Сочинение антонина характеристика и образ (доктор живаго пастернака)

Сочинение: Образ Доктора Живаго | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Характеристика Доктора Живаго из одноименного романа Пастернака. Судьба и любовь Юрия Живаго. Описание героя в цитатах

Роман «Доктор Живаго» стал знаковым событием в мире литературы 20 века. Его автор даже удостоился нобелевской премии и приобрел мировую известность. Однако наряду со славой Пастернак получил и жестокую травлю.

Власть не хотела видеть интеллигента в положительных героях, ведь литература использовалась, как средство пропаганды политического курса партии, поэтому «хорошими» могли быть только «пролетарии всех стран». Однако писатель счел нужным поднять тему интеллигенции и посвятить роман тому, как она выживала в лихолетье гражданской войны.

Обратите внимание

И именно за такую книгу ему присудили престижную премию, чего никак не могла простить Пастернаку партийная элита. Зато роман сполна оценили потомки, которые смогли понять сложный и противоречивый образ центрального персонажа романа – Юрия Живаго.

Судьба Юрия Живаго – доля типичного интеллигента времен гражданской войны. Его семья была богата, а перспективы в мирное время – безоблачны.

Но произошла революция, а затем и гражданская война, и вчерашние респектабельные граждане превратились в буржуев. Поэтому хоть он и получил блестящее образование, все равно не смог встроиться в новую социальную реальность.

Для своей страны он стал отщепенцем по праву рождения. Ни его творчество, ни его душевные богатства не были востребованы и поняты.

Первоначально герой приветствовал революцию, как «великолепную хирургию», однако одним из первых осознал, что «насильственностью ничего не возьмешь».

Ему не нравится «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства».

Он хоть и понимает, что ход истории ему не остановить, все же не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». И вот, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается лишь «голая, до нитки обобранная душевность», которой герою не занимать.

Характеристика Доктора Живаго, прежде всего, открывается тем, кто внимательно читал его стихи. В них герой предстает перед нами утонченным лириком, который задумывается о вечных вопросах больше, чем о насущных делах. Он всегда несколько оторван от реальности.

Важно

Многие упрекают его в безволии и абсолютной инертности, ведь Юрий Андреевич даже не может определиться, на чьей он стороне. В то время, когда люди жертвуют собой, отстаивая свое видение будущего России, он старается держаться подальше от вершителей истории.

Любовь Доктора Живаго тоже выдает в нем нерешительного и ведомого человека: у него было три женщины, но ни одну он не смог сделать счастливой. Герой иногда производит впечатление неприкаянного юродивого, который живет параллельно реальности и вне зависимости от общества.

В отличие от бравых и во всем определенных героев соцреализма, Живаго, казалось бы, никому не может послужить примером для подражания: изменил жене, бросил детей и т.д.

Для чего Пастернак изобразил такого неказистого героя? Да за такой портрет интеллигенции его могли бы и наградить. Но не тут то было. Юрий Живаго отстаивает идеалы куда более важные, чем классовые интересы. Он защищает свое право на индивидуальность даже в условиях войны.

Герой абстрагировался от социума с его вечной грызнёй за власть и стал жить собственном внутреннем мире, где царят истинные духовные ценности любви и свободы мыслей и творчества. Юрий живет так, как хочет, тихой, созидательной деятельностью во благо, и никому не мешает: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!».

Он не слаб, просто все его силы направлены внутрь и концентрируются на духовной работе.

Юрий Живаго отражает внутренний мир самого Пастернака. Автор писал, что соединил в этом образе  характеры Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Поэтому слушая Юрия, мы слышим голос его творца, и по количеству монологов главного героя понимаем, что у писателя «накипело» и в этом романе он пытается выплеснуть свои переживания и впечатления, которые распирают его изнутри.

Пастернак в своем романе «Доктор Живаго» поднимает вопрос о роли человека в истории и утверждает идею самоценности личности. Человек, по Пастернаку, ценен сам по себе, и без вкладом в общие дела, если он не считает их таковыми. Несмотря ни на что герой сохранил свое «Я» и остался собой, не замарав свой внутренний мир в крови и пыли лихолетья.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-doktora-zhivago/

Характеристика произведения «Доктор Живаго» Пастернака Б.Л

Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго» состоит в том, что это роман лиро-эпический. Первая публикация произведения планировалась в журнале «Новый мир», но она затягивалась, и Пастернак в 1956 г. передал рукопись, над которой работал с перерывами несколько десятилетий, итальянскому радиожурналисту. Впервые текст был опубликован в Италии в 1957 г.

В СССР роман критиковали, даже не читая. Многие советские исследователи считали, что роман надуман, его главный герой -доктор Юрий Андреевич Живаго — бледен, невыразителен, а стихотворения — неоправданная, искусственная добавка. В 1957 г. Пастернаку присудили за это произведение Нобелевскую премию, но правительство вынудило его отказаться.

Премия была вручена его сыну только в 1989 г.По словам самого Пастернака, во время написания романа им владело чувство огромной внутренней свободы. Роман -духовная автобиография самого Пастернака. В нем отражены авторская концепция бытия, представления писателя о том, что в мире все взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой человечества.

Совет

Поэтому в романе частная судьба героя призвана передать закономерности исторического развития и течения жизни вообще. Это произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько роман о жизни эпохи в целом. Отсюда и своеобразие образа главного героя.

В советской критике героя оценивали неоднозначно: относили к категории лишних людей, характеризовали как пустодушного и никчемного, сопоставляли с Климом Самгиным Горького.Главное содержание романа — духовная история человека, духовная жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго — лирический герой. Роман построен по законам лирического самовыражения.

Главную смысловую нагрузку несут не зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, а монологи, размышления героев, их разговоры, письма, поскольку в них запечатлен духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго — гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он раскрывает суть нравственных изломов эпохи.

Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго еще студентом ехал по Москве с Тоней: «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.

Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела…» — шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило» (кн. 1, ч. III, 10).

Но оно пришло, и действительно «само собой», когда свеча, явившаяся ему в чужом окне, «переселилась» в его собственную комнату.Свеча — символ любви, метель — образ вихревой революционной эпохи. Революция осознается как неизбежность, водоворот событий, антигуманных по сути, которые герой не хочет и не может принять.

Символически значима и фамилия главного героя: она связана с молитвой.Герой воспринимает жизнь в ее течении и обновлении. Он отражает авторское понимание событий: история подобна жизни растений, рост которых нельзя заметить, но он осуществляется ежесекундно, и потому все повороты истории естественны и закономерны, как и этапы жизни растения.

Творение истории не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый человек творит историю. В переплетении судеб главных героев романа, даже в интимных деталях, автор подчеркивает приобщение человека к созданию истории, лепке мира. Об этом говорит и Лара, пытаясь ответить на вопрос, почему они любят друг друга (потому что так хотело все живое). Во встречах главных героев открывается предначертание свыше. И идея связи высшего предначертания, человека и истории является в романе одной из главных.

Нравственно-философская идеология связана с антагонизмом образов Юрия Живаго и Стрельникова (Павла Антипова). Позиция Живаго — жизненная пассивность, философско-созерцательное отношение к жизни. Стрельников, напротив, активен, стремится преобразовать действительность, не задумываясь о средствах.

Для него характерно другое понимание нравственности. Он убежден: невозможно в трагический, переломный момент жить в условиях искусственного рая, когда окружающие живут в муках, и не пытаться переделать это.

Обратите внимание

Но для него отдельная человеческая жизнь ничего не стоит, поэтому он разрушает жизнь, а не способствует ее созидательному преобразованию. Позиция Живаго есть вслушивание в исторические события, попытка понять скрытый смысл эпохи.

Причину бедствий он видит в гражданской войне, с которой и началась трагедия, самоистребление, пренебрежение нравственными законами, насилие. Поэтому одна из центральных тем -тема личной ответственности за прошлое и настоящее, тема разрушения и утверждения жизни.

Герой — человек, принадлежащий к миру культуры. Он осознает, что существуют эпохи, превращающие человека в песчинку, и поэтому сознательно отказывается от участия в истории, создает свой мир, своего рода оазис, где царят истинные ценности человеческого бытия: любовь, свобода духа, культура. Символична смерть главного героя от удушья (апоплексический удар).

За несколько дней до смерти он ставит себе диагноз: душу и нервы «нельзя без конца насиловать безнаказанно», объясняет причину болезни: «от огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия.

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь: распинаться пред тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье». Лишившись и Лары, и Антонины, герой лишается души, а это приводит к смерти физической.
Стихи Юрия Живаго — смысловой итог произведения, его цель.

А сам роман показывает, как рождаются и живут стихи. Прозаические и поэтические части романа связаны: можно понять, в какой жизненный момент родилось то или иное стихотворение.

Роман Пастернака — проповедь не богословских основ, а живого христианства, необходимого для продолжения духовной жизни и развития нравственного сознания людей. Духовные завоевания давались ценой исторических трагедий и недоступных разумному пониманию жертв.

Творчески одаренный, Юрий Андреевич Живаго в силу своего таланта знает: «единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». Постепенно он теряет возможность любимой вдохновенно-производительной, самостоятельной деятельности.

Важно

Его друзья и сверстники приспосабливаются, изменяются и гордятся тем, что им удается сохранить внешнюю интеллигентность и устоять. А он постепенно опускается, страдает, упрекая себя в безволии, болеет и рано умирает. Для окружающих он попусту растратившийся, лишенный воли, «общественно лишний» человек.

«Не выдался, — говорит о нем дворник Маркел. — Сколько на тебя денег извели! Учился, учился, а труды прахом пошли». Он же, не кривя душой и не теряя ясности художественного восприятия действительности, вынужден видеть страшную цену душевного извращения, которую платят его порабощенные современники.

Именно в этом смысле следует понимать фразу: «Дорогие друзья, о, как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали», мысленно обращенную им в 1929 г. к Дудорову и Гордону.

Эта точная констатация разницы между творчески свободным художником и человеком, который, потеряв свободу, идеализирует свою неволю, вызвала в свое время обиду многих и в значительной мере обусловила запрет, наложенный на печатание романа.

Русская революция всегда была в сознании Пастернака главным событием века, экспериментальной проверкой социальных теорий прошлого. В своем начале она виделась ему возмездием обществу за извращение способности любить, восхищаться Божьим замыслом, плодотворно и самостоятельно в нем участвовать.

В лирическом сюжетном плане это сводится к отношениям Юрия Живаго, Ларисы Федоровны Антиповой и Павла Антипова-Стрельникова. Юрий Андреевич подчиняется любви как высшему началу, для него это стремление сделать человека счастливым, ничего ему не навязывая, расплачиваясь за это ценою собственных потерь и лишений. Его кажущееся безмолвие — следствие трезвой оценки.

Как художник, свидетель, исследователь, наконец, врач, он может правильно поставить диагноз и вылечить — помочь, если это возможно, жизни справиться с болезнью. Его творческая воля — талант — делает его неспособным к насилию. Его останавливает перспектива насилия над жизнью, которое, независимо от цели, ведет к извращению и гибели.

Хотя Комаровский виноват не только в искалеченной судьбе Лары, но и в его собственном разорении и сиротстве, Живаго теряет способность отстаивать любимую, лишь только она по своей воле встает на сторону чужой подчиняющей силы. Муж Лары Антипов во власти возмущения и ревности подчиняется благородной героической идее.

Он бросает любимую жену и дочь, чтобы защищать их в мировую войну, а затем — завоевывать в гражданскую. Но романтически воспринятая идея социальной справедливости, которой он беззаветно и, как следствие, все более бесчеловечно служит, предает его самого и приводит к самоубийству как единственному средству избежать мучительного насильственного конца.

В одном из черновиков романа, после первой встречи со Стрельниковым в штабном вагоне, Юрий Живаго думает: «Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков революции и религии! Как поклонялся им, каким стыдом покрывался, каким немужественным и ничтожным казался себе всегда перед лицом их.

И как никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой. Голой правоты, голой истины, голой святости неба не любил он.

Совет

И голоса евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной, если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса современности, которую во все века выражали наследники учителей — художники.

Читайте также:  Характеристика и образ дуни в повести станционный смотритель пушкина сочинение

Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше бесплодного самоусовершенствования человека». Эти мысли выражены в стихотворениях Юрия Живаго.

Двенадцать из них были напечатаны еще при жизни Пастернака в журнале «Знамя» (1954, № 4), остальные тоже опубликованы на несколько лет раньше самой прозы. Создавая их от имени героя романа, автор обрел новые возможности свободы и глубины лирического самовыражения.

Всякий человек ограничен событиями своей биографии, профессией, тем, что о нем заранее известно, Пастернак сумел найти выход в стихах.Главы второй книги освещены горячим огнем творческой одаренности главного героя.

Его «прирожденный талант» сказывается не только в тетради стихов, завершающих повествование, — он служит «постижению мира изнутри с его лучшей и наиболее ошеломляющей стороны». Именно поэтому академик Д.С. Лихачев называет Живаго лирическим героем лирической прозы романа. Талант, как «детская модель вселенной, заложенная с малых лет» в сердце, вытесняет волю, обращая все душевные силы на наблюдение и вслушивание, чтобы не заглушить голоса жизни.Подчиненностью воле обстоятельств объясняются бесчисленные лишения, выпавшие на долю Юрия Живаго: потери дома, семьи, Лары, которые он несет с честью и полным сознанием неизбежности. «Дарование учит чести и бесстрашию, — писал Пастернак, — потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования». Понимание «замысла существования» наполняет монологи Живаго и слышится в репликах душевно близких ему людей. «Личная заинтересованность побуждает его быть гордым и стремиться к правде. Это выгодная и счастливейшая позиция в жизни может быть и трагедией, это второстепенно».

Единственный волевой поступок Юрия Андреевича, его рискованнейший побег из партизанского плена, побег к Ларе, оказывается возможен благодаря стечению благоприятно сложившихся обстоятельств. Жизнь и природа покровительствуют и строят их любовь.

«Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака, деревья…

Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной».

Их любовь в романе соотнесена с естественностью любви первых людей на земле, и появление в их раю Комаровского становится образом грехопадения.

Обратите внимание

Не простившись как следует, превозмогая «колом в горле ставшую боль, точно он подавился куском яблока», Юрий Андреевич отходит в сторону и уступает свою жизнь и любовь, почувствовав в Ларе душевный разброд и злую страсть к разрыву. Душевное горе обостряет восприимчивость таланта.

Сочувствие окружающей природы усаживает его за работу. Передавая герою свои стихи, Пастернак сознательно освобождает их от свойственной ему нагнетенной метафоричности, расширяет круг своих тем. В первую очередь это относится к стихотворениям евангельского цикла, которые дают высшее нравственное оправдание характеру их автора, Юрия Живаго, объясняют несвойственные нашему времени и нашей литературе отзывчивость и мягкую податливость души. Отсутствие жестких принципов и дидактических тенденций в характере героя роднит его с открытой доверчивостью романа в целом.

В романе Пастернака сошлись все линии его творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее, к выявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии.

В полной мере проявились и мировоззренческие основы творчества Пастернака: его убежденность в подлинной ценности силы духа и внутренней «тайной свободы» человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли — собственной или чужой.

Отразилось и понимание человеческой истории как части природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты действительности как художественного творчества.

Источник: http://lit-helper.com/p_harakteristika_proizvedeniya_doktor_jivago_pasternaka_b_l

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго.       Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары.

В конце мы знакомимся с еще одним образом — третьей жены Живаго, Марины.       Тоня Громеко – первая жена героя. Они выросли вместе, дружили с детства.

Но в один прекрасный момент Юрий вдруг понял, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».       Тоня была простой, трогательной, доброй, близкой и родной. Казалось, она была предназначена Живаго самой судьбой.

Вспомним тот момент, когда мать Тони, Анна Ивановна благословила Юрия и свою дочь на брак. «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…». Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев.

       Любовь Юрия к Тоне была тихой и чистой. Эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Этой виной была любовь к Ларисе Гишар.      «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об этой героине автор.

Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.        Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь вскользь, случайно, не замечая друг друга, и каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.  

    Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. Свеча становится символом их любви – знаком вечного духовного, спасительно огня и жизни. 

«…Мело, мело по всей земле  Во все пределы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела…» 

Важно

 Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.

       Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.       Для Живаго Лара – воплощение природы, женственности, воплощение его идеала.       Но внутри героини живет трагедия: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь.

Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».       Лариса не только любящая женщина, она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать».

      Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».       В жизни доктора Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина.

      Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».   

    Через весь роман проходят женские образы, тесно сплетающиеся с судьбой главного героя. Тоня, Лара, Марина…. Они такие разные, но каждая по своему смогла поддержать Юрия Андреевича, подарить свою любовь, стать его спутницей на разных этапах его жизни.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/zhenskie-obrazy-v-romane-pasternaka/212353.1714499.s1.html

Сочинение-размышление о романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Борис Пастернак начал литературную деятельность как поэт-футурист. Широкую известность получил его сборник «Сестра моя — жизнь», но вершиной литературного творчества Б. Пастернака стал роман «Доктор Живаго». Это произведение, впервые опубликованное за границей, получило мировое признание, доказательство тому — Нобелевская премия, присуждённая писателю в 1958 году.

В романе «Доктор Живаго» Б.

Пастернак показал Россию первой трети ХХ века (отразил события революции 1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны), но было бы неверно говорить лишь о социально-политическом аспекте истолкования произведения. На мой взгляд, «Доктор Живаго» — нравственно-философский роман, в котором писатель поднимает волнующие его проблемы любви (к Родине и к женщине), дома, ответственности, свободы личности, творчества.

Роман (бессмертное произведение) «Доктор Живаго» написан в традициях жития святых: Б. Пастернак стилизует текст Священного Писания («в лесу обитает Бог, а по полю змеится насмешливая улыбка диавола»), проводит Юрия Андреевича через испытания, а после их успешного преодоления канонизирует своего героя, причисляет к лику святых «Сыновей Человеческих».

Перед нами главный герой романа доктор Живаго – любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт.

Совет

Ему свойственно обострённое восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич «всё преувеличивал от волнения»: лежащая «на хирургической койке с подъёмною доскою» Тоня казалась доктору «высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни».

Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой «ложке взаимоистребления».

Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких «фраз и пафоса», поэтому так восторженно принимает он Октябрьскую революцию, восхищённый «…простым приговором вековой несправедливости», нашедший в нём (приговоре) «что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого». Есть что-то в живаговском порыве от извечного чувства вины российской интеллигенции перед народом.

Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор своё искреннее призвание:

Юрий Андреевич боготворит Женщину («Быть женщиной – великий шаг»), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: «Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая».

Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в «лесном ведомстве»), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни.

Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: «Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь… Ты понятия не имеешь…» Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: «…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью».

Невольно соотносится с этим причитанием плач Магдалины по Христу:

В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:

Обратите внимание

Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.

В романе «Доктор Живаго» Б.

Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: «…быстро всё поменяли… без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было». Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества.

Закрывая роман, я слышу бушующую за окном метель, вой волков и неистовый шёпот, повторяющийся как заклинание:

Источник: http://www.sochuroki.com/sochinenie-razmyshlenie-o-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Сочинение: Природное и историческое в романе Пастернака «Доктор Живаго» — Сочинение

Природное и историческое в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Русская литература знает немало великих произведений, посвящен­ных целым историческим эпохам, грандиозным изломам времен, изме­нениям вековых устоев. Для широкомасштабного отражения такого ро­да материала сложился особый эпический жанр — роман-эпопея, этало­ном которого в русской литературе стал роман Л. Н.

Толстого «Война и мир». Большинство писателей, осознанно или нет, во всем, подчас даже в названии, ориентировались на это произведение: «Хождение по му­кам» А. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др.

Во всех этих произве­дениях речь шла о великих исторических катаклизмах, во всех судьба народов описывалась в ее преломлении в судьбах целого ряда семей, ро­дов, большого числа героев — от простых людей до вождей и полковод­цев.

Наконец, традицию противопоставления вечности и неизменности природы текучести и новизне событий истории можно найти и у Л. Тол­стого («небо Аустерлица»), и у М. Шолохова («Дон-батюшка»).

Характеристика замысла книги, данная Б. Пастернаком в письме О.

Фрейденберг: «Я в ней хочу дать исторический образ России за по­следнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюже­та, тяжелого, печального и подробно разработанного… — эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь чело­века в истории и на многое другое» — позволяет предположить, что за­думанный роман должен был в основных чертах вписаться в традиции русского романа-эпопеи с его неторопливостью, обстоятельностью и по­вышенным стремлением осмыслить материал, данный определенной эпохой. Однако всплеск негативных откликов со стороны людей, даже с симпатией относившихся к творчеству Б. Пастернака, говорит о том, что ожиданий приверженцев традиционной эпической формы роман не оп­равдал. Но значит ли это, что роман «не удался»?

Читайте также:  Образ и характеристика дарьи в рассказе мороз красный нос некрасова сочинение

Действительно, ни имен реальных исторических деятелей, ни описа­ния реальных исторических событий в романе нет. Уже название рома­на — «Доктор Живаго» — говорит о том, что не эпоха, а отдельный чело­век, его судьба, его мысли становятся в эпицентре событий.

История его взаимоотношений с любимыми им женщинами, история его творчества не просто уравнивается в правах — она оказывается квинтэссенцией, са­мым подлинным выражением — и оправданием целой исторической эпохи со всеми ее войнами и революциями.

Важно

То небывало новое понима­ние истории, которое стоит за романом «Доктор Живаго», лучше всего выражено в словах Николая Николаевича Веденяпина — «духовного от­ца» и, фактически, альтер эго центрального героя произведения: «А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению.

Для этого открывают ма­тематическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пи­шут симфонии». Оказывается, не история движения народных масс, не история политических интриг и войн, но история человеческого духа, история человеческой личности является подлинной историей.

Она за­печатлевает не великие войны, а великие открытия и говорит о ценности не объединяющих народы идей, но о ценности отдельного человека даже в век миллионных жертв и потоков крови и слез, когда сама мысль о значимости человека кажется нелепой.

Эта история, история в современном ее понимании, зародилась, по мысли писателя, вместе с христианством.

Об этом не раз и всегда по- разному говорят Живаго, Веденяпин, Сима Тунцева, словно бы для того, чтобы простота и величие этой мысли открылись даже самому неиску­шенному читателю: «И вот в завал этой мраморной и золотой безвкуси­цы пришел этот легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и бо­ги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбель­ным песням матерей и по всем картинным галереям мира». Именно с Христа началось понимание значительности даже самой на первый взгляд незначительной жизни — Лазаря, Магдалины, всякого человека, именно с Христа началось понимание возможности личного бессмер­тия — бессмертия не бога, не царя, не героя — бессмертия каждого чело­века, каждого из нас.

И поэтому история не бесконечная и вечная череда сменяющих друг друга событий, бессмысленная в своей бесцельности. История — посте­пенное и неуклонное накопление, как говорит Веденяпин, «духовного оборудования», с помощью которого человек обретет бессмертие. Исто­рия не противостоит природе — она является частью общеприродного процесса вечной жизни.

«Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразитель­ное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится. И не то чтоб говорили одни толь­ко люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ноч­ные цветы и митингуют каменные здания.

Что-то евангельское, не прав­да ли? Как во времена апостолов», — недаром после этих слов воодушев­ленный Юрий Живаго чуть не открывает Ларе — и себе — свое сердце. В этом мире трудно провести границу, где прекращаются исторические процессы и начинаются природные, так же, как трудно отделить свои чувства, то, что происходит в твоей душе, от происходящего вокруг те­бя.

Даже революция сначала представляется Юрию Живаго природной стихией, разом положившей конец вековой несправедливости.

Многие жизненную позицию доктора воспринимают как его пассив­ность и даже фатализм и связывают ее с принадлежностью Живаго к русской интеллигенции, отличительной чертой которой эта пассивность якобы является. На самом деле правильнее такую позицию было бы обо­значить как доверие к жизни.

Главный герой романа видит, что вся дей­ствительность пронизана незримыми нитями, стягивающими в одно неразделимое единство личное, историческое и природное, ему открыта истина, что «общение между смертными бессмертно и что жизнь симво­лична, потому что она значительна», то есть ничего не проиcходит просто так, все имеет свой глубинный смысл, и поэтому от человека требуется только довериться этому смыслу, и все будет хорошо. Потому-то бес­смысленна для Живаго любая переделка жизни, затеянная на этот раз «гениями ограниченности» вроде Стрельникова или Ливерия: «Для них существование — это комок грубого, не облагороженного их прикосно­вением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веще­ством жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерыв­но себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с ва­ми тупоумных теорий». И самоубийство Стрельникова в конце романа выглядит вполне закономерно: он не доверял жизни и в один из момен­тов просто выпал из нее; в стремлении навязать действительности свои представления о ней не нашел в жизни опоры и сломался под взятым на себя непосильным — и бессмысленным — грузом.

Совет

Таким образом, роман Б. Пастернака представляет собою уникальное для русской — да и мировой — литературы явление, и не потому лишь, что это «проза поэта».

Просто впервые в произведении, посвященном це­лой эпохе, судьба человека показана не на фоне исторических событий, но как историческое событие, и дело здесь не в историческом величии этой личности, а в величии всякой человеческой личности вообще.

То есть в том, что с возникновением христианства история стала возможна лишь как история человека и его постепенной победы над смертью.

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-prirodnoe-i-istoricheskoe-v-romane-pasternaka-doktor-zhivago/

Сочинение на тему «До какой сути хотел дойти доктор Живаго в одноименном романе Пастернака «Доктор Живаго»

Произведение Пастернака «Доктор Живаго» является философским, однако здесь присутствует и исторический мотив. В романе рассказывается о русско-японской войне, Мерной мировой войне, революции (1917 г.), гражданской и Великой Отечественной войне.

Данный роман был опубликован не сразу. Так, из-за идеологических соображений писателю отказали в публикации на родине и только в 1988 году там решились его издать.

Произведение повествует о судьбе интеллигенции в революционное время. Главным героем является Юрий Живаго. Это творческая личность, он философски осмысливает действительность, которая его окружает.

Не случайно автор дал доктору такую необычную фамилию, ведь она свидетельствует о присутствии на страницах книги святого живаго духа. А вот слово «живаго» является старославянским и означает «живой».

Поэтому нельзя не заметить символический смысл того, что роман начинается именно похоронами матери доктора. Заканчивается же произведение тоже похоронами, только теперь главного героя.

Таким образом, Пастернак хотел показать читателю судьбу целого поколения. И мы видим, что образ Юрия Живаго является олицетворением ценностей и уникальностей жизни человека.

Кроме этого, можно проследить некоторое сопоставление героев, а именно Живаго и Антипова-Стрельникова, у которого очень трагическая судьба. Но все же, какими бы разными не были их жизни, оба они становятся жертвами революции.

Если говорить более конкретно о самом Юрии Живаго, то он считается представителем русской интеллигенции. Он не только доктор, но еще и поэт. По началу в его жизни все складывается хорошо.

Он женится, у него рождается сын, но в их спокойную жизнь врывается война и Живаго отправляется на фронт в качестве врача. После в романе происходит множество трагических событий. Обрывается жизнь во многих героев произведения.

Романом «Доктор Живаго» Пастернак доносит до читателя свои философские размышления о жизни, истории, о принятии революции интеллигенцией и многое другое.

Обратите внимание

И таким образом Пастернак благодаря главному герою романа, Юрию Живаго, пытается дойти до сути и показывает, как во время революции существовала интеллигенция и нужна ли она той стране, которая пережила революцию.

Поэтому из-за таких смелых рассуждений многие раскритиковали данный роман, но они забыли, что художник всегда имеет право сказать то, что думает, не оглядываясь на идеологию и партию.

Доктор Живаго в одноименном романе вскоре доходи до сути, которая заключается в том, что установить истину, применяя оружие невозможно.

Поэтому когда во время сражения партизан и белых, доктор ранит одного юнца из Белой армии, то вскоре понимает, что он поступил неправильно. Юрий переодевает раненого в партизанскую форму и выхаживает его.

А исправить свое действие он решает, потому что находит псалом как у раненого бойца, так у мертвого партизана.

Несмотря на то, что пришлось пережить доктору Живаго, он все равно остается самим собой. Конечно же, тот путь, который выбирает Юрий, не сулит ему никаких побед, но главное, что его путь достойный человека-поэта и человека-художника. Духовная биография Юрия воплощается в его тетради со стихотворениями, которая и завершает данный роман.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-do-kakoy-suti-hotel-doyti-doktor-zhivago-v-odnoimennom-romane-pasternaka-doktor-zhivago/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

По теме роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» достаточно традиционен. Он примыкает к прозе М. Шолохова, А. Фадеева, И. Бабеля, М. Булгакова, Б. Пильняка. Но, примыкая по тематическому признаку, в то же время существенно отличается и от «Донских рассказов», и от «Разгрома», и от «Конармии». Чем же?

 Во-первых, это произведение написано не по «горячим следам». Между временем его создания (1950-е годы) и отраженными событиями: первая мировая война, революция, гражданская война— пролегла временная дистанция более, чем в тридцать лет. «Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье»,—сказал Сергей Есенин. И действительно, история многое поставила на свое место, заставила задуматься над тем, что считалось само собой разумеющимся, то есть подготовила почву для философского осмысления прошлого.

Философский взгляд на вещи и свойственен Пастернаку.

Важно

Во-вторых, «Доктор Живаго» — роман, написанный поэтом, а не прозаиком. А это существенная разница. Поэт более чуток к деталям, оттенкам чувств и переживаний. Импульсы, идущие от внешнего мира, он привык пропускать не только через сознание, но и через свое сердце, душу, свое «я».

Отсюда особая эмоциональная окрашенность и автобиографичность повествования. Главный герой Юрий Андреевич Живаго, к тому же, и сам поэт, и стихи, написанные им, не просто приложены к основному тексту романа.

Они «просвечивают» этот текст изнутри, переводят прозаическое повествование на язык лирических образов.

В романе Юрий Живаго — один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот революции и войны. Он часто бессилен противостоять напору событий и подчиняется общему вихревому движению. Не случайно у Пастернака, как и у А.

Блока в поэме «Двенадцать», основным образом-символом революционной стихии является метель.

Юрий Андреевич часто участвует в событиях не по своей воле, а лишь как песчинка, подхваченная метельным порывом, не принадлежащая самой себе.

В стихотворениях же, написанных от лица героя, напротив, поднимается тема одиночества и личной ответственности за все то» чему он был свидетелем:.

Гул затих.

Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске —

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси. .

Не случайно Живаго вольно цитирует из Евангелия слова Христа, Сына Человеческого, предчувствующего муки и смерть. Подобными предчувствиями была наполнена жизнь и самого персонажа, русского интеллигента, испившего до дна горькую чашу страданий, выпавших на долю народа.

По профессии врач, то есть человек, для которого не существует своих и чужих, Юрий Андреевич Живаго хорошо понимает трагичность братоубийственной войны. Он воспринимает происходящее как «кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца».

Совет

Герой Пастернака не может стать над битвой, но он видит, что правды мало как на стороне белых, так и красных. Их изуверства соперничали по жестокости, «попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали».

Кровь тех и других вызывала приступы тошноты, «она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Правоту позиции доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступность братоубийственной бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение. Так, уодновременно убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красного партизана находят один и тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен был уберечь их от гибели, но, как видим, не уберег.

Борис Пастернак подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» но общечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги, а соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы это хорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказать о гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».

Но прямо — не значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся, сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драму героя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляется для него с образом России. Этой любви не суждено было победить душевное смятение.

Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческие судьбы—обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советской республики близких Юрия Андреевича — его первую жену с детьми. Не надеясь на встречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечного приступа, рухнув на камни мостовой.

А сама героиня, пережив самоубийство мужа и смерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном из неисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена Живаго. А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в которой друзья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не подозревает.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа листригоны куприна

Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?

И все-таки повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценой гибели Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о «неученой» бельевщице Татьяне.

Обратите внимание

Он заканчивается описанием тех светлых чувств, которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-много лет после смерти героя.

Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленное спокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущение неслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».

Подобный финал — не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок к повествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющий угадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.

Стихотворный цикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронести мимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресении Спасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:.

Я в гроб сойду и в третий день восстану, .

И, как сплавляют по реке плоты,.

Ко мне на суд, как баржи каравана, .

Столетья поплывут из темноты.

Список литературы

Пастернак Б. «Доктор Живаго»

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80592

Краткое содержание романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернак

(Сокращенный вариант)

Роман (1955, опубл. 1957, в СССР — 1988)

Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нем, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родст­венники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди и где атмосфера профессорской семьи вполне спо­собствовала развитию Юриных талантов.

Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урожденной Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон — близким другом, так что он не страдал от одиночества.

Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашенных музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счеты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадав­шей о том, что на такой шаг ее толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом ее расстроенного воображе­ния, — из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На насмешливые взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что все обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой.

У Юры сжалось сердце от со­зерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека.

Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лари­са — Лара — была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребенка — такого же, как ее подруги.

Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого При ее маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал ее кошмаром, он закабалил ее.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.

Важно

Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на елку к Свенцицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком.

Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не ме­шала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил черную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращенный на улицу почти с сознательнос­тью взгляда.

В этот момент и родились строки еще не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела…»

Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот мо­мент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожа­ния, что, если он любит ее и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свенцицким, где Юра с Тоней веселились в зале и где за картами сидел Комаровский.

Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища про­курора московской судебной палаты.

Когда Лару провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отно­шение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принес «наградные». Больше трех лет назад Лара, чтобы изба­виться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери.

Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги ее пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось.

Совет

Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Ка­мергерском. Девушка считала свое положение у Кологривовых лож­ным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей.

На балу у Свенцицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К во­шедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала…

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его' догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у, него падало сердце…

На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трехлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война.

Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать ро­дившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отношения были непростые. Он сомневался в ее любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Федоровна поступила сестрой в санитар­ный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знав­ший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархист­вующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал еще более страш­ную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своем отношении к революции.

Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалеку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооруженные банды, через области недавно усмиренных восстаний, с ужасом по­вторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.

В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда прини­мал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энер­гичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их поло­жение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребенка.

С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бы­вать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников — это ее муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьей. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить ее, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.

Обратите внимание

Вдруг трое вооруженных людей преградили ему дорогу и объяви­ли, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Аиверия Мику­лицына. Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все времена года — раненые.

Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они еще так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовав­шими ее духа.

Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опас­ности завершились все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тай­нике для ключей он обнаружил записку.

Аариса с дочерью отправи­лась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раз­деваясь, крепко заснул.

Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется бла­годаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошел служить в губздрав, а Лариса Федоровна — в губоно.

Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним ее и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе еще в том, что она любит его, а он ее — нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.

Важно

Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашен правительст­вом Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение.

Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в ее жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было ук­рыться в Барыкине.

Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажет­ся, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский.

Он привез весть, что Стрельников приговорен к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.

В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно схо­дил с ума. Он пил и писал стихи, посвященные Ларе. Плач по утра­ченной любимой вырастал в обобщенные мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях пока­зался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выхо­дило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.

О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.

…В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, об­росшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял вра­чебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.

По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из лет­них дней Юрий Андреевич вдруг исчез.

Совет

Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали.

Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появив­шийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил день­гами, начал хлопотать о хорошем месте работы.

Однако душным августовским днем Юрий Андреевич умер от сер­дечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский не­ожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Федоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил ее первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Види­мо, ее арестовали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Анд­реевич Живаго, расспрашивая бельевщицу Таньку Безочередову о ее героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовал­ся и ее, Таниной, судьбой.

Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные под­ходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме.

Потом беспризорщина, скитания…

Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татья­не, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и сти­хотворение —

Зимняя ночь 

Мело, мело по всей земле 

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/01/blog-post_31.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector