Образ и характеристика аксиньи астаховой в романе тихий дон шолохова сочинение

Характеристика Аксиньи Астаховой (Тихий Дон)

Казачка Астахова Аксинья — один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти. Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы.

Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

  • губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;
  • тело: «бесстыдно-зазывное»;
  • красивая посадка головы;
  • смуглое лицо;
  • густые черные брови;
  • крутая спина;
  • налитые плечи.

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает.

Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать. Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену.

Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой.

Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять.

Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка.

Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял.

Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.

Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными.

Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Другие материалы по роману «Тихий Дон»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1251-harakteristika-aksini-astahovoy-tihiy-don.html

Образ Аксиньи в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

    Одной из главных героинь романа Шолохова «Тихий Дон» является Аксинья Астахова. Это очень яркий, запоминающийся образ, западающий в душу. Судьба этой героини, как и судьбы многих сильных личностей, сложилась трагично.

    Можно сказать, что все несчастья этой героини были предрешены уже с юных лет: «В шестнадцать лет она была изнасилована своим пятидесятилетним отцом. Мать с братом забили старика до смерти». Возможно, что эта трагедия и наложила отпечаток на всю жизнь женщины, повлекла за собой цепочку несчастий. Ее отец, можно сказать, погиб из-за Аксиньи, и чувство вины всегда преследовало ее. 

    Дальнейшая судьба этой героини тоже складывалась несчастливо: «…через год выдали замуж. После первой же ночи стал тот избивать свою молодую жену, не поверив в ее непорочность, бил нещадно года полтора, до рождения ребенка, который умер, не прожив и года. И все началось заново: Степан пил, не ночевал дома, бил Аксинью».

    До двадцати лет героиня натерпелась немало горя и унижений. Но, как оказалось, это было только началом несчастий. Если бы Аксинья смогла все объяснить, а Степан поверил ей, простил бы ее, ничего плохого с их семьей не случилось бы. Но муж своей жестокостью и твердолобостью оттолкнул от себя любимую женщину. И ей ничего не оставалось, как излить свою нерастраченную любовь на другого.

Обратите внимание

    Тут как раз появился Григорий Мелехов, который давно оказывал Аксинье знаки внимания.

Женщина буквально с головой окунулась в любовные чувства со всей своей природной открытостью, прямотой, честностью.

И счастье, и любовь не могла она прятать от окружающих: «не лазоревым алым светом, а собачьей бесилой, дурнорьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. В лугового покоса переродилась Аксинья».

    Влюбленные не скрывали свою незаконную любовь. Они все делали не так, как было принято: им бы встречаться тайно, не показывать чувства на людях… Но это было противно честной и открытой душе Аксиньи.

Она не боялась насмешек, не стыдилась любви: «Будто кто-то отметину сделал на ее лице. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали вслед головою, девки завидовали, а она гордо несла свою симпатичную, но срамную голову.

Об их связи с Григорием уже говорили в открытую».

    Но и это счастливое время закончилось для Аксиньи: Григорий женился на другой, отказался уехать на рудники с любимой.

    Вернувшись с военной службы, Степан, который уже знал об измене жены, «побеседовал» с Аксиньей. Она честно призналась: «Бей! Не таюсь, грех на мне!» Героиня не могла скрывать явное, ради своей поздней любви она готова была все стерпеть. А что Степан будет бить ее, она и не сомневалась, ждала этого и не боялась.

Ведь теперь она любила и была любимой! Степан это чувствовал: «Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанных пеплом страха, тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара. Каждую ночь Степан бил Аксинью. Она с сухими глазами сносила побои».

Важно

И вот, после всего пережитого, Аксинья узнает, что Григорий женился на другой и собирается разорвать с ней отношения! Эта новость стала трагедией для героини.

    Я думаю, что любая другая женщина на ее месте не вынесла бы такого предательства, опустила бы руки. Но Аксинья не такая, она решила бороться за свою любовь всеми мыслимыми способами: «Отниму Гришку у всех… залить любовью, владеть им как и раньше».

    Да и Григорий чувствовал тоску по Аксинье. И, как и ожидалось, они снова сблизились, стали жить, как муж и жена в Ягодном, у помещиков Листницких. Аксинья наконец-то была счастлива.

Рядом с ней был Григорий и их ребенок. Но очередная беда была недалеко: девочка умерла, тяжело заболев.

И от горя, от несчастья, «отягощенная отчаянием Аксинья, не помня себя, отдалась ему (Листницкому) со всей своей бурной, давно забытой страстью».

    Об этой измене узнает Григорий и бросает любимую. Аксинья вынуждена была вернуться к ненавистному мужу. Но она жила мечтой о Григории, надеялась, что он вернется. Во время войны так и случилось.

Мелехов искал понимания, покоя и нашел это только у Аксиньи. Героиня понимала его мятущуюся душу, поддерживала его во всех делах. И, в конце концов, она погибла из-за Григория, из-за любви к нему.

    Григорий позвал героиню на «чужую сторону» за «счастливой жизнью», и Аксинья согласилась. За что и поплатилась жизнью. Она умирает на руках у Григория, так и не познавшая спокойного человеческого счастья.

Совет

    Я считаю Аксинью очень сильной женщиной, способной пронести через всю жизнь, через все невзгоды и несчастья настоящую любовь. Так сможет далеко не каждая женщина!

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9941-obraz-aksini-v-romane-m-sholokhova-tikhij-don

Шолохов М.А. «Тихий Дон» Образ Аксиньи. Видео

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи.

Обратите внимание

С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы.

Читайте также:  Критика о повести тарас бульба гоголя отзывы критиков и современников

Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини.

Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения.

Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна.

Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её.

Важно

Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью.

Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины.

Случайная пуля обрывает её жизнь.

Аксинья в «Тихом Доне» — персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его.

Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей.

Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Цитатная  характеристика Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон»

Возраст Аксиньи в начале романа – около 20 лет (или чуть больше): «…Аксинью выдали за Степана семнадцати лет…» (в начале романа Аксинья состоит в браке со Степаном, как минимум, уже 2,5 года) Аксинья — донская казачка, жена казака Степана Астахова: «…Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать…»

Аксинья Астахова живет на хуторе Татарском на берегу Дона: «…С Татарского, — переждав время, отозвался Степан…»

Аксинья Астахова — соседка семьи Мелеховых: «…жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию…» «…Но-но, соседка, не ругайся…»

Внешность Аксиньи Астаховой Аксинья — красивая женщина: «…Аксинья — красивая баба, — говорил сотник…» Аксинья — полная женщина: «…Она подурнела за лето, но статной фигуры ее почти не портила беременность: общая полнота скрадывала округлившийся живот, а исхудавшее лицо по-новому красили тепло похорошевшие глаза…» «…

Она заметно потолстела после родов, обрела новую, уверенно-счастливую осанку…» «…крутую спину и налитые плечи…»  «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка*, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи…

» (*шлычка — традиционный казачий женский головной убор) «…Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками от пота рубахи…» «…заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые…» «…Принаряженная в зеленую шерстяную юбку Аксинья подвела ему коня…» «…на белой Аксиньиной кофточке…» «…

Аксинья, в рваной подпоясанной веревкой кофтенке и в синей исподней юбке, выглядела меньше ростом, худее. Она, пересмеиваясь с Дарьей, сняла с головы платок, потуже закрутила в узел волосы…» (Аксинья в рабочей одежде для рыбалки) «…Лицо ее медово-бледно, но красные, чуть вывернутые губы уже смеются…» «…От мокрых Аксиньиных волос тек нежный, волнующий запах…

» поправляя сбитый на затылок платок…» «…глянул через плетень: Аксинья, нарядная, помолодевшая, покачиваясь в бедрах, шла в курень…» (внешность Аксиньи, когда она влюбляется в Григория) «…Аксинья кутает желтым полушалком лицо…» «…Аксинья злобно рванула ворот кофты. На вывалившихся розоватых, девически крепких грудях вишнево-синие частые подтеки…» «…

бледнея, несла мимо красивое, стосковавшееся по нем тело, бесстыдно-зазывно…» «…Вспомнил Аксиньину точеную шею с курчавыми пушистыми завитками волос…» «…Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами. Зеленая юбка ее зыбилась перед закрытыми глазами Григория…» «…стояла Аксинья. Левой рукой придерживая полу донской шубы, она глядела на дорогу…» «…

сжимая пальцами узкую ее кисть, спросил…» «…Из-под пухового платка выбились пряди волос, щекотали щеки…» «…ветер трепал, кружил на плечах ее концы красного шалевого платка…»

Глаза Аксиньи:  «…жгла его полымем черных глаз…» «…в уголке черного ее глаза внезапно нависла слезинка…» «…мерцающая синевою чернь Аксиньиных глаз…» «…переводила влажные черные глаза на Григория…» «…влажный, горячий блеск черных, из-под пухового платка Аксиньиных глаз…»

У Аксиньи высокий грудной голос: «…Степан завел служивскую. Аксинья грудным полным голосом дишканила*…» «…Голосистая жена Степану попала…» (*дишканить — петь высоким голосом)

Аксинья — физически крепкая, выносливая женщина: «…Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору…» «…подхватила на плечи мешок с уловом, почти рысью пошла по косе…»

Личность и характер Аксиньи Астаховой

Совет

Аксинья — женщина с непростой судьбой: «…За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!..» «…Убей! Убей, ради Христа… Отмучаюсь… Не житье…»

Аксинья — гордая женщина: «…Я не навязываться пришла… Не боись!..» «…В эту минуту она сама верила, что не затем пришла, чтобы навязываться Григорию…» «…Аксинья замкнулась в себе, не напрашивалась на ласку…»

Аксинья — женщина с характером. Она умеет дать отпор, когда ее оскорбляют: «…Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси!..»

Аксинья — честная, открытая женщина. Она не скрывает от мужа, что любит другого: «…Бей! Не таюсь, — грех на мне. Бей, Степан!..»

Аксинья — решительная женщина: «…В мыслях шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой…» «…Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше…»

Аксинья — страстная, горячая натура: «…Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал…» «…Я горячая, погрею. — Распахнула опушенные полы донской шубы, обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба…»

Аксинья — трудолюбивая женщина: «…На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась…» «…днем топила Аксинья думки в заботах, в суете по хозяйству…» «…Аксинья отстряпалась рано, загребла жар, закутала трубу и, перемыв посуду, выглянула в оконце…»

Аксинья — хозяйственная и чистоплотная женщина: «…Чисто выметенный земляной пол присыпан красноватым песком, в переднем углу на лавке вынутые из печи пироги…» «…Аксинья чисто выбелила замшевшую в грязи комнату, отмыла наличники окон, выскребла битым кирпичом полы. Бабьим уютом пахнуло в пустой веселой комнатке…»

Обратите внимание

Аксинья — усердная, старательная работница (у пана Листницкого): «…Она ретиво взялась за службу, всем стараясь угодить, не исключая и Лукерьи…»

Аксинья — ласковая женщина: «…Гриша, колосочек мой…» «…Гриша, дружечка моя… родимый… давай уйдем. Милый мой!..» Аксинья умеет вязать и кроить одежду: «…Аксинья терялась в его присутствии, дрожали в пальцах спицы, набиравшие петли чулка…» «…Да Машка Кошевых А, это она по своему делу… юбку просила скроить…»

Аксинья в романе также называют Аксюшей, Аксюткой, Ксюшей: «…Держись, Аксюша, при мне, вместе будем в тюрьме, — хрипло хохочет Малашка…» «…Мы Аксютку Астахову покличем…» «…Чего кричишь? Обидел? Ксюша! Ну, погоди…» 

Ссылка на видеоролики https://www.youtube.com/watch?v=RBLu2CjtESo

                                      https://www.youtube.com/watch?v=UUTW9rKHl6w

                                      https://www.youtube.com/watch?v=zbFYA6edwFQ

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_obraz_aksini/85-1-0-914

Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» — Сочинение по произведению М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым.

К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья.

Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к столь печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань.

А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья — женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна.

Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают.

А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…» Она человек глубоко верующий, богобоязненный.

И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди.

Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу.

Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью», владеть им, как раньше, до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Важно

Из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом. «Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый наше-пот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой».

Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом.

Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.

Наталья же задолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью: Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична. – Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему.

Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!» Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

В исступлении Наталья осыпает самыми страшными проклятиями неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..

Читайте также:  Глеб капустин характеристика и образ в рассказе срезал шукшина сочинение

» И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Панте-лея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка «взбесившуюся с горя сноху», но не успела. Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочери.

Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи.

Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней.

Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи — активное участие в вешенском восстании.

Совет

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…» Тем не менее, Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности. «Как бы ты думал?..

Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни.

Лучше убей, но не бросай опять!..» Она, разумеется, не подозревает, что быть ей вместе с Григорием суждено очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий воспринимает как трагедию смерть обеих женщин.

Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…» Понимая, что он виноват в смерти жены, Григорий представил себе, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах. Как замечает автор, Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты и, уж наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно.

Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты.

Это увеличивало его страдания, отягчало совесть укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем… Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства.

Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье. Ведь это она «выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть».

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле.

И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…» Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл.

Хороня любимую, он думает, что «расстаются они ненадолго…» В «Тихом Доне» вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна.

Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой.

Обратите внимание

Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии «Тихого Дона».

Не может быть счастлив человек в такие годины, когда страдает весь его народ.

Источник: http://sochbox.com/xarakteristika-obraza-aksini-astaxovoj-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-a-sholoxova-tixij-don/

Образ Аксиньи в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Меню статьи:

«Тихий Дон», без сомнений, является одним из самых масштабных российских романов ХХ века: это эпопея, принадлежащая перу Михаила Шолохова и включающая 4 тома. Действие романа разворачивается так, что охватывает несколько поколений.

Примечательно, что сюжет произведения открывается не вполне положительным событием, а именно: линчеванием турчанки, которая успевает перед смертью родить ребенка – Пантелея. В дальнейшем, события по одной из линий строятся вокруг его сына – Григория, и связи последнего с Аксиньей Астаховой.

Нас интересует в данном случае именно особенности образа Аксиньи, одного из центральных персонажей эпопеи. Ее характеристика требует, чтобы мы уделили отдельное внимание, с одной стороны, ее внешнему виду, а, с другой стороны, – ее внутреннему миру.

М. Шолохов не считает, что внешность и нравственный портрет являются отделенными друг от друга: мы увидим, что трансформация внутреннего мира отражается во внешнем облике персонажа, как в зеркале.

Внешность героини

Любопытно, что в романе нет ни одного целостного описания облика Аксиньи. Но мы можем заметить, между тем, множество отдельных деталей внешности героини, которые, складываясь в некий единый образ, позволяют составить общее представление о том, как выглядит Аксинья.

Она описывается как женщина, обладающая редкой красотой. Однако нам следует сделать замечание, что этот тип красоты близок, скорее, к голландскому образу, потому что в то время, которое автор обозначает в романе, ценились сильные женщины, способные справляться с тяготами хозяйства.

Отсюда Аксинья имеет мощное тело, полные плечи, весь ее облик свидетельствует о том, что эта женщина сильна не только духовно, но и физически. Руки ее стали грубыми от тяжелой и постоянной работы, Ее волосы были темными и немного кудрявыми. Глаза героини – грустные и темные, а взгляд отличается даже ужасающей глубиной. Эти глаза способны свести с ума.

Словом, М. Шолохов описывает настоящую казачку, которой и была Аксинья.

Аксинья привлекательна той красотой, которая имеет в себе что-то дикое, она манит, притягивает. Если мужчинам эта опьяняющая красота по нраву, то других женщин она толкает к самой черной зависти.

Роман не зря называется эпопеей: он охватывает так много лет, что читатель может наблюдать зарождение жизни – в детях, которые приходят в этот мир, весну и расцвет – в красоте и молодости героев, зрелость жизни и осень – в том, как годы накладывают отпечаток на внешность казачки, а также закат – когда люди умирают, как ушли из жизни мать Пантелея и дочь Аксиньи. Интересно, что все эти этапы соединяются в кольцо – цикл, который постоянно повторяется. Повествование начинается смертью и заканчивается ею.

Осень Аксиньи видна по проседи ее волос, по темному тону ее кожи и глазам, которые стали еще глубже и печальнее. Во взгляде ее появилась усталость. М. Шолохов использует ту же метафору, что и Н. Р. Гюнтекин, когда описывает внешность женщины, познавшей страдания. Оба автора обращаются к сравнению увядающей красоты и ландыша (фиалки – у турецкого автора), время цветения которого прошло.

Внешность героини меняется каждый раз, когда она встречает своего возлюбленного – Григория. Ее осанка становится более прямой, черты лица – более оживленными, а сам мир Аксинья начинает воспринимать в цветах. Потом, однако, мир все равно блекнет.

Внутренняя специфика образа Аксиньи

В детстве Аксинья пережила настоящую психологическую травму: в 16 лет она стала жертвой сексуального насилия со стороны собственного отца. За этот проступок тот был убит сыном и женой. Однако, несмотря на это, Аксинья имеет мечты, связанные именно с семьей, с рождением детей.

Аксинья и Степан

С одной стороны, персонаж воплощает собой порывы страсти, инстинкты, но, с другой стороны, – Аксинья очень консервативна и живет, руководствуясь семейными ценностями. Впрочем, здесь она не получает счастья, ведь выйдя замуж за Степана, который очень ее любил, женщина ощущает, что несчастна в этом браке. Любовь Степана была неспокойной, сумасшедшей, ревнивой любовью.

Он упрекал Аксинью в том, что случилось с ней в детстве. Как-то раз, в порыве ревности и гнева, Степан даже бьет Аксинью: так сильно, что та оказывается еле живой. На самом деле, замуж Аксинья выходит по желанию своей матери, а не по собственной воле.

Аксинья отличалась смелостью характера, ведь она открыто сказала Степану о своей связи с Григорием, несмотря на то, что вспыльчивость мужа могла угрожать ей даже смертью.

Аксинья и Григорий

Будучи замужем, Аксинья встречает свою настоящую любовь – Григория. У них завязываются романтические отношения. В итоге любовь к нему толкает Аксинью на уход от Степана.

Поначалу это была скорее месть за все обиды прошлого, за то, что сердце женщины совсем высохло в несчастливом браке. Месть Степану и эгоистичная любовь. Потому автор так часто в первых частях романа характеризует Аксинью словами «порочная». Но потом ее чувства терпят преображение. Особенно эти изменения становятся заметными с рождением дочери – Танюшки.

Эта идиллия заканчивается, когда Григория призывают на войну, а их дочка умирает, заболев скарлатиной.

Важно

После того, как умирает Татьяна, Григорий возвращается к своей жене – Наталье, ведь он тоже, как и Аксинья, был женат. У Натальи было от Григория двое детей: Полюшка и Мишутка.

Но вскоре Наталья умирает от пули красногвардейца, а об ее детях заботится Аксинья.

Стоит сказать, впрочем, что любовь Натальи к Григорию тоже была поначалу эгоистичной, но потом она начинает проявлять по отношению к нему большую женственность и нежность. Даже к самому мужу она испытывает любовь, похожую на материнскую.

Аксинья часто пытается забыть Григория и свою любовь к нему, но ее старания, как правило, не заканчиваются успехом. Их встречи сопровождаются страстью той же силы, что и в начале романа.

Аксинья и Евгений

В романе с Евгением Листницким Аксинья спасается от горя смерти дочери и потери Григория. Евгений давно интересовался женщиной, и эта связь оказалась роковой: Григорий сильно разочаровывается в Аксинье, считая ее поступок изменой и не понимая его причин.

В итоге Аксинья возвращается к Степану и, живя в несчастливом браке, постепенно погружается в свою осень.

Последнее путешествие

Аксинья осознает: единственное, что может вернуть в ее жизнь весну, – это возвращение Григория. И он действительно приходит к ней – вместе с детьми. Аксинья заменяет им мать, и отдает им всю накопившуюся нежность.

Но не стоит забывать изначальной установки романа: описываемая нами героиня – персонаж трагический, имеющий очень тяжелую и полную боли судьбу. Она знала, что бегство с Григорием не принесет ей облегчения, потому что он находился в немилости у новой власти, но все равно соглашается уйти с ним, потому что лишь Григорий был ее настоящей любовью и страстью.

Но во время перехода степи Аксинья погибает от случайного выстрела военных на заставе. На руках Григория Аксинья принимает свою смерть.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-sholohov/tihij-don-aksinya.html

Аксинья Астахова

Красавица Аксинья большую часть жизни прожила, не чувствуя себя любимой. Бедная девушка долго терпела издевательства отца и мужа, пока не встретила человека, в котором смогла раствориться.

И если изначально любовь Аксиньи к Григорию Мелехову наполнена лишь эгоистичным желанием познать прекрасное чувство, то ближе к своей смерти красавица научилась дарить светлое чувство собственному возлюбленному, не причиняя боли.

История создания

Писатель Михаил Шолохов

Первую попытку создать произведение, повествующее о революции на Дону, писатель Михаил Шолохов сделал в 1925 году. Изначально объем романа составлял всего 100 страниц. Но автор, не удовлетворенный полученным результатом, уехал в станицу Вешенскую, где принялся за перекраивание сюжета. Окончательный вариант четырехтомного произведения увидел свет в 1940 году.

Одна из главных героев в книге, затрагивающей военные события, – Аксинья Астахова. Биографию героини Шолохов описывает с 16-летнего возраста, затрагивая глубинные психологические проблемы персонажа. Жители станицы, где велась работа над романом, уверены, что образ несчастной красавицы Шолохов списал с девушки по имени Екатерина Чукарина.

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Казачка была лично знакома с писателем. Автор романа даже сватался к красавице, но отец девушки не дал согласия на брак. Впрочем, сам Шолохов утверждал, что не использовал в «Тихом Доне» образы знакомых, а только обобщенные черты и характеры распространенных персонажей:

Читайте также:  Что означает словосочетание «великая мечта»? итоговое сочинение

Сюжет

Аксинья родилась в казачьем селении, расположенном неподалеку от Ростовской области. Девушка стала вторым ребенком в небогатой семье. Уже в 16 лет казачка отличалась яркой внешностью и привлекала внимание мужчин.

Иллюстрация к роману «Тихий Дон»

Девушка не скрывала длинные вьющиеся волосы и покатые плечи. Особое внимание привлекали черные глаза и пухлые губы красавицы. Из-за привлекательности судьба казачки и пошла под откос.

Еще до замужества Аксинью изнасиловал собственный отец. Узнав о поступке мужа, мать убила злодея. Чтобы скрыть позор, девушку насильно выдали замуж за Степана Астахова, который не смог простить красавице отсутствия невинности.

Не любимая мужем, терпевшая избиения, Аксинья близко сходится с соседом – Григорием Мелеховым. Девушка понимает, что делает больно родным и близким, но красавица так устала от унижений, что не обращает внимания на пересуды казаков.

Аксинья Астахова и Григорий Мелехов

Обеспокоенные поведением молодых людей, родители Григория сватают за парня Наталью Коршунову. Понимая, что брак, пусть и с нелюбимой, – лучший выход, мужчина рвет отношения с Аксиньей. Но чувства, который Григорий разбудил в несчастливой красавице, не угасают так быстро, поэтому вскоре любовная связь возобновляется.

Несвободные герои покидаю собственные семьи и уходят строить совместное будущее. Вскоре Григорий и Аксинья становятся родителями. У пары рождается дочь Татьяна. Но счастливое время прерывают воинские сборы. Любимого забирают на службу, и красавица остается в одиночестве.

Григорий Мелехов

Внезапно маленькая Татьяна, которая занимает все мысли молодой Аксиньи, умирает от скарлатины. Еле справившись с горем, красавица окунается в роман с Евгением Листницким. Впрочем, как бы ни старалась женщина забыть Григория, отношения мужчины и женщины возобновляются каждый раз с все той же страстью.

Любимого Аксиньи назначают главным на военных операциях на Дону, Григорий берет женщину с собой. И вновь обстоятельства и собственные семьи разъединяют возлюбленных. Военные действия, в которых Григорий Мелехов принимает активное участие, постоянно разлучает героев. Не теряет надежды вернуть мужчину и Наталья Мелехова.

Наталья Мелехова (Дарья Урсуляк, сериал «Тихий Дон»)

В конечном итоге, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми Григорий неожиданно связал жизнь, мужчина и женщина убегают на Кубань.

Но, переходя степь, Аксинья получает пулевое ранение от преследователей – служащих на заставе.

Женщина умирает на руках у любимого мужчины, единственного, кто подарил красавице настоящее, искреннее и полное жизни чувство.

Экранизации

В 1930 году на экраны вышла первая экранизация романа Михаила Шолохова. Фильм «Тихий Дон» затрагивает сюжет только двух первых томов драмы. Роль Аксиньи в немой киноленте исполнила актриса Эмма Цесарская.

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи Астаховой

В 1958 году кинокартину о судьбе донского казачества снял режиссер Сергей Герасимов. Образ Аксиньи на телеэкране желали воссоздать многие советские актрисы.

В итоге на главную роль претендовали Нонна Мордюкова и Элина Быстрицкая. Окончательный выбор сделал Шолохов, который просматривал пленки с проб.

Увидев Быстрицкую, писатель высказал мнение, что так и должна выглядеть Аксинья.

В 2006 году воссоздать историю жителей станицы доверили Сергею Бондарчуку, финальный монтаж картины выполнил Федор Бондарчук. Инициатором новой экранизации выступил Шолохов, которому не понравился финальный вариант кинокартины Герасимова. Переговоры о съемках начались еще в 1975 году. Роль Аксиньи сыграла Дельфин Форест.

Полина Чернышева в роли Аксиньи Астаховой

В 2015 году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера телесериала «Тихий Дон». Новая экранизация приурочена к 110-летию Шолохова. Сюжет картины сильно отличается от первоисточника – упор в киноленте делается исключительно на взаимоотношения главных героев. Роль Аксиньи сыграла актриса Полина Чернышева.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5543-aksinia-astakhova.html

Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.

Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.

Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».

Совет

Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей.

Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи).

«Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.

Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.

Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».

С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко.

Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.

Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.

Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.

Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.

Обратите внимание

Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.

Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.

Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья.

О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка.

Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка.

Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».

Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.

Важно

Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни.

Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет.

Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.

Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых.

Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого.

Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.

Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».

Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.

Совет

Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.

Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.

Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.

Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.

Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.

Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.

В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей.

Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной.

Это уже совсем другая Аксинья.

Обратите внимание

Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.

Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.

В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.

Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

Источник: http://5litra.ru/soch/284-zhenskie-obrazy-v-romane-m-sholohova-tihiy-don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector