Образ петербурга в романе евгений онегин пушкина сочинение

Готовые школьные сочинения

Фев 06 2010

Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география – от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие  картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.

В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы – рестораны, театры, бальные залы…

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник – краски. Вот

  • «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою »,
  • «Дыханьем ночи благосклонной
  • Безмолвно упивались мы» Нева,
  • неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала:
  • «Лишь лодка, веслами махая,
  • Плыла по дремлющей реке:
  • И нас пленяли вдалеке
  • Рожок и песня удалая…»

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы – например, улица Миллионная – где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.

Совет

На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки»)

Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины – образ лодки, которая плывет  по реке: «…Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав»

 Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…

Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море – теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».

«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы.

Обратите внимание

И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места – и заметит: «Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

  • В глуши звучнее голос лирный,
  • Живее творческие сны»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-peterburga-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin/

Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображенная богатая российская география – от столиц до провинции, от столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие картинки, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и Москва, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на наивысшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Пушкинский ряд картин из них наилучшая.

В него произведениях описано не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а как жил герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель видит от начала лишь край изгороди пожилого сада, куда мисье водит гулять малого Евгения. Позднее автор показывает наилучшие, любимейшие уголки столицы – рестораны, театр, балльные залы…

И уже в конце первой главы обид Петербурга возникает перед читателем, картинками быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, « с кувшином охтенка спешит и под ногами снег рипить», «из коминив прозрачный дым столбом возрастает голубым…», пекарь, умимець аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкина).

Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит хорошие слова, словно художник – краски. Вот «прозрачный и ясный ночной свод над Невой», «дыханием ночи голубливим нимотно упивались мы…».

Нева, пока петербургская река, «закованная в гранит», да и для нее найдено влюбленные слова.

Важно

Будто для сине-зеленого венецианского канала: «Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Места, о которых поэт нашел несколько хороших слов, хорошо познаваемые – Истории Тулон, улица Миллионная – где «на Миллионной стук колес внезапно возникал и рос. Каждое из любимых мест связано для автора с чем-то приятным.

На страницах романа мы находим истинные гимны шампанскому (вдовы Клика, или Мое благословеннее вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («люблю, как сойдутся друзяки, потеревенить при вине, в сумеречной тишини, во время между волка и собаки…»).

Пушкина сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнения не прямое, оно сделано через изображенную картинку – образ лодки, которая плывет рекой: «…Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке, и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо; «… Торкватових октав еще бы слаще очаровывал…» Образ Венеции довершается упоминанием об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой « в тайной молчаливой гондоле…» и волшебные строфы Петрарки…

Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт виднеется о другом море – теплое, свободное, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, маню паруса кораблей…» – пишет о себе автор из Берегивневи.

и все же, петь гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкина вспомнит другие места – и заметит: «Я был родившийся для мира и для сельской тишини: там лучше слышать гордую лиру, буйнее цветут творческие сны…»

Прочитал статью?Голосуй!!!

(No Ratings Yet)

Источник: http://yug-front.info/obraz-peterburga-v-romane-o-pushkina-evgenij-onegin/

Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»

    В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна.

    В первой главе автор подробно характеризует Пе­тербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и крес­ла — все кипит …

И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы.

Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, который ведет свет­ское общество Петербурга; она состоит сплошь из раз­влечений:

Совет

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут:Там будет бал, там детский праздник.      Куда ж поскачет мой проказник?

    Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии.

Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург не­угомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кув­шином охтенка спешит…

Читайте также:  Анализ повести прощание с матёрой произведения распутина

И хлебник, немец аккурат­ный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».

    Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сва­тать Татьяну:

ПереднимиУж белокаменной Москвы,Как жар, крестами золотымиГорят старинные главы.Вот, окружен своей дубравой,Петровский замок. Мрачно онНедавнею гордится славой… Уже столпы заставыБелеют: вот уж по ТверскойВозок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах.

Автор любит Москву («Ах, братцы! был дово­лен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов по­лукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я ду­мал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для серд­ца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:

Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва моя     К нему с повинной головою.

    Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однооб­разна:

     Но в них не видно перемены;Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж; А он, все клуба член исправный, Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух.

Обратите внимание

    Образ жизни светских москвичей мало чем отлича­ется от жизни петербургской аристократии:

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно;Они клевещут даже скучно;В бесплодной сухости речей,Расспросов, сплетен и вестейНе вспыхнет мысли в целы сутки,Хоть невзначай, хоть наобум;Не улыбнется томный ум,Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной      В тебе не встретишь, свет пустой.

    И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Лен­ского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе.

Примером тому служит главный герой:

Острижен по последней моде;Как dandy лондонский одет —И наконец увидел свет.Он по-французски совершенноМог изъясняться и писал;Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно;Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией:Так воспитаньем, слава богу,У нас не мудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм…

Он знал довольно по-латыне,Чтоб эпиграфы разбирать,Потолковать об Ювенале,В конце письма поставить vale,Да помнил, хоть не без греха,    Из Энеиды два стиха.

    Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюде­ние внешних приличий.

Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с по­хвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…

лицемерить, Таить надежду, ревно­вать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрач­ным, изнывать, Являться гордым и послушным, Вни­мательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаянь­ем готовым, Приятной лестью забавлять…

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!»  Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.

Важно

    Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки преврати­лась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за ге­нерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежнойВ сей величавой, в сей небрежной            Законодательнице зал?

    Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.

    Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведени­ем. Я считаю, что роман имеет не только литератур­ную ценность, но и историческую, ведь читатель мо­жет ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.

Источник: http://5litra.ru/soch/16-moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina.html

Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.«Сердце» и «судьба» — это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас.

Для автора романа «Евгений Онегин», для Александра Сергеевича Пушкина, именно в сердце России, в Москве, случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году; и второе событие — женитьба, начало его новой жизни.Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе «Евгений Онегин» приходится на седьмую главу. Пушкин приводит три эпиграфа, которые открывают эту главу. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.Эпиграф Дмитриева:

«Москва, России дочь любима,Где равную тебе сыскать? »Эпиграф Баратынского:«Как не любить родной Москвы?»Эпиграф Грибоедова:«Гоненье на Москву! что значит видеть свет!Где ж лучше?Где нас нет».

Сам же Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально:

Ах, братцы! как я был доволен,Когда церквей и колоколен,Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!Как часто в горестной разлуке,В моей блуждающей судьбе,Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось!Как много в нем отозвалось!Пушкин пишет, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром.

Когда Пушкин описывает въезд героини романа Татьяны Лариной в Москву, он перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара.

Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет:

Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие Москвы.Пушкин подробно описывает въезд Лариных в Москву.

Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также около двух десятков монастырей.

Пушкин описывает это словами:

Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.

Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской. Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа мнимый больной мольера

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была. Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов.

Это достигается целью контрастных соседств: «дворцы» — «лачужки», «монастыри» — «магазины мод», «будки» — «огороды», «львы на воротах» — «стаи галок на крестах».Ларины остановились «У Харитонья в переулке…». Московские адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились в приходе церкви святого Харитония.

Совет

Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в «Евгении Онегине», ему посвящены четыре строфы.

Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.

Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит «ранний звон колоколов», но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:

Пред нею незнакомый двор,Конюшня, кухня и забор.

Татьяну привезли «в Москву на ярмарку невест», то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке.

Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года. Судьба ее решилась. Она вышла замуж.

Подводя итог сказанному, можно отметить то, что Пушкин описывает Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигает чувство искренней любви, симпатии и теплоты, которое он испытывает к Москве как к городу. Он находит слова подробного описания того, как она выглядит.

Эти описания очень детальны.

Но все же, начиная говорить о Москве, Пушкин показывает ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке, Пушкин испытывает гордость за Москву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:

Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожар…

В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью воздвигла ему свой дар — памятник Пушкину.

Источник: http://lit-helper.com/p_moskva_i_peterburg_v_romane_a_s__pushkina_evgenii_onegin

Сочинение «Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Действие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» происходит в Петербурге, Москве и провинции.

Москва и Петербург… Древняя столица, сердце России, и столица молодая, европейская, город Петра, символ государственной власти… Издавна названия этих городов находятся рядом в сознании каждого русского человека, издавна поэты и писатели противопоставляли их друг другу, отдавая предпочтение тому или иному городу.

И в «Евгении Онегине» Пушкин не обошел стороной два великих города. С Онегиным мы встречаемся в Петербурге, с Татьяной — в деревне, но именно через Москву она едет в северную столицу, где и решается судьба — ее и Онегина.

Обратите внимание

Пушкин описывает Петербург с некоторой иронией и сатирой, особенно это относится к устройству быта города и его трудовых будней. Вот как описано трудовое утро столицы: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит… Не обошел поэт стороной и быт петербургских дворян, их образ жизни, воспитание.

Все столичное дворянство представлено нам в лице главного героя романа — Евгения Онегина. Следуя вместе с Пушкиным за Онегиным, мы видим, что он, оказавшись «на свободе», «наконец увидел свет». Его учили «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь». Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал.

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…

Этого было достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

Пушкин подробно рассказывает о том, как проводит день светский молодой человек: Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Онегин — частица этого Петербурга, но он и скучает в нем: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум;
Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего.

В романе мы видим как бы два Петербурга: один — глазами Онегина, другой — глазами самого I поэта.

Петербург Онегина — светский город, где все свободное время проводится в балах. Петербург Пушкина — «волшебный край».

В восьмой главе поэт иронизирует, описывая город, и противопоставляет душевному состоянию своего героя, вернувшегося в столицу, бесконечные званые ужины, которые устраивает петербургское светское общество: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

В то же время Пушкин показывает и другую сторону петербургского света. Он приводит свою музу «на светский раут», и она любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев и речей». Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет.

И здесь нет никакого противоречия. Петербургский свет был неоднороден. В нем встречались люди пустые и бездушные, но в этом же обществе вращались и молодые генералы 1812 г., вернувшиеся из Европы, и будущие декабристы, и люди искусства, к которым принадлежал сам Пушкин.

Из всех героев романа именно Татьяна воплотила собой лучшую часть высшего общества.
Читая дальше, мы вслед за Пушкиным переносимся в Москву. Седьмую главу, действие которой проходит именно там, предваряют три эпиграфа, посвященные этому городу.

Вот первый: Москва, России дочь любима, Где равную тебе сыскать?

Важно

Эти слова Дмитриева относятся к Москве — древней столице России, ее истории и культуре. Втом эпиграф — строка Баратынского — выражает отношение самого поэта к Москве: Как не любить родной Москвы?

Третий же, взятый из комедии Грибоедова «Горе от ума», передает отношение автора к московскому свету:
Гоненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Когда мы читаем о приезде Татьяны Лариной в Москву, то город предстает перед нами таким, какм его видел Пушкин. Поэт как бы делится с нами своими впечатлениями. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!
Сколько искренней любви, сколько чувства вложил поэт в строки, дорогие для каждого русского человека!

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Поэт словно заново переживает войну 1812 г., когда Наполеон пошел на Москву, и с гордости) говорит о том, что город остался непокоренным: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

Но вот Татьяна уже едет по московским улицам, видит дома и прохожих — одним словом, жизнь города, и Пушкин повествует нам об этом, приближаясь в своем рассказе к разговорному языку:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Словно приезжая вместе с Татьяной к ее многочисленным родственникам, мы видим, что жизнь в Москве не меняется на протяжении десятилетий: в ее тетушках и дядюшках «не видно перемены; все в них на старый образец». В светских гостиных всех занимает «бессвязный, пошлый вздор».

Пушкин дает уничтожающую характеристику «пустому» московскому свету: В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки…
И лишь Вяземский, безусловно, авторитетный для Пушкина человек, его друг, подсев к Татьяне, «душу ей занять успел». Пушкинское отношение к свету совпадает с чувствами Татьяны, которой «душно здесь», которая «волненье света ненавидит» и «мечтой стремится… в деревню». И позже, заняв высокое положение в петербургском обществе, Татьяна признается Онегину, что «всю эту ветошь маскарада» она охотно отдала бы «за те места, где в первый раз» встретилась с ним, где жила настоящей жизнью, где любила и страдала, а не играла роли великосветской дамы.

Читайте также:  Сатира и юмор салтыкова-щедрина в сказках, произведениях, творчестве

Москва и Петербург… Прекрасны эти города, имеющие славную историю, дорогие каждому русскому человеку. Однако жизнь каждого города состоит из повседневных забот, суеты, жизни светского общества. Но и самому автору, и его героям чужд великосветский шум, потому что для них есть другие ценности…

Источник: http://litsochinenie.ru/moskva-i-peterburg-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin.html

Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география – от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие  картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.

В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы – рестораны, театры, бальные залы…

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник – краски. Вот

«…прозрачно и светло Ночное небо над Невою »,«Дыханьем ночи благосклоннойБезмолвно упивались мы» Нева,неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала:«Лишь лодка, веслами махая,Плыла по дремлющей реке:И нас пленяли вдалекеРожок и песня удалая…»

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы – например, улица Миллионная – где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.

Совет

На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки»)

Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины – образ лодки, которая плывет  по реке: «…Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав»

 Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…

Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море – теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».

«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы.

Обратите внимание

И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места – и заметит: «Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,Живее творческие сны»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/kratkie-soderzhaniya-shkolnyih-proizvedenij/obraz-peterburga-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin/

Почему высший свет Петербурга совершенно непритязателен?

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

В своем удивительном романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин полно и красочно отобразил свою современность. Большое место он уделил описанию двух столиц России – Москвы и Петербурга.

Начинается роман с описания жизни Евгения Онегина, представителя петербургского высшего света. Онегин родился и вырос в Петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи.

Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается. Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Евгений Онегин ведет богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. В лирических отступлениях автор говорит о Петербургской культурной жизни:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Обратите внимание

Я думаю, важно заметить, что Пушкин изображает лишь внешний облик Петербурга. Он показывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний.

Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. Что же касается души, то светское общество ею мало интересуется.

Больше того, почти никто из петербуржских дворян в нее и не верит, не задумывается об этом.

Светская жизнь Петербурга очень интенсивна и ярка. Она насыщена «вихрем событий»: «Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник». Петербургские франты, такие, как Евгений Онегин, проводят свою жизнь в этом «вихре», бездумно прожигая ее.

Пушкин подробно описывает реальные места в Петербурге, которые были популярными среди дворян. Все эти места посещает Онегин. Это и французский ресторан Talon, где

roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Это и театр, это и Невский бульвар.

Москва описана Пушкиным столь же подробно. Семейство Лариных везет Татьяну на ярмарку невест, где она, в итоге, находит себе мужа. Уже в самом начале седьмой главы поэт описывает все московские достопримечательности. Это и Петровский замок, котором прятался Наполеон от пожара, Тверская улица, многочисленные церкви, которыми так знаменита была Москва:

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Показательна и московская жизнь Татьяны. Она просыпается ранним утром: ее будит «ранний звон колоколов». Затем целый день героиня проводит в визитах. Татьяна навещает свою московскую родню, ездит на балы.

Московское дворянство мало чем отличается от провинциального. Все те маски-лица, те же пустые разговоры, то же мелкое тщеславье. Татьяна и здесь себя чувствует неуютно.

Пушкин признается в любви к Москве, в которой и сам он нашел свое счастье:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Важно

Как много в нем отозвалось…

Москва и Петербург – два города, которые Пушкин описал с большой точностью и очень подробно. Автор в своем романе создал «энциклопедию» этих городов, достоверно преподнеся нам их жизнь.

Сочинения по теме:

  • Можно ли было предотвратить дуэль героев. сочинение
  • Как губителен и ложен путь высшего общества. сочинение
  • Гордость московского дворянства его соприкасаемость с героическими страницами русской истории. сочинение
  • Народный дух в романе Пушкина. сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/pochemu-vysshiy-svet-peterburga-sovershenno-neprityazatelen

Ссылка на основную публикацию