Сочинение феклуша в пьесе гроза островского характеристика образ

Характеристика Феклуши (Гроза)

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный.

Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно.

Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Феклуша голосила:

«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

«Такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно».По земле ходят люди с «песьими головами». Глаша уши-то развесила поверив в ее россказни. Ничего удивительного, мир девушки, как и других горожан, сосредоточен в городе Калинове, а как за его чертой, она и не ведает. Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

«Далеко не ходила; а слыхать – много слыхала».Таких людей, как она в маленьких городах ждали. Странницы, подобные ей, являлись источником новых сведений для жителей «темного царства». Наивные, верили каждому слову и это неудивительно, ведь дальше родного города никто из них не бывал. Помимо рассказов о необыкновенной жизни она между делом пытается донести им правду о людях, живущих в Калинове, но жители этого предпочитают не слышать, потому что не хотят. Им вполне достаточно хвалебных речей об их городе. Это все что им надо. Феклуша же довольствовалась подаяниями в благодарность за «сказки», которыми она вдоволь кормила местное население. Ее жизнь заключается в обманах, воровстве, одурачивании доверчивого народа и оказанию помощи «грешникам», нуждающихся в замаливании грехов.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1625-harakteristika-feklushi-groza.html

Сочинение на тему Символика в пьесе Н. Островского «Гроза»

Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Для произведений реалистического направления характер­но наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н.

Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.

Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в на­званиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произ­ведения. Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме «Гроза» и определить их значение и роль в пьесе.

Одним из важных символов является река Волга и сель­ский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу.

Противоположный берег Волги ассоцииру­ется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспо­тичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими прин­ципами. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь», — говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…

как хорошо!… Солнышко ее греет, дож­дичком ее мочит… весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выве­дут…

» Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти.

Обратите внимание

А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затя­гивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!» Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте.

Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катери­на хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными.

Катерина очень религиозна, но такое вос­приятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу бла­годатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос хрис­тианства.

Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми «домашние едят поедом да семью тиранят», являются символом скрыт­ности и лицемерия.

В этом монологе Кулигин обличает «темное царство» само­дуров и тиранов, символом которых является замок на закры­тых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи. В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и право­славный.

Кулигин же говорит о суде между купцами в Калинове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является за­висть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягива­ются, и каждый купец рад только тому, что «да уже и ему станет в копейку».

Мотив суда в пьесе символизирует неспра­ведливость, царящую в «темном царстве».

Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а «геенна огненная» — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не бо­ится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная хрис­тианка и ей не страшен Божий суд.

Важно

Несут еще один смысл и последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Смысл заключается в том, что Катерина через смерть об­рела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактер­ный. Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе. Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

Источник: http://www.school-essays.info/sochinenie-na-temu-simvolika-v-pese-n-ostrovskogo-groza/

Характеристика Феклуши в пьесе “Гроза”

Кто такая Феклуша в пьесе “Гроза” Островского? На первый взгляд – вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе “Гроза” можно начать со слова “странница”.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля тамара и демон сочинение описание

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией.

В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, “странствовали”.

Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковскойпьесе “На дне” или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия.

Роль Феклуши в пьесе “Гроза” заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но ее внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа – Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше.

Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети.

Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о “жестоких нравах” и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

“Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный” – такие слова говорит Феклуша другой женщине. Ее слова слащавы и лживы.

Совет

Она беззастенчиво врет, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С ее точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: “говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят.

В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный”.

Ее слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, “темность” таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно.

Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в “Грозе” также важна. Ее реплики переполнена обращениями “милая”, “сударь”, “милая девушка”, “ваша светлость”. С одной стороны, это придает ее речи гипнотическую напевность, с другой – доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в “Грозе” не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил еще одну грань “темного царства”. Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Источник: http://home-task.com/xarakteristika-feklushi-v-pese-groza/

Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём.

Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо. Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе.

Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета «самодуров».

Обратите внимание

Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их «самодурами», так как главный закон для всех — их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было».

Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: «Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…

» — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он тоже приспособился к самодурству Дикого.

Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами «темного царства». Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей.

Важно

Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене.

Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.

Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона.

Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.

Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.

Калинов же для нее — благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие…

Совет

У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества.

Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться».

Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью.

Читайте также:  Сочинение на тему школа моей мечты рассуждение 3, 5 класс

И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины.

Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины.

Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ — деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку «темного царства» и неготовность большинства людей к борьбе.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-obraza-feklushi-v-s-pese-groza/

Сочинения на Getsoch.ru

Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»

       Савел Прокофьевич Дикой

       Савел – «Испрошенный у Бога». Носители этого имени противоречивые и некоммуникабельные люди. Стремятся к прочному положению в обществе и материальной обеспеченности, также они властны и капризны. Прокофьевич – «преуспевающий», отстраненный, холодный мститель. Перед ним преклоняются и уважают. Дикой – изменчивый, темпераментный, непредсказуемый, но трудолюбивый. 

       Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно. 

       Борис Григорьевич Дикой 

       Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой — упрямый, в какой-то степени дикий.

Обратите внимание

       В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.

       Марфа Игнатьевна Кабанова

       Марфа – «госпожа» уверенно владеет чувствами, рождает образ управительницы. Игнатьевна – импульсивные и своенравные женщины, сразу высказывают претензии к окружающим. Это точная характеристика Кабанихи, она всегда выражала свое недовольство Катерине. Кабанова — образовано от прозвища кабан. Такие люди властны, с бешенным нравом. 

       У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши. 

       Тихон Иваныч Кабанов

       Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый

       Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная. 

       Кабанова Катерина Петровна

       Кабанова -. Катерина – чистая, непорочная. Петровна – «камень», натура, стремящаяся ярко проявить себя. Речь Катерины простонародная, много фразеологизмов, сравнений и метафор, она поэтическая душа, у нее религиозная речь, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

       Кабанова Варвара

       Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех. 

       Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место. 

       Ваня Кудряш

Важно

       Ваня – «Милость Божья», самое распространенное мужское имя, он обладает внутренней силой. 

       Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности. 

       Шапкин — такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.

       Феклуша – «Божья слава», ее невозможно вывести из себя. Главное в жизни – уверенность в своих силах. 

       Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/243-kharakteristika-imen-i-rechi-geroev-pesy-ostrovskogo-groza.html

Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей

Дикой и Кабаниха.Художник С. В. Герасимов

В этой статье представлена краткая характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.

В статье использованы отрывки из критической статьи А. Пальховского ««Гроза». Драма А. Н. Островского» («Московский вестник», 1859 г. , №49).

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»

Кабаниха
«В городе Калинове, на берегу Волги живет Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова, — женщина грубая, дикая, ханжа и деспотка. Закоренелая в старых варварских понятиях, она является страшным бичом в своем семействе: гнетет сына, подавляя в нем всякое проявление воли, всякий порыв, гнетет невестку, точа ее, как ржа железо, за всякий поступок, несогласный с ее дикими безумными требованиями. Кабанова — это идеал женщины-рабыни, закоснелой в рабстве и порабощающей все, на что только может простираться ее дикий произвол. Что-то адское, сатанинское есть в этой женщине; это какая-то леди Макбет, выхваченная из темных закоулков «тёмного царства». …Ее грубая натура, воспитанная в грубых, варварских нравах, не может допустить мысли, чтобы муж мог не бить жены, и обращаться с ней кротко, по-человечески. Она видит в этом слабость, и недостаток характера. Жене, по ее мнению, тоже не след ласкаться к мужу и открытое выражать свои чувства — она ведь не любовница, а жена (удивительный аргумент!): все это противно кодексу морали, которого так свято придерживаются в «темном царстве». Жене прилично только раболепствовать перед мужем, кланяться ему в ноги, беспрекословно исполнять его приказания,— и обманывать его, притворяться, скрывать от него свои мысли и чувства. Подавив всякую волю в сыне, Кабанова не может, однако, поработить совершенно невестку…

Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга.  

Не будь у Катерины такой … бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей… . Но у нее … [свекровь] — леди Макбет…» 

Дикой 

«Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе.

Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, — и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может.

Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения…  

Дикой, дядя Бориса,- это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в «Грозе», хотя он и не нужен для хода пьесы — и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная…» 


Катерина Кабанова

«… Кабанова не может … поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга.

Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. Катерина находит исход …: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого.

 

Совет

Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис — пошляк страшнейший — отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу.» 

Тихон Кабанов


«Тихон Иванович, сын Кабановой — … человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, — он тем навлекает на себя постоянное гонение матери…

Тихон рвется куда-нибудь — и напьется,- хотя вином душу отведет, — и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам «темного царства», лишь бы только все было шито да крыто. …[Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса…» 

Варвара Кабанова

«…Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. …Бой-девка — проведет и выведет…   

Читайте также:  Образ и характеристика сережи из рассказа белый пудель куприна сочинение

Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни «темного царства»…»

Борис 

«…с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса… …Борис — пошляк страшнейший…

Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность — есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины…»

Кулигин

«Лучшим из этих аксессуарных лиц — нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме — является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского. 

Посмотрите — какое у Кулигина светлое миросозерцание, как чужд ему мистицизм, как ласково и радостно он смотрит на всех, как любит всех, посмотрите, какое у него стремление к знанию, какая любовь к природе, какая жажда принести пользу людям: хлопочет он и об устройстве солнечных часов на бульваре, и об устройстве громоотводов — и все это не для себя, не из видов корысти, не ради спекуляции, а так — ради общего блага, в чистом и благороднейшем значении этого слова…

… [от Кулигина] веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу… Оттого, что в душу … проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования…» 

Феклуша

«Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского. 

Феклуша, толкующая о «Салтане Махмуде турецком», о «Салтане Махмуде персидском» и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д.

, эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей «темного царства»: всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове «темных людей», с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах — о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч. 

Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных «темных людей»…»

Полусумасшедшая барыня

«Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни — старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах.»

***

(по материалам статьи А. Пальховского ««Гроза». Драма А. Н. Островского» («Московский вестник», 1859 г. , №49). 

Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/personazhi-groza-ostrovskij-harakteristika.html

Образ грозы как в одноименной пьесе Островского

Россказни Феклуши — этой калиновской устной газеты, осуждающей все иноземное и восхваляющей родную темь, своими упоминаниями о «Махнут-султане» и «судьях неправедных»-—приоткрывают и один литературный источник образа грозы в пьесе. Это «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова (ок. 1549).

Образ грозы как страха — сквозной в сочинении этого старинного писателя, желавшего поддержать и наставить своего государя — Ивана Грозного. Турецкий царь Магмет-салтан, по рассказу Пересветова, навел в своем царстве порядок с помощью «великой грозы»; Судей неправедных он велел ободрать, а на коже написать: «Без таковыя грозы правды в царство не мочно ввести.

.. Как конь под царем без узды, так царство без грозы».

Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем,— и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины.

Счастье и одновременно беда Катерины в том, что она цельный человек, личность, исполненная естественности, правды натуры. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю», — простодушно говорит Катерина. Природная нравственность в ней не допускает спасительной лжи, в какой живут Варвара с Кудряшом. Беззащитность делает ее лицом трагическим.

Обратите внимание

Катерина предчувствует свою обреченность и уже заранее ждет за любовь расплаты. Но где-то глубоко внутри она сознает и то, что какой-то другой, высший-грех задавить в себе живое чувство, не разрешить себелюбить. (Так не знала, боялась любви героиня драмы «Снегурочка», пока не стала, погибая, таять под лучами солнца.)

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда — смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному отве-гить этой силе, и яркости чувства,— путь к ее гибели. Да иначе и быть не может: свободное чувство в самодурных условиях быта обречено, за него уже готовится расплата.

Покаяние Катерины перед народом в четвертом акте психологически строго мотивировано: тут и выкрики сумасшедшей барыии, и удары грома, и неожиданное появление Бориса, и зрелище геенны огненной…

Все это приводит впечатлительную Катерину в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в своем «грехе».

Но в этом не одна слабость, но и сила духа героини, которая не побоялась, как и говорила, людского суда.

Любопытно, что драматург искушает тут наше воображение и догадливость возможностью развязки иллюзорной, ложной. Настроенный мрачными прорицаниями сумасшедшей барыни и суеверных калиновцев, считающих, что эта гроза «даром не пройдет», зритель вправе ожидать для Катерины немедленной небесной кары за грехи. Но гроза проходит, не наделав вреда и послужив -лишь эффектной декорацией действия.

Не удар грома сражает Катерину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук этой жизни. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся «жить… да мучиться» Тихон.

Почти одновременно с Флобером, описавшим мадам Бовари, и задолго до Толстого, изобразившего Анну Каренину, Островский попытался проникнуть в душевный мир страстной женщины, охваченной любовью, как бушующей стихией, пожаром, с которым она не в силах сладить.

Важно

Темная, пугающая ее саму страсть поднимается, будто вопреки ее воле, из глубин души, и она уже ничего не в силах поделать с собою.

Страсть эту называют «темной», потому что рядом с трепетным ожиданием встречи, волнениями любви, заливающей мир особым светом, учащенным биением сердца, вызванным безрассудной надеждой, является равнодушие, если не отвращение ко всему, чем прежде она жила, мучительнее желание и тревога, предчувствие неизбежной беды.

Случается ли так, что «беззаконная», «греховная» любовь захватывает хорошего, чистого человека? Сейчас и вопрос-то этот звучит смешно. Но во времена Островского представить «грех» на сцене было дерзостью.

Традиции религиозного воспитания повелевали думать, что в замужней, по воле небес повенчанной женщине, такое может возникнуть лишь как игра чужих ей темных сил, дьяволово внушение, власть бесов, замутивших чистые душевные ключи.

Мы не заметим в Катерине и следа эмансипационного экстаза, самовластной веры в правоту сердца. Она предчувствует, что. должна заплатить гибелью за любовь. И все же, будто в ослеплении, шаг за шагом она идет навстречу счастью-несчастью, чтобы с той же силой искренности, с какой любила, покаяться принародно в своем «грехе».

Но это, так сказать, субъективный мир героини, ее психологический строй. А что же сам Островский? Оправдывает ли он ее? Жалеет ли? Проклинает? Вопросы, не праздные.

Когда Толстой, спустя двадцать лет, решится осудить в своем романе грешную женщину, изменившую») мужу, оставившую ребенка, он не сладит с поставленной.! себе тенденциозной задачей: вызовет сочувствие читателей к «грешной» обольстительной Анне и словно бы сам увлечется ею. «Мне отмщение и аз воздам»,— поставит он в эпиграфе.

Островский с самого начала был свободнее от догмата наказания, средневековой моральной книжности. Он любуется не столько прельстительной красотой героини, сколько ее прямодушием и чистосердечием.

Совет

А в двух эпохах жизни Катерины — безмятежном счастливом девичестве и пригнетенном замужестве, автор обнаружит фон, заранее пробуждающий энергию сочувствия в читателе и зрителе.

Сомнение рождается неизбежно: если религиозный закон и расхожий предрассудок против Катерины, то, может, не прав закон? Тем более что ее искренность поставить под сомнение невозможно.

Полусумасшедшая старая барыня вопит, бессильно тыча в ее сторону клюкой: «Красота-то погибель наша!» Островский, возможно, не повторил бы за Достоевским его фразу: «Красотою мир спасется». Но он безусловно верил в то, что не могут красота, счастье, любовь быть грехом.

Источник: http://soshinenie.ru/obraz-grozy-kak-v-odnoimennoj-pese-ostrovskogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector