Образ и харатеристика матрены тимофеевны в рассказе матренин двор солженицына сочинение

Образ и харатеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея.

Обратите внимание

Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу.

Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной.

К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине.

Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Вариант 2

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью.

Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью.

Важно

Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.

В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку.

Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать.

Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро.

Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.

Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Совет

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру.

Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен.

Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей.

Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава.

Обратите внимание

Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Вариант 4

Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын)  о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».

Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны.

Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу.

Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.

Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию.

Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой.

И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?

Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея.

Важно

Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают.

Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.

С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился.

Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других».

Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.

← Русская литература второй половины 19 века ← Сочинение рассуждение по рассказу Возвращение Платонова↑ ДругиеСочинение по поэме Василий Теркин Твардовского → Природа в творчестве Фета и Тютчева →

  • Образ и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин Пушкина сочинениеОдним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин
  • Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинениеЗа короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.
  • Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинениеРассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.
  • Сочинение Что значит быть счастливым человеком рассуждениеПорой, на нашем пути встречаются трудности, которые кажутся непреодолимыми. Мы начинаем задумываться о себе, о том, как мы живем и счастливы ли мы?
  • Сочинение Осень в моём городеОсень приходит всегда не заметно. А если быть точнее ее приближение наступает внезапно. Вот только был июнь и впереди лето, полное интересных событий. А уже едешь покупать канцтовары и выбираешь наряд на линейку

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-matreny-v-rasskaze-matrenin-dvor-solzhenicyna

Матрена в рассказе «Матренин двор» Солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Матрена. Рассказ «Матренин двор».Художник В. Бритвин

Матрена в рассказе «Матренин двор» Солженицына является главной героиней произведения. В этой статье представлен цитатный портрет, образ и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор», описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Матренин двор»

Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева:

«…Так и поселился я у Матрены Васильевны…» «…Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..»

Возраст Матрены — около 60 лет:

«…жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти…»

Матрена — простая деревенская женщина:

«…Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса…» «…накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека…»

Матрена — одинокая вдова: 

«…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…» «…Была она одинокая кругом…» «…живет она одна и никто ей не помогает…» «…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…»

Матрена живет в деревне Тальново где-то в средней полосе России:

«…И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом…»

Внешность Матрены:

«…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…» «…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…» «…от морщин, от будничного небрежного наряда…» «…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…» «…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…» «…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…» «…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…» (о лице Матрены) «…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…» «…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…» (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию) «…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…»Матрена — больная женщина. У нее случаются приступы какой-то болезни:  «…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…» «…она была больна, но не считалась инвалидом…» «…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…»

Читайте также:  Сочинение трагическая судьба герасима из рассказа муму 5 класс

Матрена — бедная женщина. Только к концу жизни у нее появляется пенсия: 

«…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…» «…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…» «…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…»

Матрена живет в старом скромном доме: 

«…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…»Матрена — сердечная и простая женщина: «…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…»Матрена — общительная женщина: «…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…»

Матрена — праведная душа:

«…Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…»Матрена — безгрешная душа:  «…Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…»

Матрена — деликатная, воспитанная женщина:

«…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..»

Матрена — совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

«…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…»

Матрена не гонится за деньгами и имуществом:

«…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…» «…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…» «…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…»

«…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»

Матрена — вежливая женщина:  «…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…» «…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…»

Матрена — доброжелательная женщина: 

«…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…»

Матрена — нежадная женщина: 

«…избу бы не жалко, живите…» «…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…»

Матрена — отзывчивая женщина. Она помогает людям бесплатно:

«…глупая, помогала чужим людям бесплатно…» «…по-глупому работающая на других бесплатно…» «…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: — Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать. И Матрена не могла отказать…»

Матрена — независтливая женщина:

«…еще говорила без тени зависти: — Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..»

Матрена — бескорыстная женщина. Она не берет денег за свою помощь:

«…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать. — Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…»

Матрена — трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:

«…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…» «…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…»

Матрена встает рано — в 4-5 утра:

«…Матрена вставала в четыре-пять утра…»

Матрена держит кошку, которую подобрала из жалости: 

«…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…» «…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…»

Матрена любит комнатные цветы — фикусы: 

«…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…» «…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…» «…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…»

Матрена держит козу: 

«…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..» «…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…»

У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:

«…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…» «…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…»

Матрена всегда чем-то занята:

«…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…»

Матрена — верующая, но суеверная женщина:

«…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» Может быть, она и молилась, но не показно…»

Матрена боится пожаров, молний и поездов:

«…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…»Матрене нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина: «…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах: — А вот это — по-нашему… — прошептала она…»У Матрены есть близкая подруга Маша: «…В такие дни Маша, близкая подруга Матрены с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь…» «…ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…»

У Матрены есть три родные сестры:

«…с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька…» Это был цитатный образ и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор» Солженицына, цитатный портрет, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Матренин двор»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/02/Matrena-Matrenin-dvor-Solzhenicyn-obraz-harakteristika.html

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

В произведении Солженицына «Матренин двор»  представлен образ праведницы — это Матрена.

В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.

Полное имя главной героини — Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика — Игнатича.

Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.

Совет

Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.

Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.

Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку — дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.

Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена — по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.

Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца. Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.

Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня — положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.

Сочинение про Матрёну

Мастерство в изображении различных судеб людей и их характеров принадлежит ранее запрещенному писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Одним из таких ярких произведений является рассказ Матренин двор, написанный в 1959 году. Он олицетворяет силу духа и способность к состраданию.

Мы видим описание быта и жизни деревни в послевоенное время. Главным героем в произведении является деревенская женщина Матрена Григорьевна. Всю жизнь она проработала в совхозе и всегда была трудолюбива. Из-за этой войны она потеряла мужа, замуж за которого вышла еще до революции.

А своих детей она тоже потеряла и это дало огромный отпечаток в ее душе и в ее сердце. В рассказе мы видим ее при повествовании Игнатьича, когда он вернувшись из Казахстана начинает жить в доме Матрены.

Обратите внимание

Ее доверие к простому человеку удивительно, ведь она жила в этом огромном и старом доме совершенно одна. Несмотря на это она старается поддерживать уют, тепло и домашний очаг. После ее смерти Игнатьич называет ее очень родным и добрым человеком, без которого трудно представить деревню.

Вся последовательность действий придает произведению достоверность и правдивость.

Жизнь Матрены тяжела и непроста, но она не потеряла веру в людей. Эта деревенская женщина никогда и никому не отказывает в помощи. Даже если у нее есть неотложные дела, то она поставит на первое место просьбу того человека, который к ней обратится.

Все ее страдания от той современной власти дает о себе знать в отчаянии, и она не падая духом находит отраду для души в постоянном труде и в работе. Она могла схватить лопату и пойти в огород, что бы отвлечься от тоски и уныния. Могла схватить корзину и пойти в лес за грибами или ягодами.

Эту пустоту в семье она заменяла работой. 

Во второй части рассказа Александр Исаевич повествует нам о молодости героини. О том как она вышла замуж за родного брата своего любимого человека. Здесь образ Матрены противопоставляется Фаддею. Его накрывала ярость и злоба из-за предательства любимой девушки. Даже после смерти родственники Фаддея пытались оскорблять Матрену, называя ее нечистоплотной и небрежной.

Его видение многих проблем, отраженных в данном произведении, привносит в русскую литературу свой характер и свою непревзойденную манеру повествования. Здесь отчетливо видно отношение власти к народу, к его проблемам, а так же яростная борьба за выживание в жестоких условиях общества, а так же бескорыстное отношение Матрены ко всем нуждающимся.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-matreny-v-rasskaze-matryonin-dvor-solzhenicyna

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

       Произведение замечательного русского писателя ХХ века А.И.Солженицына «Матрёнин двор» – это краткая, но ёмкая и тонкая зарисовка жизни простой пожилой женщины, Матрёны Васильевны Григорьевой.

       Матрёна Васильевна живёт в деревне Тальново, где ведётся торфодобыча и куда отправили самого рассказчика на трудоустройство. Ей уже перевалило за шестой десяток лет, уже давно её мучает болезнь, из-за которой она порой не может встать по два дня сряду, но всё остальное время она держится всегда бодро и приветливо.

Рассказчик-квартирант поселяется в её доме, бывшем когда-то могучим и добротным, и видит всю нехитрую обстановку жизни Матрёны: изрядно постаревшее и прохудившееся убранство, множество фикусов и колченогая кошка, которую женщина когда-то по доброте душевной взяла к себе домой.

