Сочинение-анализ рассказа кавказ бунина 8, 9 класс

Анализ рассказа Бунина «Кавказ». Художественные особенности :

«Кавказ» — наиболее известный рассказ Бунина из тех, что входят в цикл «Темные аллеи». Произведение включено в школьную программу. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» позволяет изучить художественное мастерство писателя, создававшего удивительно поэтичную прозу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году. На тот момент Бунин был уже человеком в летах и давно жил за границей. В основе произведения история, которая с ним приключилась в Москве, еще в конце XIX века.

У Бунина была связь с замужней женщиной, с которой он однажды из столицы ехал в Киев на поезде. На вокзале эту женщину провожал муж-офицер. Об измене своей жены он ничего не знал.

В противном случае, по мнению Бунина, вероятно, застрелился бы.

Истории о любви

Школьники делают анализ рассказа «Кавказ» Бунина в 8 классе. В действительности же, это небольшое произведение понять в столь юном возрасте могут немногие. То же самое касается и о прочих новелл, входящих в «Тёмные аллеи».

Произведения этого цикла посвящены любви. А любовь — чувство, которое имеет множество оттенков. Оно бывает эгоистичной или самоотверженной, жестокой или всепрощающей. «Темные аллеи» — сборник коротких, лаконичных, лирических историй.

Каждая из них рассказывать не только о любви, но и о целой жизни.

Именно поэтому анализ рассказ Бунина «Кавказ», как и других произведений писателя, довольно сложно сделать подросткам, по понятным причинам не имеющим жизненного опыта, и, в большинстве случаев, литературного вкуса.

Московская осень

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», нужно в первую очередь обратить внимание на пейзаж. К описанию природы авторы обращаются нередко для раскрытия душевного состояния героев. Особенно часто этот прием использовал Иван Бунин. Для того чтобы выразить грусть, тоску он нередко прибегал, конечно, к осеннему пейзажу.

С чего следует начать анализ рассказа Бунина «Кавказ»? Пожалуй, не с характеристики героя, а с сопоставления московского пейзажа кавказскому. Герой приезжает в Москву, останавливается в гостиничном номере, затем, в течение нескольких дней, живёт от встречи до встречи с любимой. Они планируют вместе отправиться на юг и пребывают в предвкушении скорого счастья.

Она замужем. Муж — офицер, который, возможно, догадывается о ее измене. Женщина, ее имени автор не называет, говорит однажды своему возлюбленному: «он не остановится ни перед чем». Всё это автор обрамляет сумрачным, серым осенним пейзажем.

Обратите внимание

В Москве идут холодные дожди, похоже, что лето уже не вернётся. На вокзал главный герой отправляется «тёмным, отвратительным вечером». Его сердце замирает от тревоги — он боится, что в последний момент его возлюбленную строгий муж не отпустит.

Серый, неприглядный пейзаж здесь полностью соответствует душевному состоянию влюблённых. Они томятся, им тяжело в Москве. Они мечтают поскорее покинуть этот мрачный город. Пугает их, конечно, не ненастье, а ревнивый офицер, который, в этом уверена героиня, узнав об измене, убьет своего соперника.

Кавказ

Если изображению Москвы автор уделяет всего два абзаца, то на кавказский пейзаж не скупится. Здесь есть и яркие краски, и метафоры, и удивительные описания растительного и животного мира.

Это непременно следует подчеркнуть при художественном анализе произведения «Кавказ». Бунин, к слову сказать, ни в Геленджике, ни в Сочи никогда не был.

Но о Кавказе рассказывает так подробно и с таким чувством, словно провел здесь лучшие годы.

На юге она отправила своему мужу несколько открыток: написала, что не знает, где остановится: то ли в Гаграх, то ли в Геленджике, то ли в Сочи. У них в запасе было всего три недели. По утрам они отправлялись на берег моря, который почти всегда был пустынным. Купались, лежали на солнце. Затем на веранде пили белое вино, ели рыбу, орехи и фрукты.

Все эти подробности лишь на первый взгляд могут показаться неважными. На самом деле это детали кавказского пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев.

Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не испытывают страха, тревоги.

Важно

Правда, время от времени она вдруг начинает плакать, вспомнив о том, что совсем скоро придется возвращаться в опостылевший дом, к нелюбимому мужу.

Пришло время рассказать о третьем персонаже. Кто он — этот муж-ревнивец? Так ли самолюбив и жесток, как утверждает его жена?

Ревнивый офицер: характеристика

«Кавказ» Бунина — небольшая история любви с трагическим концом. Молодая женщина уезжает на юг. На вокзале ее тайно ожидает возлюбленный, холодея от страха. Поезд отправляется, они наконец-то вместе. На Кавказе она вспоминает о муже, и мысли о нём вызывают неприятные чувства. Ни жалость, ни укоры совести, ни чувство вины — только страх и неприязнь.

Однажды муж сказал, что не остановится ни перед чем. Но это была отнюдь не угроза. Он искал ее в Геленджике, Сочи, Гаграх.

Не обнаружив, понял, что жена его обманывает, но искать ее и мстить сопернику не стал. В одной из гостиниц офицер провел целый день: купался, пил шампанское, курил сигары. А к вечеру застрелился.

Такова история человека, который однажды понял, что нелюбим, обманут и предан.

Источник: https://www.syl.ru/article/349564/analiz-rasskaza-bunina-kavkaz-hudojestvennyie-osobennosti

Открытый урок по литературе 8 класс Рассказ Бунина ,,Кавказ»

Урок литературы в 8 классе Тема:»Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика»

Цели и задачи урока:

развивающая:

формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь:понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Оборудование: учебник, высказывание И.Бунина, портреты И.Бунина,  персональный компьютер, мультимедийный проектор; презентация.

Ход урока

  1. Активизация знаний учащихся.
    – Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А.П.Чехов ,, О любви») Прослущайте:

Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, 

Томленье духа ты иль благодать?

— Какой темойобъединены эти строчки и рассказ А.П.Чехова? (Темой любви)

II. Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчествеИвана Алексеевича Бунина. Тема уроказвучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Запись даты и темы в тетрадь.

Слово учителя (чтение)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги«Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина.  При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.

Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

И.Бунин

(Запись эпиграфа в тетрадь)

— Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как вы думаете,  любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?

– Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запись в тетрадь и пояснение.

III.  – Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради. (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи»)

IV. Слово о писателе ( презентация). Рассматривание портретов И.Бунина

Как вы думаете, в какой период жизни писателя сделаны эти фотографии? – (ОБРАТИТЬ внимание на последнюю, где в глазах Бунина слёзы)

Выступление подготовившихся учеников

1) Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.

2) В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина до третьих петухов

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.

Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.

3) За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.

Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

Совет

4) Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение.

За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем.

5) Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь:

–  первая любовь к Варваре Владимировне Пащенко длилась 5 лет, но не закончилась браком, потому что родители невесты были против этого союза,

– женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Вскоре брак распался, а любимый сын Коленька умер в возрасте 5 лет от скарлатины. У Бунина детей больше никогда не было. С фотографией сына он не расставался до конца своих дней,

– Вера Николаевна Муромцева стала верным и преданным другом до конца его дней.

Иван Алексеевич Бунин не принял Октябрьскую революцию и 1920 году вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен – Женевьев — де — Буа. Французы называют его РУССКИМ кладбищем

Слово учителя — Возврат к фото: как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся.

– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине.

Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

V. Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

— Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом- подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.

— Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)— Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

— Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

— Перескажите сжато сюжет рассказа.

— В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастьев любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

— В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

— Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

Слово учителя — Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

— Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

– Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):

1 ряд — Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»

2ряд — Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»

3 ряд -Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»

– Задания(на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают: 1пара — цвет, свет, 2 пара пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара—звуки (на общую работу вам 5 минут )

Беседа (зачитывание ответов с примерами)

– Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?

– Вот что у нас получилось.Слайд с таблицей

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки — от глухих до сильных, выразительных.

Художественно-выразительные средства в рассказе.

Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд — эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)

– Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.

— Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)

Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен.

 По части красок и звуков, “всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

— Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

— Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

— Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

— Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

— Почему же все-таки герои – муж и жена — не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Слово учителя

Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).

— Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)

— Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)

— Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

Эпизоды рассказа Описания природы Чувства и настроение героев
Вечер в Москве перед отъездом на юг. Холод, дождь, грязь, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности…
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное… цветущий кустарник; горячее солнце, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря… имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно… Природа как райский сад, герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье.Но: слёзы, потому что ещё две-три недели — и опять Москва!
Ночь на Кавказе. Громоздились… удивительные облака; пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды; НО: страшные тучи, злобная буря; чернота лесов; удары грома… Тревога, приближение беды

— Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Читайте также:  Сочинение я гражданин россии

— Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно.

Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

( Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)

Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее — реальность, грозящая катастрофой.

— Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

— Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

— В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,,После бала») — На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?

VI. Вывод урока.

— Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль)

VI. Итоговое слово учителя.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного.

Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение ,,Бунин и я. Что нового открыл для себя?»

VII. Рефлексия.

– Оцените свою работу( сделал, умею, научился) и работу класса (активно, быстро, правильно) на уроке символическим сердцем – очень понравилось, овалом — понравилось, треугольником – понравилось, не все, можно улучшить работу, ответы) Комментарий учителя.

Дополнительный материал к уроку

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-litieraturie-8-klass-rasskaz-buni.html

Анализ рассказа Бунина Кавказ

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Это превосходное произведение вошло в цикл его работ под названием «Темные аллеи».Само произведение очень маленькое по объему, но писатель смог передать все настроение и чувства главных героев. Этот цикл открывает для нас неземную любовь, которую переживают главные герои.

В рассказе мы видим, как люди страдают от неразделенной любви. Автор сделал любовь, смыслом всей жизни героев.

Имен главных героев автор не раскрывает, о них совершенно нет информации. Мы знаем, что мужчина приехал в Москву, где встретил женщину всей своей жизни. Ее он хочет забрать на Кавказ. Рассказ очень тяжелый для восприятия.

Очень сильно охвачена тема любви, яркие чувства, эмоции. Бунин описывает Москву в очень серых и мрачных тонах, тем самым передает настроение наших трех героев.

На улице был дождь, серые тучи бежали по небу, улицы мрачные и невзрачные.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Обратите внимание

Главная героиня эгоистичная особа, так как изменяет своему мужу с другим мужчиной. Женщина живет в страхе, что скоро раскроются ее интриги. Она считает, что лучше умереть, чем не быть с любимым, но умирает ее муж. Он совершает самоубийство.

Но автор пишет, что герой умер физически, но не духовно, так как душа его все еще в поисках любимой. В тот день был жуткий пасмурный вечер. Главный герой ищет свою возлюбленную, на вокзале. Он боится не найти ее в этот момент, чувство тревоги играет в груди.

Он искал ее в разных городах. На белом листе у него были записаны адреса, которые она ему оставила, но, к большому сожалению он ее не находит, в голову приходит мысль, что у него больше нет жены. В этот момент погибает душа.

Они, как пара лебедей, не могут жить друг без друга, так он считал, но не она.

Автор винит в смерти мужчину героиню. Она никогда его не любила, если б любила, то не уходила к другому мужчине. А наш герой оказался слабый духом, он рано сдался. Нужно было идти до конца, найти любовника жены.

Поговорить с ним по-мужски, и в лучшем случаи выстрелить в висок ему, а не себе. Единственное что можно сказать, что герой не самолюбивая натура, он отступил, что б его любимая жила спокойно со своим любимым.

Он уберег ее от мук выбора между ними.

Подводя итог, можно сказать, что произведения «Кавказ» из цикла «Темные аллеи» Бунин Иван Алексеевич глубоко открыл тему любви. Он показал, что ни деньги с достатком важны в жизни, а важна взаимная любовь. Если будет в семье любовь — она будет жить долго и счастливо.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-bunina-kavkaz/

Сочинение по рассказу Бунина «Кавказ»

Иван Алексеевич Бунин запомнился современникам как человек с тонкой душой, острым восприятием мира и своими взглядами на все вокруг. Он любил жизнь, с уважением относился к семье, восхищался русской природой. Все эти грани своего характера он отобразил в своем творчестве: проникновенных стихотворениях и незабываемой прозе.

Любовь в понимании Бунина – это некая сила, способная в корне изменить жизнь человека. Она может даровать ему великое счастье и ужасную боль. История о такой любви поведана читателю в рассказе «Кавказ».

У героя и героини, не имеющих имен, начался роман. Они вынуждены скрывать свои чувства, ведь героиня замужем. Она боится супруга, который, как она думает, уже начал что-то подозревать.

Важно

Но влюбленные счастливы и бредят мечтой о совместном побеге к морю, на побережье Кавказа, где их никто не знает и где они уже не будут должны скрывать свои чувства. Такой побег удается.

Они сбегают на юг и счастливы.

При помощи противопоставления автору удалось ярко разграничить восприятие лета в Москве, откуда они сбежали, и на Кавказе, куда они подались. В Москве душно и сыро. На Кавказе сухо, тепло и солнечно. Здесь повсюду цветут магнолии, и аромат их так и манит к себе.

Но настоящая история, заслуживающая особого внимания, происходит не на Кавказе. Это трагедия второго мужчины в любовном треугольнике – покинутого мужа. О нем читатель узнает немного.

Лишь то, что он офицер, у него властный характер, что он бывает жесток. Рассказчик видит картину, как супруг усаживает заботливо свою жену в вагон, не зная, что она собирается покинуть его навсегда.

Чуть позже читатель узнает, что он начинает искать жену, а затем, видимо, узнав правду, застрелился в номере гостиницы.

В рассказе создается резкий контраст между тем, что испытывают убежавшие влюбленные, описанием красот Кавказа, южных ночей – и какой-то немногословной хроникой действий законного супруга, чье истинное страдание лишь угадывается между скупых на эмоции строк.

Так у него ли, этого брошенного офицера был жестокий и самолюбивый характер? Создается впечатления, что эти слова супруга сказала сама о себе. Она легкомысленна, ее не заботит чужая жизнь, она живет лишь собственными желаниями.

А что говорить о ее избраннике? Он полная противоположность ее мужа. И в этом противопоставлении не выигрывает. Супруг считает, что должен защищать свою честь во что бы то не стало, он открыто выражает свое мнение, он заботиться о жене, провожая в путешествие. А ее любовник лишь трусливо прячется в купе.

Совет

Очень впечатляет одновременность происходящих событий: сбежавшая пара плачет от счастья, а в этот момент происходит трагедия, в которой они виноваты – офицер уходит из жизни.

Человек в этом рассказе умер не в состоянии аффекта, а потому что свою крупицу счастья в жизни он уже получил, теперь ее отобрали и жить больше остается не для чего.

Источник: https://ensoch.ru/po-literature/sochinenie-po-rasskazu-bunina-kavkaz.html

Иван алексеевич бунин (1870—1953) «кавказ»

      С произведениями И. А. Бунина по нашей программе школьники встречаются в третий раз (в 5 классе — «Косцы», в 7 классе — «Цифры», «Лапти»).

Причем если «Косцы» рассказывают о впечатлениях автора от встречи с родной природой, песнями, а «Цифры» и «Лапти» — с жизнью и характерами взрослых людей и детей, их взаимоотношениями, помогают осмыслить необходимость сострадания, великодушия, взаимопонимания, то новый рассказ посвящен теме взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния — состояния любви.

      На первом уроке школьники повторяют тот материал, который был связан с произведениями Бунина, изученными в 5 и 7 классах, рассказывают, что им особенно понравилось в его рассказах: кто из героев привлек их внимание, кто вызвал сострадание, кто — неприятие.

      Новый рассказ писателя «Кавказ» поставил перед восьмиклассниками трудную проблему. Учитель дополняет сообщения учащихся о писателе, о прочитанных произведениях, оценивает пересказы учащихся, затем ребята читают текст, размышляют над ситуациями, взаимоотношениями людей.

      Что хотел пробудить в читателе писатель? Работа усложняется тем, что школьники стараются высказать свои суждения о героях, подтвердить их текстом.

Читайте также:  Глеб капустин характеристика и образ в рассказе срезал шукшина сочинение

      Вспомним, что писатель считал для себя важным найти «звук», а затем уже складывается текст. Как вы думаете, что имел в виду Бунин?

      Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? Кого осуждает автор и осуждает ли он кого-нибудь? На чьей стороне вы? Какие чувства вызвали у вас поступки героев?

Обратите внимание

      Разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев — одна из важнейших задач подобного урока. В каком времени живут персонажи рассказа? По каким приметам можно догадаться об этом?

      Школьники вспоминают и только что прочитанный рассказ А. П. Чехова «О любви», который ставит перед читателем такие же сложные проблемы.

      Над всеми этими вопросами ребятам еще раз придется думать самостоятельно дома, когда они будут перечитывать текст. Можем ли мы и теперь считать рассказ важным и для сегодняшних дней, и для взаимоотношений людей сегодня? Можно ли считать его вполне современным?

      Разумеется, все размышления должны исходить из самого текста бунинского рассказа и ни в коем случае не сводиться к определенным жизненным взаимоотношениям между людьми.

      Например, как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счеты с жизнью, и что этим хотел сказать автор?

      Рассказчик говорит подробно о том, как герой искал свою жену, ревновал, переживал, страдал, но почему автор, описывая самоубийство, рассказывает о последних действиях его как о фарсе, как о чем-то театральном, недостойном сожаления и сочувствия? В чем тут дело?

      Таким образом, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

      Словом, рассказ Чехова и рассказ Бунина, поставленные рядом, потребуют от школьников тщательной работы с текстом, размышлений, аргументированных, подтвержденных текстом ответов.

      Восьмиклассники по-разному воспринимают рассказ И. А. Бунина «Кавказ».

Важно

При этом почти все школьники понимают важность поднятой автором проблемы человеческих отношений, понимают, какой сложный вопрос поставлен писателем, как неоднозначны поступки героев, бесконечны недоумения и что нет ответа, как нужно и как нравственно было бы поступить героям.

Так случилось, так поступили, так завершилась ситуация. На чьей стороне автор? Как он описывает последние минуты жизни обманутого мужа? Какие детали его поведения могут настораживать читателя?

      Приведем несколько примеров из письменных работ учащихся учительницы В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).

      1. «И. А. Бунин прекрасно передает любые оттенки душевного состояния. Почти все его произведения посвящены любви. И цикл «Темные аллеи» является как бы альбомом, в котором собраны не столько рассказы, сколько жизненные зарисовки. В них нет законченности, но каждая — уникальная история любви.

      Одним из таких рассказов является «Кавказ». В этом рассказе существует любовный треугольник… Мне кажется, что в рассказе нет положительных и отрицательных героев. Эти люди попали в безвыходную ситуацию, стали жертвами случая.

Я думаю, что если бы жена скрывала свои чувства, то все могло бы сложиться так, как в повести А. П. Чехова «О любви». У Бунина нет рассказа, который заканчивался бы счастливо.

Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

      Мне понравился рассказ Бунина «Кавказ». Конечно, мне жалко, что эта история так трагично заканчивается, но ведь, если задуматься, другого конца просто не могло быть. В этом рассказе мы видим двойственность любви. Одним она приносит счастье, другим — боль.

Совет

      Вообще, я считаю, что любовь каждый человек чувствует и воспринимает по-своему. Мне сложно передать ощущения, испытанные мною после чтения рассказа. Возможно, это из-за необъятности темы…»

      2. «Для меня И. А. Бунин — это очень интересный автор, его произведения заставляют меня задуматься о смысле жизни и собственных поступках. Читая произведение «Кавказ», я представляю себе трех человек, каждый из них по-своему мыслит, любит, живет.

Для меня осуждать какого-то из героев было бы неправильно. Я считаю, что для героини любовь собственного мужа стала привычной, обыденной, что и толкнуло ее в объятия чужого человека. Мне кажется, что для нее это был «призрак любви», и она в него поверила.

Любил ли ее любовник — трудно сказать, так как он не настаивал на ее полном разрыве с мужем и поощрял ее ложь.

      В душе героини было смятение (долго ли продлится счастье с любовником, догадывается ли муж, есть ли возможность возврата в семью). Дома она заботилась о муже, с дороги посылала письма, открытки, боялась, что мужу известна правда. Муж мне понравился больше всего, ведь именно у него было более сильное чувство.

Он, вероятно, догадывался о ее действиях, но позволил себя обмануть. Он ждал, в душе, ее возвращения и, наверное, простил бы жену. Но вот он пришел в отчаяние и не смог справиться с ревностью, с горем. Он застрелился. У меня, когда я задумываюсь над смыслом происходящего, на глаза наворачиваются слезы.

Но это слезы не от горечи кончины одного из героев, а от лжи и бессилия, которые управляют людьми, калеча их жизни…»

      3. «Рассказ «Кавказ» является жизненной зарисовкой с уникальной историей любви. Бунин описывает не столько саму любовь, сколько те чувства и последствия, которые она влечет за собой.

Обратите внимание

Мне кажется, что героиня была эгоистичной, лживой, трусливой, муж — самолюбивым, жестоким и честолюбивым офицером… Их любовь не состоялась, но для него ее измена была крахом всей жизни…

Меня поразило то, что такое красивое и нежное чувство любви заканчивается так трагично…»

      4. «Мне этот рассказ понравился как в чем-то грустная, в чем-то романтическая, в чем-то трагическая история… Я считаю, что было бы неправильно кого-то из героев упрекать, каждый в этой жизни имеет право на ошибки.

Вероятно, любовь к мужу героини стала однообразной, привычной, обыденной. Ей захотелось любви, свободы, развлечений…

и все-таки печальный конец этой истории заставляет каждого задуматься и, возможно, не делать ошибок, которые чреваты трагедиями…»

      5. «Рассказ «Кавказ» мне понравился, но все же я считаю нечестным поведение жены офицера. Я не очень могу разобраться в поведении героев. Меня радует, что они любят друг друга, но в то же время мне жаль и мужа… Из-за этого даже взаимная любовь героев находится под сомнением…»

      6. «Я считаю, что рассказ «Кавказ» написан трогательно и мило, но он мне не понравился из-за поведения и характера жены…»

      Во многих откликах школьников на этот рассказ осуждаются влюбленные и сочувствие выражается мужу, в котором школьники увидели верного и очень любящего человека, лишь немногие уже после первого чтения заметили несколько странное поведение мужа перед самоубийством, увидели отношение автора к героям и их поступкам…

Важно

      Многие восьмиклассники оценили жизненную ситуацию, перенесли ее на современную жизнь, рассуждали о том, как они поступили бы в подобных обстоятельствах. Закончить урок можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

      «Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни.

Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом.

Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни.

И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/8_klass/ivan_alekseevich_bunin_1870_1953_kavkaz/121-1-0-2459

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector