Особенности композиции романа герой нашего времени м. ю. лермонтова

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Обратите внимание

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда.

Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом.

Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям.

Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Важно

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича.

Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином.

Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером.

Совет

Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления.

Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/osobennosti-kompozicii-romana.html

Сочинение на тему: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов.

Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века.

Обратите внимание

Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов.

Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине.

Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость.

Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна.

Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал.

Важно

Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова.

Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним.

Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности.

Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Источник: https://kodori.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/osobennosti-kompoziczii-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

Особенности композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова является социально-психологическим романом. Лермонтов хотел раскрыть в романе «Герой нашего времени» все тайны человеческой души. Роман был написан во времена, когда человек не мог высказать свое мнение, не пострадав. Роман написан и состоит из многих повестей собранный в одно произведение. 

Повести написаны в разном хронологическом порядке, но от этого его смысл не теряется. Каждая из них может существовать отдельно, ведь в них описаны разные события, случившиеся в жизни Печорина. Человек на протяжении всего романа пытается себя найти, но не знает, каким он хочет быть на самом деле. 

Михаил Юрьевич взял за основу раскрытие характера главного героя Печорина. Очередность глав Лермонтов менял не один раз, все хотел выстроить идеальный порядок в своем романе. Михаил Юрьевич хотел выстроить философский порядок, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь.

Совет

Роман Лермонтова состоит из пяти повестей, но выстроены они в хаотичном порядке. Вначале выставлены повести, которые завершают жизнь Печорина, а потом уже события которые произошли с главным героем ранее. Русский офицер в каждой из повестей хочет найти в этом мире для себя место, но никак не может определиться. Ему очень быстро становится скучно с девушками, и он никого не любит.

Роман начинается с того что Печорин увлекается девушкой Бэлой и решает ее украсть от возлюбленного, но в тот момент он не знает о том что она ему быстро наскучит.

Он затачивает девушку в крепости, где он сам находится, но через какое-то время Печорину становится скучно и он не понимает, зачем он украл ее ведь так и не смог ее полюбить. Печорин так хочет свободы и не любит когда его пытаются сковать в своих действиях.

Офицер пытается сбежать из крепости куда-то в дали, чтобы найти себя и свое место. В последней заключительной повести Печорин все же возвращается в крепость, с которой сбежал.

В первой повести «Бэла» читатель знакомится с Печориным со слов его друга Максима Максимыча. Он описывает, что офицер романтик и украл девушку, потому что влюбился в нее.

В другой повести, название которой «Максим Максимыч» раскрывается образ Печорина со слов рассказчика. Именно в ней описывается внешний вид Григория Александровича Печорина и разрушается миф и его романтичности.

В остальных частях романа этап за этапом разрушается добрый и светлый образ Печорина.

В завершительной части романа «Фаталист» Михаил Юрьевич пишет о том, что Печорину стоит сделать выводы о своей жизни. Печорин считает, что не все так просто и ему стоит задуматься, как он себя вел на протяжении всего времени. Он сделал определенные выводы о своей жизни и очень бы хотел исправить некоторые моменты.

Обратите внимание

Григорий Александрович готов бороться с судьбой, но читателю понятно, что это приведёт к быстрой смерти Печорина. Лермонтов хотел раскрыть всю суть человеческой души, а именно Григория Александровича Печорина.

Читайте также:  Сочинение что такое кровная месть? итоговое

Михаил Юрьевич высветил реалистическую характеристику русского офицера, который искал себя по жизни и совершил немало ошибок.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой — Печорин Григорий Александрович. Само построение романа (его композиция) не имеет чёткой хронологии.  Расположение повестей в существующем порядке призвано решить определённые художественные задачи.

Первая часть романа состоит из двух повестей: «Бэла» и «Максим Максимыч». Повествование идёт от имени Максима Максимовича. Он рассказывает о Печорине третьему лицу, который  в следующих главах будет и сам повествовать от имени автора.

В «Бэле» описана трагедия молодой девушки-черкешенки. Герой романа, изнывающий от скуки, крадёт сначала коня, а потом и Бэлу. Пренебрежение традициями горцев приводит к ужасному финалу. От рук разбойника Казбича погибает красавица Бэла и её отец.

Сподвижник Печорина – Азамат – вынужден навсегда покинуть свою семью.

Описывая в «Максим Максимыче» Печорина, Лермонтов даёт характеристику и самому Максимычу.  Показывая два типа людей, два разных характера, автор противопоставляет их  друг другу. Два героя встретились. Но говорить им, в общем-то не о чем.  Максим Максимович, как ни пытался, не сумел  постичь внутренний мир Печорина.

В «Тамани» герой романа показан смелым и решительным . Случайная встреча  с контрабандистами  могла привести его к смерти. Сравнения с контрабандистами Григория Печорина не в его пользу. Безрассудная храбрость и жестокость оправданы образом жизни, который они вынуждены вести. У Печорина же мотивация для таких поступков отсутствует.

Апофеозом сюжетного замысла романа является «Княжна Мэри». Здесь герой  оказывается в привычной для себя среде — в обществе аристократов.

У этих людей за внешним лоском вполне уживаются фарс и интрига, подлость и ложь, сплетни и лицемерие. Печорин – неотделимая часть этого мирка. Отсутствие нравственного начала не  даёт ему шанса быть счастливым в любви.

Собираясь на дуэль с Грушницким, Григорий Александрович задумался о смысле собственной жизни. Но не нашёл его.

Важно

Заключает роман «Фаталист». Рассуждая о прожитом, Печорин считает, что во всех злоключениях виноват «фатум». Мысль о том, что человек сам выбирает между Добром и Злом, не приходит ему на ум.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/osobennosti-kompozicii-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Особенности композиции романа Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов умело применил способ, с помощью которого на первый план выходят яркие события из жизни Печорина, оставившие след в его душе по разным причинам. Либо это полное неудовлетворение от своих жестоких действий (например, в отношении чувств Грушницкого к любимой девушке), либо ликование от проявленной беспощадности к окружающим.

Как бы ни хотелось Максиму Максимычу в начале романа придать ему черты доброго, порядочного человека, повествование приводит к трагической развязке: потеря интереса к девушке доводит ее до отчаяния.

Благодаря такому построению композиции романа, автор подводит читателя к тому, чтобы показать истинные черты его сущности с самого начала. 

Смерть Печорина по дороге в Персию описана в части «Максим Максимыч». Только после изложения общего представления о судьбе этого человека даются подробности некоторых эпизодов. Особое место занимает дневник, который дополняет портрет души главного героя.

Внимание читателя благодаря подобному расположению частей романа приковано к чертам характера, к миру его души. Вмешательство Печорина в чужие судьбы, стремление экспериментировать чувствами близких людей — все это сопровождает кольцевую композицию произведения.

Но она лишь подчеркивает горечь героя от безысходности. Он постоянно ищет ответ на вопрос о смысле существования, о том, как человек может самостоятельно изменить судьбу. Ни смерть Бэлы в начале романа, ни спор с Вуличем в конце не дают ему ответ. Исход каждого события будто замыкает круг его поисков.

Все приключения Печорина — это испытания в момент эмоционального пика, в каждом из которых проявились пороки, в целом представляющие историю его души.

Совет

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отводит особое место анализу поступков, через которые раскрываются чувства, мысли, присущие поколению того времени. Григорий Печорин представлен фигурой, воплотившей в себе замысел автора.

Писатель показал, как отсутствие в жизни целей приводит к нежеланию тратить силы на благо родины. А неумение критично относиться к себе, лишает возможности подавить эгоизм.

Благодаря своеобразному расположению пяти частей произведения, каждая из которых представляет собой отдельную сюжетную линию, создатель романа представил его тонкий психологический анализ, подчеркнув негативную сторону характера.

Преобладание внимания к духовному миру героя по сравнению с его внешней оболочкой достигается автором за счет определенного чередования повестей. Каждая из них — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» заключает в себе часть жизни Печорина, события, которые не могут оставаться не замеченными.

Повествование о Григории от лица проезжего офицера, Максима Максимыча или из дневника сосредотачивает внимание на поведении, причинах поступков главного героя непоследовательно. Читателю представлена возможность самостоятельно выявить причины их совершения.

Ближе к концу в роман вводится исповедь главного героя через личные записи — дневник, из которого все становится ясно.

Истинная череда событий, которая складывается из отдельных жизненных эпизодов Печорина, после прочтения романа выглядит следующим образом: встреча главного героя с бандитами на берегу моря, любовная связь с княжной Мэри, дуэль с Грушницким, описание событий, связанных со знакомством и расставанием с Бэлой, поездка в станицу и обратно, случайный разговор с Максимом Максимычем по дороге в Персию, смерть Печорина.  

Необходимость расположить части в порядке, нарушающем действительную хронологию событий, связана с попыткой автора подробно раскрыть внутренний мир героя.

Обратите внимание

Отсутствие последовательности изложения в соответствии с временными рамками, помогает создателю произведения.

Оно отвлекает внимание читателя от ненужных картин, акцентируя на внутреннем мире главного героя в его сложных отношениях с окружающими.

Вариант 2

Роман «Герой нашего времени»  уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.

В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

Роман состоит из четырех самостоятельных повестей и одного рассказа. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» даже были напечатаны до выхода всего романа, и вызвали упреки читателей.

Рассказ «Максим Максимыч»  сюжетно понятным становится только при прочтении всего романа. Все произведения объединяются одним главным героем — «героем нашего времени» —  Григорием Александровичем Печориным.

Все части романа представлены в разных жанрах – путевые заметки, романтическая новелла, психологическая повесть, рассказ.

Интересно и то, что узнаем мы о центральном герое из разных источников: от лица автора – путешествующего офицера, от лица Максима Максимыча и от лица главного героя из его дневника. Необычным является и то, что нарушено хронологическое течение сюжета, не сразу становится ясен порядок событий в жизни героя.

Но Лермонтов и не стремился описывать биографию, а хотел как можно ярче раскрыть противоречивый характер своего героя. Узнаем мы о нем впервые из рассказа скромного пожилого офицера Максима Максимыча, которому  нравится Печорин, но он не способен понять сложную натуру своего подчиненного.

Затем автор повествует нам о встрече с этим человеком, рисует его портрет и описывает свое впечатление от Печорина.

Натура главного героя становится понятнее, ведь автор близок Печорину по возрасту и воспитанию. Далее уже сам Печорин рассказывает читателям о себе, откровенно поверяет свои мысли, душевные метания.

Важно

Мы узнаем о его страстной любви к Вере, о невозможности проявить свои способности. Он анализирует себя, выставляет напоказ свои пороки.

Разочарование в жизни, равнодушие к своей судьбе приводят его к пренебрежению к чувствам других людей.

От главы к главе натура главного героя становится ярче, он как будто выступает из темноты, раскрывается навстречу читателю. Именно к этому и стремился Лермонтов – показать читателям представителя поколения – человека умного, яркого, наделенного и достоинствами и недостатками, но, к несчастью для себя и других, сумевшего реализовать только свои пороки.

Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени

Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей.

Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них.

Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» — это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.

Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения.

Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина.

В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.

Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая.

Совет

На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся.

Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.

Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина.

Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин.

Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.

← Основные темы и мотивы лирики Лермонтова↑ ЛермонтовСравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича → Тема свободы в лирике Лермонтова →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/osobennosti-kompozicii-romana-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова. Художественный опыт М. Ю.

Лермонтова-лирика, автора поэм, драматурга и прозаика сконцентрировался в романе «Герой наше­го времени», работу над которым он начал в 1838 году на основе своих кавказских впечатлений.

В отличие от прежних своих тво­рений Лермонтов, создавая этот роман, уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности.

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико­психологический роман. Лирический — потому что у автора и ге­роя «одна душа, одни и те же муки», психологический — потому что идейным и сюжетным центром в нем являются не события, а личность главного героя, его духовная жизнь. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли, — писал В. Г.

Белинский, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда чело­веческое чувство восстает на него: ему другое предназначение, дру­гой путь… Его страсти — бури, очищающие сферу духа…» Таков Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени».

Обратите внимание

По­этому психологическое богатство романа заключено, прежде все­го, в образе «героя времени».

Роман построен как серия повестей, которые, возможно, заду­мывались как отдельные произведения, но были в итоге объеди­нены в сложную композиционную структуру, подчиненную рас­крытию характера главного героя.

Автор использует принцип хронологической инверсии — по­вести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в кото­ром реально могли бы происходить описанные события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повес­тью романа должна была быть «Тамань».

В Тамани Печорин оста­навливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кис­ловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист».

Читайте также:  Почему доктор старцев стал ионычем? сочинение по чехову

Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем. Прожив несколько лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максимом Максимычем и стран­ствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвра­щаясь из Персии, 11ечорин умирает.

Об этом повествователь рас­сказывает в предисловии к «Журналу Печорина».

Однако психологическая сложность центрального образа за­ставила Лермонтова отказаться от последовательного изображе­ния. Предыстория Печорина намеренно исключена, и это прида­ет его биографии некоторую таинственность.

Автор постепенно знакомит читателя со своим героем, мастерски используя прием нарастания раскрытия тайны — его внутреннего мира, его психо­логии. Лермонтов ведет читателя от загадки (описание поступков Печорина в первых трех повестях) к разгадке (объяснение моти­вов в четвертой и пятой повестях).

Таким образом, роман имеет «вершинную композицию», биография героя предстает перед чи­тателем в кульминационных точках. При этом каждая повесть ро­мана опирается на определенную литературную традицию.

«Бэла» соединяет в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке»; «Княжна Мери» — «светская по­весть»; «Тамань» — лирическая новелла с невыраженным сюже­том и атмосферой таинственности; «Фаталист» — рассказ о «таин­ственном случае», характерный для фантастической прозы 30-х годов XIX века.

Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика также позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъ­емлюще раскрыть внутренний мир своего героя.

Важно

В «Бэле» о герое рассказывает Максим Максимыч — штабс- капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Макси­мыч — человек добрый, он искренне привязан к Печорину, но понять его не в состоянии.

Единственное, что он может сказать о нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.

История трагической любви Печорина, разочарован­ность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может.

Зачем Печори­ну понадобилась Бэла, почему, едва добившись ее любви, он ску­чает и томится; отчего бросился отбивать ее у Казбича; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрей­ший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. В гла­ве «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает путешествующий офицер. Это чело­век, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга.

Подробно описывая внешность, повествова­тель пытается понять характер Печорина, и таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..

» Он хочет узнать, что скрывают эти глаза, и потому с радостью берету Максима Максимыча записки Печорина, где ав­тор предоставляет самому Печорину рассказать о себе.

Роман продолжает «Журнал Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открылся на людях. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в ро­мане».

Его предваряет предисловие повествователя, и мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типич­ная, лицо эпохи.

Однако глубоко понять его поможет только ис­поведь самого героя

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души че­ловеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лер­монтова с его лирикой.

Совет

Жажда жизни, поиск истинных ценнос­тей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы.

Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связав­ших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повество­вания, к ней постепенно вел нас автор.

Печорин переходит от са­мооценки к размышлению о своем поколении: «…мы жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без на­слаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению ..».

И мы, наконец, постигаем характер Пе­чорина в его неизбежной раздвоенности, вникаем в историю его души и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «вре­мени».

«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла траге­дия с Бэлой. Такая «кольцевая» композиция подчеркивает обре­ченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой? «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» — спрашивает он.

Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нрав­ственные и философские проблемы. Психологически точно дает­ся картина взаимоотношений общества и личности.

Своеобразно в романе также изображение природы Кавказа и быта горцев. Мы знаем, что тема Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова, в своих стихотворениях, поэмах он воспе­вал живописную природу и могучие, неукротимые характеры.

Но в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку, она помогает понять его мысли и чувства. Картины повседневного быта горцев обрисованы скупо и точно, отражая реальную действительность. В такой же удивительно простой и реалистической манере изображены характеры Казбича, Азамата и Бэлы.

Обычаи, запре­ты, мораль предков являются определяющими в их поведении.

Обратите внимание

Неоспоримая заслуга Лермонтова состоит в том, что он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день со­единением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, своеобразно «выстраивая» их, раскрывая образ одного героя через восприятие другого.

Источник: https://sochinenya.com/osobennosti-kompozicii-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Особенности сюжета и композиции романа «Герой нашего времени»

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и всего романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира.

Так, любовный конфликт — история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев.

Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор социальной среды и места, где разворачиваются события.

Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести — социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей — повестей, которые тем не менее представляют собой художественное целое.

Повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина и почему располагает их именно в таком порядке?

Важно

Идея романа представлена через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловии рассказ о герое ведётся со стороны, поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча.

Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком».

Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя — «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них.

Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина (предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойная хронология». Объяснений «двойной хронологии» существует много. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу в той последовательности, в какой сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции — тем, что повести до объединения в роман представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после объединения стали представлять этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа — в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события.

С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаем о человеке «со стороны». Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повествователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах.

Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч — непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин переживает их в своей жизни.

Совет

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика последовательности повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами.

В конце повести пробуждается интерес к личности героя в вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ. Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развёрнутый портрет героя с элементами психологизации.

Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение: Печорину нужны любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа.

Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» завершается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!» Именно в этом свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь — Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор.

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект даёт возможность показать вечное нравственное возрождение человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/osobennosti_sjuzheta_i_kompozicii_romana_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1970

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Сочинения по литературе: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Тень Печорина по следам догоняет меня… Я.

Полонский Являясь первым русским социально-психологическим романом, «Герой нашего времени», на мой взгляд, служит образцом художественной целостности и гармоничности. В нем все направлено к одной цели: дать психологический портрет современного молодого человека — «героя своего времени».

Существенную роль в достижении этой цели играет построение произведения. Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина выявляется и в исследовании его духовного мира, и в соотнесении его с другими персонажами.

В первой части романа («Бэла») мы видим Печорина глазами Максима Максимовича, человека, искренне привязанного к Печорину, но духовно и душевно полярно противоположного ему.

Обратите внимание

Их разделяет не только возраст и социальное положение. Главные расхождения — в отношении к людям, близким и далеким, к любви и дружбе, к верности, состраданию, то есть всему тому, что называется жизнью. Для штабс-капитана Печорин — явление, достойное восхищения, но странное и необъяснимое.

Читайте также:  Сочинение вид из моего окна осенью

Поэтому Григорий Александрович и предстает здесь таинственным и загадочным: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!».

Ясно, что простодушный и искренний Максим Максимович и не пытается понять Печорина, как бы говоря, что ему это все равно не удастся.

В рассказе Максима Максимовича и сам Печорин, и завоевание им Бэлы, и трагический финал этой истории выглядят так, как будто рассказчик начитался романтических поэм: здесь и необузданная страсть, и предательство, и жажда мести, и кровь невинной жертвы..

А зачем Печорин сломал жизнь девушке, в которую мгновенно влюбился до беспамятства и к которой стремительно остыл до бесчувствия, какие мысли мучили его у постели умирающей Бэлы — все эти вопросы остаются без ответа. В следующей главе «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься.

Место рассказчика занимает путешествующий офицер, который уже не просто описывает Печорина, но дает его психологический портрет.

Ведь он человек того же поколения и, вероятно, близок к литературе. Для офицера-рассказчика герой романа не только интересен («странности» Печорина, о которых поведал штабс-капитан, заинтригуют любого), но и понятен: он ясно видит в нем и «разврат столичной жизни», и «бури душевные», и «некоторую скрытность», и «нервическую слабость».

Видимо, повествователь сам нередко сталкивался с такими людьми, жил среди них, служил с ними, спорил о времени и о себе, сам скучал под чеченскими пулями и от нечего делать развлекался «русской рулеткой».

Ведь скука, пустота жизни — это также «герои» того времени, непонятные служаке штабс-капитану, но, к сожалению, такие знакомые многим умным и от равнодушия рано постаревшим молодым людям.

Важно

Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина слова: «Жизнь моя становится пустее день ото дня…», то его попутчик воспринял их совершенно спокойно. Так загадочный в «Бэле» Печорин под пером современника обретает более или менее характерные для поколения своего времени черты. Однако загадка не исчезает. Повествователь говорит о глазах Печорина: «Они не смеялись, когда он смеялся».

Это, как полагает он, «признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Рассказ Максима Максимовича заинтересовал его, а появление самого Печорина заинтриговало и заставило задуматься об этом человеке. Пытливый взгляд подметил весьма существенное в нравственном облике виновника гибели горянки, но одновременно породил много вопросов, противоречивых предположений, повисших в воздухе.

Поэтому так рад был офицер получить записки Печорина. В предисловии повествователя к «Журналу Печорина» объясняется его интерес к этой «истории души человека». Чем-то они с Печориным действительно похожи друг на друга.

Вспомним слова издателя записок о «коварной неискренности истинного друга» и печоринское «як дружбе не способен». Композиция самого «Журнала Печорина» весьма своеобразна. Первая его часть «Тамань» — единый рассказ о приключении героя.

В ней намечены основные мотивы всего «Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, холодное «любопытство», толкающее его к экспериментам над собой и другими.

И если его интерес к «четырем контрабандистам» продиктован лишь скукой, то именно в свете этой истории становится понятнее его поведение с Бэлой.

«Княжна Мери» имеет форму почти ежедневных дневниковых записей, зафиксировавших небольшой, но насыщенный разнообразными событиями период частной жизни Печорина, в которой почти нет места красотам Пятигорска, событиям в стране, ходу военных действий на Кавказе.

Печорин пишет о том, что важно и близко ему: о своих мыслях, чувствах, поступках и их последствиях. В людях ему интересны необычность, нестандартность мысли и поступков. Ему претят примитивизм и неестественность.

Вот почему так негативно его отношение к своему старому знакомому Грушницкому и его приятелям. Вот почему при виде Мери он начинает рассуждать лишь о «ножках» и «зубках», хотя появление Веры заставляет его страдать.

Совет

Но Печорину мало просто наблюдать характеры. Он активно вмешивается в жизнь по сути чуждых ему людей, внося в нее злую насмешку, собственную неприкаянность и одиночество и тем самым создавая кризисную, чреватую гибельными последствиями ситуацию.

Сталкивая людей, равнодушно перетасовывая их, Печорин в определенной степени заставляет их раскрыться, проявить истинную сущность — в любви или ненависти, подлости или благородстве, что дано не всякому. Таким катализатором общества обычно выступают очень незаурядные и яркие люди, на фоне которых во всем блеске проявляются пошлость и бездарность окружающих.

Тем более интересным представляется герою эксперимент над самим собой, выявление в себе свойств и качеств души.

Он старается судить о себе как бы отстраненно, беспристрастно, хотя, я полагаю, в разговоре с Вернером, которого он признает равным себе, Печорин лукавит, говоря: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Этим словам противоречат, к примеру, нежелание простить заурядного Грушницкого и смириться с потерей Веры.

Я думаю, что главная философская проблема романа — проблема рокового предназначения. Печорин задает себе вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?». Вот эта рефлексия фатума и человеческой воли и заставляет героя превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. Полнее всего эта проблема поставлена в «Фаталисте».

Принимая пари Вулича, Печорин вновь стремится испытать себя, вообще жизнь, ощутить хотя бы маленькую победу над равнодушием.

Но никакие эксперименты не дают окончательного ответа на вопрос о смысле бытия, так как уверенность может дать лишь вера, которая утеряна в век Печорина, когда люди скитаются «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…».

Так подводится итог сложной, мучительной и трагической истории души Григория Александровича Печорина. Кроме того, «Фаталист» вновь возвращает повествование в «крепость за Тереком». Иными словами, роман обретает «кольцевую» композицию.

Обратите внимание

Это «возвращение на круги своя» как бы подчеркивает бесконечность философских исканий главного героя, наделенного умом, талантом, но оказавшегося совершенно одиноким, принявшего смерть «где-то на пути в Персию». Роман М.

Ю. Лермонтова будут читать и любить всегда, так как человек всегда стремится осмыслить эпоху, в которой живет, понять людей, Я думаю, что проблема романа, поставленная очень молодым, но и очень незаурядным человеком — М. Ю. Лермонтовым — проблема злободневная во все времена.

Как выжить в равнодушном, злом, бездуховном времени умному, глубоко мыслящему и готовому активно действовать молодому человеку? Как ему выжить, зная, что всё то, что он может дать, в общем-то не нужно, — и не стать при этом равнодушным, злым, ломающим себя и других? Жить человеком — не это ли и сейчас самая злободневная проблема?

Источник: http://historylib.net/osobennosti-kompozicii-romana-m-yu-lermontov-geroj-nashego-vremeni/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой пять повестей и рассказов, объединенных образом главного героя — Григория Александровича Печорина.

Содержание романа позволяет представить жизнь Печорина хронологически. Если держаться последовательности событий, развивающихся в произведении, можно предположить, что судьба Печорина складывалась как цепь противоречий: «У меня врожденная страсть противоречить; целая жизнь моя только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Итак, его привольная жизнь в Петербурге по неведомым нам причинам сменяется ссылкой на Кавказ.

По дороге к месту новой службы Печорин задерживается в Тамани, где происходит его случайное столкновение с контрабандистами. Об этом мы узнаем из «Журнала Печорина» и остросюжетной, но самой лиричной повести этого цикла — «Тамань».После какой-то военной экспедиции Печорин имеет возможность отдохнуть в Пятигорске, где встречается с возлюбленной Верой.

Мы узнаем, что эта женщина была очень близка Печорину, недаром его встрече с Верой предшествует описание грозового пейзажа: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу… Воздух был напоен электричеством». В Пятигорске состоялась дуэль Печорина с Грушницким, в результате чего герой оказался в крепости под началом Максима Макси- мыча.

Отлучившись на две недели в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем. Этот эпизод интересен тем, что открывает новую грань его души. Способность героя предвидеть события, разглядев на чужом лице печать скорой смерти, свидетельствует о предопределенности человеческой судьбы, о существовании высшего, недоступного пониманию плана.

Возвратившись в крепость, Печорин снова становится заложником страстей, и это не приносит ему счастья: он похитил Бэлу, но вскоре потерял ее. Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Через пять лет, вновь очутившись на Кавказе, по дороге в Персию Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером — автором путевых записок (повесть «Максим Максимыч»).

Важно

Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает, что позволяет автору опубликовать его дневниковые записи.

Обращаясь к тексту, мы можем заметить нарушение хронологической последовательности изложения событий. Является ли это осознанным приемом писателя? Повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» стали известны читателю до выхода в свет отдельного издания романа — по журнальной публикации. Сегодня трудно установить последовательность создания отдельных частей романа.

Возможно, осенью 1837 года, когда были сделаны черновые наброски к «Тамани» и затем к «Фаталисту», это не имело отношения к общему замыслу романа, который сложился несколько позже. Само произведение было опубликовано в апреле 1840 года и состояло из ряда отдельных новелл. Однако это не было просто случайное «собрание повестей», это был роман, построенный на объединении малых жанровых форм.

Каждая повесть в нем была значимой не только сама по себе, но и играла свою особую роль в системе всего произведения, задуманного как роман о современном герое. Это обстоятельство определило и порядок расположения отдельных частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий.

Бесспорно, такое построение произведения, или, другими словами, его композиция, позволило Лермонтову наиболее глубоко и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследив историю, прежде всего, его внутренней жизни.

Ключ к пониманию своего художественного замысла писатель дает в предисловии к роману и в предисловии к «Журналу Печорина», говоря о том, что его герой — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Ведь «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она…

писана без тщеславного желания, возбудить участие или удивление», — говорит Лермонтов. Причем, раскрывая внутреннюю жизнь героя, автор использует разнообразные приемы и характеристики.

Роман четко делится на две части: в первой Печорин увиден глазами постороннего наблюдателя (о его поступках, словах, мечтах, чаяниях, разочарованиях мы узнаем из уст Максима Макси- мыча, а также автора путевых записок), а во второй части герой сам обращается к читателю со страниц «Журнала Печорина». Еще одна линия характеристики персонажа — авторский анализ и авторские комментарии, зачином которых является предисловие: написанное в ответ на разноречивые толки критики, оно объясняет общий замысел произведения.

Совет

Повесть «Бэла» сложна по композиции. Ее начало — это путевые записки странствующего русского офицера. Центральным в повести является рассказ Максима Максимыча, усложненный включением истории Казбича и автохарактеристикой Печорина.В повести «Максим Максимыч» автор встречается с Печориным лицом к лицу.

В портретной характеристике, которую он ему дал, в первую очередь привлекают глаза: фосфорический блеск этих глаз не был отражением «душевного жара», «то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный».

Читатель, заинтересованный судьбой героя, знакомого ему по повести «Бэла», имеет возможность познакомиться с его точным и подробным психологическим портретом.В повестях «Журнала Печорина», написанных от первого лица, появляется третий рассказчик — сам Печорин.

Автор дневниковых записей, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», между тем очаровывает читателя своей искренностью. Он умеет точно определить каждую мысль, душевное состояние как самого себя, так и своих собеседников.

При этом стиль повествования «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского повествования, о чем очень точно сказал Белинский: «Хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи — удивительное сходство».

Итак, композиция романа «Герой нашего времени» способствует постепенному и последовательному раскрытию внутреннего мира героя. Это обстоятельство, в свою очередь, способствует трудным поискам ответа на вопрос, почему в общественной жизни России XIX столетия появились «лишние люди», например Печорин, — смелые, решительные, умные, но так и не нашедшие своего призвания и своего места в обществе людей.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-9-klass/12182-osobennosti-kompozitsii-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Ссылка на основную публикацию