Сочинение духовные искания андрея болконского и пьера безухова

Сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир»

Лев Николаевич Толстой любит людей, описываемых им в различных произведениях, не за какие-нибудь особые заслуги, а истинно за внутреннее сознание и восприятие мира, за их моральные качества и устои.

Так вот, к одним из важнейших атрибутов внутреннего мира человека Лев Николаевич относит постоянное стремление к самосовершенствованию.

Все казалось бы просто, но автор не довольствуется лишь одним стремлением к нравственным идеалам — ему интересна тропа, выбранная для достижения этой цели.

Обратите внимание

Всемирно известный роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — очень проблематичное произведение, в котором освещаются трудности социальной, политической и семейной сфер жизни.

Среди этого писатель выделяет основу — поиск смысла жизни и простого людского благополучия.

В романе «Война и мир» наблюдаются два перекликающихся персонажа — Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые и являются самосовершенствующимися личностями, и за которыми Толстой пристально наблюдает, отмечая их взлеты и падения.

Пьер Безухов в романе изначально ведет бесшабашную светскую жизнь праздного кутилы. Пьер настолько подвластен чужой воле, что позволяет обобрать себя до нитки и женить на Элен Курагиной, которая едва не разбила жизнь Пьера, опутывая его паутиной лжи и фальши.

Дуэль с Долоховым оставляет глубокое нравственное потрясение и вызывает ненависть к светскому пафосу и притворству. Это состояние подталкивает Пьера к вхождению в ряды масонства. Но, спустя время он разочаровывается и в этом.

После душевного кризиса Пьер вновь наполняется патриотизмом и участвует в войне 1812 года.

Переломным моментом в исканиях Безухова стало посещение Бородинского сражения, а встреча с Платоном Каратаевым, солдатом, который ни на что не ропщет, добр с окружающими и кроток, вносит новое в мировоззрение Пьера Безухова к простому народу. Конечным пунктом исканий Безухова становится стан декабристов, где он обретает себя.

Слава — вот о чем мечтает молодой Болконский, и только ради этого он едет в армию. Однако эти юношеские мысли о достоинстве, доблести, славе и прочем возвышенном быстро испаряются, когда он посещает Аустерлицкое поле.

Важно

Лежа на земле и истекая кровью, Болконский понимает, что слава — это не конечная цель существования.

За этим разочарованием следует другое: его кумир — Наполеон — «падает» в глазах Болконского и представляется ему мелочным человечком.

После этих происшествий Болконский решает посвятить свою жизнь ребенку, оставшемуся без матери. Андрей, пребывая в угнетенном состоянии, уединятся в своем поместье. Однако, это равносильно для него маленькой смерти, поэтому Андрей вновь кидается в круговорот жизни.

Приехав в Петербург, он работает со Сперанским, но недолгое время. Война 1812 года вызвала коренные изменения в жизни героя. Он принимает участие в сражении и ощущает себя здесь нужным человеком. Он роднится с народом и знает, что от него самого зависит судьба Родины.

Духовные искания А. Болконский завершил перед смертью, когда он перестал бояться ее и осознал, что жизнь дана для любви к ближнему.

Оба этих героя стремились к нравственному самосовершенствованию, оба начинали с нуля, и оба дошли до истины, которая стара как мир: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Источник: http://sochinyalka.ru/2013/10/duhovnye-iskanija-andreja-bolkonskogo-i-pera-bezuhova.html

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова Помощь по литературе

1. Одним из важнейших свойств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек — часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.

2. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни.

Его любимые герои — Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.

Совет

В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

3. С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость. «Эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле.

Лежа на поле битвы, тяжело раненный, князь Андрей видит над собой высокое небо, и все, о чем он мечтал прежде, представляется ему «пустым», «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава.

Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Болконский разочаровывается и в нем: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его. «

Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, Андреи приходит к выводу, что жить для себя и близких — это единственное, что ему остается. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом.

Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. «Надо жить, надо любить, надо верить» — эти слова Пьера заставляют князя Андрея увидеть мир по-новому, с новыми его красками, с пробуждающейся весной.

К нему возвращается желание деятельности и славы.

Он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского. Но вскоре последовало разочарование, так как князь Андрей понял, что эта работа далека от насущных интересов народа.

Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой. Болконский весь отдается своему чувству. Разрыв с Наташей стал трагедией для него: «Как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором. не было ничего вечного и таинственного».

Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбудило в нем желание бороться, быть вместе с народом. Он возвращается…в армию и принимает участие в Бородинском сражении.

Обратите внимание

Здесь он осознает себя частицей народа, и от него, как от многих солдат, зависит судьба России.

Путь совершенствования Андрея Болконского проходит через кровь, смерть и страдания людей на войне.

Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят князя Андрея к пониманию истины о необходимости любви к ближнему, к всепрощению человеческих грехов, тем самым приближая его к духовному совершенству Князь Андрей знает, что ему осталось пройти последний путь, но он уже не боится смерти, так как сумел превозмочь душевные страдания, а физические его уже не страшат. Именно перед смертью он прощает Анатоля Курагина. Он ясно понимает всю глубину души Наташи, прощает ей все и говорит: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».

Война для Андрея послужила тем испытанием, которое необходимо для нравственного самоочищения человека на пути познания истины Божьей.

4. Подобно Андрею Болконскому, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви.

Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно. Однако вскоре Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.

Важно

Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан декабристов.

5. У каждого из этих героев своя судьба, свой трудный путь к познанию смысла жизни. Но оба героя приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Читайте также:  История создания поэмы василий теркин твардовского (прототипы и история написани)

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1926_put_duhovnyh_iskaniy_andreya_bolkonskogo_i_pera_bezuhova.htm

Готовые школьные сочинения

Апр 17 2016

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Особенностью авторской позиции Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является то, что характеры своих любимых героев писатель изображает в постоянном поиске духовного совершенства.

Андрей Болконский и Пьер Безухов не погрязают в суете житейских мелочей, не усваивают раз и навсегда определенные представления о мире и надлежащих критериях его оценки — они ищут «настоящей жизни», разрешения вечных вопросов, ошибаются и начинают свой путь исканий снова.

Их характеры не статичны — писатель раскрывает «диалектику души» любимых героев, и это делает их особенно привлекательными в глазах читателя. Впервые мы встречаемся с Пьером и князем Андреем в начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, светской дамы.

Пьер впервые в светском обществе Петербурга, он только что приехал из-за границы, где получал образование. Его положение достаточно двусмысленно — он незаконный сын вельможи графа Безухова, находящегося теперь при смерти, и дальнейшее его будущее зависит от того, признает ли государь его законным наследником графа.

Пьер выделяется в этом обществе прежде, всего своей наивностью и непосредственностью: не соблюдая светских условностей, он пытается с искренним интересом обсуждать политические проблемы и высказывает свое мнение о Бонапарте, резко отличающееся от принятого в свете: Пьер считает его великим человеком.

Такие «святотатственные речи» вызывают ужас хозяйки4 дома и ярко показывают нам неискушенность молодого человека в светской жизни.

В отличие от Пьера, князь Андрей Болконский — человек вполне светский, но его усталый, скучающий взгляд говорит о том, что это общество ему давно надоело, особенно собственная молодая и хорошенькая жена.

Совет

Князь Андрей собирается на войну прежде всего потому, что ему не нравится жизнь, которую он ведет в столице, он разочарован в своей женитьбе. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», — признается он Пьеру.

Воспитанный на принципах служения отечеству, примером чего явился отец, князь Николай Андреевич Болконский, Андрей мечтает о воинской славе, о «своем Тулоне». Он желает славы, понимая ее как любовь людскую, как восхищение и уважение к себе людей, которых он даже не знает.

Но действительность оказывается более суровой, чем предполагал герой.

Пытаясь повести солдат в атаку со знаменем в руках, князь Андрей получает тяжелое ранение в Аустерлицком сражении. Здесь, под небом Аустерлица, будучи на грани жизни и смерти, Андрей Болконский понимает, как мелко и тщеславно было его желание славы: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

И недавний кумир, Наполеон, кажется ему «маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Страдание и близкое ожидание смерти дают понять герою ничтожность и мелочность величия сильных мира сего и вызывают в его душе глубокий кризис.

В это же время Пьер Безухов становится законным наследником умершего отца.

Он ведет разгульный образ жизни, общаясь со светскими бездельниками, по слабости характера не умеет отказаться от этих развлечений. По смерти графа Пьер встречает изменение отношения к себе в обществе: теперь он стал обладателем огромного состояния.

Князь Василий Курагин, дальний родственник Пьера, решает женить его на своей дочери-красавице Элен.

Пьер растерянно чувствует, что от его воли ничего не зависит, что он вынужден поступать так, как полагают необходимым окружающие, и женится на Элен с чувством неловкости за себя.

Конечно, брак без любви не может оказаться счастливым. Ранив на дуэли Долохова, любовника жены, Пьер решает расстаться с Элен, и для нее это прекрасный исход, так как она получает большую часть состояния Пьера — то, чего она и хотела. Пьер едет в Петербург, мучаясь вопросами, на которые не находит ответа: «Что дурно?

Обратите внимание

Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» И случайная встреча с главой масонской ложи становится для него событием, перевернувшим всю его жизнь.

Мудрый старик видит причину несчастий Пьера в его неверии, в неправедности его образа жизни. Он призывает Пьера изменить свою жизнь, очистить ее от житейской скверны и направить на служение ближнему. Распутство, праздность, порочное прошедшее кажутся Пьеру страшным сном, и он «с восторгом обновления» думает о будущем, безупречном и добродетельном.

Масонское братство кажется ему прямым путем к истине и добру.

Пьер решает заняться устройством жизни своих крестьян, за которых он чувствует моральную ответственность, но так как он ничего не понимает в практических делах, то хитрому управляющему не составляет труда обмануть хозяина. Проехав по имениям, Пьер восхищен результатами своих преобразований, не понимая, что это только иллюзия успеха.

В таком счастливом настроении он приезжает к своему другу Болконскому, которого не видел два года. Князь Андрей встречает его в своем новом имении Богучарово, которое только строится. Пьера поразила перемена, происшедшая в князе.

Оправившись после тяжелого ранения, потеряв умершую в родах жену, князь Андрей безвыездно живет в своем имении.

Он ласково встречает друга, улыбается, но «потухший, мертвый» взгляд его сразу обращает на себя внимание Пьера.

Когда Пьер с воодушевлением рассказывает о своих планах, то чувствует невольно, «что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро неприличны».

Спор друзей о добре и зле имеет для писателя принципиальное значение. Князь Андрей приходит к выводу, что жить надо для себя.

Важно

Счастье для него — это отсутствие двух зол: угрызений совести и болезни, и жить надо, «избегая только этих двух зол».

Пьер не может с этим согласиться: он видит счастье в жизни только тогда, когда он старается жить для других, когда есть в жизни место самопожертвованию и любви к ближнему. Кто из них прав?

Пьер горит благими намерениями, но ведь в действительности его планы не осуществляются, он обманут и лишь питает иллюзии.

Князь Андрей пытается убедить самого себя в том, что он счастлив, но «сосредоточенность и убитость» во взгляде князя не дают в это поверить.

Да и не случайно он говорит о своих принципах по-французски: по мысли автора, французский язык звучит там, где его герои неискренни, фальшивы. Позиция автора состоит в том, что изначально ложно противопоставление этих двух точек зрения.

Нельзя жить только для себя или только для других. Оба героя ищут настоящей жизни, примирения с собой и пока не находят. Став во главе петербургского масонства, Пьер невольно наблюдает за деятельностью братьев по масонской ложе и начинает чувствовать себя неудовлетворенным.

Он видит, что братьев интересуют прежде всего внешние стороны их деятельности, и если немногие надеются найти в масонстве путь к истине, как и сам Пьер, то большинство заботится только о выгодах, которые они могут получить от сближения с «богатыми и сильными по связям и знатности» братьями-масонами.

Пьер произносит речь на заседании ложи, в которой призывает орден «учредить всеобщий владычествующий обраа правления», направленный к благородной цели — торжеству добродетели.

Совет

Пьер руководствуется христианской моралью, но братство видит в его речи «опасные замыслы иллюминатства» — разгромленного баварским правительством движения, близкого масонству, но имеющего тайную цель замены монархии республикой.

Вмешательство в дела правительства вызвало у руководителей ложи опасения революционности, и предложение Пьера не было принято.

Размышляя о необходимости очищения души и исправления себя для познания высшей истины, Пьер соглашается из милосердия простить Элен, хотя ему самому это очень тяжело. Он анализирует собственные мысли и поступки и понимает, что нельзя продолжать прежний светский образ жизни, и страдает от невозможности изменить что-либо.

Князь Андрей между тем выполняет без труда «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер», но не сумел выполнить. Он перечисляет часть своих крестьян в вольные хлебопашцы, находит возможность учить и лечить других, изучает военные кампании последних лет. Он занят делом, но не испытывает счастья.

На примере эпизода, где Андрей Болконский дважды видит огромный старый дуб, Л. Н. Толстой показывает, как меняется отношение героя к жизни.

Уродливое обломанное дерево среди пышной молодой зелени вызывает у него грустные ассоциации, и он приходит к мысли, что должен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но встреча с юной Наташей Ростовой, такой обаятельной в своей радости жизни, настраивает его на иной лад: «в душе его вдруг поднялась такая путаница молодых мыслей и надежд», что он не в силах понять собственное настроение.

Читайте также:  Анализ повести прощание с матёрой произведения распутина

И тот же самый дуб, но уже покрытый сочной зеленью, наводит героя на новые размышления: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год… Надо… чтобы не для меня одного шла моя жизнь… чтобы на все’х она отражалась».

Обратите внимание

Болконский едет в Петербург, на службу, с воодушевлением принимается работать в комиссии Сперанского над составлением законов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/nravstvennye-iskaniya-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuxova-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Читая великий роман Путь к себе Андрея Болконского Простое счастье Пьера Безухова Общая цель

Читая великий роман

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе ” Война и мир ” Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею.

В нем нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев.

Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя

одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо “рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться”. Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти свое предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. “Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно”, ? говорит он. Его идеалом является великий Наполеон.

Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознает, что его цели были пустыми и никчемными.

Важно

Оставив

службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского.

Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены.

Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Совет

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путем проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу.

Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдает распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. “И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”, ? говорит он другу.

Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе “Война и мир” Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать все заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведенные в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. “Человек должен быть счастлив”,? считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему “Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова” хочется словами автора: “Спокойствие? это душевная подлость”.

Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути.

Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/duxovnye-iskaniya-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuxova/

В чем смысл духовных исканий болконского и безухова, — сочинения по литературе

В ЧЕМ СМЫСЛ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВАЧтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать
и бросать, опять начинать и опять
бросать и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие — душевная подлость.
Л. Н. Толстой

У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.

Такими для меня являются герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные — суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, — они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.

Казалось бы, у каждого из них свой путь, свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их судьбы, сколько похожего в разных жизненных амбициях, сколько общего в чувствах! Талантливый офицер, князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и разуму, найти «свой Тулон», прославиться.

Он взял себе за правило не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимание на суету и споры, «не опускаться».

Но в штабном коридоре князь оборвет зарвавшегося адъютанта, посмевшего оскорбительно отозваться о побежденном союзнике: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела!»

Обратите внимание

Передав приказ эвакуироваться, князь Андрей не может бросить батарею капитана Тушина и остается помочь им, не прикрываясь от пыли и порохового дыма своей адъютантской должностью. А при обсуждении в штабе Шенграбенского сражения он выступит в защиту Тушина.

Может, именно эта встреча и участие в военных действиях (под пулями врага) бок о бок с простыми солдатами и младшими офицерами помогла и исполнить отцовский наказ, чтобы «не было стыдно «, и поднять знамя, поворачивая назад отступающих, не только потому, что настал его «звездный час», а потому, что он, как Кутузов, ощущает боль за отступление армии. Может, поэтому Андрей Болконский умышленно не заметил оскорбительных слов о штабных офицерах Николая Ростова и властно, с достоинством, предложил ему успокоиться, потому что сейчас состоится другая дуэль — с общим врагом, где им нельзя ощущать себя соперниками. Так точно и Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разницы между добрыми делами ради самого себя и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящий очаг добра. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем? Безусловно, человек, поставивший перед собой эти вопросы, достоин уважения, даже если его поиски приводят сначала к отрицанию, к неприятию …

Читайте также:  Характеристика и образ акакия акакиевича в повести гоголя шинель сочинение

Духовный кризис переживает и князь Андрей после переоценки своего кумира — Наполеона и после смерти жены. Перемены в имении (в начале XIX столетия он перевел своих крепостных в вольные хлебопашцы), воспитание младенца-сына, чтение книг и периодических изданий могли бы заполнить жизнь обычного, дюжинного человека до краев.

Болконского однако давит потолок ограниченности — ему необходим простор высокого синего неба.

Словно искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить», — и зажгут новый интерес к жизни! Теперь он знает критерий полезности этого труда и, применив высоко оцененный комитетом Сперанского проект к конкретным людям, «вспоминая мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало странно, как он мог так долго заниматься таким напрасным трудом». Надежда на личное счастье поднимает князя Андрея как на крыльях и доказывает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Как изменится его кредо, его вчерашнее наполеоновское «я над всеми», «мои мысли и усилия как дар для всех» — на другое: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Это «все через меня», этот путь от высокомерно-эгоистического к эгоистическому даст Болконскому другое восприятие мира, научит видеть и понимать чувства других людей: и мечтательной Наташи в лунную ночь, ее яркую личность, какой так не хватало ему, и девчонок с зелеными сливами, которым нужно было незаметно пройти мимо него, и Тимохина, и всех офицеров и солдат своего полка. Может, поэтому он не утратит интереса к жизни, погрузившись в личное горе разрыва с любимой, когда столкнется с общим горем Родины, с вражеским нашествием.

Так и Пьеру, которого все обманывали — от управляющих имениями до собственной жены, — нужно было ощутить угрозу не только собственному «я», а хотя бы близкому человеку, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и, наконец, умение управлять ситуацией, как в случае с Анатолием Курагиным, — чтобы тот не чернил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем, не стал угрозой жизни друга.

Когда на Родину напал враг, Пьер, до мозга костей штатский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на свои средства целый полк — он сам хочет остаться в Москве, чтобы убить Наполеона.

Важно

Символично, что, отыскивая в Апокалипсисе ответ на вопрос: кто же победит Бонапарта, Пьер находит ответ — «русский Безухов», подчеркивая не только свое имя и титул, но именно принадлежность нации, то есть ощущая себя частью страны.

На Бородинском поле, на батарее, Пьер, с его стремлением помочь поднести снаряды, чем-то напоминает князя Андрея под Шенграбеном.

Так же частью своего народа ощущает себя и Андрей Болконский. В разговоре с новым для него человеком он поражает откровенностью, простотой слов, близостью к простым солдатам. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него адъютантом, желая остаться в полку.

Он научится воевать на передовой, ценить теплое отношение к себе солдат, их ласковое «наш князь».

Когда-то придавая большое значение воинской стратегии и расчету, Андрей Болконский возмущенно отбрасывает это перед Бородинским сражением: наполеоновское сравнение полков с шахматными фигурами и слова штабных офицеров о «войне в пространстве».

Защитить малую родину (свой дом, имение, город) и великую Отчизну сможет, по мысли князя Андрея, только одно чувство, которое «есть во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Родине и ощущение единства с судьбой народа.

Болконский стоит под пулями, считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он простит Анатолию Курагину личную обиду, когда встретит его раненого, в госпитальной палате на переднем крае. И любовь к Наташе, обостренная общим горем и общими потерями, вспыхивает в князе Андрее с новой силой.

Великое очищение физическими и моральными страданиями надо было пройти в плену Пьеру Безухову, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться в жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свою смотрел куда-то поверх голов окружающих его, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой».

Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу приложения собственных сил. Ему, как и многим героям Отечественной войны, больно смотреть на беспорядки в Отчизне: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучают народ, образование душат.

Совет

Что молодо, честно — то губят!» Теперь Пьеру становится близким все, что происходит в его стране, и он встает на защиту этого «молодого и честного», склоняясь перед славным прошлым, борется за чистоту настоящего и будущего.

Безухов — один из организаторов и руководителей кружка декабристов. Он сознательно выбирает опасный и неспокойный путь. Символично, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в представлении Николиньки Болконского, и сам подросток, и князь Андрей.

Я думаю, если бы Пьер остался жив, он, не колеблясь, принял бы участие в выступлении на Сенатской площади. Это было бы логическим результатом идейных исканий, духовного самосовершенствования и вырастания собственного «я» в общее «мы». На новом этапе развития, как показывает Л. Н.

Толстой, на тот же путь встает их продолжение — Николинька. И так близко и понятно для каждого из нас звучат его заветные слова: «Я только об одном прошу Бога, чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною».

Смысл духовных исканий настоящего человека не может иметь конца.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/v-chem-smysl-duhovnyh-iskanij-bolkonskogo-i-bezuhova/

“Духовные искания Пьера Безухова” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – грандиозная панорама жизни русского общества в эпоху, предшествовавшую событиям 14 декабря 1825 г. Писатель, исследуя сам процесс зарождения идей декабризма в дворянской среде, прослеживает характер героев в их эволюционном развитии.

Одним из любимым героев автора является Пьер Безухов. Он проходит свой путь духовных исканий, проб и ошибок. Впервые Пьер появляется в салоне Анны Павловны Шерер. “Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе”.

В начале эпопеи Пьер – безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Ему не сразу удается понять человеческую ничтожностьАнатоля Курагина и Элен.

И все-таки Пьер внутренне чужд светскому обществу. Он покоряет читателя силой своего интеллекта, бескомромиссностью нравственного поиска. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?” – спрашивал он себя”.

Встреча с масоном Бездеевым и вступление в “братство свободных каменщиков” усиливают искреннее стремление Пьера к самоусовершенствованию, к деятельному служению добру.

Герой с радостью принимает это учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою. Своими представлениями о жизни он делится с Андреем Болконским.

Обратите внимание

Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 г. Патриотизм героя выливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования, в тщательную подготовку убийства Наполеона.

Переломным этапом жизни Безухова становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит его к “согласию с самим собой”, простоте, цельности. Встреча эта.

ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде.

В плену он обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде”. Здесь он узнал “не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. И вот наконец с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.

Спор Пьера с Николаем Ростовым в эпилоге романа доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. “Деятельная добродетель”, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса.

Необходимо объединение честных людей. Вместе с тем герой решительно выступает против насилия. Близость Пьера, который с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, проследить сам процесс зарождения декабристских идей.

Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. Закончить сочинение мне хочется словами автора, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие – душевная подлость”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/duxovnye-iskaniya-pera-bezuxova-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию