Образ и характеристика анны в пьесе на дне горького сочинение

Женские образы в пьесе «На дне»

В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса — жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа, и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня — Настя и Василиса — Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями.

Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», — признается она Луке.

Обратите внимание

Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как — тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене — ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти.

«Надо вон тащить! — Вытащим…» Она ушла из жизни — словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, — один Бог знает. Она пожила замужем и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала — на всю жизнь памятно…

» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки.

Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно — слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя — незащищенна и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она — «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня.

Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и — плачет», — удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью.

Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления Настя не только не взрослеет — она не просыпается.

Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него агромадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль..» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз — Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок.

Ткнувшись носом в действительность она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает.

Важно

Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и следовательно появляется надежда проснуться.

Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она — Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует — все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке — «голый человек», ей «все позволено».

И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво. «Наслаждаться — убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа — самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности.

К Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Коростылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна изо всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны.

Тусклый свет, доходящий «сверху от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обителей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, кая Мармеладову «идти некуда». Когда убивают Коростылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христе ради… в тюрьму меня!» Наташе ясно — убил не Пепел. На всех вина. Все убили.

Это ее правда ее, а не Сатина. Не правда гордого сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности.

Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого.

Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/327-zhenskieobrazy.html

Готовые школьные сочинения

июня 12 2011

Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) — спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых — месте, находящемся вне мира людей.

Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи — социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные.

Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Совет

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания — женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним.

Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука — самый сложный образ в пьесе.

Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета.

Читайте также:  Сочинение на тему хочу и надо (размышление) 7 класс

Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее — горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра Наташа, жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя.

Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины — в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет.

Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса — ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым.

Обратите внимание

Василиса систематически избивает свою сестру Наташу, она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу.

Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы — 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Со страниц пьесы становится – понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он — хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, — нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит’Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно.

Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное.

Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего — чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое счастье? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна — больная чахоткой и уставшая от жизни женщина — умирает. Она говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала.

Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе.

Важно

Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя — наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности.

Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня — своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы.

Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится “в крепость себя отдать”, то есть выйти замуж. И в финале — начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским.

Квашня — единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» — в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям.

Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла.

Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

Совет

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония.

У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно.

Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/pesa-gorkogo-na-dne-rol-zhenskix-obrazov/

Образ «дна» в пьесе М. Горького «На дне»

Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький здесь не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения. Особенно четко оно проявляется в пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

В этой пьесе Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Под мрачными сводами костылевской ночлежки, которая похожа на пещеру и на тюремную камеру, оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев.

В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство.

Горький не дает нам подробного описания жизненного пути героев, но отдельные реплики, которые произносят персонажи по ходу действия, позволяют увидеть их судьбы. Сатин служил на телеграфе, но, вступившись за честь сестры, попал в тюрьму. После этого вся его дальнейшая жизнь была предрешена. Актер когда-то играл на сцене, но потерял все роли, пристрастившись к спиртному.

Васька Пепел вообще никогда не знал другой жизни, кроме воровской. Трагическую судьбу Анны раскрывает ее фраза о том, что она не помнит, когда сыта была, тряслась над каждым куском хлеба. Отчаяньем и безысходностью наполнены слова Клеща: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища. Пристанища нету!» Всех этих героев привели в ночлежку социальные причины. Но не только.

Во многом это был и их нравственный выбор. У Сатина, например, большой потенциал. Остаться жить в ночлежке – это его сознательный выбор.

Читайте также:  Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика сочинение

Автор изображает узников ночлежки с глубокой симпатией, подчеркивая в них проявления истинной человечности. Несмотря на безысходность своего существования, каждый из ночлежников лелеет в душе призрачную надежду.

Мы видим, что человеческое в этих людях еще не погибло, они не лишены нравственных качеств, крупиц добра. Но, в то же время, он обличает бессилие босяков, их неспособность что-либо изменить, идти дальше жалоб.

Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя.

Обратите внимание

Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными, и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позиции Луки.

Когда его «утешительный обман» раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму.

Лука не в силах что-либо изменить в реальности. Сатин отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью, уважать надо!»

Люди смогут подняться со «дна» лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир и судьбы людей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образ «дна» в пьесе М. Горького «На дне». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/obraz-dna-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Роль женских образов по пьесе На дне (Горький А. М.)

Пьеса “На дне” – достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи.

Эти женщины опустились на самое “дно” жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях,

она вынуждена вести себя несколько иначе. Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе.

Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями.

Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить

муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга.

Важно

Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня).

Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость.

Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать.

Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей “хозяев жизни”, ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы “дна” слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце.

Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству.

Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник.

Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти.

Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Совет

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/rol-zhenskix-obrazov-po-pese-na-dne-gorkij-a-m/

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются.

В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице.

Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый.

Читайте также:  Сочинение ипполит в романе идиот достоевского характеристика образ

И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил.

Обратите внимание

И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом.

Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями.

Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов.

И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего».

Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки.

Важно

Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников.

Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности.

Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель.

Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Источник: http://5litra.ru/soch/1052-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Образ Луки в пьесе М.Горького «На Дне»

       Пьеса Максима Горького, одного из величайших русских писателей первой половины XX века, «На дне» – это глубокое социально-философское произведение.  Оно затрагивает множество проблем современного Горькому русского общества. Но в центре пьесы – проблема истины. Что лучше: жестокая правда или сладкая ложь? Именно вокруг этого вопроса и развернут весь сюжет произведение.

      Действие, конфликт в пьесе «На дне» развязывается с появлением на страницах странника Луки. Лука – это наиболее противоречивый, сложный образ произведения.

Он неожиданно врывается в «спокойную», размеренную жизнь обитателей ночлежки, в жизни людей со дна.

Совет

Кто же эти обитатели? Слесарь Клещ, жена его Анна, всю жизнь терпевшая побои, воришка Пепел, девушка легкого поведения Настя, алкоголик Актер, картузник, бывший барин и др.  Все они – отчаявшиеся,  бросившие надежду на светлое будущее люди.

      Но для Луки – каждый человек представляет ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – объявляет он сразу по своем появлении. Для Луки не важно, каково было прошлое человека, каково его настоящее, для него главное – это вера в будущее. 

      Лука сразу вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Он верит Насте, утверждающей, что в ее жизни была чистая, светлая любовь. Актеру Лука сообщает, что есть бесплатная лечебница, где могут вылечить алкоголизм.

Лука помогает обрести веру Ваське Пеплу и его возлюбленной Наташе, говоря, что они смогут обрести свое счастье, смогут избавиться от мучительного прошлого, сбежав вдвоем в Сибирь.

А умирающей Анне он обещает светлую загробную жизнь, помогая ей обрести спокойствие.

      Но некоторые герои противостоят Луке, называя его «шарлатаном» (Бубнов), утверждают, что «правды он не любил» (Клещ), изумляются, « и чего это человек врать так любит?» (Бубнов).

Позицию этого лагеря ярко отображают слова, сказанные Сатином: «Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека!»  Однако, на мой взгляд, они не понимают простой истины, что в жизни человеку, особенно человеку «на дне», не правда нужна, а сострадание, утешение, надежда.

Обратите внимание

      Но, к сожалению, после ухода Луки мы понимаем, что единственный луч света покинул темноту «дна». Впавший в отчаяние Актер кончает жизнь самоубийством. Васька Пепел убивает в драке Костылева и попадает в тюрьму. Наташа, его возлюбленная, вдруг исчезает. Все вновь возвращается на круги своя.

И те, кто на протяжении всей пьесы боролись за правду, одерживают победу, с неодобрением вспоминая об исчезнувшем страннике, о Луке.

И только здесь Сатин внезапно восклицает: «Он (Лука) врал – из жалости к вам!» и «ложе оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… кто слаб душой – тем ложь нужна».

      Таким образом, на мой взгляд, образ Луки – это олицетворение собой принципа «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Я искренне считаю, что несмотря на всю хитрость и лицемерие Луки, он является, безусловно,  положительным персонажем, действия которого, не согласовываясь с народными заповедями, все же отвечают принципам сострадания, уважения, гуманизма.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/110-sochinenie-na-temu-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector