Сочинение анализ рассказа старуха изергиль горького

Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1884 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.

Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.

На примере себялюбца Ларры, жившего так, как он сам захотел; своей бурной беспорядочной жизни, посвящённой поиску удовольствий, частой смене любовников и «окончившейся» где-то в сорокалетнем возрасте; а также яркой жизни-подвига Данко, осветившего путь людям своим сердцем, Изергиль пытается показать, что свобода человека – в его правильном выборе. Ларра и она сделали неправильный, она теперь, в конце жизни, это осознала.

Обратите внимание

Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен.

Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек.

А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.

Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела – и тут же забывая об этом.

Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней.

Но чувства всегда руководили Изергиль.

Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи.

Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила.

И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью.

Важно

Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть.

В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней.

Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.

Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе.

Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг.

Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение.

И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.

Совет

Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.

Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.

У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/analiz-rasskaz-gorkogo-staruha-izergil.html

Старуха Изергиль Горького – анализ произведения: о чем рассказ, дата написания, характеристика Данко и Ларра

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького, развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени, которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Макар Чудра»,
  2. «Старуха Изергиль»,
  3. «Девушка и смерть»,
  4. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м. Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты».

Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало.

Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Обратите внимание

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный». Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает.

На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями.

Основной здесь является тема любви – это чувство личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого.

Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку.

Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра, но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания.

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

Источник: https://uchim.guru/literatura/staruha-izergil-analiz-proizvedeniya.html

«Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

В ранний период творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям.

Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков.

Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра», таким же образом построена и «Старуха Изергиль».

Важно

Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко.

При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека.

Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя.

А в героях ее легенд  – Данко и Ларре – воплощены образцы «одной, но пламенной страсти»: в Ларре – крайнего индивидуализма, а в Данко – высшей  степени самопожертвования из любви к людям.

Читайте также:  Анализ произведения мцыри лермонтова (поэмы)

Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.

В чем же смысл этой антитезы? Ларра – гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце  нож, тот сломался, «точно в камень ударили им».

По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел — гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.

Данко же – воплощение  неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное».

Совет

Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один «осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой».

Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.

Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века», передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь.

Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна.

Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что «красивые всегда смелы», а «в жизни всегда есть место подвигам».

Обратите внимание

Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой.

Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице.

А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Старуха Изергиль»

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/505-staruha-izergil-analiz

«Старуха Изергиль»: анализ рассказа, образы героев

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе.

Обратите внимание

На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр».

Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль.

Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного.

И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса.

Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Думается, что нет.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры.

В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п.

Важно

Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость.

Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других.

Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее.

Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя.

Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества.

Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее.

Совет

Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово.

Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала…

пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт.

Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Обратите внимание

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь… Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой.

Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей…» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью.

Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех.

Читайте также:  Сочинение развитие человека

И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени.

Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека.

То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов.

Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным.

Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием.

Важно

Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Источник: Педчак Е.П. Литература. Русская литература ХХ века. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/starukha_izergil_analiz_rasskaza_obrazy_geroev/107-1-0-1195

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Горького М.Ю

Анализ рассказа

«Старуха Изергиль» Горького М.Ю

В ранний период творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям.

Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков.

Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра», таким же образом построена и «Старуха Изергиль».

Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко.

При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека.

Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя.

Совет

А в героях ее легенд  – Данко и Ларре – воплощены образцы «одной, но пламенной страсти»: в Ларре – крайнего индивидуализма, а в Данко – высшей  степени самопожертвования из любви к людям.

Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.

В чем же смысл этой антитезыЛарра – гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце  нож, тот сломался, «точно в камень ударили им».

По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел — гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.

Данко же – воплощение  неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное».

Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один«осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой».

Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.

Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века», передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь.

Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна.

Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что«красивые всегда смелы», а «в жизни всегда есть место подвигам».

Обратите внимание

Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой.

Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице.

А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.

Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3304-analiz-rasskaza-starukha-izergil-gorkogo-m-yu

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»

Сочинения › Горький М. › Старуха Изергиль

Готовые Домашние Задания

Произведение «Старуха Изергиль» было написано Максимом Горьким в 1895 году. Рассказ относится к ранним произведениям, написанных Горьким. «Старуха Изергиль» — это одно из произведений Горького, наполненное духом романтизма.

Ведь Горький поправу считается первым, кто ввел романтизм в русскую литературу. Романтические произведения занимают огромное место в творчестве писателя. Композиция рассказа «старуха Изергиль» необычна.

Сам Горький говорил, что «Старуха Изергиль» это одно из произведений, которое было выстроено на высшем уровне, он считал его одним из лучших своих работ. Композиция такова, что Горький пишет рассказ в рассказе, а точнее сказать три рассказа в рассказе.

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился.

Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин.

За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный.

Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.

Важно

Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами.

Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно.

Так же как и в легенде о Ларре Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!».

Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.

И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным.

Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса.

Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца.

Совет

Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.

Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию. Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»

Сочинения по теме:

  • Легенда о Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» сочинение
  • Легенда о Ларри в в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» сочинение
  • Что является смыслом жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») сочинение
  • Что хотел показать М. Горький противопоставляя Данко и Ларру в рассказе «Старуха Изергиль» сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/staruha-izergil/rasskaz-m-gorkogo-staruha-izergil

Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Горького М

“Старуха Изергиль” Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика.

Такая манера носит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий. В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг

другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко. Ларра – сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”. Он отказался повиноваться старейшинам в племени.

Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: “Луна взошла.

Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой”. Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

Вторая

легенда посвящена Данко – человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: “И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем”.

Обратите внимание

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание – спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры – крайности.

Читайте также:  Сочинение на тему жизненный путь это постоянный выбор

Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: “Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать”, “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”, “Каждый сам себе судьба!”.

С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей. Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: “В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально”. Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

(Пока оценок нет)

Categories: Литература

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-rasskaza-staruxa-izergil-gorkogo-m/

Анализ «Старуха Изергиль»

Прежде чем провести небольшой анализ «Старухи Изергиль» — произведения Максима Горького, коротко рассмотрим основные факты об этом рассказе. Максим Горький путешествует по Бессарабии, и по возвращению домой сразу пишет этот замечательный рассказ. Год написания рассказа «Старуха Изергиль» — 1891 год.

По мнению литературоведов это произведение относится к раннему творчеству Горького, но уже хорошо прослеживается стилистика автора и нотки романтизма. Немаловажно, что сам автор полагал, что именно этот рассказ стал наиболее удачным из всех остальных. Благодаря анализу «Старуха Изергиль» можно глубже понять идею и ход рассуждений Горького.

Главные герои рассказа «Старуха Изергиль»

В рассказе три новеллы, сюжет которых не связан между собой, но вместо этого у них есть ярко выраженная общая идея.

Используя три совершенно непохожих сюжета, Максим Горький доносит до читателей, насколько поистине ценна жизнь человека.

Разумеется, донести эту идею помогут главные герои рассказа «Старуха Изергиль» — это Данко, Ларра, старуха Изергиль. Сделав анализ образа каждого из этих героев, мы увидим, что под настоящей свободой подразумевает автор.

Важно

Сначала проведем анализ первой новеллы рассказа «Старуха Изергиль», где повествуется о Ларре. Его натура пропитана эгоизмом, он думает только о себе, поэтому читатель видит Ларру в неприглядном свете.

Другие, смотря на поведение Ларры, тоже испытывают лишь разочарования — кто-то его просто боится, а кто-то даже ненавидит. У Ларры отец — орел, а мать — женщина, и хотя внешне он выглядит, как человек, своими поступками он раскрывает свою сущность животного.

Чтобы добиться своего, Ларра идет на всё и по всем, у него нет ценностей.

Анализ «Старухи Изергиль» был бы не точным, если упустить такого персонажа, как Данко. Горький полностью противопоставляет его Ларре. Какие главные качества в Данко? Он милосерден, сострадателен и добр. Данко ставит других выше себя, и собственное достоинство других он ценит намного выше своего. Он готов идти на жертвы, и не видит другого пути в жизни.

Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» передает ход рассуждений Горького о том, что любому человеку под силу развить в себе горячую и самоотверженную любовь, даже не размышляя о последствиях.

Теперь поговорим о третьем персонаже — старухе Изергиль. Очень неоднозначно можно проанализировать этого героя рассказа. От Ларры и Данко Изергиль отличается тем, что ее нет в границах легенды, она выходит из реальности.

Когда старуха Изергиль повествует о своей истории любви, читателю не верится, что она с искренностью испытала чувства, о которых рассказывает. Хотя, надо сказать, что эта женщина действовала по велению своего сердца.

Новелла об этой старой женщине очень похожа на часть рассказа, где главным персонажем выступил Ларра.

Максим Горький не решает за читателя, как именно стоит трактовать поступки главной героини, что наталкивает на мысль: а в реальной жизни ведь поведение человека тоже зачастую неоднозначно. Приняв во внимание всех трех персонажей рассказа «Старуха Изергиль», мы понимаем, какую тему хотел обсудить Горький — это тема смысла человеческой жизни.

Вы прочитали анализ «Старухи Изергиль», познакомились с главными героями рассказа. Предлагаем вашему вниманию также краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль».

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-staruha-izergil

Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Далее ученики выделяют в  исповеди Изергиль основные эпизоды  и, учитывая то, что почти все они  представляют собой компактные микроновеллы, стараются, во-первых, в каждом проанализировать конфликт и его разрешение, и, во-вторых, установить связь между всеми  этими микроновеллами, найти сквозную конфликтную линию и раскрыть ее пафос.

Организуя анализ основных эпизодов в исповеди Изергиль, преподаватель  ненавязчиво направляет внимание на главенствующее значение в жизни  Изергиль двух стихий — любви и  свободы как высших духовных ценностей и ориентирует на рассмотрение очень непростых отношений между этими стихиями в сюжетах микроновелл.

Уже первые четыре эпизода  исповеди Изергиль («Рыбак с Прута  и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый «мешок червонцев», «Достойный пан  с изрубленным лицом») раскрывают ее понимание любви как полной самоотдачи, и высокий дар Изергиль — любить, как она говорит, «чтоб  хватило крови».

Совет

Изергиль любит страстно и бескорыстно и такой же полной мерой берет любовь. В любви  она не прощает унижений, и когда  «маленький полячок», «смешной и подлый», оскорбил ее словом, она «закипела, как смола», и расправилась с обидчиком.

Она отдается любви не по расчету  или по принуждению, а только по собственной  свободной воле.

Уже анализы этих эпизодов позволяют читателям придти к  выводу о том, что для Изергиль любовь и свобода — взаимообусловленные  понятия, одно не замещается другим, а  есть условие другого.

Этот принципиальный вывод мы закрепляем анализом двух других эпизодов, идущих один за другим: с толстым паном («У него было такое  толстое, сырое лицо, и живот —  как большая подушка. Он смотрел, как сытая свинья») и с «достойным паном с изрубленным лицом. Этих персонажей сопоставляет сама рассказчица.

Толстый пан, осыпавший Изергиль золотыми монетами, олицетворяет в  ее глазах образ жизни, недостойный  человека — любовь он мерит деньгами. А пан с изрубленным лицом, который ходил воевать за греков, вызывает восторг Изергиль: «О, этот, рубленый, был хороший человек!»; «Вот человек!..

Что ему греки, если он поляк?» Именно здесь, в рассказе о «достойном пане», Изергиль произносит тот афоризм, в котором для  нее открывается высшее проявление личности: «А когда человек любит  подвиги, он всегда умеет их сделать  и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

В жизни Изергиль много  любви, она дарит ее достойным  людям щедро и неистово. Но она  никогда не становится рабой чувства, никогда не поступится ради него своей  свободой: «Я порву цепи, как бы крепки они ни были».

И если в любви  нет горения, нет полноты чувств, Изергиль ее отвергает. «Только поет да целует, ничего больше! Скучно это  было уже», — говорит она о  рыбаке с Прута. «Целую неделю жила, — ничего…

Но скучно стало», — вспоминает Изергиль о своей жизни в гареме у турка.

Обратите внимание

Проанализированные эпизоды  позволяют сделать вывод о  философии человеческого существования, которую исповедует Изергиль.

В ее оценках людей и событий четко  противопоставлены: жизнь «жадная», то есть насыщенная страстью, любовью, жизни вялой, скупой на чувства, то есть «скучной»; свобода — неволе; бунт и непокорство — покорности; благородство — подлости; бескорыстие — корысти; и, наконец, мелочной расчетливости, стремлению не тратить себя — готовность за все взятое у жизни «платить собой», и полной мерой. Последнее свойство — главное в натуре Изергиль, и она особо ценит его в  себе.

Заключительная микроновелла в исповеди Изергиль наиболее важна  для понимания ее характера и  ее судьбы.

Если до этой микроновеллы можно  было говорить о некоей гармонии отношений  героини с миром, то в анализе  истории отношений Изергиль с  Аркадэком ученики с помощью  учителя устанавливают, что принцип  равновесия между присвоением и  воздаянием нарушается — здесь «плата собой» обретает трагический смысл, горький и героический одновременно.

Вкратце наметим ход анализа  заключительной микроновеллы. Сама Изергиль называет свою любовь к Аркадэку «последней игрой».

По сути же, словом «игра» героиня  обозначает свой самый отчаянный, даже безрассудный с точки зрения «здравого  смысла», поступок.

Когда Аркадэк  попал в плен, Изергиль сделала  всё, чтобы вызволить его —  она пошла на подвиг самопожертвования  во имя любимого, хотя и не любящего ее человека. Почему же подвиг самопожертвования  нарушил гармонию отношений героини  с миром?

Мы обращаемся к последнему эпизоду микроновеллы — разговору  Изергиль и Аркадэка после того, как она спасла жизнь ему и  его товарищам. Бескорыстное самопожертвование  Изергиль вызывает в ответ вроде  бы благородное чувство — желание  отблагодарить. Но Аркадэк измеряет благородство обывательскими мерками: «…

Так выходило, что теперь он в  благодарность за то, что я увела  его, будет любить меня…». Вольно или  невольно, но Аркадэк оскорбил бескорыстное самопожертвование Изергиль. Дальнейшее поведение Аркадэка и его друзей соответствует той же обывательской  логике.

Важно

После того, как оскорбленная женщина ударяет Аркадэка — «лживую  собаку», он и его товарищи предполагают, что теперь Изергиль непременно предаст  их. «Вот какие подлые!» — комментирует Изергиль.

И вновь знаком разочарования  героини в обывательской мере вещей становится ключевое слово: «Мне тогда стало — помню — только скучно очень, и такая лень напала на меня…».

Однако завершается исповедь Изергиль не на печальной, а на мажорной ноте: «И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми (…) Любят  они меня. Много я рассказываю  им разного, им это надо. Еще молодые  все. И мне хорошо с ними».

Вот теперь мы с учениками  возвращаемся к анализу портрета, а точнее — портретов, Изергиль. Мы помним, что внешний облик героини  в начале ее исповеди («Я посмотрел  ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание…»  и т. д.

) задавал своеобразную интригу: не слишком ли дорогой ценой расплатилась героиня за радость жить так, чтоб «хватило крови»? Далее, словно делая  паузу в череде рассказов-микроновелл  Изергиль, повествователь силою воображения  сопоставляет ее с лицами тех людей, которых она любила когда-то.

Все  они теперь — «только бледные  тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с  сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень».

Таким уравниванием живую Изергиль и умерших людей при помощи одного сравнения («тень») автор снова акцентирует внимание читателей на том, насколько же беспощадна мера, которую избрала героиня — за все платить собой!

На этом этапе урока  мы ставим вопрос о том, правомерно ли называть историю жизни Изергиль легендой. Да, в ней нет фантастического  элемента, нет чуда и метаморфоз, нет образов-символов.

Но в этой истории  есть высокий накал чувств, есть постоянный порыв из обыденности  к необычайному, есть «мятежность» героини, способной идти против течения  и готовой к подвигу самопожертвования  ради любви.

Совет

Рассуждая таким образом, ученики доказывают, что сама Изергиль тоже принадлежит романтическому миру и что жизнь ее по-своему легендарна.

Ребята отмечают также, что  исповедь Изергиль и сюжетно, и стилистически  вписывается в систему легенд, из которых выстроен весь рассказ  Горького. Да и эмоционально-оценочный  «фон» здесь создается теми же средствами: морским пейзажем и рефлексией героя-слушателя. Ученики отмечают положительную экспрессию в пейзаже: «…

И старухе вторил теперь только шум морских волн, — задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни». Отмечают они и иную, чем прежде, реакцию  Максима на рассказ Изергиль —  на этот раз он не вступает с нею  в полемику. Значит, сама история  «мятежной жизни» героини убеждает Максима в правоте ее жизненной  философии.

И поэтому своеобразной патетической кодой, завершающей исповедь героини становится не диалог со своим  слушателем, а ее авторитарный монолог, которому Максим внимает, не прекословя: «Я не вижу разве жизнь? Ох, всё вижу, хоть и плохи мои глаза! И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю  жизнь.

И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться  на судьбу. Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба!».

Этот монолог — самый  сильный укор обывательской философии  существования. Так жить нельзя, это  противоестественно, это ненормально  — считает Изергиль.

Свою же собственную  жизнь она ничуть не считает необычной  или исключительной.

По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни  полной мерой и отдавать полной мерой  — это и есть та норма, которой  может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную  и наполненную смыслом жизнь.

Монолог Изергиль, преисполненный укора людям, а также последняя  микроновелла из ее исповеди становятся органическим переходом к последней, третьей легенде — легенде  о Данко. Ее анализ составляет следующий  этап урока. Ученикам было предложено следующее индивидуальное опережающее  задание:

Задание 8.

Дайте аналитический комментарий  легенды о Данко.

Опорные задания и вопросы:

    Почему племя  оказалось в бедственном положении  и не имело права погибнуть?

    Почему, по мнению  Изергиль, именно Данко взялся  вывести племя из болот?

Обратите внимание

    Как развиваются  взаимоотношения Данко и племени  по мере развития сюжета? Какими  видит рассказчица Данко и  племя в каждый момент их  отношений?

    В чем состоит  подвиг Данко?

(Задание может быть  распределено между несколькими  учениками, ввиду его объема  и сложности.

) Подробный анализ  легенды дает возможность развивать  у ребят навык «медленного  чтения»: учителю приходится многократно  возвращать учеников к тексту, находить в нем смысл тех  или иных поступков Данко и  племени, сложную вязь образных  ассоциаций, не упускать возможности  для эстетического наслаждения  секретами художественного текста.

Прежде всего ученики  отмечают особенности ввода легенды  о Данко в рассказ.

Легенда  словно опоясана пейзажем, в который  входят образы моря, тучи, луны, степной  дали — причем, каждый из этих образов  эмоционально насыщен, создавая атмосферу  таинственности и необычайности: «море  шумело»; «туча — черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет»; «от облаков падали на землю  густые стаи теней…»; «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно…»; «и в степной дали, теперь уже  черной и страшной…» …В этой атмосфере  оказываются вполне органичными  фантастические «знаковые образы», задающие эмоциональный камертон легенды. Таким камертоном к легенде о  Данко становятся как бы противоборствующие с ночной чернотой степи «маленькие голубые огоньки», «очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». И как в первой легенде, «знаковые образы» становятся первотолчком для интриги: «Это искры  от горящего сердца Данко. Было на земле  сердце, которое, однажды, вспыхнуло  огнем…» — говорит Изергиль, предваряя легенду. Упоминанием  об искрах и об их происхождении  Изергиль и завершает ее: «Вот откуда они, голубые искры степи, что  являются перед грозой».

Далее ученики самостоятельно (а порой — направляемые наводящими вопросами учителя) размышляют о  композиционном положении легенды  о Данко в рассказе. Эта легенда  — последняя, следовательно, она  каким-то образом связана с двумя  предыдущими и, по-видимому, как-то завершает  тот спор о смысле жизни, который  прямо и косвенно шел в течение  всего рассказа.

Возвращая ребят к монологу Изергиль, предваряющему легенду, учитель  акцентирует внимание на звучащей здесь  тоске по настоящим, красивым людям  и пронизывающих речь рассказчицы  интонациях укора.

Надо, чтобы ученики  не упускали из виду, что та же интонация  укора будет играть существенную роль в повествовании об отношениях между Данко и племенем — это  позволит верно определить эстетический пафос, которым пронизан конфликт в  легенде.

Начиная анализ конфликта  через основные компоненты сюжета, школьники обращают внимание на нагнетание рассказчицей в экспозиции драматических  обстоятельств, в которых оказалось  племя.

Некогда «веселые, сильные  и смелые люди» были загнаны в  ядовитые болота и непроходимые леса. И «уже хотели идти к врагу и  принести ему в дар волю свою, и н и — к т о испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех о д и н».

(Разрядкой мы выделили слова, на которые стараемся обратить внимание учеников.)

Возникает вроде бы тривиальная  оппозиция «Герой и Толпа», которая  в демократической литературе зачастую решалась в плане дискредитации  Героя, что эгоистически противопоставлял себя толпе, высокомерно возвышаясь над нею. Горький придает этой оппозиции совершенно новое осмысление.

Важно

Его герой, Данко, не в вожди рвется, не самоутверждения жаждет — он хочет спасти погибающее племя и  его заветы (заветы — это и  есть тот бесценный вековой опыт, в незнании которого Изергиль упрекала нынешнее поколение). Что же отличает Данко от других членов племени? —  задаем мы вопрос.

Ответ находим  в словах самого героя, обращенных к  соплеменникам: «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».

Непокорство  року (помните: «Каждый сам себе судьба»?), активные поиски выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций, целеустремленная деятельность — вот что, по Горькому, составляет суть героического характера, это и отличает Данко от изнуренных тоскливыми думами и «скованных страхом» людей племени.

«Во мне есть мужество вести», — говорит Данко, и читателям  становится понятной мера ответственности, которую он взваливает на себя. Племя  поверило Данко, ибо люди увидели, «что он лучший из всех», ведь только в его  глазах «светилось много силы и живого огня». На этом этапе между Данко  и племенем нет конфликта: «Веди  ты нас!» — сказали люди. Но по мере нарастания трудностей вера ведомых  в своего вожака начинает таять.

Источник: http://referat911.ru/Literatura/celostnyj-analiz-rasskaza-m-gorkogo/199279-2353779-place3.html

Ссылка на основную публикацию