Сочинение анализ рассказа каштанка чехова

Чехов каштанка анализ произведения

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами».

Обратите внимание

Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях.

Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее.

Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления.

Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Источник: http://prochekhov.ru/1788-chehov-kashtanka-analiz-proizvedeniya

А. Чехов “Каштанка”

Автор: А. П. Чехов (1860-1904)

Название: “Каштанка”

Краткая биография автора:

Более ста лет назад в тихом южнорусском городе Таганроге при свете сальной свечи по вечерам делал уроки или читал книги гимназист Антон Чехов – Антоша Чехонте, как прозвал его один из учителей.

После трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни – интересной, без грубых слов и подзатыльников. Юноша решил стать образованным человеком – врачом. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета.

Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их – “Антоша Чехонте”. Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Репетитор” (главный герой: Удодов), “Налим”, и сейчас заставляют нас смеяться. А ныне – переживать.

Важно

Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. “Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу”. Это из рассказа “Ванька Жуков”. Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы.

Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.

Главные герои:

Каштанка-Тетка.

Лука Александрыч-столяр.

Незнакомец-дрессировщик и клоун.

Характеристика главных героев:

Каштанка-добродушная,преданная,пугливая,боязливая,игривая.

Лука Александрыч-жестокий,неответственный.

Незнакомец-добродушный,милый,ответственный,уверенный в себе.

Краткое содержание:

Молодая рыжая собака беспокойно бегала по тротуару. Она не могла понять как она заблудилась. Её хозяин Лука Александрыч взял её с собой к заказчикам, и когда они возвращались, она испугалась оркестра и перебежала на другую сторону дороги. Когда она опомнилась, хозяина уже не было.

Когда стемнело, она прижалась к подъезду и заплакала. Дверь открылась и ударила Каштанку по боку. Она очутилась под ногами у незнакомого человека. Он пожалел её и взял к себе.
За ужином он бросал Каштанке кусочки еды. Спала она на матрасике и вспоминала Федюшку и Луку Александрыча.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло. Она заглянула в соседнюю комнату и увидела там спящего незнакомца (заказчика). В следующей комнате она увидела гуся (Иван Иваныч) и белого кота (Федор Тимофеич). Началась небольшая драка, но пришел незнакомец и разнял их. Каштанке он дал имя Тетка.

После того, как незнакомец ушел, кот сидел неподвижно, а Каштанка с гусем помирились.

Отрывок понравившийся тебе больше всего:

Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое – пухлое, краснощекое и испуганное, ударили по ее глазам, как раньше ударил яркий свет… Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам.

Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: – Каштанка! Каштанка! Тетка прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус, нужно было перескочить высокую стену; Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла назад по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку… Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. Лука Александрыч покачивался и инстинктивно, наученный опытом, старался держаться подальше от канавы.

Чему учит эта книга?

Эта книга учит тому,что надо менее поддаваться панике,быть осторожней и внимательней.

Совет

Также,на примере Каштанки,можно увидеть что каким-бы не был хозяин собака всегда будет преданна только ему одному,и не один более лучший человек не заменит ей хозяина.

Понравилась ли эта книга?

Да,только немного грустно всё-таки,особенно когда прочитаешь о том что делал с ней мальчик Федюшка,бывают же такие люди!

А так,рассказ очень хороший,хорошо описано место,время,как будто ты сам туда попадаешь.

Очень реалистичны действия собаки в тех или иных ситуациях,мне очень понравилось.

Советую прочитать!

Какие книги этого автора ты бы хотел прочитать?

Хотелось бы прочитать много разных,вот одни из них:

ДраматургДушечкаДуэльДядя ВаняЕдинственное средствоЖитейские невзгодыИвановИонычКрыжовникМальчикиМоя жизньО любвиПалата №6ПопрыгуньяСкучная историяСпать хочетсяСтепьТри сестрыУчитель словесностиХамелеонЧайкаЧеловек в футляре

Чёрный монах

Иллюстрация:

Взято с сайта: http://www.kinoart.ru/magazine/06-2005/review/suzdal0905/

Источник: http://literatura2008-anna.blogspot.com/2008/06/blog-post.html

Материал по литературе (6 класс) по теме: Урок по рассказу Чехова “Каштанка”

Урок литературного чтения по теме:

Чехов А.П. «Каштанка»

Познавательная цель урока: учить анализировать текст рассказа, продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст.

Развивающая цель урока: расширять словарный запас учащихся.

Воспитательная цель урока: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока:

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок литературного чтения. Кто готов к уроку, сядьте, пожалуйста.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Свои ответы на уроке вы можете начинать с этих слов. Прочитайте их.

        На доске: Я думаю, что…

                         Я считаю, что…

                         Мне кажется…

                          По-моему…

А начнём наш урок мы с загадки: Лежит – молчит,

                                                           Подойдёшь – заворчит.

Кто это? Правильно, это собака. Поднимите руки, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке, и наше занятие не оставит вас равнодушными.

У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Из воспоминаний А.И.Куприна мы знаем, что в доме писателя постоянно жили эти животные, и клички им Чехов давал с присущим ему юмором – Каштан, Бром, Хина.

Как вы думаете, почему писатель так называл своих питомцев?

        На свете множество собак, но мы сегодня на уроке поговорим лишь об одной – о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Это последний урок по теме, поэтому мы проведём краткий анализ всего текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых для вас слов, фразеологизмов, познакомимся с пословицами, будем подбирать слова для составления рассказа о Каштанке, будем учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу.

  1. Задание : подберите однокоренные слова к слову собака

        На доске после ответов детей открывается запись:

Собачка

Собачонка

Собачий

Собачник

Собаковод.

Какой корень в этих словах? Прочитайте молча, следя за указкой. Прочитайте вслух целыми словами на одном дыхании.

У некоторых из вас на партах лежат карточки. Возьмите их в руки. Поработаем с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов со словом «собака». Что обозначает выражение «собак гонять»? Прочитайте.

Объясните фразеологизм «вешать всех собак»? Что обозначает выражение «собаку съел на чём-то, в чём-либо»? А кто себя считает знатоком собачьих пород? Назовите известные вам породы.

А какой породы была Каштанка?

На доске после ответов учащихся открывается запись:

Помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу.

Обратите внимание

 Ребята, а как вы объясните слова: В такую погоду хозяин собаку из дома не выпустит (не выгонит)? О какой погоде так говорят?

Вспомните, какая погода была в тот вечер, когда потерялась Каштанка. Прочитайте со слов «Каштанка бегала…»

Из-за чего Каштанка потерялась? Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

Да, Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. Прочитайте, как об этом пишет автор. Что усиливало несчастье собаки? Правильно, голод и холод. Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

На доске после ответов учеников открывается запись:

Несчастная

Одинокая

Озябшая

Голодная

Но дальше начинается новая жизнь Каштанки. Вспомните, в чей дом она попала? Как к ней отнёсся незнакомец? Докажите текстом. Несмотря на то, что Каштанке было так сыто, тепло, уютно в новом доме, кого она вспомнила, засыпая на своём матрасике? Прочитайте. Как к Каштанке относились прежние хозяева? Какая собака может тосковать о своих хозяевах, которые не любили её?

        На доске открывается запись:

Верная

Преданная

С кем познакомилась Каштанка в доме незнакомца? Что делали эти животные в квартире незнакомца? Давайте покажем, что умел делать гусь. Перечислите все движения. Объяснить смысл слов нам поможет Толковый словарь.

Кто из вас был в цирке? Цирк – это всегда праздник. Цирк – одно из самых древних искусств. Это любимое зрелище всех народов сохранилось до сих пор. Каким бы ни был цирк в любой стране мира – передвижным, маленьким или стационарным (постоянным) – арена в нём всегда одной и той же величины. Диаметр её равен 13 метрам. Это установлено навсегда. И навсегда установлена и круглая форма арены.

Почему? А всё из-за того, что когда-то большую часть программы занимали выступления наездников и дрессированных лошадей – а им-то как раз нужна была круглая площадка такого размера. Сейчас в цирке выступают ловкие акробаты и эквилибристы, дрессировщики и наездники, фокусники и воздушные гимнасты и, конечно же, создатели особого, радостного настроения – клоуны.

Ведь цирк – это праздник!

  1. Продолжение анализа произведения.

Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке? Сколько Тётка прожила в его доме? Давайте прочитаем, о чём по вечерам грустила собака? Кто ей виделся? Она уже забыла их имена, их облик, но помнила, что они ей симпатичны, помнила она и запах в столярной мастерской.

        Чему обучилась собака в доме дрессировщика? Какое качество не раз подчёркивал учитель?

        На доске после ответов учащихся открывается запись:

Способная

Талантливая

Умная

Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать, предугадывать изменения погоды, природные катаклизмы, плохие события, происходящие в доме. Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью? Кто был «этот чужой», которого не было видно, нельзя было укусить, так как он не имел формы? За кем пришла смерть? Из-за чего умер гусь?

Важно

Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на представлении. Последняя глава называется «Неудачный дебют». Объясните значение слова «дебют».

Прочитайте, как в глазах Каштанки выглядел цирк. С чем собака сравнила купол цирка? Супник, супница – это специальная кастрюля, в которой подают суп к столу. Если её перевернуть, то по форме она будет напоминать купол цирка. Где собака могла видеть супник? Конечно, на столе хозяина.

А теперь я прочитаю вам отрывок, в котором описывается какое-то животное, попробуйте догадаться, о ком я прочла.(Учитель читает отрывок с описанием слона.)

На этом удивление и новые впечатления Каштанки не кончились. Каким необычным занятием был занят дрессировщик? С хозяином собаки случилась метаморфоза. Объяснит смысл этого слова Толковый словарь.

Какое чувство человека передалось животному? Где собака ещё раз испытала ужас? Как повела она себя, когда чемодан открылся? Как подействовал на собаку тот новый мир, в который она попала? Почему Тётка завыла?

  1. Выразительное чтение отрывка по ролям.

Чем закончилось выступление Каштанки, мы прочитаем по ролям.

Читайте также:  Анализ произведения байрона паломничество чайльд-гарольда сочинение

Распределение ролей, определение тембра, темпа, интонации голоса автора, Федюшки, Луки Александрыча.

Какие чувства вызвал у вас конец этой истории? Хотелось бы вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? А почему?

 Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?

На доске:

        Собака помнит, кто её кормит.

        В гостях хорошо, а дома лучше.

        От учителя наука.

        У голодного хлеб на уме.

Проверка творческого задания, обсуждение пословиц.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/09/15/urok-po-rasskazu-chekhova-kashtanka

Сочинение по Чехову “Каштанка”

Каштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью.

Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, порою бьют и кричат, но им это позволительно. Заказчики – чужаки, которых можно кусать за ноги.

Однажды, хозяин взял ее с собой к заказчику. Случилось так, что Каштанка потерялась. Бедное животное! Замерзшая и голодная она бегала по улицам, в поисках своего хозяина, и не находила его. Выбившись из сил, собака оказалась около чужого подъезда, где ее встретил незнакомец и взял жить к себе.

Совет

Каштанка попадает в другой мир. Здесь не бьют животных, не кричат на них,кормят вдоволь. Она получает новую кличку – Тетка. В новом доме она знакомиться с другими животными и у нее появляются друзья. Но, не смотря на все эти блага, собака скучает по своему хозяину, по его сыну Федюшке.

Вскоре новый хозяин учит ее цирковому делу и выводит с выступлением на арену. К невероятному счастью Каштанки на ее первое выступление приходит столяр с сыном, и узнают ее. Она бросает все и бежит к своим старым любимым хозяевам.

Произведение наполнено печалью и радостью. Смешные сцены уступают место грустным. Читая сцены игр Федюшки с Каштанкой, злишься на этого мальчугана за то, что он издевается над бедным животным. Невольно улыбаешься, когда делая пирамиду, животные падают, и грустишь в момент смерти гуся Ивана Иваныча.

https://www.youtube.com/watch?v=PA0apImu3aE

Чему же учит нас это произведение? В чем мораль истории простой собачки?

Своим произведением А. П. Чехов показывает, какие преданные и верные животные. Не каждому человеку свойственно это качество. Даже в лучших условиях, она не забывает о своих старых хозяевах и при первой возможности возвращается к ним.

Благодаря данному произведению мы учимся относиться с большим вниманием и заботой к братьям нашим меньшим. Следует понимать, что животные беззащитные существа, нужно ухаживать за ними и оберегать от невзгод. Чтобы случилось с Каштанкой, не встреть она незнакомца? Она могла замерзнуть или умереть от голода.

Не просто так автор описал смерть гуся Иван Иваныча. Эта сцена говорит о том, что в любой момент может случиться так, что не станет дорогого и близкого человека. Нужно ценить каждый миг, прожитый вместе, наслаждаться каждым мгновеньем.

История Каштанки не оставит равнодушным ни одного читателя. Прочитав данное произведение, люди станут чуточку добрее.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ “Каштанка” Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете “Новое время”. Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки.

Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора.

И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях.

Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев.

Обратите внимание

Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка.

Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски.

Но она сильно тосковала по старой жизни.

В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием.

Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали.

И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина.

Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-chexovu-kashtanka/

Чехов “Каштанка”. Чему учит рассказ Чехова “Каштанка”?

Чехов “Каштанка”. Чему учит рассказ Чехова “Каштанка”?

  • Думаю, каждый ребенок в детстве должен прочитать этот рассказ: трогательная история о собаке, которая, не раздумывая, бросилась к своему старому хозяину, несмотря на то, что новый ее вкусно кормил, дал ей теплое жилье и никогда не обижал.Эта история о собачьей преданности написана настолько реалистично, что кажется, будто все происходит где-то рядом, на наших глазах. Оказывается, что любовь и преданность нельзя перекупить, она или есть, или нет. И здесь не имеет значения ни то, сколько времени прошло, ни то, какие-то условия и удобства предоставлены. Главное – чувства, они или есть, или их нет.Составить собственное мнение о рассказе, можно прочитав по ссылке краткое содержание.
  • Данный рассказ красной нитью повествует о том, что понятие верность и преданность не перестанут быть актуальными. Ведь собачка не повелась на вкусные обеды во второй семье, а увидев своих прежних хозяев, вернулась к ним. Это рассказ и о любви животного и человека, даже со временем она никуда не теряется.А еще тут намек на то, что старый друг всегда будет лучше, чем два новых. История очень трогает не только сердца детей, но и любого взрослого. Хотя мы все со школы знаем это произведение. Мне кажется, что Каштанка самое яркое произведение Антона Павловича.Ведь она не променяла своих хозяев на более сытный кусок и выступление в цирке.
  • Если вспомнить содержание рассказа quot;Каштанкаquot;, то мы увидим, что маленькая собачка сперва потерялась, была подобрана цирковым клоуном, довольно долго прожила у него дома, но когда на ее первым выступлении ее узнал мальчик и его отец, ее прежние хозяева, то она не раздумывая бросилась к ним и ушла в столярную мастерскую, пахнущую так по-домашнему и родному клеем и деревом.Какою же мораль следует вынести из этого рассказа?Вряд ли этот рассказ учит нас забывать нового друга, ради друга старого. Скорее он рассказывает о верности и любви, которым не страшны ни время, ни разлука. И если кого-то любишь действительно по-настоящему, то он все равно останется самым близким и родным.Этот рассказ учит нас любви и верности.
  • Этот рассказ учит детей не забывать старых друзей даже ради новых. В нем говорится о верности и преданности. Каштанке не было плохо у клоуна, но все же старых хозяев она любила больше, была им предана, поэтому вернулась к ним.
  • Рассказ quot;Каштанкаquot;, лучшее произведение Чехова для детей, как в царское время, так и нынешнее, может учит только добру, ибо маленькая собачка Каштанка не в пример многим людям, достигшим славы и благополучия, вс-таки оставляет свою цирковую карьеру и возвращается к своим бывшим хозяевам в свою старую столярную мастерскую, наполненную уютом и старыми привычками.Много есть рассказов про животных, но этот рассказ наиболее доброжелательный, наиболее милый для детского воображения, она не претендует на популярность рассказов Джека Лондона о суровой жизни собак на Севере, но есть в ней маленькая изумительная вещь, и все мы знаем, что это собачья верность на все времена.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/chehov-quotkashtankaquot-chemu-uchit-rasskaz-chehova-quotkashtankaquot/

Краткое содержание “Каштанки” Чехова

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. По одной из версий, произведение было создано на основе реальной истории, произошедшей со знаменитым дрессировщиком В. Дуровым. Благодаря этой истории автор написал свою собственную, дополнив её множеством вымышленных деталей.

Концовка Чехова была совсем не такой, как в жизни. Дуров, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам.

Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить её у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и новый – были вынуждены обратиться в суд.

Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка.

Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем.

Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера».

Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют.

Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку.

Важно

У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее.

Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти.

Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт.

Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию.

В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью.

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Совет

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь.

«Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя.

Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Читайте также:  Образы футлярных людей в рассказах чехова сочинение

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды».

Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян.

Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец.

В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга.

Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном.

Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит.

Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем.

Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом.

При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа.

Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

Обратите внимание

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kratkoe-soderzhanie-kashtanki-chekhova.html

Краткое содержание рассказа Чехова «Каштанка»: главные герои и основная мысль, пересказ и план произведения

Интересен сюжет небольшого рассказа А. П. Чехова «Каштанка». История создания произведения имеет несколько версий, каждую из которых можно считать реальной.

Но доподлинно известно, что первая публикация рассказа произошла в 1887 году. На прекрасный праздник Рождество в газете «Новое время» было опубликовано новое произведение Антона Павловича.

Сразу же мнение критиков о рассказе в учёном обществе разделилось.

История создания

На сегодняшний день существует несколько версий того, как создавалось произведение Антона Чехова. Каждая из них имеет право на существование:

  1. Историю собаки известному писателю рассказал Лейкин. Литературный критик В. Билибин в 1887 году писал об этом в своих заметках.
  2. Основа рассказа — это история, которая произошла с собакой В. Л. Дурова . Известный дрессировщик всегда об этом рассказывал своим знакомым.
  3. Рассказал Чехов о собаке своего друга — столяра Е. Ефимьева. Она всегда сопровождала своего хозяина.
  4. Писателю о Каштанке рассказал артист Василий Григорьев, который часто бывал у Чехова, сообщая о том, что происходит в их цирке. Собака, о которой он поведал писателю, случайно оказалась в Тамбовском цирке.

Основная мысль рассказа

Каштанка, по мнению Чехова, как и люди, способна чувствовать и переживать. Поэтому основной темой произведения Чехова «Каштанка» является описание жизни собаки и её взаимосвязь с окружающим миром. Автор показывает, как относятся люди к животным.

Основная мысль, которую необходимо будет отразить в читательском дневнике, и которую следует понять, заключается в том, что верность и преданность животных не имеет пределов, но только и человек должен нести ответственность за тех, кого приручил. Стоит помнить об этом, когда начинаешь читать онлайн «Каштанку».

Произведение помогает понять читателям, что любое животное способно чувствовать, страдать и переживать. И за эти страдания собаки должны нести ответственность люди. Для пересказа подойдёт и знание «Каштанки» по краткому содержанию, которое дано в этой статье. Все содержание рассказа по главам отражено в плане:

  1. Дурное поведение.
  2. Таинственный незнакомец.
  3. Новое, очень приятное знакомство.
  4. Чудеса в решете.
  5. Талант! Талант!
  6. Беспокойная ночь.
  7. Неудачный дебют.

Главные герои

Персонажей в небольшом произведении Чехова немного:

  • Каштанка, собака.
  • Лука Александрыч, столяр и хозяин Каштанки.
  • Клоун Мистер Жорж, который становится новым хозяином собаки.
  • Федя, сын столяра.
  • Федор Тимофеевич, кот.
  • Иван Иваныч, гусь.
  • Хавронья Ивановна, свинья.

Каштанка — главная героиня произведения Чехова. Ещё совсем щенком она оказалась в семье столяра и верно и преданно любила их. А ведь они с ней не всегда поступали хорошо: обижали, не кормили, пинали. Судьба собаки складывается трудно и сложно.

Об этом и говорит в своём произведении Чехов. Каштанка, читать про которую маленькому читателю тяжело, сложно и грустно, однажды потерялась, и, пережив горе, смогла попасть к новому хозяину, где жилось ей хорошо. Она даже стала выступать в цирке.

Но там она встретила своих прежних хозяев.

И, несмотря на то что Каштанка была талантлива, она все равно выбирает своих хозяев, которых любит беспредельно и ради них готова на все.

Краткое содержание

Глава «Дурное поведение» начинается с описание собаки, которая была настолько ещё молода, что смогла потеряться прямо на тротуаре. Каштанка была очень похожа на таксу, хотя её помесь с дворняжкой не позволяла говорить о породе. Она прекрасно помнила, как оказалась на этом тротуаре.

Ещё утром её хозяин Лука Александрыч, одевшись теплее, взял какую-то шкатулку и отправился по делам. С собой он взял и Каштанку, которая до этого безмятежно спала на стружках.

Столяр шёл к своим заказчикам, которые жили очень далеко. По дороге хозяин то и дело заходил в трактир, чтобы немного подкрепиться.

Собака, радуясь, что её взяли гулять, прыгала и веселилась, гонялась за собаками и часто отставала от своего хозяина.

Столяр ещё ходил по своим знакомым, хотя и был сильно пьян. Неожиданно мимо них шёл полк с музыкой, который сильно напугал Каштанку. Собака стала метаться, перебежав на другой тротуар. Когда же все стихло и она вернулась на то место, где был её хозяин, то того не оказалось на месте. Она бегала взад и вперёд по тротуару, но столяра она так и не находила.

Стало темнеть. Мимо проходили люди. И вскоре отчаяние и ужас охватили пса. Она, прижавшись к какому-то чужому подъезду, стала плакать. Она замёрзла и была голодна.

В главе «Таинственный незнакомец» Каштанка сквозь сон услышала, как из подъезда вышел какой-то человек. Он нагнулся к ней и стал душевно разговаривать, жалея потерявшуюся собаку. Коротенький и толстый человек позвал её с собой и та пошла. Через полчаса она уже сидела в тёплой комнате, где ужинал незнакомец, и ела те куски, которые он ей бросал.

Наевшись, собака задремала. Но засыпая, она грустно вспоминала и самого столяра, его мастерскую, и его сына Федюшку, который постоянно играл с ней.

В главе «Новое, очень приятное знакомство» рассказывается о первом дне в доме циркового артиста. Каштанка проснулась поздно и отправилась осматривать дом. Пока заказчик спал, собака смогла найти и ту комнату, где жили дрессированные животные. Сразу же началась драка с котом и гусем. Но тут вовремя вошёл новый хозяин. Вскоре новый хозяин дал и имя Каштанке. Теперь все её называли Тётка.

В главе «Чудеса в решете» Тётка наблюдает за тем, какие фокусы проделывает новый хозяин и его дрессированный гусь. Больше часа шла репетиция с Иваном Иванычем, и она очень понравилась Каштанке, которая все время пыталась сорваться с места и участвовать во всём.

Вскоре в комнату была приглашена и Хавронья Ивановна, которая оказалось добродушной свиньёй. Каштанка наблюдала, как новый хозяин требовал от животных номер «Египетская пирамида». После этого цирковой артист стал учить гуся учить ездить на коте, а Федора Тимофеича курить. Эти новые впечатления волновали собаку. Но уже ночью она ночевала в одной комнате с Фёдором Тимофеичем и Иван Иванычем.

В главе «Талант! Талант!» читатель снова видит Каштанку, которая уже месяц живёт в доме нового хозяина.

Она уже стала привыкать и к тому, что её теперь зовут Тёткой, которая каждый день ест вкусный обед. Привыкла она и к своим новым сожителям, и даже стала привыкать к своему новому хозяину.

Важно

Каждый день был похож на предыдущий: первым просыпался гусь и будил остальных своими длинными монологами.

Каждый день были тренировки, которые длились 3−4 часа и от них все уставали, даже сам хозяин. Вечером хозяин куда-то уезжал, оставляя Каштанку одну. Гусь и кот всегда отправлялись вместе с ним. Время от времени она грустила. Ей виделись какие-то люди, которых она раньше любила.

А когда Тётка уже стала настоящим сытым псом, то хозяин решил и её обучать фокусам. Цирковой артист решил сделать из Тётки артистку. Сначала она научилась ходить на задних лапах, прыгать на них, чтобы схватить сахар в руках хозяина. После этого она обучилась и многим другим фокусам:

  • Плясала.
  • Выла под музыку.
  • Бегала на корде.
  • Стреляла и звонила.
  • Стала участницей «Египетской пирамиды».

Хозяин видел, как быстро Тётка обучается всему новому, какое наслаждение ей это доставляет и постоянно говорил о том, что она настоящий талант. Вскоре Каштанка уже воспринимала это слово так, словно это была её кличка.

В главе «Беспокойная ночь» рассказывается о том, как однажды Тётке приснился странный сон, от которого она тут же проснулась. Как-то грустно и тяжело ей было, но уснуть она также не смогла. Испугал её и крик Ивана Иваныча, какой-то пронзительный и неестественный.

Как только Каштанка снова задремала, то ей опять стали сниться страшные сны. И снова раздался странный крик. Каштанка вскочила и стала лаять, но вскоре заметила, что в комнате никого не было посторонних, гусь сидел на полу и смотрел как-то странно. Все проснулись, а хозяин стал беспокоиться. Он унёс с собой Иван Иваныча. Тётка больше не могла уснуть, ей было страшно.

Хозяин снова зашёл в комнату и осмотрел Ивана Иваныча. Он вспомнил, что на него сегодня наступила лошадь и гусь умирал теперь. Тётке было страшно, и она, повернув морду к тёмному окну, стала выть. По щекам хозяина поползли слезы. Рассвело. Дворник забрал гуся и унёс куда-то.

В главе «Неудачный дебют» взволнованный хозяин сообщает Тётке, что сегодня придётся и ей выступать. В «Египетской пирамиде» собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча.

На санях они приехали к какому-то большому дому, где ярко горели фонари. Каштанка оказалась в гримерной комнате клоуна. Тётка внимательно наблюдала, как менялся облик её хозяина. Вскоре он и Тётку, и Федора Тимофеича положил в чемодан. Когда его открыл клоун, то Каштанка увидела много света. Перед ней открылся новый мир.

После танца с котом, клоун вытащил дудочку и заиграл. Тётка стала выть. И вдруг откуда-то из публики Тётка услышала своё старое имя, произнесённое детским голосом. Каштанка взглянула туда и узнала столяра и его сына. Воспоминания нахлынули на неё и она, радостно лая, побежала к ним. Вскоре она уже шагала за ними, думая о том, что жизнь в другом доме была для неё каким-то сном.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-a-p-chehova-kashtanka.html

Изнасилованная Каштанка

Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка»

выполнила студентка группы В-1

Анацко Дарья

Каштанка. Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый. Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.

«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки. А впрочем, стоит ли удивляться? Чехов.

Но по порядку.

***
Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище.

«Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» – эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Для наиболее профессионального исследования данного произведения необходимо прочесть текст трижды и проанализировать его на трех уровнях: 1) идейно-тематическом, 2) сюжетообразующем, 3) поэтическом.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

Читайте также:  Сочинение рассуждение по рассказу матренин двор солженицына

 Вопрос, который возникает сам собой, – почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу». Этим предложением сам Чехов начинает свое произведение. Но давайте вдумаемся. Антон Чехов.

Писатель рубежа веков, болеющий за будущее России, за судьбы ее социальных слоев, создавший великолепную галерею типичных персонажей своего времени, презирающий мразь и низость этой жизни, вдруг – внезапно! – посередине своего творческого пути пишет душещипательный рассказ о потерявшемся животном.

Совет

Интересно, с какой целью? Неужели морально отдохнуть от грубости действительности и создать ни к чему не обязывающее, поверхностное произведение о маленькой собачке, по мотивам которого через несколько десятилетий снимут прекраснейшую мультипликационную картину? Извините, не верю.

Чеховым был избран трудный путь человека, который видит больше своих современников и осмеливается критиковать устой жизни, и этот путь был достойно пройден до конца.

Чехов создал в рассказе довольно сложную систему художественных образов. Для понимания авторской идеи необходимо интерпретировать (т.е. истолковать) ее. Но обратимся к этому несколько позже. Сейчас нас интересует сюжетообразующий уровень произведения.

В первом абзаце текста мы можем наблюдать композиционный прием ретроспекции (т.е.

прием хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому), который начинается со слов «она отлично помнила…» и заканчивается словами «Каштанка бегала взад и вперед», т.е. повтором первого предложения.

Тут же, в воспоминании собаки о прошедшем дне, нам дается лаконичная экспозиция – мы знакомимся с Лукой Александрычем, понимаем, какую жизнь ведет Каштанка.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

– Каштанка и есть!».

Обратите внимание

И мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?».

А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте, который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

Завязка.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее.

– А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! …

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, – недоумение. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется…»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки.

В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку.

Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства.

Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось.

Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности.

Важно

Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы.

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют.

Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к.

представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

Теперь мы подошли к интерпретации системы художественных образов, которую оставили несколько ранее.

На наш взгляд, писатель использует аллегорию, подразумевая в образе Каштанки распространенный тип «маленького человека» (не забываем, художественный метод, которым пользовался Чехов, – реализм), может быть, мелкого чиновника, словом, представителя самого распространенного сословия – незначительного мещанина без права голоса, находящегося в постоянной зависимости от кого- или чего-либо.

Таким образом, выделенный нами конфликт приобретает масштаб и большую общественную значимость. Автор указывает на такие характерные черты «маленького человека», как его цинизм, невозможность самостоятельного действия. Вспомним, как разрешается конфликт произведения – выбран путь легкий, но путь унижения.

Чехов попросту подписывает приговор России. Он говорит, что основная общественная масса – инертна, мертва, и ей вполне нравится получать постоянные подзатыльники и слушать в свой адрес: «ты… насекомое существо и больше ничего».

Эта масса может только «плакать», когда осталась без руководящей, направляющей руки, «скулить» о своей тяжелой доле и жалеть себя, любимую. Чехов ироничен, он смеется над Каштанкой: «если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!”».

Совет

В то время как здравомыслящий человек, видя «невозможность» своей жизни, старается исправить ее своими руками, ноющие «маленькие люди» думают: «Нужно застрелиться!». Слово «нужно» выглядит смешно, неуклюже в данном контексте. Нужно… Такое ощущение, что это речь романтического героя – «Стреляемся, сударь! На рассвете!».

Но романтический герой – он активен, он пылок, он полон жизни! Если говорит – «стреляемся!», значит, действительно – на рассвете, с пятнадцати шагов. А каштанки сидят в своих уголочках – «нужно застрелиться».  Нелепая, глупая пародия на человека.

Лука Александрыч – типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, – вот этих каштанок.

Лука – и сразу же вспоминается тёзка из «На дне» Горького. Лука – тот, кто лукавит. Обратимся за точным разъяснением к толковому словарю Ожегова. Лукавить – хитрить, притворяться, вести себя неискренне.

С другой стороны, Лукавый – так называли и Сатану… Но не стоит передергивать, говоря, что в городском умирающем дворянстве Чехов видел дьявольскую волю, направленную на разрушение России, но, в любом случае, наградив персонажа таким именем – Лука – автор вполне недвусмысленно высказал свое отрицательное к нему отношение.

Федюшка – малолетний сын Луки, проявляющий определенный садистские наклонности. Представитель подрастающего поколения, который в последнем эпизоде идет «в отцовском картузе». Иными словами, примерил уже на себя отцовские одежды. А значит, будущее видится Чехову не особенно радостным. Люди, которые испытывают искреннюю радость, причиняя страдания другим, вряд ли приведут к чему-то светлому.

Кстати, тут стоит напомнить, что и Каштанка «все человечество … делила на две очень неравные части: на хозяев и заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры». Иными словами, вся иерархия социальных отношений сводилась к простому: к знанию, перед кем надо пресмыкаться, а кого можно унизить.

Не случайно дается сон Каштанки. «Федюшка … вдруг сам покрылся мохнатой шерстью … и очутился около Каштанки». Чехов иносказательно говорит о непрочности этой общественной иерархии, а может, и вовсе – предчувствует скорую революцию.

Кто же такой «незнакомец»? Единственный, кстати, персонаж, который не был награжден именем. Еще одна загадка «Каштанки». Можно предположить, что, обезличив его, Чехов сильнее выделил типичное в этом образе. Не важно, как его зовут. Их таких – незнакомцев, подбирающих каштанок на морозных улицах, – сотни и тысячи.

Обратите внимание

Это человек, живущий в довольно скудных условиях, зарабатывающий на жизнь собственным трудом. Скорее всего, это образ типичного русского интеллигента конца 19 века.

Взаимодействие интеллигенции и низших слоев мещанства было довольно сложным, Чехов не углубляется в него, он просто показывает, что интеллигенция вполне могла предоставить выбор «маленького человеку», предложить ему другой путь жизни и развития. Но… интересная деталь.

Каков род деятельности «незнакомца»? Что он делает? Он изо дня в день повторяет одни и те же действия, которые кажутся абсурдом… Он движется по кругу. И… «хозяин надел еще ситцевую курточку с большим зубчатым воротником и с золотой звездой на спине, разноцветные чулки и зеленые башмаки…».

Чехов не употребляет этого слова в тексте, но мы-то понимаем: незнакомец – клоун. Он, унижая себя, веселит толпу – пьяную, тупую, инертную массу. Вот и вся «спасительная роль» интеллигенции.

Федор Тимофеич, Иван Иваныч… Кого «спрятал» Чехов за этими образами? Заметьте – не создается впечатления, что они находятся в зависимом положении от «незнакомца», напротив, их, кажется, связывает теплая дружба. И в чем-то они очень схожи. Ведь они вместе кривляются на публике. Так что, скорее всего, это тоже – интеллигенция.

Федор Тимофеич – полон достоинства, нетороплив, «глубоко презирал и толпу, и яркий свет, и хозяина, и себя». Да, он презирал. Но это снова – пассивная позиция. Он тоже движется по тому кругу, из которого нет выхода, и ничего не собирается менять.

Иван Иваныч кажется более наполненным жизни, чем Федор Тимофеич, кажется более активным, но вот парадокс – он умирает. Умирает бестолково, будучи раздавленным лошадью.

И его место легко занимает подобранная с улицы Каштанка, и о нем так скоро забывают – ведь нужно идти по кругу, нужно смешить толпу, чтобы заработать на хлеб…

Важно

Эпизод смерти Иван Иваныча поистине страшен. Он наполнен чем-то темным, ужасающим, каких-то предчувствий, от которых всем неспокойно, от которых хочется спрятаться, которые попросту не хочется видеть.

Наверное, это смутное чувство страха перед неизвестностью терзало и самого Чехова.

Потом появятся на свет «Вишневый сад», «В вагоне», «Палата №6»… И в них Чехов с горечью констатирует, что Россия мчится в бездну, в темноту, и что там, в этой темноте, ничего хорошего не будет.

Начало этой горечи положено в рассказе «Каштанка». Чехов говорит о том, что России, которая, безусловно, стоит на пороге изменений, не на кого положиться в новой жизни. Страну наполнили каштанки – трусливые трутни без гражданской позиции и способности к действию.

Интеллигенция, на которую почему-то все всегда надеются, уже давно движется по какому-то абсурдному кругу. И унижение – основа жизни. Унижай себя, чтобы получить кусок хлеба. Унижайся перед теми, кто сильнее, чтобы не быть растоптанным.

Унижай тех, кто слабее, чтобы хоть как-то самоутвердиться. И выхода – нет.

Выход появится, когда человек расстанется с мыслью, что по пути унижения идти легче, привычнее, менее затратно, и, следовательно, чрезвычайно удобно, чем по пути собственноручного, тяжелого, мучительного преобразования этой жизни. Это и есть идейное содержание рассказа Чехова «Каштанка».

Таким образом, Антон Павлович Чехов поднимает в своем произведение общезначимые проблемы нравственности человека, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Рассказ «Каштанка» является прекрасным образцом критического реализма.

Источник: https://3arev.livejournal.com/5027.html

Ссылка на основную публикацию