в городе Проскурове Подольской губернии.

Собственно, все, о чем писал Куприн в повести, он видел своими глазами, частично отразив свои переживания в образе главного героя, Георгия Ромашова. «Поединок», принесший автору известность, считается одной из наиболее значимых вещей Куприна.

Повесть попала в печать в 1905 году, в самый разгар русско-японской войны, и буквально открыла глаза русскому обществу на одну из причин малопонятных поражений русской армии на полях Маньчжурии. Тот офицерский состав, что описан в книге, годился лишь для того, чтобы организованно выводить на поле боя на убой солдатское пушечное мясо.

Обратите внимание

Были, конечно, свои герои в русско-японской войне. Есть их прототипы и в книге, но, к сожалению, они были лишь исключением из общей системы. А система сформировалась крайне неприглядная.

Выпускнику военного училища Георгию Ромашову, натуре весьма романтического склада, с большим трудом дается служба в пехотном полку, расположенном в маленьком городке на окраине России.

Ему тяжело смириться с рутиной армейского быта мирного времени, когда офицеры, дурея от однообразности и бесцельности своего бытия, вместо добросовестного исполнения своих обязанностей, банально спиваются, тиранят своих подчиненных и развлекаются подлыми любовными интрижками.

Внешне не выделяясь из общей массы офицеров, но в тоже время по своей сути являясь совершенно чуждым для армии человеком, Ромашов умудряется до определенного момента просто существовать «как все».

Он пьет, ради секса встречается с замужней дамой старше себя, полурота под его командованием — образец разгильдяйства и халтурного отношения к службе. Но, как говорит его друг Назанский, «есть в нем некоторый внутренний свет». В его жизни происходят несколько значимых событий, которые создают вокруг Ромашова полосу отчуждения.

Сначала ему отказывает женщина, к которой он питает теплые чувства, а затем он проваливает ежегодный смотр полка перед вышестоящим начальством, допустив в приступе мечтательности досадную ошибку. Нельзя сказать, что Ромашова подвергают остракизму, но, тем не менее, он чувствует свою чуждость принципам армейской жизни.

В одиночестве он переосмысляет свою жизнь и понимает, что он здесь лишний. Ромашов уже намечает перемены в своей жизни, не связанной с военной службой. Однако, оказавшись жертвой обстоятельств, и будучи предан любимой женщиной, которую и конченной сукой-то назвать будет слишком мягко, Ромашов вынужден участвовать в дуэльном поединке, который заканчивается трагически.

Ключевым моментом в повести является разговор Ромашова и Назанского в ночь перед дуэлью. Здесь рушится старая архаичная система взглядов на жизнь, наверное, в первую очередь самого автора. Период жалкого прозябания в захламленном темном чулане своих комплексов должен быть окончен.

В претенциозной речи Назанского, призывающего к выходу из состояния сумеречного бытия, и зовущего к настоящей кипучей и деятельной жизни, слышатся явные отголоски трудов Ницше и его идеи сверхчеловека. Может быть, даже сумасшествие Назанского — это не просто случайный выбор Куприна, а прямая отсылка на судьбу Ницше.

Известно, что Александр Куприн хотел написать продолжение «Поединка» — роман «Нищие», в котором планировал «воскресить» Ромашова и показать, как работает на практике принцип: «возьми жизнь в свои руки». Но…

Важно

случилась революция, и вместо «Нищих», Куприн уже в эмиграции напишет глубоко ностальгический роман «Юнкера», являющийся логической предысторией «Поединка».

Куприн обладает удивительным талантом. При всей своей кажущейся простоте литературного слога, он удивительно емко и точно обозначает суть описываемых вещей. Причем, не важно — будь это внутреннее состояние и переживания героя или же учения полка на плацу.

За время чтения мне не попалось ни одного предложения, которое бы сразу не запечатлелось в моем сознании четкой и живой картинкой.

Об Александре Куприне у меня складывается впечатление, как об одном из самых достойнейших представителей русской классики 20 века, с творчеством которого не грех познакомится в его полном объеме.

Источник: https://www.livelib.ru/review/715079-poedinok-sbornik-aleksandr-kuprin

Александр Куприн «Поединок»

Захолустный городок на юге России, воинская часть N-ского пехотного полка. Куприн сам служил в армии и небольшие эпизоды, описывающие будни русской армии второй половины 19-го века, показаны автором очень ярко и исторически правдиво.

В книге вы найдете колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей.

В окружении пьянства, разврата и тупой армейской жизни вырисовывается светлый, романтичный образ молодого субалтерн-офицера Ромашова, взросление его души и поиск ответов на простые вопросы, поставленные самой жизнью.

Отсутствие ясных целей, оторванность от реальности и любовь к замужней женщине приводят его к роковой дуэли.

Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде. Глубокий психологический анализ, усвоенный Куприным от Толстого, страстное отношение писателя к поставленной им проблеме, блестящий стиль делают «Поединок» столь же интересным для нас, как и для современников Куприна.

Первая публикация в мае 1905 года в сборнике «Знание», кн. VI.

Входит в:

— сборник «Рассказы. Том второй», 1906 г.

— сборник «Полное собрание сочинений. Том 2», 1912 г.

— антологию «Дуэль», 1990 г.

— антологию «В мире гость», 2002 г.

Экранизации:

— «Поединок» 1957, СССР, реж: Владимир Петров

Издания:

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

vladimir66, 19 января 2013 г.

Потрясающее в своей тоске и безысходности произведение.«Жестокий романс».Грязный провинциальный городок ,один из многих в России конца 19 века.Бессмысленная и безрадостная жизнь подпоручика Ромашова,тянущего лямку командира взвода. В прошлом остались радужные мечты о блестящей карьере, подвигах и радости служения отечеству.

В действительности понятия честность,благородство оказались никому не нужны. Гарнизонные будни заняты муштрой «серой скотинки», пьянками в офицерском собрании,сплетнями о чужих женах.Любая «чистая» женщина находящаяся рядом видится светлым идеалом.

Совет

Душа заплутавшего в любовном треугольнике бедного Ромашова в смятении,впервые полюбив,он видит единственный выход сохранить свою честь и репутацию любимой — пожертвовать собой. «Жестокий век,жестокие сердца…»

Oreon, 11 октября 2015 г.

«Офицеры, офицеры…», «Офицеры России, вся надежда на Вас…»

«Поручик Голицын, подайте бокалы

Корнет Оболенский, налейте вина…» ну и так далее «Раздайте патроны, поручик Голицын… на бой вдохновляет Россия-страна…»

Еще с советского детства, под воздействием подобных песен и фильмов о тех временах у меня сложилось некое романтическое впечатление о офицерстве, гардемаринах, чести и долге. Несмотря на победившую революцию коммунизма, советская страна старалась героизировать в том числе и царское прошлое, победа над которым так превозносилась с другой стороны.

Вот такое дуалистическое единство противоположностей и фактическая преемственность режимов, несмотря на отказ возвращать долги. Произведение же Куприна раскрывает нам реальность с другой стороны, глазами человека-современника, видевшего реальность изнутри и посвятившего службе несколько лет своей молодости.

Что мне нравится в авторе, что он не старается что-либо идеализировать или использовать прием привлечения наигранного романтического ореола. Наоборот Куприн старается расскрыть жизнь и ее проявления как она есть: суровая будничность и серость.

На страницах произведения нет места романтике службы, наигранному героизму, единению с «великой целью становления Российской империи», зато здесь есть пьянство, чавкающая грязь под ногами, ругань и побои офицерами солдат, разгульная и загульная жизнь офицеров и их жен, тупость и слепое следование уставу.

Нет, конечно не все так уныло и есть некоторые позитивные проявления, но в целом ни одного позитивного героя нет. Становится интересно, как должны были реагировать современники автора на это его произведение, особенно армия, офицеры, в том числе и те с кем он служил в одном из таких городков?

На этом Куприн не останавливается и в его произведении играют даже нотки трансцендентального (более потом прозвучавшего, например, у Пелевина): «Я — это внутри, — думал Ромашов, — а все остальное — это постороннее, это — не Я.

Обратите внимание

Вот эта комната, улица, деревья, небо, полковой командир, поручик Андрусевич, служба, знамя, солдаты — все это не Я. Нет, нет, это не Я… Я вижу руку, подымаю ее кверху — это Я. То, что я теперь думаю, это тоже Я. И если я захочу пойти, это Я. И вот я остановился — это Я. О, как это странно, как просто и как изумительно.

Может быть, у всех есть это Я? А может быть, не у всех? Может быть, ни у кого, кроме меня?…

Гм… а ты позабыл? Отечество? Колыбель? Прах отцов? Алтари?.. А воинская честь и дисциплина? Кто будет защищать твою родину, если в нее вторгнутся иноземные враги?.. Да, но я умру, и не будет больше ни родины, ни врагов, ни чести.

Они живут, пока живет мое сознание. Но исчезни родина, и честь, и мундир, и все великие слова, — мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви? Вот я служу…

А вдруг мое Я скажет: не хочу!…»

Да «алтари»… видно «скрепы» еще с тех пор…, тем и интересно почитать великих классиков, чтоб немного освободиться от шор и навеянной пропагандой реальности. Куприн видно черпает свое вдохновение у других классиков вроде Достоевского, Чехова, …, стараясь докопаться до сути вещей, раскрыть всю психологию и подноготную мотивов и поступков.

Подобно Достоевскому препарирующего мотивы и поступки студента Раскольникова, или же подобно тому как сам автор в «Яме» исследовал подноготную публичного дома, в «Поединке» Куприн препарирует подноготную офицерской жизни в лице молодого субалтерн-офицера Ромашова.

Его герой тяготится своей жалкой жизнью, воздыхает о жене одного из своих коллег офицеров и блудит с женой другого, ходит на бессмысленные провинцельные офицерские «балы» и принимает участие в попойках. Зато его сердце не чуждо состраданию к другим и он не приемлет брани и рукоприкладства к рядовым солдатам.

(Кстати, в конце произведения есть сцена публичного дома, которая прямо сошла с декораций событий происходящих в Яме.)

Итак, 2/3 посвятив разносу понятий чести, долга, службы родине, надо понимать в том виде, в каком молодой Куприн ощутил их в годы своей службы, писатель заканчивает примером женского коварства и драматической развязкой.

Важно

Любопытно, если вдуматься, что все СМИ несут нам определенную «богоизбраноость» России, России на страже истинного православья, последний оплот в борьбе со вселенским злом, причем не только на современном историческом рубеже, но страны, издревле почитающей свои «духовные скрепы».

Хотя, если вдуматься, в ту серость и безысходность которую Куприн описывает далеко не только в данном романе, в ту эпоху сто лет и более тому назад и представить, что люди были бы действительно духовными и богобоязненными, то не было бы ни трагедии Гранатового браслета ни ужаса Ямы ни драмы данного романа — врут значит, и тут врут…

Podebrad, 17 мая 2014 г.

Страшно перечитывать «Поединок», особенно после «Юнкеров» и «Кадетов». Капитаны и поручики из «Поединка» — это практически одногодки Александрова-Куприна. Учились вместе с ним или в таком же училище и так же думали, что их ждёт мир чести, славы, большой чистой любви. А вместо этого служебная рутина, которая пожирает почти всё время и почти все силы.

Надо отключиться хоть ненадолго, а как? Маленький пограничный городок, где никогда ничего не меняется, и почти не бывает новых людей. Ни театров, ни библиотек. Ни Интернета, ни телевизора. Хотя с телевидением они опустились бы ещё быстрее. Единственный доступный и надёжный способ отключиться от рутины — водка.

Читайте также:  Сочинение по картине куинджи после дождя описание

Многие пробуют и другие варианты, но они ещё хуже. И люди опускаются. Симпатию вызывает только Ромашов — он добрый, в нём очень много детского, он ещё не успел опуститься, и, главное, мы смотрим на мир его глазами. Если посмотреть на мир лазами другого офицера, вероятно, возникнут симпатии и к нему.

А через 9 лет рутине придёт конец, и полк почти в полном составе погибнет под Танненбергом или под Лодзью.

Шербетун, 8 августа 2015 г.

Сильная повесть о трагической судьбе офицеров царской России вызывает бурю эмоций и заставляет присмотреться к мирку, в котором живешь.

Перед читателем разворачивается бесконечная череда армейских будней, пожирающих скукой и рутиной души героев.

Солдаты, забитые, не видящие смысла в своих действиях люди, подобны роботам, выполняющим заложенную в них программу.

Совет

Офицеры, словно отбывающие повинность, от тоски и безысходности опускаются, кто-то находит отдушину в беспричинном рукоприкладстве, кто-то пьет, кто-то ныряет с головой в разврат, кто-то играет до последней копейки,..

Потуги захолустного гарнизонного общества в попытке создать подобие светской жизни образуют лишь уродливый мираж таковой. И характеристика, которую автор дает обитателям «высшего общества» загнивающего гарнизона, легко переносятся на все сферы армейского быта:

«жалкая бедность, усилия, ухищрения, сплетни, взаимная ненависть, бессильная провинциальная игра в светскость и, наконец, скучные, пошлые связи…»

И на фоне серого, унылого течения жизни мы наблюдаем рождение любви, посягнувшей на безопасность и равновесие привычного уставного уклада, оказавшейся сильнее правил и победившей врожденную робость и вечную растерянность героя-мечтателя с романтическим мировоззрением.

Но чудовище-одиночество не готово выпустить из когтей добычу.

Все предопределено, и если предательство и ложь стали частью обыденности, если «расчеловечивание» в обществе поставлено на поток, если герой лишь размышляет, при этом практически ничего не предпринимая, то ему никогда не сломать систему, у него нет ни малейшего шанса вырваться из топи, он не сможет выиграть поединок с собой и закоснелым обществом…

nafanila, 7 октября 2017 г.

Наконец-то домучен. Почему домучен, не понятно. Но не было к нему душевного и эмоционального расположения. Но под конец, что-то все таки зацепило и повело за собой.

Интересно было прочитать об офицерах до революции, которых сейчас преподносят как образцы доблести и чести. А ведь получается, что быт маленьких гарнизонных городков практически ни чем не отличается. Что в начале 20 века, что в начале 21. (Где ты, девочка из будущего. Так вот же она, смотрит на тебя в зеркало).

Маленькое сообщество, одни и те же лица, чтобы не сказать в некоторых случаях – морды. Одни и те же разговоры, одни и те же действия. Служба, в которой не видишь смысла. И соответствующие развлечения: пьянство, драки, адьюльтеры, , сплетни, скандалы. Все это показано чётко, без жеманства и кокетства.

Снимает так сказать розовую пелену с романтического представления о золотом веке дореволюционной России.

Обратите внимание

Главный герой, не герой во все. Подпоручик Ромашов, обыкновенный молодой человек, который пошел в армию в силу жизненных обстоятельств, тянет свою лямку, ничем не отличаясь от других. Да, ему не нравятся некоторые вещи, но он не имеет сил сопротивляться устоявшемуся порядку.

В его жизни происходит душевный перелом. Тут сыграла и любовь к женщине, и неудача на смотре полка, за который он получил выговор. У него появилось время и желание думать о своей жизни. Но, по большему счету, счастья в жизни ему это не прибавило. И не к чему не привело.

Хотя, возможно, просто он не успел.

Примечательно, что один из самых ярких, мудрых и неоднозначных монологов в книге произносит запойный пьяница, находящийся в полубреду.

Вот там все сконцентрированные мысли о чести офицера, о смысле войны, о том, что самое важное в человеке это его я. И только начав любить себя, свои мысли, тело, желания, мы уподобимся богам. И как может один бог причинить вред другому.

Что это? Юродивые всегда говорят правду или они сумасшедшие, и не надо их слова воспринимать всерьез.

Есть, есть над чем подумать. Значит не зря был этот «Поединок».

Wolfy903, 28 апреля 2016 г.

«Поединок» великолепен. Куприн очень точно обрисовывает всех персонажей, их привычки и характеры. Как читатель, я всегда представляю себе лица героев, костюмы, комнаты, в которых происходят события.

При чтении этой повести мне все это удавалось очень легко, я буквально ходил по этой военной части, сидел в столовой с офицерами… Драматичный сюжет, хотя нельзя сказать, что события развиваются очень уж быстро.

Вообще, по настроению мне показались близки «Кадеты» и «Поединок». Дальше спрячу под спойлер…

Спойлер (раскрытие сюжета)
Почитав отзывы по разным сайтам, удивляюсь сочувствующим ГГ. В чем он чист?.. в чем романтичен?.. Молодой человек ходил сначала к одной офицерской жене, потом, не завершив даже первую интрижку, начал засматриваться на другую… И он ведь молод, еще не испорчен именно этой частью! Уже у него вот такие понятия о чести. Он слаб, труслив, безответственен. Он НИЧЕГО не сделал для того, чтобы спасти якобы любимую женщину от слухов и анонимок. Он НИЧЕГО не делает для того, чтобы добиться ее по-хорошему — добиться успеха, которого она желает, проваливает смотр. Он жалеет солдат, которых бьют, в какой-то момент проникается теплотой к своему денщику, но срывается на него при первом же нервном напряжении. Он занимает деньги, не собираясь отдавать. Он говорит, когда нужно смолчать, и не может выдавить из себя и слова, когда нужно ответить. И так далее… Он как «Буланка» из «Кадетов», который в первое же время попался на долге старшему и поплыл по течению — опускался, не успевал, со всем соглашался… Это совсем не Александров из «Юнкеров»…

Считаешь все вокруг пошлым, грязным, неправильным? Начни с себя. Будь офицером, каким мечтал быть в «Юнкерах». Помогай солдатам, узнай их. Не смотри на чужих жен, это чужие женщины. Или добивайся их, как положено, а не сиди под забором, не прячься по кустам.

Вот такие у меня ощущения. ГГ — недостойный. Роман — очень хорош.

rakinfant, 5 февраля 2012 г.

Это не фантастика, но произведение замечательное.

Особенно поразило описание отношения к одной и той же женщине троих разных мужчин — мужа, любовника и тайного обожателя.

Написать отзыв:<\p>

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work116318

Экранизации произведений Александра Куприна

По мотивам 15 повестей и рассказов снят телесериал «Куприн». Об основных произведениях, составивших основу сценария проекта, рассказано выше.

Изначально планировалось, что телесериал «Куприн» будет состоять из 4-х частей, но для экранизации повести «Олеся» так и не смогли подыскать достойного режиссёра, и в результате частей получилось только три. Сериал снимали в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ельце.

Каким-то удивительным образом персонажи и сюжеты из разных фильмов переплетаются. Так, в «Яме» появляются влюбленный Георгий Степанович Желтков, Вера Николаевна Шеина и другие герои из «Гранатового браслета». В героя повести «Впотьмах» Аларина влюбляется дрессировщица тигров Зенида из рассказа «Люция».

Важно

В повествование активно включен и сам Александр Куприн, который не просто выступает в роли рассказчика, но и лично встречается с героями. Режиссер Андрей Малюков утвердил на роль А. И. Куприна Михаила Пореченкова. Ради роли актёр за 2 месяца похудел на 20 килограммов, а также ходил в конно-спортивный клуб для обучения верховой езде.

В сценах с хищниками актрису Елизавету Боярскую дублирует известная дрессировщица Карина Багдасарова.

Многосерийный художественный телефильм состоит из трёх частей, снятых разными режиссёрами по мотивам повестей и рассказов Александра Куприна: 

  • «Куприн. Яма» (5 серий, режиссёр — Владислав Фурман, экранизация произведений «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист»);
  •  «Куприн. Впотьмах» (4 серии, режиссёр — Андрей Эшпай, экранизация произведений  «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох»);
  •  «Куприн. Поединок» (4 серии, режиссёр — Андрей Малюков, экранизация произведений «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников»).

Награды и номинации

2015 — Номинация на премию «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал.

Телесериал «Куприн» с успехом стартовал в эфире «Первого канала», с большим отрывом оставив позади другие проекты данного тайм-слота.

Мнения о сериале

Зрителям, судя по отзывам в интернете, фильм в целом понравился. Отзывы в прессе были более сдержанны.

Игорь Карев, журналист «Газеты.ru»: «Получился вполне связный и объёмный рассказ о том, из какого сора выросли программные произведения Куприна, и о том, где писатель находил своих героев и свои сюжеты. Конечно, исторической правды в такой реконструкции немного, но она имеет право на существование».     

Сергей Ефимов, журналист «Комсомольской правды»: «Парадоксальная неторопливая поспешность «Куприна» убивает что-то, существующее в книжках писателя между строк; экранное с трудом экстраполируется на смотрящего — а в этом, наверное, и заключалась вся затея… Был бы жив Куприн, он бы наверняка всё переделал — специально для современного ТВ. Нет, совсем необязательно переносить действие в 21 век, но вдохнуть жизнь в этот удивительно красивый и тонкий проект не помешало бы».          

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Куприн_(телесериал)

 По мотивам произведений «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист». Режиссёр-постановщик — Владислав Фурман; продюсеры: Константин Эрнст, Денис Евстигнеев и др. Авторы сценария: Николай Лырчиков, Елена Исаева, Ольга Михайлова при участии Влада Фурмана.

В главных ролях: Михаил Пореченков (Александр Иванович Куприн/Сергей Иванович Платонов газетный работник, учитель Берты), Антон Шагин (   Пётр Аркадьевич Лихонин старый студент), Екатерина Шпица (Люба жена Горизонта, девица), Светлана Ходченкова (Женя (Сусанна Райцына) девица,  Полина Агуреева (Тамара, девица), Наталья Егорова (Анна Марковна Шойбес, хозяйка Ямы), Нелли Попова (Эмма Эдуардовна Тицнер,  старшая экономка), Анатолий Белый (Василий Львович Шеин князь, губернский предводитель дворянства),  Ирина Леонова (Вера Николаевна Шеина, жена Василия Шеина, возлюбленная Георгия Желткова),  Максим Аверин (Георгий Степанович Желтков, телеграфист), Владимир Симонов (Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, брат Веры Шеиной, товарищ прокурора) и др.

По мотивам произведений «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох».

Режиссёр-постановщик —  Андрей Эшпай; продюсеры: Константин Эрнст, Денис Евстигнеев и др.; авторы сценария: Татьяна Сотникова, Владимир Сотников при участии Андрея Эшпая и Романа Артемьева.

Совет

В главных ролях: Михаил Пореченков (Александр Иванович Куприн, артист цирка-шапито), Леонид Бичевин (Иван Егорович Аларин, инженер сталелитейного завода),Екатерина Тарасова  (Дарья Павловна, гувернантка Сергея Кашперова), Елизавета Боярская (Зенида, укротительница тигров в цирке-шапито), Максим Суханов (Сергей Григорьевич Кашперов, богатый заводчик), Мария Смольникова (Лиза, дочь Сергея Кашперова), Евгений Цыганов (Степан Спиридонович Ознобишин, отчаянный помещик), Виталий Кищенко (Ювеналий Алексеевич Абэг, автор системы выигрышей в азартные игры), Евгения Симонова (Мать Дарьи), Дмитрий Лысенков (Свежевский), Сергей Дрейден (Осип Осипович Гольдберг, врач), Сергей Удовик (Иван Ефимович Пчеловодов,  дворянин), Игорь Марычев    (Павел Афанасьевич Круковский), Леонид Мозговой (Главный врач больницы)

По мотивам произведений «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников».

Режиссёр-постановщик — Андрей Малюков; продюсеры: Константин Эрнст, Денис Евстигнеев и др.; автор сценария — Николай Лырчиков.

В главных ролях:  Михаил Пореченков (Александр Иванович Куприн, писатель), Никита Ефремов (Георгий Алексеевич Ромашов, подпоручик), Александр Макогон (Николаев, поручик), Екатерина Вилкова (Шурочка, жена поручика Николаева), Андрей Зибров (Петерсон), Екатерина Климова (Раиса, жена Петерсона),  Роман Мадянов (Слива, капитан),  Тагир Рахимов (Рыбников, штабс-капитан), Сергей Сосновский (Старик), Василий Мищенко (Шульгович), Сергей Шеховцов (Лех),  Владимир Роганов (Лбов), Беник Аракелян (Бек-Агамалов), Всеволод Болдин (Веткин), Павел Фартуков (Хлебников), Азамат Нигманов (Гайнан), Юрий Титов (Чекмарёв), Александр Сирин (Зегржт) и др.

Источник: http://pnu.edu.ru/ru/library/projects/literary-review/issue9/kuprim_movies/

Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»

Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок». Повесть «Поединок» — одно из произведений А. И. Куприна, посвященных русской армии.

Современники Куприна отмечали, что автор чет­ко и точно очертил в «Поединке» социальные проб­лемы русской армии начала 1900-х гг.: проблему не­понимания и отчужденности между солдатами и офицерами, проблему тягот семейной жизни в гар­низоне, недостаток образования и ограниченность офицеров.

На страницах повести царит безысходность. Герои обречены, как обречена и сама армия. Главный герой произведения подпоручик Ромашов не находит смысла в самом существовании армии. Учения, уста­вы, казарменная повседневность кажутся ему и его однополчанам абсолютно бессмысленными.

В повести два плана: история любви и дуэли под­поручика Ромашова. Главный герой искренне предан эгоистичной и расчетливой Шурочке и нелепо поги­бает в конце повести.

В произведении представлена богатая галерея лиц и характеров провинциальной армейской среды: от жалкого и забитого Хлебникова до «ницшеанца» Назанского; от тупого и трусливого Николаева до вспыльчивого и бесстрашного Бек-Ага- малова.

Читайте также:  Образ и характеристика анны в пьесе на дне горького сочинение

Каждый портрет убедителен настолько, что за ним сразу видишь живого человека с присущими только ему чертами.

Герои «Поединка» предстают перед читателями как отчаявшиеся люди. Осадчий воспевает «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость».

На- занский мечтает о чем-то хорошем, мучаясь тяжелы­ми алкогольными кошмарами.

Обратите внимание

Шурочка, женщина очаровательная, образованная, терпеливо подготав­ливает своего мужа к поступлению в Академию Гене­рального штаба и хладнокровно подводит любящего ее Ромашова под дуло пистолета.

Сострадание в повести возникает не только в сце­не ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебни­ковым на откосе железной дороги. Сострадание мы видим в поступках подпоручика, в разговоре солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи. В осталь­ные же моменты Ромашова продолжает преследо­вать «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни».

Обличительный пафос повести сразу был отмечен критиками. М. Чуносов писал: «Давно уже не выходи­ло на русском языке романа, который сразу бы завла­дел бы читателем с такой силой, как роман Куприна “Поединок”, посвященный армейской жизни во всей ее ужасной и трагической неприглядности».

«Поединок» изображает трагедию человека, пере­растающего рамки, в которое заключает его общест­во. И в своем стремлении вырваться из этого круга человек либо опускается, как опустился муж Шуроч­ки, либо погибает, как Ромашов.

Источник: https://prepodka.net/problematika-povesti-a-i-kuprina-poedinok/

Куприн А. И. Поединок, Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)

Куприн А. И.

Сочинение по произведению на тему: Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)

Время, когда человечество вступает в новый век, особенно остро ставит вопрос о судьбе России. На рубеже XIX—XX вв. этот вопрос остро обсуждался во всех слоях общества. Это не могло не отразиться в литературе того времени, а потому многие литераторы обратили внимание на эту тему. Повесть Куприна “Поединок” ставит перед читателем подобные животрепещущие вопросы.

Армия всегда ассоциируется с понятием Родины, поэтому Куприн в повести изобразил жизнь обыкновенного полка глазами главного героя — подпоручика Ромашова. “Поединок” вышел в мае 1905 г.

, когда война с Японией приблизилась к своему позорному концу. Солдаты гибли тысячами из-за бездарности и глупости генералов, когда под Цусимой был полностью разгромлен Тихоокеанский флот.

И произведение, в котором Куприн обнажил всю сущность армейской жизни, все ее пороки, вызвало массовую волну гнева.

Повесть производит на читателя тягостное впечатление. Почти все офицеры в “Поединке” — ничтожества, тупицы, пьяницы, трусливые карьеристы и невежды. Автор показывает отвратительные попойки офицеров, всю их жизнь, погрязшую в пошлости.

Особенно ярко изображена армейская школа унижения, где в конечном итоге все свои неудачи и злобу офицеры срывали на солдатах. Весь метод обучения в полку был основан на наказаниях. Этот метод наиболее ярко проявился на смотре полка. Описывая эту сцену, Куприн ставит под сомнение боеспособность русской армии.

В противовес этому Куприн приводит пятую роту капитана Стельковского, показывая, как можно разорвать этот порочный круг. Особняком в повести стоит образ Назанского — спившегося офицера, обладающего незаурядным интеллектом и душевными качествами. Назанский раскрывает нам глаза на все происходящее.

Армия уничтожает все хорошее в человеке, делая его полным ничтожеством. Назанский говорит про это: “Все, что есть талантливого, способного, — спивается”. В “Поединке” Куприн высказал свое мнение о том, почему Россия проиграла войну, но автор выражает надежду на возможность искоренения этих тороков.

Важно

Об этом свидетельствует сцена повального пьянства, в которой происходит момент всеобщего прозрения — в офицерах просыпаются нормальные человеческие чувства, хотя, к сожалению, ненадолго. Интересно то, что повесть остается актуальной

http://vsekratko.ru/kuprin/poedinok5

Источник: http://www.school-essays.info/kuprin-a-i-poedinok-rossiya-v-proizvedeniyax-a-i-kuprina-po-povesti-poedinok/

Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры.

«О, что мы делаем! — восклицает Ромашов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту.

Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами.

Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства

«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию.

Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски.

Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест.

Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства.

Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных.

То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, ^делает ущербными в духовном отношении.

Совет

Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека.

Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» — Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

Ромашова: «…Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы — царь мира… Вы — бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится…» Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни».

Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества.

А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов.

Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

Писатель должен изучать жизнь, не отварачиваясь ни от чего.А.И.Куприн

Человек и армейская машина — вот, на мой взгляд, основная проблема повести Куприна «Поединок». Это реалистическая повесть о русском офицерстве. В центре ее — конфликт мечтателя с бесчеловечным миром, унижающим человеческое достоинство.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Городской интеллигент в мундире подпоручика, Ромашов страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта.

«Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке…» Насилие а повести является неотъемлемым атрибутом духа армии: на нем держится воинская субординация и дисциплина, вся армия создана насилием.

Обратите внимание

Куприн пишет о новобранцах: «Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных и покорных животных, глядели недоверчиво, исподлобья».

Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность: «Они плясали, но в этой пляске, как и в пении, было что-то деревянное, мертвое, от чего хотелось плакать».

Они сами начинают бить солдат: «Бьют его (Хлебникова) каждый день, смеются над ним, издеваются…»

Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова и вовсе не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убеждения, что порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно.»

Обстановка презрительного отчуждения закаляет поручика Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным. Любовь же его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

Надо сказать, что тема дуэли проходит через всю русскую литературу XIX века. Вспомним рыцарский поединок Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» Пушкина и сравним его с факти ческим убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехова.

И мы видим, что перед нами разные поколения, разные люди, разные дуэли. «Единоборство чести» со временем теряет смысл, как теряет смысл система человеческих ценностей. Это и волнует Куприна более всего.

Поэтому перед нами не просто дуэль двух военных, это поединок добра и зла, цинизма и чистоты.

Важно

Куприн поднял в своей повести болезненную, острую проблему русской армии начала 1900-х годов. Отчужденность, глухое непонимание между офицерами и солдатами, ограниченность, кастовая замкнутости, скудость образовательного уровня русского офицерства очерчены Куприным жестоко, но точно.

Чем больше совершенствуются орудия убийства, тем более важным становится вопрос о состоянии нравственности тех, кто это оружие держит в руках. Читая повесть Куприна, мы обнаруживаем, что среди офицеров бытует следующее понятие о жизни армейской: «Сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой. Вечером опять будем пить, а послезавтра в роту.» Неужели вся жизнь в этом?

Но другого не предлагалось. Офицерам и их женам приходилось довольствоваться таким распорядком жизни. Как убоги их развлечения и увлечения: «В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам».

И человек, оторванный от своей среды, часто терял свое лицо и поддавался всеобщему армейскому «разложению». Большинство офицеров стоят на низком моральном уровне. Их разговоры носят грязный и пошлый оттенок. Высокие материи их не интересуют. Я полностью согласен с мнением Назанского: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия!..

Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно — чепуха, праздная и нелепая болтовня».

Создатели армейской машины сознательно снижают моральный уровень офицерства. И это неудивительно. Для того чтобы заставить человека убивать себе подобных, нужно разрушить у него представления о добре и зле, о справедливости. Но ведь офицерство — ядро армии. Следовательно, нравственному разложению подверглась вся армия.

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/povest-a-i-kuprina-poedinok-kak-protest-protiv-obezlichivaniya-i-dushevnoj-pustoty/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector