Можно ли назвать умным чацкого в комедии горе от ума грибоедова? сочинение

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием.

У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой.

Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».

Обратите внимание

Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин.

«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно.

Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.

Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.

Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры.

Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».

Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:

Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность.

Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету».

Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.

Важно

Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.

Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность.

Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича.

Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.

Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру.

Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.

Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера.

Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф.

Совет

Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.

В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:

Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:

Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».

Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого.

В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой.

Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».

Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого.

Обратите внимание

Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей.

И это самое главное противоречие в характере героя.

Мой Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ

Источник: http://resoch.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ключевой. Само название свидетельствует об этом. Говоря о комедии, её тематике и образной системе, эту проблему необходимо рассматривать, пожалуй, самой первой.

Во все времена была актуальна проблема ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими и зачастую оставались непонятыми современниками умные, передовые люди своего времени.

Идеи, шедшие вразрез с общепринятыми и проповедуемые передовыми людьми современности, подвергались гонению. 

Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему неслучайно. Комедия «Горе от ума» написана перед декабрьским восстанием и повествует о реакции общества на появление передового разума в России. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума». 

Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения.

«Горе уму» подразумевает угнетение Чацкого, который становится изгоем в фамусовском обществе.

«Горе от ума» заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней. 

При всей своей примитивности она приносит прекрасные плоды. Все без исключения члены старомосковского общества действуют по одной и той же схеме, которая не формулируется в произведении явно, но лежит на поверхности.

Если мы вспомним, что Максим Петрович ради хорошего положения выступал, фактически, шутом («Упал он больно, встал здоров»), и молчалинскую «философию» («В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»). Для начала формула успеха требует чинопочитания.

Важно

Перед всеми, кто выше тебя по званию, необходимо пресмыкаться (большинство «крупных» внесценических персонажей похожи на полубогов).

Рано или поздно это приведёт того, кто ранее «в мире брал лбом», «стучал об пол не жалея», как выразился Чацкий, к власти, и тогда новоявленный «большой человек» имеет полное право унижать тех, кто ниже его. Чацкий себе такого не может позволить, он слишком ценит свою честь, достоинство и ум. Вот почему ему «горе от ума» — он только страдает, не принимая идеи Фамусова и его единомышленников. 

Но на самом деле «горе» от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве.

Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить «инородное тело» из своего круга.

Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение. 

Итак, «Горе от ума», при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля», если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому. 

Главный герой еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: «И в чтенье прок-от невелик».

Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина».

Совет

Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню. 

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек — это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но, тем не менее, более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: 

«Солидный человек и знаков 

тьму отличья нахватал, 

не по летам и чин завидный, 

не нынче завтра генерал». 

В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, «как делали отцы».

Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению «сгибаться вперегиб», когда надо было «подслужиться».

Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом. 

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить».

В своей практике он следует заветам отца — «угождать всем людям без изъятья», но при этом считает, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах он небольших». Софью он любит «по должности», успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты.

По мнению Чацкого, Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». 

Обратите внимание

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить «делу, а не лицам». Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями.

Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся «набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает «слепое подражанье» всему иностранному.

Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов.

Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. 

Не случайна и любовь Чацкого к Софье, ведь Софья тоже обладает умом, но практическим. Это типичная девушка своего времени и класса, ум свой черпает из французских сентиментальных романов. И выбирает себе в мужья Молчалина, чтобы со временем сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу», и при этом руководствуется житейской мудростью, так как она — истинная дочь своего отца и своего времени. 

Еще один тип ума есть в комедии. Его мы видим у Лизы, горничной в доме Фамусова.

Она выражает авторскую позицию и именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами» и так далее. Несомненно, Лиза от природы умна и обладает житейской мудростью простолюдинки, она преданна своей Софье, но при этом находчива и хитра. 

Итак, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом представлены различные типы ума в комедии Грибоедова «Горе от ума». Объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву, фамусовское общество не приемлет передовой ум и отвергает его. 

Читайте также:  Маленький человек в петербургских повестях гоголя сочинение

Источник: http://internat18.ru/a-s-griboedov/item/69-problema-uma

Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

  Скачать сочинение

    Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий современник автора. Как и Грибоедов, он принадлежит к поколению «детей 1812 года», является представителем прогрессивного крыла дворянской интеллигенции.

В уста героя Грибоедов вкладывает свои мысли о бесчеловечности крепостного права, о неприязни к тупой военщине, о непривлекательности низкопоклонства и карьеризма, о необходимости уважать национальную культуру, любить свой народ. В плане политического мировоззрения можно говорить о тождестве Грибоедова с Чацким.     В личной жизни Грибоедов не был подобен своему герою.

Если Софья Фамусова изменила своей любви к Чацкому, то Нина Чавчавадзе, жена поэта, до конца жизни хранила верность своему избраннику оставшись семнадцатилетней вдовой, она никогда больше не вышла замуж.     Есть черты сходства и в биографиях автора и его героя. Грибоедов сделал блестящую дипломатическую карьеру.

Важно

Вместе с тем в правительственных кругах Грибоедова не любили, относились к нему настороженно. Отблески этих обстоятельств лежат и на биографии Чацкого: «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то… С министрами про вашу связь, потом разрыв», говорит Чацкому Молчалин.     Грибоедов был одним их образованнейших людей своего времени. Образован и одарен и его герой. «…

Он малый с головой, и славно пишет, переводит», говорит Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, а чуть позднее сам герой, рисуя образ своего воображаемого сторонника, признает пауку и искусство наиболее достойными из занятий:     …

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,     В пауки он вперит ум, алчущий познаний;     Или в душе его сам бог возбудит жар     К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

    Как и Чацкий, Грибоедов становится жертвой своего ума: арест, но подозрению в причастности к «делу» декабристов, недоверие правительства и «политическая ссылка» (собственные слова Грибоедова) на дипломатическую работу в Иран, мученическая смерть в Тегеране. Чацкий навсегда покидает Москву с «мильоном терзаний» в груди, с несбывшимися надеждами, оскорбленным чувством.

В подобном же состоянии Грибоедов через пять лет после создания комедии навсегда покидает Россию.     Вместе с тем Чацкий не литературный автопортрет Грибоедова, он во многом отличен от своего создателя. Прежде всего, Чацкий герой-романтик, по своему политическому темпераменту близкий к романтикам-декабристам. Вопрос об отношении самого Грибоедова к декабристскому движению более сложен.

В программно-политическом отношении Грибоедов, безусловно, разделял многие взгляды декабристов и сочувствовал им, однако свою принадлежность к тайному обществу он решительно отрицал (па допросах в Главном штабе), признав только, что «брал участие в смелых суждениях насчет правительства: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего».

Вопрос о причастности Грибоедова к декабрьским событиям 1825 года до настоящего времени не выяснен окончательно, по не вызывает сомнения, что в своих политических прогнозах Грибоедов, с его знанием механизмов российской государственной машины и опытом дипломатической работы, был отнюдь не романтиком, а трезво мыслящим реалистом.

Отсюда грустная ирония в его знаменитых словах о декабристском восстании: «Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России».     Ставя под сомнение успех декабристского восстания, Грибоедов вместе с тем не утверждал, что оно бессмысленно. Бессмысленно ли благородное негодование Чацкого в ситуации, когда (как понимает автор и как понимает зритель) он заведомо не будет услышан? Прав ли Пушкин, замечая, что Чацкий неумен, ибо умный человек не стал бы «метать бисер перед репетиловыми»? Пушкин прав в том смысле, что в жизни поведение Чацкого вольнодумные монологи, обращенные к Фамусову, к «толпе глупцов» было бы абсурдно и потому оно неприемлемо, психологически недостоверно в реалистическом произведении. Но Чацкий сценический персонаж, призванный стать проводником взглядов автора, его идеологический «двойник».

    Мысли, которые Грибоедов, будучи государственным служащим и здравомыслящим человеком, не мог себе позволить высказать открыто, он произносит от лица своего героя.

Совет

Слова Грибоедова — Чацкого о свободе и достоинстве, о любви к своему «умному, бодрому» народу и ненависти к рабству, его проповедь высоких идеалов все это обращено не к Фамусову, а к современнику читателю и зрителю.

В Чацком Грибоедов воплотил лучшие черты своего поколения, лучшие свойства собственной души.

15649 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/0095501184864171489/

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс сочинение

Трагикомедия Грибоедова «Горе от ума» играет значимую роль в истории литературы. При уникальном сочетании затухающего классицизма и появлении новых художественных методов, в написании комедии Грибоедов объединил злободневный реализм и классический романтизм.

Отсюда и проявилась та зависимость героев от времени написания и столько необычного на тот момент сочетания жанров.

Если ранее писатели предпочитали делить персонажей на черное и белое, то теперь допускается смещение этих границ.

В частности Грибоедов позволил себе наделить героев и положительными чертами характера, и отрицательными. Наиболее ярко это выразилось в главном образе пьесы – Александре Чацком.

Вспомним его предысторию. До начала событий пьесы Александр почти три года путешествует в поисках себя и своего предназначения, как он это называет: «Ума искать». Благодаря поездке он становится приверженцем передовых взглядов на общество и общий уклад жизни.

По возвращении на Родину герой отправляется к Фамусову, чтобы скорее увидеть дочь старинного друга. Много лет назад они росли вместе.

Встретившись с Софьей, Чацкий с удивлением обнаруживает, что чувства к девушке давно остыли, а новость о ее привязанности к другому человеку воспринимается им неоднозначно, вызывая внутренний конфликт чувств и стремлений. Особенно его задевает тот факт, что Молчалин куда глупее его.

Обратите внимание

Но тем не менее эта ситуация вызывает столкновение между Чацким и домом Фамусова. Литературоведы обозначают его, как борьбу людей с передовыми взглядами и чинопоклонниками.
Со слов Софьи мы можем еще до приезда молодого человека составить его портрет.

«Чувствителен, и весел, и остер» — говорит девушка, при разговоре о мудрости и уме со своей служанкой, вспоминая именно Чацкого. А это выгодно отличает его от других персонажей.

В книгах всегда прослеживается развитие героя, особенно на фоне конфликтов интересов и мировоззрений персонажей. В данной ситуации читатель понимает всю неоднозначность и противоречивость характера Чацкого, столкнувшегося с враждебным отношением к его идеям и убеждениям. Ему приходится защищать их в своих монологах с закостенелыми приверженцами традиций аристократии.

Даже в общении с близкими и друзьями, поддерживающими дворян, он использует язвительную манеру с некой долей сарказма, специально высмеивая их ошибочные суждения. При встрече с Софьей он спрашивает: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?». Также остальные персонажи нередко укоряют Чацкого в бестактности, вспыльчивости и страсти к высмеиванию чужих пороков.

Особенно это проявляется в общении с девушкой.

Конечно, читатель вправе оправдывать поведение Чацкого тем, что тот возмущается безнравственностью своего сословия, стремясь хотя бы таким образом передать им свое «истинное знание». Он ставит перед собой цель – побороть невежество дворян, а не обидеть кого-то отдельного из них.

Учитывая то, что герой с детства воспитывался в этих традициях, ему сложно полностью изменить самого себя и пойти против сословия, а потому у него «ум с сердцем не в ладу».

Он просто не может удержаться от очередной колкости в адрес фамусовского общества или язвительного замечания по поводу рассказа об очередном уважаемом феодале, готовом кланяться до земли перед очередным правителем.

Для Чацкого характерна любовь к правому целедостижению с помощью своих способностей, а не денег. Он готов тяжело работать ради благой цели, но никогда не станет этого делать в угоду интересам влиятельных людей. Чацкий демонстративно заявляет в очередном споре с аристократами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

А ведь по рассказам современников, таких же взглядов придерживался и сам Грибоедов. В молодом человеке мгновенно пробуждается гнев и даже ненависть при виде отношения общества к обездоленным и нищим, а также к столь «противной» ему выслуге перед высокопоставленными чинами.

Важно

Для него аристократия не более, чем склонная к мотовству, лени и чинолюбию общность, старающаяся во всем подражать западу, но не самым лучшим их достижениям.

В своем монологе Чацкий укоряет боязнь аристократии и высоких чином перед лицом обычного человека, готового посвятить себя всецело науке и самопознанию, считая его безумцем и даже бунтарем. Аристократы будто боятся, что привычный для них строй вскоре будет свергнуть, а потому удерживают его с помощью отрицания новых идей.

Они даже для продвижения по службе пользуются не собственными способностями, а стараются заводить полезные знакомства на балах и частных встречах. В то время, как Александр разделяет понятия отдыха и развлечений с работой.

Он негативно воспринимает лицемерие перед лицом «нужного человека», не стесняясь открыто заявлять об этом в лица свои оппонентам.

Самого Чацкого тяготит «темность» их взглядов и враждебность по отношению к новаторским идеям, что приводит к «отрезвлению» его мыслей: Чацкий решает, что его пути с консервативной аристократией давно разошлись. В этом и заключается драматизм комедии: Чацкий остается в одиночестве в своих убеждениях и вынужден покинуть Москву. Но, к его чести, он не оставляет своих взглядов. Просто время для них еще не пришло.

Не секрет, что образ и характер Александра Чацкого отражает взгляды самого Грибоедова, не принимающего преклонения русских перед «иностранщиной». Он высмеивает учителей-иностранцев и использование даже в бытовых ситуациях иностранной речи в словах главного героя.

Критиками образ молодого человека, приверженца новых идей, воспринимался так же неоднозначно, как и совмещение классицизма с новаторскими литературными жанрами.

Однако, все убедились в идее автора о том, что несмотря на сложность укрепления новых идей в столь консервативном обществе, вскоре придет время, когда новаторство свергнет все пороки аристократии.

Совет

Ведь уже тогда многие молодые люди начинают стремиться к знаниям, развитию науки, расширению экономики и использованию европейских идей об оплаченной работе, а не рабском отношении к крестьянам.

9 класс сочинение кратко

Образ и характеристика Чацкого

Центральный образом комедии является Александр Андреевич Чацкий — человек нового времени и новых убеждений. Но его идеи в доме Фамусова никто не разделяет. Чацкий в одиночестве противостоит собравшемуся обществу.

Он давний гость в доме Фамусова, знаком с Софьей с детства, однако, девушка не рада видеть его снова. Чем ей так не угодил Чацкий, зарекомендовавший себя как честный и умный человек? Софья не может оценить все его положительные качества и в них находит только плохое.

Чацкий, действительно, умён, но в доме Фамусова никто не может этого оценить. Хоть он сам рос в этом обществе,  он осуждает образ жизни этих людей. В своих монологах Чацкий выступает против людей «века минувшего», ратует за новые идеи и взгляды. Так из его речей читатель узнаёт, что Чацкий отказался от службы, что неприемлемо для фамусовского общества. 

Несмотря на различие во взглядах Чацкий влюблён в Софью. Ради неё он возвращается в дом Фамусова и с порога говорит ей о своих чувствах. Софье не интересно его слушать, ведь она создала для себя идеальный образ Молчалина и влюбилась в него.

По отношению к Софье Чацкий проявляет вспыльчивость и несдержанность, так же он горячится во время своих монологов. Он раздосадован выбором Софьи и не понимает его, потому что видит Молчалина скучным и безыдейным. Чацкий замечает изменения в Софье и в себе, они стали чужды друг другу и выбрали разные пути.

Софья теперь ближе становится к фамусовскому обществу, живёт мечтами и французскими романами и больше не заинтересована в Чацком.

Из-за своих речей Чацкий подвергается нападкам со стороны фамусовского общества. Сначала его осуждают за неимение чина и положения в обществе. Пиком противостояние становится сцена, когда Чацкого объявляют сумасшедшим и все сразу этому верят.

В итоге Чацкий покидает Москву, где его никто не понимает и не принимает, оставаясь верным своим мыслям и убеждениям.

9 класс краткое содержание

Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс

Произведение « Горе от ума» является отображением жизни дворянства и светского общества. В комедии хорошо описана жизнь и привычки дворянства.  В светском обществе всегда царит ложь, предательство, подхалимство.  И, к сожалению не уважаются права простых крепостных. В «Горе от ума» хорошо показан характер людей живущих в России.

Произведение написано тогда, когда происходил раскол общества на два лагеря. Один лагерь был за сохранение традиционных устоев, а другой лагерь-за введение новых традиций и устоев.  Чацкий является главным героем произведения «Горе от ума». Своим неповторимым образом он придает произведению оригинальность.

Чацкий очень интересная личность. Он выступает против традиционных устоев дворянства. Обычно в светском обществе царило предательство, взяточничество, подхалимство. Дворяне не уважали не ценили крепостных. Против этого всего был Чацкий. Он хотел все изменить но не смог. Чацкий не уважает тех дворян, которые мыслят только в одном ракурсе. Герой гибкий человек со всесторонними интересами.

Читайте также:  Сочинение по картине рылова полевая рябинка 2, 5 класс описание

Любовь Чацкого

Чацкий в любви был очень непоследовательный. Герой испытывал свое первое чувство влюбленности в доме детства у Фамусовых. В ненавидимом им обществе находится только из-за Софьи. Герой после своего длительного отсутствия приехал обратно в Москву. За время своего путешествия он многое понял. Появился новый взгляд на жизнь на прежние идеалы.

Чацкий очень хочет найти свою любовь. Чайкой не силен в любовных делах. Он не может правильно цепочку общения с Софьей. Когда Чайкой уехал за границу, то он полностью прекратил общение с Софьей. А приехав обратно в Москву начал свое общение с  Софьейт так как будто они не расставались. А все дело в том, что герой испытывает духовную близости с Софьей.

Он считает ее родным человеком.

Обратите внимание

Чайкой даже не в состоянии понять, что Софья может влюбиться в другого молодого человека.

У Чацкого есть эгоизм. Он очень самоуверен в любви. Узнав о том, что новой любовью Сойти является Молчалин, у него пропадает уважение к героине.

Чацкий и характер

Чацкий очень неоднозначная личность. Он представляет молодое поколение революционной эпохи. Он стремится  все изменить вокруг себя, победить старые устои. Но к сожалению старые устои общества очень сильны и их сложно победить.

Герой сильно любит страну, в котрой живет. Но хорошо огранивает страну от чиновников и верхушку России. Чацкого можно назвать патриотом своей страны. Он верит что Россия полна новый идей, хорошими людьми,которые трудятся во благо России.

Да, несомненно, страна очень удивительная и богатаянародными традициями. Любовь Чацкого к России порождает ненависть к плохому отношению дворянства к крестьянам. Герой просто ненавидит  живых людей с их притворством. Поэтому он не любит не служащих не чиновиков.

Чацкий упрямо борется со старыми устоями, но в итоге его убили терзания.

Чацкий вкорне отличается на дворянства. Он хорошо и быстро соображает , ему не интересны занятия светского общества.  Он смеется над самим Фамусовым и над его обществом.

9 класс краткое содержание

Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума

  • Характеристика Феклуши в пьесе Гроза сочинениеОчень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос,
  • Мой любимый герой — Петя Ростов в романе Война и мир сочинениеПетя – младший сын семьи Ростовых. За свой светлый добрый характер и романтическую душу, он поплатился жизнью. Однако, его образ меня вдохновляет. Еще с детства он стремился пойти по стопам старшего брата, который начал учиться в военной академии.
  • Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 классКартина Саврасова «Грачи прилетели» изображает типичный пейзаж русской деревни где-то в средней полосе России. Об этом наглядно говорят растущие тут берёзы. Скорее всего, это окраина деревни, т.к. на дальнем плане видны черные земли пашни.
  • Сочинение на тему Весна пришлаНастала долгожданная весенняя пора. Я очень люблю это время года. Зима не хочет уступать свои владения, но весна уже вступила в свои права.
  • Сочинение Влияние природы на человекаНесмотря на окружающую нас загрязненную экологию, которая состоит из воздуха, воды, еды и др. Одаренные люди находили в природе вдохновение для своего творчества во все времена. В основном великие поэты и писатели в своих произведениях описывали
  • Сочинение на тему Пасха в моей семьеМоя семья верит в Бога. Мы все православные и любим, почитать церковные праздники. Самым большим церковным праздником считается Пасха.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma-9-klass

Готовые школьные сочинения

Янв 24 2011

Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума»

“Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.

В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название “Гражданский романтизм”.

Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков лирический герой “Послания Приклонскому” Раевского, который восклицает: “Для пользы ближнего жить — сладкая мечта”.

Важно

В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии “Горе от ума”. Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями произведений поэтов-декабристов.

Вспомним знаменитый монолог Чацкого “А судьи кто”.

В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из “забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма”.

Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту “и жизнь и честь его спасали”.

В другом монологе (”Французик из Бордо…”) Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение “мы”. И это не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам.

На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя.

Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, “в деревне книги стал читать”, это профессора Петербургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор-химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым П. Я.

, написавшим “Философические письма”, за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский. Комедия “Горе от ума” была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади.

Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров.

Можно сказать, что вместе с комедией “Горе от ума” родилась русская драма. И традиции русской драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

Совет

      К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои — Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие — тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских.

Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

  • Не надо называть, узнаешь по портрету:
  • Ночной разбойник, дуэлист,
  • В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
  • И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого — Американца.

Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”.

Обратите внимание

Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

 В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (”Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

  • А этот, как его, он турок или грек?
  • Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
  • Не знаю, как его зовут,
  • Куда ни сунься: тут как тут,
  • В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается — не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь.

И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” — и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью.

И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

      В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете.

Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе.

Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович.

Важно

Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

      А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны.

Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи.

Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chackij-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Смысл заглавия комедии «Горе от ума» (или «Горе уму») Грибоедова:

Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова.

Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед».

Так о бессмертной грибоедовской комедии писал в своей статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров, и с ним поистине трудно не согласиться.

Свою необыкновенную силу комедия не утратила до сих пор, а ведь прошло уже более полутора веков. В чем же секрет такой удивительной живучести? Художественное совершенство комедии, острый сатирический язык, поразительно яркое изображение быта и нравов, реалистичность образов…

Безусловно, все это так. Но при всех этих достоинствах мы воспринимаем «Горе от ума» не только как памятник художественной литературы. Читая или перечитывая комедию, смотря ее в театре, мы испытываем неподдельный интерес к тому, что случилось в доме Павла Афанасьевича Фамусова в том далеком прошлом.

Казалось бы, что может привлекать человека нашего времени в этой комедии с довольно-таки незамысловатым сюжетом? Может быть, изображение быта и нравов, безвозвратно ушедших в прошлое, или занятная драматическая интрига? Нет, каждый из нас интуитивно чувствует, что ключ к разгадке, которую загадал нам в своей комедии Грибоедов, в чем-то другом.

Читайте также:  Характеристика и образ петра 1 в поэме медный всадник пушкина сочинение

Уже в самом названии комедии заложен какой-то особый смысл. Горе от ума… Главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий глубоко несчастлив и испытывает «мильон терзаний» по той причине, что он не такой, как все. Чацкий умен, «чувствителен, и весел, и остер». Его речь свежа и остроумна. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен.

Совет

Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался довольно широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность.

С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», человеке определенных политических убеждений, носителе новых идей.

Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах обывателей «безумием», «горем от ума».

Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения.

Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем.

«Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно переплетается с основной темой комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру.

Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого.

Именно поэтому личная и общественная драма Чацкого не только не противоречат, но даже дополняют друг друга.

Обратите внимание

Значит, чтобы быть счастливым и жить в ладу с другими людьми, не нужно быть умным, наоборот, от ума одни только неприятности и горе. Сразу вспоминается мудрая русская пословица: «Дураком на свете легче прожить». Неужели именно это хотел сказать Грибоедов в своей комедии?

Нет, рассказав о печальной судьбе Чацкого, Грибоедов не утратил веры в творческую силу разума. Недаром настоящим источником «ума» в комедии Грибоедова назван народ — «умный» и «бодрый», и именно к нему обращается Чацкий в своей критике фамусовского мира.

Горе от ума… Но без него — горе вдвойне. Ведь век Фамусовых, Молчалиных и Скалозубов не вечен, и когда-нибудь обязательно наступит время Чацких — людей умных, честных и благородных. Именно это, на мой взгляд, и хотел сказать в своей комедии великий писатель.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/smysl_zaglavija_komedii_gore_ot_uma_ili_gore_umu_griboedova/25-1-0-11575

Общественная и личная трагедия Чацкого

Автор: Ирина Михайлова

Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

«…существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед».

И.Д.Якушкин

Декабрист Якушкин говорит о Петербурге, но разве нельзя сказать того же и о Москве (да и только ли о Москве) в гнетущий, «томительный» период с окончания войны 1812 года до восстания декабристов в 1825-м, явившегося реакцией как раз той самой «молодежи» на эти годы, молодежи, ушедшей «на 100 лет вперед» своего века.

Но, как впоследствии скажет А.С.Грибоедов о декабристах, — двадцать пять поручиков захотели перевернуть мир.

Недаром же столь умный человек, будучи в близкой дружбе со многими декабристами и разделявший их убеждения, не вышел тем не менее на Сенатскую площадь, да и вообще в заговоре не участвовал.

Но то, что по духу он был декабрист, ясно и без этого, достаточно лишь прочитать «Горе от ума» и обратить внимание на образ Чацкого – трагический образ, стоящий, как это ни парадоксально, в центре комедии.

Итак – образ Чацкого. В чем же трагедия героя пьесы? Одна ли она, или их несколько? И только ли «от ума» исходит «горе» Чацкого? Виноват ли он в своей трагедии? Что сделал он сам, чтобы предотвратить ее? Кем он уезжает из Москвы – победителем или побежденным, «со щитом» или «на щите»? Попробуем разобраться в столь сложном и противоречивом герое.

Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, твердо сохранявшему привычки и обычаи «века минувшего». Это человек «века нынешнего», причем не такой, далеко не такой, как Молчалин и ему подобные (принадлежащие, впрочем, к тому же поколению).

Отечественная война 1812 года и вызванный ею национально-патриотический подъем обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. В послевоенные годы возникают тайные общества, кружки. И Чацкий – яркий образ «нового человека», декабриста по взглядам и убеждениям.

Важно

Чацкий изображен «гостем» в Москве (или как о нем говорят – «приезжим»). Он возвратился после долгого путешествия. Что он делал в это время, чем занимался, с кем был дружен – об этом Грибоедов не рассказывает (да и не может рассказать в рамках комедии).

Но видно из отрывочных фраз Молчалина, других персонажей пьесы, из воспоминаний Софьи [о прежних с ним отношениях], что тот возвращается явно не прежним. Неизменным в Чацком осталось лишь чувство его к Софье.

Вот это-то чувство и вызывает трагедию – личную трагедию героя.

После долгой разлуки Чацкий не только не перестал любить Софью, но даже сильнее полюбил ее (еще одно доказательство истинности фразы: «Разлука или убивает чувство, или делает его еще сильнее»).

А вот любовь Софьи к нему не только не окрепла, но исчезла вовсе, да была ли она вообще – любовь – неизвестно.

Ведь сама Софья говорит об этом: «Ребячество!» И в такой ситуации Чацкий вдруг возвращается (так же внезапно, как и уехал) и, как буря, врывается в тихую, размеренную жизнь дома Фамусова. Прежде всего его появление неожиданно (и нежелательно) для самой Софьи.

А Чацкий, ослепленный ее необыкновенной красотой и, еще более, своей любовью, не замечает ни ее холодности, ни отчужденного вида.

Он радуется своей радости, даже не потрудясь извиниться за столь долгое отсутствие, даже не подумав о том, как он должен был оскорбить Софью своим отъездом (если она любила его), а особенно – тем, что исчез на неопределенный срок – ни одного письма, никаких известий о себе, и вдруг, как гром среди ясного неба – этот его приезд.

Чацкий видит и слышит только самого себя, со всеми говорит сквозь «пелену» своих же собственных фантазий. В этом смысле в любви своей он – эгоист.

Совет

Софья – как она отвечает на пылкие чувства Чацкого, как она воспринимает этот внезапный фейерверк чего-то непонятно, чуждо нового, что он привез из своих путешествий? Да никак не воспринимает. Она не любит его, и этим сказано все.

Поначалу лишь осторожно намекает, помня об уме (острейшем уме) Чацкого, что он не писал, что она не любит его, что, наконец, она любит другого.

Но, убедившись, что Чацкий не может, не хочет ее понять, она уже прямо говорит о «достоинствах» Молчалина, а на вопрос Чацкого: «Зачем же вы его так коротко узнали?» следует уже совсем прямой ответ: «Я не старалась – бог нас свел». Ну, уж тут даже и глупцу стало бы ясно, что его кому-то «предпочли», пусть даже этот «кто-то» — Молчалин.

Но Чацкий и здесь занят лишь самообманом: он верит, что Молчалина, пресмыкающегося перед целым светом ради собственного благополучия и спокойствия, любить нельзя. И вот какой напрашивается вывод: Чацкий себя. Свою любовь ставит выше Молчалина и его «любви».

А как самовлюбленны его вопросы к Софье относительно того, может ли Молчалин любить ее так, как он; есть ли в нем «то чувство, пылкость та…»! Снова извечное «я». Так что, колкости Софьи, ее «холодности» вполне объяснимы. А.С.Пушкин скажет: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…» А Чацкий? Он настолько любит, что занят только своей любовью, следственно, Софья к нему питает противоположные чувства (если не ненависть, то уж, во всяком случае, и не любовь).

Таким образом, как видно, Чацкий сам виноват в своей личной трагедии, ведь «…если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Но дело в том, что личную трагедию Чацкого Грибоедов берет за основу его общественной трагедии. В пьесе основной темой становится конфликт Чацкого и фамусовского общества. Не случайна и эта пропорция – один против многих и многих. Не случайны, разумеется, и слова автора (сказанные позже) о «25 поручиках».

А отсюда вопрос: как же сам Грибоедов относился к своему герою? Ответить на него крайне сложно, т.к. автор комедии не выводит Чацкого победителем, не дает ему одержать даже моральной победы над миром Фамусовых и Молчалиных, Скалозубов, Репетиловых и Загорецких…

Обратите внимание

Но во всех столкновениях с ними Чацкий уже не выглядит слепо влюбленным, который от любви «не в своем уме». Нет, здесь он «бьет по щекам» противников колкими, сильными, обличающими монологами. Здесь его ум и способность наносить удары словом не знают себе равных. Здесь он уже ничего не скажет невпопад, а все очень точно разит цель.

Но вот вопрос: для чего все это? Кому это нужно? Фамусова учить жить? Скалозубу говорить о науке? Молчалина презирать? Да они не поймут, вернее – поймут, но постараются поскорее избавиться от столь назойливых речей, которые вредят их по-старому тихой, спокойной, размеренной жизни.

Разумеется, они и раньше слыхали такие речи, видали таких «книгочеев», «карбонариев», «проповедующих вольность»… И Чацкий не открывает им Америки своими критическими, обличительными речами. Они знают, что все происходит точно так, как он и говорит, но им это не мешает жить по-прежнему.

Так ради чего же нужны автору столь глубокие монологи перед Фамусовыми, заткнувшими уши?

А.С.Пушкин, прочтя комедию, сказал, что в ней только одно умное по-настоящему действующее лицо – сам Грибоедов.

Значит, эти «монологи в пространство» не случайны. Да и «в пространство» ли они? Разумеется, нет. Ведь это – пьеса. Пьеса, которую можно (нужно) играть на сцене, показывая зрителю Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Репетиловых, Загорецких и Чацких. Значит, и речи все они произносят зрителю – нам.

К тому же, личная и общественная трагедия Чацкого очень тесно связаны между собой. Ведь он и не думал произносить речей ни перед кем, когда приехал.

Он думал лишь о своей любви, приезжал к одной только Софье! А вот поди ж ты! Нарвался на такие «грубости» со стороны всех, даже ничтожества – Молчалина. Это с одной стороны.

Важно

А с другой – Чацкий только то и делает, что упрекает, винит, обличает, так что Софья вполне справедливо задает вопрос, случалось ли ему хоть «ненароком» добро о ком-нибудь сказать.

Чацкий «колется» постоянно: и в разговорах с Софьей (любимой девушкой!), и с ее отцом (будущим тестем!), и с остальными (гостями в доме Фамусова, или служащими у него в доме!). Хотя, конечно, как же иначе может вести себя Чацкий? Уподобиться Молчалину («…в мои лета не должно сметь свои суждения иметь…»)? Нет уж, Чацкий есть Чацкий, и «обрядить» его «под кого-то» нельзя.

В конечном итоге все же получается, что вывод «горе – от ума» напрашивается сам собой. Ведь раз такой умный герой, ни на что не закрывающий глаз, смело говорящий в лицо подлецу, что он подлец, дураку, что он дурак… Раз такой человек переживает трагедию и горе, стало быть, горе его – «от ума».

Горе Чацкого в том, что он очень умен и город для того, чтобы жить в фамусовском обществе. Конечно, он прав, но – и только. Ведь он – один. А что он может один? («Единица – вздор, единица – ноль». Горе одному – один не воин!). Справедливо. А Чацкий – один из «двадцати пяти» против «мира». Вот почему он не победитель.

Но и не побежденный – ведь молодежь уже потянулась за такими, как он (Скалозуб рассказывает о своем брате: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил…», гости говорят о «читающей», т.е. образовывающей сознание молодежи). Фамусовское общество лишь численно превосходит «двадцать пять». Но оно тоже не побеждено и не победило.

Таким образом, в комедии нет ни победителей, ни побежденных. Кто победит – решит время и история.

А пока:

«Судьба – проказница-шалунья Определила так сама: Всем глупым – счастье от безумья,

Всем умным – «горе от ума»!»

Горе уму! Время Чацких в России еще не пришло.

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/trag_chazky.html

Ссылка на основную публикацию