Сочинение тема любви в лирике пушкина (в творчестве)

Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.

В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием.

В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично.

Обратите внимание

Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя!»

В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.

Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти.

И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством.

Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.

В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее.

Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину.

От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.

Важно

Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий.

Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни.

Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.

Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

Источник: http://resoch.ru/tema-lyubvi-v-lirike-pushkina/

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Пушкина»

Любовь всегда занимает большое и важное место в жизни каждого человека. Поэты и поэзия не могли обойти это красивое и возвышенное чувство, которое показывает всю красоту души человека.

Известный поэт Александр Пушкин многие свои прекрасные творения также посвятил этой теме.

Каждое его стихотворение – это небольшая частичка его души, которая обнажает все чувства и эмоции поэта, делая его незащищенным перед прекрасными женщинами.

Совет

Чтобы лучше понять, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит все-таки изучить и рассмотреть его самые яркие поэтические произведения. Тема любви в пушкинской лирике богата образами, поэтому она многолика. Сам поэт умел любить и ценить это чувство.

Считается, что именно Александр Сергеевич является основополагателем отечественной любовной лирики. До Пушкина читатели могли наслаждаться лишь только европейскими образцами любовной лирики.

Критик Белинский отмечал, что у Пушкина такое высокое чувство, как любовь, не ограничивается лишь только одними переживаниями, но и здесь отражаются вся гамма чувств и эмоций великого поэта.

Тема любви в пушкинской лирике раскрывается по-новому. Прежде всего, он в каждом таком своем произведении перестал подчинять свои стихотворные мысли какому-то определенному жанру. Так, в одном стихотворении может встречаться и элегия, и послание, и романс.

Ярким примерами такого поэтического новшества в любовной лирике стали произведения «Я вас любил…» и «К***». Форма изложения таких произведений зависит от содержания. В его произведения уже нет того романтизма, который властвовал в произведениях других поэтов.

Тема любви в поэзии Пушкина основывается и на здравом смысле, и на житейской мудрости.

Поэт не осуждает женщину за то, что любовь оказалась безответной, Александр Сергеевич дает право выбора женщине. И именно он допускает мысли о том, что любовь, которая может вспыхнуть мгновенно, может также быть и недолговечной.

Поэт Пушкин благодарен женщине за то чувство, которое прежде всего, испытывает он сам. Это чувство прекрасное и благородное, даже если любовь оказалась и неразделенной, или потухшей. Любовь приносит в жизнь человека радость, заставляет человека чувствовать себя совсем иначе. Александр Пушкин считает, что любовь – это божественный дар, который дан человеку.

Стихотворения о любви в лирике Пушкина имеют биографические основы. Первое обращение Александра Сергеевича к теме любви происходит еще в те годы, когда он обучался в лицее.

Обратите внимание

Сначала эти стихи легкие, посвященные какой-то определенной женщине и поэтому немного интимные. Но, уже находясь в ссылке, юный поэт переосмыслил свое отношение к любви. И теперь он в любви видит уже и трагизм.

После этого приходит новое отношение и новое понимание любви. Александр Сергеевич считает это чувство губительным и разрушительным.

Но вскоре он опять возвращается к тому, что любовь – это чувство созидательное и оно должно стоять во главе любого творчества. Любовь теперь не только жертвенность, но это, прежде всего, идеал.

Например, стихотворение «Желание», которое было написано Александром Пушкиным в 1816 году. Это печальный гимн первой любви, которая оказалась несчастной. Поэту эта любовь принесла лишь только «слезы» и «горести».

Но Пушкин не желает даже с таким чувство расставаться, так как оно все-таки прекрасно и помогает ему найти утешение.

Это стихотворение – элегия, поэтому так печально представление поэта о любви. Для раскрытия такого образа любви автор использует большое количество метафор и эпитетов. Например, душа у Пушкина «плененная тоской», а сердце «унылое». Когда же поэт говорит о том, что любовь – это противоречивые чувства, то еще использует и оксюморон «горькое обращенье».

В стихотворении «К***» Александр Сергеевич раскрывает все грани любви. Это известное стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которая очаровывала мужчин в петербургском светском обществе. Пушкин сразу увидел ее на одном из балов, где она поразила его «чистой красотой».

Анна Петровна была замужем, и поэт не мог выразить ей свою влюбленность. Затем через время он опять встречает эту молодую женщину. Александр Пушкин находился в ссылке, а Анна Петровна уже была разведена. Теперь не было преград для поэта, чтобы выразить свою симпатию.

Важно

Так, в 1825 году родилось чудесное стихотворение – признание «Я помню чудное мгновенье».

Эта долгая история любви и симпатии у Александра Пушкина поместилась в шести четверостишьях. Поэт говорит, что до встречи с Анной Петровной у него не было желания писать, так как вдохновение не было.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/10/sochinenie-na-temu-tema-lyubvi-v-tvorchestve-pushkina.html

Тема любви в лирике Пушкина (сочинение)

Мир пушкинской лирики богат и разнообразен. Даже самый взыскательный читатель найдёт в нём для себя что-либо сокровенное. Значительное место в лирическом наследии поэта занимает тема любви.

Стихи Пушкина о любви — это своеобразный поэтический дневник, в котором запечатлены все основные оттенки и этапы развития этого сложного чувства человеческих взаимоотношений. Он позволяет проследить, как с годами меняется восприятие самим поэтом феномена любви.

Стихотворение «Желание», написанное ещё в лицейские годы, передаёт только одну грань этого чувства — тоску первой несчастливой любви. Любовь причиняет лирическому герою почти физическую боль, но он не ищет избавления от этой боли — она дорога ему не в меньшей степени, чем была бы дорога ему благосклонность возлюбленной:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем у поэта меняется восприятие любви, а вместе с ним меняется и настроение его любовной лирики.

Любовь в его стихах предстаёт уже не источником страдания, а воплощением радостей жизни и одновременно средством, помогающим человеку противостоять гонениям судьбы, ибо любовь способна творить чудеса.

Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра, адресованного Анне Петровне Керн.

Первое знакомство с возлюбленной незабываемо для лирического героя («Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты… »). Она представляется ему «мимолётным виденьем», «гением чистой красоты». Обстоятельства разлучают влюблённых. Долгие дни и годы герой пребывает «в глуши, во мраке заточенья».

Кажется, что время и впечатления от бурных событий жизни убивают любовь («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты… »). Однако спустя годы возлюбленная предстаёт перед героем всё тем же «гением чистой красоты», воскрешая для него «и жизнь, и слёзы, и любовь».

К герою (поэту) возвращаются полнота жизнеощущения и творческое вдохновение.

Вместе с жизненным опытом к поэту приходит понимание того, что истинная любовь — это самоотречение, то есть в любви нельзя быть эгоистом. С особенным откровением эта мысль выражена в небольшом стихотворении «Я вас любил…».

Расставание с любимой женщиной — один из самых грустных моментов любви. Нередко он пробуждает в человеке ревность, обиду, мстительность. Отказаться от своих желаний ради счастья дорогого человека способно только по-настоящему любящее сердце.

Именно таким предстаёт лирический герой этого стихотворения. Расставание с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», вызывает у него не приступы оскорблённого самолюбия, а естественную печаль и… благодарность за те счастливые мгновения, которые возлюбленная ему подарила.

Совет

Поэтому адресованное любимой женщине пожелание счастья и любви (пусть даже с другим человеком) звучит столь естественно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Новое осмысление любви появляется у поэта после его встречи с Наталией Гончаровой. Лирический герой стихотворения «Мадонна» благодарен Творцу за ниспосланную встречу:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Любовная лирика Пушкина — это гимн прекрасному чувству, облагораживающему человека, возвышающему его над прозой жизни. Вместе с тем в каждом из лирических стихотворений поэта обобщены его собственные чувства и переживания. Именно поэтому, на мой взгляд, стихотворения Пушкина о любви находят отклик в душе каждого читателя.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/tema_ljubvi_v_lirike_pushkina_sochinenie/53-1-0-1775

Тема любви в лирике Пушкина. Стихи А. С. Пушкина о любви :

Любовь – самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта – это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений — «Я помню чудное мгновение…» — посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн – светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа.

Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину.

Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы.

Обратите внимание

Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре — «Сожженные письма».

Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Читайте также:  Сочинение на тему сила природы 9 класс огэ 15.3

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова — прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать.

Поэт уверен, что его мадонна — дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором.

Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом – все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи.

Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой.

Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане – это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами.

Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм.

Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке.

Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось.

Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Важно

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане — люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя.

Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» — это разговор о том, что быть свободным – значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» — это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек — один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек.

У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше.

Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь – высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность.

У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума.

Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой.

Совет

Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему.

В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь – это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение.

В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ – это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины.

Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

Источник: https://www.syl.ru/article/331818/tema-lyubvi-v-lirike-pushkina-stihi-a-s-pushkina-o-lyubvi

Сочинение: Тема любви в лирике А.С. Пушкина — Сочинение

Тема любви в лирике А.С. Пушкина

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», — пи­сал В.Г. Белинский. Это высказывание справедливо, прежде всего, по отношению к любовной лирике поэта. Тема любви пре­терпела определенную эволюцию на протяжении всего творчес­кого пути А.С. Пушкина.

https://www.youtube.com/watch?v=zR2TJjn7jDU

В ранней любовной лирике поэта — ориентация на класси­цизм: «Красавице, которая нюхала табак», «Рассудок и любовь», «Блаженство», «Леда (Кантата)». В этих стихотворениях присут­ствует традиционная парнасская тематика, античные сюжеты, мотивы. Образ героини обычно абстрактно-отвлеченный, она

названа каким-либо античным именем — Хлоя, Дорида, Делия. В таких стихотворениях присутствует условно-декоративный пейзаж; риторические обращения, восклицания; на уровне лек­сики — славянизмы. Соответственно, образ любви в этой лири­ке условен.

В первых элегиях А.С. Пушкина чувство лирического героя также в известной степени «подчиняется жанру»: любовь здесь всегда задумчива, грустна, тосклива. Таковы стихотворения «Уныние», «Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе»), «Лю­бовь одна — веселье жизни хладной», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда»), «Наслаждение».

В лирике романтического периода в любовной теме непре­менно присутствуют мотивы судьбы, преждевременной смерти, разлуки. Таковы стихотворения «Черная шаль», «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», «Гроб юноши».

Романтические стихотворения поэта проникнуты всеобъем­лющим античным мироощущением. И здесь мы можем вспом­нить элегию «Редеет облаков летучая гряда». Перед нами пред­стает волнующий южный пейзаж, заключающий в себе воспо­минание о некогда испытанном счастье. Пейзаж здесь основан на контрасте. В настоящем он грустен, помечен приметами увя­дания:

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

В прошлом же этот пейзаж радостен, исполнен жизни, света:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Те же противоречивые чувства живут в душе лирического ге­роя. В душе его живет грусть, порожденная сознанием невозвра­тимости былого счастья. Однако воспоминания о нем словно омывают душу его струею свежести, счастья, красоты.

Стоит отметить художественное новаторство А.С. Пушкина. Для многих элегий русской литературы была характерна уста­новка на одну доминирующую эмоцию, владеющую лиричес­ким героем («меланхолия» Жуковского, «разуверение» Баратын­ского). Эта установка исчезает в зрелом элегическом стиле

Обратите внимание

А.С. Пушкина. Так, многообразие душевных движений присут­ствует в элегии «Желание славы». «Кажется, жажда славы запол­нила собой все сознание лирического «я» и оттеснила мучение любви, но в глубине этой новой страсти горит все тот же душев­ный пожар.

То, что воспринимается лирическим героем только как месть героине, на самом деле пронизано неостывшим трепе­том любви, лишь перевоплотившейся в иную страсть.

От без­мерной боли душа лишь надела маску, обманув себя бессозна­тельной попыткой заместить одно переживание другим»:

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвою Все, все вокруг звучало обо мне…

Критики отмечали своеобразие любовной лирики А.С. Пуш­кина. Образ возлюбленной зачастую у поэта неконкретен, не­восстановим, очертания его словно размыты временем. При этом в стихотворениях может присутствовать сюжет, реальная ситуа­ция. Как правило, лирический герой раскрывается через отно­шение к любимой.

Мотив огромной ценности другой души становится харак­терным для многих элегий Пушкина в 20-е годы. Элегия «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» начинается в соответ­ствии с жанром:

Мой друг, забыты мной следы минувших лет И младости моей минувшее теченье.

Не спрашивай меня о том, чего уж нет,

Что было мне дано в печаль и наслажденье,

Что я любил, что изменило мне.

А затем мысль лирического героя устремляется к образу сво­ей возлюбленной, и ее мироощущение открывается читателям.

Душа твоя чиста, унынье чуждо ей;

Светла, как ясный день, младенческая совесть.

К чему тебе внимать безумства и страстей Незанимательную повесть?

Она твой тихий ум невольно возмутит;

Ты слезы будешь лить, ты сердцем содрогнешься; Доверчивой души беспечность улетит,

И ты моей любви… быть может, ужаснешься.

Быть может, навсегда… Нет, милая моя,

Лишиться я боюсь последних наслаждений.

Не требуй от меня опасных откровений:

Сегодня я люблю, сегодня счастлив я.

Мироощущение это не противоречиво, не взорвано сомне­ниями и бурями страстей. У героини — «тихий ум», «младенчес­кая совесть», беспечная душа. Но, пытаясь поведать обо всем этом читателю, лирический герой раскрывает И собственную душу.

Важно

Каков же он? «Не только кипение ложных страстей в ми­нувшем, уныние в настоящем, тревога совести и безысходная горечь разочарования — не только все это высвечено в лиричес­ком персонаже, но еще и чисто пушкинское поразительное ду­ховное целомудрие, проступающее в отношении к другому строю духовного бытия.

Эта боязнь возмутить блаженное, на краткий миг дарованное судьбой спокойствие другой души, навязать ей собственные представления о мире, отягощающие сердце и ум, эта готовность признать за другим его отношение к реальности, его субъективную правду, подкрепленную складом души, — это глубоко пушкинская черта.

Другая душа воспринимается Пуш­киным как мир, если не равновеликий, то равноправный его соб­ственному, обладающий своей внутренней логикой.

Он окружа­ет в лирике другую душу всепонимающим сочувствием, как бы любуясь непроизвольной игрой ее жизненных сил, любуясь иног­да с какой-то затаенной грустью, точно осознавая неизбежность пределов, которые приготовила ей жизнь», — писал В.А. Грехнев.

И это трагическое восприятие времени, отмеренного люби­мой, характерно для многих элегий А.С. Пушкина.

Тема забве­ния, увядания любви, смерти возлюбленной звучит в стихотво­рениях «Увы, зачем она блистает», «Что в имени тебе моем…», «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной…».

В биографическом плане это, вероятно, связано с историей рано умершей возлюбленной поэта, имя которой до сих пор не уста­новлено. Возможно, здесь мы встречаем впечатление от драма­тической судьбы Амалии Ризнич, которая была его «потаенной любовью».

В стихотворении «Под небом голубым страны своей родной…» говорится о непонятном для лирического героя равнодушии, с которым он встретил известие о смерти бывшей возлюбленной:

Под небом голубым страны своей родной Она томилась, увядала…

Увяла, наконец, и, верно, надо мной Младая тень уже летала;

Читайте также:  История создания поэмы василий теркин твардовского (прототипы и история написани)

Но недоступная черта меж нами есть,

Напрасно чувство возбуждал я:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я.

Герой испытывает чувство вины перед памятью любимой. Однако любовь с ее «безумством и мученьем» ушла безвозврат­но. Прошлое вернуть невозможно.

В зрелой лирике у Пушкина присутствует мотив вновь ожив­шей любви («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»), тема со­вершенной, идеальной красоты («К А.П. Керн», «Ее глаза», «Ма­донна»), мотив самоотречения в отношениях с любимой («Мой друг, забыты мной следы минувших лет», «Я вас любил…»).

Настоящим шедевром любовной лирики поэта стала элегия «Я вас любил…». Чувство лирического героя благородно, испол­нено самоотречения, самоотверженности. Но он сознательно побеждает свою страсть, потому что ему очень дорог покой лю­бимой. И он искренне желает ей настоящего счастья:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Совет

Таким образом, любовь у А.С. Пушкина (даже безответ­ная) — это огромное благо, дарованное человеку Богом. У этого поэта (в отличие от Лермонтова и Баратынского) нет неодолимых преград между людскими душами, счастье возмож­но, достижимо. Исследователи отмечали, что пушкинская ли­рика понизила значение страсти на фоне романтического миро­ощущения.

Страсть не доминирует в душевных движениях ли­рического героя А.С. Пушкина. В любовной лирике этого поэта нет той сосредоточенности надушевных переживаниях, которая была характерна, например, для М.Ю. Лермонтова. Обрисовы­вая драматически напряженные чувства, поэт словно освобож­дался от них, и они не имели более власти над его душой.

А оставались лишь свет, гармония и надежда.

Здесь искали:

  • тема любви в лирике пушкина
  • образ любви в лирике Пушкина
  • сочинение по любовному стихотворению пушкину

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-tema-lyubvi-v-lirike-a-s-pushkina/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства.

Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса.

Обратите внимание

Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление.

Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.

Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет.

Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.

К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им.

Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80682

Любовь в лирике Пушкина

Чувство любви много веков вдохновляет творческих людей к созданию шедевров мирового масштаба в литературе, живописи, скульптуре и других сферах. Любовь неотъемлемая часть жизни человека.

Без любви к избраннику, матери, ребёнку или родине не мыслима человеческая жизнь. Именно тема любовных переживаний стала фундаментов для сентиментализма и романтизма.

Герои литературных произведений, вдохновлённые чувствами, ведут борьбу с тяжелыми жизненными обстоятельствами, а иногда и со своими недостатками.

Лирика любви нашла своё место в произведениях великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Все произведения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью.

Важно

Они волнуют душу трепетными словами, наполнены любовными переживаниями и чувствами благоговения, света и спокойствия.

Любовная тематика Пушкина богата и многогранна. Это чувственное и трепетное отношение к женщине, восхищенная к природным красотам и явлениям.

На творчество писателя влияли как внешние обстоятельства, так и личностные.

Нелюбовь семьи к Пушкину, общение со свободолюбивыми деятелями своей современности, события 1812 года, ссылка на юг, все эти события в значительной мере влияли на творческий путь Пушкина и формировали личность гения.

Ещё в бытность своего пребывания в лицее, Пушкину можно присвоить девиз – любить означает жить. Произведения раннего Пушкина олицетворяют направление его тогдашней лирики.

В годы учёбы, Пушкин занимался поиском своей манеры в литературе. Он черпал вдохновение и подражал писателям разных веков и жанров.

Несмотря на это, герои его индивидуальны и самостоятельны, а их любовные переживания искренни, полны жажды жизни и наслаждений.

С годами в лирике Пушкина появились гражданские мотивы, а любовь приобрела новые грани и новый смысл. Понимание любви больше не ограничивается приятным времяпрепровождением. Жизненные ценности переосмысливаются с началом нового периода в жизни поэта. Пиры с лицейскими друзьями, лёгкие прежние увлечения ушли в прошлое.

Поэт выбрал для своих творческих трудов несовместимые классические и сентиментальные мотивы.

Ключевое место в работах классика заняла любовь к Родине. Он разделял декабристские воззрения и жаждал для своей родной земли новой наилучшей доли. Существенную роль в лирических произведениях поэта занимает любовь к свободе.

О судьбе России Пушкин писал в оде «Вольность».

Пушкинские герои стремятся к свободе. Но свобода в словах поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема.

Гениальным ходом можно назвать совмещение несовместимого в творчестве Пушкина. Поэт соединяет и сравнивает чувства к женщине и к родной земле. Это наброски новой философии любви, которые станут основой дальнейшего творческого пути поэта.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/02/lyubov-v-lirike-pushkina.html

Тема любви в лирике пушкина

Сочинения по литературе: Тема любви в лирике пушкина И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А. С. Пушкин Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение.

Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов — романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна.

В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода: Жизнью дайте ж насладиться; Жизнь, увы, не вечный дар! В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино.

Совет

Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином. Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей.

Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами.

В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это прежде всего любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине И любви к родине, У Пушкина создается новая философия чувства любви.

В послании «К Каверину» мы читаем: Молись и Вакху, и любви И черни презирай ревнивое роптанье. Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любовь ставится на одну линию с внутренней свободой.

Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна.

Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирического героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви.

Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе?

Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения. Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения.

Обратите внимание

В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти. В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил…

» поэт провозглашает бескорыстную любовь: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики.

Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства.

Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно».

Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание. В стихотворении «На холмах Грузии…

» лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью.

Читайте также:  Сочинение анализ золотого слова святослава (слово о полку игореве)

Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свобода! и гармонии, источник творческого вдохновения.

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты.

Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному.

В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть.

Важно

И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами.

Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова».

Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова.

Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Источник: http://historylib.net/tema-lyubvi-v-lirike-pushkina-2/

Тема любви в творчестве Пушкина

Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. Именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин.

Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн.

Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него — не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения — творческой и жизненной энергии.

Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, безлюбви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение «Я вас любил…».

Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной.

Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать.

Совет

Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман».

Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман.

В стихотворении «Храни меня, мой талисман» более серьезно относится к талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь.

Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена.

Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

О провиденье! Свершилось!

Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение «Мадонна» (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову.

Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец». Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства.

Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни.

Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:

…и сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/tema-lyubvi-v-tvorchestve-pushkina.html

Поклонение красоте в творчестве А. С. Пушкина

Сочинения › Пушкин А.С.

Готовые Домашние Задания

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Обратите внимание

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта.

Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты.

Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Важно

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства.

Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью.

Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, —

Ты знаешь, милая, желал ли славы я…

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

…Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Совет

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы —

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

Сочинения по теме:

  • Конфликт, который не имеет решения в творчестве А. С. Пушкина сочинение
  • Роль личности в истории Россиии в творчестве А. С. Пушкина сочинение
  • Тема любви к женщине в творчестве А. С. Пушкина сочинение
  • Любовное чувство Пушкина (по произведениям А. С. Пушкина) сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/raznoe-600/poklonenie-krasote-v-tvorchestve-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector