Сочинения по произведениям маршака

Критика произведений Маршака

Для всех возрастов

Сивоконь С.И.

Как весьма немногие, Самуил Яковлевич Маршак умел писать для всех возрастов: его стихи, как самые верные друзья, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

В самом деле: «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Тихая сказка» и еще множество стихов — это для самых маленьких; «Рассеянный», «Багаж», «Почта», «Сказки для чтения и представления» «Кошкин дом», «Терем-теремок», пересказы английских детских песенок (они издаются у нас под заглавием «Плывет, плывет кораблик») — для старших дошкольников; «Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Откуда стол пришел?», «Праздник леса», пьеса «Двенадцать месяцев» — для младших школьников; «Быль-небылица», пьеса «Горя бояться — счастья не видать» — для подростков; эпиграммы, лирика, стихотворная сатира, пьеса «Умные вещи», переводы из Шекспира, Бернса, Блейка, Гейне, Петефи — для юношей и взрослых. Наконец, став родителями, мы вновь вместе с малышами обращаемся к стихам Маршака.

«Особенности Маршака как детского писателя я вижу в том, — говорил А.А.

Фадеев, — что он первым среди писателей, существующих в мире, сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеи, то есть, короче говоря, заговорить с детьми младшего возраста по самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал».

Обратите внимание

Выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак призывал не опускаться, а подниматься до чувств ребенка, потому что его чувства глубже, сильнее наших, взрослых.

Маршак тоже был убежден в этом, и его отношение к ребенку — не сентиментальное, а уважительное. «В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов», — писал он в автобиографической книге «В начале жизни».

Маршак родился в талантливой семье, подарившей миру трех известных детских писателей: самого Маршака, его младшего брата Илью, писавшего под псевдонимом М.

Ильин, и младшую сестру Лию, которую юные читатели знают как писательницу Елену Ильину (широко известна ее повесть «Четвертая высота»).

Семья была дружная, где все трогательно заботились друг о друге, ценили способности друг друга и не забывали их отмечать публично.

Особую роль в этой семье играл отец, Яков Миронович Маршак, — талантливый химик-самоучка с очень широкими познаниями, в том числе и в области литературы.

Достаточно сказать, что Добролюбова, Писарева и Щедрина он знал чуть ли не наизусть, а стихи Гёте читал в подлиннике… Он рано заметил поэтическое дарование Сёмы и однажды, в минуту откровенности, прямо признался ему: «Я горжусь, что у меня сын поэт…»

Первый свой сборник стихов — еще домашний, в виде альбома, — Сёма подарил отцу с посвящением, где были такие строки:

  • Прими от сына первый дар.
  • Не ты ль во мне создал поэта?
  • Не ты ли бросил искру света
  • В мой ум и зародил пожар
  • В моей груди?

Яркую память о себе оставил у Маршака и один из его учителей, сильнее других повлиявший на литературное и нравственное развитие будущего писателя. Звали его Владимиром Ивановичем Теплых, и преподавал он в Острогожской мужской гимназии (где начинал учиться Маршак) не русский язык и литературу, а латынь и позднее — греческий.

«Не много встречал я на своем веку людей, — признавался Маршак, — которые бы так талантливо, смело, по-хозяйски владели родным языком. В речи его не было и тени поддельной простонародности, и в то же время она ничуть не была похожа на тот отвлеченный, малокровный, излишне правильный, лишенный склада и лада язык, на котором объяснялось большинство наших учителей.

Отвечая ему урок, мы чувствовали по выражению его лица, по легкой усмешке или движению бровей, как оценивает он каждое наше слово. Он морщился, когда слышал банальность, вычурность или улавливал в нашей речи фальшивую интонацию. В сущности, таким образом он постепенно и незаметно воспитывал наш вкус».

Важно

Иным был учитель словесности Антонов, которого, по словам Маршака, «пугал малейший отход от буквальности. Встретив в работе восьмиклассника выражение «глубокая мысль», он дважды подчеркивал его и писал на полях: «Глубокой может быть только яма».

Что ж, и такой педагог небесполезен будущему поэту, который должен ведь помнить и то, как не надо говорить и писать… Сочиняя впоследствии свои статьи о преподавании литературы в школе, о неудачных хрестоматиях, портящих детям вкус, Маршак наверняка вспоминал своего «учителя словесности», в духе которого сочинены были многие перлы тогдашних (да и не только тогдашних) школьных хрестоматий:

  • Лежит так много здесь яиц,
  • Что мы имеем от куриц.

В Петербурге мальчик Маршак познакомился с критиком Владимиром Стасовым. Тот поначалу встретил Маршака недоверчиво, с трудом согласился послушать стихи щуплого провинциального подростка. «Но не прошло и минуты, — вспоминал потом Стасов, — я уже был покорен, я был побежден, захвачен и унесен.

Маленький мальчишечка в слишком коротких панталонах владел мною, и я чувствовал великую силу над собою. И голос у него совсем другой был, и поза, и глаза, и взгляд. Это вдруг сделался взрослый человек, крупный и значительный. И какое разнообразие было у этого значительного человека.

И лирика, и полет, и древняя речь…»

На всю жизнь Маршаку запомнились пожелания великого Стасова, высказанные им в письме: «Первое — что ты никогда не переменишь своей веры, какие бы ни были события, обстоятельства, люди и отношения;

Второе — что ты будешь искать все более и более правды в жизни и будешь все более и более чуждаться риторики, красивых, но праздных слов и картин, пустых фейерверков и цветных иллюминаций;

Третье — что никакой успех и расхваливанья не сдвинут тебя с настоящей хорошей дороги и не затемнят твою головушку фольгой самомнения и мишурой нравленья толпе».

Можно ли сказать, что юному Маршаку повезло в его ранних встречах с великим современником? Да, разумеется.

Но не менее важно, что, всеми обласканный и расхваленный, он не загордился и не просто во все глаза глядел на возникающих перед ним знаменитостей, но и пытался что-то от них воспринять, научиться чему-то.

«Может быть, именно в тот вечер я впервые ощутил не только силу музыки, но и великую власть слова, когда оно понято до конца и стоит на своем месте, поддержанное всей широтой дыхания, всей мощью ритма, всей глубиной образа», — замечает Маршак, вспоминая впервые услышанное им у Стасова пение Шаляпина.

В середине 30-х гг.

, когда Маршак в Ленинграде занимался с литературно одаренными детьми, он особенно следил за тем, чтобы его воспитанники не спешили стать «просто писателями», а накопили прежде жизненный опыт, приобрели какую-то профессию, не связанную с литературой. «Из «вундеркиндов», — писал он в конце жизни, — редко выходят настоящие поэты и прозаики, а будущим писателям не нужна, вернее даже вредна, ранняя специализация».

Сам он стал «просто писателем» только в пятьдесят лет, когда расстался с ленинградской редакцией Детиздата и переехал в Москву.

Позади остались годы учебы в Англии (тут он окончил настоящий университет!), «Школа простой жизни» в Уэльсе — отличное поле трудового воспитания и общенья с детьми; работа в Воронеже с детьми беженцев, страдальцами первой мировой войны; работа, уже при советской власти, в Петрозаводской детской колонии; Краснодарский детский. городок с созданным там замечательным театром для детей, одним из первых в стране; и, наконец, Петроград, где развернулись главные его таланты: в местном ТЮЗе, где он работал завлитом, в Показательной библиотеке Петроградского пединститута дошкольного воспитания, которую благодаря созданному здесь Маршаком литературному кружку или студии поздней назовут «колыбелью советской детской литературы», а также в детских журналах («Воробей», «Новый Робинзон») и детской редакции Госиздата, когда вышли его первые собственные книжки и первые книжки под его редакцией и когда в его окончательном выборе уже никто не мог усомниться.

На собственном опыте зная особенности детского восприятия мира, Маршак и в стихах для детей старается смотреть на мир глазами ребенка.

Совет

Мышление ребенка конкретно. Когда заходит речь о столе, он представляет себе не стол вообще, а вполне конкретный стол, который ему лучше запомнился. А восстановив этот стол в памяти, ребенок тут же начинает думать, откуда этот стол взялся, как пришел к нему в дом.

Поэтому стихотворение Маршака «Откуда стол пришел?», построенное как раз на таких, самых интересных для ребенка подробностях, как нельзя лучше отвечает законам детского восприятия.

Сила воображения поэта, представляющего себе стол в его «родной стихии» — в лесу, где Он был в чешуйчатой коре,

  • А меж его корней Барсук храпел в своей норе
  • До самых вешних дней…

делает это стихотворение близким и понятным ребенку.

Ребенок ценит в стихах звонкость, энергию, словесную игру — у Маршака сколько угодно таких стихов. Знаменитый «Мяч» от начала до конца являет собой пример этой звонкости, этой словесной (но и не только словесной!) игры.

Впрочем, несмотря на эту постоянную настройку на волну детского восприятия, Маршак не просто потакает ребенку во всех его увлечениях.

Он беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире («вырастешь — узнаешь»), а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступкым ему языком.

Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным и, казалось бы, сугубо «взрослым» темам («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»).

Каждое из этих стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности. При этом поэт не опускается до морализирования, ибо хорошо знает: «Плоская, поверхностная мораль всегда отталкивает и подрывает доверие к литературе и к морали».

И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись, — в «Мистере Твистере» или в «Пожаре», — Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.

Отлично приспособленные к детскому воспитанию, стихи Маршака в то же время остаются на уровне «взрослого» поэтического мастерства. Недаром его «Детками в клетке» восхищалась Марина Цветаева, а Владимир Маяковский с удовольствием декламировал строки из «Сказки про глупого мышонка» и «Цирка».

Обратите внимание

В отличие от К. Чуковского, А. Гайдара, Л. Кассиля и некоторых других своих коллег по детской литературе, Маршак чувствовал себя скованно в большой и «официальной» детской аудитории; он предпочитал общаться с отдельными детьми. Но бывали и исключения из этого правила.

Замечательный эпизод вспоминает, например, критик Вера Смирнова, свидетельница встречи Маршака с испанскими детьми, эвакуированными в нашу страну в 30-е гг. Сначала он пытался наладить контакт со старшими детьми, читал им стихи — они его не понимали. Но тут его пригласили в комнату к малышам.

Они не знали, что перед ними детский поэт, — на них подействовали чары человека, искренне любящего детей.

«…Я видела Маршака таким, — вспоминает Смирнова, — каким не видела его ни до того, ни после: он весь отдался этим детям, он был — сама любовь и нежность, он ласкал их, брал на руки, наклонялся к ним чуть не до земли, ерошил им волосы, что-то говорил им — и они его понимали! Он широко раскрывал объятия и, казалось, мог обнять их всех. Здесь не прозвучали его стихи… но та сила любви, которая рождала его поэзию, которая жила в нем скрытно, теперь обнаружилась и вылилась щедро…»

Та же сила питала его дружбу с собственными детьми, а потом и со внуками. Старший сын Маршака, Иммануэль Самойлович Маршак, вспоминает, как во время его болезни (ему было шесть лет) вся семья превратилась во флотский экипаж (дело было в Евпатории, на берегу моря).

Читайте также:  Анализ и мораль басни крылова ворона и лисица

«Всем членам семьи были присвоены морские чины: дед стал адмиралом, отец — капитаном… Я начал карьеру с юнги и постепенно, за заслуги в поддержании флотской дисциплины, продвигался по служебной лестнице, дойдя в конце концов, кажется, до капитана 2-го ранга… Дисциплина в экипаже была неукоснительная.

На приказ (приказами не злоупотребляли) по поводу еды, одежды, сна или игры следовало ответить: «Есть!» — и беспрекословно его выполнить».

Игра во флот продолжалась и дальше, уже в Ленинграде и его окрестностях. Тут она приобретала не только дисциплинарные, но познавательные и даже литературные цели.

Найдя подходящую терраску, отец и сын ставили и убирали паруса, брали на абордаж вражеские корабли, высаживали десанты, а при кораблекрушениях спасались вплавь или на шлюпках. «Мы боролись с несправедливостью, помогали обреченным и совершали доблестные подвиги, — вспоминает сын писателя.

— И вместе с тем в нашей морской жизни было много бытовых подробностей — мы питались солониной, сырой рыбой и сухарями, спали в гамаках, страдали от морской болезни, голода и жажды.

По существу, я познакомился в этих играх со всеми аксессуарами книг о путешествиях и приключениях, преподнесенных мне отцом в живых образцах — с плотью и кровью, хорошо слаженным сюжетом и превосходным языком. И каждое продолжение игры было для меня праздником…»

Собственные дети и внуки не раз подавали Маршаку «заявки» на создание новых стихов. Старший его сын вспоминает, что «Усатый-полосатый» возник из сказки, которую рассказывал отец своему младшему сыну Якову. Да и подлинный номер московской квартиры Маршака, упоминаемый в стихотворении «Великан», говорит о том, что эти стихи также написаны «по домашним надобностям».

Маршака очень взволновало письмо, пришедшее к нему однажды от группы 10-11-летних ребят: они замечательно объясняли, место своего проживания. «Посмотрите на карту СССР, — писали они.

— Найдите реку Обь, в нее впадает Иртыш, в Иртыш — Тобол, в Тобол — Тавда. Тавда образуется из двух рек: Сосьвы и Лозьвы. Так вот, мы живем в 32 километрах от Сосьвы.

Важно

Район у нас отдаленный, город далеко, железной дороги совсем нет, главное средство передвижения: летом — катера, зимой — автомашины и самолеты…»

В этом письме Маршака восхищала не только мастерски поданная информация, но и прекрасное чувство слога, даже ритм фраз. Письму этому он посвятил вскоре маленькую статью в «Правде». Статья эта кончалась так: «Читаешь эти строки и думаешь с гордостью и радостью: вот какие растут у нас ребята в отдаленной глуши, которая перестала быть глушью».

Сферу детской литературы Маршак считал для себя главной, хотя начинал он свой путь в литературе как «взрослый» поэт. Он говорил, что только изредка позволяет себе подхалтурить во «взрослой» литературе. Это, конечно, шутка. Редко кто из писателей подходил так ответственно, так серьезно к своей литературной миссии, касалась ли она детской или «взрослой» сферы.

Недаром с ним так любили беседовать многие молодые и не слишком молодые литераторы (да и сам он не меньше любил беседовать с ними). Его «взрослая» лирика и сатира, многочисленные статьи о детской и недетской литературе, о школьных учебниках и хрестоматиях, яркие литературные портреты Б. Житкова, А. Гайдара, М.

Ильина и других писателей, памятный всем содоклад по детской литературе на Первом писательском съезде «О большой литературе для маленьких», порученный ему М. Горьким, наконец, переводы и статьи о теории перевода — все это по-настоящему серьезно и глубоко, выдержано в лучших традициях этих жанров.

И удивляться этому не придется, если вспомнить, что над страницами своих статей и докладов Маршак работал так же долго и тщательно, как над строками своих стихов.

Помогавший ему в работе над книгой «Воспитание словом», которая сложилась у Маршака из газетно-журнальных статей, критик Борис Галанов вспоминает, что, «переписав шесть строк, Маршак требовал перечитать шесть страниц, а если переписывалась целая страница, нужно было перечитать всю статью размером в лист-полтора».

Переводчикам — работникам «службы связи между народами», как он их называл, — Маршак посвятил одну из своих лирических эпиграмм:

  • Хорошо, что с чужим языком ты знаком,
  • Но не будь во вражде со своим языком!

Если прав был Александр Фадеев, называя (в 1947 г.

) всех ведущих наших детских писателей учениками Маршака, то для полной точности к детским писателям стоило бы прибавить и детских критиков, и художников детской книги, и работников детского театра, и работников детских библиотек: все они не могут не считаться с литературно-педагогическими суждениями Маршака, да и вообще со всем, что он сделал в детской литературе и для детской литературы.

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/kritika/kritika-proizvedenij-marshaka/

Самуил Яковлевич Маршак — Сочинение

О Самуиле Яковлевиче Маршаке

Самуил Яковлевич Маршак — крупнейший русский советский поэт, один из тех мастеров, которые создавали литературу страны Советов, стояли у её истоков.

Проблема, представленная в тексте, такова. Произведения подлинно талантливого, с большим даром художника имеют одну важную особенность. Они по своему характеру представ­ляют определённый переходный этап, связующее звено в твор­честве больших мастеров разных эпох, разных исторических периодов.

Прокомментировать эту проблему можно следующим об­разом. Самуил Маршак, совсем молодой поэт, был взят под опеку известнейшим критиком Стасовым. О нём с большой по­хвалой отзывался Горький, под влиянием которого рождалась советская литература; его ценил выдающийся русский певец Шаляпин.

Совет

Как же оценивает роль С.Я. Маршака в русской культуре в целом автор статьи, литературный критик С. Сивоконь? Его суждение и есть позиция автора. Талант Маршака очень разносторонний. Он не только создатель прекрасных дет­ских стихов. Он и литературный критик, и детский писатель, и журналист.

Его беседы с интересными людьми, его совре­менниками, стали подлинным явлением в отечественной публицистике. Был Маршак и замечательным переводчиком… Но, как это часто бывает, и талантливость, и смелая граждан­ская позиция этого незаурядного человека вызывали раз­дражение представителей власти.

Руководимое Маршаком Ленинградское книжное издательство детской литературы было разгромлено, многие его работники арестованы, сам же он чудом спасся и не был репрессирован.

И всё же Самуил Яковлевич всегда был верен себе, не изменил своих позиций, а для творческих людей его поколения он является маяком, примером.

Я согласна с мнением автора и подтверждаю его следующим первым доказательством. Ослепший, прикованный к постели Маршак за день до смерти вызвал к себе Бориса Полевого, от­ветственного редактора журнала «Юность», чтобы выправить гранки. Дело и интересы журнала для этого мужественного человека оказались выше, чем его собственные проблемы, его болезнь, его физические страдания.

И второе доказательство — тоже на тему подвига в лите­ратуре. Писатель-романтик Беляев писал свои прекрасные повести «Бегущая по волнам» и «Человек-амфибия», будучи прикованным к постели многолетним тяжёлым недугом. А ге­рои его произведений полны радости, жизни, порывов; все они в движении и поисках.

Закончить сочинение можно строкой из стихотворения Н.А. Некрасова, посвященного Белинскому, — «Медвежья охота»:

Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…

Таким учителем для многих поколений юных читателей был

С.Я. Маршак.

Источник: http://sochineniye.ru/samuil-yakovlevich-marshak/

Маршак советского союза

А заглавие для этих заметок я намеренно извлёк из некогда известной эпиграммы Михаила Светлова.

В одной из наших публикаций, посвящённых Маршаку (2005. № 2. С.

39), уважаемый Бенедикт Михайлович Сарнов высказал убеждённость, что этот титул придумали — и цензура пропустила! — именно потому, что Маршак “в самом деле” был “маршалом по официальной тогдашней советской табели о рангах (во всяком случае — маршалом одного из «родов войск»: детской литературы)”. Он был встроен во власть, и власть отвечала ему премиями, орденами и т. д. и т. п.

В отличие от Бенедикта Михайловича, я не был знаком с Маршаком. Но у меня, верного и, можно сказать, въедливого читателя Маршака, вызывает большие сомнения то, что его увенчали этим полушутливым “Маршалом” только за сервильность. Так или иначе, Светлов писал не об этом.

Ведь Маршака можно было назвать литературным Маршалом Советского Союза действительно по заслугам, а не по номенклатурным росписям. Даже Сталинские премии — а у Маршака их четыре — были в случае с ним выданы по справедливости.

Первую — II степени — он получил в 1942 году — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам военного времени (кстати, в 1945 году Маршак был награждён орденом Отечественной войны I степени).

Это блистательные памятники публицистики, и не просто публицистики, а публицистики на философской подкладке, согретой, когда необходимо, проникновенным лиризмом.

Таков, например, его «Зимний плакат»:

Антинацистские сочинения Маршака были написаны с такой духовной освобождённостью, что некоторые из них не пропускала даже советская цензура (эти подробности были обнародованы совсем недавно — в книге Матвея Гейзера «Маршак», выпущенной в серии «Жизнь замечательных людей» в 2006 году).

Обратите внимание

Сатирический дар Маршака был природным и неиссякаемым: в юности он работал в знаменитом «Сатириконе», а первая его книжка из нам известных называется «Сатиры и эпиграммы». Вышла она в 1919 году в Екатеринодаре, который в то время был центром антибольшевистского сопротивления в России.

Живя в этом городе, Маршак активно печатался во многих изданиях Белого движения, своим литературным талантом стараясь остановить распространение красной чумы, помочь стране вернуться к нормальному историческому развитию.

Надо ли говорить, что в советские годы это стало для Маршака дамокловым мечом, как ни старался он забыть о его существовании.

Вторую Сталинскую премию (также II степени; за 1943–1944 годы) Маршаку вручили за пьесу «Двенадцать месяцев». У неё есть свои поклонники, равно как и у других его известных пьес: «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи», хотя с моей точки зрения самое слабое звено Маршака — его драматургия.

Холодно-мастеровитая эта триада наводит скуку своим рационализированным морализаторством. Но справедливости ради не могу не вспомнить и чудесные драматические сказки «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», написанные Маршаком в молодости в соавторстве с Елизаветой Васильевой (Дмитриевой), она же невообразимая и неотразимая Черубина де Габриак.

Эти пьесы в постановках по-прежнему вызывают восторг детей.

Третья Сталинская премия, за 1949 год, уже традиционно II степени, пришла к Маршаку за переводы сонетов Шекспира.

Знаю, что у них есть свои критики, скептически относящиеся к переводческой деятельности Маршака и в целом (при этом таковые не принадлежат к отличившимся в гонках Почтовых лошадей просвещения). Даже могу вспомнить одну туповато-злобную эпиграмму.

Когда Маршак перевёл бoльшую часть поэтического наследия шотландского поэта Роберта Бёрнса, перевёл блистательно, подарил России ещё одного поэтического гения, некто, очевидно, крупный знаток Шотландского языка, сотворил нечто рифмованное, где резюмировалось: перевёл-то Маршак перевёл, но При всём при том, при всём при том, при всём при том при этом, Маршак остался Маршаком, а Роберт Бёрнс — поэтом. Несмотря на явный смысловой вывих в этих строках: ведь получается, что и в переводах Маршака поэтическая сила Бёрнса передана! — эпиграмма эта продолжает звучать время от времени как довод, подтверждающий некую малокровность Маршака — переводчика лирики и просто лирика. Хотя все читают именно его переводы, и почему-то никто не рвётся вступить со старым мастером в состязание.

Неоспорима и четвёртая Сталинская премия, 1950 года, наконец-то I степени — Маршак получил её за “стихи для детей”.

А в 1963 году Маршаку была присуждена Ленинская премия по литературе — уже за стихи “взрослые”, и это тоже был достойный выбор. Жаль только, что его Просто лирика До сих пор остаётся в тени его детских шедевров.

Анна Ахматова однажды сказала, что сила Маршака — “в неистовой одержимости искусством”, а за много лет до этого, прочитав его первые стихи, пророчила ему поэтическую славу.

И слава эта пришла, но и сегодня Маршак стоит перед читателем в полутени.

Важно

Причина не только в его “белогвардейском” прошлом, о котором сказано выше. Сегодня антибольшевизм Маршака придаёт его облику подлинное благородство, прозорливость, историческую мудрость.

Но талант Маршака не исчерпывается сатирой, он отличается особым, философическим лиризмом, а в лиризме этом особой нотой звучит тема рода, тема веры, тема национальной традиции.

Читайте также:  Характеристика героев в пьесе гроза островского

Мудрец Стасов, опекавший Маршака-подростка и многое сделавший для его жизненного роста, наставлял его: “Нет искусства без национальности… Ты никогда не переменишь своей веры, какие бы ни были события, обстоятельства, люди и отношения…” Маршак, чей род по отцу был известен многими раввинами, дебютировал стихотворениями памяти основателя сионизма доктора Теодора Герцля (1904) и потом долгие годы развивал еврейскую тему в своей поэзии. Исследователь творчества Маршака М. М. Гейзер, чьей книгой из серии «ЖЗЛ» я пользуюсь, разыскал в «Краткой еврейской энциклопедии» характеристику Маршака как “многообещавшего поэта и активного сиониста”, а также сожаление, что поэт “ушёл из русско-еврейской литературы”.

Вместе с тем М. М. Гейзер справедливо подчёркивает: “Маршак, как завещал ему Стасов, никогда не изменял своей вере, оставаясь при этом русским поэтом”.

Действительно, возвращая читателю раннюю лирику Маршака, совершенно не следует, по нынешней нелепой моде, жёстко увязывать вероисповедание поэта с его творчеством.

В нём иудаизм Маршака так же условен и поэтически преобразован, как и православие Пушкина или Гумилёва, мусульманство Расула Гамзатова или Кайсына Кулиева…

Долгая жизнь Маршака содержит многие черты невероятного, остросюжетного, словно диккенсовского романа, лишь недавно ставшего читаться без пропущенных и выдранных страниц. Кажется, первая достойная биографическая работа о Маршаке принадлежит перу О. Б. Кушлиной — в словаре «Русские писатели. 1800–тысяча девятисот семнадцатого» (Т. 3. М., 1994).

Немало нового о жизни Маршака читатель узнает, обратившись к не в первый раз упоминающейся здесь биографии М. М. Гейзера.

Совет

Но даже здесь автор, обоснованно влюблённый в своего героя, оказывает ему, на мой взгляд, не лучшую услугу, когда спрямлённо пытается объяснить некоторые поступки Самуила Яковлевича: подписывание официозных писем, сотворение заказных сочинений и т. п.

Кажется, сам “грешник” относился к ним более спокойно, чем его почитатели. Мир, в котором живёт человек, не позволяет ему совсем обойтись без конформизма. И конформизм Маршака всегда оставался в рамках допустимого совестью. Такие грехи можно отмолить, а со своими литературными грехами Маршак порой сам и расправлялся (один пример я привёл в «Задании со звёздочкой» — № 9/2007).

Завершу эти заметки небольшой историей. Прозаик Владимир Дмитриевич Фоменко рассказывал, что он оказался свидетелем следующей сцены на даче Александра Трифоновича Твардовского, к которому в гости приехал Маршак.

Прибыл Самуил Яковлевич на новеньком автомобиле (кажется, это была «Победа»), который, как водится на дачах, стоял на площадке у ворот.

Вдруг начался ливень, и гость начал беспокойно поглядывать в сторону своего автомобиля.

Хозяин вскоре заметил эти встревоженные поблёскивания очков, догадался о причине, распорядился выгнать свой автомобиль из-под навеса и поставить на его место лимузин Маршака.

Но Маршака это не успокоило. Теперь он так же взволнованно смотрел на мокнущее авто Твардовского. Произошло объяснение двух поэтов. Самуил Яковлевич заявил, что он, хотя и гость, несправедливости не потерпит.

На вопрос автора «Василия Тёркина», Так что же нам теперь делать, переводчик Бёрнса мгновенно предложил выход, отмеченный истинно английским изяществом. «Победу» выгнали из-под навеса, а затем туда заехали оба автомобиля — передней половиной под кров.

Обратите внимание

Самая важная часть машин — двигатели — оказалась укрытой от воды, и Маршак уже спокойно продолжил литературную беседу.

Эта история видится мне почти притчей. В жизни чаще всего можно найти компромисс между непреодолимыми обстоятельствами и нашими представлениями о гармонии и совершенстве. Надо лишь искренне желать этого.

Именно поэтому Маршак даже в Советском Союзе оставался настоящим поэтом и добродетельным — в буквальном смысле этого слова — человеком.

Несмотря на “труднейших множество дорог”, по которым вела его жизнь.

Сергей ДМИТРЕНКО

Источник: http://www.sochuroki.com/marshak-sovetskogo-soyuza/

Самуил Маршак биография

Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) – знаменитый советский поэт, переводчик, драматург. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики.

Родился Самуил Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в еврейской семье.

Фамилия рода «Маршак» происходит от известного раввина Аарона Кайдановера, и в кратком переводе означает – «наш учитель». Первое образование Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака.

Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.

После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник на еврейскую тематику «Сиониды»).

В 1911 году писатель совершает путешествие на Ближний Восток в качестве корреспондента газеты. Он посещает Грецию, Турцию, Палестину и Сирию. Под впечатлением от поездки, Маршак пишет одни из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей.

После свадьбы в 1912 году пара уезжает в Англию. Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить на русский язык сонеты В. Шекспира, стихотворения У. Блейка, Р. Киплинга, Дж. Остин, баллады и песни Р. Бернса. Переводы, сделанные им, стали классическими, а сам Маршак получил почетное звание гражданина Шотландии.

Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько театров для детей. За свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем Самуил Маршак некоторое время писал в жанре сатиры.

Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество, среди которых Ленинская и Сталинская премии.

Умер Самуил Маршак 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте и других.

Проверьте свое знание краткой биографии Маршака Самуила Яковлевича:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/m/marshak-samuil-marshak-samuil

Внеклассное мероприятие по творчеству Маршака для начальной школы

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся начальных классов «Круглый год в стране поэта детства «, мероприятие по творчеству С. Я. МаршакаПредлагаю вашему вниманию разработку по творчеству С. Я.Маршака.

Материалом могут воспользоваться библиотекари, учителя начальных классов, вожатые, учителя русского языка и литературы. В работе отражена биография поэта, творчество для детей, переводы, песни. Проведено как открытое общешкольное мероприятие.

ЦЕЛЬ:

познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта;

расширить кругозор;

привить любовь к чтению;

развить творческие способности.

Форма проведения: праздник

Методы и приемы: презентация, чтение наизусть, инсценировки, танцы, песни.

Оборудование: ноутбук, мультипроектор, телевизор, музыкальный центр, видеоплейер, записи танцев и минусовок песен (

Что такое новый год

,

Друзья – товарищи

,

Песня шута

,

Из чего только сделаны мальчики

,

Баня

), реквизиты к сценкам (надписи, костюмы, веники, буквы, цифры, дневник, столы, стулья, лавка), книжная выставка, плакаты с временами года, иллюстрациями к произведениям Маршака.

ХОД ПРАЗДНИКА:

-Дорогие ребята, родители, учителя, гости! В этом году мы отмечаем юбилей известного поэта и писателя Самуила Яковлевича Маршака. Я приглашаю вас посетить страну этого замечательного человека.

Презентация о творчестве и жизни автора. (слайды комментируют дети)

-Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.

-родился 22.10.1887 в Воронежской губернии в семье заводского техника, талантливого изобретателя.

-Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.

-Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.

-А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

-Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.

Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась —

Детки в клетке

и была выпущена в 1923 году.

Его произведения для детей — это краткие рассказы в стихах.

Важно

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи.

Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.

Из фотоальбома семьи Самуила Яковлевича Маршака

С. Маршак Санкт – Петербург 1909

С. Я. Маршак (слева в верхнем ряду) в кругу родных и друзей 1906

С. Я. Маршак (слева) — ученик Острогожской гимназии с товарищем1900

С. Я. Маршак (слева впереди) — ученик Ялтинской мужской гимназии — среди товарищей 1906

Большая часть жизнь Самуила Яковлевича связана с Москвой.

Об этом напоминает памятная доска, установленная на доме № 14/16 по улице Чкалова, где он жил и работал.

Памятник на могиле С. Я. Маршака

С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве

-Да, Маршак оставил интересное и познавательное наследие. Я предлагаю вспомнить некоторые произведения, перелистывая страницы календаря.

Круглый год (каждый месяц сопровождается слайдом)

Январь.

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

— Январь — первый месяц. Именно с него начинается счет времени года. Я приглашаю учащихся 1,3 классов с инсценировкой стихотворения

Веселый счет

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри —

Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков —

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка — кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка —

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О —

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это — десять.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

Легкая поземка.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

— Месяца февраль и март – самые праздничные. В эти дни отмечают День защитника Отечества и Женский день. Воспитанники ГКП подготовили танец по песне

Из чего только сделаны мальчики

на слова С. М.Маршака, музыка Марка Карминского.

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек

И зеленых лягушек,

Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных,

Вот из этого сделаны девочки.

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

В теплый весенний день у Маршака родилось стихотворение

Друзья-товарищи

. Музыку к стихам написал Курт Дональд Кобейн. Послушайте ее в исполнении учащихся 2 класса.

День стоял весёлый

Читайте также:  Жанровое своеобразие сказок салтыкова-щедрина

Раннею весной.

Шли мы после школы —

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, —

Шли куда попало

В первый тёплый день.

Шли куда попало —

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались —

Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять!

Май

Распустился ландыш в мае —

В самый праздник, в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

-Май для школьника – самый долгожданный месяц, т. к. впереди замечательная пора –лето. Но даже в эти беззаботные дни не надо забывать о знаниях, которые нам дает школа.

Инсценировка стихотворения

Знаки препинания

в исполнении учащихся

6,7,9 класса.

Прибежал Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

— Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

— Мы — особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

— Если нет над нами точки,

Запятая — знак пустой! —

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: — Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

— Нет…- сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: — То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: — То есть как!

— Так,- сказала точка,

Точка-одиночка.-

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Выходят три летних месяца:

Июнь

Пришел июнь.

“Июнь! Июнь!” —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

— Лето, время отдыха и работы. В это время природа дает нам свои дары. Это и разнотравье, и свежий воздух. А как приятно после тяжелого дня попариться в баньке со свежим березовым веником!

— Самуил Яковлевич очень любил баню, а потому написал песню, музыку к которой сочинил Александр Суханов. Девочки из танцевального кружка подготовили для нас веселый танец с вениками.

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа.

-Первый раз в первый класс! Сентябрь – месяц знаний. Воспитанники ГКП проведут сейчас урок

Веселой Азбуки

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

Звёзды видели мы днём

За рекою, над Кремлём…

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот –

Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он.

Таракан живёт за печкой,

То-то тёплое местечко!

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щёки.

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорёк,

Хищный маленький зверёк.

Цапля, важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос –

Южных рыбок нам привёз.

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю буквы.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Маршак был еще и переводчиком. И с произведениями зарубежных поэтов мы знакомимся именно благодаря творчеству Самуила Яковлевича. Одно из таких переводов В. Шекспира —

Песня Шута

. Музыку написал Геннадий Жуков. Танец в исполнении девочек из танцевального кружка.

Ноябрь

День Седьмого ноября —

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:

Все на улице красно!

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.

Весь народ — и млад и стар —

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!

-Во второй четверти учебного года иногда случаются казусы у учеников. Именно в этом месяце достаточно много неудовлетворительных отметок в дневнике. Инсценировку стихотворения

Про ученика и шесть единиц

подготовили учащиеся 8 класса

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

— Где твой дневник? — спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо «.

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: — Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?

— Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб.

— За это, — мать сказала строго, —

И единицы слишком много!

— У нас отметки меньше нет! —

Промолвил мальчик ей в ответ.

— За что вторая единица? —

Спросила старшая сестрица.

— Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: — Крокодил,

За что ты третью получил?!

— Я думал, что гипотенуза —

Река Советского Союза.

— Ну, а четвертая за что? —

Ответил юноша: — За то,

Что мы с Егоровым Пахомом

Назвали зебру насекомым.

— А пятая? — спросила мать,

Раскрыв измятую тетрадь.

— Задачу задали у нас.

Ее решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:

Два землекопа и две трети.

— Ну, а шестая, наконец? —

Спросил рассерженный отец.

— Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,

И указал на свой и Ванин…

— Ты очень скверный ученик, —

Вздохнув, сказала мать. —

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла,

Утром плакать. перестала,

Задышала, ожила.

-В декабре – самый замечательный и любимый праздник и детей и взрослых. Кто подскажет какой? Конечно, Новый год? А что такое Новый год? На этот вопрос ответил Самуил Яковлевич Маршак. М. Пляцковский добавил свои слова, композитор Ю. Чичиков написал музыку, и получилась замечательная песенка, которую вы сейчас услышите в исполнении учащихся 4 класса.

Что такое Новый год? 3р.

Это дружный хоровод,

Это Дудочки и скрипки,

Шутки, песни и улыбки –

Вот что значит,

вот что значит Новый год! 2р.

Что такое Новый год? 3р.

Это – ягоды и мед.

Это все без исключенья –

От орехов до печенья. —

Вот что значит,

вот что значит Новый год! 2р.

Что такое Новый год? 3р.

Это праздничный приход!

Это смех друзей веселый,

Это – пляски возле елок —

Вот что значит,

вот что значит Новый год! 2р.

Что такое Новый год? 3р.

Новый год – мороз и лед!

И в танцующих снежинках

Незаметные пружинки —

Вот что значит,

вот что значит Новый год! 2р

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз!

— На этой замечательной и веселой странице календаря наше пребывание в стране детства заканчивается, но читать стихи Маршака вы можете в любой день. Спасибо за внимание!

Источник: http://www.testsoch.info/vneklassnoe-meropriyatie-po-tvorchestvu-marshaka-dlya-nachalnoj-shkoly/

Готовые школьные сочинения

Сен 11 2011

Анализ первых стихотворений Маршака

Стихотворение «Пожар» отличается исключительно четкой композицией.

Первые его строфы рассказывают о дозорном на каланче, затем идет вторая главка — огонь вырывается из плена и, наконец, третья — выезд пожарных на борьбу с огнем.

Причем Маршак так отбирает факты и языковые средства, что каждая часть стихотворения — это законченное, самостоятельное целое, воспринимаемое в то же время как органическая часть единого сюжета.

События в стихотворении развиваются быстро, напряженно: маленький, хитрый огонек вырвался на волю, и сразу же грозно забушевало пламя, мчатся в красной машине пожарные… Такой динамизм в показе событий необходим, так как, по словам А. С. Макаренко, «ребенок любит движение, любит события… его воля требует движения и перемены мест». Поэтому в стихотворении С. Я. Маршака особую роль играют глаголы — на них падает главная смысловая нагрузка:

  • Приоткрыла дверцу Лена,   Побежал по стульям с треском,
  • Соскочил огонь с полена,   Вверх пополз по занавескам,
  • Перед печкой выжег пол,    Стены Дымом заволок,
  • Влез по скатерти на стол,    Лижет пол и потолок.
  • А как весомо звучат глаголы в следующем отрывке:
  • Топорами балки рушат,
  • Из брандспойтов пламя тушат…

Не случайно А. Н. Толстой говорил: «Всегда нужно, прежде всего искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета». Поэт знакомит юного читателя с главным героем поэтического рассказа — пожарным Кузьмой. Он отважен, скромен. Поэт рассказывает о нем с добрым юмором:

  • Вот Кузьма в помятой каске,         
  • Лоб в крови, подбитый глаз
  • Голова его в повязке,          
  • Да ему не в первый раз…

Высшей наградой для Кузьмы является сознание того, что «поработал он недаром и  славно справился с пожаром».

Маршак выводил ребенка из узкого, комнатного мирка на широкий простор. Стихотворение «Почта» (1927) —это скорее маленькая поэма.

Сюжет этого произведения несложен: догоняя адресата, письмо облетает почти весь земной шар, и вместе с ним путешествует и маленький читатель: из Ленинграда — в Берлин, из Берлина — в Лондон, из Лондона — в Бразилию, из Бразилии—вновь в Ленинград.

Стихотворение состоит из 10 небольших главок, очень лаконичных по содержанию, тесно взаимосвязанных. Ни одну из них нельзя переставить в стихотворении или опустить, не нарушив при этом общей композиционной целостности. Своеобразны эти главки и по форме: одни из них напоминают загадки:

  • Кто стучится в дверь ко мне
  • С толстой сумкой на ремне,
  • С цифрой 5 на медной бляшке,
  • В синей форменной фуражке? —
  • другие — детские считалки:
  • Это он, Это он, Ленинградский почтальон!

Рассказывая о том, как письмо путешествует по свету, Маршак знакомит читателя с целым рядом героев, наделяя каждого из них запоминающимися, очень конкретными национальными чертами характера, поведения: мистер Смит «в почтовой синей кепке, а сам он’ вроде щепки»; дон Базилио, бразильский почтальон, «от зноя утомлен»; «в синей форменной фуражке, с цифрой 5 на медной бляшке» — ленинградский почтальон.

Опять-таки, как и в «Пожаре», стремительность ритма в стихотворении автор создает тщательным подбором глаголов, обозначающих движение:

  • Письмо
  • Само
  • Никуда не пойдет,
  • Но в ящик его опусти —
  • Оно пробежит,
  • Пролетит,
  • Проплывет
  • Тысячи верст пути…

Рассказу о кругосветном путешествии письма соответствует и своеобразная кольцевая композиция стихотворения. Оно заканчивается своеобразным гимном почтальонам, их нелегкому, незаметному, но очень нужному людям труду.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Анализ первых стихотворений Маршака . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/analiz-pervyx-stixotvorenij-marshaka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector