Тема: Деятельность Андрея Болконского в комитете Михаила Сперанского
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Демидова Н.В.
Урок по творчеству Л.Н.Толстого
литература и история России, 10 класс
Тема: Деятельность Андрея Болконского в комитете Михаила Сперанского.
Реформы Сперанского.
Цель урока: познакомить учащихся в поисками князя Андрея плодотворной деятельности, с тем, как Л.Н.Толстой рисует реальных исторических деятелей и историческую обстановку начала Х1Х в. на страницах романа. Углубить представление учащихся об этом историческом периоде и личности Михаила Сперанского, его реформ и их значении для России.
Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм, иллюстрации, схема.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Характеристика эпохи Александра Первого.
- Фрагмент из фильма «Война и мир» и беседа после просмотра его.
- Плодотворная деятельность Андрея Болконского.
- Личность Александра Первого и реформы молодого царя (работа со схемой и с раздаточным материалом):
а) Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.)
б) его осуществление на страницах романа Л.Толстого
в) создание министерств
г) рассказ о Михаиле Сперанском /сообщение учащегося/
- Поиски плодотворной деятельности Андреем Болконским и его отношения с М.Сперанским и Алексеем Аракчеевым.
- Заключительное слово учителя.
Урок может проводиться учителем литературы, учителем истории, или совместно.
Вступительное слово учителя.
1801 год – начало Х1Х века, начало царствования Александра. Молодой император стал для русского общества олицетворением нового века, новых надежд на будущее. Второй том «Войны и мира» изображает жизнь героев между 1806 – 1812 гг. В нем Л.
Толстой рисует мирную жизнь, определенную историческую эпоху, подводящую к войне 1812 г.
Без этого тома нам был бы непонятен характер участия в войне главных героев, в частности Андрея Болконского, кроме того, через частную жизнь героев Толстой изображает историю страны.
Характеристика эпохи Александра I
(На страницах романа и в воспоминаниях современников).
Весна Александровского царствования – это возобновление пышных празднеств в обеих столицах.
«Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой степени расположено в веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I , — вспоминал писатель и публицист Фаддей Булгарин.
– Молодежь увлеченно танцевала: открывавший танцы «польский» сменялся «греческим», затем английским променадом, экосезом, мазуркой, котильоном. Старшее поколение, протанцевав 5 минут собиралось за карточными столами пофилософствовать».
Фрагмент из кинофильма «Война и мир»
«Первый бал Наташи Ростовой» На балу появляется как почетнейший гость Александр I. Каким рисует его Толстой?
Отношение современников рассматриваем на примере их высказываний.
Работа с индивидуальными раздаточными карточками с цитатами и вопросами к учащимся .
Молодой император был полон надежд, мечтал о реформах. Был ли он подготовлен к ним? Как черты и личность Александра I могли сказаться на его политике?
Характеристика Александра I
Карточки:
№ 1 Шведский посол: «Он тонок в политике, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».
№ 2 А.Пушкин: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда».
№ 3 Современница Александра I писательница, госпожа де Сталь: «Иметь такого императора куда лучше, чем опираться на Конституцию».
№ 4 «Это был характер не особенно сложный и противоречивый, но довольно извилистый…».
№ 5 «Из воспитания своего великий князь вынес скрытность… наклонность казаться и не быть самим собой, скрытое презрение к людям…»
№ 6 «Александру I досталось амплуа романтически мечтательного и байронически разочарованного Гамлета».
№ 7 «Александр I – дело внешних влияний, случайных обстоятельств вроде Лагарпа, Сперанского, Наполеона, Аракчеева. В нем незаметно внутреннего роста, развития; он не развивался, а только видоизменялся, эволюционизировался.
№ 8 Философ Н. Бердяев: «Александр – царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и несильный».
Вопросы: Какое мнение о правителе можно составить на основе этих записей? Как, по-вашему, черты характера и личности Александра I могли сказаться на его политике?
Плодотворная деятельность Андрея Болконского
В 1803 году император подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Вспомним его содержание и осуществление его на страницах романа. В романе даны рассуждения князя Андрея о крепостном праве. На основе их сделаем вывод об отношении Андрея к крепостному праву.
/Андрей – противник крепостного права, видит в нем зло для крестьян, которые влачат животное состояние и всегда подвергаются жестокому физическому истязанию. Также источник нравственной экзекуции для самих дворян.
Сам он значительно улучшил состояние и быт богучаровских крестьян /т.2, ч.3,
гл.1/. Надо отметить, что Толстой мучительно размышлял над проблемой взаимоотношений мужика и барина, искал пути облегчения тяжелой доли крестьян.
Реформы эпохи Александра I
В 1802 вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств.
Схема № 1
Но создание министерств не решило основных проблем, возникших в системе государственного управления. Нужны были новый подход, новые люди. Такой человек в окружении императора оказался. Это был Михаил Сперанский. (Сообщение учащегося о М.Сперанском по материалам энциклопедии и журнала «Преподавание истории в школе» № 4 или книге «Имена в отечественной истории», стр.17-18).
Реформы Сперанского
В 1809 году Михаил Сперанский представил проект 1-й Конституции в истории России и «Введение к уложению государственных законов».
Проект предусматривал создание органов власти на основе принципа разделения властей:
Схема № 2
1810 г. – открыт Государственный Совет, который мыслился Сперанским как верхняя, назначаемая царем палата российского парламента. В нем должны быть сам государь и 35 членов совета.
Работа с текстом романа
Л.Н. Толстой упоминает в романе о Государственном совете. Князь Андрей с большим интересом ожидает открытия Государственного совета, он приписывает ему огромную важность. И каково же было его удивление, что это событие теперь, когда оно свершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Почему? (т.3, ч 3, глава 18).
— От кого услышал князь Андрей об открытии Государственного совета?
— Кто такой Бицкий?
— Как вы понимаете смысл цитаты?
— Как вы понимаете смысл цитаты: «Он выбирает направление, как платье, —
по моде…»?
— Почему Андрей Болконский с тихой насмешкой слушал восторженный
рассказ Бицкого?
Содержание реформ Сперанского:
Реформа предусматривала создание нижней выборной палаты парламента — Государственной думы. Но ее создание задержалось до октября 1905 года.
Проект Сперанского предусматривал, что избирательные права должны получить все граждане, владеющие землей и капиталами. Еще и крепостные должны пользоваться важнейшими гражданскими правами (никто не может быть наказан без приговора суда). Кроме того, предусматривались:
— расширение гласности и свободы печати /тиснение/;
— освобождение крестьян без земли;
— закон о придворных чинах;
— введение обязательного образовательного ценза для чиновников;
— введение налога на дворянские имения;
— обложение пошлиной ввозимых предметов роскоши.
Вопросы к классу по содержанию реформ и схеме:
-
Сравните структуру органов власти, предложенную Сперанским и действующую в то время в России. В чем отличие их?
-
Какой была бы политическая и экономическая жизнь России, если бы была создана Государственная Дума, проведены до конца реформы Сперанского?
-
Почему Сперанского отправили в отставку?
Поиски плодотворной деятельности Андреем Болконским и его отношения со Сперанским и Аракчеевым.
Работа с текстом романа (т.II, гл. 3, гл. 5, 6, 18).
Князь Андрей прибывает в Петербург во время апогея славы молодого Сперанского. Толстой повествует о приезде Болконского с целью принять участие в преобразованиях и реформах, предполагаемых в государстве. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его: «О нем говорили, им интересовались, и все желали его видеть». Андрей встречается со Сперанским, государственным секретарем.
— Каким он показался при первой встрече? (чтение цитаты).
«Князь Андрей следил за каждым движением и словом Сперанского, как это бывает с людьми, которые строго судят своих ближних, он искал в нем полное совершенство человеческих достоинств».
-Что отметил при столь пристальном наблюдении Андрей Болконский?
Сам Л.Толстой не симпатизировал ни личности Сперанского, на его преобразовательной деятельности. Толстой характеризует Сперанского как крайнего рационалиста.
Люди холодного, исключительно логического ума всегда производили отталкивающее впечатление на писателя, для которого высшим мерилом человеческой личности была способность глубоко чувствовать, откликаться на несправедливость и зло прежде всего сердцем, а не умом.
— Что Андрей делает в комитете Сперанского?
— Что было сделано за это время?
— Почему Андрею стало совестно за себя?
— Что послужило началом всех этих разочарований?
Обсуждение итогов реформ Сперанского —
— Почему проекты Сперанского не были реализованы?
Работа с раздаточными карточками.
— Обдумайте следующее объяснение /а, б, в/, предложите свое /г/:
а) сам реформатор не довел дело до конца. В конце жизни Сперанский писал царю, что «России рано иметь даже умеренную конституцию»;
б) отставку Сперанского и отказ от многих его предложений царь мотивировал тем, что «Бонапарт у ворот»;
в) после отставки Сперанского в окружении Александра I появился новый фаворит Алексей Андреевич Аракчеев /охарактеризовать его/.
г) ……………
— Как Л.Толстой характеризует этого нового фаворита? Вспомните эпизод, когда князь Андрей в назначенный день явился в приемную графа Аракчеева.
— Какова была цель его визита? Его отношение к Аракчееву? («Лично князь Андрей не знал его и не видел никогда, но все, что знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку»).
— «У графа Аракчеева был особенный характер приемной»: в чем это выражалось? Как ведут себя посетители в ожидании аудиенции?
— Как Л.Толстой описывает внешность военного министра, его манеру разговаривать с посетителями?
— Каково отношение современников Сперанского и Аракчеева к их деятельности и человеческим качествам? /В то время немало эпиграмм было написано на М.Сперанского, на Аракчеева. В вот строки из письма /апрель 1834 года/ А.Пушкина: «Аракчеев умер. Об этом по всей России жалею я один.
Не удалось мне с ним свидеться и наговориться». А в дневнике того же года: «Сперанский у себя очень любезен. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра I: «Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гении Зла и Блага».
Он отвечал комплиментами и советовал мне писать Историю моего времени».
Заключительное слово учителя.
Андрей Болконский, герой Льва Толстого, разочаровался в деятельности комитета Сперанского, видя бесплодность начинаний.
Но в недрах этой эпохи зародилось движение декабристов, именно поэтому, видимо, писатель так много страниц уделил показу деятельности Андрея Болконского в комитете Сперанского, показал Александра I как «человека войны», правителя, неспособного решить важные назревшие проблемы
- Книга
170. «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» И «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
- Книга
– Eh bien, mon prince. Gênes et Lucques ne sont plus que des apanages, des поместья, de la famille Buonaparte. Non, je vous préviens que si vous ne me dites pas que nous avons la guerre, si vous vous permettez encore de pallier toutes
- Документ
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме.
- Документ
Денисов, приехали! Спит! говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней.
- Документ
Денисов, приехали! Спит! говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней.
Источник: https://refdb.ru/look/2097483.html
Образ исторических деятелей в романе-эпопее «Война и мир»
Коллекция сочинений: Образ исторических деятелей в романе-эпопее” Война и мир»
В большинстве художественных книг есть такие страниц, которые почти каждый читатель пропускает при первом прочтении. К таким книгам относится и роман” Война и мир». Ни для кого не секрет, что большинство из тех, кто читает роман, делает это, что называется, из-под палки.
Выбирая для себя лишь самое основное, они, конечно, пропускают такие места в романе, которые принято называть авторскими отступлениями и рассуждениями автора. Например, главы романа, в которых автор говорит об истории, об ее законах, о причинно-следственных связях и т. д.
Оно и понятно: куда интереснее прочитать о том, как Анатоль Курагин соблазнял Наташу Ростову, нежели о роли каких-то личностей в истории. Между тем все эти рассуждения автора являются одним из самых важных, ключевых мест в романе.
Будучи собранными воедино, они являют собой некий фундамент теории, без понимания которой невозможно полноценное понимание книги.
Все события, описанные в” Войне и мире», происходят в течение пятнадцати лет, с 1805 по 1820 год. Этот период представляет в истории целую эпоху: сколько перемен, сколько войн, сколько движений целых народов! Поэтому перед автором романа неизбежно вставал” детский» по своей формулировке вопрос:” А почему все произошло именно так, а не иначе? Почему, собственно, все это вообще произошло?»
Толстой был воистину великий человек – хотя бы потому, что он не пошел на поводу у многотысячной армии историков, каким-либо образом толковавших все происшедшее, а попытался сам увидеть и показать другим истинное положение вещей, чем, очевидно, настроил против себя всю эту ватагу историков. В чем же необычность его взгляда на историю?
Открывая любой современный учебник истории, мы неизбежно найдем эпизоды, главная мысль которых такова:” Некий царь, полководец или просто какой-то отдельный человек, сделав то-то и то-то, сказав или написав какие-то слова, повернул события так, что их отголоски ощущались на целых континентах и в течение целых веков».
Можно привести два примера из русской истории, взгляд историков на которые кажется абсурдным. Во-первых, это видение истока Руси в призвании варяга Рюрика на княжение в славянские земли, во-вторых, приурочивание рождения России к деяниям Петра 1. Подобными ошибками грешат и большинство историков прошлого. Что же говорит об этом Толстой?” Царь есть раб истории».
В этой фразе заложен глубокий смысл, который частично раскрывается в приведенных самим автором приемах. Один из них, может быть, не самый убедительный, говорит о следующем. Он сравнивает историков различных направлений с людьми, наблюдающими стада животных, погоняемых пастухами.
” Стадо идет по этому направлению потому, что впереди идущее животное ведет его, и совокупность воли всех животных перенесена на этого правителя стада…». Так говорят одни историки. Что-то говорят другие, третьи, десятые, и их мнения, разумеется, отличаются друг от друга. Однако у них есть общая особенность.
Все они признают, что одна или несколько видных, сильных личностей способны повести за собой миллионы людей, готовых лишь по одному слову их пойти грабить, убивать, разрушать. Эти самые личности они при этом называют историческими.
“По-разному складываются творческие судьбы общественных и государственных деятелей, имена которых вошли в историю. Один, прожив короткую блистательную жизнь, навсегда оставляет след в памяти народной.
Другой остается либо автором одного произведения, написанного в молодости, либо создателем чего-то исключительного.
Третий становится представителем и выразителем тех начал, которые, даже не осуществленные до конца, оказывают благотворное влияние на последующую общественную жизнь.
Последнее целиком относится к судьбе Михаила Михайловича Сперанского» – так писал историк С. А. Чибиряев.
К началу царствования Александра 1 Сперанский был уже статским советником, а в июле 1801 года – действительно статским советником, что соответствовало воинскому званию генерала. Столь быстрое продвижение по службе, бесспорно, было связано с его уникальными способностями.
В царствование Павла 1, когда государь с лихорадочной поспешностью выпускал разнообразные указы и постановления, чиновник, который с удивительной быстротой, ясно излагая мысли на бумаге, готовил самые сложные документы, не имел цены. Сперанского недаром считают отцом делового языка в России.
Конечно, благоприятную роль в карьере Михаила Михайловича сыграло и его врожденное умение нравиться людям. Он возвел в ранг науки изучение человеческих характеров. Так или иначе, но все генерал-прокуроры – а при Павле Петровиче их сменилось четверо – покровительствовали Михаилу Михайловичу.
Не мешал этому даже его острый язык, не щадивший и начальников. Есть предположение, что Сперанского опекал и император Павел.
Сторонник конституционного строя, Сперанский был убежден, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати.
Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения, которое следует формировать с помощью прессы. Редакторы должны целенаправленно заказывать и публиковать статьи, которые склоняли бы общество на сторону правительства.
Вместе с тем Сперанский полагал, что Россия еще не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.
У него не было врагов. Его простонародное происхождение не вызывало раздражения в высшем свете, а выдающиеся способности и обширные познания не служили причиной зависти. Может быть, потому, что в то время его деятельность не затрагивала ничьих интересов? Общество видело в нем восходящую звезду на политическом небосклоне России. Ему даже посвящали стихи.
В январе 1810 года с учреждением Государственного совета Сперанский стал государственным секретарем, самым влиятельным сановником России, фактически вторым после императора лицом в государстве.
Положение его в стране было таково, что даже членам императорской фамилии приходилось обращаться к нему с просьбами. И государственный секретарь не удовлетворял эти просьбы, если считал их противозаконными.
Беспощадно относился он к взяточникам и казнокрадам.
Таким образом, преобразования Сперанского затронули все слои русского общества. И реакция на реформы чаще всего была отрицательной. Над головой государственного секретаря стала собираться гроза. против него была огромная армия – дворянство и Чиновничество.
До конца жизни Сперанский занимался кодификационной деятельностью, готовил учебные пособия по законоведению для высшей школы, разрабатывал проект и устав училища правоведения. В 1837 году он получил высшую награду Российской империи – орден Святого Андрея Первозванного, а в январе 1839 года был возведен в графское достоинство.
М. М. Сперанского в зените его славы изобразил в романе” Война и мир» Л. Н. Толстой.” О нем говорили, им интересовались, и все желали его видеть”. В дневниковой записи А. С.
Пушкина читаем следующее:” Сперанский у себя очень любезен. Я говорил ему о прекрасном начале Царствования Александра:” Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого Царствования, как Гении Зла и Блага”.
Он отвечал комплиментами и советовал мне писать Историю моего времени”.
Увлеченный идеями преобразования России, князь Андрей Болконский, один из главных героев романа, сблизился со Сперанским. Попав в круг одного из самых влиятельных, а вместе с тем и самых реакционных пособников Александра 1, князь принимает участие в разработке проекта отмены крепостного права в России.
Андрей увлечен деятельностью высших сфер, где планы, проекты и программы летят поверх сложной и запутанной жизни. Вначале Андрей не ощущает искусственности тех интересов, которыми одержим кружок Сперанского, он боготворит этого человека. Князь Андрей внимательно следил за каждым движением и словом Сперанского, как это бывает с людьми, которые строго судят своих ближних.
Князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, у которого в руках судьба всей России, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств. Но является Наташа на первый свой бал. Встреча с нею возвращает князю Андрею острое ощущение” естественных» и” искусственных» ценностей жизни.
Общение с Наташей освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и придуманных им реформ. Он” приложил права лиц, которые распределял по параграфам», к своим мужикам, к Дрону-старосте, и ему” стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой».
Однако князь Андрей, тем не менее, признавал заслуги Сперанского перед Россией:” А я скажу, что ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствование, то все хорошее сделано им – им одним… И потомство отдаст ему справедливость…»
Источник: http://www.slavkrug.org/obraz-istoricheskix-deyatelej-v-romane-epopee-vojna-i-mir/
Жизнь Болконского | Инфошкола
Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».
Женитьба Болконского. Светская жизнь.
Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно.
Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться.
Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».
Болконский на войне.
Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.
Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных.
Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.
На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики.
Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили.
Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.
Смерть жены и первое перерождение Болконского
Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.
Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то».
Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»
Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе.
Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян.
Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».
Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья.
Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.
Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена.
Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.
Болконский на службе у Сперанского.
В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место.
Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского.
А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским.
Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».
Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет.
« … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».
Болконский на войне 1812 года.
Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы.
Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами».
Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей».
«Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»
Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».
Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.
Примирение с жизнью и смерть Болконского.
И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей.
Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне.
ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно».
Князю Андрею суждено еще было увидеть сестру и даже Наташу. окружившую его нежной заботливостью. Примиренный с людьми, со всеми людьми, но с чувством отчужденности от всего земного, князь Андрей, «не торопясь и не тревожась», дождался смерти.
Источник: https://info-shkola.ru/zhizn-bolkonskogo/
Образ и Характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир сочинение
Андрей Болконский сын Никола Болконского. Болконские очень богатый, знатный род. Князь Андрей получил отличное воспитание и образование. На протяжение всего романа можно отметить, как этот герой меняется, как меняется его восприятие мира.
Знакомя нас с героем, автор показывает нам его как образованного, умного, воспитанного, сдержанного и строгого человека. Дополняют его такие важные качества как гордость и честь.
В начале романа князь Андрей занимает высокое место в обществе, женат на красавице княжне Лизе. Но он очень несчастен. Его жизнь не приносит ему положительных эмоций, полностью разочарованный жизнью и браком, он решает ехать на войну.
Когда он едет на войну, его кумиром является Наполеон. В нём он видит воплощение славы, человека, который следует к цели для воплощения благополучия многих людей. На поле боя Болконский совершает подвиг. Там он ранен.
Лежа на поле среди трупов и, смотря на небо, он разочаровывается в своём кумире.
Выжив после ранения, потеряв жену, которая умерла во время родов, князь Андрей решает не возвращаться на войну и жить ради себя и своих близких. Именно с этого момента в его внутреннем мире начинаются изменения. Он живёт в деревне, много читает. Но в один момент он встречает Наташу Ростову и понимает, что его жизнь ещё не кончено, в ней может быть что-то светлое.
Болконский всегда отличался рациональным подходом во всех суждениях и решениях, но после встречи с Наташей он начинает рассуждать эмоциями и чувствами.
Так, узнав об измене его любимой с Курагиным, он покидает её и возвращается на войну под командованием Кутузова. Князь Андрей отказывается от службы в штабе, сближается с солдатами. Он быстро понимает сущность всех событий.
Князь осознаёт, что решающей силой на войне обладает духовный дух армии.
На Бородинском сражение Болконский получает ранение и покидает поле боя. Случайно его увозят на повозке Ростовых и так он попадает к ним в дом. Под влиянием всех событий, и военных, и мирных ситуаций, он переоценивает все свои ценности, позиции и взгляды на жизнь.
Под влиянием физического угасания и изменившихся взглядов, а также раскаянием Наташи за её поступок, он примиряется с ней, прощает её. Но чувство гордости не покидает его, у него внутри происходит как будто бы борьба противоположностей.
У него в душе происходит надлом, он осознаёт, что любовь важнее гордости.
Андрей видит сон о своей неминуемой смерти. И после этого сна он начинает постепенного угасать, терять жизненные силы. Вроде бы физическое состояние улучшается, но его внутренний мир не может выдержать этой борьбы. Андрей умирает.
Всю свою жизнь Андрей Болконский жил, опираясь на свои принципы и позиции, жил по чести. Всегда старался поступать правильно, не переступать через свою гордость.
И только в последние дни своей жизни, князь осознаёт, что всё это не важно. Во всём в мире живёт любовь. Это то чувство, ради которого можно жертвовать всем.
Любовь может простить всё, но это осознание к Андрею Болконскому пришло слишком поздно.
Образ Болконского в романе Война и мир сочинение
Несмотря на то, что роман «Война и мир» — произведение в котором основное его обличие – дворянство, к которому относится Андрей Болконский и Петр Безухов. Жизнь Их жизнь – вечные изыскания, которые бы принесли пользу отечеству.
Автор, хоть и не использует полного описания внешности Балканского, а скорее затеняет его, скрывая внутренний мир героя.
Очень кратко автор описывает Болконского. Всего лишь в двух словах рассказывает, что это молодой человек со скучающим взглядом, он тихий с мерным шагом, с доброй приятной улыбкой. Из-за этого он кажется сухим сдержанным. Но вместе с этим, под вуалью сухости и сдержанности скрывается тонкий человек с богатым миром чувств.
Андрей Болконский – главный герой романа, сын с богатого знатного рода. Этот молодой человек — самый образованный юноша того времени. Он воле сдержанный и практичный, воспитанный. Он умен не по годам, очень честный и в тоже время очень гордый молодой человек.
Кроме этого автор характеризует своего героя, как человек, у которого сильно развито чувство собственного достоинства. В начале произведения он женат на княгине. Он несчастный, подтверждение этого, его признания Пьеру, в которых он рассказывает, что вся эта жизнь — не его жизнь. Он трудолюбивый, ему хочется заниматься чем-то полезным.
Он не чувствует себя счастливым в той блестящей, праздной и пустой жизни. Хотя такой жизнью довольны все те, кто относится к этому кругу. Чтоб, что-то изменить в своей жизни, чтоб быть полезным, молодой человек идет на войну. Его манит слава военного. Его пример – полководец Наполеон, наделавший много шума во всем мире.
Он хочет стать вторым Наполеоном и сделать свой собственный вклад ради своей славы.
Во время сражения на Аустерлицком поле Андрей Болконский совершает геройский поступок. Болконского ранили. И вот он лежит посреди поля, смотрит в небо, которое нашептывает ему о его никчемном желании. Болконский разочарован. Его кумир Наполеон, оказался далеко не тем человеком не тоем полководцем, каким он себе его представлял.
Андрей очень тяжело переживал по поводу разочарования в своем кумире.
Выздоровев после тяжелых ран, оправившись Болкончсский узнает о смерти своей жены, которая умерла во время родов, он решает, что хватит играть в мечту, хватит служить, пора возвращаться домой, чтоб всю свою заботу и любовь отдать своим родным и близким, занимаясь благоустройством своего имения. Так он и сделал.
По возвращению он дал волю 300 своим крепостным, оставшимся барщину заменил на оброк. Чтоб помочь женщинам своего имения выписал бабку, а священнику поручил обучать бедных, оплачивая ему его учение хорошим жалованием.
Болконский много читал. Но все его заботы не смогли унять его желание быть полезным. Из-за этого его взгляд был тусклым. А встретив Аракчеева и Сперманского, еще раз убедился в том, что вся его деятельность, это пустая трата времени в условиях существующего строя.
После поездки в Озерное, после встречи с Наташей ростовой, Андрей, словно возвращается к жизни. Он вдруг понимает, что 30 лет – это не конец жизни. Что она только начинается.
Возникшее желание жить навеяла любовь к Наташе Ростовой. Общаясь с девушкой, Болконский испытывает новые чувства.
Даже после ее измены, он не остыл, свою любовь к девушке, герой пронес всю жизнь, а узнав, как страдает девушка, он простил ее измену.
В 1812 году началась война, князь, не задумываясь, пошел служить и стал командиром полка. Жажда славы больше не пленила героя. Он знал, что он обязан быть там, где нужен больше всего, где тяжело и требуется его помощь, он ведь дворянин и этим все сказано.
Автор, используя героя, показывает читателям, что такое путь к народу, в чем он заключается, что значит служить отечеству. Болконский – дворянин из числа дворян нового поколения, из тех, которые стали декабристами.
Характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир сочинение
Андрей Болконский один из главных и ярких персонажей романа Льва Николаевича Толстого. Читатели знакомятся с Болконским с самого начала романа. Он описывается, как красивый, статный молодой человек.
В светском обществе среди лицемеров и карьеристов ему скучно. Он горд и холоден с теми людьми, которые ему неприятны. Однако, когда появляется Пьер Безухов Андрей Болконский озаряется и меняется на глазах.
Он прост и искренен с добрыми, «живыми» людьми.
Благодаря строгому воспитанию отца, князя Болконского, Андрей образован, умен и патриотичен. Для него понятие чести и долга стоит на первом месте. В начале романа Андрей Болконский восхищается Наполеоном, как личностью и выдающейся политической фигурой.
Болконский также ищет славы и признания. Во время одной из битв он ведет за собой все войско, стоя во главе со знаменем в руках. Во время ранения при битве под Аустерлицем он осознает тщетность своих идеалов и стремлений.
Он покидает военную передовую и отправляется домой.
Его жена Лиза умирает во время родов, оставляя Андрею наследника. После потери жены Андрей всё свое время посвящает семье и хозяйству. К политической и военной деятельности его возвращает любовь к Наташе Ростовой, а позже ее измена. Андрей работает со Сперанским, видным деятелем, но быстро разочаровывается в нем, Сперанский скуп на эмоции и чрезмерно рационален.
Андрей Болконский возвращается на передовую, где, будучи ранен, умирает на руках у Наташи Ростовой.
Андрей Болконский – сильная, волевая личность. Он руководствуется знаниями и своим тщеславием, но ему не чужды глубокие и искренние эмоции. Он ценит в людях доброту, открытость и искренность и отвечает им этим же взамен. Он прошел долгий путь своего развития. Преследуя ложные идеалы, он позже разочаровывался и искал смысл жизни дальше.
Характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир
- Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 классСобытия, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество
- Сочинения по картинамВ разделе собраны сочинения по картинам известных художников
- Сочинение на тему Гардероб 2200 года (описание костюма) 5 класс русский языкМода меняется с каждым годом. Не успеешь опомниться, как наступит 2200 год, когда мода изменит внешний вид костюма до неузнаваемости. Правда, не всем суждено будет дожить до этого счастливого момента.
- Сочинение на тему Экологические проблемыНаучный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир сочинениеЛев Николаевич Толстой — мастер психологизма. Внутренний мир его героев очень важен для писателя. Чтобы показать их духовное совершенствование Лев Николаевич проводит персонажей романа-эпопеи «Война и мир» через разные жизненные ситуации.
- Образ Хлестакова в комедии Ревизор сочинение 8 классИстория этого произведения насчитывает без малого двести лет, а проблемы общества, затронутые в ней актуальны и по сей день. Как удалось Гоголю создать пьесу, сюжет и герои которой не устаревают
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-andreya-bolkonskogo-v-romane-vojna-i-mir
Образ Князя Андрея в романе «Война и мир»
В огромной эпопее Толстого есть несколько героев, судьбу которых он раскрывает особенно внимательно. К числу их принадлежат прежде всего Андрей Болконский и Пьер Безухов..
Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. В салоне Шерер, где мы впервые встречаем его, у него усталый, скучающий взгляд, часто «гримаса портит его красивое лицо».
Но когда к «ему подошёл Пьер, Болконский «улыбнулся неожиданно, доброй и приятной улыбкой».
При беседе с Пьером «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском».
И так везде «и всегда: сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему (а ему «неприятны карьеристы, бездушные эгоисты, бюрократы, умственные и нравственные ничтожества), князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен Наташа у больного Андрея. С рисунка художника В. А, Серова.
с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание. Князь Андрей — богато одарённая натура.
У него незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; ори этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». Однако это не сухой, рассудочный человек. У него богатая душевная жизнь, глубокие чувства.
Князь Андрей — человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной деятельности. Эта потребность поддерживается в нём присущим ему честолюбием, стремлением к славе и власти.
Следует сказать, однако, что князь Андрей не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига, •
Сложная и глубокая натура, князь Андрей живёт в период общественного возбуждения, которое охватило образованные круги дворянства в годы Отечественной войны, в той атмосфере, в которой формировались будущие декабристы.
В такой обстановке глубокий, трезвый ум князя Андрея, обогащенный разнообразными знаниями, критически относясь к окружающей действительности, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.
Война разбудила в нём честолюбие. Головокружительная карьера Наполеона заставляет и его мечтать о своём «Тулоне», но он думает завоевать его не уклонением в штабе от опасностей, а в бою, своей храбростью. Так князь Андрей поступает под Аустерлицем. Но после тяжёлого ранения под Аустерлицем у него наступает резкая психическая реакция: он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей.
Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетённое настроение, переживает тяжёлый душевный кризис.
В беседе с Пьером, навестившим его в Богучарове в это время, он, раздражительный, нервный, развивает перед своим собеседником теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя, избегать теперь этих двух зол (угрызения совести и болезни)—вот вся моя мудрость теперь».
Но этой «мудрости» Пьер не верит — и справедливо: все качества князя Андрея и его жизненная практика (меры улучшения быта крестьян, частичное освобождение их) этому противоречат.
Встреча с Наташей в Отрадном возродила к жизни князя Андрея. У него появилась потребность в широкой государственной деятельности. Он едет в Петербург и сходится здесь с виднейшим деятелем эпохи — Сперанским.
Но скоро натура Сперанского, человека холодного ума, отталкивает его. Он почувствовал фальшь в Сперанском — и рассеялись его иллюзии о возможности плодотворной деятельности в среде бюрократов и придворных партий.
Он снова переживает разочарование.
У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».
Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Путь князя Андрея — путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу. Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком.
Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя». По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне.
Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.
Тяжёлая рана, полученная на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Но пытливая мысль его продолжает работать и во время болезни. Лёжа на перевязочном пункте, он подводит итог своему жизненному пути.
Князю Андрею страстно хочется жить, и в то же время он думает: «Но разве не всё равно теперь?.. А что будет там (т. е.
после смерти) и что такое было здесь? Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Чтохто было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».
И в эти минуты его осеняет огненная мысль об огромной, всеобщей, всепрощающей любви к людям, которую он принёс бы, если бы остался жив. Но князю Андрее не суждено было оправиться от раны. В Ярославле, куда его перевезли Ростовы, он понял, что умирает.
В полубреду, в часы страдальческого уединения он мучително раздумывает о том, что такое вечная любовь, и приходит к. сознанию, что она требует отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью».
Это был явный признак душевного перелома.
Однако, когда рядом с ним снова оказалась Наташа, князь Андрей опять возвращается к мысли о жизни и о земной любви. «Всё, что есть, всё существует только потому, что я люблю»,— рассуждает он. Так борются в его душе два противоречивых утверждения: любовь есть жизнь и любовь есть смерть.
Побеждает второе. «Душа его была не в нормальном состоянии»,— поясняет автор.
Князь Андрей приходит в конечном итоге к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
Он сам понимал, что в этих мыслях чего-то недоставало, что в них «что-то было одностороннее, личное, умственное — не было очевидности».
Незадолго до смерти ему снится тяжёлый сон. Во сне он снова борется за жизнь, испытывая мучительный страх смерти. Но смерть и во сне побеждает, и князь Андрей просыпается с мыслью, что смерть — это освобождение. С этой мыслью он и умирает.
Предсмертные мысли его — мысли человека, надломленного болезнью и страданиями, несвойственные трезвому уму князя Андрея.
Для духовного облика князя Андрея характерны не эти «предсмертные размышления, окрашенные мистицизмом, а его пытливый, трезвый, материалистический ум, его стремление к общественной деятельности, его любовь к народу, борьбе за счастье которого он посвятил бы жизнь, если бы не умер от раны. Смерть оборвала его искания.
Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.
Источник: http://www.studbirga.info/obraz-knyazya-andreya-v-romane-vojna-i-mir/