Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова«Живая шляпа».
Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.
Планируемые результаты: Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»;осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): Познавательные – работать с источником информации, добывать новые
знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.Регулятивные— умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные — умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе Личностные результаты — умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!
2. Речевая разминка
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Потому что для страны
Люди умные нужны.
3. Определение темы и задач урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»
Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Барто «Веревочка» Самуил Маршак «Кот и лодыри» Николай Носов «Живая шляпа»
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
Учитель: значит какая тема нашего урока?
Дети: тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Учитель: Поставьте задачи к уроку.
4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе. приложение 1
Учитель:Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.
5. Словарная работа.- В тексте встретятся слова, уточним их значение.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
8. Проверка первичного восприятия.
– Понравился рассказа?
— Что особенно понравилось?
9. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.Анализ содержания.
10. Анализ содержания.
— Как звали кота?
— Где сидел Васька?
— Кого увидел Васька на шляпе?
— Что Васька делал в начале рассказа?
— Как звали мальчиков, героев рассказа?
— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
— Что происходило со шляпой?
— Что предложил сделать Вадик?
— Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
— Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)
— Кого увидели мальчики?
— Каким стало настроение ребят?
— Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего
рассказа?
11. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
12. Выборочное чтение.
а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.
1 рисунок – стр.54
2 рисунок – стр.57 3 рисунок – стр.58
13. Работа с пословицами.
— Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
— Определите идею (главную мысль )
15. Итог урока.
— Как называется рассказ, который мы читали?- Что его автор?
— Почему шляпа оказалась живой?
— Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Источник: https://multiurok.ru/files/n-n-nosov-zhivaia-shliapa-1.html
Проект «Что за чудо книги» анализ проблемы: Павлик долго рассматривал иллюстрацию к рассказу Н. Носова «Живая шляпа»
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ: Павлик долго рассматривал иллюстрацию к рассказу Н.Носова «Живая шляпа», потом спросил: «Зачем шляпа упала на котенка, ведь он мог убежать и тогда мальчики не испугались бы, а спокойно играли»
ПРОБЛЕМА: донести до понимания детей, что творчество авторов приносит радость многим людям.
ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: приблизить детей к художественной литературе – привить любовь к художественному слову, уважение и интерес к книге, развивать потребность читать, анализировать, сопереживать.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение детей различать в произведениях реальность и фантазийный вымысел, формировать целостность картины мира. 2. Приучать детей слушать сказки, рассказы, развивать литературную речь. 3. Формировать интерес к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
РЕСУРСЫ: Занятия по ознакомлению с художественной литературой (моделирование, фантастическое преобразование литературного текста, перенос отдельного героя в иные условия, объединение персонажей из разных литературных произведений, изменение последовательности событий в литературном произведении, рассказывание произведения от имени литературного персонажа, изменение характерных особенностей литературных персонажей (по ТРИЗ технологии «Хорошо-плохо»), звуковая замена).
Беседы-рассуждения: «Кто они – герои рассказов М. Зощенко», «Чем заканчиваются сказки?», «Животные в сказках К.Чуковского», «Где живут злые герои?», «Любимые герои произведений Н.Носова». Чтение произведений: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», М.Зощенко «Показательный ребенок», К.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», р.н.с.
«Лисичка – сестричка и волк», «Лиса – лапотница», С. Михалков «Дядя Степа», А. Барто «Уехали» и. др. Речевые игры: «Красивые слова (колючие, сладкие, зеленые…)», «Узнай по описанию», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)», «Закончи выражение», «Продолжи стихотворение». Артикуляционные и пальчиковые гимнастики.
Совместное чтение родителей с детьми, рассматривание иллюстраций постановка спектаклей родителями и детьми «Театральная гостиная», «Творческая мастерская», создание фильма «Детские семейные праздники», сбор детских книг для библиотечки «Читалочка», создание мини – музея «Детское словотворчество»
Материальные: карточки-схемы для моделирования сказок, библиотечка «Читалочка», театральный уголок, дидактический материал для словесных игр.
Трудовые: в «Творческой мастерской» изготовление поделок своими руками на тему «Герои книг»; подбор стихов, загадок, викторин о книгах и героях книг.
^
№ | Форма работы | Срок реализации | ^ | Ответственные за проведение |
1 | Наблюдения за реальностью Занятия по ознакомлению с художественной литературой (моделирование, фантастическое преобразование литературного текста, перенос отдельного героя в иные условия, объединение персонажей из разных литературных произведений, использование карт Проппа, изменение последовательности событий в литературном произведении, рассказывание произведения от имени литературного персонажа, изменение характерных особенностей литературных персонажей (по ТРИЗ технологии «Хорошо-плохо»), звуковая замена). Беседы-рассуждения: «О чем мечтает осенний листочек», «Разговорчивые сапожки», «Аквариум глазами золотой рыбки», «Размышления одинокой сосульки» и т.п.. | Ежедневно в течении месяца | Утром, вечером | Воспитатель |
2 | Чтение произведений: Н.Носов «Фантазеры», К.И.Чуковский «От двух до пяти», Г.Х.Андерсен «Чайник». Произведений поэтов А.Пушкина, М.Волошина, С.Городецкого, П.Воронько | 10 дней | После сна | Воспитатель |
3 | Д/и «Когда это бывает?», д/и Речевые игры «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, на воде…)». «Красивые слова (колючие, сладкие, зеленые…)», «Узнай по описанию», «Да-нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)», «Закончи выражение», «Продолжи двустишие». Артикуляционные и пальчиковые гимнастики. | В течении месяца | Утром, во время прогулки, после сна | Воспитатель |
4 | Беседы-рассуждения: «О чем мечтает осенний листочек», «Разговорчивые сапожки», «Аквариум глазами золотой рыбки», «Размышления одинокой сосульки» и т.п.. | 4 дня | Утром | Воспитатель |
5 | Карточки-схемы для моделирования сказок, библиотечка «Читалочка», театральный уголок, дидактический материал для словесных игр. | 3 дня | Родители, воспитатель. | |
6 | Выпуск детской газеты «Фантазеры», изготовление книжек – малышек», «Семейная книга сказок», драматизация собственных сказок. «Встречи в поэтической гостиной» — «Прекрасная страна слов» | 3 дня | Воспитатель, дети, родители. | |
7 | Анкетирование | 1 день | Утром, вечером | Воспитатель |
^
№ | Фамилия, имя ребенка | |||
1 | Абдулин Марат | * | ||
2 | Белая Лиза | * | ||
3 | Дырдов Данила | * | ||
4 | Костылева Ира | * | ||
5 | Клыпо Жанна | * | ||
6 | Криушкина Аня | * | ||
7 | Лапшин Миша | * | ||
8 | Макарова Варя | * | ||
9 | Озернова Юля | * | ||
10 | Переверзева Лиза | * | ||
11 | Саксонова Саша | * | ||
12 | Уколова Лера | * | ||
13 | Ушакова Наста | * | ||
14 | Фирулин Женя | * | ||
15 | Юсупова Алина | * |
— очень понравилось
— понравилось- не понравилось
ОПРОСНИК
1. Назови свою любимую сказку. 2. Придумай новое название этой сказки. 3. Если бы ты был осенним листочком, о чем бы ты думал? 4. Тебе нравится играть в «Уголке сказки»
^ | Деятельность детей | Деятельность руководителя | Деятельность родителей | ^ |
1 Поисковый | Сформировать проблему, подумать, как можно организовать работу по развитию детского словотворчества.. | Погружает в проблему путем мотивации | Дети с желанием слушают литературные произведения. | |
2. Аналитический | Получают задание: попросить родителей помочь им оформить книжки-малышки | Формирует цель, задачи, помогает сопоставить поэтапный план работы и что нужно для этого проекта | Знакомятся с содержанием брошюрки О.М.Дьяченко,Н.Е.Веракса «Еще не поздно». Отвечают на вопросы анкеты «Карта интересов ребенка». | Сформировать цель, задачи, пошаговый план работы над проектом |
