Образ и характеристика евгения в поэме медный всадник пушкина сочинение

Сочинение «Образ Евгения в поэме «Медный Всадник»»

Сложен образ Евгения. Евгений — бедный чиновник, представитель столичной мелкоты, тех городских низов, для которых наводнение как раз и ужаснее всего.

И в то же время в образе Евгения характерно отразились напряженные историко-политические размышления Пушкина на тему о русском дворянстве, которые нашли место в его многочисленных заметках, планах, набросках, наконец, В ряде произведений тридцатых годов.

Евгений, подобно самому поэту, выходец из того феодального «старинного дворянства», которое в результате централизующей государственной политики Петра «упало, — говоря словами Пушкина, — в неизвестность»: «обеднело», «пришло в упадок», «составило род третьего сословия». И поэт считает необходимым довести это до сведения читателей, представляя им своего героя:

* Прозванья нам его не нужно, * Хотя в минувши времена * Оно, быть может, и блистало, * И под пером Карамзина * В родных преданьях прозвучало; * Но ныне светом и молвой

* Оно забыто.

Обратите внимание

Все это определяет то сложное историческое и социальное обобщение, которое стоит за «мятежом» Евгения, следующим сразу же после лирического отступления Пушкина.

Кулак на Медного Всадника сжимает не только петербургский бедняк, счастье и жизнь которого разбиты в щепы выбором места для новой столицы, но и «темный потомок» «некогда знатного, боярского рода», мститель за обиды «униженных» и «раздавленных» Петром предков.

«Мятеж» Евгения — основное содержание его второй встречи с Медным Всадником — дан с еще большей, чем все предшествующее, пластической выразительностью и силой. Сперва, как и во время первой встречи, Евгений находится позади Медного Всадника, который и теперь обращен к нему спиною.

Затем, после того как «прояснились в нем страшно мысли», Евгений обходит памятник кругом и оказывается перед Медным Всадником лицом к лицу. Там — Евгений и Медный Всадник были поставлены друг около друга, здесь — друг против друга. Там — сопоставление, здесь — противопоставление, конфликт.

* Кругом подножия кумира * Безумец бедный обошел * И взоры дикие навел * На лик державца полумира. * Стеснилась грудь его. * Чело К решетке хладной прилегло, * Глаза подернулись туманом,

* По сердцу пламень пробежал,

* Вскипела кровь. * Он мрачен стал * Пред горделивым истуканом * И, зубы стиснув, пальцы сжав, * Как обуянный силой черной, * «Добро, строитель чудотворный!

* Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе!..»

Слово «ужо» весьма выразительно как по своей стилистической, сугубо просторечной, окраске, так и по своей семантике (значит «потом», «позже» и вместе с тем зачастую употребляется как угроза мести, наказания).

И в «Ужо тебе!..» Евгения заключено в высшей степени значительное историческое и политическое содержание. О характере его можно судить по следующему. Издавна установилась, встречается уже в русской публицистике XVI века, символика коня и всадника: народ и царь (см.

басню Крылова «Конь и Всадник», впервые опубликованную в 1816 году и в издании 1825 года поставленную на первом месте; см. аналогичное сравнение в пушкинском «Борисе Годунове» — в диалоге Басманова с Борисом). Эта же символика прямо выражена в пушкинском «Россию поднял на дыбы». На фальконетовском памятнике Петру конь и всадник слиты воедино.

Но в поэме Пушкина между ними проводится и тонкое различение: в отличие от «горделивого» всадника, коню придан эпитет «гордый»; о всаднике сказано в прошедшем времени: «Россию поднял…», о коне — в настоящем и будущем: «Куда ты скачешь…» и «где опустишь…» В связи с этим особую выразительность приобретает рисунок фалькокетовского памятника Петру, набросанный Пушкиным в его черновых тетрадях примерно около этого же времени. На рисунке — скала; на ней — конь; но всадника на коне нет.

* В ответ на слова Басманова: * Всегда народ к смятенью тайно склонен: * Так борзый конь грызет свои бразды * По что ж? Конем спокойно всадник правит * царь Борис отвечает)

* Конь иногда сбивает седока.

Па рисунке Пушкина гордый конь сбил горделивого седока. Это, несомненно, бросает яркий свет и на «Ужо тебе!..» Евгения. Но восклицание-угроза Евгения-прозрение в далекое будущее.

’ Что же касается «мятежа» Евгения — это еще только бунт «частного» против «общего», причем — самое главное — бунт во имя только «частного». Поэтому «бунт» Евгения — бунт одиночки, безумный и безнадежный протест, не только неизбежно, но и законно обреченный на неудачу.

Важно

И все это тоже выражено с необыкновенной пластичностью, в ярких и живых художественных образах «Медного Всадника» — гармонической пере кличкой начала поэмы с ее концом.

Источник: http://litsochinenie.ru/obraz-evgeniya-v-poeme-mednyiy-vsadnik.html

Евгений в поэме «Медный всадник» Пушкина: образ, характеристика, жизнь, судьба героя

Художник М. С. Родионов

Евгений является одним из центральных персонажей знаменитой поэмы Пушкина — «Медный всадник». В этой статье представлен цитатный образ Евгения в поэме «Медный всадник» Пушкина: характеристика, описание жизни и судьбы героя.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Медный всадник»Евгений является молодым человеком, живущим в Петербурге: Фамилия («прозванье») Евгения не указана в поэме. Но автор намекает на происхождение героя из старинного боярского рода, о котором якобы упоминал историк Н. М.

Карамзин:
Несмотря на свое знатное происхождение, Евгений — небогатый человек:
Евгений служит мелким чиновником в каком-то учреждении. На службе он недавно — всего 2 года:
Евгений — трудолюбивый человек. Он готов трудиться день и ночь, чтобы зарабатывать на жизнь:
Евгений снимает комнату в Коломне — одном из районов Петербурга.

В этом районе в то время жили мелкие чиновники, ремесленники и т.д.:
У молодого человека есть любимая девушка — Параша:

Евгений надеется жениться на Параше, создать с ней крепкую семью и жить вместе счастливо до старости:

Параша — небогатая девушка, как и сам Евгений. Вместе с матерю-вдовой девушка живет в старом домике:

К несчастью, во время потопа Параша и ее мать погибают. Потрясенный этим горем, Евгений сходит с ума:

Молодой человек становится безумцем с дикими глазами:

Долгое время Евгений скитается по Петербургу, не возвращаясь домой:

Сумасшедший герой бродяжничает, спит на пристани и питается подачками для бедняков:

После смерти Параши Евгений влачит несчастное существование: 

Однажды молодой человек проходит мимо памятника Петру I.

Он обращается к Петру, обвиняя его в гибели своей невесты (Евгения имеет в виду то, что Петр основал Петербург несмотря на возможные наводнения): 

Вдруг Евгению кажется, что «Медный всадник», то есть Петр I на коне, оживает.

Кажется, император недоволен бунтом Евгения и хочет его проучить. Всю ночь оживший памятник преследует несчастного молодого человека по городу. На самом деле оживший памятник — это лишь плод больного воображения Евгения, его галлюцинация:

После этой погони Евгений с тревогой ходит мимо «Медного всадника»:

В конце концов бродяга Евгений находит домик своей любимой Параши на другом острове, куда его принесло наводнение:

Вскоре герой умирает в домике своей покойной невесты в полном одиночестве:

На протяжении всей поэмы автор искренне сочувствует печальной судьбе своего героя:

В.Я. Брюсов, статья «Медный всадник», 1909 г.: Это был цитатный образ Евгения в поэме «Медный всадник» Пушкина: характеристика, описание жизни и судьбы героя.

Смотрите: Все материалы по поэме «Медный всадник»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/evgenij-mednyj-vsadnik-pushkin.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Герой поэмы «Медный всадник» Евгений – порождение «петербургского» периода русской истории. Это «маленький» человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.…я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь онЖивет в Коломне и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине)являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его «маленьким» человеком.

Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей «петербургского» периода.В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы.

Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.

Совет

Он – антипод «кумира на бронзовом коне», у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.

Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но «мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах».

Именно шум природной стихии в сочетании с «шумом» в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне».

Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.Евгений вздрогнул. ПрояснилисьВ нем страшно мысли.Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, «того, чьей волей роковой под морем город основался». В нем родились чувство ненависти к «державцу полумира» и жажда возмездия.

Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: «Ужо тебе!..».Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием.

И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.В тот момент, когда Евгений «прозревает», он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех).

Читайте также:  Уместна ли жестокость на войне? итоговое сочинение

Мы видим противостояние «грозного царя», олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, «мгновенно гневом возгоря», наказывает «безумца бедного». При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный «шепотом».

Обратите внимание

Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это «святое» безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается «бросить вызов», пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Образ Евгения в поэме «Медный Всадник» (2 вариант)

Евгений является одним из центральных образов великого творения Пушкина.  В этом произведении именно образ Евгения стал собирательным образом всего русского народа, который вступил в конфликт с государством, обличенного в Образ Петра, а позднее памятник «Медному всаднику».Евгений был простым служащим. Автор не дает ему ни фамилии, ни звания, ни чина.

Мы не знаем, где он служит, откуда он родом, как выглядит, каков его характер. Даже имя своему главному герою Пушкин выбрал по привычке: «… с ним давно мое перо к тому же дружно …». В общем, Евгений был простым «серым» человеком, каких были миллионы. Единственное, о чем мечтал главный герой – тихая и спокойная жизнь со своей любимой девушкой по имени Параша.

Но, не смотря на всю свою «серость», Пушкин показывает своего героя, как очень смелого, готового пожертвовать собой ради спасения близких ее людей. Так во время наводнения, которое случилось в Петрограде, Евгений забыв о чувстве собственного сохранения, бросается в лодку и мчится на помощь к своей возлюбленной. Страшные картины наводнения не испугали его.

Евгений свято верит, что Параше удалось спастись, и она не пострадала от наводнения. К огромному сожалению это было не так. Вода смыла ее дом и девушка погибла. Все это легло тяжелым отпечатком на сознания Евгения. Не выдержав такого потрясения, молодой человек сходит с ума. И теперь жизнь главного героя стала еще более серой. Он уходит из дома, ночует на речной пристани.

В один из дождливых осенних дней (через год после страшного наводнения), Евгений, словно тень, бродил по улицам Петрограда. Увидев памятник «Медному всаднику» молодой человек кинулся к нему, обвинив во всех своих бедах.В конечном итоге, Евгений умирает, а памятник «Медному всаднику» стоит и по сей день.В своей поэме Пушкин решился показать конфликт простого человека и государства.

Но решения этого конфликта нет и, скорее всего, не будет никогда.

Образ Евгения в поэме «Медный Всадник» (3 вариант)

Сложен образ Евгения. Евгений — бедный чиновник, представитель столичной мелкоты, тех городских низов, для которых наводнение как раз и ужаснее всего.

И в то же время в образе Евгения характерно отразились напряженные историко-политические размышления Пушкина на тему о русском дворянстве, которые нашли место в его многочисленных заметках, планах, набросках, наконец, В ряде произведений тридцатых годов.

Важно

Евгений, подобно самому поэту, выходец из того феодального «старинного дворянства», которое в результате централизующей государственной политики Петра «упало, — говоря словами Пушкина, — в неизвестность»: «обеднело», «пришло в упадок», «составило род третьего сословия».

И поэт считает необходимым довести это до сведения читателей, представляя им своего героя:Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блистало,И под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто.

Обратите внимание

Все это определяет то сложное историческое и социальное обобщение, которое стоит за «мятежом» Евгения, следующим сразу же после лирического отступления Пушкина.

Кулак на Медного Всадника сжимает не только петербургский бедняк, счастье и жизнь которого разбиты в щепы выбором места для новой столицы, но и «темный потомок» «некогда знатного, боярского рода», мститель за обиды «униженных» и «раздавленных» Петром предков.

«Мятеж» Евгения — основное содержание его второй встречи с Медным Всадником — дан с еще большей, чем все предшествующее, пластической выразительностью и силой. Сперва, как и во время первой встречи, Евгений находится позади Медного Всадника, который и теперь обращен к нему спиною.

Затем, после того как «прояснились в нем страшно мысли», Евгений обходит памятник кругом и оказывается перед Медным Всадником лицом к лицу. Там — Евгений и Медный Всадник были поставлены друг около друга, здесь — друг против друга. Там — сопоставление, здесь — противопоставление, конфликт.

Кругом подножия кумираБезумец бедный обошелИ взоры дикие навелНа лик державца полумира.Стеснилась грудь его.Чело К решетке хладной прилегло,Глаза подернулись туманом,По сердцу пламень пробежал,Вскипела кровь.

Он мрачен сталПред горделивым истуканомИ, зубы стиснув, пальцы сжав,Как обуянный силой черной,«Добро, строитель чудотворный!Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе!..

»Слово «ужо» весьма выразительно как по своей стилистической, сугубо просторечной, окраске, так и по своей семантике (значит «потом», «позже» и вместе с тем зачастую употребляется как угроза мести, наказания).И в «Ужо тебе!..» Евгения заключено в высшей степени значительное историческое и политическое содержание. О характере его можно судить по следующему.

Издавна установилась, встречается уже в русской публицистике XVI века, символика коня и всадника: народ и царь (см. басню Крылова «Конь и Всадник», впервые опубликованную в 1816 году и в издании 1825 года поставленную на первом месте; см. аналогичное сравнение в пушкинском «Борисе Годунове» — в диалоге Басманова с Борисом).

Совет

Эта же символика прямо выражена в пушкинском «Россию поднял на дыбы». На фальконетовском памятнике Петру конь и всадник слиты воедино. Но в поэме Пушкина между ними проводится и тонкое различение: в отличие от «горделивого» всадника, коню придан эпитет «гордый»; о всаднике сказано в прошедшем времени: «Россию поднял…», о коне — в настоящем и будущем: «Куда ты скачешь…» и «где опустишь…» В связи с этим особую выразительность приобретает рисунок фалькокетовского памятника Петру, набросанный Пушкиным в его черновых тетрадях примерно около этого же времени. На рисунке — скала; на ней — конь; но всадника на коне нет.В ответ на слова Басманова:Всегда народ к смятенью тайно склонен:Так борзый конь грызет свои браздыПо что ж? Конем спокойно всадник правит( царь Борис отвечает)Конь иногда сбивает седока.

Па рисунке Пушкина гордый конь сбил горделивого седока. Это, несомненно, бросает яркий свет и на «Ужо тебе!..» Евгения. Но восклицание-угроза Евгения-прозрение в далекое будущее. Что же касается «мятежа» Евгения — это еще только бунт «частного» против «общего», причем — самое главное — бунт во имя только «частного». Поэтому «бунт» Евгения — бунт одиночки, безумный и безнадежный протест, не только неизбежно, но и законно обреченный на неудачу. И все это тоже выражено с необыкновенной пластичностью, в ярких и живых художественных образах «Медного Всадника» — гармонической пере кличкой начала поэмы с ее концом.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/6384-obraz-evgeniya-v-poeme-mednyj-vsadnik-pushkina

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: характеристика Евгения :

Создание характеристики Евгения из «Медного всадника» часто становится проблемой для школьников. На самом деле описать значение роли главного героя поэмы – дело нехитрое. Что ж, попробуем описать образ Евгения из «Медного всадника», который занимает ведущее место в данном произведении.

Анализ произведения Пушкина

Поэма «Медный всадник» по праву считается одним из самых лучших произведений великого Александра Сергеевича Пушкина. Произведение имеет особое звучание, интонацию и даже ритм.

Все это в комплексе создает прекрасный слуховой эффект, который производит неизгладимое впечатление на каждого, кто однажды услышал поэму.

Многие моменты уже входят в ряды хрестоматии, ведь во время чтения произведения перед глазами встает образ прекрасного и величественного Санкт-Петербурга.

Поэма была создана Александром Сергеевичем в 1833 году. Вся она посвящена герою того времени – Петру I. Именно образ Петра Великого и стал тем самым медным всадником – огромным памятником, где император изображен в качестве воина, сидящего на коне. Этот памятник находится в Санкт-Петербурге, у самого берега Невы.

Нужно сразу сказать, что отношение Пушкина к реформам, проведенным Петром, очень сильно изменилось со временем. Его поэма «Медный всадник» изначально не прошла цензурный барьер, но вскоре все-таки была допущена к печати. Произведение является своеобразным протестом поэта к нынешнему правительству, которое постоянно ставит свои правила перед народом и требует их безукоризненного выполнения.

В центре сюжета всего два персонажа – Евгений и Медный Всадник – величественный монумент, установленный в честь великого реформатора. Евгений в произведении «Медный всадник» играет ведущую роль – памятник реформатору преследует его, отчего главный герой начинает страдать паранойей, виня монумент во всех своих неурядицах.

Образ главного героя произведения

Образ Евгения в «Медном всаднике» состоит из двух конфликтов – между обычным гражданином страны и самим государством. Образ последнего представлен в поэме в виде величественного монумента, который «взирал на всех и видел все».

Отдельным человеком, гражданином, стал Евгений – герой поэмы, который начал ненавидеть монумент, обвиняя только его во всех своих неудачах. Меланхоличный, имеющий какие-то свои странные видения, время от времени трусливый – именно таким рисуется образ главного героя.

Характеристика Евгения – главного героя

Перед читателем Евгений предстает как человек, который не имеет особых заслуг.

Создавая характеристику Евгения из «Медного всадника», нужно сказать, что сам автор не упоминает ни места работы, ни чина, ни какой-либо еще информации о главном герое.

Однако, читая произведение и видя его жизнь со стороны, со временем мы можем сказать, что Евгений – мелкий чиновник, не обладающий ни богатствами, ни талантами.

Говоря о характеристике Евгения из «Медного всадника», не будет лишним упомянуть и то, что у центрального персонажа была возлюбленная. Однако когда город охватывает стихийное бедствие, девушка, которая жила и росла в обычной небогатой семье, погибает.

Читайте также:  Можно ли назвать умным чацкого в комедии горе от ума грибоедова? сочинение

Даже тогда главный герой «Медного всадника», Евгений, не переживает свою утрату. Он расстроен, огорчен, но нельзя сказать, чтобы он был убит горем.

Вероятно, такую реакцию можно наблюдать у юноши в связи с тем, что стихия не успокаивалась, и Евгений был сильно напуган происходившим вокруг ужасом: полуразрушенные дома, огромное количество смертей.

Финал поэмы Александра Сергеевича

В поэме Пушкина «Медный всадник» Евгений, характеристика которого стала ключевым моментом этой статьи, выступает чужаком, изгоем.

Пережив все потрясения, главный герой выглядит очень плохо, он похож на совершенно сумасшедшего человека.

Окружающие его люди смотрят на юношу со смехом и презрением в глазах – им просто не суждено понять всех тех волнений, которые переживает главный герой: потеря возлюбленной, страшные последствия стихийного бедствия.

Обратите внимание

Но кроме всего этого, у парня появляется паранойя, будто во всем этом виноват монумент Петру I. Юноша начинает думать, что памятник преследует его, насмехается над ним, глумится.

Молодой человек обвиняет во всем «Медного всадника», наивно веря в то, что именно он принес столько горя петербуржцам, забирая невинные жизни и благополучие всего города.

Он падает к монументу и шепчет всевозможные проклятия в адрес «всадника», не понимая, что все-таки в некоторых происшествиях виноваты и сами жители города.

Цитаты из «Медного всадника»

Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.

Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.

  • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
  • «Померкла старая Москва».
  • «…Россию поднял на дыбы».
  • «Люблю тебя, Петра творенье».
  • «И жизнь ничто, и сон пустой».
  • «Живет в Коломне, где-то служит».
  • «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
  • «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
  • «Вскипела кровь».
  • «Вода и больше ничего!»
  • «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
  • «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».

Вывод по произведению

«Медный всадник» стал изображением всех тех разногласий, которые возникают между каждым отдельным человеком и огромным государством.

Изображая государственную власть в качестве монумента, который везде преследовал своего слугу – обычного гражданина, Пушкин затронул очень важную политическую проблему. Народу нужна была свобода, нужен был глоток свежего воздуха.

Однако правительство не могло этого дать, ведь российский менталитет имеет одну особенность: населению нужен строгий контроль, чтобы в государстве был порядок.

В своей поэме Пушкин затронул и проблему «маленького человека», которым стал главный герой – Евгений, не сумевший справиться с такой сильной стихией, как государственный контроль, представленный в произведении как природная сила.

Кроме того, здесь четко выражено и отношение самого Александра Сергеевича к тем нововведениям, которые произошли при Петре Великом.

Пушкин признавал за каждым возможность и право быть счастливым, а правительство тем временем подавляло все мятежи.

Политические проблемы

Несмотря на все реформы, которые смогли помочь Российской империи в становлении могучего и сильного государства, были и те изменения, которые в какой-то мере смогли обуздать российский нрав.

Естественно, что каждый гражданин относился к этому по-разному.

Пушкину же удалось завуалировать свою неприязнь к новому государственному строю таким образом, что если не анализировать произведение полностью, вряд ли можно заметить отношение автора к новой политике.

Источник: https://www.syl.ru/article/350826/poema-a-s-pushkina-mednyiy-vsadnik-harakteristika-evgeniya

Петр и Евгений в поэме «Медный всадник» | Инфошкола

20 Октябрь 2016       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   4175

В поэме Петру Великому противопоставляется бедный чиновник, живущий в Коломне.

Евгений, по словам поэта, захудалый осталец некогда славного и знатного рода; он был потомок людей, «бывших и в Войске, и в совете, и на воеводстве, и в ответе».

Как человек, доведенный до плачевного состояния петровской табелью о рангах, Евгений более чем кто другой мог не сочувствовать «чудотворному строителю» и его реформе.

Важно

Евгений совершенно примирился со своим скромным положением — «дичится знатных и не тужит ни о покойнике родне, ни о забытой старине». Все мысли Евгения сосредоточились на мелких личных интересах.

Накануне знаменитого наводнения он был в довольно невесёлом расположении духа; река разыгралась и угрожала выйти из берегов, из-за чего Евгению предстояло два-три дня не видеться c Парашей, которую он любил и на которой надеялся со временем жениться. Предчувствия не обманули Евгения.

Нева вздувалась и ревела,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.

Среди страшного наводнения Евгений был занят исключительно своей любовью, мучился опасениями за судьбу своей Параши, жившей «в ветхом домике, близехонько к волнам, почти у самого залива». Сидя верхом на мраморном льве, без шляпы, страшно бледный, окружённый яростными волнами, он был равнодушен к «злому бедствию» и лишь мечтал о Параше.

Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.

Замирая от тоскливого ожиданья, он «знакомой улицей бежит в места знакомые», но на месте, где жила Параша, он не нашел уже ничего. Рассвирепевшие волны унесли домик, в котором жили его мечты, его любовь. Полный сумрачной заботы, он долго ходил кругом, громко толковал сам с собою и вдруг, ударив рукою в лоб, захохотал.

Его рассудок не вынес тяжёлого испытания. С тех пор, оглушённый шумом внутренней тревоги, он безмолвно скитался, полный ужасных дум.

Наводнение, сопровождавшееся опустошениями, тысячами страданий и смертей, миновало, так как оно «прикрыто было багряницей» — заботами и щедростью императора Александра Первого.

Недовольство и ропот на «чудотворного строителя» за то, что он выбрал для Петербурга такое неудобное, низменное и опасное место, понемногу умолкли. Не мог успокоиться только бедный сумасшедший.

Следующей осенью спавший у пристани Евгений проснулся от плеска волн. На время в нём пробудилось сознание. Страшная картина бурной ночи напомнила ему прошлый ужас. Он пошёл бродить и очутился на той площади, с которой следил за разрушительным действием наводнения.

Совет

Он узнал дом, перед крыльцом которого «с поднятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые, и прямо в тёмной вышине над ограждённою скалою, кумир с простёртою рукою сидел на бронзовом коне». Лицо Петра Великого дышало силой и энергией.

 Мощной рукой он натянул узду, и дикий конь взвился под ним на дыбы.

Вдруг в сознании Евгения рисуются все обстоятельства, при которых был основан Петербург; он вспомнил, чья непреклонная воля явилась причиной его настоящего бедствия: Кругом подножию кумира На лик державца полумира. Безумец бедный обошел стеснилась грудь его. И взоры дикие навел «Добро строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе! .. »

Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной…

Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось, … что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось … Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто

Простерши руку к вышине,

За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне …

С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.

Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.

Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.

Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!

Евгений мечтает о «мещанском счастии», о деньгах, о чинах, а Петр Великий, одним мановением руки потрясший всю Россию до основания, пробудил её от векового сна, с прозорливостью гения заложил город на болоте, чтобы прорубить окно в Европу. Какое смелое сопоставление: Евгений и Пётр Великий, ничтожество и гений, пигмей и титан.

Обратите внимание

И когда Евгений осмеливается упрекать самодержавного властелина в деспотизме, Пушкин наглядно указывает на всю дерзость подобного поступка и заставляет Евгения сознать свою вину: Евгений, несмотря на свою недалекость и ограниченность, чувствует, что позволил себе нечто ужасное, и сам себе выносит приговор.

Источник: https://info-shkola.ru/petr-i-evgenij-v-poeme-mednyj-vsadnik/

Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер.

Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.

Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Герой поэмы “Медный всадник” Евгений – порождение “петербургского” периодарусской истории.

Это “маленький” человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия. … я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он Живет в Коломне и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине) Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его “маленьким” человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей “петербургского” периода.

Читайте также:  Анализ и мораль басни крылова ворона и лисица

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном

направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.

Он – антипод “кумира на бронзовом коне”, у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.

Важно

Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие. Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но “мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах”. Именно шум природной стихии в сочетании с “шумом” в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с “кумиром на бронзовом коне”. Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника. Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, “того, чьей волей роковой под морем город основался”. В нем родились чувство ненависти к “державцу полумира” и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: “Ужо тебе!..”. Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке. В тот момент, когда Евгений “прозревает”, он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние “грозного царя”, олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, “мгновенно гневом возгоря”, наказывает “безумца бедного”. При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный “шепотом”. Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это “святое” безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается “бросить вызов”, пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

(No Ratings Yet)
Loading…

Іван табл багряний.

Ви зараз читаєте: Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”Безправне становище жінки-кріпачки за оповіданням М. Вовчка “Горпина” »

Источник: https://ukr-lit.com/obraz-evgeniya-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/

Образ Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | Обучонок

В поэме «Медный всадник» не указаны ни его фамилия, ни чин, ни место службы.

Автор ничего не говорит о прошлом своего героя, его внешности, чертах характера.

Пушкин только намекает на его аристократическое происхождение, как и на само его имя:

Прозванья нам его не нужно,

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало;

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Лишив Евгения особых отличительных примет, Пушкин превращает его в самого заурядного человека из толпы, мечтающего о тихом счастье:

«Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой пойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Но вот в городе разыгрывается страшная стихия, которая приносит с собой многочисленные несчастья. И тихий, неприметный Евгений, охваченный тревогой за судьбу близких, забывает о собственной безопасности.

Он совершает смелый поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива», где жила его невеста Параша.

Последствия страшного наводнения были так разрушительны, что от их вида Евгений сходит с ума. Он покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде. Люди начинают насмехаться над ним и презирать его.

Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы, его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял. Мятежный шум

Невы и ветров раздавался

В его ушах. Ужасных дум

Безмолвно полон, он скитался.

Его терзал какой-то сон…

… Он скоро свету

Стал чужд, весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Одежда ветхая на нём

Рвалась и тлела. Злые дети

Бросали камни ему вслед

Нередко кучерские плети

Его стекали, потому

Что он не разбирал дороги

Уж никогда; казалось – он

Не примечал. Он оглушён

Был шумом внутренней тревоги

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мёртвый…

В финале поэмы Евгений неожиданно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана»:

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом.

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!».

Очень ясно виден конфликт между государством и отдельным человеком. Но разрешения этого конфликта в поэме нет, по-видимому, он вообще неразрешим.

Поэма «Медный всадник» предстает перед нами как трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, который стал жертвой «исторической необходимости».

Перейти к разделу: Заключение

Источник: http://obuchonok.ru/node/1555

Образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин рассказывает и оценивает роль Петра Великого в истории, как всей страны, так и в судьбах конкретных людей. Но показан он автором по-особенному, двояко.

С одной стороны это некий символ того, что постоянно происходит движение жизни, ее обновление и изменение. Петр I — это власть в государстве, которая должна быть сильной и устойчивой.

Поэтому читатель видит этот образ в виде памятника, который возвышается над городом.

«Медный всадник» по праву считается самым сложным произведением Александра Сергеевича Пушкина.

Совет

В нем автор затрагивает огромнейшее количество проблем, которые носят исторический, социальный, фантастический и философский характер.

Петр Великий показывается в поэме писателем как исторический деятель, как образ-символ, как некое мифическое лицо. Автор проводит своего героя через разные воплощения.

Уже вступление к поэме Пушкин воспевает Петра, его гениальность, его чудесное творение-город. Но все вступление, которое полностью адресовано самодержавцу, имя царя не называется, так как автор использует слово «он».

Такой прием позволяет приблизить Петра Первого к богу. Имя этого царя вписано в историю, так как он создал город на болоте и среди лесов.

Имя такого правителя просто святое, так как он смог покорить бузующую реку и создать город, где есть ограды из чугуна, постоянно происходят пирушки, но и здесь много памятников Петру.

Автор постоянно упоминает о том, что он любит творение трудов Петра, даже, несмотря на то, что этот город имеет и положительные, и отрицательные стороны. И если внимательно вчитаться а поэму, то уже только во вступлении автор выражает свою любовь к этому прекрасному городу и пять раз повторяет слова любви к нему.

Пушкин выражает и свое отношение к деятелю Петру, восхищаясь его деяниями. Но, несмотря на это в поэме поэт показывает страшный облик царя, который обличен в бронзу и равнодушно взирает на людское бедствие. Поэтому памятник в поэме — это символ власти и силы.

Но из истории известно, что уже сам город на Неве есть символ «окна в Европу», как символ той власти, которая царила в стране, которая не заботиться о своем народе.

Обратите внимание

Город, созданный Петром Великим, оказался холодным и неуютным для простого человека. Но он густо заселен людьми, и автор поэмы тоже об этом говорит в своем тексте. Этот город был превращен в столицу России, но он стал чужим для простого человека.

И примером этого является Евгений, который теряет самое главное в жизни — свою невесту, поэтому его жизнь, его душа становится пустой. Кульминация поэмы состоит в том эпизоде, когда происходит погоня. Кумир из бронзы автором превращается во всадника из меди.

За главным героем гонится неживое существо, которое властвует в стране.

Для автора равнозначны переживания Евгения и деяния государя. Он понимает возведение города на Неве — это мечта Петра, которая великая и значимая. Но за торжество возведения города и покорения водной стихии приходится заплатить слишком высокую цену.

Поэтому поэма Пушкина показывает человечность и суровую правду. Но оба героя между собой связаны и постоянно тянутся друг к другу. Поэтому памятник и гонится в поэме за Евгением.

Поэма оказала огромное влияние на взгляды декабристов, которые потом организовали восстание против самодержавия.

По тексту поэмы грозный и властный царь, посмотрев на бедного и страдающего Евгения с высоты своего пьедестала, изменил выражение своего лица. Петр — это великий монарх и самодержавец, при котором народ оставался угнетенным и униженным, но он и грандиозная историческая личность, которая много сделала для развития этой страны.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/11/obraz-petra-velikogo-v-pojeme-mednyj-vsadnik-pushkin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector