Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума
Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.
Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.
Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.
Характеристика Фамусова Горе от ума
Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым.
В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.
Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.
Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.
Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается.
Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.
Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.
С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.
Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.
Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html
Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание в цитатах
Фамусов. Кадр из фильма.Киностудия Мосфильм. 1953 |
Павел Афанасьевич Фамусов является одним из ярких персонажей пьесы «Горе от ума» Грибоедова.
В этой статье представлена характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», описание характера и личности героя, а также отзывы критиков о персонаже.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов:
Фамусов — вдовец.
Он воспитывает дочь Софью:
Господин Фамусов — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:
Фамусов живет в Москве, где служит управляющим в государственном учреждении::
Господин Фамусов пользуется служебным положением и раздает своим родственникам награды и повышения:
Фамусов устроил к себе на службу всю родню. Среди его подчиненных почти нет чужих людей:
Судя по всему, Фамусов — небедный человек, но, вероятно, у него много долгов, из-за чего он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха. Такой брак поможет Фамусову поправить положение:
Господин Фамусов является членом Английского клуба, престижного заведения для дворянской элиты:
Фамусов был другом отца Чацкого.
Когда родители Чацкого умерли, господин Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:
Господин Фамусов — баловник, ветреный мужчина.
Он пристает к служанке Лизе:
Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:
Он является брюзгливым человеком и часто сердится без толку:
Фамусов любит ругаться на своих слуг:
У господина Фамусова громкий голос:
Фамусов является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:
Фамусов называет себя гостеприимным человеком:
Он умеет льстить и угождать нужным людям, например, Скалозубу:
Господин Фамусов питает страсть к чинами:Фамусов — «делец», добивающийся своего любыми средствами:
Его волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди:
Господин Фамусов считает образование «чумой», то есть вредным явлением:
П. А. Вяземский о Фамусове:
Н. И. Надеждин о Фамусове:
Е. Цимбаева о Фамусове:
Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.
Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-famusova-gore-ot-uma-griboedov.html
Характеристика Фамусова (Горе от Ума)
Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии. Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.
Описание внешности и характера Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины.
Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
- жмется;
- заигрывает;
- балуется;
- меняет мимику.
Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением.
О его здоровье говорят и особенности поведения:
- суетливый;
- прыткий;
- неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству.
Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение.
Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.
Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому.
После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства.
Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.
Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.
Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.
Отрицательные качества личности
Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.
Грубость.
В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом.
Здесь сама уравновешенность и скромность.
Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.
Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.
Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.
Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.
Образцы жизни и идейные принципы
Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии.
Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению. Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
- «мочи нет»;
- «уморить»;
- «прозябли»;
- «невзначай»;
- «бить баклуши».
Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов.
Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа.
Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко. Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян.
Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.
Другие материалы по комедии «Горе от ума»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1181-harakteristika-famusova-gore-ot-uma.html
Образ Павла Афанасьевича Фамусова (по комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С,)
Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он известен в кругу московского барства.
Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II значительную роль.
Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
Фамусов — вдовец, он любит дочь, заботится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба.
Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, живет на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов — сторонник крепостных порядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством.
Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить».
Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы ты в Твери…»). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а потому как «деловой»:
Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Петрович — подхалим Екатерининского времени.
Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то вечно цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб».
Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».
Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат». Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег он считает самым верным.
Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.
Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь унаследована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение, то есть науку.
О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Учителей, которых нанимали для обучения детей «числом по более, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».
Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением.
С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг.
Чацкого он называет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий
Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_Pavla_Afanas-evicha_Famusova_po_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A_S
Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Грибоедовым в списке действующих лиц как “управляющий в казенном месте”. И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрократии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто нанял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки “второй матерью”.
Из реплик Фамусова можно понять, что в супружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою “дражайшую половину” в мужском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчеркивает, что еще бодр и свеж, хотя и “дожил до седин”. Тут же добавляет, что всем известно его “монашеское поведение”. Но слова его расходятся
с делом. Уже в самом начале мы видим его заигрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях “должен у вдовы, у докторши крестить”.
Как и все московские дворяне, дорожит родством: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”. Тем не менее, сам Фамусов умеет оценить по достоинству деловые качества подчиненных.
Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.
Как и все московское барство, Фамусов всячески афиширует свое хлебосольство:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Суть мировоззрения Фамусова сводится к нескольким прочно усвоенным правилам. Он охотно простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается
жить по заповедям “старины”.
Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не менялось. Он не приемлет “новизну” еще и потому, что все московские “тузы”, в кругу которых он вращается, исповедуют те же взгляды.
Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни.
Все суждения они черпают “из забытых газет”, расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и “рассудка нищету”.
Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позициями.
Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может.
Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
Естественно, что, видя в Чацком проповедника ненавистной для него “вольности”, Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему иноземному, только неприязнь эта имеет совершенно разные корни. Чацкий отстаивает национальную культуру и самобытность, а Фамусов видит во французских магазинах “губителей карманов и сердец”.
В свое время Фамусов пытался научить Чацкого жизни, возя его с визитами к “нужным людям”, но юноша оказался неспособным учеником.
Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток “воспитать Чацкого”, советует “не блажить”, хорошенько управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами.
Он старается убедить молодого человека в необходимости служить, “на старших глядя”.
Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что “служить бы рад, прислуживаться тошно”, Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей.
Образцом жизненного успеха Фамусов считает Кузьму Петровича:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
В восторге Фамусов и от своего дяди — Максима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению.
Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно привечала Максима Петровича.
С точки зрения своего круга определяет Фамусов достоинства Скалозуба:
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Его будущий зять должен удовлетворять следующим условиям:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повседневной жизни он умеет добиваться своего потихоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонансом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Фамусов привык во всем считаться с неписаной московской “табелью о рангах”, он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а традиции своей среды — нерушимыми и единственно истинными.
Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.
Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу. Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь.
Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает их ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
Непоколебимая вера в старые порядки — главная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опасным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: “Под суд!” Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель “века минувшего”, ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю косность, реакционность и отсталость России XIX века.
Глоссарий:
– образ фамусова в комедии горе от ума
– Образ Фамусова
– характеристика фамусова горе от ума
– характеристика фамусова в комедии горе от ума
– краткое сочинение на тему горе от ума
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/
Характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание характера в цитатах
Меню статьи:
В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.
Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.
Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.
Семейная жизнь Фамусова
В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.
Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел.
Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу.
Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.
Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.
Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.
Государственная служба Фамусова
С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.
Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.
Личностные качества и привычки Фамусова
Образ Фамусова по задумке автора должен резко противопоставляться образу Александра Чацкого, поэтому в большинстве своем случае Павел Афанасьевич обладает негативными качествами характера.
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.
Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».
Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.
Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:
На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Изволили смеяться; как же он? Упал вдруго́рядь – уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-harakteristika-famusova.html
Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»
Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.
О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».
Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.
Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф.
Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».
Рекомендуем почитать ►
Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»
В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.
Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.
С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от Ланкартачных взаимных обучений…
Можно привести вполне точный, реальный комментарий.
Совет!Пансионы и лицей — это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царскосельский лицей, где учился Пушкин,— учебные заведения, пользовавшиеся «дурной» в глазах московского барского общества славой рассадников политического вольнодумства, своеволия и того духа непокорства и независимости, который Хлёстова заметила в Чацком.
Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-famusova-v-komedii-gore-ot-uma/
Сочинение на тему «Фамусов и Чацкий в комедии Грибоедова Горе от ума»
Главный положительный герой комедии «Горе от ума» Чацкий принадлежит к людям декабристской натуры. Его противником в пьесе является Фамусов, типичный представитель дворянско-крепостнического лагеря. Кардинальная противоположность их взглядов становится понятным уже с первого действия.
Сцена с Лизой великолепно раскрывает моральный облик Фамусова. По ходу развития действия мы узнаем о его отношении к книгам и службе. Становится ясным, что для него самыми весомыми показателями в человеке являются чин и богатство.
Чацкий же в первом действии предстает остроумным и искренним молодым человеком, который смеется и шутит относительно жизни и времяпрепровождения фамусовоподобных дворян.
Подобный расклад взглядов не мог не привести к идейному конфликту, который и наступает во втором действии. Поучения Фамусова чужды Чацкому.
По Фамусову, чтобы добиться чего-нибудь в жизни, надо уметь и «стул подставлять, и платок поднять».
В качестве примера он приводит своего дядю, который исключительно благодаря лести и низкопоклонству сумел добиться расположения императрицы. Но таких людей Чацкий презирает. Его ответ Фамусову стал афоризмом:
Он желает, чтобы все молодые люди «служили делу, а не лицам», были свободны в выборе занятий, на что Фамусов реагирует очень болезненно. Доходит до того, что он угрожает Чацкому судом.
Фамусов, верный дворянским традициям, боится подобных Чацкому людей, которые посягают на основу дворянского благополучия. Посылать людей в Сибирь, на каторгу и ссылку, продавать и наказывать их—все это по Фамусову вполне законное право помещика.
Человеческое достоинство в его представлении отсутствует в крепостных крестьянах. Чацкий же, наоборот, с уважением относится к «умному, бодрому» русскому народу.
Его возмущение вызвано тем, что «отцами отечества» называются безжалостные крепостники—те, кто занимается порабощением народа.
За подобные суждения гости Фамусова представляют Чацкого невменяемым, а Фамусов объявляет, что первым заметил его сумасшествие. По его мнению, причина сумасшествия Чацкого исключительно в ученье, в науке.
Разительно отличаются эти образы и своей речью. Образованный Чацкий говорит литературно. Его речь отличается логичностью и образностью. Малообразованный же Фамусов в зависимости от ситуации говорит то подобострастно, то вкрадчиво, а то и услужливо или властно. Все зависит от того, с кем он говорит.
Чацкого можно охарактеризовать и как олицетворение современности, смотрящей на жизнь иными глазами, а Фамусова, соответственно, — олицетворением консерватизма.
Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/famusov-i-chatskiy-v-komedii-griboedova.html
Образ фамусова в комедии грибоедова “горе от ума”
Образ фамусова в комедии грибоедова “горе от ума”
В комедии А. С.
Грибоедова “Горе от ума” правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который “населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир – клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса”. Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.
Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсене соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.
Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник – двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.
Неожиданно застав ранним утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: “Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?”
Он изумлен: “Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?” Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.
Совсем недавно он говорил Лизаньке, что “в чтеньи прок-от не велик”, но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:
Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: “Во всем француз нагадил”.
Кузнецкий мост – это улица в центре Москвы, известная множеством “модных лавок” и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди.
С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно.
Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.
Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, “старушка-золото” мадам Розье заменила Софье мать.
При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и “модных лавок” и панегириком “мадам Розье”.
Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье.
К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”. Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также “монашеским известен поведеньем”.
Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных “мировоззренческих” монологах.
Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова – своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник – званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг – погребенье; пятница или же суббота – крещение.
С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь “на форели”, Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные “философские” рассуждения о бренности человеческого бытия:
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат…
Все свои “великие” дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть “книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские”. Тем самым фамусовские “дела” как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.
Следующий монолог Фамусова служит ответом на “неосновательную” реплику Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно!” Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему “золотым веком”. Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются “вперегиб”, а иногда и выступают в роли шутов.
Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему “единомышленнику” Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:
… у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых, –
Тот и жених!
Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача – сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).
В изображении Грибоедова Фамусов – уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение.
Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать.
Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель “не добродетелей, но только обычаев отцов наших”, хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние “золотые” времена.
Источник: https://goldsoch.info/obraz-famusova-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/
Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»
Категория: Горе от ума
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства.
В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.
О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества». Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы. Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств». В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев. Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса. С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой: * И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних * От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, * Да от Ланкартачных взаимных обучений…
можно привести вполне точный, реальный комментарий.
Совет!Пансионы и лицей — это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царскосельский лицей, где учился Пушкин,— учебные заведения, пользовавшиеся «дурной» в глазах московского барского общества славой рассадников политического вольнодумства, своеволия и того духа непокорства и независимости, который Хлёстова заметила в Чацком.
Вся жизнь Ивана была трудна: его и «подщетинивали», и служил он за другого человека.
По всей повести Лесков показывает, что Иван наивен, как младенец, но в тоже время его нельзя сравнить с героями романтических произведений, потому что Флягин — жизнь, то есть, это не придуманный образ.
Я считаю, что в том и драма Флягина, что с этим он ничего поделать не может, потому что это жизнь, которая никому не подчиняется. А Флягин — это всего лишь кроха этой жизни, которая хочет умереть за народ, но нико
Второй новеллистический цикл Астафьева «Царь-рыба» увидел свет в 1976 году. Здесь, в отличие от «Последнего поклона», писатель обращается к другой первооснове человеческого существования — к связи «Человек и Природа».
Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл «узловой завязью человека с миром природы», Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве «выверки
У меня есть старший брат Дима. Я очень его люблю. Он старше меня на шесть лет — ему девятнадцать. Дмитрий не похож на тех парней, с которыми я знакома. Мне кажется, сейчас многие ребята стали какими-то безответственными, несерьезными.
Для каждого человека счастье означает что-то свое. Счастье… То что же это?.. В мире нет такого человека, который бы сказал: «Я – абсолютно счастливый человек! Мне ничего не нужно!».
Мы все ждем завтрашнего дня, планируем, что оно будет лучшим, чем настоящее. Но для этого надо много работать, самому день за днем строить свое будущее. Мы – творцы своей жизни, своей судьбы.
Каждый человек в состоянии спланировать свое будущее, но для этого надо приложить немало усилий. Особых же усилий нужно при
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Есть любимый город не потому, что они счастливые, а счастливые, потому что у них он есть.Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени.
В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей.
На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» — повесть о природе и любви. Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода.
Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях. В мире, стоящем на пор
Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось многое понять и прочувствовать, узнать и оценить.
Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла обойти стороной это великое чувство в своем творчестве. Любовь в лирике Марины Ивановны — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает.
Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Вчер
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). С Брюсовым произошло то, что часто бывает с основоположниками каких-либо направлений и систем: они первыми перерастают их рамки и затем сами отрицают эти направления и системы.
В предисловиях к сборникам «Русские символисты», в «Интервью о символизме», реферате «К истории символизма» (1897), в работах «О искусстве» (1899), «Ключи тайн» (1904) Брюсов сформулировал цели символизма.
Первоначально он провозглашал лишь импрессионистическую свободу творчества, фо
Вся весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» овеяна доброй романтикой.
Эта пьеса — воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн: Веселы грады в стране берендеев, Радостны песни по рощам и долам. Миром красна Берендея держава. В этой стране царь, премудрый Бере
(03 (15).IV.1886 — 24.VIII.1921) Николай Гумилев — русский поэт, драматург. Родился 3 апреля (15 н.с.) в Кронштадте в семье корабельного врача.
Детские годы провел в Царском Селе, здесь в 1903 поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал в Париж, в Сорбонну.
К этому времени Гумилев был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма В. Брюсовым. В Париже издавал журнал «Сириус» (в котором д
Сейчас смотрят:{module Грибоедов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/griboedov-a-s/sochineniya-po-proizvedeniyu-gore-ot-uma/3627-kharakteristika-obraza-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html