Сочинение по картине Рокотова «Портрет Струйской»
При взгляде на портрет охотно веришь, что это «Ангел, сошедший на землю». Рокотов оставил нам портрет красавицы, с немного грустным взором, она как бы «ушла в себя» и о чем-то думает. все в этом портрете гармонично – и черные, задумчивые глаза, линия бровей, спокойная улыбка.
Один из лучших портретистов восемнадцатого века, Рокотов был загадочным человеком. Загадка уже его происхождение: рожденный в семье крепостных князя Репнин, по метрической записи он числится «свободнорожденным» У князя Репнина было несколько незаконнорожденных детей, но им он давал фамилию Пнин.
Рокотов довольно быстро получил известность как великолепный портретист, был вхож в круги интеллектуальной элиты того времени – дружил с Ломоносовым, с графом Шуваловым – президентом Академии наук. Ломоносов и представил художникаЕлизавете Петровне. Шувалов приказал принять Рокотова на обучение в Академию художеств в Петербурге.
Как великолепный портретист Рокотов написал множество портретов, как парадных, например портреты Елизаветы Петровны, портрет Екатерины II в парадном коронационном одеянии, портрет Петра III, так и «интимных». Портреты поэта Майкова В. И. и портрет Струйской А. П. относятся к числу «интимных».
На портрете изображена восемнадцатилетняя женщина, вторая жена пензенского помещика Н. Е. Струйского. Помещик обожал свою жену, написал и посвятил ей множество стихов, что, однако не мешало ему заниматься рукоприкладством. Впрочем он лично порол крепостных, которых потом лечила его жена «Ангел, сошедший на землю» – так говорили о ней. Всего в этой семье родилось восемнадцать детей.
При взгляде на портрет охотно веришь, что это «Ангел, сошедший на землю». Рокотов оставил нам портрет красавицы, с немного грустным взором, она как бы «ушла в себя» и о чем-то думает.
все в этом портрете гармонично – и черные, задумчивые глаза, линия бровей, спокойная улыбка. Тяжелая коса сбегает на плечо, шея и самый верх груди обнажены.
Платье из легкой ткани, драгоценные подвески и застежки довершают наряд.
Высоко взбитые впереди темные волосы образуют вокруг лица некий ореол, румяные щеки полны прелести. Существует портрет Струйской в старости.
Но этот портрет рисовал уже другой художник и на нем изображена совершенно другая, усталая женщина с потухшим взглядом и безжизненным лицом.
Через какие испытания пришлось пройти «Ангелу, сошедшему на землю», чтобы так измениться? К счастью, мы этого не узнаем.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Рокотова «Портрет Струйской»« Краткое содержание «После бала» Толстого
Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-rokotova-portret-strujskoj/
Портрет Струйской кисти Рокотова
Категория: Искусство.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [7 Голоса (ов)]
Портрет Александры Петровны Струйской, созданный великим художником Фёдором Степановичем Рокотовым, некоторые искусствоведы называют «русской Джокондой». Лицо этой женщины настолько одухотворено, так притягательно, что остаться к нему равнодушным невозможно.
Этот шедевр был создан по заказу супруга Александры Петровны, Николая Еремеевича, талантливого издателя и ценителя искусства.
История художника Рокотова примечательна. По происхождению он был обычным крепостным крестьянином, принадлежавшим князю Репнину. Как-то картины юного безродного художника увидел И. И. Шувалов – основатель Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Он сразу же понял, что имеет дело с настоящим гением и настоял на том, чтобы юношу взяли учиться в Академию. Позже портреты Рокотова стали очень модными. Сама императрица Екатерина Вторая позволила Фёдору Степановичу написать её портрет.
Он был дружен со Струйским, который, словно предчувствуя великую славу Рокотова, собрал у себя целую коллекцию его картин, среди которых были и семейные портреты…
Александра Петровна Струйская была необычно хороша собой. Но Рокотов, как талантливый художник, в её портрете сумел передать не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту.
Современники говорили, что эта женщина была образцом духовного совершенства. Когда богатый жених предложил юной Александре выбрать свадебный подарок, она попросила его построить в имении храм.
В итоге в Рузаевке вырос храм Пресвятой Троицы, просторный и светлый.
В браке с Николаем Еремеевичем она родила 18 детей, 10 из которых похоронила во младенчестве. Супруги вели очень замкнутую жизнь, редко покидая родовое имение. В их семейной жизни нельзя найти каких-то особенных, удивительных фактов. В этом и состояла их главная особенность: они были настоящей русской патриархальной семьёй, внутри которой царили покой, согласие и любовь.
В 1903 году Московский исторический музей приобрёл портреты супругов Струйских у их потомков. Изображение Александры Петровны было признано настоящим шедевром, одним из лучших произведений художника Рокотова. Поэт Николай Заболоцкий, заворожённый взглядом этой женщины, посвятил портрету целое стихотворение:
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953
Источник: https://xn--80apgbqx8a.xn--p1ai/portret-strujskoj-kisti-rokotova
Урок развития речи по картине Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской»
Цели: 1) подготовить учащихся к сочинению-описанию портрета; раскрыть взаимосвязь двух произведений искусства;
2)совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему; 3) воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
^ проектная деятельность учащихся, элементы анализа поэтического текста; практическая работа на компьютере, составление плана сочинения.
Оборудование: медиапроектор, альбомы по живописи, работа в программах «Powerpoint», «Microsoft word».
^
— Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи, и мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию картины. В живописи мысли и чувства художника могут быть переданы только через изображение. Далеко не просто разобраться в том, что живописец хотел сказать зрителю своим полотном. Еще сложнее подобрать яркие, эмоциональные слова, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник, передать свои впечатления от картины. Мы с вами сегодня постараемся передать словами то, что художник выразил с помощью красок, обратившись к бессмертному творению художника 18 века Федора Степановича Рокотова, знаменитому портрету А.П. Струйской и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
^
Прежде всего вспомним, что такое портрет. Портрет – один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения.
[1] В литературе портрет – словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер. Далее учащиеся демонстрируют слайд-фильм о жанре портрета в живописи, созданный ими при подготовке к уроку. — Все эти портреты, в том числе и портрет Струйской, находятся в Москве, в Третьяковской галерее. Создателем этого национального художественного музея был Павел Третьяков.^
Павел Михайлович Третьяков – московский купец, финансист и коллекционер – посвятил свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Едва начав собирать (первая картина для галереи была заказана в 1856 году В.
Шильдеру), сразу же решил, что создаст музей для всей Москвы, для всей России. Он работал на износ, боялся не успеть, не суметь завершить начатое.
Павел Михайлович был строг к самому себе: никакой роскоши, ничего лишнего в еде и одежде, ни одной попусту потраченной минуты. Он был беспримерно честен и пунктуален.
^
Федор Степанович Рокотов (1735/36 – 1808гг) – прославленный живописец-портретист 18 века. О его жизни сохранилось очень мало воспоминаний. Учился в Академии художеств в Петербурге, где быстро сделал карьеру.
В 1765 году за картину «Венера и Амур» он получил звание академика живописи. В то же время начинает пользоваться популярностью как портретист, создает целые галереи портретов представителей родовитых семейств, пишет портрет Екатерины II.
Затем он круто меняет свою жизнь – переезжает в Москву. В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. « Модель, кажется, растворяется в густом темном фоне, который становится неотъемлемой частью образа.
Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, так что они кажутся тающими в полутонах, оставляя ощущение недосказанности, загадочности».[2]
— Да, многие искусствоведы говорят о своебразном «рокотовском стиле». В чем же он выражается? Разгадать эту загадку нам поможет замечательное стихотворение «Портрет», посвященное картине Ф.С.Рокотова. Анализ стихотворения. — В начале стихотворения поэт восклицает: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.-Чем примечательна начальная строфа стихотворения? К кому обращается поэт? Какие чувства передает? Обращается к собратьям по перу, призывая не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу живописи и поэзии. В этих словах и преклонение перед искусством художника, и упрек поэтам, и неудовлетворенность взыскательного художника самим собой. — К кому обращается поэт во второй строфе: «Ты помнишь, как из тьмы былого…» (Во второй строфе автор обращается к читателю, начинается непосредственный диалог с читателем). -Что представляют собой 2-4 строфы? (Это соединение словесного и живописного образов, попытка передать языковыми средствами своеобразие портрета и замысел художника). -«Ты помнишь, как из тьмы былого…» Как вы понимаете эту строчку? Портрет написан давно (1772г.) – он как бы выплывает «из тьмы былого». Почти два века разделяют моменты рождения двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо. При описании творческой манеры Рокотова искусствоведы, как правило, используют строки из стихотворения Заболоцкого, а чтение самого стихотворения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается влияние друг на друга различных видов искусства, обращенных к одной теме. — Чтобы понять тайну души героини, необходимо за ничего не значащей для нас фамилией Струйская увидеть реальную женщину, с такой глубокой симпатией воспетую Рокотовым. Кто она?
^
Александра Петровна Струйская была второй женой пензенского помещика Николая Струйского (друга и почитателя Рокотова), господина весьма странного. Страстный графоман, он сочинял стихи, над которыми все потешались. Самого же автора это ничуть не смущало.
Чтобы публиковать свои творения, он даже организовал у себя в имении типографию, которая стала едва ли не самой лучшей в России. И в то же время сохранились свидетельства о необычайной жестокости просвещенного помещика по отношению к крепостным крестьянам. В отношении к жене заметна такая же двойственность.
С одной стороны, известно множество стихов, ей посвященных, которые мог написать только страстно влюбленный человек, но есть и свидетельства того, что он обращался с ней как с крепостной девкой.
Несмотря на это, Александра Петровна прожила с мужем 24 года до его внезапной смерти, родила за это время восемнадцать детей – но выжили из них только две пары близнецов, остальные умерли в младенчестве. Мужа своего Александра Петровна пережила на 44 года, вырастила детей и многих внуков.[2]- Но все это пока впереди.
А пока… На фоне «тьмы былого», как призрачное видение («едва закутана в атлас»), проступает образ молодой женщины. Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза.
— Какие средства выразительности использует поэт, описывая глаза героини? ( метафоры: «мглу неудач», «безумной нежности припадок», полутона: «полуулыбка», «полуплач», «полувосторг», «полуиспуг»). — Что означает приставка полу-? (незаметный переход из одного состояния в другое, усиливает ощущение загадочности взгляда, передает богатство духовного мира героини).
-В чем особенность синтаксического строя 3-й строфы? ( Используется синтаксический параллелизм: «Её глаза как два тумана… Её глаза как два обмана»). — Какое лексическое сходство существует между словами тумана – обмана? (туман – тот же оптический обман: предметы видны неясно, неотчетливо).
Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? ( образ Струйской настолько запомнился автору, что в трудных жизненных ситуациях перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно). — Так поэтическими средствами поэт передал свои впечатления от картины. Вам, ребята, тоже предстоит описать этот портрет.
Чтобы лучше подготовиться к сочинению-описанию, проведем практическую работу. Группа учащихся займет места за компьютерами и откроет документ «Описание картины». — Перед вами – искусствоведческий текст с пропущенными прилагательными-эпитетами. Вы должны вставить вместо пропусков подходящие по смыслу слова. Портрет А.П.
Струйской полон тонкого обаяния, целомудрия и (трепетного) очарования. Молодая женщина изображена на нейтральном (темном) фоне, утонченный овал лица тонет в (мягкой) дымке.(Влажные) миндалевидные глаза светятся чистотой. (Нежно-розовые) губы чуть тронула (таинственная) полуулыбка. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, (тающими), (расплывчатыми).
Загадочность и особая поэтичность образа создается сумеречной полумглой фона полотна, высоко взбитыми (темно-пепельными) волосами, ниспадающей на плечи (полурасплетенной) косой. (Прозрачная), как бы сотканная из воздуха и света (дымчатая) ткань, закрепленная на плече героини (драгоценной) брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.[3] Вторая группа учащихся составляет план предстоящего сочинения. — Представьте себе, что вы экскурсовод и рассказываете о картине Ф.С.Рокотова. С чего вы начнете свой рассказ? О чем скажете в основной части и в заключении? Какой стиль и тип речи используете?
^
1.Ф.С.Рокотов – русский портретист 18 века. История создания картины. 2.Замысел художника и его воплощение: а) выражение лица; б) взгляд; в) поза; г) одежда; д) композиция картины, её колорит. 3. Два шедевра русского искусства. Мое впечатление от картины.
^
— В чем заключается взаимосвязь, взаимовлияние разных видов искусства? — Как стихотворение Заболоцкого помогает понять портрет, описать его? У произведений разных видов искусства могут быть общие темы: тематическая взаимосвязь (например, тема природы, пейзаж в живописи и поэзии); жанровая взаимосвязь (жанр портрета). Произведение одного вида дополняет другое произведение, помогает его лучше понять.
Домашнее задание: написать сочинение-описание картины, используя знания, полученные на уроке.
Список использованной литературы:
1.Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. 5-7 классы. Дрофа, Москва 2006. 2.Я.Белошапкина. «Искусство», №9, 2007год. 3.В.А.Григоренко. Два портрета. «Русский язык в школе», № 3-4, 1992год.
Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-393014.html
Сочинение по картине Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской»
Фёдор Степанович Рокотов — чудесный русский живописец, великолепный портретист эпохи Просвещения. Его работы в стиле рококо наполнены поэтичностью, утончённостью и духовной красотой. Как правило, Рокотов писал погрудные или поясные портреты.
В написанных им образах отсутствуют динамичные внешние эффекты, живописец гораздо больше внимания уделяет внутренней сущности своих моделей. Следует отметить, что композиционные приёмы, используемые Рокотовым, довольно типичны для портретной живописи XVIII столетия.
Однако отличительной особенностью творчества Фёдора Степановича является тонкое внимание к непревзойдённым особенностям натуры. Художник играет с колоритом и светотенью, будто окутывая модель туманной серебристой дымкой.
Одной из лучших работ Рокотова считается «Портрет А. П. Струйской». Это полотно словно соткано из света и воздуха, пронизано лиричностью и нежностью. Александра Петровна Струйская своей загадочной внешностью и обаянием воодушевляла поэтов и художников. Она была одновременно музой и супругой малоизвестного русского поэта Николая Еремеевича Струйского.
Николай Еремеевич был богатым пензенским помещиком, а также увлекался поэтическим искусством. К сожалению, ни одно из его стихотворений славы ему не принесло. Об этом человеке сохранилось несколько противоречивых историй.
Как все творческие люди, Струйский был чрезвычайно увлекающейся натурой и, как говорят некоторые, «не от мира сего». Странный барин целыми днями просиживал у себя в кабинете, названном Парнасом и построенном на самом верху его дома.
Там он писал затейливые стихи, восхваляющие красоту его обожаемой супруги.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Любящий муж так описывал свою жену Александру в одном из многочисленных стихотворений, посвящённых ей:
Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нёс.
Достойна ты себя, Сапфира!., и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?., тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)
Струйский также был увлечён живописью, был поклонником творчества Рокотова и первым собрал коллекцию его полотен. Кроме того, он занимался издательским делом, владел большой библиотекой. При этом соседи считали Струйского чудаком и оригиналом. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», — писал друг Николая Еремеевича. А среди крепостных Струйский прослыл самодуром и тираном.
Портрет Александры Петровны был заказан Николаем Струйским Рокотову. Помимо портрета красавицы Александры, Рокотов написал и портрет её супруга.
Можно предположить, что парные портреты были заказаны к их свадьбе, получается, что Александре Петровне на портрете не больше восемнадцати лет.
Оба портрета написаны в одной манере, однако, портрет Николая Еремеевича не получил такой популярности и известности.
Итак, что же необычного в портрете юной Александры Струйской?
На полотне мы видим прекрасную таинственную девушку, одетую в золотистое атласное платье, украшенное драгоценностями. Аристократически бледная фарфоровая кожа, едва заметный нежный румянец на щеках, изящный покатый лоб, аккуратный нос, тонкие выразительные брови, пухлые алые губы.
Но, конечно же, первое, на что мы обращаем внимание — это волоокие глаза. Недаром говорят, что глаза — зеркало души. Взгляд девушки немного грустный, задумчивый, спокойный. «О чём она размышляет?» — думает зритель, глядя на эту картину. Именно этот взгляд и интригует всех тех, кто рассматривает полотно.
Глаза красавицы словно подёрнуты дымкой, она будто обволакивает своим взглядом всё вокруг.
Следует отметить, что глаза всегда интересны на портретах, написанных Рокотовым. Во взгляде отражена целая гамма чувств и эмоций. Глаза всегда являются композиционным центром полотна, они наполнены светом и словно выступают из темноты. Многие искусствоведы говорят даже о «рокотовских глазах» как о «ноу-хау».
В своей картине художник использует тёплую цветовую гамму: охристые, золотистые оттенки. Героиня словно выступает из темноты полотна, её силуэт несколько размыт, что добавляет образу загадочности и воздушности.
Лирическое и таинственное обаяние Александры Петровны Струйской, с таким мастерством и любовью изображённой Рокотовым, нашло своё отражение и в замечательном стихотворении «Портрет» (1953 г.) русского поэта Н. А. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
-
- Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…
- Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…
- Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…
- Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…
- Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…
- И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…
- Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….
- Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…
- Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в творчество…
- Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном под…
Источник: https://www.shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/2677-sochinenie-po-kartine-f-s-rokotova-portret-a-p-strujskoj
Сочинение на тему Сочинение по картине Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской»
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенъе смертных мук. Н. Заболоцкий.
Ф. С. Рокотов — один из лучших русских портретистов 18 века. Его судьба окружена ореолом загадки и романтической тайны. Впрочем, и многие портреты этого художника овеяны дымкой нежной романтики, какой-то почти священной тайны. Наверное, можно сказать, что именно романтизм и загадочность являются яркими чертами творческой манеры Ф. Рокотова.
«Портрет А. П. Струйской» (1772) — один из лучших женских портретов художника. На нем запечатлена восемнадцатилетняя супруга пензенского помещика Н. Е. Струйского. Известно, что Александра Петровна была его второй женой. Струйский обожал свою супругу, посвящал ей множество стихов, у них родилось восемнадцать детей.
Глядя на портрет Александры Петровны, понимаешь, почему эта прелестная молодая женщина вызывала такой восторг не только у своего мужа, но и у всех окружающих. Рокотов представил ее как воплощение всех лучших женских качеств, олицетворение самой Женственности. Несомненно — Струйская красива. Но, на мой взгляд, гораздо больше ей подходит определение «прелестна».
Она прелестна очарованием молодости, свежести, нежности. Прекрасная кожа, как бы светящаяся изнутри, подкрашена «тонким», нежным румянцем. Правильный овал лица и красивая длинная шея подчеркнуты высокой прической, в которую убраны густые пепельные волосы. Небольшие пухлые губки, мягкие черты лица подчеркивают нежность и женственность модели Рокотова.
Красивая зона декольте, плечи и грудь, обрамленные тонкой, воздушной тканью платья, также подчеркивают это. А спокойная и, в то же время, полная чувства собственного достоинства поза девушки говорит о не только ее уверенности в себе, но и о легкости и изящности всей фигуры Струйской.
Но самое прекрасное и яркое в облике этой женщины, то, что с первого взгляда притягивает внимание и не отпускает, — это глаза Александры Петровны. По цвету это самый темный элемент всей картины. Практически черные, глаза — самые живые «детали» картины.
С одной стороны, они наполнены глубокой мыслью, а с другой — непроизвольным женским кокетством, искрящиеся жизнью, молодостью, радостью. Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом.
Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум. Цветовая палитра портрета, на первый взгляд, небогата. Основу ее составляют различные оттенки серого цвета, на заднем плане переходящие в темные, практически черные, тона.
Эти темные краски неким ореолом окружают голову Александры Петровны, рисуя вокруг нее своеобразный нимб, позволяющий сделать акцент на лице героини — самой важной детали портрета. Далее, спускаясь ниже, цвета бледнеют, превращаются в более нежные, пепельно-серые.
Такое распределение цвета, на мой взгляд, не только придает образу героини обаяние нежности и женственности, но делает ее образ романтично-загадочным. Кажется, что эта молодая женщина появилась из какого-то потустороннего мира.
Кто она? Может быть, сам ангел, призванный нести добро и свет людям? Думаю, что именно так этот портрет воспринимали современники Рокотова, несомненно, что именно так к Александре Петровне относился ее муж.
Известно, что судьба А. П. Струйской сложилась весьма благополучно. Правда, она намного пережила своего мужа, однако была счастлива в детях и многочисленных внуках. Александру Петровну всегда окружали интересные люди, добрые друзья. Имея общительный и доброжелательный нрав, Струйская всегда притягивала к себе хороших людей.
Кроме того, в жизни Александра Петровна была весьма практичной и рассудительной особой. Она успешно управляла своим поместьем, сохранила и преумножила богатство мужа. Интересно, что существует еще один портрет Струйской. На нем она запечатлена в весьма почтенном возрасте, уже пожилой женщиной.
Исследователи отмечают, что на этом портрете изображена совершенно другая женщина — лицо ее безжизненно и «пусто». Возможно, художник не был столь талантлив, как Ф. Рокотов. Возможно, кардинально изменилась модель.
А возможно, что портрет 1772 года отражает мечту Рокотова, некий идеал, черты которого он увидел в Струйской, но многое дорисовал, опираясь на свои фантазии, свои мечты.
Как бы там ни было, «Портрет А. П. Струйской», выполненный Ф. Рокотовым, является одним из лучших женских портретов 18 века.
Его модель стала воплощением женского очарования, неким идеалом, которым любовались и вдохновлялись не только современники художника, но и его потомки.
Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/5813