Сочинение алексеев в романе обломов гончаров

Алексеев в романе “Обломов”: образ, характеристика, описание, отношение Обломова к герою

Титульный лист.”Обломов”. Л., 1967.Художник Л. Красовский

Господин Алексеев является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа “Обломов” Гончарова. 

Образ и характеристика Алексеева в романе “Обломов”: описание, портрет в цитатах

Краткая характеристика Алексеева

Иван Алексеевич Алексеев – это приятель господина Обломова. Алексеев – человек неопределенного возраста и внешности, незаметный и посредственный, ничем не примечательный внешне и внутренне. 

Алексеев – бедный человек. Он служит где-то мелким чиновником и получает скромное жалованье. Он приходит в гости к Обломову, чтобы вкусно поесть и попить, а также чтобы провести время в тишине и спокойствии. Алексеев – незлой, кроткий и тихий человек.

Он все время подстраивается под окружающих, у него нет своего мнения. Он ничем не интересуется и ни к чему не стремится.

Обратите внимание

Алексеев настолько непримечательный человек, что окружающие не могут запомнить даже его фамилию: иногда его зовут то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Также знакомые путают имя героя, называя его то Иваном Васильевичем, то Иваном Михайловичем и т.д.

Имя и фамилия героя – Иван Алексеевич Алексеев: “…меня зовут Иваном Алексеичем…” “…Да я не Афанасьев, а Алексеев…”

О внешности Алексеева известно следующее:

“…человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…”

Окружающие все время путают имя и фамилию Алексеева:

“…Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев…” “…Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите…”

Господин Алексеев – мелкий чиновник с небольшим жалованьем:

“…и сверх того он служит в какой то неважной должности и получает неважное жалованье…” “…В службе у него нет особенного постоянного занятия…”

Алексеев является “пролетарием”, то есть человеком простого происхождения:

“…Зачем эти два русские пролетария ходили к нему…” “…иногда такой пролетарий посылается в ближайший город за покупкой…”

Алексеев получает какой-то доход в 300 рублей в год (помимо жалованья на службе):

“…Он имеет своего какого-то дохода рублей триста в год…”

Он родился в Петербурге и никогда в жизни не бывал за его пределами:

“…он нигде не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал никуда…”

Алексеев не бедный и не богатый человек:

“…Богатым его нельзя назвать, потому что он не богат, а скорее беден; но решительно бедным тоже не назовешь, потому, впрочем, только, что много есть беднее его…” “…нужды не терпит и денег ни у кого не занимает, а занять у него и подавно в голову никому не приходит…”

Господин Алексеев – ничем не примечательный человек, без резких, отличительных черт:

“…Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей…” “…Присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него…” “…А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!..”

“…это неопределенное лицо…”

Алексеев является неостроумным, неоригинальным человеком: “…Остроумия, оригинальности и других особенностей, как особых примет на теле, в его уме нет…”

Господин Алексеев – незаметный человек:

“…Едва ли кто нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень немногие замечают его в течение жизни, но, верно, никто не заметит, как он исчезнет со света; никто не спросит, не пожалеет о нем, никто и не порадуется его смерти…” У Алексеева нет своего мнения: “…Если при таком человеке подадут другие нищему милостыню – и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются – так и он обругает и посмеется с другими…”

Господин Алексеев всегда подстраивается под других, чтобы угодить им:

“…всегда покорный и готовый слушатель и участник, разделявший одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был…” “…Что такое? – спросил Алексеев, стараясь сделать испуганное лицо…”

Господин Алексеев является покорным, безответным, кротким человеком:

“…безответный, всему покорный и на все согласный Алексеев…” “…Ничего с: я все могу есть, – сказал Алексеев…” “…кроткого, безответного Алексеева…” “…Алексеев, безмолвный и безответный гость…”

При этом его нельзя назвать ни добрым, ни злым:

“…добры потому только, что не злы…”Господин Алексеев – честный, безобидный человек: “…сидит честная душа, овца овцой…”

Он является посредственностью, человеком без особых способностей:

“…никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему он именно способен…”

Он не отличается умом:

“…голова, не то, что вот эта, что тут в углу сидит, – сказал он, указывая на Алексеева…”Алексеев любит всех вокруг и никого в частности: “…Но он как то ухитряется всех любить. Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудишь никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются…”

“…про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят…”

У него нет ни врагов, ни друзей, но есть много знакомых: “…У него нет ни врагов, ни друзей, но знакомых множество…” Алексеев старается ни о чем не тревожиться и не предаваться отчаянию:
“…Что ж так тревожиться, Илья Ильич? – сказал Алексеев. – Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется – мука будет…”

“…Никогда не поймаешь на лице его следа заботы, мечты, что бы показывало, что он в эту минуту беседует сам с собою…”

Господин Алексеев ничем не интересуется: “…никогда тоже не увидишь, чтоб он устремил пытливый взгляд на какой нибудь внешний предмет, который бы хотел усвоить своему ведению…”

Он иногда читает, а также любит послушать, как читают другие:
“…Да-с, иногда читаю, или другие читают, разговаривают, а я слушаю…”

Алексеев часто бывает в гостях у Обломова:
“…Таковы были два самые усердные посетителя Обломова…”

“…остановился перед картиной, которую видел тысячу раз прежде…”

Он ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть:

“…Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали зачем: пить,есть, курить хорошие сигары. Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием…”

“…в каждом зажиточном доме толпится рой подобных лиц обоего пола, без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием…”

Алексеев всячески старается угождать Обломову, выслушивает его жалобы, выполняет его просьбы и т.д.:
“…Кто подаст куда-то запропастившуюся табакерку или поднимет упавший на пол платок? Кому можно пожаловаться на головную боль с правом на участие… […] иногда такой пролетарий посылается в ближайший город за покупкой, поможет по хозяйству – не самим же мыкаться!..”

Отношение Обломова к Алексееву
Обломов вполне дружелюбно относится к Алексееву, хотя вряд ли уважает его. Ленивый Обломов терпит посещения Алексеева, потому что ему с ним удобно и одновременно не так скучно. Молчаливый, уступчивый Алексеев подстраивается под Обломова:
По сути господин Алексеев является двойником Ильи Обломова. У этих двух персонажей есть много общего: Обломов и Алексеев оба отличаются тихим и кротким нравом, оба ничем не интересуются и ничего не хотят от жизни, оба не любят путешествовать и т.д.Таков цитатный образ и характеристика Алексеева в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах, отношение Обломова к этому персонажу и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/07/alekseev-oblomov-goncharov.html

Сочинение Алексеев в романе Обломов Гончаров

Алексеев – один из второстепенных героев романа Гончарова «Обломов». В самом начале романа в гости к Обломову приходят его знакомые. Алексеев являлся четвёртым по счёту гостем.

Он ничем не примечателен. Этакий среднестатистический гражданин, абсолютно не выделяющийся из общей массы.  Даже имя у него простое – Иван Алексеевич. Несмотря на это, никто из окружающих не может запомнить его имя. Одни называют Иваном Ивановичем, другие – Иваном Васильевичем.  Фамилию также постоянно путают. То назовут Васильевым, то Андреевым, то Афанасьевым.

Служит мелким чиновником с небольшим жалованием. Родился в Петербурге и за пределами города нигде не бывал. Да, видимо, и не стремился.

Во внешности его также нет ничего особенного и запоминающегося. Человек неопределённого возраста, без отличительных черт лица. Не блондин и не брюнет. Не высокий и не низкий.

По характеру кроткий и тихий. Постоянно подстраивается под окружающих людей.  Своего мнения не имеет. Также не отличается остроумием и оригинальностью. При этом честен и безобиден. Он способен любить всех людей, не осуждая их. Пожалуй, это и привлекает Обломова в нём. Тот принимает Ивана Алексеевича у себя в доме с удовольствием.

Он желанный гость и подходящий собеседник. Не вызывает у хозяина дома негодования и отрицательных эмоций. Оба героя сходны по характеру.  Возможно, по этим причинам только такому тихому гостю Илья смог озвучить свои проблемы. Сам же Алексеев ходит на обеды к Обломову только для того чтобы вкусно поесть и хорошо провести время.

Там ему удобно и комфортно.

Кстати, своей кротостью, способностью сохранить добрые отношения со всеми окружающими, он раздражает Штольца – лучшего друга Обломова.  Штольц энергичный, целеустремлённый, уверенный в себе человек, находящийся в постоянном движении. Именно поэтому ему неприятен, а может быть даже отвратителен Иван Алексеевич.

Подведя итог, можно сказать, что личность Алексеева весьма печальна и невзрачна.  Тихий, безынициативный, он равнозначен чему – то ненужному.  Не смотря на это таких людей большинство. И по сути своей Иван Алексеевич Алексеев ничем не отличается от безликой толпы.

Вариант 2

В фигуре Ивана Алексеевича Алексеева есть какая-то гипербола и даже своеобразная сказочность. Даже трудно представить есть ли такие люди вообще.

Ведь если мы возьмем условного «человека с улицы», то практически всегда там будет какая-то история, которая включает в себя любовь и ненависть, множество различных сюжетов.

Если взять Алексеева, то он подобно Христу идет по жизни как во воде – касаясь поверхности, но не проваливаясь в пучину повседневности и забот.

Важно

Алексеев умеет вообще никак не погружаться, он легок как воздушный шарик, который легко колышется под воздействием ветра и не испытывает при этом не капельки беспокойства.

Трудность может испытывать могучий Штольц, который как громадный корабль идет к собственной цели. Поэтому, если такого человека нечто сбивает с курса, он начинает протестовать и сопротивляться, появляется драма.

В описании Алексеева Гончаров сам подчеркивает его податливость.

Когда Алексеев идет по улице по делам и встречает знакомого (которых у него огромное количество, но друзья отсутствуют) то может легко отправиться в противоположную нужной ему сторону для того чтобы составить компанию своему приятелю. Также как пишет Гончаров, Алексеев меняет собственный взгляды, если другой подает нищему милостыню, он тоже подает, если обругает попрошайку, он тоже обругает.

Таким образом Иван Алексеевич не испытывает злобы, но не испытывает и добра по отношению к другим людям.

Сложно такого человека представить, но в этом типе автор подчеркивает сознание людей-обывателей, массы, которая по сути своей инертна, то есть способна увлекаться другим мнением и не имеет собственной цели.

Для Алексеева основная цель – комфорт, за которым он и ходит к Обломову, чтобы вкусно покушать и пообщаться в приятной обстановке.

Этот герой и сам бы возможно хотел иметь повседневность подобную обломовской, но для этого ему явно не хватило бы отваги. Ведь Обломов сознательно решает бездействовать и в какой-то степени противопоставляет себя обществу. Алексееву такой вариант не приемлем, он не может себя никому противопоставить, он хочет сохранять нейтралитет и ни в чем не иметь трудностей.

Весьма характерным является часть описания, где рассказывается о том как люди отреагировали бы на похоронную процессию с Алексеевым: «может, кто забежит вперед процессии, чтобы узнать имя покойника, да и забудет сразу». Именно таков печальный след подобных людей в этом мире – подобный пылинке, которую легко сдувает ветер времени.

← Детство Обломова в романе Обломов ← Волков в романе Обломов характеристика и образ↑ ГончаровОбраз Михея Тарантьева в романе Обломов → Герои романа Обыкновенная история →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/obraz-alekseev-v-romane-oblomov

Образ и характеристика Алексеева в романе Обломов сочинение

Алексеев – самый невзрачный из всех героев романа Обломов. Даже его имя будто нарочито автор выбрал невероятно типичное, оно чем-то похоже на Иванов Иван Иванович. Тут мы тоже видим Алексеев Иван Алексеевич.

Этот человек будто из свода статистики или какого-то исследования, где рассматривается средне-статистическая личность. Алексеев является именно таким: внешностью не выделяется, характером тоже, он невероятно обычный и простой.
Иван Алексеевич принадлежит к довольно низкому сословию, служит, но получает мало, никуда практически не ходит, появляется в доме Обломова чтобы побыть в комфорте.

Наверное, такому человеку более всего нравится комфорт и спокойствие, даже если он увидит на дороге сумку с деньгами, то возьмет не все деньги, а только минимум, который ему может пригодиться. Он является таким кротким во всем и со всеми стремится сохранить добрые отношения.

Читайте также:  Сатира и юмор салтыкова-щедрина в сказках, произведениях, творчестве

Кстати, этим он раздражает Штольца, который выглядит более деятельным и ему может быть даже отвратительна фигура безынициативного Алексеева.

Совет!

Если Штольц является олицетворением страсти и бурной энергии, то Алексеев представляет собой инертность и податливость, отсутствие всякой энергичности.

Наверное, такие люди как Штольц склонны поглощать Алексеевых, аккумулировать энергию таких людей для собственных свершений или просто преодолевать этих людей, подобно тому как планктон поедается большими китами.

Обломов при этом относится к Ивану Алексеевичу довольно благосклонно, он принимает его, общается с определенным удовольствием и также с удовольствием кормит вкусным обедом. Для Обломова миропонимание Алексеева является понятным, но не следует путать эти концепции.

Алексеев просто не хочет бороться, он не хочет преодолевать и даже чувствовать какое-то сопротивление мира, Обломов – сознательно отстраняется от мира и не участвует в социальной игре в виду следования собственной философской концепции, но он также может сознательно «взяться за дело», когда обретает любовь и в его бытии появляется, то куда стремится, поэтому эти герои похожи только частично и только на внешнем уровне.

Сочинение на тему Алексеев

В первой части романа к Обломову приходят разные гости, каждый из которых фактически представляет собой определенный типаж. Гончаров таким способом смог предложить читателю целый калейдоскоп различных человеческих натур, выразил себя как тонкий психолог и человек понимающий людей.

Алексеев является четвертым по счету гостем и представляет собой натуру полностью безынициативную и безликую. Сам автор описывает его как человека, который вообще не имел ничего примечательного ни в собственном образе, ни в характере. Как не трудно понять, автор, таким образом через этого героя представляет нам человека – полностью безликую массу, такого как многие.

Конечно, и другие типажи в романе тоже являются по-своему безликими, так как представляют какой-то распространенный тип, представителей которого много, но вот Иван Алексеевич является как бы полностью сливающимся с поверхностью бытия.

Если другие герои похожи на какой-то более-менее понятный яркий узор, то он больше похож на воду, которая сливается с поверхностью и полностью прозрачна.

Кстати, эта деталь прослеживается и в умении Алексеева подстраиваться под ситуацию и мнение других, он собственного мнения не имеет, но пластичен как вода, он течет туда, где приятно и комфортно, в частности, в дом Обломова Алексеев периодически «затекает», чтобы побыть в покое и вкусно поесть.

Довольно комичным образом указывается на трудность запоминания его фамилии другими героями. Этот персонаж имеет довольно простую и легко запоминающуюся фамилию, но остальные всегда путают как его назвать. Конечно, такая деталь указывает на неприметную социальную роль героя.

Тем не менее, обломов не испытывает к нему презрения и принимает добродушно и тепло. Алексеев ни к чему не стремится, но не вызывает этим негодования Обломова, даже, более того, главный герой романа имеет сходную философию и поэтому, возможно, испытывает даже симпатию к неприметному герою.

Обратите внимание

Конечно, если немного заняться морализаторством, то личность Алексеева является довольно печальной, так как он может быть невзрачным до отвращения. Кроткий и совершенно без амбиций, без собственного мнения, такой человек подобен чему-то ненужному.

Тем не менее, с другой стороны таких людей огромное количество и именно они создают общую массу, которая каким-то образом тоже способствует движению этого мира, ведь Алексеева не было бы, если бы он не был героем романа, но он хотя и второстепенный, но все-таки герой.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/alekseev-v-romane-oblomov

Образ характеристика Алексеева Тарантьева Мухоярова по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Алексеев – мелкий чиновник, ничем не примечательный, но весьма доброжелательный человек. Гончаров так описывает его: “Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей”.

Этот человек настолько незаметен, что никто никогда не помнит ни его имени, ни фамилии. “Присутствие его ничего не придает обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет у него”, – замечает Гончаров.

Никаких особенностей в нем нет, он не отличается ни остроумием, ни оригинальностью. У него даже нет своего мнения. Зато он может любить всех людей, не осуждая их, и это делает его характер привлекательным для Обломова. В период пребывания главного героя на Выборгской стороне Алексеев становится его желанным и необходимым собеседником.

Михей Андреевич Тарантьев – мелкий чиновник, земляк Обломова.

Он полная противоположность Алексееву. Это сердитый, неприветливый и вечно недовольный всем человек.

От природы Тарантьев наделен незаурядными способностями, но не может найти им достойного применения. Свой бойкий ум герой использует для того, чтобы схитрить и повернуть любое дело в свою пользу.

Тарантьев – взяточник по натуре; он стремится добыть деньги везде, где это только возможно. В отношении к Обломову Тарантьев проявляет крайнюю непорядочность и подлость.

Иван Матвеевич Мухояров – брат Агафьи Матвеевны Пшеницыной, мелкий чиновник, бюрократ и взяточник. Он стремится вести внешне скромную жизнь: бедно одевается, редко меняет белье.

Однако героя отличает тайное чревоугодие, постоянная забота о столе. Его подлость, непорядочность полнее всего проявляются в отношении к Обломову. Мухояров обманывает Обломова, стремится жить за его счет.

После смерти Обломова Иван Матвеевич по существу выживает из дома старого обломовского слугу Захара.

Барон фон Лангваген –

типичный светский человек, Это опекун небольшого имения Ольги. Он часто бывает в доме ее тетки. Барон вежлив до утонченности, одет всегда по последней моде. Однако за внешней учтивостью скрываются некоторая холодность, а подчас и равнодушие.

Важно

Образ матери Обломова возникает в его сне. Илья очень любил свою мать. Это была добрая, заботливая, чрезвычайно набожная женщина, беззаветно любящая своего сына. Она центральное лицо в том патриархальном мире, который изображается в девятой главе первой части романа.

Мать Штольца – русская дворянка. Она дала сыну прекрасное воспитание и воспитала в нем высокие принципы дворянской чести. Мать окружала сына любовью и лаской, привила в нем любовь к музыке, к высокому искусству.

Л. И. Матюшенко, А. Г. Матюшенко

Матюшенко Л. И., Матюшенко А. Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. – М.: МАКС Пресс, 2009.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-xarakteristika-alekseeva-taranteva-muxoyarova-po-romanu-oblomov-goncharov-i-a/

Сочинение по роману «Обломов» Обломов Гончаров И. А

Сочинение по роману «Обломов»
Сочинение по роману «Обломов»

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

И. А. Гончаров.

Роман “Обломов” был написан И. А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами.

“Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.

Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти.

Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.

Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений.

В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господствующей болезнью” того времени.

Совет!

Суть «обломовщины» раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы.

Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.

Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разрушений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”.

И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность.

Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять.

Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.

К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.

Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен.

Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине.

Обратите внимание

Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую.

Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.

Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти.

Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно.

Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.

Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль.

Важно

Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване.

Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…

“Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/sochinenie-po-romanu-oblomov-oblomov-goncharov-i-a/

Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.

В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей.

Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием.

Читайте также:  Анализ произведения платонова чевенгур

С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека.

Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду.

Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.

Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви.

Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл.

Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки.

Совет!

Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.

Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни.

В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало.

Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.

Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть.

Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей.

Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu

Размышления о романе Гончарова «Обломов»

Автор: Евгения Кошечкина

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.

Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать.

Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение».

Обратите внимание

Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.

Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».

Еще один гость, часто посещавший Обломова, – Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов.

Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства».

Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.

Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).

Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой».

Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»).

Казалось, все потеряно, нет больше шансов.

Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.

Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц.

Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.

Важно

Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?

Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.

Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/razm_oblomov.html

Обломов и обломовщина в романе Гончарова сочинение

Ценители творчества Ивана Александровича Гончарова отмечают, что роман его «Обломов» – это остриё творчества классика. В этом классическом тексте автор создал уникальный образ Ильи Ильича Обломова.

Неповторимость главного героя в том, что автор преследовал идею показать жизнь доброго, симпатичного и честного человека, в основе своей идеалиста.

Этот человек борется за правду и честность, но на своем пути встречает ложь и обман и поэтому «впадает в апатию и бессилие».

Сначала обратимся к образу Ильи Ильича Обломова. В начале повествования он проживает вместе со слугой своим – Захаром, в Петербурге на Гороховой улице. Главное занятие Обломова – ничегонеделанье. Он лежит на любимом мягком диване в уютном халате.

В главе «Сон Обломова» читатель узнает подробности из детства главного героя. Теперь становится понятна жизненная позиция Обломова, ведь воспитывался он в «идеале покоя и бездействия».

Таким образом, роман «Обломов» – это повествование о личности, которая постепенно «атрофируется».

Немного оживления в размеренную жизнь Ильи Ильича привносит Ольга Ильинская. Она шустрая девушка. Ольга пытается всеми правдами и неправдами «расшевелить» Илью. Но.… Это две совершенно разные натуры. Для каждой из них свой идеал жизни.

Совет!

Обломов осознает, что такая личность, как Ильинская, не для него. Он попросту недостоин ее. Гончаров через образ Ольги, как сквозь призму, показал такие черты Обломова, как открытость, честность, искренность и глубину чувств.

Также в жизни Обломова появляется много дельцов, которые хотят использовать Илюшу в своих, подчас корыстных, целях. Но Илье Ильичу совсем не интересны карьерный рост, светское общество. Они для него лишь суета сует.

Лежа на диване, герой мечтает о чем-то прекрасном и высоком. О том, ради чего он сможет встать с дивана и совершить поступок.

Гончаров подводит читателя к тому, чтобы у него сложился образ общества того времени.

Гончаров вводит в свое повествование такое понятие, как «обломовщина». Это, с одной стороны, устоявшийся уклад русской жизни, а с другой стороны – любовь, доброта.

Это слово автор вкладывает в уста Штольца в тот самый момент, когда Андрей понимает, что его лучший друг никогда не возродится к жизни. Сначала происходит нравственная смерть Обломова, а затем и физическая.

Вот финал жизни доброго, мечтающего человека, который если бы находился в иных условиях, то, несомненно, принес бы немалую пользу обществу.

Критик Николай Добролюбов писал впоследствии, что «обломовщина – это неотъемлемая черта истинно русского характера, которая стала губительной для Ильи Ильича».

Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова

Обломовщина – главная проблема, поднятая в романе Гончарова «Обломов». Писатель через описание внешности и характеристик противопоставляет читателям двух героев Илью Обломова и Андрея Штольца. Два друга абсолютные противоположности. Мягкому, доброму, ленивому Обломову автор противопоставляет серьезного, целеустремленного Штольца с активной жизненной позицией.

Обломовщина, по мнению Гончарова, является главной проблемой общества России того времени. У народа не было стремления к активным действиям, к изменениям в них самих и в их жизни. Автор показывал застой и деградацию российского общества и населения.

Главный герой – Обломов, показывается читателям очень мягким и добрым человеком. Не глупым, имеющим образование и много различных знаний в разнообразных отраслях.

Обратите внимание

Но применять свои знания на практике, он не умеет, поэтому его расточительность и беспечность сказывается на его имении.

Владение имением он по своей наивности поручил обманщику, который, впоследствии его обворовал вместе с другими подчиненными.

Илья чист и светел душой, он тонко чувствует музыку и поэзию, готов даже пустить слезу от переполняющих его эмоций. Но к активным действиям, к изменениям, к работе он совершенно не готов. Обломов конформист, который не готов к переменам и всячески хочет их избежать.

Мечтатель Обломов строит планы и думает о том, какие изменения нужно провести в Обломовке, мечтает о том, как он хорошо будет жить со своей семьей в родном имении. Но кроме мечтаний, лежания на диване и приемов пищи Обломов ничего не делает.

Он живет своими мечтами и решительно ничего не предпринимает. Всё начатое он быстро забрасывает и откладывает на потом. Заинтересовавшись новым произведением, можно было вскоре найти Обломова, лежащего на диване с заброшенной, недочитанной книгой.

Гончаров через главного героя поднимает важную проблему российского общества и показывает, к чему может привести обломовщина.

Обломов и обломовщина в романе Гончарова

  • Тема любви в романе Обломов сочинениеЛюбовь играет огромную роль и в жизни людей. Она движущая сила прогресса. Из-за неё начинаются и заканчиваются войны, создаются произведения искусства. Это самое прекрасное, возвышенное чувство. В романе «Обломов»
  • Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 классРоман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости,
  • Сочинение по рассказу Не стреляйте в белых лебедейЕжедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно.
  • Сочинение на тему 12 апреля день космонавтикиОдним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
  • Сочинение на тему Разум и чувстваРазум и чувства – это два понятия, которые шагают вместе. У человека разум может обладать над чувствами, а могут чувства обладать над разумом. Человек настолько сложное существо, что не всегда, получается, контролировать свои эмоции.
  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 классАкадемик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
Читайте также:  Сочинения про весну

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova

Сочинение по произведению Гончарова «Обломов». Часть 3

После гиперболизированного описания инертности и бес­хозяйственности Ильи Ильича И.А. Гончаров переходит к изо­бражению его окружения.

Это блещущий здоровьем, аккуратный и подтянутый Вол­ков. Когда он приходит в дом Обломовых, то не знает, куда по­ложить шляпу, так как везде пыль, а он привык к ослепительной свежести.

К одиннадцати часам он уже успел сходить к портно­му, забежать в гости к Илье Ильичу и запланировать еще поезд­ку в Екатерингоф. Волков влюблен в Лидию и мечтает о счастье, бывает на званых обедах и танцевальных вечеринках. У него широкий круг общения.

Важно

Глядя на опустившееся положение Об­ломова, он по-дружески стремится расшевелить его, приглашая на различные светские мероприятия. «У меня все дни заняты»,—  восклицает он при этом с сияющими глазами.

Чтение, инте­ресные беседы об искусстве, театры, путешествия, охота и ро­мантика деревенской жизни — вот мир, которым живет Волков. Он любит разнообразие, бывает и в Европе (в Париже). Обломов же считает все эти светские развлечения пустыми.

Следующим гостем Ильи Ильича оказывается Судьбинский. «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговица­ми, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Он канцелярский чиновник, работает начальником отделения с двенадцати часов дня до пяти вечера.

Должность у него ответственная, относится он к ней серьезно, поэтому счи­тается украшением министерства. Однако на обеды у нужных людей и поездку в Екатерингоф он время все-таки находит. Судьбинский готовится к свадьбе. Перебирая в разговоре фа­милии общих знакомых, Илья Ильич узнает, что они тоже по­степенно обзаводятся семьями и делают неплохую карьеру.

Однако и этот путь не устраивает Обломова.

Следующим гостем оказываются Пенкин, «худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и небрежностью». Он занимается литературным трудом, пишет на различные темы, при этом стремится поднять в своих рабо­тах социальные проблемы.

Пенкин стремится уговорить Об­ломова почитать литературные новинки, например, поэму «Любовь взяточника к падшей женщине». Но Илья Ильич зна­ет цену произведениям такого рода. Никакого общественного резонанса, кроме пустой шумихи и разговоров, они не делают. Да и, по сути, не блещут новизной.

«Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, ес­ли он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем са­мого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…» — говорит Обло­мов. Он призывает журналиста любить человека. Сам Илья Ильич предпочитает читать о путешествиях.

Пенкин, как и два предыдущих гостя, тоже собирается в Екатерингоф, так как ему надо написать потом об этом статью, и приглашает Обло­мова. Но тот ссылается на нездоровье.

После Пенкина к Обломову пришел человек неопределен­ных лет, с неопределенной физиономией: «Его многие называ­ли Иваном Иванычем. Другие — Иваном Михайловичем». Это своеобразный «незаметный» человек, он стремится любить всех, поэтому, в сущности, никого не любит. У него нет ни вра­гов, ни друзей. Но знакомых множество.

Однако именно он пы­тается поговорить с Обломовым не о себе, а о его проблемах, поддержать его с квартирной проблемой. Алексеев, так, в конце концов, называет И.А. Гончаров этого гостя, говорит: «Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется — мука будет». Однако никаких конкретных решений, кроме обыкновенного сочувствия.

Алексеев Обломову предложить не может.

Очередным визитером в доме Обломова становится его земляк Михей Андреевич Тарантьев, «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый».

Совет!

Таким образом, писатель, как и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», хочет показать читателю целую галерею типических образов. Новый герой смотрит на все угрюмо. Он словно обижен жизнью. Движения его смелы и размашисты. Он не стесняется ничьим присутствием и постоянно груб в обращении.

Михей умен, знает латынь, однако не может при­менить свои знания на практике. Герой чувствует свой интел­лектуальный потенциал, но не имеет возможностей его реали­зовать, занимаясь переписыванием бумаг и подшиванием дел. Михей, как отмечает автор, был очень придирчив и требовал к себе от всех незаслуженного уважения. И.А.

Гончаров мета­форично сравнивает этого героя со сторожевой собакой, кото­рая на всех лает и непременно схватит на лету кусок мяса, ку­да бы он ни летел». К Обломову два последних посетителя ходили «пить, есть и курить хорошие сигары».

Илья Ильич же любил их принимать по разным причинам: Алексеев не мешал ему, находясь в гостях, он вел себя так, как будто его тут не было. Тарантьев же, наоборот, вносил в размеренное сущест­вование Обломова струю живой жизненной энергии. Однако лишь одного своего гостя Илья Ильич любил искренне. Это Андрей Иванович Штольц, которого И.А.

Гончаров и проти­вопоставляет Обломову в образной структуре романа. Эту ан­титезу, которая в художественной структуре произведения но­сит конкретный биографический характер, следует понимать шире, учитывая ее символический аспект. Штольц — обру­севший немец.

На этой странице искали :

  • пенкин обломов характеристика
  • Гончаров

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-goncharova-oblomov-chast-3.html

Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад.

Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян.

Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не способных к решительным действиям.

«Почему я такой?» – спрашивает самого себя Обломов. Он, тридцатидвухлетний человек, горестно сознает собственную бесполезность в обществе. В начале романа автор подробно описывает детство героя и жизнь в родовой деревне Обломовке, где основным занятием для господ были еда и сон. Илюшу любили, жалели и кормили, но не готовили к взрослой жизни.

Обратите внимание

В результате вырос добрый большой ребенок, безответственный, не способный позаботиться о себе. Гончаров рисует своего героя человеком «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, <…> пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

Переехав в Петербург, Обломов и здесь живет по законам Обломовки. Главный предмет обстановки его квартиры – диван, на котором герой лежит целыми днями в засаленном халате. Кругом пыль, грязь, паутина; старый слуга Захар ленив и распущен.

Барин иногда ругает его, но в действительности они не могут друг без друга: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, а Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лгать и в то же время благоговеть перед ним». Он, не задумываясь, умер бы за своего барина, а тому и в голову не могло прийти сменить слугу.

Лежанье не было для Обломова необходимостью, как для больного или уставшего человека. Это было его нормальным естественным состоянием.

Герой и спит, и живет на диване, днем придумывая план усовершенствований жизни крестьян в своем поместье, где не был уже 12 лет. Пользуясь безволием хозяина, староста Обломовки нагло обманывает барина, ссылаясь на постоянные засуху и неурожай.

Малейшие перемены в жизни пугают Обломова. Просто выйти из дому, тем более поехать в деревню и разобраться – выше его сил.

Попытка влиться в общественную жизнь окончилась для него крахом. Кое-как окончив университет, Обломов поступает на службу чиновником, но работа в конторе – бессмысленное перекладывание бумажек – требует от него больших усилий и сосредоточенности. Отправив одно из писем не по адресу, Илья Ильич впал в депрессию, не смог победить чувство вины и больше на службу не являлся.

Важно

Обломов – добрый, порядочный, не лишенный ума и способностей человек. Он никогда не согласился бы подличать или лгать ради карьеры. Для него невыносимо изображать кипучую деятельность в конторе, которая не приносит государству никакой пользы. Он не может причинить вреда окружающим, поэтому выбирает безделье как единственный способ существования.

По крайней мере, он не участвует во всеобщем зле, исключив себя из активной жизни. Вредит он только себе. Но главное, он воспитан в традиции, когда труд считался для человека наказанием, мученьем, божьей карой за грехи. Так, родные и слуги с причитаниями провожали Илью в город учиться, как на погибель. За коляской молодого Обломова тянулись возы с продуктами и вещами.

В 32 года он с гордостью заявляет, что никогда сам чулки не надевал!

Иногда к Обломову приходят в гости его знакомые, рассказывают новости, зовут его прогуляться, от чего герой всегда отказывается. Молодой светский щеголь Волков соблазняет Илью Ильича прокатиться на гулянья в Екатерингоф, рассказывает о визитах, перчатках и фраке, об очередной своей влюбленности.

Бывший сослуживец Судьбинский говорит о карьере, выгодной женитьбе, деньгах, квартирах и т. д. Сочинитель газетных статей, «литератор» Пенкин утомляет Обломова перечислением общественных пороков, предлагает почитать его статью «Любовь взяточника к падшей женщине».

Мелкий чиновник Алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией», один приходит просто посидеть с Ильей Ильичом. Гости взахлеб говорят о своем, жалобы Обломова на старосту и необходимость переезда на другую квартиру они не слышат, и только живущий в крайней нищете Алексеев сочувствует хозяину.

Слушая рассказы знакомых об их бурной жизни, Обломов жалеет их, считая глубоко несчастными. Он понимает истинный смысл поступков. Знакомые радуются, тратя себя на пустоту, суету, которую всерьез считают жизнью.

Гончаров талантливо изображает бессмысленность государственной службы (Судьбинский), пошлость и продажность литераторов всех мастей (Пенкин), бесцельность жизни высшего света (Волков), обезличивание мелкого чиновничества (Алексеев).

В образе Обломова сквозит обреченность. Он добровольно заключает себя в пространство четырех стен, видя, что зло вокруг торжествует. По характеру он не борец. Даже понимая, что его грабят (староста Тарантьев), Илья Ильич не в силах сопротивляться или защищаться. Гончаров в тексте романа прямо называет причину бедствий своего героя – это обломовщина.

Совет!

Именно она вызывает паралич воли, безответственность, страх перед жизнью, привычку надеяться на чудо или на «авось». Обломовщина превратила жизнь Ильи Ильича в жалкое существование, да и род Обломовых, когда-то сильный и богатый, теперь совсем измельчал и деградировал. Впитав эту разлагающую психологию с ранних лет, герой уже не может жить по-другому.

С детства Илью ограждали от суровых законов жизни, в которой безделье для аристократов было главной привилегией правящего класса. Отсюда все несчастья Обломова, его невостребованность обществом – с одной стороны, и неумение сделать что-либо без посторонней помощи – с другой.

Обломовка с ее нравами – его рай, куда он мечтает вернуться и который он обрел наконец в доме вдовы Пшеницыной, где и умер счастливым.

В статье «Что такое обломовщина?» критик Н. А. Добролюбов проанализировал историческую ситуацию в России и дал оценку герою романа и самому явлению.

Обломовщина, этот вечный «сон разума» и воли, калечила души людей, делала их ленивыми и безвольными. Критик указывает на типичность образа Обломова. Он писал, что Гончаров хотел добиться, чтобы случайный образ сделать типичным.

Недаром, пытаясь оправдаться, Обломов восклицает: «Разве я один обломовец? Нас легион!»

Изображая русского барина, Гончаров показывает процесс вырождения дворянства и обращает внимание на характерные черты национального характера. Реализм Гончарова замечателен тем, что вместе с положительными качествами писатель безжалостно показывает и отрицательные черты, присущие герою.

Черты обломовщины до сих пор живы у славян: этакое ожидание молочных рек с кисельными берегами при удобном лежании на печи. Добролюбов не соглашается с концовкой романа Гончарова. Он писал, что Гончаров решился похоронить обломовщину.

«Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Обломовка – жива, а «ее триста Захаров всегда готовы к услугам». Роман И.

Обратите внимание

Гончарова пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что изживать в себе психологию обломовщины придется еще не одному поколению русских людей.

Источник: http://resoch.ru/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova-oblomov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector