Сочинение дикой и кабаниха в пьесе островского гроза

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островско­го. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темно­го царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представля­ет собой некую патриархальную идиллию.

Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высо­ких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливают­ся жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных собы­тий.

Обратите внимание

Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с пе­сьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке.

Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности на­гольной, не увидите… А у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажи­вать».

Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют другнадруга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не вида­ли, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьян­ства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе явля­ется купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дико­го — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характе­ра.

«Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расче­ты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходит­ся».

Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «…Только заикнись мне о день­гах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Ка­бановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наслед­ство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит пле­мянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Важно

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным ме- хаником-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную при­чину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Про­кофьевич, честного человека обижать изволите?».

На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец.

Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу— поми­лую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, вся кой логики —вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о само­дурстве Дикого.

Как и большинство калииовцев, Савел Прокофьевич беспро­светно невежествен. Когда Кулигин проситу него денег на уста­новку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож­нами… обороняться»

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пье­се. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других персонажей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому ак­тивного сопротивления. Однако утихомирить его оказывается не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ними Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнать­евна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка.

Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дико­го его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений: «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Совет!

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, куль­тивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, по­стоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает беско­нечные нравоучения невестке, пытается контролировать пове­дение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домо­строя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родите­лей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их.

Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недо­вольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никако­го порядка», — рассуждает она в одиночестве.

Катерину она по­прекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, про­водивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку.

Тихон же, по мнению Кабановой, слиш­ком мягок в обращении с женой, не почтителен вдолжной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважа­ют», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем зае­ла», —замечает о ней Кулигин.

В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, все­прощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихо­ну жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «доби­вается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона.

«Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.

Обратите внимание

В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует про­тив себя и служит покорным орудием матери, даже в отношени­ях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности сво­их чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями».

Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись.

Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувствен­ности: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно по­давляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недо­статке мужественности. Подсознательно он и стремится воспол­нить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гу­лянках» «на воле».

Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и соб­ственного мнения, и собственных чувств.

Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилиз­мом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероят­но, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности.

Важно

Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «ус­воила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их.

В геро­ине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, од­нако ее ложь —это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Кудряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное каче­ство его природы — под названием «широты натуры»; плутов­ство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под на­званием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Источник: https://prepodka.net/obrazy-dikogo-i-kabanixi-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Дикой и Кабаниха сходство и различе — темное царствов драме Гроза сочинение

Действие пьесы Островского «Гроза» происходит в некоем городе Калинове, находящемся на берегу Волги, окруженный зеленью деревьев и кустарников. Кажется, здесь царит покой и порядок.

Но это только первое впечатление. Это город боли и безысходности, в нем царит грубость невежество и лживость. Город устаревших законов, подавления воли и свободы.

«Темное царство» — так говорит о нем автор словами Кулигина.

Дикий появляется в трех сценах, однако, это вполне законченный образ. Это «самодур», которому важно только его мнение и прихоть.

Понимая, что власть дают  деньги, он куражится над людьми, которые у него в подчинении, угнетает племянника, но отступает, если собеседник может постоять за себя. Савелий Прокофьич ругает всех, над которыми властен, но теряется когда ругают него.

Поэтому чувствуя бессилие перед ними,  срывается на тех, кто слабее. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», —  говорит Дикой.

Однако грубость и невежество Дикого не столь страшны, как расчетливость и подлость Кабанихи. Марфа Игнатьевна умна. Прожив не легкую жизнь, на старости лет  решает отыграться за все на родных ей людях.

Показушная добродетель не может скрыть злобу и жестокость этой женщины. Для Кабановой важна власть, у нее нет материнской нежности к своим детям.

Не удивительно, что Тихон становится бесхарактерным и не способным иметь свое мнение, Варвара решается сбежать, а невестка Катерина сводит счеты с жизнью.

Много общего между Диким и Кабанихой: оскорбить, истребить, унизить до безропотного подчинения – это самое важное для них. Но Марфа Игнатьевна пришла к этому, испытав на себе все унижения и издевательства в доме супруга.

Совет!

И только после их смерти, став полновластной хозяйкой решается вести себя также как поступали до этого с ней.

У нее даже нет мысли, что-то изменить, уйти от прошлого и жить, по-новому ценя родных и наслаждаясь любовью детей и близких.

Дикой на много проще. Все его поступки точная копия того, как поступали ранее его предки. Ему даже не столь важно, что за деньги можно купить практически все. Савелию Прокофьичу не нужно ничего покупать. Он просто использует силу денег.

 В пьесе «Гроза» автор ярко показывает рутину нравов того времени. Произведение является вызовом всему устаревшему в дореформенной России.

Темное царство характеристика Дикого и Кабанихи в драме Гроза сочинение

Такие герои произведения «Гроза» как Дикой и Кабаниха являются типичными представителями темного царства, которым русский писатель Островский хотел бы показать и представить читателям господствующих людей того времени. Главным для них является собственное обогащение и подчинение всех окружающих людей под себя.

Читайте также:  Сочинения про семью

Прежде всего два этих героя добились статуса самых богатых,а следовательно самых влиятельных людей в городе.

Как правило секретом не является то, что у кого есть деньги и подчинение других людей, есть власть, власть с помощью которой они могут совершать свои самые темные и неприятные дела как в отношении других людей, так и в отношении всего города.
Автор не зря делает этих людей очень похожими друг на друга.

Внешне это два неприятных, озлобленных и слишком грубых человека. Дикого вообще раздражает всё и все вокруг, его раздражает собственная семья, друзья, прислуга и даже просто обычные прохожие, которых он встречает на улице.

Кабаниха, же является человеком, который давным-давно указала место каждого члена своей семьи в её доме. Единственное, что ей не нравиться и с чем она не готова мириться, так это с тем, как Катерина пытается отстаивать своей место в этом мире и не желает быть полностью подчиненной ей.

Пожалуй, если и существует единственная разница между двумя этими героями, так это проявляется в отношении к своей семье. Дикой, открыто высказывает все свои недовольства и ничего не скрывает, Кабаниха же старается из подтешка указать каждому на их место, и показать кто есть кто в её доме.

И так, два данных героя, созданные Островским вряд ли кому-либо придутся по душе, и станут любимыми персонажами, уж слишком много в них отрицательных качеств, которые очень явно прослеживаются в каждом их движении, в их поведении и отношении к окружающим, да в прочем и к самим себе.

Дикой и Кабаниха сходство и различе — темное царствов драме Гроза

  • Сочинение Портрет друга (описание)У меня много подруг и друзей, но самая близкая подруга одна. Её имя Ирина. У нее короткие до плеч темно-каштановые волосы, они немного вьются, лоб наполовину закрывает маленькая чёлка. У Иры красивые тонкие брови, карие глаза и прямой нос,
  • Герасим — главный герой рассказа муму сочинение 5 классБлагодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.
  • Характеристика главных героев Героя нашего времени сочинениеГлавное действующее лицо романа Печорин. Молодой офицер, дворянин, отправляющийся служить на Кавказ. Лучше всего его характеризует Максим Максимыч. Двадцати пяти лет отроду, невысокого роста, широкоплечий. Довольно выносливый, мог в дождь охотиться целый
  • Сочинение Дружба Васи, Валека и МарусиВася является главным героем повести Короленко «В дурном обществе». Вася- сын судьи, а значит не из бедной семьи. Он был всегда сыт, одет, у него были игрушки с которыми он играл, а вот Валек и Маруся были детьми подземелья
  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинениеВ комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания. На примере семьи Простаковых мы видим грубых, необразованных и вульгарных дворян, которые считают во всём себя правыми и лучшими. Они интересуются только деньгами и быстрой наживой,
  • Сочинение на тему Печорин и ГрушницкийГригорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/dikoj-i-kabaniha-shodstvo-i-razliche-temnoe-carstvov-drame-groza

Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза

Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.

Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды.

Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим.

Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.

Обратите внимание

Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.

Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.

Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций.

Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.

Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.

Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов.

Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы.

  Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.

Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых.

Важно

Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.

← Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза ← Образ и характеристика Кнурова в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийХарактеристика и образ Варвары в пьесе Гроза → Образ и характеристика Любви Гордеевны в пьесе Бедность не порок Островского →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/dikoj-i-kabaniha-v-pesegroza

Дикой и Кабаниха (по пьесе А. Островского «Гроза»)

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает.

Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «…Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну.

— Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «…Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис.

«Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит…»,— с горе­чью говорит Борис.

Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «…недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке… а у меня из этого тысячи составляются…».

Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Совет!

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон.

Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне.

Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «…

Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать.

По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе.

Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических по­следствий…».

Источник: http://5litra.ru/soch/216-dikoy-i-kabaniha-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального -мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью.

Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, — ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы.

«Темное царство» цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Хотя Дикой и изображен всего лишь в трех сценах, драматург создал законченный образ Его имя звучит даже в экспозиции «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще'» — говорит Шапкин.

Обратите внимание

Дикой — типичный самодур, то есть человек, который действует сугубо по своей прихоти, по собственному произволу, не считаясь с другими.

Читайте также:  Образы футлярных людей в рассказах чехова сочинение

И можно вполне согласиться с Добролюбовым, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает».

Дикой куражится над племянником и над всеми своими домашними, но отступает перед теми, кто может дать ему отпор Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, а он не сможет ответить, то тогда держись все домашние' На них-то Дикой и сорвет всю свою злость.

«Так ты знай, что ты червяк Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит Дикой Совсем иначе он ведет себя с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит «Ты еще что тут' Какого еще тут черта водяного1″ Однако та его довольно быстро укрощает Именно у нее Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома ' Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить, Марфа Игнатьевна».

Очевидно, что в Диком есть черты, присущие и народу в целом На явления природы он смотрит с религиозных позиций, считает, что громоотвод — это «суета» а гроза людям в наказание посылается Дикой — не исключение для Калинова, а плод всего уклада калиновской жизни Он в каком-то смысле дитя своего города Но самое страшное, что такое отношение к домашним, да и ко всем бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не усматривается.

Не лучше и Кабанова Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным характером Она тоже держит всех у себя в подчинении и постоянной боязни Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре Прекрасно зная, что за жизнь предстоит Варе, когда та выйдет замуж, она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по-матерински ласково.

Кабаниха — один из персонажей, которые активно движут действие Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит традиции и ритуалы По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним И Тихона она вразумляет, что Катерина должна его бояться Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами Они необходимы ей как воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит своего существования И не зря Феклуша говорит «Бла-але пие, милая, бла-алепие' Красота дивная' Да что уж говорить' В обетованной земле живете».

И что интересно ни красота дивной природы, ни очаровательный вид на Волгу не вызывают такого восторга Она прославляет именно нравы города В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека, каких было много среди странников, а корыстную, невежественную, лживую натуру Вред таких людей несомненен Странница много рассказывает о неведомых землях, в которых неправедные порядки А в Калино-ве, по ее мнению, жизнь очень хорошая Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях хочет, чтобы ее вовремя отметили, выделили из числа других Кроме того, Феклуша защищает интересы Кабановой, а значит, и всего «темного царства».

В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью» В этом качестве пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=82977

Тёмное царство в драме островского «Гроза» дикой и кабаниха

Сочинения по литературе: Тёмное царство в драме островского «Гроза» дикой и кабаниха. Имя Александра Николаевича Островского — одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А. И.

Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: «Вы совершили все, что подобает совершить великому Таланту. …После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

На реалистических традициях драматургии Островского воспитывались многие поколения русских авторов.

Но особо велика заслуга Островского в том, что значение его творчества далеко выходит за пределы только театрального влияния. Его пьесы — это, прежде всего талантливые литературные произведения, которые оказали огромное воздействие на развитие русской литературы.

Тематика пьес Островского очень разнообразна.

Островский пришел в русскую литературу в шестидесятые годы XIX века, в годы освободительной борьбы, в годы, когда передовые люди боролись против всяких форм насилия над личностью, боролись за независимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой. В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, зарождающемся в России классе буржуазии, создает много пьес о купечестве. Островского очень часто называли Колумбом Замоскворечья.

Вместе с произведениями Островского в русскую литературу вошел термин «самодурство». Это не было новое слово, изобретенное писателем, но Островский вложил в это слово особое значение.

Важно

Самодур Островского — это хозяин жизни, это тот, кому подчинено все и вся, это тот, кто может безнаказанно издеваться над людьми, не считаясь с их человеческим достоинством, это тот, кто властен сделать все что захочет.

До Островского самодурство считали признаком дурного характера, но Островский впервые в своих произведениях совершенно четко и ясно сказал, что самодурство «основано на широкой мошне», что оно держится на деньгах, которые дают право хозяйничать и командовать. В 1859 г. Островский создал одно из ярких своих произведений, драму «Гроза».

Пьеса «Гроза» была откликом на те вопросы, которые волновали передовых людей России 60-х годов и, главным образом на вопрос о положении женщин в обществе, в семье. В пьесе «Гроза» главная героиня гибнет, и первое впечатление может сложиться такое, что погибла она оттого, что не смогла отстоять право на любовь.

Но когда мы анализируем события, которые разворачиваются на сцене, то совершенно ясно видим, что причина гибели Катерины — ее столкновение с «темным царством» самодуров, которые душат все живое вокруг себя, В пьесе «Гроза» мир самодуров представлен двумя фигурами.

Это Савел Прокофьевич Дикой, богатый купец города Калинова, и Марфа Игнатьевна Кабанова, купеческая вдова. Дикой — главная фигура в Калинове. Он груб и очень богат, перед ним дрожат все.

Когда Дикой идет по городу, не только люди, но и собаки разбегаются подальше от него.

Ему ничего не стоит обругать человека, оскорбить его. Домашние его тоже избегают встреч с ним, особенно когда Дикой чем-нибудь сильно раздражен. Дикой очень богат: Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время платить, то деньги платит он очень неохотно.

Дикой или совсем не платит тем, кто на него работал, или обсчитывает их, недоплачивает обещанной платы. «Что же тут особенного, — объясняет он городничему, — я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается».

Совет!

Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им не выгодно ссориться с Диким. Угодить Дикому невозможно.

Кудряш говорит, что у него (Дикого) вся жизнь на ругательстве основана. Самая главная черта Дикого — грубость. Груб он со всеми: и со своими рабочими, и с каждым прохожим в городе, груб и в своей семье. Дикой бахвалится своей властью: никто не может перечить ему.

Когда Кулигин обращается к нему с просьбой, чтобы тот дал денег на установление в городе солнечных часов, то Дикой кричит: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу.

Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет.

Так прямо с рылом и лезешь разговаривать». Дикой делает все, что ему вздумается, потому что он знает, что раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слушать от меня? Так вот слушай!

Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что червяк, захочу — раздавлю». Основной смысл жизни Дикого — обогащение. Он не в силах справиться с собой, когда нужно расплачиваться с рабочими. Сам он говорит, что у него «сердце такое». «Я отдам, отдам, а обругаю.

Потому всю внутреннюю разжигать станет… и в те поры ни за что обругаю человека». Дикой невежественен и суеверен. Гроза в его понимании — это проявление какой-то сверхъестественной силы. В речи его много просторечий: «аль», «что ль», «пропади пропадом» и т. п.

, но больше всего в ней ругательств: «проклятый дармоед», «разбойник» и др. Другим ярким представителем мира «темного царства» выступает в пьесе Кабаниха.

Кабаниха — защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей же кажется, что дети стали выходить из повиновения родителей.

От своих детей и Катерины она требует выполнения всех старинных обрядов, мешающих проявлению всех искренних чувств.

Сама она заставляет кланяться в ноги. Кричит на Катерину: «Что на шее-то виснешь! Не с любовником. Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» Она возмущена тем, что Катерина «не воет», проводив мужа. Кабаниха чувствует, что настает конец старине, она постоянно жалуется на неисполнительность молодежи, на ее неумение жить, хотя в ее доме все подчиняются ей.

Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам. Кабаниха не занята торговой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности — семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей; на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками.

По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков. Кабаниха — ревнительница и защитница нравственных принципов домостроя.

Обратите внимание

Ее «сердце-вещун» чувствует, что приходят новые времена, и поэтому она преследует в своих домашних любое проявление инакомыслия.

Между Диким и Кабанихой очень много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит.

Кабаниха страшнее его и вреднее. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе умеешь меня разговорить».

Кабаниха никогда не ругается, не употребляет бранных слов, но каким издевательством веет от ее «ласковых» слов: «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу.

Уж кабы я слыхала, я бы с тобой, мой милый, тогда и не так заговорила». Образ Кабанихи типичен. Она защитница духовной тьмы, кабальных социально-экономических отношений, в которых решающую роль играют деньги. Она душит все живое вокруг себя. Она сделала своего сына нравственным калекой, уродом, боящимся встать на защиту своих семейных интересов.

Она привела Катерину к гибели, заставила Варвару убежать из дома. Жить возле нее совершенно невозможно.

Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних устремлений других. Таков суровый приговор самодурам русской жизни, звучащий в драме «Гроза».

Источник: http://historylib.net/tyomnoe-carstvo-v-drame-ostrovskogo-groza-dikoj-i-kabanixa/

“Темное царство” Дикой и Кабаниха в драме “Гроза”

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине “темное царство” – мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги.

Читайте также:  Сочинение по картине куинджи после дождя описание

В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создается впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причем новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания.

Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях

Важно

с песьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями “темного царства”. Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать.

Если с обывателями в принципе все понятно, то как быть с указанными выше властителями?
В “Грозе” Дикой и Кабаниха репрезентируют “темное царство”. Они и хозяева, и создатели этого мира.

Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей.

В тексте произведения этот образ воплощен в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, дает взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды.

Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путем

унижения и издевок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. “Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет” – так о Диком говорят сами жители.

Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города – безвольных и забитых.

Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели “по чердакам и подвалам прятались”.

Совет!

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет.

Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путем деньги заработать невозможно, чем еще раз доказывает, что свое богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций.

Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) ее не беспокоят.

Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна “выть”, когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом.

Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: “что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю”. В этом она убеждает и купца.

Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признает негласное лидерство Кабанихи, ее силу характера и ум.

Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы ” Гроза ” тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир – на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки.

Обратите внимание

Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении.

Особенно четко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведенных выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так все и должно быть.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/temnoe-carstvo-dikoj-i-kabanixa-v-drame-groza/

Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе “Гроза”

Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского “Гроза”.

За поднявшимся занавесом – панорама Волги, на первом плане – деревья и скамьи. Действие происходит в городе Калинове, утопающем в зелени садов. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!” – эти слова Кулигина являются своеобразным прологом пьесы. Кажется, на фоне такой красоты люди должны жить красиво и счастливо. Однако это не так. В Калинове царит атмосфера “тупой ноющей боли.

, тюремного гробового безмолвия”.

“Темное царство” – такую

характеристику дает многим жителям города Кулигин. Он критикует “жестокие нравы” Калинова, грубость и лживость его обитателей. Действительно, создается такое впечатление, что в Калинове все поставлено с ног на голову, все потеряло свой смысл. Доброта здесь стала прикрытием злобы и жестокости.

Вспомним, как характеризует Кабаниху тот же Кулигин: “Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Любовь в этом городе – преступление. Любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!”.

Любовь и замужество не могут здесь ужиться вместе. В семье Кабановых царят грубость, обман, но только не любовь. О любви Марфа Игнатьевна вспоминает лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: “Ведь от любви родители и строги к вам бывают. Ну, а это нынче не нравится”. Даже смерть Катерины не заставит сжаться холодное сердце Кабанихи: “Об ней и плакать-то грех!”.

Я думаю, что Кабаниха умна.

Невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, увлеченная рассказами

странствующих богомолок о странах, где правят “салтаны”, а люди все “с песьими головами”, она все же способна оценить происходящее. Кабаниха понимает, что деньги еще не дают полной власти, ей необходимо закабалить людей, осквернив в них все лучшее, что есть в каждом порядочном человеке: любовь, верность, чувство прекрасного, веру, наконец.

Основное же средство для достижения полного владычества над людьми – жестокость, прикрытая ханжеством. Но ведь жестокость Кабанихи дает горькие плоды: Катерина гибнет, Варвара убегает из дома, Тихон впервые бросает упрек матери, обвиняя ее в смерти жены.

Важно

Такой вывод легко делают зритель или читатель, но он недоступен самой купчихе, потому что выходит за пределы правил, царящих в “темном царстве”. Кабаниха, на мой взгляд, самая последовательная защитница этого царства, потому что она предчувствует его гибель: “Старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.

хорошо, что не увижу ничего”. Думаю, этим ощущением конца того образа жизни, который был характерен для русского купечества середины XIX века, Марфа Игнатьевна отличается от Дикого, самого богатого человека в Калинове (примечательно, что он назван первым в перечне действующих лиц). Этот “пронзительный мужик” свято верит в то, что деньги развязали ему руки в общении с людьми.

Если Кабаниха действует “под видом благочестия”, то этот самодур дня не может прожить без ругани. Человек для него – червяк: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. Стоит ли удивляться тому, что Дикой сознательно совершает преступление, разоряя наемных рабочих.

“Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, – говорит он городничему, который относится к откровениям Дикого вполне спокойно, потому что сам зависит от него. Вот кто стоит во главе Калинова! Косность и грубость Дикого проявляются в его разговоре с Кулигиным.

Савел Прокофьевич не желает знать ни о научных открытиях, ни о Державине. Таким образом, в “темном царстве” гибнут не только высокие чувства, но и любые проявления творческой мысли. Однако Дикой воюет лишь с теми, кто зависит от него. Когда на переправе его обругал гусар, этот воинствующий самодур не посмел противостоять офицеру, а всю злобу выместил на домашних.

“Воюешь-то ты всю жизнь с бабами”, – бросает ему упрек Кабаниха. А Кулигин так характеризует смысл жизни “темного царства”: “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних”.

Как же страшны люди, избравшие жестокость основным делом своей жизни! Во многом похожи Дикой и Кабаниха: задушить, истребить благородство, чувства, не похожие на безмолвное повиновение, поиздеваться над людьми, покорными их власти – это для них если и не смысл жизни, то уж удовольствие немаленькое. Но Кабаниха пришла к этому через свою “каторгу”.

Ее так же точно ломали, над ней издевались в доме мужа. Прекратилось все это для нее только после того, как именно она стала в доме полновластной хозяйкой. А произойти это могло только после смерти предыдущих хозяев. Значит, таков порядок в жизни: терпи, пока над тобой стоит хозяин, наслаждайся безнаказанностью, коль сама стала хозяйкой.

Ей даже в голову не приходит, что можно изменить такой порядок, что относиться к сыну с невесткой, дочери можно по-другому, с любовью и нежностью. Нет в ее душе таких понятий. Она терпела – пусть и другие терпят.

Но Кабаниха, не только сильная характером, но и беспринципная и равнодушная, не понимает другого: человека можно не только сломить, как Тихона, озлобить, как Варвару, но можно и просто погубить физически, если прямоту нрава, нежность души не удается побороть. Это и случилось с Катериной. Дикой гораздо проще. Он делает то, что делали всю жизнь и отец, и дед, и сосед.

Совет!

Разница в том, что денег больше, а разума все меньше и меньше. Ведь Дикой живет даже не по принципу: деньги все купят. Он не желает ничего покупать. Да и зачем, когда можно использовать силу денег как таран, как капкан, просто как силу. По-своему оттеняет характеры Кабанихи и Дикого “благочестивая странница” Феклуша. Она не просто приносит в Калинов сведения о большом мире.

Она оправдывает жизненные принципы “темного царства”, причем характеристики города и его обитателей в ее устах не менее нелепы, чем рассказы о заморских “салтанах”. Калинов у нее становится “землей обетованной”, а жестокая Кабаниха – образцом благочестия. Это еще одно подтверждение бессмысленности и бесперспективности “темного царства”. “Гроза” – лучшая, но не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы сильных мира сего. Вспомним “Бесприданницу”, “Доходное место”, “Бешеные деньги” и другие пьесы.

В 1886 году Островский, осуществив свою последнюю поездку на Волгу, по словам современников, “заболел душой”: ничего не изменилось в России. Великий драматург решил начать писать новую пьесу для своего любимого Малого театра. Однако смерть перечеркнула этот замысел.

(No Ratings Yet)
Loading…

Сочинение рассказ о случае из своей жизни.
Сейчас вы читаете: Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе “Гроза”« Как зародилась письменностьMy Favourite Room – Моя любимая комната (1) »

Источник: https://studentguide.ru/ostrovskij-a-n/tipichnost-obrazov-dikoj-i-kabanixa-v-pese-groza.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector