Поэзия 60-х годов 20 века

Русская поэзия 60-70-х годов 20 века

Большинство исследователей считало и продолжает считать, что на рубеже 50-х – 60-х годов наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными изменениями: с разоблачением культа личности и последовавшей за ним “оттепели”. Литература после небольшой паузы отреагировала на эти события всплеском творческой активности.

Своеобразной “визитной карточкой” того времени стала поэма А. Твардовского “За далью – даль” (1953-1960), тогда же Б. Пастернак создал цикл стихотворений “Когда разгуляется” (1956-1959), вышли сборники Н. Заболоцкого: “Стихотворения” (1957) и “Стихотворения” (1959); Е. Евтушенко: “Шоссе энтузиастов” (1956); В. Соколова: “Трава под снегом” (1958).

Всенародная любовь к поэзии – “примета времени середины пятидесятых: литературные альманахи издавались едва ли не в каждом областном городе.” Большую роль в этом сыграла “реабилитация” С. Есенина: “Память народа и время сняли запрет с имени поэта. И точно плотину прорвало!” Вот что писал в то время о С. Есенине Н.

Обратите внимание

Рубцов (он искал следы пребывания поэта в Мурманске): “Что бы там ни было, помнить об этом буду постоянно. Да и невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина”.

60-е годы для советской поэзии – время расцвета. Внимание к ней необычайно велико. Выходят книги Е. Евтушенко: “Нежность” (1962), “Идут белые снеги” (1969), особенную известность приобрели его поэма “Бабий Яр” (1961) и стихотворение “Наследники Сталина” (1962); растет слава А. Вознесенского (Сб.”Антимиры”,1964 и др.).

“Второе дыхание” открывается и у признанных “мэтров”: “Лад” (1961-1963) Н. Асеева, “Однажды завтра” (1962-1964) С. Кирсанова, “Послевоенные стихи” (1962) А. Твардовского, “Первородство” (1965) Л. Мартынова, “Совесть” (1961) и “Босиком по земле” (1965) А. Яшина, “День России” (1967) Я. Смелякова. Выходит итоговый сборник А. Ахматовой “Бег времени” (1965).

   “Громкая” и “тихая” лирика становятся не только литературным явлением, но и приобретают общественное значение. И “тихие”, и “громкие” поэты выпускают многочисленные сборники, которые не остаются незамеченными. В первой половине 60-х “эстрада” бьет все рекорды популярности. Вечера в Политехническом музее, в которых принимают участие А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р.

Рождественский, собирают полные залы. Открытая публицистичность у “эстрадников” уже тогда переходила все пределы. Даже в своих поэмах, посвященных прошлому (“Лонжюмо” А. Вознесенского, “Казанский университет” Е. Евтушенко и т. п.), собственно истории было мало. Зато много было попыток “приспособить” ее к нуждам дня сегодняшнего, не особо беспокоясь об исторической правде.

Другим их “грехом” стала безудержная страсть к экспериментаторству. Подлинным “открытием жанра” стала в те годы так называемая “авторская песня”. Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовости отодвинула ее на второй план официальной культуры, но только не в сердцах людей. Песни военных лет – самое яркое тому подтверждение.

Кстати, первая “авторская песня” появилась в 1941 году (“О моем друге-художнике” М. Анчарова). Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, А. Дулова, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Якушевой и других “бардов” пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет “авторской песни” пришелся на 60-е – 70-е годы.

Их социальный подтекст был понятен всем. Важнейшее в этом ряду, бесспорно, творчество В. Высоцкого. Он стал “поэтом нового русского национализма” (П. Вайль и А. Генис). “Герой его песен противопоставляет империи свое обнаженное и болезненное национальное сознание. Высоцкий, заменивший к концу 60-х Евтушенко на посту комментатора эпохи, открывает тему гипертрофированного русизма.

Антитезой обезличенной, стандартизованной империи становится специфически русская душа, которую Высоцкий описывает как сочетающую экстремальные крайности.”

Появляется также и авангардистская поэзия – Бродский, Сапгир, Вознесенский.

Во второй половине 60-х годов в СССР стала развиваться подпольная “самиздатовская” поэзия “неофициальной” или “параллельной” культуры. Эта поэзия была обречена на преследования и безвестность: “Дух культуры подпольной – как раннеапостольский свет” (В. Кривулин).

Важно

Широко известными (в узком кругу) были следующие группы: СМОГ (Смелость Мысль Образ Глубина или Самое Молодое Общество Гениев) – она возникла в середине 60-х в Москве, в нее входили В. Алейников, Л. Губанов, Ю. Кублановский и др. ; Лианозовская поэтическая группа (В. Некрасов, Я. Сатуновский, В. Немухин, Б. Свешников, Н. Вечтомов и др.

); Ленинградская школа (Г. Горбовский, В. Уфлянд, А. Найман, Д. Бобышев, И. Бродский и др.); группа “Конкрет” (В. Бахчанян, И. Холин, Г. Сапгир, Я. Сатуновский и др.). Во второй половине 60-х годов в поэзии господствовали “тихие” лирики: А. Жигулин (Сб. “Полярные цветы” (1966)); В. Казанцев (“Поляны света” (1968)); А.

Передреев (“Возвращение” (1972)); А. Прасолов (“Земля и зенит” (1968); В. Соколов (“Снег в сентябре” (1968)) и др. В 1967 году увидела свет знаменитая книга Н. Рубцова “Звезда полей”. Одно из стихотворений поэта “Тихая моя родина” и дало повод критикам назвать поэтическое направление “тихой” лирикой.

Она привлекла внимание углубленным анализом человеческой души, обращением к опыту классической поэзии. В. Соколов, например, заявлял об этом ясно и определенно: “Со мной опять Некрасов и Афанасий Фет”. Тонкий психологизм, соединенный с пейзажем, был характерен не только для лирики В.

Соколова, но во многом он здесь был впереди других “тихих” поэтов, хотя бы потому, что в 50-х годах выпустил сборник с превосходными стихотворениями (“Трава под снегом” (1958)).

      В 1974 году В. Акаткин задал риторический вопрос: “Нет ли в этом факте опровержения механической схемы движения поэзии как простой замены “громких” “тихими”, нет ли указания на единство (выделено мной. – В. Б.) происходящих в ней процессов?” (660, С. 41).

      И “тихие” и “громкие” поэты объективно подняли русскую поэзию на новый художественный уровень. О значении “тихой” лирики уже говорилось выше, “эстрадники” же не только “расширили диапазон художественных средств и приемов” (644, С. 30), но и выразили, пусть и поверхностно, те настроения, чаяния и надежды, которыми тоже жил в то время народ

      Слишком узкое понимание развития поэзии в 60-х годах как борьбы двух направлений давно отвергнуто литературоведами (В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач и др.).

Ведь в эти годы не только у поэтов, попавших в “тихую” обойму”, но и во всем “почвенном” направлении прочно устанавливается исторический подход в художественном осмыслении действительности, усиливается стремление понять национальные и социальные истоки современности, происходит органичное слияние этих двух начал. Целое созвездие поэтических имен дало поколение, ставшее широко известным в эти годы.

Совет

      К концу 60-х поэтов этого направления “все чаще будут объединять под условным и неточным наименованием “деревенские поэты.” Здесь имелось в виду как их происхождение, так и приверженность к теме природы и деревни, а также определенный выбор традиций, идущих от Кольцова и Некрасова до Есенина и Твардовского.

Одновременно с термином “деревенские” поэты возник термин “тихая поэзия”, позволивший включить в один ряд как “деревенских” поэтов, так и “городских”, но сходных с первыми по вниманию к миру природы, а также по регистру поэтического голоса, чуждающегося громких тонов и склонного к элегическому тембру, простоте звучания и ненавязчивости слова. Надо вместе с тем сказать, что внимание к миру природы у наиболее талантливых поэтов этого направления не замыкалось в рамках поэтического живописания, но, как правило, было пронизано интенсивным духовным и философским началом, т.е. осознанно или нет, но имело, так сказать, концептуальный характер.”

После окончания поэтического бума (конец 60-х) в поэзии происходят значительные изменения.

Поэмы больше не пишут, сборники строятся не так как раньше (подборка стихов теперь не в хронологическом порядке и не случайные, теперь это единое полотно, рассчитанное на целостное восприятие) – Тарковский, Самойлов, Слуцкий, Чичибабин, Межиров, Кузнецов, Ручьев. Появляется поэтический андеграунд  – они не признавались и не печатались – леонозовцы, Плисов, Рубинштейн, Седокова, Жданов, Вишневский, Губерман.

Читайте также:  Сочинения про природу

Из бардовской (авторской песни) в начале 70-х формируется рок-поэзия, которая в свою очередь состояла из двух школ: московская (Макаревич, Лоза, Градский, Никольский, Романов)  и питерская (Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Бутусов).

Источник: https://students-library.com/library/read/46598-russkaa-poezia-60-70-h-godov-20-veka

Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Шестидесятые годы 20 века — это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение.

Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого «издательского бума» в области поэзии не было никогда ни до, ни после. «Визитные карточки» этого времени — Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.

Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь В.Высоцкий.

Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века — это так называемая «есенинская лирика». Именно в это время был снят запрет на творчество поэта в России и последователи его заметно воодушевились. Пожалуй, главным среди них можно смело назвать Н.Рубцова. При жизни «певец тихой Родины» не был по достоинству оценен соотечественниками.

Ведь он не выступал с трибун, не собирал полные залы и даже несколько потерялся среди поэтического бума шестидесятых. Романтизм в то время на пике моды не был. А лирический герой Рубцова, человек с твердым характером и русской душой, ищет смысл как бы неспешно и рассуждает о судьбе страны без лозунгов и транспарантов.

Однако время всё расставило на свои места, поместив Николая Михайловича в один ряд с А.Фетом, Ф.Тютчевым и С.Есениным.

Еще одно популярное направление поэзии шестидесятых годов 20 века — это трибунное следование традициям В.Маяковского. Самые яркие имена в этой области — Е.Евтушенко и Р.Рождественский. Они, не боясь за свою судьбу, высказывались о стане резко и категорично.

Их лирический герой готов сражаться до последнего, разоблачая культ личности и отстаивая правду. Не удивительно, что такая поэзия нашла отклик в массах. Новшество этого времени — так называемые поэтические встречи.

Обратите внимание

Роберт Иванович, Евгений Александрович и их соратники были не просто популярны На их вечера было невозможно приобрести билеты, а книги, выпущенные миллионными тиражами, расходились с полок магазинов практически мгновенно. Правда, находились и критики.

До сих пор некоторые их них не признают «маяковщины» шестидесятых, считая это направление в поэзии — дилетантским. Но сам Евгений Александрович оценивает свое творчество весьма оптимистично и в одной из своих книг утверждает, что обязательно прорвется в 21 век. Что ж, уже прорвался и даже в нем прочно обосновался.

Отдельной строкой стоит отметить творчество И.Бродского. Его вклад в мировую литературу переоценить невозможно. Не случайно в 1987 ему была присуждена Нобелевская премия. О том, кто же такой Иосиф Бродский критики и публицисты спорят и рассуждают по сей день.

Ну и наконец еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века — это поющие поэты. Самые яркие из них — Б.Окуджава и В.Высоцкий. О последнем можно говорить бесконечно.

Не признающий никаких авторитетов, никогда не считавший себя бардом, Владимир Семенович без страха, с присущими только ему бунтарским духом и артистизмом всегда открыто высказывал свое мнение. Его творчество — это прорыв в поэзии 20 века.

Сегодня остается только радоваться тому, что звезда В.С. Высоцкого зажглась в шестидесятых, а не в сталинскую эпоху.

Вот такая она — поэзия шестидесятых. Разная, но неизменно рвущаяся в массы и стремящаяся к светлому будущему.

Источник: http://resoch.ru/poeziya-60-x-godov-20-veka-sochinenie/

Поэзия 60-х годов 20 века

Шестидесятые годы 20 века – это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение.

Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого “издательского бума” в области поэзии не было никогда ни до, ни после. “Визитные карточки” этого времени – Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Н.

Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь В. Высоцкий.

Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века – это так называемая “есенинская лирика”. Именно в это время был снят запрет на творчество поэта в России и последователи его заметно воодушевились. Пожалуй, главным среди них можно смело назвать Н. Рубцова. При жизни “певец тихой Родины” не был по достоинству оценен соотечественниками.

Важно

Ведь он не выступал с трибун, не собирал полные залы и даже несколько потерялся среди поэтического бума шестидесятых. Романтизм в то время на пике моды не был.

А лирический герой Рубцова, человек с твердым характером и русской душой, ищет смысл как бы неспешно и рассуждает о судьбе страны без лозунгов и транспарантов.

Однако время все расставило на свои места, поместив Николая Михайловича в один ряд с А. Фетом, Ф. Тютчевым и С. Есениным.

Еще одно популярное направление поэзии шестидесятых годов 20 века – это трибунное следование традициям В. Маяковского. Самые яркие имена в этой области – Е. Евтушенко и Р. Рождественский. Они, не боясь за свою судьбу, высказывались о стане резко и категорично.

Их лирический герой готов сражаться до последнего, разоблачая культ личности и отстаивая правду. Не удивительно, что такая поэзия нашла отклик в массах. Новшество этого времени – так называемые поэтические встречи.

Роберт Иванович, Евгений Александрович и их соратники были

не просто популярны На их вечера было невозможно приобрести билеты, а книги, выпущенные миллионными тиражами, расходились с полок магазинов практически мгновенно. Правда, находились и критики.

До сих пор некоторые их них не признают “маяковщины” шестидесятых, считая это направление в поэзии – дилетантским.

Но сам Евгений Александрович оценивает свое творчество весьма оптимистично и в одной из своих книг утверждает, что обязательно прорвется в 21 век. Что ж, уже прорвался и даже в нем прочно обосновался.

Отдельной строкой стоит отметить творчество И. Бродского. Его вклад в мировую литературу переоценить невозможно. Не случайно в 1987 ему была присуждена Нобелевская премия. О том, кто же такой Иосиф Бродский критики и публицисты спорят и рассуждают по сей день.

Ну и наконец еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века – это поющие поэты. Самые яркие из них – Б. Окуджава и В. Высоцкий. О последнем можно говорить бесконечно.

Совет

Не признающий никаких авторитетов, никогда не считавший себя бардом, Владимир Семенович без страха, с присущими только ему бунтарским духом и артистизмом всегда открыто высказывал свое мнение. Его творчество – это прорыв в поэзии 20 века.

Сегодня остается только радоваться тому, что звезда В. С. Высоцкого зажглась в шестидесятых, а не в сталинскую эпоху.

Вот такая она – поэзия шестидесятых. Разная, но неизменно рвущаяся в массы и стремящаяся к светлому будущему.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/poeziya-60-x-godov-20-veka/

Советские поэты 1960-х

Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение, интенсивно ведущееся в течение последних двух десятилетий, все же еще не достаточно полно цредставляет это явление в советской литературе.

Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенкий, Р.Казакова, Н.Матвеева, В.Цыбин, Б.Ахмадулина и др. Эпоха, бурно возраставшего энтузиазма народа, на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения.

Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории.

В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой “тихой лирики” наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности.

Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н.Рубцов, В.Казанцев, А.Прасолов, А.Передреёв, А.Жигулин, “Полярные цветы”.

Читайте также:  Сочинение по картине сурикова покорение сибири ермаком описание

Собственно, наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского – Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. – и другое – от тютчевско-есенинской – Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.

Соколов и др., скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности.

Обратите внимание

В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма.

Но самым “дееспособным” оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее многие принимали в войне самое непосредственное участие – Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Дудин и др.

Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова, А.Прокофьева, В.Солоухина, В.Соколова, А.Яшина и др.

вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке.

Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика гржданского звучания в их произведениях приобрела в то время решающее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме С.

Викулов “Преодоление”1964, “Окнами на зарю”, 1965, Е.Евтушенко “Братская ГЭС” 1965, А.Вознесенский “Лонжшо” 1963, Р.Рождественский “Реквием” 1961, “Письмо в XXX век”1965, В.Федоров “Седьмое небо” 1965-1967, А.Твардовский “За далью – даль” 1961, Е.Исаев “Суд памяти” 1963 и др.

Это обстоятельство свидетельствовало о наступавшем времени обобщенно-масштабного осмысления действительности нашими художниками.

Данный сайт посвящен известным советским поэтам середины 60-х годов 20 века с целью сохранения и популяризации литературного наследия их творчества.

Источник: http://philolog.petrsu.ru/filolog/student/2014/ROZENSTAND/alena1.html

Презентация на тему “Поэзия 50-60-х годов”

  • Слайд 1Поэзия 50-60-х годов
    • Заболоцкий
    • Смеляков
    • Светлов
    • Ахматова
    • Рубцов
  • Слайд 2

    Смеляков Я. В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 год)а в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу.Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ, публиковал стихи в цеховой стенгазете.

    Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.

    В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора.

    Важно

    В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвященной молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.

    Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие.

    Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

  • Слайд 3

    Светлов Михаил Аркадьевич Светлов (1903—1964) — русский советский поэт и драматург. Лауреат Ленинской премии (1967 — посмертно). Мастер афоризм. Михаил Шейнкман родилс 4 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в небогатой еврейской семье ремесленника. Публиковаться начал с 1917 года.

    В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году пошёл добровольцем в РККА, принимал активное участие в Гражданской войне. Недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву. В 1927-1928 учился в МГУ.

    На слова популярного стихотворения Светлова «Гренада» (1926) около 20 композиторов разных стран написали музыку. Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде» и снята со сцены.

    В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати.

    Наиболее известный из военных стихов — «Итальянец» (1943). За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. В 1931—1962 годы жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке. Преподавал в Литинституте.

  • Слайд 4

    Рубцов Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Холмогорский район (ныне Архангельская область) — 19 января 1971, Вологда) — русский советский лирический поэт. Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске.

    Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.

    Совет

    После смерти были опубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).

    Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.Особенной известностью пользуются песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «В минуты музыки печальной», «Улетели листья»

  • Слайд 5

    Заболоцкий Николай Алексеевич Заболоцкий (24 апреля 1903 — 14 октября 1958, Москва) — русский поэт. Родился в восьми километрах от Казани, где его отец работал агрономом, а мать — сельской учительницей. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл).

    В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

    В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически

    связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.

  • Слайд 6

    Ахматова Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко; 11 июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс XX века.

    Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.

  • Слайд 7

    Поэзия 70-90-х годов

    • Вознесенский
    • Ахмадулина
    • Евтушенко
    • Бродский
  • Слайд 8

    Вознесенский Родился 12 мая 1933 года в Москве.Училсяв одной из старейших московских школ. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт.

    46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской. Первые стихи поэта, сразу отразившие его зрелый и своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году.

    Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова.

    Обратите внимание

    Именно ему посвящено стихотворение Вознесенского «Памяти поэта», положенное затем на музыку большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым, и которая была исполнена Валерием Леонтьевым. Первый сборник, «Мозаика», изданный во Владимире, навлёк на себя гнев властей. Редактора,

    Капиталину Афанасьеву, сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник «Парабола», вышедший в Москве, сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода – «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной Войны – было обвинено в формализме.

  • Слайд 9

    Ахмадулина
    Белла Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советский и российский поэт, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г.

    Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. В 1979 г.

    Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича.

    Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В 1993 году подписала «Письмо сорока двух». Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В 2006 г.

    Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав. В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

  • Слайд 10

    Евтушенко
    Евгений Александрович Евтушенко — известный советский, русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, актёр. Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году.

    Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц. Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие.

    Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955).

    Важно

    В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы. Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев.

    Пишет он и о людях труда, — зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике : «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

  • Слайд 11

    Бродский
    Иосиф Александрович Бродский — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Поэзию писал преимущественно на русском языке, эссеистику на английском.

    Один из крупнейших русскоязычных поэтов XX века. По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956—1957 годами. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого.

    «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» — наиболее известные из ранних стихов Бродского.

    Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность, так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я — сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций.

    Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже — Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий. Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву, за ними следовали Кавафис и Фрост, замыкали личный канон поэта Рильке, Пастернак, Мандельштам и Ахматова

Посмотреть все слайды

Читайте также:  Сочинение арина головлева в романе господа головлевы характеристика и образ

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/poeziya-50-60-h-godov

Поэты-шестидесятники

Вверху: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Внизу: Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Фото с сайта my.mail.ru 

Термин “шестидесятники” принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину, опубликовавшему одноимённую статью в журнале “Юность” в декабре 1960 года.

Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской “оттепели”, после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры.

Совет

При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей. 

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы. В частности, журнал “Юность”, публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе. Наибольшую популярность имел журнал “Новый мир”, который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т.

Твардовский. Здесь были опубликованы произведения авторов “лейтенантской прозы”: Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”.

В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики, связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Велтистова и других. 

 Евгений Евтушенко в Политехническом музее. Кадр из кинофильма “Застава Ильича” (режиссёр Марлен Хуциев)

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия. Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением.

Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

  • Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий; многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку (“Мгновения”, “Песня о далёкой Родине/Где-то далеко”, “Ноктюрн”, “Позвони мне, позвони…”, “Эхо любви”, “Любовь настала”, “Родина моя/Я, ты, он, она – вместе целая страна…”, “Притяжение земли” и др.);
  • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, поэм “Братская ГЭС”, “Бабий Яр”, “Под кожей Статуи Свободы”, “Голубь в Сантьяго”, “Тринадцать”, “В полный рост”, романов “Ягодные места” и “Не умирай прежде смерти”; некоторые стихи поэта стали песнями (“Хотят ли русские войны?”, “А снег идёт…”, “Со мною вот что происходит…”, “Нас в набитых трамваях болтает…” и др.). 
  • Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), поэт-авангардист, писавший как традиционные для русской поэзии силлабо-тонические стихи, так и верлибры, и стихи в духе футуристической “заумной” поэзии, и стихи в прозе; автор более 40 лирических сборников и поэм “Мастера” (о строителях Храма Василия Блаженного), “Лонжюмо” (о Ленине), “Оза” (о любви в век роботизации), “Авось” (поэма о русском дипломате и путешественнике Николае Резанове легла в основу знаменитой рок-оперы “Юнона и Авось”) и других. 
  • Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010), поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину “несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии”, автор более 30 лирических сборников. 

Кроме названных авторов, к поколению шестидесятников относятся и другие яркие поэты, например, Геннадий Шпаликов, Борис Чичибабин, Юнна Мориц. В эпоху 60-х сформировался и такой гигант русской поэзии, как Иосиф Бродский. 

Отдельное явление в 1960-е годы представляют поэты-песенники, или “барды”. К этой категории поэтов относили авторов, исполнявших собственные стихи под свою музыку – среди них Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Это уникальное явление получило название авторской песни. 

Источник: http://mosliter.ru/ruslit/20vek/poety-shestidesyatniki/

Ссылка на основную публикацию