Важно

Есть у Матрёны ещё один питомец – грязно-белая коза, которая, может, стара, как и хозяйка, но, отвечая на заботу её, всё ещё даёт молоко.

Читайте также:  Сатира и юмор салтыкова-щедрина в сказках, произведениях, творчестве

       Почти полное отсутствие комфорта, скудное варево ничуть не омрачают проживания здесь рассказчика, наоборот, он чувствует здесь какую-то душевность, спокойствие, и это – заслуга Матрёны.

       Её жизнь была нелегка: несложившаяся любовь к Фаддею Григорьеву, потеря мужа, брата Фаддея, смерть всех 6 детей – но все эти события не сломили её, она продолжает жить, ни на что не жалуясь, всегда безвозмездно помогая всем, кто попросит, не стараясь обогатиться, а просто заботясь о каждом сегодняшнем дне. А ещё она верит в Бога, хотя и не молиться во всеуслышание и даже не креститься явно, но любое мелкое дело начинает со слов «С Богом».

       Переломный момент в жизни Матрёны наступает, когда её повзрослевшей воспитаннице Кире для собственного участка понадобилось здание, а именно горница Матрёниного дома, уже завещанная девушке. Но ведь Матрёна рассчитывала на это только после собственной смерти, а тут требуется делить дом немедленно.

Это известие да отчаянные, упорные уговоры Фаддея подкашивают её дух, но всё же она соглашается. И когда дело уже сделано, сани отправляются в путь, она вдруг бежит за ними – помогать (казалось бы, чем больная Матрёна может подсобить?). Но происходит ужасное: и застрявшие на железнодорожном переезде сани, и тех, кто пытался их перетащить, «раскорёжило» паровозом.

В том числе и Матрёну, уже «родного человека» рассказчику.

       Горе было огромное. Но как бы ни было всё печально, квартирант замечает в традиционном плаче над гробом Матрёны, как раскрываются злые, эгоистичные и жадные натуры всех её близких знакомых. Все только пытаются разделить и так худые пожитки умершей хозяйки.

И на фоне всего случившегося рассказчик понимает, что, несмотря на все «недостатки», которые увидели в ней её знакомые (ведь она не гналась на нарядами, богатством, корыстью, имуществом), на самом деле она была тем праведником, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша».

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/397-obraz-matrjony-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html

Матрена в рассказе «Матренин двор» Солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ее историю мы узнаем от лица рассказчика – Игнатьича, после 10 лет лагерей случайно заехавшего в небольшую деревню Тальново и ставшего матрениным постояльцем.

Бедная изба и добродушная пожилая, хоть и измученная болезнями, ее хозяйка сразу приглянулись Игнатьичу.

Матрена – типичная русская крестьянская женщина, прожившая непростую жизнь. Ей около 60 лет, она одинока и живет очень скромно, тяжело проработав всю жизнь, так и не скопила она добра.

И хоть изба ее большая и строилась под большую семью, но очень бедная – за 25 лет работы в колхозе ей не полагалась даже пенсия, потому как работала не за деньги, а за «палочки» трудодней.

Совет

  За свою жизнь старушка наработала на пять таких пенсий, но из-за бюрократической неразберихи осталась совсем нищей.

А за последние годы женщина стала мучиться какой-то хворью, что совсем лишала ее сил. Больной и уставшей впервые видит ее и Игнатьич:

Регулярно мучаясь от приступов, Матрена все же не идет к фельдшеру – какая-то врожденная деликатность, стеснительность не позволяет ей жаловаться и быть обузой, пусть даже и для деревенского врача.

Но ни болезнь, ни большая нужда, ни одиночество не сделали ее черствой. Удивительная всепрощающая доброта и человечность отражены даже в ее облике:

В родной деревне к Матрене относились с непониманием и даже с пренебрежением. Как понять человека, бросающегося всем вокруг помогать, но не берущего за это ни копейки?! Но такою была душа Матрены. Бескорыстная помощь стала для нее смыслом, а труд – способом забыть все тягости, лекарством от невзгод, всегда ставившим ее на ноги.

Узнав о несчастной ее судьбе, Игнатьич больше дивился не ее детской доброте и светлой наивности, а черствости и брезгливости по отношению к ней окружающих. Убогость ее жилья, неумение заработать, раздражали их, но, тем не менее, никто не пренебрегал ее бескорыстием и постоянным стремлением быть полезной.

Несчастная женщина не знала ни любви, ни семьи, ни простого женского счастья. Выйдя замуж по велению судьбы за нелюбимого человека, в конечном счете, поняла, что и он ее никогда не любил.

Родила и схоронила шестерых детей, которым не выполнилось и три месяца. А после войны так и вовсе осталась совершенно одна. Но ничто не смогло ее сломить, так и осталась она чистой и великодушной.

Обратите внимание

Только нужно ли это людям? На праведниках держится мир, но мир же от них и отказывается.

Так, желая сделать благое дело, Матрена жертвует частью собственного дома, разобранного, чтобы построить жилище для чужого человека, что в конечном итоге приводит ее к нелепой гибели, но не к пониманию и состраданию окружающих. Так истинная красота ее души, величие ее доброго сердца остаются заметными только для ее скромного постояльца Игнатьича.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1784

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.

Важно

У Матрены чистая, светлая душа. Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает. Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

На этой странице искали :

  • Сочинение по теме образ проведицы в рассказе матвеный двор

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-matreny-v-rasskaze-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Охарактеризуйте Матрену, Матренин двор — Сочинение

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И.

Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой».

Складывается впечатление, что Матрена — святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»).

В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.

Совет

Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена — настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека.

Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели.

Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой.

Это — честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село».

Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

Источник: http://sochineniye.ru/oharakterizujte-matrenu-matrenin-dvor/

Образ Матрёны (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Сочинения › Солженицын А.И. › Матренин двор

Готовые Домашние Задания

Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину.

Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина…?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос.

Одно я знаю точно — Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам.

Обратите внимание

Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И. Солженицына.

Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.

Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «…

собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы». Церковь – место духовного причастия героини — также находится за пять верст.

Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.

Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор – символ лучшей России. Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века.

Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье.

Читайте также:  Сочинение по картине шибанова празднество свадебного договора описание

Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».

Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России.

Важно

Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки.

Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм… также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».

Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту.

Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие.

Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).

Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять.

И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Совет

А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, — оправдывалась она. — Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Таким обазом, Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.

Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причина – «советский» поезд, которого так боялась героиня. Два железных сцепленных паровоза разносят деревянный Матренин двор и самодельные сани. Вот оно символическое звучание рассказа.

Сочинения по теме:

  • Нравственные устои деревенской жизни (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») сочинение
  • Матрёна у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки сочинение
  • Аналитический взгляд на рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» сочинение
  • Нравственное разложение и умирание русской деревни в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» сочинение

Источник: http://1soch.ru/soljenicyn-ai/matrenin-dvor/obraz-matreny-po-rasskazu-a-i-soljenicyna-matrenin-dvor

Образ главной героини в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»

Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. «Матрёнин двор» написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты.

Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. «Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти».

Центральная тема в этом произведении — тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницейочага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: «Все животы ее были – одна грязно-белая коза». Ела она в основном одну картошку: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо».

Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг «Все для человека». Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства.

И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее «дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый». Все в деревне решили, что в ней — порча.

Обратите внимание

Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников.

Жизнь нелегкая, «густая заботами», — Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои.

Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена — рабыня труда, а не хозяйка.

Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, — идеал русской женщины, первооснова всего бытия.

«Все мы, — заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

(17 votes, average: 4.24

Источник: https://school-essay.ru/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-aleksandra-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны — Сочинение по произведению А. И. Солженицына «Матренин двор»

Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области.

Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М.

, по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки — Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами — главное ее богатство.

Важно

Из живности — колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж М.

вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало».

Вышла за Ефима — младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала — «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» — не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна.

За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку — Киру, воспитала ее. Пенсию М.

не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя.

Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку — никогда никому М.

не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее — нет, «меж трактором и санями понесло Матрену».

То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее.

Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его — невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Совет

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна. М.

была присуща врожденная деликатность — боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала — «С Богом!

». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью? На фоне смерти М.

проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея — бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба.

Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы.

Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

Источник: http://sochbox.com/xarakteristika-obraza-grigorevoj-matreny-vasilevny-sochinenie-po-proizvedeniyu-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector