Сочинение духовные искания евгения онегина

Духовные искания Евгения Онегина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина.

К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений.

Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

Обратите внимание

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек.

Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения.

Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе.

А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил».

Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней.

Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан.

Важно

Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г.

, сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука — холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений — «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом.

Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест».

Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет.

Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная.

Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Источник: http://resoch.ru/duxovnye-iskaniya-evgeniya-onegina-sochinenie/

Духовные искания Онегина

Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию — только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Совет

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии. 

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана.

Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки. 

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нравственный идеал Пушкина в романе Евгений Онегин: нравственный выбор
Следующая тема:   Цельность характера Татьяны: образ женщины

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/dukhovnye-iskaniya-onegina

Духовные искания Евгения Онегина С чего

Духовные искания Евгения Онегина

С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?

Кто же такой Онегин? Типичный молодой щеголь Умен Довольно образован Смутно чувствует, что так, как принято в обществе, жить нельзя

Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?

Обратите внимание

Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?

Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая.

Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. «Убив на поединке друга» , Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый.

Онегин к юноше спешит…

Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души

Источник: http://present5.com/duxovnye-iskaniya-evgeniya-onegina-s-chego/

Пушкин А. С. школьное сочинение по произведению на тему, Евгений Онегин, Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. А. Пушкин

Прочитав роман Пушкина “Евгений Онегин”, я действительно получил много информации о частной жизни дворян того времени. Причем в глаза бросилась большая разница между поведением, устремлениями и бытом столичных и провинциальных дворян.

Провинциальные дворяне были книгочеи, особенно девушки. Героиня романа в стихах Татьяна Ларина с ранних лет увлекалась сентиментальными романами, которые ей “заменяли все”, да и Онегин, оказавшись в деревне, немало времени проводит за чтением. Провинциалы наслаждаются поэзией сельской народной жизни. Татьяна увлекается гаданиями.

Важно

Словом, присутствие сказочного духа сильно украшает жизнь селян-помещиков. Провинциалы лучше знали и чувствовали народ, его проблемы и надежды. На Онегина деревня повлияла самым лучшим образом: он стал замечать трудности крестьян и начал предпринимать реформы, чтобы облегчить их жизнь: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил.

Читайте также:  Сочинение трагедия печорина. в чем трагедия (по роману герой нашего времени)

Большой популярностью и любовью пользовалась среди провинциальных дворян и народная песня. Например, “песня девушек”. Дело в том, что при сборе ягод девушкам, по распоряжению суровой помещицы, запрещалось их много есть, и, чтобы девушки не нарушали приказание, их заставляли петь.

Типичный представитель столичного дворянства Онегин в городе был “порядка враг и расточитель” и уж, конечно, не замечал народные нужды, проводя время в светских салонах. А сейчас он: .сельский житель Заводов, вод, лесов, земель Хозяин полный. Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”.

Могли и посмеяться и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги. В семьях дворян “.хранили в жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные праздничные обряды. На масленице у них блины водились. Любили песни, хороводы. Уходили они из жизни тихо, без суеты.

Имели скромные надгробья со столь же сромными надписями: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир. По надгробным надписям можно судить, что селяне-помещики не были людьми тщеславными, хотя среди них было немало достойных высоких слов людей.

Тот же Дмитрий Ларин, например, имел за мужество Очаковскую медаль, но об этом мы узнаем только из уст Ленского, которому Ларин в детстве давал ею поиграть. Такой факт свидетельствует о высоких духовных качествах этого дворянина и нравственной чистоте и скромности. Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной.

Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не сыщешь среди столичных девушек. Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечений, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и наконец оценив ее в полной мере. Но, увы, в ответ он услышал: Я знаю, в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; И буду век ему верна. Татьяне и в этот момент не приходит в голову лукавить, кокетничать, — скрывать свои чувства. Она искренна в любви. Мне кажется, проживи она большую часть жизни в столице, духовный мир ее не был бы так крепок. Взглянув под таким углом на жизнь столичных и городских дворян того времени, я убедился, что духовный мир последних был гораздо богаче, ближе к народу, и такие герои Пушкина, естественно, вызывают у меня больше симпатии, нежели столичная золотая молодежь пушкинской эпохи.

pushkin/evgenijonegin33

Совет

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/pushkin-a-s-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-evgenij-onegin-duxovnyj-mir-provincialnyx-dvoryan-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс

Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина
Урок 1

Цель уроков: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа.

Методические приемы: повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение.

Ход урока

I. Чтение нескольких сочинений-миниатюр их обсуждение

II. Сообщение учащегося о сюжете романа

Слово учителя.

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах — авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным.

И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».

III.

Беседа по содержанию романа

— С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала?

(В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)

— Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.— Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина?— Как Онегин относится к окружающему его миру?Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.— Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает?(Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:Каждый, вольностью дыша,Готов охлопать еenterchat,Обшикать Федру, Клеопатру, Монну вызвать (для того, Чтоб только слышали его).Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.С мужчинами со всех сторонРаскланялся, потом на сценуВ большом рассеянье взглянул,Отворотился и зевнул.И молвил: «Всех пора на смену;Балеты долго я терпел,Но и Дидло мне надоел.)— Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?

(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)

— Что значит искусство, театр для поэта?

(Для Пушкина театр — волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам.

Тут и Фонвизин — «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А.

Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.)

— А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор?

(Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)

— Итак, кто же такой Онегин?

(Онегин — типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)

— Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?

(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей — Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя — Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)

— Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?

(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)

— Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?

(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)

— Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

(Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).

Вывод:

«Но труд упорный ему был тошен…»Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.

Домашнее задание

1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне.3. Индивидуальные задания-сообщения:— Кризисные этапы в жизни Онегина — испытание любовью и дружбой.— Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?— Семья Лариных.Задание на перспективу по подгруппам:1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы).2. Сравнить VII главу с IV главой.3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава).4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине».5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».

Урок 2

I. Проверка домашнего задания

Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании.

Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:Ярем он барщины стариннойОброком легким заменил…не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.

II. Оформление тетрадей

Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся).1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой.2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.3.

Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.4. Любовь к Татьяне — обретение себя истинного, расцвет души.

III.

Сообщения учащихся по предложенному плану

Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений.После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы.— Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?

(Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)

— В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Евгения?

(Онегин и Ленский — совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)

Обратите внимание

В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.

— Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?

(Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)

— Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?

(Онегин убил… восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)

— Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?

(Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:

Но чаще занимали страстиУмы пустынников моих.Ушед от их мятежной власти,Онегин говорил об нихС невольным вздохом сожаленья.

Читайте также:  Сочинение тамара в поэме демон лермонтова

)— Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их.

В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей.

Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу.

В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.

— О чем спорили Онегин и Ленский?— В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Сползает глыба снеговая.

IV. Итог урока

Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев.

Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей.

Пушкин знал, что презирать — brafer — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:Мгновенным холодом облитый,Онегин к юноше спешит,Глядит, зовет его…

Важно

напрасно:Его уж нет.В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить.

Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор).2. Прочитать страницы учебника, ответить на вопросы.— Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?— Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?— Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Урок 3

I. Проверка домашнего задания

Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.

II. Беседа по вопросам

— Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом?— Укажите прямые авторские характеристики Онегина, указывающие на сходство и различие Автора и героя.— Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне?

(«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены.

Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина.

Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума).

— Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?

(Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)

— Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?

(Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)

— Как проявил себя Онегин в испытании любовью?

(Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)

— Как характеризует героя испытание дружбой?

(В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение — обычная «светская злость», а дуэль — следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете — общества.)

— Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?

(Он стал пленником своего старого кумира — «общественного мненья».)

— Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?

(Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)

— Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Источник: http://literature-edu.ru/literature/18818/index.html?page=10

Духовные искания Евгения Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Учитель Короткова Л. А. …он (Пушкин) освещает перед нами общество и чело- века: герой его – шалун с умом, ветреник с сердцем – он знаком нам, мы любим его! Н. А. Полевой. Из статьи «Евгений Онегин». Роман в стихах.

Сочине- ния Александра Пушкина» Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нём … скуку, наружное беспристрастие, свой- ственное русской холодности (мы не говорим русской лени). Д. В. Веневитинов. Из заметки об «Евгении Онегине» Онегин – добрый малой, но при этом – недюжинный человек.

…бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюби- вая посредственность. Онегин – страдающий эгоист.

Его можно назвать эгоистом поневоле, …силы его богатой не- туры остались без приложения, жизнь – без смысла. В. Г. Белинский. Из статьи «Сочине- ния Александра Пушкина»

Цель урока — помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа.

Ход урока:

1 этап. Организационный.

Слово учителя, в котором обосновывается необходимость размышления над поставленным вопросом: одновременно и типичность, и необычность Евгения стали причиной противоречивого восприятия его образа читателями; нужно понять, каким был Евгений на самом деле. (Пресытившись удовольствиями, доступными «золотой молодёжи» того времени, Евгений страдал, испытывая неудовлетворённость жизнью. Почему?)

2 этап. Проверка домашнего задания.

— Как автор называет Евгения на страницах романа? Как эти слова-характеристики помогают понять внутренний мир Онегина? («Денди лондонский» — «учёный малый», «проказник» — «философ в осьмнадцать лет», «повеса пылкий» — «отступник бурных наслаждений», «педант» — «порядка враг и расточитель». Герой хотел обрести смысл жизни, но не знал как. Не желая подчинять своё существование правилам, придуманным кем—то, он тяготился зависимостью от «мнений света» и, страстно желая очистить свою жизнь от фальши, мечтал о настоящем деле, о преданной дружбе, об истинной любви.)

3 этап. Анализ эпизода (с применением ИКТ)

Совет

В программе «МАМИ-тестинг» составить вопросы так, чтобы учащиеся не только закрепили умение объяснять мотивы поведения героя, проявления его характера, авторское отношение к нему, но и составили представление о характере заданий ЕГЭ.

— Какие «роли» приходилось «играть» Евгению, подчиняясь условностям жизни светского общества? («забав и роскоши дитя», «умён и очень мил», «гений…науки страсти нежной», «почётный гражданин кулис», «второй Чадаев», «подобный ветреной Венере») – Но был ли счастлив мой Евгений?

Для анализа учитель предлагает строфы XXXVII – LI из главы первой.

Ответив на вопросы теста, помогающие понять изменения в характере Онегина, постарайтесь составить краткий ответ на ключевой вопрос: почему у Онегина возникает душевная пустота, разочарование жизнью, горечь?

1. К какому литературному направлению принадлежит произведение, фрагмент из которого вы прочли? а) сентиментализм б) классицизм в) реализм г) романтизм2. К какому жанру относится произведение? а) поэма б) роман в стихах в) роман г) баллада3. Когда произведение было написано? а) начало двадцатого века б) конец восемнадцатого века в) 1833 г. г) 1823-1830 гг.4. Где происходят события? а) в Москве б) в Петербурге в) В поместье Онегина г) в деревне Лариных5. Какова тема приведённого фрагмента? а) месть героя за оскорбление б) разочарование в) раскаяние г) мечты о будущем6. Каким композиционным элементом является данный эпизод? а) пейзажная зарисовка б) лирическое отступление в) вставной эпизод г) часть сюжета завязка7. По мнению автора, Евгений «к жизни вовсе охладел», потому что а) его мучила жажда писательского труда б) рано чувства в нём остыли в) он был расстроен неудачами в свете г) его терзала бедность 8. Какое средство использовал автор, характеризуя Евгения в LI строфе? а) метафору б) сравнение в) гиперболу г) олицетворение9. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору показать глубину разочарования героя в XXXVIII строфе. а) литота б) сравнение в) метонимия г) аллегория10. Описание надоевших Евгению занятий в XXXVII строфе введено в эпизод, чтобы читатель а) проникся идеями Онегина б) понял душевное состояние героя в) представил круг общения Онегина г) точнее оценил замысел автора11. Как Онегин пытался бороться с хандрой? а) вызвал своего врага на дуэль б) выплатил долги кредиторам в) уединившись, предавался мечтаниям г) занялся самообразованием, читая книги12. «Томление душевной пустотой» заставило героя а) собраться в путешествие б) озлобиться на мир в) думать о самоубийстве г) искать выгодные связи13. Страдание Евгения характеризует его как человека а) ленивого б) пустого в) слабого г) ищущего14. Какое отношение к Евгению хочет вызвать автор у читателя? а) жалость б) презрение в) сочувствие г) осуждение15. определите смысловую функцию данного фрагмента в контексте произведения. а) обнажает суть конфликта героя с обществом б) раскрывает авторское отношение к герою в) играет роль биографической справки об Онегине г) является новым витком в развитии сюжета.Учащиеся, быстро справившиеся с тестом, имеют возможность составить план обобщающего ответа «Почему у Онегина возникло ощущение душевной пустоты, разочарование жизнью?» («неподражаемая странность « Онегина – это его протест против норм жизни, подавляющих личность, это новый виток в его жизни, когда он начал искать новые духовные ценности). Учитель: Когда же Евгений настоящий? Когда, приобретя огромный опыт светской жизни, получал удовольствие от возможности управлять страстями людей или когда глубоко страдал от того, что «много жизни погубил», так и не поняв своего предназначения? Понять это мы сможем, наблюдая, как Евгений прошёл дальнейшие жизненные испытания – дружбой и любовью.

4 этап. Работа в группах.

Задание первой группе. — Каким рисует автор Владимира Ленского? ( строфа VI главы второй. Выпускник Геттингена, поклонник Философа-идеалиста Канта, не знает жизни, чужд фальши светского общества, искренне верит в чистоту человеческих чувств, отношений, поклонник немецких поэтов-романтиков).

Читайте также:  Сочинения по рассказам гончарова

— Действительно ли Онегин и Ленский – «от делать нечего друзья»? (У них много общего: не могли принять бедный духовно мир окружающего их общества, близки по духовным запросам – «Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло» ). — Как характеризует Ленского его пламенная любовь к Ольге? (Он наивно не замечает пустоты души возлюбленной, любит в ней вымышленный идеал, свои мечты о красоте отношений…) — Как Онегин относился к Ленскому? («Вчуже чувство уважал», умно и сердечно делился жизненным опытом с наивным, восторженным юным другом).

— С каким чувством описывает автор гибель Ленского? Как убийство друга изменило Онегина? («…Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, А мужем с честью и умом»)

Задание второй группе. — Под влиянием каких сторон русской деревенской жизни формировался характер юной Татьяны?

— Почему при первой встрече с сёстрами Лариными Татьяна больше, чем Ольга, понравилась Онегину? — Как характеризует Татьяну её признание Онегину? Почему своё объяснение с Татьяной Онегин называет исповедью? — Почему отношение Татьяны к Онегину перестало быть романтическим после посещения ею кабинета в доме Онегина? — Почему любовное письмо Онегина вызывает у Татьяны гнев? (Его страсть она считает чувством мелким, её нравственная позиция выше, чем у Онегина…) Почему Татьяну уважают в светском обществе? За какие качества характера Татьяну можно назвать идеалом русской женщины?

5 этап. Обобщение размышлений над поставленным вопросом.

Как испытания дружбой и любовью изменили Онегина? (Из путешествия он вернулся, жестоко страдая от своей бесполезности: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» — неспособность Евгения жить не рассудком, а чувствами не позволила ему открыться навстречу новой счастливой жизни, которую он так искал, ведь любовь и дружба, по мнению автора, раскрывают богатство или пустоту души).

Назовите черты характера Онегина, которые свидетельствуют о том, что он мог бы быть полезным обществу. Какие черты характера Онегина сделали из него «умную ненужность»?

Какое из высказываний критиков, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор

Что в характере Евгения Онегина позволило критикам отнести его к типу «лишнего человека»? (заполнение схемы с дальнейшей проверкой её консультантами – смотри приложение).

6 этап. Домашнее задание.

«И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, надолго… навсегда…». Напишите миниатюру «Может ли человек, такой, как Евгений, быть счастливым?»

Почему Евгения Онегина можно назвать

«лишним человеком»?

Предмет, класс Литература, 9 класс
Тема урока «Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме
Актуализация использования средств ИКТ Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся
Цели урока: обучающаяразвивающаявоспитательная совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы) способствовать формированию коммуникативной культуры
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»
Организационная структура урока. Этап 1. Мотивационная беседа Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателя Промежуточный контроль Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность Фронтальная работаСообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану Проверка готовности к уроку
Этап 2. Проверка выполнения ДЗФорма организации деятельности учащихся Функции преподавателяПромежуточный контроль Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка.Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы. Оценивание схемы в тетради (+ — )
Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях Вид деятельности со средствами ИКТ Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателяПромежуточный контроль Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условияхВыполнение теста в программе «Мами-тестинг»Индивидуальная работа на компьютереОрганизация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.
Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателяПромежуточный контроль Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группеВыполнение заданий в группахОрганизация работы групп. Консультации.Защита результатов работы группы
Этап 5. Обобщение полученных знанийФорма организации деятельности учащихся Функции преподавателяПромежуточный контроль Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа ИндивидуальнаяКонтролирующая функцияСвязный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)
Этап 6. Постановка ДЗ Инструкция по выполнению
Этап 7. Подведение итогов урока Рефлексия

Источник: http://do.znate.ru/docs/index-16375.html

Нравственные преобразования Евгения Онегина

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре.

За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества.

Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду.

Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант…

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.

Обратите внимание

Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”.

Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа.

Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно.

Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

…Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.

Важно

Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга.

Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого.

Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он? Ужели подражанъе,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее.

Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.

Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать — и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог…

Сочинения по теме:

  • Взгляд автора романа «Евгений Онегин» на лицемерие светского общества сочинение
  • Моральная трагедия Евгения Онегина — европейца из России сочинение
  • Развитие внутреннего мира главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочинение
  • Путь духовного развития Евгения Онегина в одноименном романе А. С. Пушкина сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/nravstvennye-preobrazovaniya-evgeniya-onegina

Ссылка на основную публикацию