3. Практический | Выпуск детской газеты «Фантазеры», изготовление книжек – малышек», «Семейная книга сказок», драматизация собственных сказок. | Наблюдает, помогает (по необходимости), организует процесс и место проведения, следит за соблюдением техники безопасности | Регулярно читают книги своим детям, занимаются с детьми словотворчеством. | Выполнен план работы |
4.Презентационный | «Встречи в поэтической гостиной» — «Прекрасная страна слов» | Занятие, организует место и время проведения, мотивирует детей на обсуждение темы | Участие в презентации | Игры, оформление фотовыставки |
5. Контрольный | Высказывают свое мнение о проделанной работе | Подводит детей к оценке и самооценке | Участвуют в оформлении книги отзывов | Поощрения, благодарность, отзывы |
^
На тему «Прекрасная страна слов»
Программное содержание:
Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-21613.html
Н.Носов «Живая шляпа»
Урок литературного чтения во 2Б классе
Н. Носов «Живая Шляпа»
Цель:
- чтение и анализ произведения
- знакомство с автором и его произведениями
Задачи:
- Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста).
- Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
- Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: шляпки для рефлексии, иллюстрации к произведению, выставка книг.
Ход урока:
«Прозвенел звонок,
мы начинаем наш урок.
А чтобы время не терять,
садитесь будем начинать!»
2. Проверка д/зд:
Необходимо объяснить их значения.
- Сломя голову
- Хоть глаз выколи
- Ушки на макушке
- Ворон считать
1) Очень быстро.
2) Ничего не видно.
3) Напряженно вслушиваться.
4) Быть невнимательным, рассеянным.
— Какой фразеологический оборот больше подходит к тому д/зд, которое вы готовили дома? (ворон считать)
— Как называется произведение? («Вот какой рассеянный»)
— Кто автор этого произведения? (С. Маршак)
— В каком жанре они работали
Итак, приступаем к проверке д зд (чтения дом.задания разными способами)
-наизусть
-эмоционально
-выразительно
3.Введение в тему:
Шляпа – мой помощник, дети,
Знают многие на свете.
В зной от солнца защищает,
В холод голову спасает.
— Некоторых известных сказочных героев вы можете узнать по их головному убору.
— Какие герои сказок ходят в шляпах? (Незнайка, Красная Шапочка, Буратино… )
— И у меня есть шляпа. Какая она? Какие еще бывают шляпы? (ИЗО)
— А, верите ли вы в то, что шляпы бывают живые?
4. Целеполагание:
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое так и называется «Живая шляпа».
— Как вы думаете, о чем этот рассказ?
— Кто оказался прав, мы узнаем после прочтения рассказа..
Итак, мы будем знакомиться с произведением Н. Носова «Живая шляпа»
5. Физ. минутка.
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
6.Подготовительные упражнения к чтению.
Рассмотрите внимательно фото автора.
Все знают, что лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?
Смех — дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае.
Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа»
— А чему хотели бы научиться вы? А)
В тексте встретятся слова, значение которых вам может быть не понятно.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних
вещей. (ИЗО)
Чтение сложных слов, которые встретятся в тексте (на доске)
плюх-ну-лось со-скольз-ну-ла по-смо-три
под-прыг-ну-ла рас-кра-ши-ва-ли при-от-кры-ли
7.Первичное восприятие текста. (Слушание)
Откройте свой учебник, на странице 93 .
— После прочтения рассказа скажите, подтвердилось ли наше предположение? (Слушание)
— Как звали мальчиков- героев этого рассказа?
— Как звали котёнка?
— Чем занимались ребята?
— Что вдруг случилось?
— Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?
— Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?
— Кого же ребята испугались на самом деле?
8. Анализ произведения:
Сегодня мы будем читать с остановками.
- Сейчас я начну читать рассказ, подумайте, где закончится 1 часть? — хлопните в ладошки. (чтение рассказа до слов «Посмотри сам!»)
- О чём эта часть рассказа?
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
- Какое чувство испытывали ребята? (неожиданность, страх)
- Как можно озаглавить эту часть? (неожиданность, живая шляпа)
— Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?(трусишки)
Далее мы будем читать по цепочке до моей остановки. Подумайте, как можно назвать эту часть.
— О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
— Придумайте название этой части. (Решение ребят, сражение со шляпой)
— В этой части есть разговор двух человек.
— Как называется такой разговор? (диалог)
— Давайте прочитаем отрывок из этой части выразительно.
— Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
— О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики были напуганы, но сражались со шляпой)
— Какая интонация помогает передать состояние испуга? (вопросительная и восклицательная)
Перед слушанием – прогностическая самооценка. Слушаем выразительное чтение диалога. Самооценка.
И последняя часть:
— Подпишите картинку словами из 3 части.
— Как отреагировали мальчики на того, кто прятался под шляпой? Зачитайте.
— О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
- Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли «секрет» живой шляпы)
- -Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? ( удивление, радость).
План:
1 Неожиданность (Живая шляпа)
2 Решение ребят (Сражение со шляпой).
3 Секрет “живой” шляпы.
Вот по этому плану вам дома легко будет подготовить пересказ рассказа.
9. Работа с иллюстрациями
— А сейчас будем работать сообща, в паре.
— Подпишите иллюстрации словами из текста.
— Если вы правильно подберете слова, то узнаете «секрет картинки», который находится под ней.
( Проверка подписей к иллюстрациям. Если дети прочитали правильно — открывается буква. Из букв собирается слово – «смелость»
…Какое слово получилось?
…Можно ли сказать о героях произведения, что они смелые мальчики?
— Оцените, как вы справились с заданием?
…Подберите нужную пословицу к рассказу.
У страха глаза велики.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Нет лучше дружка, чем родная матушка
10. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто его автор?
— Как вы думаете, какова его главная мысль?
(У страха глаза велики)
Итак, наш урок подошел к концу. Мы с вами составили план, отвечали на вопросы, читали разными способами.
11. Домашнее задание:
1. подробный пересказ по плану
2. выразительное чтение диалога и объяснить значение фразеологического
оборота «душа в пятки ушла»
Источник: https://intolimp.org/publication/n-nosov-zhivaia-shliapa-1.html
«Живая шляпа» Носова как иллюстрация советского времени :
«Живая шляпа» Носова – детский литературный хит на все времена. Довоенные ребята прекрасно знали и обожали его.
Однажды выступление Николая Николаевича перед школьниками вызвало такой восторг, что в воздухе летали гардеробные номерки, не смолкал топот ног и аплодисменты до тех пор, пока Носов не ушел.
С того времени прошло уже восемьдесят лет, а рассказ продолжает оставаться одним из любимых бестселлеров детей в детских садах и начальной школе.
Когда писался рассказ
«Живая шляпа» Носова была написана в 1938 году. Это период раннего творчества молодого автора. Рассказ впервые прозвучал в кружке молодых писателей при издательстве, а напечатан был в «Мурзилке», как и несколько других маленьких произведений: «Заплатка», «Огурцы» и др.
Первый сборник рассказов, включающий и «Живую шляпу», вышел только после войны, в 1945 г. Издавался этот шедевр на нескольких языках:
- английском;
- польском;
- испанском;
- немецком;
- французском;
- финском;
- ирландском;
- малагасийском (государственный язык о. Мадагаскар).
Языки четырнадцати советских республик, естественно, подразумеваются. В 1952 году В. Катаев пишет предисловие к сборнику, включавшему «Живую шляпу» Носова. В 2013 году Министерство образования РФ включило рассказ в список сотни произведений, рекомендованных к самостоятельному прочтению.
Герои «того» времени
Как начинается история Носова «Живая шляпа»? Герои Вовка и Вадик сидят дома одни. Для нашей современности ситуация нетипичная, поскольку за ребенка, пребывающего без присмотра, отец и мать несут административную ответственность.
Судя по тому, чем ребята заняты, а они раскрашивают картинки, можно предположить, что это явно не подростки, а дети гораздо младше. Алла Сурикова сняла фильм по рассказу Носова «Живая шляпа», где снимались пятилетние мальчики. Это одна из особенностей советского времени – дети большую часть времени проводили одни.
Второй особенностью, которая тоже просматривается в рассказе, является то, что дети очень самостоятельны. Когда возникает проблема, маленькие люди решают ее сами, а не бегут докладывать взрослым и просить помощи. Сначала они прячутся от шляпы на диване, а затем запираются в кухне. В ход идут лыжная палка и клюшка для самообороны.
Когда шляпа не оказывает сопротивления, дети начинают вести атаку и кидать картошкой. Одно меткое попадание – и интрига разрешается переворачиванием шляпы. Кстати, Вовка ведь вначале собирался уходить домой, когда испугался шляпы, но остался, товарища не бросил и слабость свою преодолел. Более того, как раз он предложил перейти от обороны к нападению на шляпу – набрать картошки и вести бой.
Дети довоенные и современные
«Живая шляпа» Носова дает нам представление о детях довоенного (и послевоенного) времени. Они были относительно свободны от опеки родителей. Матери и немногочисленные отцы, уцелевшие после репрессий и войны, целыми днями работали.
Ребята росли самостоятельными и предприимчивыми людьми, что особенно ярко демонстрируют герои других произведений Носова, Мишка и Коля. Они переполнены идеями: переделывают телефон в телеграф, учат азбуку Морзе, устраивают новогодние вечеринки без участия взрослых, изготавливают по книгам инкубаторы, бенгальские огни, отправляются на электричке на дачу или в лес рубить елки и т. д.
Трудно представить, чтобы большинство современных детей, которые даже уроки не делают без руководства родителей, вело такую яркую жизнь, полную собственных проектов. Они заняты в кружках и у репетиторов и совсем не имеют свободного времени, чтобы думать, создавать и фантазировать.
Есть мнение, что для успешной самореализации в современном мире детям необходимы:
- коммуникация;
- кооперация;
- креативность;
- критическое мышление.
Как раз эти компетенции присущи советским школьникам, что иллюстрируют носовские рассказы. Нынешним же учащимся остается догонять своих ровесников из прошлого.
Источник: https://www.syl.ru/article/379977/jivaya-shlyapa-nosova-kak-illyustratsiya-sovetskogo-vremeni
Николай Носов «Живая шляпа»
15 Июня 2017
Книги Н. Носова занимают особое место в детской литературе. Он писал для детей разного возраста, да и взрослые с удовольствием читают его произведения.
Его герои – дети-непоседы, дети-выдумщики, которые попадают в разные курьезные ситуации. Писатель создает яркие, живые характеры. Ситуации, описанные в его произведениях, вполне могли произойти с каждым из нас, это делает их близкими и понятными читателю. Можно отметить способность понимать детей, умение разговаривать на их языке, естественность повествования в манере его письма.
Носов долгое время работал в сфере кинематографии, в литературу, по его словам, пришел случайно. Родился сын, и первые произведения были для него и его друзей-дошкольников. А разве можно писать плохо для собственного ребенка? Наверное, поэтому в книгах Носова чувствуется любовь и уважение к детям.
«Живая шляпа» написана в лучших традициях русской классической литературы. Издательство «Мелик-Пашаев» не случайно выбрало ее для издания в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». С самого начала читатель понимает, почему шляпа двигается, не понимают этого только незадачливые герои рассказа Володя и Вадик. Когда шляпа поползла к ним, они оба заскочили на диван от страха.
Конечно, шутка ли шляпа сама по себе двигается! Они придумывают разные планы противостояния непонятному явлению. Хотели кочергой ударить по ней, хорошо, что шляпа вовремя замерла, а то бы Ваське несдобровать. А вот картошка все-таки достигла своей цели, тут уж Васька не стерпел, подпрыгнул и закричал на своем кошачьем языке. Мальчишки догадались, в чем дело и обрадовались.
Тайна живой шляпы была раскрыта.
Рассказ чрезвычайно динамичен, по мере того, как страшнее становится героям, ситуация становится все комичнее. Меру страха можно измерить теми орудиями, которые они готовили против беззащитного котенка. И даже зная заранее о коте Ваське, читать все равно интересно и смешно. А может быть, кто-то узнал себя в героях рассказа?
В этом произведении Н. Носов показывает глубокое понимание психологии и умственной работы ребенка. Герои рассказа – обычные мальчишки, которых читатель встречает в своей жизни каждый день, а эти вот стали героями рассказа.
Он тонко чувствует душу ребенка и понимает, как важна его роль в воспитании детей, поэтому к творчеству относится предельно ответственно и считает его важным для общества. Носов рассказывал, что удивился, увидев рядом с собой мир детства в лице своего сына. А настоящий писатель и художник начинается именно с удивления.
Рассказ Носова о детях, для детей и для их родителей, потому что родителям тоже не помешает вспомнить то время, когда они были маленькими. Рассказ «Живая шляпа» поможет в этом как нельзя лучше.
Купить книгу Живая шляпа
Иллюстрации к этому рассказу выполнены художником И. М. Семеновым, который известен как мастер карикатуры и главный редактор журнала «Веселые картинки». Рисунки помогают полнее почувствовать комизм ситуации. Если бы мальчишки сразу увидели, что у шляпы вырос хвост, то быстрее догадались бы, в чем дело.
Книга, созданная веселыми и творческими авторами, достойна занять место на книжной полке.
Источник: https://womensec.ru/articles/books/dlya-detey-ot-2-let/nikolay-nosov-zhivaya-shlyapa.html
Урок чтения Н. Носов”Живая шляпа”
Открытый урок по чтению
3 -А класс
Березовская ОШ, Раздольненского района, АР Крым
Учитель : Л. Ф.Поршнева
Тема урока: Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова; совершенствовать навыки чтения и выразительности, ставить к тексту вопросы, учить кратко пересказывать текст, развивать речь, память, творческое воображение, воспитывать интерес к чтению, учить доброму отношению друг к другу.
Оборудование: карточки для игры «Солнечный зайчик», портрет писателя Н. Носова, ноутбук, экран, проектор, магнитофон, учебник «Родная речь, выставка книг писателя, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
» стр.96 Глазки не ленитесь!»
— Какое предложение получилось?
— Откуда ОНО?
Ответ — И Я там был,
Мед, пиво пил,
По усам текло,
А в рот не попало!
III. Актуализация опорных знаний
1.Игра «Солнечный зайчик»
Карточки у каждого ученика
1 . Сломя голову . 2
3 . Остаться с носом . 4
5 . Хоть глаз выколи . 6
7 . Ушки на макушке . 8
9 . Зуб на зуб не попадет . 10
11 . Встать с левой ноги . 12
Объясните смысл выражений.
1). Очень быстро.
2). Остаться ни с чем.
3). Ничего не видно.
4).Напряженно вслушиваться.
5).Сильно дрожать от холода, от страха.
6).Встать не в настроении.
IV. Мотивация учебной деятельности
1.Работа с пословицами.
Игра» Собери пословицу»
.Не тот грамотен, кто читать умеет,…. да ничего не понимает.
.Не на пользу книги читать,… а тот кто, слушает и разумеет.
.Читает-летает,… когда только вершки с них хватать.
ВОПРОСЫ:
-Чему учат эти пословицы?
-Как нужно читать, чтобы чтение было полезным?
V. Изучение нового материала.
На протяжении урока показывается презентация урока по этапам.
1. Сообщение темы, целей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Николая Носова » Живая шляпа «.
2.Ученики рассказывают автобиографию писателя.
На доске портрет.
— Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?
— Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н. Н.Носова. Книги, которые вы взяли из библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные.
Как вы думаете, почему?
.3. Работа над рассказом «Живая шляпа». 1)В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе, (хоровое чтение) на доске слова. Плюх-ну-лось со — скольз — ну — ла по-смот-ри под-прыг-нет рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли
4) Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.
(Чтение по ролям, отвечаем на вопросы после каждой остановки.)
1 остановка
— Кто был в комнате?
— Что услышали мальчики позади себя?
— Какой предмет они увидели на полу?
2 остановка
— Почему Володя и Вадик решили, что шляпа живая?
— Они обрадовались или испугались?
3 остановка
— Как вела себя «живая шляпа»?
— Где спрятались от нее ребята?
4 остановка
— Как вооружились мальчики, выходя из кухни?
— Что они собирались делать?
— Почему отложили кочергу и лыжную палку и собрались «стрелять» в шляпу картошкой?
Физкультминутка. Релаксация под музыку Пение птиц № 4.
(Слушание в лесу пение птиц.)
5). Словарная работа
— Ребята, а что такое комод? Кочерга? (Ответы детей)
Комод — предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).
Кочерга — приспособление для перемешивания топлива в печи — толстый железный прут с прямо загнутым концом.
6). Работа по вопросам : по презентации
— Как звали котенка?
— Как звали мальчиков -героев рассказа?
— Чем занимались мальчики?
— Что вдруг случилось?
— Почему Володя закричал?
— Знали ли мальчики кто под шляпой?
— ТЕСТЫ по презентации
1) Как звали котенка?
А) Мурзик
Б) Васька
Г) Матроскин
2) Что делал котенок в начале рассказа?
А) сидел на полу возле комода?
Б) спал на диване
В) играл с мальчиками
3.Как звали мальчиков-героев рассказа?
А)Иван Иванович и Степан Степанович
Б)Толя и Коля
В) Володя и Вадик
4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой
А) огурцы
Б)картофель
В)помидор
Самостоятельное чтение рассказа.
VI. Итог урока.
— Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? — А как бы вы поступили на месте мальчиков? — Так смешной или страшный этот рассказ? — Как называется рассказ, который мы читали?
Домашнее задание: выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду, подписать его словами рассказа.
Оценки ( прокомментировать ).
Источник: http://www.sochuroki.com/urok-chteniya-n-nosov-zhivaya-shlyapa/
“Работа над выразительностью в произведении Н .Носова “ Живая шляпа””
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №1»
Урок литературного чтения по теме :
“Работа над выразительностью в произведении Н.Носова “ Живая шляпа””
Цель: 1. Создать условия для формирования у уч-ся развития речи.
2. Обучать правильности и выразительности речи.
3. Отрабатывать интонацию.
4. Развивать навыки чтения по ролям, использовать приём диалога.
Задачи:
Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного ;
Развивающие: развивать навыки чтения, связную речь, критическое мышление, воображение; умение слушать и запоминать информацию на слух; формировать понятия “юмористический образ”;
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения: осознанное восприятие литературного произведения Н. Носова “Живая шляпа”.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные — работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные — умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные — умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в диалоге.
Работа над выразительностью объединяет 4 направления
Техническое Интонационное Смысловые работа со скороговорками -паузы(знаки преп.) -основная
-упражнения дыхания и глаз -темп мысль
— чистоговорки -тембр
-артикул. гимнастика -логическое ударение
-чтение хором
Тренировочное
Чтение рассказа
-по ролям
-цепочкой
-диалог
-драматизация
Фрагмент урока
l Психологический настрой урока
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка.
ll Упражнение для развития дикции и выразительности чтения.
1.Работа со скороговоркой
— Красиво читать, чётко отвечать, речь свою развивать. ( в этом нам поможет скороговорка )
Котик ниток клубок, укатил в уголок ( беззвучное проговаривание, шепотом, медленно, с радостным настроением, выразить грусть, быстро)
lll Сообщение цели урока.
-Сегодня на уроке, мы продолжаем работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”.
1 Прочтение отрывка учеником.
2 Прослушивание отрывка в записи.
lV Подготовка к выразительному чтению.
1 Какие средства помогут выразительно научиться читать: паузы, пословицы, тембр, ударение, поговорки, считалки, сила голоса.
2 Работа с памяткой.Читай правильно.
-Повторите средства речевой выразительности в парах, не глядя на доску.
3 Поисковая работа по тексту.
-А какие средства выразительности употребляет автор в рассказе?
-Найдите и прочитайте предложения со : знаками препинаниями, высоким и низким тембром, медленно и быстро.
— Найдите слова,из которых видно, что мальчики очень напуганы? (жи-жи-живая, шля-шля-шляпа, у-у-хо-хожу, бо -боюсь.)
Физминутка
V Работа над произведением Н.Н.Носова” Живая шляпа”.
1 Чтение учащихся по ролям.
2 Оценивание учащимися.
Vl Рефлексия
-Определите,какая пословица подходит к нашему произведению?
Волков бояться – в лес не ходить. Робкого и тень страшит. У страха глаза велики.
— Прочитайте пословицу с разной интонацией.
Vll Итог
-Что нужно делать,чтобы не бояться ничего?( надо преодолеть свой страх, нельзя давать взрыву чувств.)
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/rabota-nad-vyrazitiel-nost-iu-v-proizviedienii-n-nosova-zhivaia-shliapa
Краткое содержание «Живая шляпа» Носова Помощь по литературе
«Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может.
Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье.
Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.
Особенности сюжета и стиля
Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ «Живая шляпа». Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой.
Потому прекрасно работает композиционный прием, который использует Носов. «Живая шляпа» — рассказ юмористический, так как нам весело наблюдать за тем, как абсолютно беспочвенный страх все больше одолевает героев. Кроме того, сюжет в рассказе развивается стремительно: Володя и Вадик моментально реагируют на происходящее и придумывают план действий.
Если сначала они пытаются просто убежать – естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и лыжной палкой, но непременно желают раскрыть секрет шляпы.
Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, — это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.
Близка ребятам и лексика, которую использует в произведении Носов. «Живая шляпа» — рассказ, где уместно употреблены выражения…«что-то плюхнулось», «трясутся от страха», «стали швырять». Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.
Воспитательное значение рассказа
Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному.
Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.
«Живая шляпа» — рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.
Отзывы о рассказе
Многие взрослые, впервые познакомившиеся с произведением в детские годы, читают его своим сыновьям, дочерям, внукам. И результат практически всегда предсказуем: ребята настолько увлекаются, что начинают безудержно хохотать. Например, так произошло с сыновьями М. Прилежаевой, которые все никак не могли успокоиться, узнав о приключениях героев. А.
Иванов вспоминал, как впервые услышал этот рассказ четырехлетним ребенком. Произведение настолько ему полюбилось, что вскоре он знал его наизусть. Но главное, что можно выделить в обеих историях, – знакомство с «Живой шляпой» пробуждает в маленьких читателях желание познакомиться с другими рассказами писателя. А это и есть приобщение к литературе.
Переводы и экранизация
Произведения Николая Николаевича интересны не только российским ребятишкам, но и детям других стран. На белорусском рассказ «Живая шляпа» появился уже в 1938 году.
Впоследствии были сделаны его переводы на эстонский, польский, немецкий, английский, испанский, французский, финский, ирландский и даже малагасийский языки.
Кстати, по данным одного из международных журналов, третье место среди русских писателей, чаще всего переводимых на другие языки, занимает именно Н. Носов.
«Живая шляпа» — рассказ, который идеально подходит для инсценировки. В 1972 году по его сюжету был снят фильм, ставший курсовой работой А. Суриковой.
Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2600_kratkoe_soderzhanie_171_zhivaya_shlyapa_187_nosova.htm
Adblockdetector