Сочинение анализ по повести быкова обелиск

Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

/ Сочинения / Быков В. / Разное / Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

  Скачать сочинение

    Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия.

Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

    Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов.

Обратите внимание

Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?     Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком.

Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа.

“А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж…

Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.     Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука.

Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

    Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.     Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима.

Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.

    Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

    И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.     Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

Важно

    В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В.

Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

50378 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Быков В. / Разное / Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050001184864024873

Анализ повести В.Быкова «Обелиск»

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати.

Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение.

Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.

Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.

Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.

На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг.

Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука.

Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза.

«Не будем учить мы – будут оболванивать они» — вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза.

Совет

Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания.

Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка.

Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала.

Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.

Обратите внимание

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/616-povest-vbykova-obelisk.html

Презентация по повести В. Быкова «Обелиск»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Проблемы повести В. Быкова «Обелиск» Презентация учителя ФГБОУ СОШ 600 (Москва) Репиной Екатерины Кирилловны

2 слайд Описание слайда:

Василь Быков Автор книг о ВОВ, на войне был с 18 лет. Военное училище, фронт, пехота, истребительная противотанковая артиллерия .Был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил.

3 слайд Описание слайда:

Проблемы повести В произведении затрагиваются несколько проблем: -проблема преемственности поколений, -проблема неразрывной связи времён, -проблема верности традициям отцов и дедов, — проблема подвига( что можно считать подвигом?), — проблема жизни и смерти, -проблема нравственного выбора.

4 слайд Описание слайда:

Нравственный выбор Учителя Самые лучшие человеческие качества проявляются с особой силой в момент наибольшей опасности.

5 слайд Описание слайда:

Учитель Алесь Иванович Мороз « Мороз — вот кто пример для нас…настоящим человеком был»

6 слайд Описание слайда:

Алесь Иванович Мороз Скромный сельский учитель, приютивший у себя мальчика, с которым жестоко обращался отец. Часами читал с детьми Толстого, чтобы научить их слушать и понимать прекрасное. Для учителя самое важное было то, какими станут его ученики.

7 слайд Описание слайда:

Любимый учитель «В Морозовой боковушке полно детей, расселись кто где: на столе, на скамейке, на подоконнике и на полу. Сам Мороз …лежит и читает.И такая тишина и внимание, что муха пролетит слышно»

8 слайд Описание слайда:

Важно

Что такое подвиг? Об этом рассуждают Ксендзов и Ткачук. Ксендзов утверждает, что Мороз никакого подвига не совершил, он не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл недолго.

9 слайд Описание слайда:

Алесь Иванович Мороз «Плохому я не научу. А школа необходима, Не будем учить мы-будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь.Сколько смогу, разумеется»

10 слайд Описание слайда:

Учитель из Сельца на Гродненщине Об учителе впервые мы узнаём из рассказа Ткачука. Алесь Иванович любил своих учеников. Одних он провожал домой поздним вечером, других защищал от гнева и жестокости родителей, брал на себя вину за неблаговидные поступки учеников. Больше всего Мороз хотел помочь детям стать настоящими людьми.

11 слайд Описание слайда:

Против фашистов Ученики ослушались учителя и решили отомстить за своих родителей — дети в плену

12 слайд Описание слайда:

На смерть вместе с учениками

13 слайд Описание слайда:

Ученики Алеся Ивановича

14 слайд Описание слайда:

Шестеро детей в плену у немцев «А тех шестерых довезли до местечка и подержали там ещё пять дней. Отделали всех — не узнать.» «На телефонном столбе у почты укрепили перекладину -так стояло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере, за кирпичным заводом».

15 слайд Описание слайда:

Алесь Иванович Мороз Учитель добровольно сдался немцам. Учитель добровольно сдался немцам. Учитель добровольно сдался немцам.

16 слайд Описание слайда:

Подвиг учителя Ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить с учениками их страшную участь. Учитель идёт на верную смерть , зная, что казнят всех – и его, и детей, но по – другому он поступить не мог. Вот в чём нравственная сила подвига .

Читайте также:  Сочинения про природу

17 слайд Описание слайда:

Жизнь или смерть — выбор «Смерть ,она, брат, свой смысл имеет. Смерть — это абсолютное доказательство. Самый неопровержимый документ». В. Быков.

18 слайд Описание слайда:

Совет

Как расценить поступок учителя? Такой поступок Учителя был сообразован с требованиями личной совести Алеся Мороза, с пониманием своего долга и ответственности.

19 слайд Описание слайда:

Проблема преемственности поколений Чудом остался в живых один из учеников Мороза — Павел Миклашевич.Он продолжил дело своего Учителя, стал тоже учителем.

20 слайд Описание слайда:

Павел Миклашевич «Из семерых чудом уцелел один Павел Миклашевич». Но здоровья так и не набрал. «Мало того, что грудь прострелена навылет, так ещё столько времени пролежал в талой воде». Там его и подобрали ночью. Начался туберкулёз, каждый год лечился.

21 слайд Описание слайда:

Вечная память героям Павел Миклашевич добился того, чтобы имя любимого учителя было на обелиске.

22 слайд Описание слайда:

Домашнее задание 1) Перечитать текст . 2) Написать сочинение по одной из проблем повести В. Быкова «Обелиск». 3) Использовать примеры из повести в качестве литературного аргумента на ЕГЭ по русскому языку.

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_povesti_v._bykova_obelisk-572217.htm

Тема войны в современной литературе по повести В. В. Быкова «Обелиск»

Тема войны в современной литературе. Повесть посвящена тем, кто погиб в войну, но о чьем подвиге знают немногие, кто борется за справедливую память о погибших.

В своих военных повестях Василь Быков создает широкую галерею че­ловеческих характеров, через которые раскрывает многогранность народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Писатель показывает незамет­ных, рядовых участников войны.

Они живут по зако­нам установленного ими порядка, где нельзя лгать, идти на компромисс с совестью, потому что потом бу­дет трудно оставаться человеком.

Обратите внимание

Повесть имеет кольцевую композицию. Автор ис­пользует прием «рассказ в рассказе», придающий большую достоверность повествованию. Очевидец, Ткачук, рассказывает о событии, которое сам пере­жил. Автор вводит в повествование две полемические позиции — Ксендзова и Ткачука.

Ксендзов убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич всю жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запе­чатлено на обелиске вместе с именами пятерых по­гибших учеников.

Миклашевич делает это не только, чтобы восстановить справедливость, но и для того, чтобы люди не забывали моральные нормы, по кото­рым следует жить. Доводы Ксендзова, заведующего районо, довольно рассудочны, но Ткачук понимает подвиг Мороза не рассудком, а сердцем.

Мороз пони­мал: если он не придет в Сельцо, враги используют это против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. Все его отговаривали, считая это ненуж­ной жертвой. Партизаны ничем помочь не могли, но он пришел, зная, что всех все равно казнят.

Учи­тель до конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть и поддер­жать дух воспитанников, если уж не сумел их убе­речь. Нравственная сила его подвига была такой, что уцелевший чудом Павлик Миклашевич потом станет учителем и будет для своих учеников тем же, кем был для него самого Мороз.

Мороз видит в своих уче­никах будущих личностей, понимает пользу и необ­ходимость учебы, поэтому отстаивает каждого уче­ника. Недаром Павел жил не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз в этой ситуации отстоял право ре­бенка сделать свой выбор. Ученики любили и уважа­ли своего учителя, хотя никогда не говорили ему об этом прямо.

Быков исследует внутренние мотивы и побудитель­ные начала героизма. В подвиге, по мнению автора, всегда есть возможность выбора, который определя­ет совесть. Нравственная ситуация здесь особая, по­этому и возникает спор между Ткачуком и Ксендзо- вым.

Ксендзов — натура бездуховная, воплощение равнодушного благоразумия. Он не понимает, для чего Мороз продолжал учительствовать при немцах и в чем суть его подвига. Этот спор помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, ис­тинной доброты.

Важно

То, что поступок Мороза — героиче­ский, нет сомнений. Самопожертвование Мороза свидетельствует о человечности и духовной стойкос­ти учителя. Он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час.

В сердцах сво­их односельчан он герой, хотя официально таковым не признан. Мороз воспитал из своих учеников на­стоящих людей.

Автор не прельщается эффектным героизмом, для него важное нравственность персонажей, поэтому он задумывается о нравственных истоках подвига. Он рассматривает психологию подвига: как человек, пренебрегая инстинктом самосохранения, доброволь­но идет на смерть но имя своих принципов. Герои Бы­кова бел колебаний выбирают единственно возмож­ный д   и пул. смерть, если невозможна жизнь

по законам правды. Ллесь Иванович действует так, как велит ему совесть, человеческий и учительский долг. И не считает себя героем. В этой повести Быков пытается ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких.

Источник: https://sochinenya.com/tema-vojny-v-sovremennoj-literature-po-povesti-v-v-bykova-obelisk/

Сочинение «Рецензия на повесть В. В. Быкова Обелиск»

Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности.И. ПанинОгромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей.

Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые—семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как “Сотников”, “Дожить до рассвета”, “Волчья стая” и другие.События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения.

Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме.

В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному.Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет.

Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки.

Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы “вторым оборотом” ключа, открывающего дверь в произведение. “Первый же его оборот” позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни.Другой отличительной чертой произведений В.

Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны.

Вот как сказал один из героев В. Быкова: “Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои”. Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны.

В своей повести “Сотников” писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова “Обелиск”, в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза.

Совет

В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Тка-чука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Микла-шевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников “отличников учебы и послушных зубрил”, прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми.

И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-recenziya-na-povest-v-v-bykova-obelisk-2/

Повесть Василя Быкова Обелиск

Рецензия на

Повесть Василя Быкова “Обелиск”

Работа

Ученика(цы) … класса

Школы № …

……………………….(Ф.И.О. в Родит.п.)

  1. Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести), увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе. У творческого поиска этого автора есть ясно видимая закономерность: очередная его повесть при всей своей самостоятельности, полноте и законченности является в то же время в какой-то степени продолжением предыдущих его книг. Быков от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и придвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы проблемы героизма. Такова его последняя повесть партизанского цикла “Обелиск”, написанная в 1972 году.
  2. Что же послужило написанием этого произведения? Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова.

Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя — их учителя Алеся Ивановича Мороза.

В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, кто внимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается его талант, как все глубже и глубже идет его творческая “вспашка”.

2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые его повести вызывали горячие споры в критике. Но то, что в преддверии 30-летия Победы над фашистской Германией, в 1974г., за повести Обелиск и Дожить до рассвета В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, — свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания.

  1. В основу повести “Обелиск” положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.

Не надо было, учитель, — говорит пришедшему в Сельцо Морозу один из жителей, старик Бахан. А тот одно только слово в ответ: Надо.

“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела. “Да, невеселая история” — сказал я. “Невеселая что! Героическая история? Так я понимаю!”.

Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”.

Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей пример человечности и духовной стойкости. Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем.

И долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям.

Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.

Читайте также:  Человек и природа в рассказе старик и море хемингуэя сочинение

Почему же, однако, долго не было на обелиске имени Мороза рядом с именами его учеников.

Это выясняется много позже, после смерти Миклашевича, в споре нынешнего заврайоно Ксендзова с бывшим учителем и партизаном Тимофеем Ткачуком. “…Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?” спрашивает Ксендзов.

“Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. Но слова старого партизана мало убеждают Ксендзова.

Обратите внимание

Появляется Ксендзов на страницах “Обелиска” мельком, однако в художественной структуре повести играет важную роль. Ксендзов натура безнравственная, бездуховная, только действует он уже в послевоенное время.

Это воплощение сытого благополучия и равнодушного благоразумия. Для Ксендзова совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек и что своей смертью он защищал непреходящие людские ценности.

Алесь Мор

Источник: https://www.studsell.com/view/115887/

Анализ повести В.Быкова «Обелиск»

Категория: Обелиск

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение.

Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому.

В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья.

Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд.

Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука.

Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу.

Важно

Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» — вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят.

И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.

Обратите внимание

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.



Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие Пастернака — музыка.

Испытав сильное влияние Скрябина, он с тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции, но после шестилетних упорных занятий музыка была оставлена навсегда.

    После окончания московской гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сер

Право на счастье можно заслужить лишь подлинным бескорыстием и настоящей любовью.X. К. Андерсен Я очень люблю сказки датского сказочника X. К. Андерсена, всегда восхищаюсь героями его сказок, добрыми и честными, мужественными и смелыми.

Особенно мне нравится сказка «Снежная королева» и ее героиня — маленькая Герда, которая борется за освобождение своего названого брата Кая от злых чар Снежной королевы. Снежная королева похитила Кая.

Желание найти его и спасти заставляет Герду отправиться в путь.

В многочисленных критических статьях и заметках по поводу комедии А. С.

Грибоедова “Горе от ума”, написанных и изданных на протяжении последних ста семидесяти восьми лет, единственная мысль прослеживается наиболее отчетливо и ясно: произведение это крайне неоднозначно.

Совет

Несмотря на кажущуюся в первом приближении определенность поставленной проблемы взаимоотношений “человека новой формации” с прогнившим насквозь “фамусовским обществом”, ни в коем случае нельзя упускать из виду загадочность и порою

И была роковая отрада     В попираньи заветных святынь…     А. Блок     В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму — создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве.

Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе.

Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интелли

Тема родины занимает особое место в творчестве Николая Рубцова. Знаменательным в нем является образ современной русской деревни – колхозной, вымирающей, разрушающейся.

Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплетались Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона:     Седьмые сутки дождь не умолкает.     И некому его остановить.     Все чаще мысль угрюмая мелькает,     Что всю деревню может затопить.

    Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во Всемирный Потоп, разрушающий

Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда подросток приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумный океан речи подхватывает его за широкими дверями школы.

Тема родины — одна из главных в русской поэзии. Но в творчестве Александра Блока тема России обретает особое звучание.

Обратите внимание

На рубеже веков о себе и своих современниках поэт сказал: «Мы — дети страшных лет России», поэтому не удивительно, что предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» придавало особое звучание противоречивой любви Блока к России.

В ранней поэзии Блока тема России еще не звучит так остро, так надрывно. Поэзию Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко

Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет.     П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П.

страдает от переселения, но пытается приспособиться, вжиться в городской быт. П. чувствует, что он каждый день заставляет себя жить: после войны он так и не пришел в себя. С героем происходят странные затмения: иногда он не помнит, что делал и где был.

Образ П.- знак того, что

Какие поступки мы считаем героическими? Например, кто-то, рискуя погибнуть самому, спасает человека, что упал в воду и оказался в горящем доме. Кто защищает других людей от нападающих, рискуя собственной жизнью.

Пожалуй, это и является главным признаком подвига: человек совершает героический поступок, несмотря на риск для себя. А еще бывает так, что сама жизнь превращается в подвиг. Мы все знаем людей, которые посвятили всю свою жизнь служению людям.

Знаменитая Мать Тереза — одна из тысяч таких

Пафос — идейно-эмоциональная настроенность художест­венного произведения (или всего творчества). Пафос стихотворения в прославлении свободы, символом ко­торой для Пушкина является море.

Для поэта свобода моря ста­новится образным изображением свободы человеческого духа, духа поэта. Море в традиции романтизма — образ стихии, которая не терпит никакого внешнего принуждения.

Важно

Романтизм для Пушки­на связан с культом героической одинокой личности, какой поэту представляется Наполеон, умерший на остр

Сейчас смотрят:{module Быков:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/bykov-v-v/obelisk/1922-analiz-povesti-v-bykova-obelisk.html

Повесть Василя Быкова Обелиск

Рецензия на

Повесть Василя Быкова “Обелиск”

Работа

Ученика(цы) … класса

Школы № …

……………………….(Ф.И.О. в Родит.п.)

1.

Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести), увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе. У творческого поиска этого автора есть ясно видимая закономерность: очередная его повесть – при всей своей самостоятельности, полноте и законченности – является в то же время в какой-то степени продолжением предыдущих его книг. Быков от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и придвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы – проблемы героизма. Такова его последняя повесть «партизанского» цикла “Обелиск”, написанная в 1972 году.

2. Что же послужило написанием этого произведения? Василь

Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия.

Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.

Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова.

Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя — их учителя Алеся Ивановича Мороза.

В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно – философское осмысление.

Именно эта повесть наглядно показала всем, кто внимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается его талант, как все глубже и глубже идет его творческая “вспашка”. 2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые его повести вызывали горячие споры в критике.

Но то, что в преддверии 30-летия Победы над фашистской Германией, в 1974г., за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, — свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания. 1. В основу повести “Обелиск” положена особая сюжетная и нравственная ситуация.

Совет

Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам.

Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя. «Не надо было, учитель», — говорит пришедшему в Сельцо Морозу один из жителей, старик Бахан. «А тот одно только слово в ответ: «Надо».

“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела. “Да, невеселая история” — сказал я. “Невеселая что! Героическая история? Так я понимаю!”.

Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”.

Читайте также:  Сочинение проблема взаимопонимания между поколениями рассуждение

Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей – пример человечности и духовной стойкости. Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем.

И долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников.

Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям. Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.

Почему же, однако, долго не было на обелиске имени Мороза рядом с именами его учеников.

Это выясняется много позже, после смерти Миклашевича, в споре нынешнего заврайоно Ксендзова с бывшим учителем и партизаном
Тимофеем Ткачуком. “…Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?” – спрашивает Ксендзов.

“Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. Но слова старого партизана мало убеждают Ксендзова.

Обратите внимание

Появляется Ксендзов на страницах “Обелиска” мельком, однако в художественной структуре повести играет важную роль. Ксендзов – натура безнравственная, бездуховная, только действует он уже в послевоенное время. Это – воплощение сытого благополучия и равнодушного благоразумия. Для

Ксендзова совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек и что своей смертью он защищал непреходящие людские ценности.

Алесь Мороз, изображен в повести, как один из многих и многих, в ком человеческая готовность к самопожертвованию во имя людей, во имя добра на земле проявилась по-своему.

В фокусе повествования читатель может наблюдать страшную трагедию мирного населения, оказавшегося на оккупированной врагом территории. Василь Быков ставит здесь друг против друга не вооруженных людей.

Вернее, вооружен лишь враг.

А ему противостоят мирные люди, и тем яснее звучит здесь всегда столь дорогая писателю мысль, что не все подвластно грубой и безжалостной силе, что есть нечто гораздо более могущественное, чем сила оружия. Это

“нечто”, как всегда у Быкова – мораль, нравственность, лежащие в основе основ бытия человека и кардинально определяющие его поведение, его выбор в жизненных критических ситуациях, особенно жестоких и трагических во время военного лихолетья. Именно тогда, глубоко убежден писатель, наиболее ярко обнаружилась “важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев”.

Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшей войны,
Василь Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни отечества, которые находятся и сейчас, сегодня, сию минуту в противоборстве, становлении, кипении страстей и мнений.

Оставаясь верной главной – и единственной – теме своего творчества – теме Великой Отечественной Войны автор стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность, не соблазняясь и здесь столь заманчивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.

https://www.youtube.com/watch?v=UEVZOj7uYps

Нравственная сила подвига Мороза настолько сильна, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них,

Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый…

Важно

В произведении кульминационный момент обозначен очень четко: Мороз решает пойти на смерть вместе со своими учениками. Развязка, по моему мнению, происходит в том месте, когда речь Ткачука вдруг надрывается, в момент его рассказа о смерти Мороза.

Сюжет повести начинается со спора рассерженного

Ткачука с Ксендзовым на похоронах Миклашевича, по поводу заслуг Мороза. И с самых первых строк произведения писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка.

Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора.

Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести.

Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы, скорее всего, устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

Мысль и нравственность следствия в зрелых вещах Быкова всегда главенствуют в его повестях. Необычайно сильные, пронзительно правдивые картины войны в его повестях непременно подводят к мысли – глубокой, страстной и всегда остро современной.

Выявлению этой мысли подчинена художественная структура и “Обелиска”. В тексте очень часто употребляются устаревшие слова, что помогает читателю мысленно перенестись в Сельцо и лучше понять жизнь людей в те годы.

Пропуск логических звеньев в предложениях позволяет создать особую атмосферу доверительности, искренности и приблизить стиль речи к разговорной.
7 Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.

Совет

Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. “Обелиск” Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения.

В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.

Источник: http://www.neuch.ru/referat/36428.html

Рецензия на повесть Василя Быкова «Обелиск»

Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова.

Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы.

Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как «Сотников», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» и другие.

События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному.

Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.

Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки.

Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы «вторым оборотом» ключа, открывающего дверь в произведение. «Первый же его оборот» позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни.

Обратите внимание

Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других – другая.

Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны.

В своей повести «Сотников» писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников – духовно сильным и честным человеком.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза.

Совет

В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.

Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными.

Важно

Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога.

Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зубрил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.

В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи».

Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.

Мороз считал, что «не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили».

В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.

Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче.

Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному.

Совет

Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час.

И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой.

В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях.

Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск» производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных.

Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких.

И в этом плане главная мысль «Обелиска» выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы – поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М.

Булгаков и многие другие.

Обелиски… Обелиски… Много их на моей родной земле. Для меня они – символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих. Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.

Источник: https://school-essay.ru/recenziya-na-povest-vasilya-bykova-obelisk.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector