Сочинение анализ рассказа бывшие люди горького

Вопросы и ответы к повести М. Горького «Мои университеты»

  1. Каким вы представляете себе автора повес­ти — Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие?
  2. Максим Горький — литературный псев­доним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький.

    Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького.

    Устано­вить различие между писателем и его ав­тобиографическим героем важно для по­нимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окру­жающую его реальность.

  3. Что меняется в понимании окружающей жиз­ни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каж­дым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?
  4. Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, об­щением с самыми разными людьми, из­бавление от иллюзий, получение все но­вых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попыт­ки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека созда­ет его сопротивление окружающей сре­де».

    От людей он научился ценить народ­ные песни, сочный народный язык, стихо­подобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует бу­дущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей.

    В среде, в которой вращал­ся Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «свя­щенного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от цинич­ного, хотя и талантливого профессио­нального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудив­ших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.

  5. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
  6. Очень сильное влияние оказала на свое­го внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях».

    Вместе с тем ее наставление при прощании во многом оп­ределило отношение Алеши к разным лю­дям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях.

    Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, на­сколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлоблен­ные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.

    Обратите внимание

    Пожалуй, самое сильное воздействие на юного Пешкова среди персонажей повести оказал Гурий Плетнев, двадцатилетний ночной корректор в типографии газеты. Он поражал своим шутливым отношени­ем к жизни, рассказывал много интерес­ных историй, заинтересовал Алексея со­вместной учебой на сельского учителя.

    Однако вскоре оказалось, что в силу ран­него возраста Пешков еще не может полу­чить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтиче­ская сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок.

    Ду­ша его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправ­де жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе луч­ших людей, а худшие его боялись.

    Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на разви­тие его духовного мира.

  7. Опишите одного из тех, кто, по вашему мне­нию, определил дальнейшую жизнь Алеши.
  8. В повести обрисованы многие персона­жи, которые в той или иной мере опре­деляли жизнь Алеши. Таков Николай Евреинов, молодой гимназист, уговорив­ший мальчика переехать в Казань и гото­виться к поступлению в университет.

    Этот милый, красивый юноша с ласковыми глазами женщины, был убежден, что Алексей создан для служения науке и об­ладает для этого исключительными спо­собностями. Ему нравилось учить и рас­сказывать много интересного, прочитан­ного в литературе.

    Пешков с жадностью слушал его рассказы, хотя сюжеты пере­сказываемых произведений часто пута­лись в его голове. Однако «эгоизм и легко­мыслие юности не позволяли ему видеть, с каким напряжением сил, с какой хитро­стью мать вела хозяйство».

    Николай Ев­реинов сыграл определенную роль в судь­бе Алеши: благодаря ему состоялся при­езд в Казань, появились иллюзии, от которых пришлось избавляться. Казан­ский период сыграл большую роль в жиз­ни будущего писателя.

  9. Найдите описание труда на барже. Какую оценку восторженному рассказу Алеши об этом тру­де дал вор Башкин? Что вы могли бы ему ответить? Возникло ли у вас желание ему возразить?
  10. Алешу влекла к труду волгарей «музы­ка трудовой жизни». Горький как писа­тель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не за­нимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музы­ка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впер­вые «почувствовал героическую поэзию труда».

    По-видимому, образ «музыки тру­довой жизни» родился позже, в писатель­ском сознании, и теперь способствует по­ниманию состояния Алеши во время рабо­ты на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял сти­хии — в сопротивлении ей во многом со­стояла поэзия труда.

    Те же самые рабо­чие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спря­таться от холода и сырости, сейчас спаса­ли погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркива­ются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска.

    Важно

    Поэтически изображена речная стихия, которая за­трудняла, с одной стороны, работу, а с дру­гой — побуждала к сопротивлению и побе­де. Апофеозом эмоционального подъема в душе юноши стало слияние мимолетного поворота в природе, сверкание розоватого луча солнца и радостного дружного рева людей, которых автор сравнил с веселыми зверями, встряхивающими мокрой шер­стью милых морд.

    «Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь ум­ных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора ска­зочные образы прекрасных дворцов и го­родов, построенных всего лишь за одну ночь.

    Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойствен­но далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом».

    Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оце­нить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно пра­вильно сделал Алеша, что не стал ему воз­ражать.

    Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.
  12. Сопротивление окружающей среде на­чалось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных уси­лий Варвары Ивановны, чтобы как-то на­кормить детей.

    Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его млад­ший брат понимал сложность ее ухищре­ний и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать.

    С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — нача­лась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление ок­ружающей среде.

    Он научился не ждать помощи извне и не надеяться на счастли­вый случай, в нем постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слага­лись условия жизни, тем крепче и даже умнее чувствовал себя. Такую науку юный Пешков постигал в своих универси­тетах.

    Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми об­щался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в про­цессе сопротивления человека окружаю­щей среде является проанализирован­ная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.

  13. Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За по­лудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горь­кому.
  14. – Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.

    Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором чи­тают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:

    – Этот будет почище!

    Заглавие его будущей книги было произнесено».

    Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных за­ведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления труд­ностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам.

    Эти уни­верситеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат вы­бирать правильную дорогу. Алеша Пеш­ков, не имея средств на образование, про­ходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегаль­ных кружках, перебивался случайными заработками.

    Совет

    Он самостоятельно читал кни­ги, которые возбуждали стремление к ин­тересной и содержательной жизни, знако­мился и дружил с хорошими людьми.

    Опыт и знания, полученные в универ­ситетах жизни, дали впоследствии Горь­кому богатейший материал для его худо­жественного и публицистического твор­чества.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/kontrolnye-voprosy/moi-universitety/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-m.-gorkogo-moi-universitety

“В людях” Горький сочинение

Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: “О чем было это произведение?”.

Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть “В людях” не является исключением из этого списка.

Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: “А о чем, собственно, был этот рассказ?”.

Само произведение “В людях” на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшегоребенка, что вынужден был все свое детство работать “в людях” вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.

Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его “болота” и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.

О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи.

Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее.

Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.

Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.

Обратите внимание

Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.

Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм.

На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их.

Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.

Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка.

Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги.

Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.

Так о чем же повесть М. Горького “В людях”? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.

Источник: http://schoolessay.ru/v-lyudyax-gorkij-sochinenie/

Сочинения по творчеству м. горького

СОЧИНЕНИЕ: Ранние рассказы М. Горького

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей.

Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.

Важно

Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.

Читайте также:  Образ и характеристика сережи из рассказа белый пудель куприна сочинение

Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.

Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.

Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М.

Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей.

Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».

Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности.

Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.

Совет

Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей.

Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери.

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.

Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.

Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Обратите внимание

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».

В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают.

Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов».

Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом.

Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!».

Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов, трагически погибая.

Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.

Важно

Временами ему кажется, что он его нашел, — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде.

Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.

Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

СОЧИНЕНИЕ:Человек в творчестве М. Горького

Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.

Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.

Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.

«Человек» для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. «Превосходная должность — быть на земле человеком», — говорится в рассказе «Рождение человека».

Совет

И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего, нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий, и «великие вожди и учителя» — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем «черное чудовище власти».

Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.

Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны.

Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и, прежде всего, для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть.

Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдааясь своим чувствам, не слушая голос разума. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни». Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове «безумство».

«Расчет — вот энтузиазм мудрого» — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой.

Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути.

Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: «горячих» и «гниющих». «Гниющие» — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство.

Обратите внимание

И типичный представитель их образ-символ Серый «любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя.

Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым».

Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — «горящие».

Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. «Большое это удовольствие — жить на земле!» — говорит Нил, один из главных героев пьесы «Мещане».

Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа «Мать», и многие другие «горящие» герои Горького.

Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».

«В жизни всегда есть место подвигу», «Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».

Бесцельно, бессмысленно «горит» жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель.

Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь.

Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.

Итак, Человек, оружие которого «твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее» — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!».

Важно

Человек, смысл жизни которого «… в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!» Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. «Все — в Человеке, все — для Человека!..

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа каштанка чехова

Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-tvorchestvu-m-gorkogo.html

Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных.

Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: “Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня”, — писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и другие.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей,

которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец

Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо

пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник

их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и

обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся

рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко

поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или

убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.

Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее

запомни и, — как запомнишь, — век свойбудешь свободной птицей”. Среди гордых и

свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки.

Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая “красивых

Actionteaser.ru – тизерная реклама

и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.

Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.

“Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с

покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого

достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,

ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — это

история свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.
Ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко кажется нам реальной историей, свидетельницей которой была сама Изергиль. Изергиль противостоит интеллигентам, которые потеряли волю к жизни.

Но кто же те люди, ради которых Данко пожертвовал своей жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? Это те же люди, против которых борется и Изергиль.

Этим произведением Горький призывает современников к борьбе за свободу и счастье

народа, причем немедленно. Или же взять высшее развитие гордости и вольнолюбия в

Совет

получеловеке Ларре. Ведь в простом человеке они бы просто не смогли так проявиться. А

вот наказание для Ларры было вполне человеческое. “Человек оплачивает все сам”,

— говорит Изергиль. Ларра же “хотел иметь все и сохранить себя цельным”. Он вроде бы и получил все, стал свободен, но все полученное без жертв обесценилось, потеряло смысл. Ларра, Данко, Лойко Зобар — все они могут расстаться с чем угодно, только не со свободой.

Герой Горького, запечатленный в “Челкаше” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”), — это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности, становится анархистом. Челкаш не может найти любовь к свободе и поэтому превращается в индивидуалиста-эгоиста, которого жизнь толкает на преступления.

В Челкаше Горького привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Челкаш, конечно, романтичен.

Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, он способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он

завидует: “сам себе хозяин”, “своя земля”, “твой дом”… “Ты можешь требовать от всякого уважения к тебе” — таковы рассуждения Челкаша. В целом, Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди.

Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своим свободолюбием, независимостью, широтой души и человечностью. В ранних рассказах Горького наблюдается широкая панорама жизни рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигентов.

Это и бродяги, и воры, и представители молодой буржуазии. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. И самое главное то, что о ком бы ни писал Горький, в центре его событий — личность.

Автор выбирал все самое важное и существенное, а отбрасывал “все случайное”, что может помешать показать человека таким, каков он есть.

Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но онивыбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/nravstvennye-problemy-svobodnyx-lyudej-v-rannix-rasskazax-m-gorkogo/

Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького)

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького)

  Скачать сочинение

    В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького.

Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.     Человек, по мнению писателя, сам по себе создание довольно-таки противоречивое.

В своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме: человек — существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям; но также может за одно мгновение все разрушить, повергнув человечество в пучину страданий.     Вспомним романтический рассказ «Старуха Изергиль».

Обратите внимание

Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит людям, утратившим свои идеалы. «В жизни всегда есть место подвигу», — говорит Горький устами героини.

Такой великий подвиг во имя народа совершает в одном из рассказов старухи Данко, показав, что он, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры, не выдержавшего испытания одиночеством.     На основе же прочитанной пьесы Горького «На дне» можно сказать, что только сильный человек, способен смотреть в лицо реальности (как утверждает сам Горький).

Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не в силах, также как не способен противостоять всем тем невзгодам, что обрушиваются на него. В пьесе мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Первое, что бросается в глаза,— грубость в разговорах героев.

Так происходит, быть может, потому, что люди не хотят и не могут принять своего падения и своей грубостью защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька…»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить спокойно. Они постоянно унижают друг друга. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене — «заныла».

Хотя главный герой произведения Лука и «может добру поучить», даёт правомерные советы, однако вся его утешительная ложь так никому и не помогает. Как он считает: «Пока верил человек – жил, а потерял веру – удавился». Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, — он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает… и сам себе верит, …ну ему и приятно». Но, несмотря на всё это сострадание истина, в конце концов, сильнее.

    По сравнению с писателями XIX века герой в рассказах Горького не имеет своей «теории», у него нет собственной полноценной семьи. Для горьковских героев, по-моему, главное в жизни — личная свобода, которую они никогда ни на что не променяли бы; человек — гордый и свободный властелин земли.

6847 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького)

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050701184864148868

Анализ рассказа Горького “Челкаш”

Рассказы Горького о босяках занимают особое место среди раннего творчества писателя (“Страсти-мордасти”, “Дед Архип и Ленька”, “Коновалов”, “Двадцать шесть и одна”, “Супруги Орловы”, “Бывшие люди”, позднее “На дне” и др.).

Интерес к этим “необыкновенным людям” Горький объяснял так: “Смотря на них, я замечал, что хоть они хуже живут “среднего класса людей”, но себя они чувствуют и осознают лучше их, и связанно это с тем, что они не жадные, не готовы душить друг друга и не собирают деньги”.

Босяки обратили на себя внимание Горького и как жертвы социального неравенства, и как носители идеи народного протеста.

Челкаш

Рассказ “Челкаш” был напечатан в 1895 году в журнале “Русское богатство”. Сама публикация в этом издании много значила для литературной карьеры молодого писателя.

Журнал был столичный, известный, с хорошими традициями и солидной редколлегией. В.

Короленко, прочитав “Челкаша”, воскликнул: “Я же утверждал, что вы реалист! – Но, подумав и усмехаясь, он добавил: – Но и одновременно – романтик!”

Этот рассказ можно назвать компромиссом между правдой жизни и полетом романтического воображения. Такими “декорациями” в “Челкаше” является описание порта. Горький был первооткрывателем проблемы, которая стала одним из главных вопросов для искусства ХХ века.

Важно

Это проблема отчуждения буржуазного общества и индустриального производства от человека: “…люди… смешные и жалкие: их фигуры… суетятся, перебегая с одного места, на другое, они ничто в сравнение с окружающим лесом железных Колосов, кучами товара, вагонами, сильно гремящими и всем, что они создали.

Созданные вещи поработили и обезличили их самих, хотя цель их заключается в обратном – помочь людям”.

“В этой, беспорядочной на первый взгляд, суете, Челкаш чувствовал себя превосходно”, – противопоставляет автор главного героя рассказа всем остальным. С одной стороны, “гаванский люд”, “отупевший от усталости”, от “рабского труда”.

С другой – “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”, которому “улыбается солидный заработок”, не требующий больших усилий. Но именно этому оборванцу Горький отдает свою симпатию, потому что, с точки зрения писателя-романтика, этот “драный” босяк обладает высшей ценностью _ свободой.

Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм.

Мерилом личностной ценности для Горького является не традиционная шкала “добро – зло”, а оригинальность или заурядность человека: “Он обожал различных людей с творческим направлением, всех, кто создает или просто мечтает создать в мире что-то новое. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение. Ему симпатизировало все, конкретно все люди, добавляющие в мир немного элементов озорства или бунта…” (В. Ходасевич).

Таков образ Челкаша – “среди тысячи таких же фигур, как он, босяцких и резких, он выделялся и на себя обращал внимание”. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом. Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры.

Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки. “Травленый волк” чувствует свое превосходство над доверчивым и простоватым деревенским парнем, напоминающим молоденького теленка.

Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания – он хочет стать хозяином собственного надела земли. Гаврила вписан в “сильные крестьянские рамки”: он “прикреплен на века к недрам земли потом многих поколений”.

Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша.

Гаврила все просчитал: Челкаш – босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение.

Челкаш, “весь покрывшийся дрожью от возбуждения, резкой ненависти к такому жадному рабу”, кидает деньги: “Ворюга, гуляка, отрекшийся от всего родного – не способен быть такой жадиной, низким, не помнящим самого себя”.

Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они – люди свободные в обществе несвободных.

Совет

В “Челкаше” писатель не только помещает романтического героя в реальную обстановку, но использует и обратный ход, предлагая персонажу “из обычных” действовать в романтических условиях, выявляющих его натуру.

Читайте также:  Сочинение на тему осенняя пора

Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Душа Челкаша подобна морю: “Его вспыльчивая, нервная натура, жадная до впечатлений, никогда не поощряла созерцание этих темных широт, бескрайних и сильных”.

Гавриле же эта безграничная “стихия свободы” внушает только страх.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-rasskaza-gorkogo-chelkash.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим «человеком из народа».

Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт «дна». Рассказы «Челкаш» (1895 г.), «Бывшие люди» (1897 г.), «Супруги Орловы» (1897 г.

) рисуют колоритные образы «босяков» и «бывших людей».

В рассказе «Челкаш» речь идет о свободе человека от власти денег. Портовый вор Челкаш совершает кражу мануфактуры, взяв себе в помощники крестьянского парня Гаврилу. За украденное Челкаш получил 540 рублей. Гаврила же, хотя и боится Челкаша, но все же помышляет об убийстве товарища ради денег.

Социальное происхождение Челкаша и Гаврилы одинаково – крестьянская среда. Но вор Челкаш «чувствовал себя… выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах». Просторное и могучее море очищает героя от житейской страсти к деньгам.Для Гаврилы свобода сводится к такой формуле: «Гуляй знай, как хошь.

Бога только помни». Но для такой «свободы» нужны деньги. Мечта Гаврилы осуществляется, Челкаш отдает ему большую часть денег, встает на ноги и уверенно идет вперед. Выбор писателя между Гаврилой и Челкашом вполне определен: В рассказе М. Горького чувствуется, как мне кажется, отрицательное его отношение к «несознательному» крестьянству.

Ведь Челкаш освобождается от стяжательского сознания, лишь после того как порвал с прежней средой.Важное место в раннем творчестве Максима Горького занимает рассказ «Бывшие люди». Сюжет произведения прост. Разные «бывшие люди» (учитель, ротмистр, крестьянин и другие) живут в ночлежке, которую содержит бывший ротмистр Кувалда.

Живут плохо, промышляют мелкой торговлей и воровством. Учитель умирает. У гроба этой жертвы происходит первое крупное столкновение «бывших людей» и хозяев жизни – Петунникова, полицейских. Ротмистра Кувалду арестовывают, но он не теряет чувства собственного достоинства.

Обратите внимание

В рассказе звучит мотив «тесноты жизни», которая корежит человеческие судьбы, порождает различные формы протеста, но «бывшие люди» сохраняют нравственную чистоту и нетронутость. Герои подкупают своею искренностью. Их коробит все грубое, низменное, им противен дух наживы, хотя почти все они занимаются мелкой торговлей.

«Бывшим людям» противопоставлены хозяева жизни: купец Петунников, трактирщик Вавилов. В конце рассказа, как уже говорилось, происходит открытое столкновение «бывших людей» и Петунникова. Перед лицом ночлежников купец кажется маленьким и смешным. Ротмистр Кувалда одерживает нравственную победу.

Неодолимое стремление простых людей к новой жизни показано Горьким в рассказе «Супруги Орловы». Матрена и Григорий живут в одном подвале. Сапожник Григорий философствует, пьет водку и бьет жену. Матрена покорно терпит побои и потихоньку молится Богу и дьяволу.Неожиданно существование супругов Орловых обретает смысл и цель.

Начинается эпидемия холеры, оба они идут в холерный барак санитарами. Григорий и Матрена обретают человеческое достоинство. Начинается их внутреннее преображение. Но Григорий уже развращен мелким тиранством, привычкой вымещать свою боль на других. Кроме того, он одержим жаждой подвига у всех на виду. Потому Григорий и остается в « яме».

А Орлова становится учительницей в сапожной мастерской. «Бесценная работница… работает за двенадцать рублей и квартиру при школе… и еще двух сирот содержит на свои убогие средства!» И все это бескорыстно, без жажды всеобщего восторга.

Итак, образы «босяков» и «бывших людей» нарисованы в ранних произведениях М. Горького романтическими красками. Перед нами предстают вольные люди, презирающие устои обычного человеческого общества. Я не согласна с такой слепой идеализацией.

Ставка после октября 1917 года на «бывших людей» привела нашу страну к неисчислимым бедам, к падению профессионализма в городе, к ликвидации интеллигенции Мы знаем, что из этого получилось.

Пусть же герои Горького продолжают жить в его книгах, но не сходят с книжных страниц в нашу сегодняшнюю жизнь!

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gorkij-m/12455-bosyaki-i-byvshie-lyudi-v-rannikh-rasskazakh-m-gorkogo

Анализ очерка “Бывшие люди” Горького М. Ю

Очерк “Бывшие люди” был опубликован в 1897 г., и в его основу легли юношеские впечатления Горького, когда будущий писатель был вынужден жить в ночлежке на одной из окраинных улиц Казани с июня по октябрь 1885 г.

Реальность впечатлений обусловливает жанровое своеобразие произведения: перед нами художественный очерк, где главным предметом изображения оказывается жизнь ночлежников, босяков, “бывших людей” на ее заключительном и, наверное, самом трагическом этапе.

Очерковый жанр предполагает неразвитость сюжетных линий, отсутствие глубокого психологического анализа, предпочтение портретной характеристики исследованию внутреннего мира личности, почти полное отсутствие предыстории героев.

Если главным предметом изображения в физиологическом очерке были не столько конкретные характеры, сколько

Важно

социальные роли героев (петербургский дворник, петербургский шарманщик, московские купцы, чиновники, извозчики), то в художественном очерке Горького главное внимание писателя сосредоточивается на исследовании характеров героев, объединенных своим нынешним социальным положением “бывших” людей, оказавшихся на дне жизни – в ночлежке, которую держит такой же “бывший” человек, ротмистр в отставке Аристид Кувалда.
В “Бывших людях” нет привычного для писателя образа автобиографического героя – повествователь старается как бы дистанцироваться от происходящего и не обнаружить своего присутствия, поэтому его идейно-композиционная роль здесь иная, чем в романтических рассказах или же в цикле “По Руси”. Он не является собеседником героев, их слушателем, вообще не оказывается персонажем произведения. Лишь детали портрета “нелепого юноши, прозванного Кувалдой Метеором” (“Парень был какой-то длинноволосый, с глуповатой скуластой рожей, украшенной вздернутым носом. На нем была надета синяя блуза без пояса,

а на голове торчал остаток соломенной шляпы. Ноги босы”), а главное, характеристика его отношения к другим (“Потом к нему привыкли и перестали замечать его. А он жил среди них и все замечал”) дают нам основания увидеть в нем черты автобиографического героя, который, правда, дистанцирован от повествователя.

Ho главное, что определяет отличие “Бывших людей” от ранних рассказов, – это переход автора от романтической трактовки народного характера к реалистической.

Предметом изображения у Горького по-прежнему остаются образы людей из народа, но обращение к реалистической эстетике позволяет писателю значительно более рельефно показать противоречивость народного характера, контраст между сильными и слабыми, светлыми и темными его сторонами. Эта противоречивость и оказывается предметом исследования в очерке Горького.

Обращение к реализму знаменует и смену художественных средств постижения действительности.

Если романтический пейзаж в ранних рассказах Горького подчеркивал исключительность характеров героев, а красота и одухотворенность южной ночи, бескрайность вольной степи, ужас беспросветного леса могли служить фоном для раскрытия романтического героя, утверждающего свой идеал ценой собственной жизни, то теперь писатель обращается к реалистическому пейзажу.

Он фиксирует антиэстетические его черты, уродливость городской окраины; бедность, неяркость, замутненность цветовой гаммы призваны создать ощущение захолустности и заброшенности среды обитания ночлежников: “Мутно-зеленые от старости стекла окон домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов.

Посреди улицы ползет в гору извилистая колея, лавируя между глубоких рытвин, промытых дождями. Кое-где лежат поросшие бурьяном кучи щебня и разного мусора”. Описание необитаемого дома купца Петунникова и ночлежки, расположившейся в бывшей кузнице, задают контекст типических обстоятельств, формирующих сознание героев.

Совет

Лишенный романтического ореола, каким он был окутан в первых рассказах Горького, характер босяка в “Бывших людях” предстал во всей своей жалкой беспомощности перед жизнью. Подход реалиста показал, что эти люди не могут противопоставить что-либо своей трагической судьбе, хотя бы романтического идеала свободы, как Макар Чудра, или же любви, как Изергиль.

В отличие от героев-романтиков они не питают себя даже и романтической иллюзией. Они не несут в себе некоего идеала, который мог бы быть противопоставлен действительности. Поэтому, даже чуть приподнявшись, сделав шаг из ночлежки, они возвращаются обратно, просто пропив заработанное вместе с Аристидом Кувалдой, бывшим интеллигентом, ныне нищим философом и хозяином их обители.

Именно так происходит с учителем. Горький далек от идеализации босячества. “Вообще русский босяк, – писал он в одном из писем, – явление более страшное, чем мне удалось сказать, страшен человек этот прежде всего и главнейше – невозмутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни”.

Действительно, самое страшное обвинение, которое Горький предъявляет обитателям ночлежки, – полное безразличие к самим себе и пассивность в отношении к собственной судьбе. “Я… бывший человек, – гордо заявляет о себе Аристид Кувалда. – Мне теперь наплевать на все и на всех… и вся жизнь для меня – любовница, которая меня бросила, за что я презираю ее”.

Именно таким отношением к жизни, а не только социальным положением на ее “дне” объединены “бывшие люди”. Аристид Кувалда становится их идеологом, и его философски-беспомощные сентенции являют собой полное очертание идеологии, которую может создать ночлежка. “Бывший интеллигент, он обладает еще одной особенностью, – писал один из первых критиков очерка Л.

Недолин, – умеет формулировать те настроения, которые гнездятся в головах рядовых босяков, не находя себе выражения” Осознавая бессмысленность полного самоотрицания (“Как бывший человек, я должен смирять в себе все чувства и мысли, когда-то мои… Ho чем же я и все вы – чем же вооружимся мы, если отбросим эти чувства?”), он, претендуя на роль философа ночлежки, осознает лишь смутную потребность в некой новой идеологии, артикулировать которую не в состоянии: “Нам нужно что-то другое, другие воззрения на жизнь, другие чувства… нам нужно что-то такое, новое… ибо и мы в жизни новость…”. Ho если в драме Горького Лука может что-то противопоставить безразличию к собственному “я” Барона или Бубнова, то для “бывших людей” пессимизм и пассивность в отношении к жизни оказываются наиболее доступной философией. “He все ли равно, что говорить и думать, – вопрошает Конец. – Нам недолго жить… мне сорок, тебе пятьдесят… моложе тридцати нет среди нас. И даже в двадцать дол го не проживешь такой жизнью”. Его смех, “скверный, разъедающий душу” и заразительный для его товарищей, оказывается единственно возможной эмоциональной реакцией на собственное положение в жизни, ниже которого уже нет. “Конец говорит, точно молотом бьет по головам: – Все это глупости, – мечты, – ерунда!” Это отчаяние особенно ненавистно Горькому, ценившему в человеке деяние, способность к собственному росту, внутренней, тяжелой, кропотливой работе самосовершенствования. Поэтому “непрерывно растущий человек” стал идеалом писателя. Отчаяние же порождает злобу, которая, не находя выхода, обрушивается на ближнего: “И вдруг среди них вспыхивала зверская злоба, пробуждалось ожесточение людей загнанных, измученных своей суровой судьбой. Тогда они били друг друга; били жестоко, зверски; били и снова, помирившись, напивались, пропивая все… Так, в тупой злобе, в тоске, сжимавшей им сердца, в неведении исхода из этой подлой жизни, они проводили дни осени, ожидая еще более суровых дней зимы”. Горький пытается понять, насколько велик личностный, социальный, общечеловеческий потенциал “бывших людей”, способны ли они, оказавшись в невыносимых социальных и бытовых условиях, сохранить некие нематериальные, духовные и душевные ценности, которые могли бы быть противопоставлены несправедливому к ним миру. Этот аспект проблематики очерка и обусловливает своеобразие конфликта. Конфликт носит явно выраженный социальный характер: “бывшие люди” во главе с Аристидом Кувалдой раскрываются в противостоянии купцу Петунникову и его сыну, образованному, сильному, холодному и умному представителю второго поколения русской буржуазии. Горького интересует не столько социальный аспект противостояния, сколько неготовность героев реально осмыслить свое положение, свои потребности, возможные перспективы. Их интересует не чужая земля, на которой Петунниковы построили дом, и даже не деньги, которые они рассчитывают получить. Это всего лишь стихийное проявление ненависти нищего пьяницы к богатому и работящему человеку. Горький характеризует так мироощущение “бывших” людей: “Зло в глазах этих людей имело много привлекательного. Оно было единственным орудием по руке и по силе им. Каждый из них давно уже воспитал в себе полусознательное, смутное чувство острой неприязни ко всем людям сытым и одетым не в лохмотья, в каждом было это чувство в разных степенях его развития”. Очерк Горького показывает полную бесперспективность подобной жизненной позиции. Полное отсутствие какого-либо творческого начала, активности, внутреннего роста, динамики самосовершенствования (качества, столь важные для Горького-художника и явленные в герое автобиографической трилогии, в романе “Мать”), неспособность противопоставить действительности что-либо, кроме злобы, с неизбежностью приводит на “дно” и обращает эту злобу против самих же “бывших” людей. Переживая свое поражение в конфликте, герои не могут его осмыслить иначе, чем в сентенции Кувалды: “Да, жизнь вся против нас, братцы мои, мерзавцы! И даже когда плюнешь в рожу ближнего, плевок летит обратно в твои же глаза”. Кажется, что Горький, встав на реалистические позиции, не в силах найти пути разрешения конфликта между высоким предназначением человека и трагической нереализованностью его в “бывших” людях. Его непреодолимость заставляет писателя в заключительном пейзаже вернуться к романтическому мироощущению и лишь в природе, в стихии увидеть начало, способное дать некий выход, найти разрешение неразрешимого:

“В серых, строгих тучах, сплошь покрывших небо, было что-то напряженное и неумолимое, точно они, собираясь разлиться ливнем, твердо решили смыть всю грязь с этой несчастной, измученной, печальной земли”.

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-ocherka-byvshie-lyudi-gorkogo-m-yu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector