Сочинение образ моргача в рассказе певцы тургенева

Краткое содержание Певцы Тургенева И.С

Певцы В селе Колотовке, в кабаке, прозванном «Притынным», поспорили мужики, состязаясь в пении. Хозяином кабака был Николай Иванович — человек хитрый и расторопный, умевший слушать, но много не говоривший. С Николаем Ивановичем было приятно общаться, он обладал особым даром привлекать и удерживать у себя гостей. У Николая Ивановича была жена и дети.

Кабак «Притынный» был излюбленным местом для всей округи. Соревноваться в пении собираются рядчик и Яшка-Турок. Дикий Барин поставил на спор на то, что Яшка-Турок поёт лучше. Автор, услышав о споре, поспешил в кабак, так как по всей округе ходили слухи о том, как Яшка-Турок хорошо поёт. Яшка-Турок.

«Худой и стройный человек лет двадцати трёх, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым, и, казалось не мог похвастаться отличным здоровьем.

Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы — всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

» Яков был прозван Турком, так как действительно происходил от пленной турчанки, «был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.» Дикий Барин.

«Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким плоским носом, четверо-угольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если б оно не было так спокойно-задумчиво.

Обратите внимание

Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладким и пуговицами; старый чёрный шёлковый платок окутывал его огромную шею.» Первое впечатление, которое производил на вас вид этого человека, было чувство какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы. Сложен он был неуклюже, …но от него так и несло несокрушимым здоровьем. Не было человека более молчаливого и угрюмого.

Он никаким ремеслом не занимался…, а деньги у него водились. Дикий барин пользовался огромным влиянием во всей округе… Он говорил — ему покорялись; сила всегда своё возьмёт… Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нём… Особенно поражало… в нём смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства. Рядчик.

Невысокого роста, плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздёрнутым носом, с живыми карими глазками и жидкой бородой. Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами, обутыми в щёгольские сапоги с оторочкой.

На нём был новый, тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застёгнутой вокруг горла.» Среди зрителей были две интересные фигуры: Оболдуй и Моргач.

Оболдуй Онастоящее имя — Евграф Иванов) — «это был загулявший, холостой дворовой человек, от которого собственные господа давным-давно отступились и который, не имея никакой должности, не получая ни гроша жалованья, находил, однако, средство каждый день покутить за чужой счёт… Он не умел ни петь, ни плясать, от роду не сказал не только умного, даже путного слова…» Моргач («к нему тоже шло название моргача, хотя он глазами не моргал более других людей…») был кучером у старой барыни, бежал, но через год вернулся, пока-ялся и так примерно работал, что после смерти барыни оказался отпущенным на волю… Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица; болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается… Он счастлив и верит в своё счастье, верит приметам. Его не любят, потому что ему самому ни до кого дела нет, но уважают. У Моргача есть маленький сын. Яков и рядчик бросают жребий, чтобы решить, кому петь первому. Первым выпало петь рядчику.

Рядчик запел весёлую плясовую песню приятным, но сиплым голосом. Все слушали внимательно. «Долго рядчик пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях: ему недоставало поддержки хора…

Оболдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать…

Один Дикий Барин не изменился в лице и по-прежнему не двигался с места; но взгляд его, устремлённый на рядчика, несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительное.»

Рядчик допел, его хвалили. Пришла очередь петь Якову. «Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. …Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалёка, словно залетел случайно в комнату.

Важно

За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под вильным пальцем она колеблется последним, быстро замирающим колебанием, за вторым — третий, и понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватало вас за сердце, хватало прямо за его русские струны.

Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя… Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием.

Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким… У меня… закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы… Я оглянулся — жена целовальника плакала…

Николай Иванович потупился, Моргач отвернулся; Оболдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, и по железному лицу Дикого Барина медленно прокатилась тяжёлая слеза; рядчик поднёс сжатый кулак ко лбу и не шевелился…» Яков закончил петь, все как будто ждали продолжения. «Рядчик тихо встал и подошёл к Якову. «Ты… твоя…

ты выиграл», — произнёс он наконец с трудом и бросился вон из комнаты. Его быстрое и решительное движенье как будто нарушило очарованье: все вдруг заговорили шумно, радостно. …Яков наслаждайся своей победой, как дитя; всё его лицо преобразилось; особенно его глаза так и засияли счастьем.»

Автор вышел из кабака, боясь испортить впечатление, восхищённый и поражённый пением Якова. Когда стемнело автор подошёл к кабаку и через стекло увидел, что все там пьяны и счастливы.

Коментарии.

В этом рассказе нам раскрывается чувство прекрасного, присущее русскому человеку, готовому плакать над родной сердцу песней. Рядчик прекрасно пел, но в голосе Якова чувствовалась боль, такая близкая и знакомая русскому человеку. Страдание, русское страдание, без которого не мыслит себя наш человек, было передано в песне Якова. А способность к состраданию -это тоже черта нашего народа.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Pevci_Turgeneva_I_S

Сочинение «Пересказ рассказа «Певцы» Тургенева И.С.»

План пересказа

1. Описание хозяина кабака и его заведения. 2. Описание посетителей кабака. Спор на лучшее исполнение песни. 3. Пение рядчика из Жиздры. 4. Победа Якова Турка.

5. Пьяный разгул в кабаке.

Пересказ

Сельцо Колотовка, когда-то принадлежавшее помещице, прозванной Стрыганихой, а ныне принадлежащее какому-то петербургскому немцу, стоит на скате голого холма, рассеченного страшным оврагом. У самого начала оврага стоит небольшая избушка, покрытая соломой. Это кабак, прозванный «При-тынным».

Посещается он часто из-за целовальника (продавца в кабаке) Николая Иваныча. Этот некогда стройный и кудрявый парень, а теперь необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом уже более двадцати лет проживает в Колотовке.

Совет

Он человек расторопный и сметливый, не отличается говорливостью или особенной любезностью, но обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека. Знает на сто верст вокруг, что делается, и никогда не пробалтывается, и не показывает даже, что знает.

Соседи его уважают, он человек с влиянием. Он женат, и есть дети. Жена, бойкая мещанка, в последнее время тоже растолстела, как и муж. Он во всем на нее полагается. Пьяницы-кутилы ее боятся.

В жаркий июльский день рассказчик подходил к кабачку и услышал разговор: Яшка-Турок, лучший певец в околотке, петь будет на спор. Описывается внутренне устройство кабачка: светлая изба разделена надвое перегородкой, в ней над широким дубовым столом проделано большое продольное отверстие.

На этом столе, или стойке, продается вино. За стойкой стоял Николай Иваныч. Он наливал вино только что вошедшим Морга-чу и Обалдую. Посреди комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый кафтан голубого цвета. Все его лицо говорило, что это человек страстный и впечатлительный.

Он находился в большом волнении. Рядом с ним стоял человек лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами и черными блестящими волосами. Лицо его было спокойно и задумчиво. Он почти не шевелился, только медленно поглядывал вокруг.

Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами. Его звали Диким-Барином.

Напротив на лавке под образами сидел соперник Яшки -рядчик из Жиздры. Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с живыми карими глазками и жидкой бородкой. На нем был новый, тонкий армяк из серого сукна, алая рубаха и щегольские сапоги с оторочкой.

Рассказчик взял пиво и сел возле него. Начали решать, кому первым петь. Кинули жребий, выпало рядчику. Рассказчик делает отступление, описывая противников. Обалдуй, настоящее имя которого было Евграф Иванов, был загулявший холостой дворовый человек, от которого отстали даже его хозяева.

Он, не имея никакой должности и не получая жалованья, находил средства каждый день покутить на чужой счет. У него было много знакомых, которые поили его вином и чаем. Он не умел ни петь, ни плясать, не сказал ни одного умного слова, все «лопошил» да врал что попало.

Обратите внимание

Обходились с ним презрительно, а укрощать его нелепые порывы мог только Дикий-Барин.

Моргач, настоящего его имени никто не знал, когда-то был кучером у старой бездетной барыни, но сбежал с лошадьми, а через год вернулся уже хромой, вымолил прощение у своей барыни и через несколько лет примерного поведения выбился в приказчики.

После смерти барыни каким-то образом был отпущен на волю, приписался в мещане, разбогател и живет теперь припеваючи. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица, болтлив, хотя никогда не проговаривается. Он счастлив и верит в свое счастье. Он вообще очень суеверен.

Вся его семья — это один сынишка, в котором он души не чает.

Яков, прозванный Турком, потому что происходил от плененной турчанки, был в душе художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца. Судьба рядчика осталась для охотника неизвестной, «он показался изворотливым и бойким городским мещанином».

Дикий-Барин (настоящее имя его было Перевлесов) производил впечатление грубой, тяжелой, неотразимой силы. Сложен он был неуклюже. Никто не знал, откуда он попал в этот уезд и какого он сословия. Никто не мог сказать, чем он живет, каким ремеслом занимается.

Он ни к кому не ездил, ни с кем не знался, а деньги у него водились. Он жил тихо, словно никого вокруг не замечая, но пользовался огромным влиянием во всей округе. Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В нем была смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства.

Итак, рядчик запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный, хотя и несколько сиплый.

«Он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью».

Важно

Он пел веселую плясовую песню, и все слушали его с большим вниманием. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать. Когда, обливаясь потом, он закончил, Обалдуй кинулся ему на шею, а Яков, как сумасшедший, закричал: «Молодец, молодец!»

Наступила очередь Якова. Он встал и закрылся рукой. Когда он открыл лицо, все увидели, что он бледен и глаза его мерцают. Он глубоко вздохнул и запел. Сначала казалось, что голос его залетел случайно в комнату. Но понемногу разгорячалась и расширялась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем сладко становилось и жутко.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа каштанка чехова

В его голосе была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Яков пел, совершенно забыв про своего соперника, про всех остальных.

От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, к глазам у всех подступали слезы.

Когда он закончил петь, все стояли оцепенев. Рядчик тихо встал и подошел к Якову: «Ты… твоя… ты выиграл», — и выбежал из комнаты. Все разом заговорили, поздравляли Якова, а он наслаждался победой, как дитя. Рассказчик, боясь испортить впечатление от песни, вышел. Добрался до сеновала и лег на траву, все еще чувствуя песню.

Проснулся он, когда уже стемнело, и, выйдя на улицу, услышал, как из кабака доносится нестройный, смутный гам. В окно он увидел, что все там пьяны, в том числе и Яков… Воздух был наполнен тенями ночи…

Источник: http://litsochinenie.ru/pereskaz-rasskaza-pevtsyi-turgeneva-i-s.html

Школьные сочинения

Рассказ «Певцы» написан в несколько ином ключе. И «Певцах» заметнее противоречивое переплетение очерковых и новеллистических элементов. Рассказ состоит из трех частей: вводной (описание Колотовки, кабака и его посетителей), центральной (состязание певцов) и заключительной (картина всеобщего пьянства).

Во вводной части дается общая характеристика небольшого сельца Колотовки и Притынного кабачка, а также его хозяев, Николая Иваныча с женой. Для кого чтобы придать изображаемым событиям жизненную правдивость, Тургенев прибегает к географической точности в указании места действия (что было характерно для очерков 40-х годов).

В основе сюжета «Певцов», по свидетельству автора, лежит реальный факт. В отличие от ранних очерков, рассказ «Певцы» «густо населен».

Совет

Тургенев буквально па нескольких страницах пытается нарисовать серию портретов «оригинальных личностей»: здесь и кабатчик с женой, и торговец, и мелкий помещик-однодворец, и дворовый, и забитый мужичонка в свите, не говоря о главных героях рассказа — Якове Гурке и рядчике, общая характеристика которых дается также во вводной части рассказа.

В начале «Певцов» преобладают описания и непосредственная авторская характеристика: представлен ряд портретных зарисовок, связанных между собой единой питью повествования.

Портрет в «Певцах» является эффективным, но не единственным   средством раскрытия психологии героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом и, подчиняясь его развитию, становится динамичным.

Результатом этого является предельная художественная конкретность портрета, отражающая индивидуальные особенности героев, и в то же время — глубокая социальная обобщенность.

Принцип раскрытия внутреннего мира героев через его внешнее проявление — ведущий в «Записках охотника», и в этом отношении «Певцы» не составляют исключения. Но в то же время в обрисовке персонажей «Певцов» уже чувствуется заявка автора на новое. В отличие от очерков 40-х годов, в «Певцах» он не ограничивается портретной характеристикой.

Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания наружности, подробно раскрываются внутренние качества героя. Здесь отчетливо выразилась склонность Тургенева к развернутому сюжету, к углублению психологической характеристики и к усилению тем самым типического значения образов.

Пытаясь как бы раздвинуть узкие рамки рассказов, он делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.

Это дает ему возможность не только показать индивидуальные особенности характера того или иного героя, но и проследить в какой-то мере процесс его формирования. Фигура Моргача, например, зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его прошлой жизнью.

«Человек опытный, себе на уме… который знает людей и умеет ими пользоваться», Моргая прошел нелегкий жизненный путь.

Обратите внимание

Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к ме-щанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистичного дельца, которому «ни до кого дела пет». То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника. Неторопливые и обстоятельные характеристики персонажей «Певцов» даны, в отличие от характеристик в очерке «Хорь и Калиныч», в манере большого эпического произведения.

Сцена состязания певцов явилась тем связующим звеном, которое объединило все части рассказа в одно целое и значительно углубило психологическую характеристику его персонажей. В различном отношении героев к пению рядчика и Якова отразились, как в фокусе, особенности характера каждого из них. Песня рядчика вызвала у слушателей «общий слитный крик» одобрения.

По этот момент еще не раскрыл глубинных тайников их характеров. И только пение Якова заставило слушателей обнаружить свое «я»: «…жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Николай Иваныч потупился.

Моргач отвернулся; Оболдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку… и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза».

Победа Якова над самоуверенным рядчиком означала победу подлинного творчества над чисто внешним мастерством. Яков, «человек впечатлительный и страстный», был настоящим «художником во всех смыслах этого слова».

В минуты творческого подъема он буквально перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни. В пенни Якова Тургенев отмечает как самую характерную особенность «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.

«Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.

Тот огромный эффект, который произвела песня Якова, , но его мнению, прежде всего тем, что в ней глубоко выразилось народно-национальное начало. Яков воплощает в себе неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд па искусство, правдивое и исполненное искреннею чувства.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Краткий сюжет рассказа Тургенева «Певцы» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-792.htm

Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»

Два русских характера из народа в рассказе И.С.Тургенева «Певцы».

Аннотация: Традиционные формы занятий замедляют дух творческих поисков учителя и учеников. Данный урок настраивает учащихся на творческий подход к анализу текста.

Ключевые слова: Тургенев, «Записки охотника», цикл произведений, сопоставление образов, песня, поединок.

Цель урока: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа, выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека, развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке; определить отношение писателя к простому русскому мужику; воспитание интереса к проблемам нации, к истории нашей культуры; развивать навыки выразительного чтения текста, работы с иллюстрациями, лексическая работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – сопоставление образов.

Символы урока: тетрадь писателя-охотника для записи наблюдений.

Эпиграф: Эпиграф урока:

Тот не русский, кто не переживал странного волнения и упрека

при звуках заунывной народной песни.

Н.В. Гоголь.

Оборудование урока: репродукции картин русских художников (Крамской, Кустодиев и др.), пластинка с песней “Не одна во поле дороженька пролегала…»

Ход урока

1этап – формирование внутренней готовности учащихся к уроку, мотивации изучения нового материала. Вступительное слово учителя:

“В наше время, время мученического очищения России, её исторического оправдания и духовного возрождения чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько хватит его, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России — ни нам, ни нашим детям, ни внукам”.[1]

2 этап – введение в атмосферу эпохи; тема рассказа «Певцы».

Я не случайно начала наш сегодняшний урок со слов замечательного русского религиозного философа И.А. Ильина. Произнесённые в 20-е годы, они словно обращены к нам, которые призваны строить сегодня новую Россию.

(Зачитывается тема урока, эпиграф)

“Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”. Таковы ощущения и эмоции рассказчика в “Певцах” И. С. Тургенева. А ваши впечатления? Как вы думаете, о чём этот рассказ? Что в нем особенного?

(Обмен мнениями)

Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в русском характере И. С. Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.

3 этап – осмысление идеи, темы и проблем рассказа «Певцы», анализ отдельных сцен, характеристика персонажей.

Учитель: Откроем рассказ… его начало

“Небольшое село Колотовка… (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?

(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”.

Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

Учитель: Что же довершает и без того невеселую картину?

— Описание кабака.

Учитель: А что такое кабак?

Лексическая работа:

-Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. -Тургенев подчёркивает “отдельность” местоположения кабака, который стоит на краю “страшного оврага”.

Важно

Учитель: Всмотримся в них повнимательнее. Кто они? Кого видит Яков в трактире, выйдя на середину зала?

I группа. Целовальник Николай Иванович — человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.

II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”.

Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни.

Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.

III группа. Дикий Барин… Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него.

Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.

IV группа. Обалдуй — выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. — одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало — прямо Обалдуй”.

(Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей)

(Обмен мнениями)

Учитель: Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из всех былых взаимосвязей бесприютных и в прошлом, и в будущем людей. А что за стенами кабака?

(Ответы учащихся)

-грязная Колотовка с её оврагом;

-скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом;

-собаки лают;

(Составление ассоциативного ряда)

Учитель: За стенами кабака — грязная Колотовка с её оврагом, рвущим надвое холм, улицу. Нестерпимая духота жаркого июльского дня. Бессмысленно злобный лай собак… Какая страшная и неприглядная картина… Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.

Обобщение учителя: Кабак — некий последний приют людей с искалеченными судьбами. “Притынный кабак вообще-то сам по себе “жизни край”, “место”, куда стекается человеческая “щебень” изо всех сословий, тоже разрытых и размытых ударами судеб”. [2] Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить своеобразное “духовное ристалище”, поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.

Учитель: Ждут ли этого поединка люди? Давайте понаблюдаем за ними.(озвучивание диалога по ролям от слов “Зачем я тебя зову — плут ты этакой, Моргач!” и далее: “Ну что ж! -возопил вдруг Обалдуй…” до “Жеребий кинуть..”)

Лексическая работа: Что такое поединок?

Учитель: Что это? Обычное житейское любопытство, желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?

— Ждут они скорее песни, а не самого состязания.

— Почему?

-Песня, особенно задушевная, как-то по-особенному переживается человеком.

-Она помогает забыться, отрешиться от сиюминутного.

-Песня способна расширить узость пространства, раздвинуть границы кабака.

-Помогает на какие-то мгновения стать чуточку счастлив ее, способна подарить настоящую радость. Вспомните, что после заключительного замирающего голоса рядчика именно Яков, как сумасшедший, закричал: “Молодец! Молодец!”

-Песня — это особый мир, это красота, по которой, может быть, истосковалась душа этих не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни.

-По песне, по красоте истосковалась душа мужицкая.

-Может быть, этот поединок — тоска о несбывшемся, жажда раздвинуть стены, изгнать тесноту? Это своеобразный протест против оврага.

Учитель: Но почему именно песня?

-Песня — это история души народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке, все же не изжита тяга к хорошему, светлому в жизни.

— Мне кажется, сегодня из песни уходит душа

Лексическая работа: Песня как жанр. В чем ее особенности?

Совет

Учитель: “Еще доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей Отчизны”, — писал Н. В. Гоголь. И где рождалась такая песня? Где звучала? Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди.

Сравним соперников. Рядчик и Яков Турок.

(Идёт сравнительный анализ по группам, которые отслеживали одну из линий сравнения )

Линии сравнения

-Поведение до начала состязания.

-Пение… Есть ли в нём душа?

-Реакция слушателей.

Рядчик

а) “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего духовного и душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется(“приходя в волнение”).

б) Пение рядчика (чтение текста подготовленным учеником).

“Рядчик выступил вперед …” и закончить

“Он пел”. Далее: “Ободренный знаками всеобщего удовольствия…” и закончить словами: “…последний задирающий возглас”.

в) Какова реакция слушателей?

(“Слушали с большим вниманием”, “не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях”). Яков Турок

а) В состоянии лихорадки перед началом пения ( “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.

б) Пение Якова (чтение текста).

“Русская, правдивая…” и закончить словами: “…словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.

в) Какова реакция слушателей? ( “ Всем нам становилось сладко и жутко”, “закипали на сердце и поднимались к глазам слезы”, “всеобщее томленье”, “стояли как оцепенелые”).

(После сравнительного анализа слушаем в грамзаписи песню “Не одна во поле дороженька пролегала” и делимся впечатлениями)

Учитель: Почему же рядчик проиграл?

(Обмен мнениями)

— Рядчик пел веселую плясовую песню. Но песня, хотя и исполненная мастерски, не затронула сердца и души.

-Его пение не раздвинуло стен кабака, не смогло заставить пережить слушателей душевного потрясения. Его просят: “Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!” Они ожидали чуда, а его не случилось.

— Его песня красива, но остаётся лишь игрой.

-Здесь не было самозабвения, всё рассчитано на эффект. Эта песня не затронула души.

Учитель: А как пел Яков?

(Обмен мнениями)

— В его пении была “неподдельная, глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь”.

— “От его голоса веяло чем-то родным, задевающим за живое. Не случайно на глаза слушателей наворачиваются слезы.

— В этой песне поет и плачет душа.

— Эта песня несет в себе безотчётное чувство простора.

— Какой-то особый свет проникает в душу.

— В этой песне душа протестует против всего мелкого и пошлого.

Учитель: Да, Якова хотел, хотя и ненадолго, “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее измельчание, одолеть тоску. А о чём пел Яков в любовной, “прощальной”, по определению А. Григорьева, песне?

(Обмен мнениями)

Обобщение учителя: Пел Яков о какой-то редкостной высоте нравственных требований, о непрощённой вине, о горькой сердечной муке.

Сударушка, которую обиженно и нежно отвергает душа, остаётся тем не менее единственной и неповторимой.

Учитель: Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?

-В кабаке все пьяны. Зрелище неприятное, отталкивающее.

— Эти строки рождают горькие мысли и чувства.

— Рассказчик замечает, что Дикого Барина среди подгулявших нет. Не на него ли надеется писатель? Может быть, он настоящее, здоровое начало русской нации?

Учитель. Да, на смену духовному и чистому приходит низменное и обезображенное.

Зачитаем финал. Достоевский назвал его поистине гениальным, почему?

-Может быть, не всё так безотрадно в России? Ведь в финале – дети, а дети — будущее.

-Здесь как-то тихо, слышен только один зов.

Учитель: Да, здесь полная гармония с природой и нет той напряжённости, противоречивости и катастрофичности, которыми полна взрослая жизнь.

Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?

(Ответы учеников)

— Ум, проницательность;

— талант, потребность творить;

— способность глубоко чувствовать;

— удаль;

— душевный размах;

— потребность в высоком;

— скрытую силу.

Учитель: Самое удивительное, что всё это помогла увидеть и прочувствовать песня. Мне хочется привести слова К.С. Аксакова: “Как широк напев её! Кажется дух и образ великого, могучего пространства… лежит в ней.

Нет ей конца, бесконечная песня… В самом деле, нельзя сказать, что русская песня оканчивается; она не оканчивается, но уносится…

Обратите внимание

слух едва ловит последние звуки русской песни, — нет, она не кончилась, она унеслась, удалилась только и где-то поётся, вечно поётся”.

Что же ещё вы увидели в русском человеке?

(Ответы учеников)

— Бесшабашность;

— растрачивание жизни;

— беспечность;

— упоение в разгуле;

— прошло полтора столетия, и ничего не изменилось.

4 этап, заключительный – архивирование учебной информации урока, подведение итогов, оценивание учащихся, рефлексия, домашнее задание.

Учитель: Итак, что же вслед за Тургеневым мы увидели в русском человеке сегодня на уроке? ( Талант, ум, проницательность, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу).

Мы говорили сегодня о важном: о русском народе. Народ-это средоточие всех надежд и возможностей российской истории. Так что же нужно нам, сегодняшним, для спасения России, о чём так мечтал писатель?

(Ответы учеников)

— Надеяться только на самих себя, на свои собственные силы;

— преодоление того, что недостойно человека, очищение души;

— вера в великое будущее России;

— вера в Бога.

Учитель: Да, быть может, покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но и веру в Россию, веру в призвание нашего народа. Они научат нас, по словам Языкова:

Надёжно уважать свои родные силы,

Спасенья чаять только в них.

Рефлексия.

Цикл рассказов «Записки охотника» явился ответом на вопрос, который задал в своей статье В.Г.

Белинский, обращаясь к читателям: «А разве мужик – не человек?» Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»-«Как что?- негодовал критик-гуманист. – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности – словом, все то же, что и в образованном человеке».

Домашнее задание ( по выбору учащихся): написать письмо автору произведения, описать дальнейшую судьбу одного из героев, передать от лица одного из героев увиденное в трактире.

Фраза-напутствие: люби ближнего своего, как самого себя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Собр. соч. в10 т.,кн.2.- М.,1996. т.6 с.7.

2. Тургенев И.А.Собрание сочинений в 5 т., т.1. — М., 1994.

3. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. — М.,1986 с.149.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/dva-russkikh-kharaktiera-v-rasskazie-i-s-turghienieva-pievtsy

Краткое содержание Тургенев Певцы

Рассказ входит в сборник Записки охотника

Продолжая путешествовать по миру, по пути охотник Иван Тургенев встречает разных абсолютно людей. На этот раз он решает остановиться в небольшом трактире, хозяин которого был очень не разговорчив, но прекрасно понимал толк в развлечении гостей.

Помощницей ему была его жена, женщина суровая, которую побаивались все местные пьяницы и даже шумная детвора. Были там и другие посетители. Оболдуй – постоянный гость, все время гуляющий холостяк. Всегда угрюмый на вид Дикий Барин. Интересный мужик по имени Моргач, был раньше кучером, потом загулял, сбежал от барыни, а нагулявшись, вновь к ней вернулся.

И так хорошо работал, что стал приказчиком. А потом как барыня умерла, раскрепостился и даже стал богат.

Важно

Теперь охотник попал на конкурс певцов в этом трактире. И это событие очень значимо для всех завсегдатаев трактира, это видно по их, настроению.

Все участники видно было, что профессиональные исполнители, поют так, что воображение просто играет. Одержал победу в конкурсе паренек по имени Яшка, это был сын турчанки, которая была в плену.

Он был настолько истощен, что было не ясно, оттуда брал силы, чтобы так сильно и проникновенно петь.

Скорее всего, мать передала ему такую манеру пения. Хотя он мог с детства слышать, как она поет и неосознанно подражал ей.

По ощущениям человека, который рассказывал эту историю, как только Яшка начинал петь, у всех наворачивались слезы на глазах, от переизбытка чувств. При его исполнении даже мужчины плачут как дети.

Люди, как поговаривали в древние времена, переживали катарсис. Дикий Баин даже был растроган до глубины души.

Чувствуя что-то не ладное, пытаясь сохранить радость в душе, герой немедленно покидает трактир. И просто гуляет. Наслаждается прекрасным вечером, и спать ложиться на сеновал.

К утру все же он приходит назад в трактир. Из него слышно как поет уже охрипший победитель. Охотник заходит в трактир и видит как в расстегнутой рубахе, пьяный в стельку Яшка, запевает пошлую песню.

Охотник в печали уехал.

К сожалению, на Руси так часто происходит, до невозможного талантливые люди, сначала совершают великие и прекрасные дела, а после доводят себя до непотребного вида алкоголем, чем перечеркивают все.

Совет

Рассказ учит тому, что не нужно слишком очаровываться человеческим  озарением, маятник всегда возвращается и напоминает, что люди не могут быть все время возвышены и совершенны. Именно об этом хотел напомнить автор.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев НовенькаяРанним утром 1940 года Володька Бессонов торопился в школу. Ему очень хотелось говорить всем, что именно он пришел в школу первым после зимних каникул.
  • Краткое содержание Лермонтов Тамань (Глава из романа Герой нашего времени)Уже поздно ночью Печорин прибыл в маленький захолустный приморский городишко Тамань. Объяснив часовым, что он офицер, который направляется в свой действующий полк, потребовал
  • Краткое содержание Умнее всех Мамин-СибирякРанним утром Индюк разбудил жену и потребовал, чтобы она назвала его самым умным среди остальных птиц. Индюшка подтвердила. Тогда он заявил, что его мало уважают соседи. Особенно обижал Гусак своим молчанием.
  • Краткое содержание Носов СтупенькиВ рассказе показана простая история о маленьком Пете и его сестре Вале. Здесь показано возвращение Пети домой из детского сада. Сестренка ждала его у ворот и очень обрадовалась
  • Краткое содержание Капитан Сорви-голова БуссенараЖан-Градье, благодаря золоту с Клондайка, является очень богатым молодым человеком. Но, он не стремится к спокойной жизни. Со своими друзьями богач отправляется в Африку, чтобы защищать права людей.
Читайте также:  Сочинение что такое бегство от реальности? (итоговое)

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/pevcy-kratko

Десятиклассники анализируют текст И.Тургенева

Анализ рассказа «Певцы»

Рассказ «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника», в которых повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием «Певцов» является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры.

Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки: «Небольшое сельцо Колотовка лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя, как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы».

Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям «хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто». Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч.

Казалось бы, если Николай Иваныч привлекает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное.

Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки! С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (а впоследствии оказывается, что Н.И. почти совсем не принимает участия в действии!), с другой стороны – подробный портрет Н.И., «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение. Само слово напряжение появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание» (это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею»).

Характерно, что повествователь описывает пение рядчика объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих.

А рассказывая о песне Якова, повествователь описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей: «У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

Обратите внимание

Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».

Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям.

Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого». После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение.

Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».

Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь». Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова.

Интересно, что рядчика рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger» (что само по себе довольно противоречиво), а в голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа».

Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя совсем другой образ – образ чайки на морском берегу.

Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.

Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.

Рассказчик, спускаясь по холму, слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!». В его голосе звучит «радостное озлобление», на этой ноте рассказ кончается.

Весь рассказ «Певцы» построен на звуках, располагающихся симметрично по настроению около песни Якова: «злобный лай собаки» – «плясовая песня рядчика с несколько осиплым голосом» – песня Якова – плясовая песня осипшего Якова – крик мальчика, в котором звучит «радостное озлобление». Звук не пропадает, у рассказчика сначала «долго звучал в ушах неотразимый голос Якова», а затем крик мальчика еще долго «чудился ему в воздухе».

«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.

Ольга ВАХРУШЕВА
10-й класс,
школа № 57, г. Москва

Анализ рассказа «Певцы»
(фрагмент)

Рассказ «Певцы» входит в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Особенность этих рассказов в том, что нас увлекают яркие описания: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.

В «Певцах» он рассказывает незатейливую историю, однако, приглядевшись, замечаешь, что история эта несет в себе живую картину мира. Пение Яшки Турка – это тот самый момент, когда рассказ выходит за свои узкие рамки. Описания до и после песни резко контрастируют друг с другом.

Пейзаж в первой части, до пения, выражает тоску и уныние: «Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, парило и пекло неотступно, воздух был весь почти пропитан душной пылью».

Важно

Все звуки и человеческие голоса приглушены: Моргач «залепетал,… с усилием поднимая густые брови…», «раздался дребезжащий голос». Все действия замедлены: «Экой ты, братец, ползешь, право слово».

Цвета локальные, скучные, выражающие мертвенность всего окружающего: «…на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».

Во второй части все резко меняется, появляются поэзия, движение, поэтические образы, такие, как чайка, пловец, степь. Цвета становятся ярче, описания – детальнее: «на темно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти черную пыль».

Всё преобразилось: «Когда я проснулся, вокруг разбросанная трава чуть-чуть отсырела, сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. Я вышел, заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне последний след…».

Если вначале «воздух весь был пропитан душной пылью», то теперь след от зари «едва белел», звездочки «слабо мигали», а оставшаяся от ночного зноя теплота «чувствовалась сквозь ночную свежесть».

В описании дневной, знойной природы взгляд рассказчика движется сверху вниз, словно подражая овцам, которые «с унылым терпеньем наклоняют голову как можно ниже, как будто выжидая, когда же пройдет этот невыносимый зной». После пения Яшки Турка взгляд не только поднимается вверх, к небу, но и расширяется его диапазон: «она (равнина) казалась еще необъятней и как будто сливалась с потемневшим небом». ………………

Голос мальчика, зовущего Антропку, звучит как песня (оттого, что последний слог тянется), появляются слова высокого стиля, такие, как взывать, возглас, огибать.

Анастасия СОРОТОКИНА
10-й класс,
школа № 57, г. Москва

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200401105

Краткое содержание «Певцы» Ивана Тургенева

Рассказ входит в цикл Тургенева «Записки охотника» и повествует о чуткой русской душе, способной проявить себя через пение. На склоне холма, рассеченного оврагом посредине улицы, стоит небольшое село Колотовка. В селе этом есть избушка, крытая соломой, место весьма популярное у местных жителей, и величается оно кабаком «Притынным».

Хозяин кабака, Николай Иваныч, живет в селе уже более 20 лет. Это человек своенравный, предпочитающий слушать, а не говорить, удивительным образом располагает к себе людей, при том, что он не отличается особым добродушием, зато точно знает, чего хочет русская душа. Жена хозяина – энергичная и бойкая мещанка, мать здоровых и сильных ребятишек, которую боятся все местные пьянчуги.

Жарким летним днем, автор-охотник оказался перед дверьми кабака и стал свидетелем зазывания гостей посмотреть на состязание певцов.

Совет

Узнав о споре, поспешил в кабак и находится там среди постояльцев, описывая участников и оставаясь (до поры до времени) беспристрастным наблюдателем.

Во всем селе наслышаны об удивительном голосе Яшки-Турка, молодого стройного парня лет двадцати трех, прозванным Турком за свое происхождение от пленной турчанки. Был он простым фабричным у одного купца.

В лице его все говорило о страстности характера: большой лоб, блестящие и неспокойные серые глаза, крупные губы. Парень молодой и, в силу возраста, весьма впечатлительный, не мог скрыть своего волнения по поводу предстоящего состязания в пении.

Соперником в споре за звание лучшего певца Яшки Турка стал рядчик из Жиздры, плотно сложенный мужчина тридцати лет, внешность которого отличали маленькие глазки карего цвета и жиденькая бородка. Он беспокойно глядел по сторонам и много болтал.

На стол поставили трофей победителя – осьмуху пива.

Высокий, широкоплечий мужчина лет сорока, с жесткими волосами цвета смолы, и смуглым лицом, в котором читалась бы только ярость, если бы не выражение глубокой задумчивости и спокойствия, исходившего от него, по прозвищу Дикий Барин, делает свою ставку на Якова. Среди других посетителей кабака автор выделяет еще двоих: Моргача и Оболдуя. Первый, во слухам, был кучером у барыни, затем сбежал, а через год возвратился к ней и покаялся. Барыня простила его, и после ее смерти Моргач оказался на воле.

Характер у него, как у старой женщины: много говорит, но при это не проговаривается. Прозвали его Моргачом за хитрый взгляд: казалось, он все время чего-о ждет и высматривает. Оболдуя звали Евграфом Ивановым, и был он загулявшим холостяком. Прозвище свое получил за то, что не умел ни петь, ни танцевать, и никакими талантами не обладал, кроме как присутствовать на всех местных попойках.

Жребий брошен, и первому выпало петь рядчику. Тот встал, не скрывая волнения, и спросил гостей, что ему спеть, на что ему ответили, чтобы начинал, а они, как судьи, разберутся сами. Рядчик запел живую и веселую песню, которую подхватили Моргач с Оболдуем.

Сиплый голос рядчика был хорош, и с каждым куплетом ему все более благоволили зрители. Дикий Барин оставался неподвижен, смягчился только его взгляд. Рядчик старался, как мог, веселя постояльцев своим лиричным голосом. Песня кончилась, его похвалили, прочили победу.

Но Дикий Барин вызвал на бой Яшку-Турка.

Обратите внимание

Яков запел. Песня его, «Не одна во поле дороженька пролегала», затрагивала самые отдаленные чувства в душе, казалось давно забытые и похороненные под гнетом многих лет.

С первых секунд его голос поразил автора – звонкий и слегка надтреснутый, обладающий молодостью и грубой русской силой, который закрадывался в самые глубины души. Сам певец, казалось, обрел спокойствие, продолжая свою грустную песню.

Охотник признается, что при звуках голоса Якова у него закипело сердце, а к глазам подкатили слезы.

Оглядевшись, автор увидел жену Николая Иваныча, которая тихо плакала. Моргач отвернулся, желая скрыть накатившие слезы, а Оболдуй стоял, широко разинув рот. Рядчик застыл, как статуя, а по свирепому лицу Дикого Барина при звуках грустной песни катились мужские слезы. Яков кончил петь, но все как будто не верили в то, что песня окончена.

Рядчик, нарушив тишину, подошел к сопернику и с трудом сказал: «Ты…твоя…ты выиграл», а затем бросился вон из кабака. Вдруг все стали веселиться, а лицо Якова было наполнено детским упоением собственной победы. Все были настолько добры и веселы, что автор почувствовал значение напутствия Господа, который говорил «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Не зная толком никого, охотник в этот момент любил абсолютно каждого в этом славном кабаке.

Автор выходит из избушки, все еще чувствуя слезы на глазах. Пение Яшки настолько поразило и затронуло его, что ему необходимо побыть одному. После того, как стемнело, автор снова подходит к окну «Притынного» и видит, что там все пьяны и веселы. Он повернулся в сторону дороги и пошел своим путем.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-pevcy-ivana-turgeneva.html

Ссылка на основную публикацию