Маленький человек в петербургских повестях гоголя сочинение

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя (сочинение)

Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С.

Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

Обратите внимание

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь.

По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий.

«Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям».

Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина.

Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность… Какая важность в глазах…

Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ».

С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство.

Важно

Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/tema_malenkogo_cheloveka_v_tvorchestve_gogolja_sochinenie/35-1-0-1783

Тема Маленького человека в творчестве Гоголя

Тема «Маленького человека» в творчестве Гоголя

Автор: Гоголь Н.В.

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни.

Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.

Совет

Гоголь был подготовлен к созданию “петербургских повестей” той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф.

Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели.

Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе “петербургских повестей”. Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “…

кроме фонаря, все дышит обманом”. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным (“Записки сумасшедшего”) нет житья бедному Акакию Акакиевичу (“Шинель”).

Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

“Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”. Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора “Записок” — Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин — человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий.

С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!” — отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин.

Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги — так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь —.

фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: “Отчего я титулярный советник?” и “Почему именно титулярный советник?” Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство.

Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, “что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Высший взлет безумной мысли Поприщина — его убеждение в том, что он испанский король.

Обратите внимание

Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!..

Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.

“Записки сумасшедшего” — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира.

И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”.

“Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя.

Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”.

Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. И*вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы.

В этом и состоит ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. “Значительное лицо” — обобщенный образ представителя власти.

Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. В финале повести привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”.

Важно

Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев — “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.

Читайте также:  Сочинение духовные искания андрея болконского и пьера безухова

Как в “Записках сумасшедшего” нарушены границы разума и безумия, так и в “Шинели” размыты границы между жизнью и смертью. И в “Записках” и в “Шинели” в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще.

Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно таким изображает его Гоголь.

Источник: https://botanim.ru/content/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-gogolya-463.html

Образ маленького человека в произведениях Гоголя

«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств.

Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума.

Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель».

Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М.

Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру.

Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери.

Совет

Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни».

Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним.

Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер.

Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером».

Обратите внимание

Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут.

Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/693-obraz-malenkogo-cheloveka

Тема «маленьких» людей в петербургских повестях Гоголя

Если в «Тарасе Бульбе» писатель воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в повестях «Арабесок», в «Шинели», обращаясь к современности, он нарисовал обездоленных и униженных, тех, кто принадлежит к социальным низам.

Петербургские повести представляют собой значительный и своеобразный этап в творческом развитии Гоголя. Образное претворение и обобщение новых жизненных явлений требовали и новых художественных средств. Они не существовали в «готовом» виде или же в виде каких-либо «полуфабрикатов». Писателю нужно было найти, создать их самому.

II он нашел свои, оригинальные способы и средства решения важнейших художественных проблем.

Однако временами Гоголя увлекало резкое противоположение разнородных начал человеческой природы, возникавшее в процессе анализа действительности. Это особенно касалось сопоставлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

И тогда писатель создавал художественные образы в духе романтического раздвоения мира. Тут сказывалась склонность к тому, но сам Гоголь называл «идеальностью», склонность, не раз появлявшаяся у писателя.

Романтизм этого рода нашел свое выражение в «Невском проспекте» – в описании терзаний Пискарева, в оценке произведений христианского искусства во второй части «Портрета».

Если в романтических произведениях того времена повседневная действительность, жизненная проза являлась лишь отправным моментом для воплощения высоких стремлении героя пли же соприкосновений его с нездешним миром, то в петербургских повестях на первом плане обрисовка самой действительности.

Она предстает как непреложный критерий оценки мечтаний героя, его надежд и заблуждений; она властно вторгается в мир иллюзий, разрушает их либо выявляет их зыбкость, эфемерность. В то же самое время мечта героя о возвышенном и прекрасном проливает свет па саму действительность, подчеркивая ее неприглядные явления.

В дисгармоническом движении жизни, в психологии и поступках героев Гоголь ищет характерное, общезначимое, необыкновенно выразительно запечатлевая их черты и свойства.

Особенности реализма петербургских повестей заключаются в том, что человек в них изображен в тесной зависимости от широкой и противоречивой совокупности социальных, жизненных факторов, какие действуют в большом городе.

Важно

Петербургский цикл отличается от исторической эпопеи тем, что в нем отсутствует единство героя и среды. Отражение общности стремлений различных действующих лиц и народного движения сменяется показом человеческой разобщенности, одиночества и обособленности героев.

Рекомендуем почитать ►

Драма «Ткачи» — уникальное произведение Гауптмана

Некоторые исследователи рассматривают петербургские повести под знаком воплощения романтических идей и образов. Творческий путь Гоголя им представляется похожим на колебание маятника: романтизм  реализм, снова романтизм и опять реализм. Но такой взгляд на его художественное развитие не соответствует истине.

Поиски действенных средств реалистического письма для раскрытия сложности и разнообразия процессов жизни были ведущими в литературном труде писателя в пору создания им петербургских повестей, точно так же, как и повестей «Миргорода». По это вовсе не значит, что романтические начала не присутствуют в его петербургских повестях.

Да и романтизм, как известно, совершенно неправомерно характеризовать в качестве однозначного явления, преимущественно в негативном духе.

И петербургских повестях ясно выступает тот двойной угол зрения, который заключается в сопоставлении мнимого и реального, кажущегося и действительного, истинного и ложного. Использование этого способа изображения жизни дало возможность Гоголю очень рельефно показать подлинный облик людей, социальных явлений.

Мнимое и ложное это свойства суждений и поступков ряда действующих лиц, так же как кажущееся, видимое – особенности жизненных процессов, точнее их восприятия. И в той мере, в какой писатель характеризовал истиннее, настоящее, снимал покровы иллюзорного, замечательные победы одерживало его реалистическое искусство.

И ином качестве этот способ обрисовки получил свое претворение в «Ревизоре» и «Мертвых душах».

Источник: http://www.getsoch.net/tema-malenkix-lyudej-v-peterburgskix-povestyax-gogolya/

Тема «маленького человека» в произведениях н. в. гоголя («повесть о капитане копейкине», «шинель»)

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ

(«Повесть о капитане Копейкине», «Шинель»)

Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины.

Он дает замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом. В реализме Гоголь раскрывает многомерную сложность жизни, ее движения, рождения в нем нового.

Совет

Реалистический взгляд начинает утверждаться в творчестве Гоголя во второй половине 30-х годов XIX века.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, создания в ней социально-гуманистического направления и реалистической школы.

Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя, а Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»».

Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения.

Социальный пафос, «демократизм и гуманизм», обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротескно-сатирического изображения жизни — эти гоголевские черты были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов XIX века.

Но Гоголь оказал также большое влияние и на дальнейшее развитие русской литературы, «отозвавшись» в творчестве самых различных ее представителей — от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

Писатель не ошибся, говоря о своем «пророческом даре», о способностях поэтически предвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни.

Читая повести Гоголя, мы не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синей шинели со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой.

Долго, с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих «Петербургских повестях».

Центральная в этом цикле — повесть «Шинель». «Петербургские повести» по характеру отличаются от предыдущих произведений Гоголя.

Перед нами чиновничий Петербург, столица, великосветский, огромный город, деловой, коммерческий и трудовой, «всеобщая коммуникация» Петербурга — блистательный Невский проспект. И.

Обратите внимание

перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одеяний и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы.

Читайте также:  Сочинения про семью

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать.

«Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!» — как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании жизни только одной улицы — Невского проспекта.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «..он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей.

Гоголь, вслед за другими писателями, выступил на защиту «маленького человека» — запуганного, бесправного, жалкого чиновника.

Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновничества в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя как жертву несправедливой действительности.

В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице.

Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью.

Важно

Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

У Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В Акакие Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало.

Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью». Смыслом жизни «маленького человека» является новая шинель.

Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.

Апогеем существования Акакия Акакиевича становится его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Но на этой, казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель.

Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. В обращении к «значительному лицу» Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер». Гоголь видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность противостоять.

Однако он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть.

Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титулярных, но и с надворных советников.

Гоголь говорит финалом повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, его герой, как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может существовать только после смерти.

В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни.

Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

Совет

Но и после «Петербургских повестей» Гоголь не обделяет вниманием взаимоотношения «маленького человека» и чиновничьего мира столицы. Эта тема постоянно живет в каждом его произведении, он никогда не упустит случая,, чтобы не сказать хотя бы двух-трех едких слов об этой проблеме.

И снова эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в «Повести о капитане Копейкине». Это драматическая история об инвалиде — герое Отечественной войны 1812 года, прибывшем в Петербург за «монаршей милостью».

Защищая Родину, капитан Копейкин потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств существования. Непризнанный герой добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. «Маленький человек» попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.

Министр досадует на то, что посетитель отнимает у него слишком много времени: «Меня ждут дела важнее ваших». С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы «государственные» интересам простого человека.

Символом этой государственной власти выступает и Петербург — чинный, важный, утопающий в роскоши. Это город, в котором невозможно жить бедному человеку. Петербург — неприветливый, жестокий город, бесконечно чужд «маленькому человеку». К нему, этому человеку, равнодушен и министр.

Он не только не помог инвалиду, но, возмутившись его «упрямством», распорядился выслать его из столицы. А Копейкин гневно размышляет: раз министр советовал ему самому найти средства помочь себе, то так тому и быть.

Вскоре Копейкин стал атаманом появившейся в рязанских лесах «шайки разбойников», грабившей казну и помогавшей беднякам.

По своему внутреннему смыслу, по своей идее «Повесть о капитане Копейкине» как бы венчает всю страшную картину чиновничьей и полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

«Повесть о капитане Копейкине» содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбросить всю повесть, либо внести в нее существенные поправки.

Обратите внимание

Повесть дала автору возможность поднять тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и столицы России, характерного для них эгоизма, на фоне красоты человеческого духа, нравственного величия, подвига народа в защиту Отечества.

Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являет собой разительную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати.

Всем этим людям противостоял Копейкин — смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой.

Никогда еще тема «маленького человека» не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо «маленький человек» вырастает здесь в фигуру величественную — в защитника и спасителя Родины.



Источник: https://scribble.su/work/10000/264.html

Образ маленького человека в петербургских повестях Н.В. Гоголя

Сочинение*

Код 241261
Дата создания 30 марта 2016
Страниц 5
Покупка готовых работ временно недоступна.

Сочинение на тему «Образ маленького человека в петербургских повестях Н.В. Гоголя». (по произведениям «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Портрет», «Шинель») …

Читая повести Гоголя, мы видим, как это противоречие разрастается у него в колоссальном размахе смеха и в лирическом напряжении. Пять разновременных и как будто вполне самостоятельных произведений, действительно, связывает очень многое…

«Маленький человек» — это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил. Но такой человек для нашей действительности – это не просто литературный тип, а обычное явление.

В глазах Поприщина только чин и создает человеку репутацию. В его образе писатель раскрывает драматизм современного общественного бытия, бессмысленность и жестокую несправедливость царящих в мире человеческих отношений. Сознание Поприщина расстроено.

Уже в самой первой записи он воспроизводит замечание начальника отделения в свой адрес: «Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?». Очень быстро «ералаш» усиливается в его голове, и мир, окружающий его, приобретает уже совершенно причудливые формы. Весьма интересна переписка двух собачек, которую Гоголь вводит в сюжет повести.

Меджи и Фидель, каждая по-своему воспроизводит нравы той пошлой, великосветской среды, к которой принадлежат их хозяева. Завладев перепиской собачек, Поприщин узнает из нее много неожиданных для себя вещей.Все, что открылось герою, настолько потрясло его, что он уже не в состоянии совладать с собой.

Почему же он бесправен, отчего так несправедливо устроен мир? Он мучительно пытается доискаться причины своего унижения и общественного неравенства вообще. С какой стати одним дано все, а другие лишены всего?По мере того как растет безумие Поприщина, усиливается в нем чувство человеческого достоинства.

Хотя «бунт» главного героя кончается ничем, и он сам осознает свою полную несостоятельность, тем не менее, острота выраженного им социального протеста придавала повести глубокое идейное звучание.В каждой из гоголевских повестей раскрывается какая-то существенная грань Петербурга, его бытового или общественного уклада. В этом отношении особенно примечательна повесть «Нос».

Важно

Нелепое, фантастическое происшествие, случившееся с коллежским асессором Ковалевым, дало возможность писателю заглянуть в самые потаенные углы Петербурга. Фантастический сюжет рассказан Гоголем, как история абсолютно реальная. В этом отношении особенно интересен знаменитый эпизод в Казанском соборе. Нос Ковалева, судя по его мундиру и шляпе с плюмажем, оказался чином старше Ковалева.

Нос зажил самостоятельной жизнью. Нетрудно представить себе, сколь велико было возмущение коллежского асессора. Но беда заключается в том, что Ковалев не может дать волю своему возмущению, его собственный нос состоял в чине гораздо более высоком, чем он сам. Комизм ситуации доведен до гротеска.

Фантастика «Носа» нисколько не мешает нам ощутить реалистическую картину жизни чиновничьего Петербурга. В этом мире человек выродился, человека заменил чин, в газетную экспедицию приносят объявление о продаже «дворовой девки девятнадцати лет, упражнявшейся в прачечном деле, годной и для других работ», чиновники и полицейские только и подумывают, где бы сорвать взятку.

В этом безумном мире возможны самые невероятные вещи. Стоило Ковалеву потерять свой нос, как он сразу же преобразился. Он стал деятельным, энергичным, в нем пробудилось даже то, что вызывает человеческое сочувствие. Но как только нос был возвращен на свое место, Ковалев тотчас же снова погрузился в то состояние самодовольства, какое было обычно ему свойственно.

Таков этот странный мир, который сам по себе кажется Гоголю ненормальным, больным.Тема власти денег приобрела в повести «Портрет» у Гоголя острое социальное разрешение. Чартков — герой повести «Портрет» — честный, трудолюбивый художник. Человек с талантом и способностью тонко чувствовать натуру, он мог стать незаурядным живописцем. И было кому помочь ему. Профессор не раз предостерегал его от щегольства, от увлечения модными картинками в «английском роде», советовал беречь свой талант и не искать легких денег. Но молодой художник не следовал наставлениям учителя.

Интернет — источники

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала, который не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, но может использоваться в качестве источника для подготовки работы указанной тематики.

Читайте также:  Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика сочинение

Другие сочинения

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/241261/sochinenie-obraz-malenkogo-cheloveka-peterburgskih-povestyah-gogolya.html

Тема «маленького человека» в творчестве Н, В. Гоголя

Тема «маленького человека» в творчестве , литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина.

Вообще же образ «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый нысшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не виновный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью.

Совет

Порой он способен на протест. К бун­ту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.

Пушкин открыл в бедном чи­новнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил раз­витие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский про­спект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»),  продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Пе­тербург — город, где человеческие отношения искажены, торже­ствует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где «…кроме фона­ря, все дышит обманом».

Именно в этом страшном, безумном го­роде происходят удивительные происшествия с чиновником По- прищиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиеви­чу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Человек и нечеловечес­кие условия его общественного бытия — главный конфликт, ле­жащий в основе петербургских повестей.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно., — «За­писки сумасшедшего». Герой произведения — Аксентий Ивано­вич Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дво­рянин, очень беден и ни на что не претендует.

С чувством досто­инства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его вы­сокопревосходительству», преисполненный величайшего уваже­ния к директору.

«Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин.

По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, — так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутрен­ний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Со­знание Поприщина расстроено, и в его голове неожиданно возни­кают вопросы: «Отчего я титулярный советник?» и «Почему имен­но титулярный советник?»

Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он ду­мает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам».

Обратите внимание

По мере уси­ления безумия в Поприщине растет чувство человеческого досто­инства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдер­живает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!..

Что я сделал им? За что они мучают меня?».

Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя».

«Записки сумасшедшего», вопль протеста против неспра­ведливых устоев обезумевшего сумасшедшего» — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смеще­но и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «Он был то, что называется вечный титулярный советник, над кото­рым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, ко­торые не могут кусаться», — так говорит о Башмачкине Гоголь.

Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ог­раниченность и убожество своего героя.

Гоголь подчеркивает ти­пичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев.

Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки».

И вот таким человеком овладела всепоглощающая страсть об­завестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет не­соизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение житейской за­дачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу».

«Значительное лицо» — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаружи­вает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».

Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое ра­зошлось.

Достоевский увидел в «Шинели» безжалостное издева­тельство над человеком», критик Аполлон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую», а Чернышевский назвал Баш- мачкина «совершенным идиотом».

Важно

Как в «Записках сумасшедше­го» нарушены границы разума и безумия, так и в «Записках», и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти.

В конечном итоге мы видим не просто «маленького человека» вообще. Перед нами одинокие, неуверенные, лишенные надеж­ной опоры, нуждающиеся в сочувствии люди. Поэтому мы не мо­жем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изобра­жает его Гоголь.

Источник: https://prepodka.net/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-n-v-gogolya/

Готовые школьные сочинения

Апр 16 2010

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чи­новник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой.

Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердо­стью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничь­его крючкотворства в своих “Петербургских   повестях”.

 Центральная в этом цикле повесть “Шинель”. “Петербургские повести” отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя.

Перед нами чиновный Петербург, Петербург — столица — основной и велико­светский, огромный город — деловой, коммерческий и трудовой, и “всеобщая коммуникация” Петербурга — бли­стательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои: “вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.” И перед читателем мелькает, как в калейдо­скопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

   Настолько были очевидны   проволочки бюрократии, проблема “высших”   и “низших”, что про это не­возможно было не писать” Какая быстрая   совершается на нем фантасмагория в течении одного дня!” — как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании   только одной улицы — Нев­ского проспекта.

  В повести “Шинель” Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится   суро­вой и беспощадной: “…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой бу­дет презрение, граничащее с ненавистью.” Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читате­лей.

Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту “маленького человека” — запуганного, бесправ­ного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Совет

  Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакие­вич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности.

В ” Шинели” трагическое и комическое вза­имно дополняют друг друга .Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограни­ченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не про­двинулся по служебной лестнице.

Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существо­вал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильем, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью.

Гоголь смеется, но он смеется не именно над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

Но у   Акакия Акакиевича была своя “поэзия жизни”, имевшая такой же приниженный характер , как и вся его жизнь. В переписывании   бумаг ему “виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир”. В Акакие Акакиевиче в се же сохранилось человеческое начало.

Его робость и   смирение окружающие не прини­мали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а   Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете”. И только один “молодой человек проникся к нему жало­стью.” История жизни Акакия Акакиевича — это новая полоса в его жизни.

Смыслом   его существования стано­вится забота о 111. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель- как бы символ новой жизни.

Апогеем творчества Акакия Акакиевича   является его первый переход в департамент в новой шинели и посе­щении вечеринки у столоначальника, Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалось успехом, он хоть чем-то доказал людям , что у него есть самомнение, На этой казалось бы, вершине благополучия его постигает катаст­рофа.

Обратите внимание

Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича,   бессильный протест. Добиваясь приема у “самого частного” и в обращении к “значительному лицу”, Акакий Акакиевич “раз в жизни захотел показать характер” Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он дает ему воз­можность противостоять.

Но он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов, погибает так же незаметно, как и жил. Но Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти он резко стаскивает мишень не только с титулованных советников, но и с надворных советников.

    Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В “Шинели.” Повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала боль­шое влияние на направлении русской литературы, тема “маленького человека” стала на многие годы одной из самых важных.

     Еще одно произведение Гоголя со своей глубиной раскрывшее судьбу “маленького человека” — это “Записки сумасшедшего.” Здесь представлена судьба человека, исключительно несправедлива, царизм в мире.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-nv-gogolya/

Ссылка на основную публикацию