Хорь и Калиныч Характеристика героев | Инфошкола
В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.
Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте.
Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател.
Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).
Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».
Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря.
По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина.
Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.
Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы.
Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце.
Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.
«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч.
Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю.
Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.
В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.
Источник: https://info-shkola.ru/hor-i-kalinych-harakteristika/
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»
«Хорь и Калиныч» входит в сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника», создававшийся с 1847 по 1852 гг.
В этой статье вы сможете прочитать анализ рассказа «Хорь и Калиныч», что позволит вам лучше познакомиться с произведением. Обратим внимание на историю публикации, образ главных героев и некоторые интересные факты.
Также на нашем сайте вы найдете краткое содержание «Хорь и Калиныч». Прежде всего рассмотрим общие факты.
История публикации рассказа «Хорь и Калиныч»
Рассказ был первым в цикле «Записки охотника». Его опубликовал журнал «Современник» в 1847 году. Публикация наделала шуму и была восторженно встречена современниками. По словам Белинского, в этом рассказе Тургенев подошёл к теме народа с такой стороны, с какой «до него никто ещё не заходил».
Делая анализ рассказа «Хорь и Калиныч», надо понимать, что цикл – это группа произведений, связанных общей тематикой, идеей, героями. «Записки охотника» объединены фигурой рассказчика, за которым угадывается сам автор. Основная идея – антикрепостническая: Тургенев показывает талант, ум, трудолюбие, добродушие крестьян, которые оказываются намного интереснее героев-помещиков.
Анализ образов Хоря и Калиныча
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» был бы неполным без рассмотрения главных героев. В двух крестьянских характерах Тургеневу удалось показать коренные основы нации, определяющие её самобытность, её жизнестойкость, её характер.
Хорь и Калиныч – два крестьянина, с которыми рассказчик познакомился во время охоты в лесах Калужской губернии. Несмотря на дружбу, они совершенно противоположны друг другу. Различия ощутимы уже в описании портретов героев. Хорь – плотный, крупный, плечистый, приземистый, спокойный и молчаливый человек, напоминающий Сократа.
Показательно сравнение: оно указывает на мудрость и жизненный опыт героя. Калиныч – высокого роста, худой, с добродушным лицом и светло-голубыми глазами. Тургенев замечает, что лицо его было «кротким и ясным, как вечернее небо».
В этом описании подчёркивается некая романтичность героя, которая дальше будет раскрыта в рассказе, и анализ «Хорь и Калиныч» это хорошо подчеркивает.
Хорь имеет добротную избу, где живёт вместе с большой семьёй: женой, сыновьями, невестками, внуками. В семье он глава, которого почитают и слушаются. Хорь – практичный человек, «себе на уме», хозяйство у него крепкое, приносящее хороший доход.
Во всём облике Хоря подчёркнуто спокойное достоинство, вызывающее уважение. Когда-то давно, около 25 лет назад, его дом сгорел, поэтому на выселках он выстроил новую избу, занялся хозяйством, помещику платит оброк.
Он так повёл хозяйство, что за эти годы превратился в зажиточного человека и мог легко выкупить себя у барина.
Калиныч – одинокий бездетный человек, когда-то у него была жена, которая, судя по рассказу, давно умерла. Хозяйства у него тоже не было, «ходил он в лаптях и перебивался кое-как».
При этом Калиныч – человек самого весёлого и доброго нрава, поэтическая натура: он понимает язык птиц, разбирается в травах, в лесу знает каждую тропинку, умеет заговаривать «кровь, испуг, бешенство», «у него лёгкая рука».
«Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же – к людям, к обществу».
Выводы в анализе рассказа «Хорь и Калиныч»
О своём помещике крестьяне отзывались по-разному: Хорь говорит о нём, усмехаясь, понимает ограниченность и несерьёзность господина Полутыкина. Калиныч с восторгом относится к помещику и благоговеет перед ним.
Характеры героев раскрываются в моменты бесед с рассказчиком. Хорь обычно был молчалив, говорил мало, но внимательно слушал, иногда задавал вопросы, которые поражали охотника точностью и глубиной.
Например, слушая о заграничных путешествиях, Хорь интересовался государственным устройством в других странах, ведением практических дел.
При этом он не раз делал толковые замечания, размышляя, какие заграничные новшества прижились бы на русской почве, а какие совсем нам не подходят. Калиныч говорил много и восторженно. Его больше всего интересовали рассказы о музеях, искусстве, музыке.
Сам он обладал хорошим голосом, пел протяжные народные песни, которые брали за душу и вводили в задумчивое, сентиментальное настроение даже Калиныча. Что еще становится очевидным благодаря анализу рассказа «Хорь и Калиныч»?
Основные черты Хоря – хозяйственность, рационализм, жизненный опыт, умение анализировать и критически осмысливать любое дело. Главные особенности Калиныча – душевная одарённость, чуткость, доброта.
Два крестьянина, Хорь и Калиныч, воплощают в себе основные качества русского народа: его трудолюбие, практический ум, талант, поэтичность и широту души.
По сравнению с ними образ помещика, господина Полутыкина, выглядит мелким, невыразительным и даже комичным.
Император Александр II однажды заметил, что рассказ «Хорь и Калиныч» был одним из побудительных мотивов для отмены им крепостного права.
Если вы не прочитали произведение целиком, то обязательно найдите время для этого, потому что краткое содержание рассказа «Хорь и Калиныч» не отражает полной картины. И надеемся, что анализ рассказа «Хорь и Калиныч», который был представлен в этой статье, помог вам лучше понять суть замысла Тургенева. Читайте также по теме в нашем блоге:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-hor-i-kalinych
Цикл «Записки охотника» И. Тургенева. Сюжет и герои рассказа «Хорь и Калиныч»
Имя И. С. Тургенева нам известно с детства по повести «Муму», по «Запискам охотника». Детские годы он провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском.
В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами.
Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг он отпустил на волю.
В родных лесах и лугах Иван Сергеевич учился любить русскую природу. Спасское было для него дорогим местом. «Я провел здесь лучшие годы своей жизни», — говорил писатель.
Лето обычно он проводил на родине, это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был сослан в Спасское за антикрепостническую направленность первых своих произведении, среди которых были «Записки охотника»
В «Записках охотника» реалистически изображены крестьянский и помещичий быт и природа средней полосы России. Герои «Записок охотника» — дворовые люди, крепостные крестьяне и помещики.
Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы.
Центральным конфликтом, лежащим в основе «Записок охотника», является противоречие между духовным богатством и нищенским, рабским положением крестьян.
«Эти «Записки» читались с увлечением и справедливо приобрели автору громкое имя!.. Почти нигде русская деревенская жизнь и русская сельская природа не рисовались такою нежною, бархатною кистью!» — писал И. А. Гончаров.
Выше всех похвал современников Тургенев ценил признательность народа. Цикл рассказов объединяет общая идея.
Умные и легкомысленные, мрачные и беспечно светлые, общительные и нелюдимые, уверенные в себе и нескладные тургеневские крестьяне интересны тем, что они помогают понять мысли автора о природе национального характера, исторических перспективах его развития и влияния на жизнь русского общества, о будущем русского народа.
С большим художественным мастерством дается в очерке характеристика главных героев. Образ Хоря раскрывается постепенно. Вначале приводится опи-саниеусадьбыиизбы: «разработанная поляна», «липовый стол недавно …выскоблен и вымыт», «сытый жеребец» — все это свидетельствует о крепком хозяйстве.
Описание семьи Хоря углубляет характеристику героя, так как создать и поддерживать такую дружную семью мог только незаурядный, волевой человек.
Заключает психологический портрет прямая авторская характеристика: «Хоря занимали вопросы административные и государственные», «человек положительный,-практический, административная голова, рационалист».
В фигуре Хоря соединились знания Тургенева о жизни сотен русских крестьян, именно крестьянин — тип коренного русского человека. Автор даже сравнивает Хоря с Петром I: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях».
Охотника более всего в Хоре удивила дружба с Ка-линычем. Калиныч совершенно не похож на Хоря, он идеалист и романтик.
Калиныч был ближе к природе, чем к людям, обществу, поэтому он чувствовал себя особенно на месте на пасеке, в глуши леса и в избушке, увешанной пучками сухих душистых трав; его «более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий»; «он пел довольно приятно и поигрывал на балалайке».
Лицо Калиныча кротко и ясно, как вечернее небо. Душевная красота героя разлита в природе. Кроткое и ясное вечернее небо «признает» в Калиныче внутреннее родство с собою. Образ героя срастается с образом зари и неба. Через Калиныча природа оживает и одухотворяется.
Каждый из героев по-своему нравится автору: Хорь — хозяйственностью и рассудительностью, Калиныч — поэтичностью и романтизмом.
Автор любуется героями, очерк наполнен гордостью за свой народ, за неисчерпаемость богатств его душевных сил, не сломленных веками крепостной неволи.
В. Г. Белинский оценил новизну и свежесть очерка И. С. Тургенева. Он отметил, что «автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил. …«Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника…».
Источник: http://5litra.ru/soch/139-cikl-zapiski-ohotnika-i-turgeneva-syuzhet-i-geroi-rasskaza-hor-i-kalinych.html
Герой рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
Категория: Сочинения по рассказу «Записки охотника: Хорь и Калиныч» (Тургенев И.С.)
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Герой рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника». Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы.
Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры.
Это проявляется в беседах с другим героем «Записок» — рассказчиком: «из наших разговоров я вынес одно убежденье что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразовониях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно».
Это сопоставление, как и сравнение внешности Хорь с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хорь. Важнейшее средство характеристики этого героя — параллель с другим персонажем, Ка-линычем.
С одной стороны, они четко противопоставлены как рационалист и идеалист, с другой — дружба с Калинычем выявляет в образе X. такие черты, как понимание музыки, природы. Своеобразно отражается характер героя и в его отношениях с Полутыкиным: в поведении X. нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.
Хорь не единственный подобный тип в ряду тургеневских героев.
В «Записках охотника» формируется определенный образ русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности этого твердого, делового начала. К нему относятся наряду с X.
такие герои, как однодворец Овсянников, Пав-луша, Чертопханов, уездный Гамлет. Черты этого литературного типа встречаются у Тургенева позже в образе Базарова.
Учитель дает школьникам творческое задание найти в тексте, начиная с галереи образов помещиков (их анализу отводятся четыре урока), бытовые детали, которые раскрывают существенные стороны того или иного характера (преобладает тип урока — исследования). Вполне оправдывает себя параллельный принцип: учащиеся делятся на группы (ряды), каждая из которых делает наблюдения, связанные с определенным персонажем, одновременно участвуя в общей работе класса с текстом поэмы. При этом, разумеется, учитель
В романе поднимаются важнейшие проблемы человеческой жизни. Прежде всего это поиск счастья. Автор пишет роман в виде своеобразного дневника.
В жанре антиутопии написано много известных произведений того периода, Замятин также прибегает к помощи этого жанра. На первый взгляд, мир, созданный писателем, совершенен.
Люди, живущие в досконально продуманной обстановке, пытающиеся привести в порядок даже самые мелочные детали быта, таким способом создавали себе счастье, не просто мимолетное, а постоянн
Библиотека — это место, где книги хранятся и выдаются людям для чтения. Я считаю, что библиотеки нужны для того, чтобы каждый человек всегда мог почитать книгу, если хочет. Если любишь читать, то не сможешь каждый раз покупать книгу, чтобы прочитать.
Это очень дорого. А вот придешь в библиотеку — а там книг много, только выбирай. Берешь книги, читаешь, а потом возвращаешь их в библиотеку, чтобы другие люди тоже могли их прочитать. Поэтому надо беречь книги, чтобы их могли читать больше людей.
{lo
Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем.
Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена.
Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира». Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна
В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия.
В конце 1819 года – в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая могла закончиться или даже закончилась дуэлью.
Позднее, 24 марта 1825 года Пушкин писал Александру Бестужеву о Рылееве: «Он в ду
Мольер Жан-Батист (1622-1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера.
В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция.
Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Бли
Петя, младший сын в семье Ростовых (ему было всего пятнадцать лет), поддавшись патриотическому порыву, упросил родителей отпустить его в армию. После долгих уговоров и угроз сбежать родители согласились.
Петя еще не понимал, что его отъезд означает для матери постоянное беспокойство и ежедневную тревогу. Он был весь охвачен желанием воевать, его вдохновлял пример Николая, старшего брата.
Петя и не мог представить, что его могут ранить или убить: «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном
Франсуа РаблеГаргантюа и ПантагрюэльПовесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции.
Книга, полная пантагрюэлизмаОбращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам, автор приглашает их развлекаться и веселиться, читая его книгу, и просит не забыть за него выпить.
Отца Гаргантюа звали Грангузье, этот великан был большой шутник, всегда пил до дна и любил закусить солененьким. Он женился на Гаргамелл
Человек на протяжении всей жизни неразрывно связан с животными, братьями нашими меньшими. Это домашние любимцы и животные, которые уже стали членами семьи, без которых некоторые люди не мыслят своего существования.
Александр ДюмаКоролева Марго1570 год, эпоха гражданских войн во Франции, кровавых столкновений католиков и гугенотов. За десять предыдущих лет погибли вожди враждующих сторон.
В Сен-Жермене заключается мир, для закрепления которого сестра короля Карла IX принцесса Маргарита выдается замуж за Генриха Наваррского. Этот брак в равной мере изумляет и возмущает бойцов в обоих станах.
При дворе творится что-то несусветное! Совсем недавно адмирал Колиньи был заочно приговорен к казни, за его голову кор
Сейчас смотрят:{module Тургенев:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-turgeneva-i-s/sochineniya-po-rasskazu-zapiski-okhotnika-khor-i-kalinych/14743-geroj-rasskaza-turgeneva-khor-i-kalinych.html
Взаимосвязь образов Хоря и Калиныча в «Записках охотника» Тургенева
При всем различии характеров между Хорем и Калинычем существует трогательная дружеская связь. Противоположности в народном мире не конфликтуют, не вступают в непримиримые антагонизмы, они «снимаются», образуя гармоническое единство даже при резкой несхожести типов.
Скептик Хорь признает способность Калиныча заговаривать «кровь, испуг, бешенство», «Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика» (С, IV, 15). Сближает героев и общая любовь к песне.
Казалось бы, трудно найти натуры более противоположные, чем у старого чопорного дворецкого Тумана и у жалкого, безответного Степушки, но Тургенев показывает негласное единодушие между ними и даже сдержанную заботу Тумана о своем незадачливом друге.
Тургенев постоянно обращает внимание читателя на то, что эти герои сходятся в некие «хоровые» единства.
Особую роль в ощущении единства национальных стихий играют в книге два рассказа'—«Смерть» и «Певцы». В них русский характер проверяется двумя коренными ситуациями бытия— искусством и смертью. И вот оказывается, что искусство пробуждает в героях книги общие,-в унисон друг с другом звучащие чувства.
Пение Якова Турка— это символ демократического единодушия, рождающегося в напряженном поэтическом переживании жизни: «Понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала»,— пел он, и всем нам сладко становилось-и жутко…
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась.
'Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел, и расширялся…
Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль» (С, IV, 241).
В рассказе «Певцы» поэтизируется не только пение Якова или рядчика самих по себе, но и та духовная связь, которую это пение пробуждает в очень разных по положению и происхождению героях рассказа.
У дворянина-охотника «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы», но и «жена целовальника плакала, припав грудью к окну», и «серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой». А по железному лицу Дикого барина, «из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза».
Пение Якова, русское в сокровенной глубине своей, снимает всякий момент соперничества, всякий оттенок «соревнования» в мире «Притынного кабачка». Соперник Якова, рядчик, сам признает себя побежденным: «Ты… твоя… ты выиграл».
Обычно смысл рассказа «Певцы» видят в поэтизации Тургеневым талантливых народных самородков. Но первоначальное тургеневское название этого рассказа не случайно ориентировало читателя на другое — «Притынный кабачок». Поэтизируется не только талантливость лица, но и талантливость массы.
Ведь пение Якова поднимается, растет и крепнет на той встречной волне сочувствия, сопереживания, которая пробуждается в его слушателях.
Эта встречная волна выносит к широким обобщениям о сути национальных, демократических начал в русском характере и весь рассказ «Певцы», появление которого подготовлено предшествующими рассказами «Записок…». Я упомянул в этой связи «Хоря и Калиныча». Но вспомним также финал «Малиновой воды»: «Мы опять приумолкли.
На другом берегу кто-то затянул песню, да такую унылую… Пригорюнился мой бедный Влас…» (С, IV, 42). И здесь — ситуация «Певцов» в миниатюре! Случайно сошлись у ключа Малиновая вода очень разные, совсем не знакомые друг с другом люди: проезжий охотник-дворянин, прохожий Влас, случайные рыболовы на Исте Сте-пушка и Туман.
Прозвучали в разговорах между ними истории их жизней вместе с историями жизни тех людей, которые имели к ним какое-либо отношение… У каждого из героев была своя дорога и своя судьба.
Но вот в финале рассказа эти разные люди охвачены общим переживанием, а на другом берегу голос какого-то незнакомого певца откликается на сроднившее всех героев чувство русской незащищенности и бесприютности. И уже не просто «пригорюнился Влас», сказано проезжим охотником другое: «Пригорюнился мой бедный Влас»; судьба Власа стала теперь как бы и его собственной судьбой.
При внимательном чтении книги можно заметить, как по ходу смены одного рассказа другим и третьим с необходимостью готовится появление четвертого. Большую роль в такой композиции-подготовке (в таком духовном предвосхищении одного рассказа другим) играет лейтмотивная ситуация.
Не только в «Хоре и Калиныче», «Малиновой воде», но и далее из рассказа в рассказ с небольшими паузами кочует по «Запискам…» однообразный, тягучий напев. В «Льгове» после треволнений и приключений охотники расположились на берегу пруда.
«Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна… На селе раздавались песни» (С, IV, 91). И далее, в «Касьяне с Красивой Мечи», уныло раздается «среди пустых полей…
переливчатый, однообразный, безнадежно-скорбный напев» (С, IV, 115). Россия в книге Тургенева песенна не только в голосах своих певцов-самородков вроде Якова Турка, она певуча в самых глубинах своих.
Источник: http://www.rlspace.com/vzaimosvyaz-obrazov-xorya-i-kalinycha-v-zapiskax-oxotnika-turgeneva-2/
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» («Записки охотника») Тургенева И.С
В открывающем тургеневский цикл очерке «Хорь и Калиныч » писатель вывел два крестьянских типа, не столько воплощающих характерные особенности русского национального характера, сколько запечатлевших те животворящие силы нации, с которыми Тургенев связывал свои надежды на «великое народное развитие «: светлые разум и душу русского человека.
Итак, на болотном отлюдье в крепкой усадьбе и в избушке на лесной пасеке, пропахшей сухими душистыми травами и свежим сеном, живут Хорь и Калиныч, друзья с несхожими характерами: рационалист и романтик.
Однако в очерке принципиально важным является не разность характеров героев, а то, что Тургенев вписывает мужиков в европейский историко-культурный контекст: Хорь и Калиныч поставлены в один ряд с философами-просветителями и творцами-романтиками.
Но Тургенев рискнул пойти еще дальше: в складе лица крестьянина Хоря он разглядел сократовские черты и прежде всего сократовский лоб, а из разговора с ним «вынес одно убеждение «, «что Петр I был в основном русский человек в своих преобразованиях.
И все это Тургенев пишет в 1847 году, когда мужика в литературе принято было единственно жалеть и защищать. Тургеневский же Хорь склонял к раздумьям ни больше, ни меньше — об античной философии (порождении эллинского гения!), рационалистическом типе мышления, личности правителя, русской государственности.
По существу, очерком «Хорь и Калиныч » Тургенев совершил своего рода «коперниковский переворот » в решении темы народа. В крестьянине он разглядел не только личность, но и ее творческий интеллектуальный потенциал, который необходим для развития русской нации.
Было вполне логично в этом смысле значимость личности государя поставить в зависимость от глубины ее связей с народом.
Примечательно и то, что все действие в «Хоре и Калиныче» проникнуто всеобъемлющей атмосферой гармонии человека и природы. На первый план здесь выступает образ тургеневского Калиныча, который размыкает границы природного и человеческого миров, обнаруживая их одухотворяющую внутреннюю связь.
Для самого же Калиныча изначально не существует этих границ, равно как и другой жизни, кроме той, где привольно шагать по лугам, глядя в небо и ощущая разнотравье земли, слушать «болтливый лепет листьев » и однообразное жужжание пчел, запивать прозрачный теплый мед ключевой водой, «нежиться и томиться в пахнущем сене», провожать зарю…
Он, как Касьян и Ермолай, свой в этом мире. У него даже лицо похоже на «вечернее небо» — «кроткое, ясное».
Здесь, в стихийном течении природной жизни, в слиянии двух душ — человека и природы, рождается, но мысли Тургенева, единственно подлинное жизнечувствование, исполненное проникновенного созерцания, углубленного покоя, внутреннего равновесия по отношению к окружающему миру, жизнечувствование, свойственное народному сознанию.
Однако это был только идеал писателя. На самом деле он понимал, что в народной жизни все обстоит намного драматичнее. И хотя внешнее ее описание в «Хоре и Калипыче» было направлено на то, чтобы создать у читателя ощущение покоя и гармонии от созерцания поющих друзей, объединенных единым порывом и общим переживанием, тем не менее всеобъемлющего умиротворенного настроения не возникало.
У Тургенева в сцене пения вообще превалирует всеохватывающее чувство тоски. Причем тосковал крепкий, удачливый Хорь, «загибал вдруг голову на бок и начинал подтягивать жалобным голосом «. И в этой песне отразилась вековая народная тоска по недостижимому счастью.
По почему тоскует Хорь? Не в его ли тоске заключена тайна русского человека, о котором с великой любовью рассказал Тургенев в «Записках охотника»?!
Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_rasskaza_khor_i_kalinych_zapiski_okhotnika_turgeneva_i_s/41-1-0-85