Сочинения по произведениям шукшина

По произведением Василия Шукшина

По произведением Василия Шукшина. Когда речь заходит о «живописной правде жизни» на память мне приходят произведения Василия Шукшина. Его произведения хорошо известны.

Перу Василия Макаровича Шукшина принадлежит около ста двадцати рассказов, несколько повестей, два романа, пьесы и киносценарии. Шукшин, без сомнения, является талантливейшим писателем XX века.

Его произведения гораздо глубже, чем могут показаться на первый взгляд.

Философское осмысление жизни писателем открывается не сразу. Наше внимание подчас концентрируется на мелочах, от чего творчество Василия Шукшина кажется очень простым для читательского восприятия.

Обратите внимание

Многие произведения Шукшина рассказывают нам о человеческой драме, которая остается не-понятной и подчас незамеченной окружающими. Василий Шукшин обращает свое внимание на простых людей, среди героев его произведений практически нет представителей элиты.

Очень часто Шукшин говорит о крестьянах, деревенских жителях, которые оказываются оторваны от привычной жизни, от исконных своих корней. Но и в городе эти люди не могут найти себе применения. За комическими ситуациями скрывается настоящая трагедия.

Поиск человеком своего места в мире, осмысление своей роли на земле, — это далеко не все темы, которые затрагивает в своем творчестве Шукшин.

Писатель немало внимания уделяет нравственным и духовным ценностям человека. Поиск своего места в мире нередко сопровождается отторжением тех ценностей, которые были дороги человеку ранее. И это также является трагедией, ведь нравственная деградация человека сказывается не только на нем самом, но и на близких.

Шукшин много внимания уделял так называемой деревенской тематике. В своих произведениях он говорил о том, что крестьяне теряют те ценности, которые были дороги их предкам. Но взамен утраченного ничего не приобретают. Именно поэтому простой человек ударяется в пьянство, разгул. Отсутствие смысла жизни является тому причиной.

В творчестве Шукшина затрагивается проблема судьбы. Например, судьбой простого человека, крестьянина, труженика, является труд. Это и обязанность, и одновременно смысл жизни. Оторванный от своих корней, труженик-крестьянин становится несчастным.

Но жизнь простых людей отнюдь не печальна и беспросветна. Помимо труда в их жизни есть немало радостей. Возможно, на чей-то взгляд эти радости покажутся простыми и примитивными. Но для самих крестьян они значат очень много.

Шукшин часто показывает, какое место в незатейливом быту крестьян занимают праздники.

Важно

Шукшин не щадит своих героев. Он подчас ставит их в самые неприятные ситуации. И читатель прекрасно понимает, что эти ситуации не придуманы, они реальны. Простой человек, наивный и доверчивый, нередко становится жертвой.

Например, в рассказе «Материнское сердце» молодой крестьянский парень Витька Борзенков не сумел распознать опасность, от чего попал в тюрьму. Для деревенского жителя тюрьма — это тяжкое испытание. Тяжело не только самому Витьке, но и его старой матери. Сын, помощник, надежда и опора, оказывается за решеткой.

Шукшин рисует достоверную картину. Мы видим простого, работящего парня, не умеющего разбираться в жизни.

Произведение под названием «Калина красная» многим очень хорошо известно. Егор Прокудин, безусловно, не может не вызывать сочувствия. Он оторвался от крестьянских корней. Ему казалось, что унылый, однообразный труд сельского жителя неинтересен. Но связь с уголовным миром не приносит потомственному крестьянину ничего хорошего, становится причиной его неотвратимой гибели.

Василий Шукшин и сам происходил из семьи потомственных крестьян, поэтому «деревенская тема» ему была близка и понятна. Среди его произведений немало таких, которые более оптимистичны. Мечта^крестьянина о празднике может осуществиться. Йапример, из рассказа «Сапожки» мы узнаем, как простой деревенский мужик решает порадовать свою жену роскошным подарком.

Ему не пришло втолову ничего, кроме как приобрести для деревенской жительницы красивые сапожки. Конечно, такая покупка бесполезна в деревне. К тому же изящные сапоги не налезают на «крепкую, крестьянскую ногу». Но, тем не менее, желание порадовать жену не прошло даром. Сапожки показали жене, что ее муж по-прежнему испытывает к ней теплые чувства.

К тому же сам Сергей задумывается о радости, которой так мало среди серых однообразных дней. Красивые сапожки в рассказе выступают как символ радости, праздника. И жизнь Сергея и его семьи становится чуть-чуть радостнее. Сергея одолевают раздумья. И их с полной уверенностью можно назвать философскими.

Они очень серьезны, ведь простой деревенский мужик задумывается о смысле жизни: «Вот так живешь — сорок пять лет уже, — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… И так и подойдешь к той ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал.

Совет!

Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет больше такой возможности».

Искусство всегда помогало человеку лучше осознать реальную жизнь. Произведения Шукшина не могут оставить читателя равнодушным. Нередко критики сравнивали писателя с Чеховым. Ведь А. П. Чехов, как и Шукшин, очень много внимания уделял простой, будничной жизни, видел ее красоту и значительность.

Источник: https://sochinenya.com/po-proizvedeniem-vasiliya-shukshina/

Сочинение: Шукшин

ТАМБОВСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

[pic]

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Ш У К Ш И Н

“КАЛИНА КРАСНАЯ”

Выполнила: Левина Н.

технологическая группа №1

Руководитель работы: Руфина М.

План.

1. Биография.

2. Творческая деятельность.

3. Герои произведения «Калина красная».

4. НЕИЗВЕСТНЫЙ ШУКШИН

Заключение.

Список использованной литературы

Биография.

Шукшин Василий Макарович родился в 1929 году, в селе Сростки
Алтайского края. Родного отца Шукшин по малолетству не запомнил: «В 1933 году отец арестован… Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 г. он посмертно полностью реабилитирован».

Смирилась совсем молодая еще женщина со своей долей, стала жить ради детей. Ради них спустя время снова вышла замуж за хорошего и работящего Павла Куксина.

А сын, уже подросший, отчима и невзлюбил, дерзил ему часто, не слушался, хотел, чтобы «он разозлился и пришел в отчаяние» или «хоть бы он ударил… хоть бы щелкнул разок по лбу…»

Летом 1943 года в следствии тяжелого материального положения в семье принимается материнское решение — отдать Василия «в люди». Вместо учебы в седьмом классе, он поехал за несколько сот верст вверх по Чуйскому тракту в
Онгудай, к дяде, учиться на бухгалтера. Но «Насчет бухгалтера ничего не вышло: крестный отказался учить.

Я очень этому обрадовался, потому что сам хотел сбежать домой… » Седьмой класс он все-таки закончил, кое-как перебились. А осенью 1943 года он поступил в Бийский автомобильный техникум, но проучился там только года полтора или около того.

Бросил учебу и вернулся в Сростки, доставив тем самым большое горе матери и сестре, вызвав тяжкие упреки родни и, нередко злые, насмешки односельчан.

В глубине души он в то же время постоянно чувствовал, ощущал, что ему мало одного этого «настоящего, хорошего дела». Как только исполнилось Василию двадцать пять, он снова покинул родные края — поехал поступать во

ВГИК.

Обратите внимание

По душе ему ближе была актерская специальность, но именно поэтому он решил поступать на другое отделение: пройти «в киноартисты», полагал он, шансов у него совсем мало — слишком много желающих.

Да и «в режиссеры», как и вообще «в кино», он попасть не очень-то надеялся, а потому и уговорил приемную комиссию другого института, Историко-архивного, допустить его к сдаче экзаменов, сочинив историю про «темную» мать-старушку, которая ему, недавно демобилизованному, до сих пор не выслала необходимые документы…

Вступительные экзамены в оба вуза он сдавал почти параллельно, но жил среди вгиковской абитуры, и чем больше общался с «киношниками», тем сильнее ему хотелось поступить именно в этот, единственный в мире институт, куда он и поступил. На душе было легко. Мерещилось черт знает какая судьба — красивая. Силу он в себе чувствовал большую.

«Прочитаю за лето двадцать книг по искусству, — думал он, — измордую классиков, напишу для себя пьесу из колхозной жизни — вот тогда поглядим».

Из-под пера молодого Шукшина выходят рассказ за рассказом. Не так быстро, как бы ему хотелось,но все же движется многостраничный роман, который в печати спустя несколько лет получит название «Любавины».
Начинается и шукшинский кинематограф…

Творческая деятельность.

Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества.

Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги.

Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми” — писал Шукшин.

Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма.

Важно

В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 — 70х годов — послевоенного тридцатилетия.

Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства.

И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным.

Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман.

А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность.

Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.

Читайте также:  Сочинение как я провел зимние каникулы

Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”.

Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы.

Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

Совет!

Активно и плодотворно формировался Шукшин в конце пятидесятых годов и как писатель.

В студенческом общежитии, в комнате, где живут еще два человека, он упорно, чаще всего ночами, пишет свой первый роман. Пишет и рассказы, но они пока что не воспринимаются им как что-то большое и настоящее. Пишет и стихи.

О том, что он «сочиняет», знают во ВГИКе многие, но читать свои первые произведения Шукшин дает только Ромму. И эти первые его рассказы отчасти компенсируют разногласия между мастером и учеником по части основных слагаемых режиссерской профессии.

Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых могли спорить в сельсовете. Этот вывод, похоже, подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу — «Сельские жители», — которая увидит свет в 1964 году.

«Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив…»

Вышел на диплом Шукшин в 1958 году, заканчивался 1960, а Шукшин еще не защитился. Кажется, все его сокурсники стали уже дипломированными,а Шукшин снимается себе у разных режесеров и снимается!..

В 1959 году он снимался в одной из главных ролей — большевика- подпольщика Андрея Низовцева, спасающего с товарищами золото, которое Колчак хотел переправить за границу, — в известном фильме «Золотой эшелон». «Только в декабре 1960 года, — вспоминает И.Жигалко, — он представляет к защите короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», по своему сценарию

«.

Защита диплома прошла успешно, хотя стремление молодого режиссера быть и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом восторгов не вызвало.

Непревычно, до сих пор «шокирует» иных деятелей стремление молодых талантов делать больше, чем им «положено» на первых порах, пока у них нет «имени». Их подчас квалифицируют как «выскочек», «неблагодарных».

Обратите внимание

Одна заслуженная актрисса заметила Шукшину язвительно на защите дипломного проекта:» А может вы еще и музыку к своим фильмам сочинять будете?»

«А что ? И буду…»(Как покажет время и расскажет потом композитор четырех шукшинских фильмов П.В.Чекалов, это утверждение станет недалеко от истины.

) Роли будут, но режисер Шукшин будет не известен вплоть до 1964 года.

А в 1960-м и еще два года у «дипломированного молодого спрециалиста » ни московской прописки, ни постоянной работы, ни угла своего, а ему уже тридцать один, тридцать два, тридцать три…

В мартовской книжке журнала «Октябрь» за 1961 год печатаются три его рассказа: «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь». В январе следующего года «Октябрь» публикует еще один рассказ Шукшина — «Экзамен», а в мае 1962- го — еще три. В том же 1962 году был опубликован рассказ «Стенька Разин» в журнале «Москва».

Первый роман Василием Макаровичем был задуман и начат еще до поступления во ВГИК, и работа над ним шла с перерывами (иногда длительными) до 1963 года.

«Любавины» давались ему с большим напряжением, роман продвигался вперед тяжело и неровно… Но вот он вышел в свет. Роман был переиздан стотысячным тиражом еще в 1972 году, и не в Москве даже, и не в Сибири, а…

в Петрозаводске, был переведен на иностранные языки, только в

Польше, к примеру, вышел тремя изданиями.

Осложнения, возникшие при сдаче фильма «Калина красная», да и общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича снова сказались на состоянии его здоровья, в начале 1974 года он — в который уже раз! — опять очутился в больнице.

Каждая больница — это кроме всего прочего, еще и предупреждение, «совет»: необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Он же не только не изменил, а еще и усугубил.

«Вечно недовольный Яковлев», «Ночью в бойлерной», «Рыжий», «Кляуза», «Други игрищ и забав»,

«Мужик Дерябин», «Жил человек…», «Чужие», «Привет Сивому», «Энергичные люди»(был на репетициях в БДТ, одна запись авторских звуковых ремарок продолжалась подряд 9 часов) — все это создано после «Калины красной».

Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему мало чем помогло… На утро его обнаружили мертвым. А на столе в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью для театра: «А по утру они проснулись»…

Герои произведения «Калина красная».

Почему-то кажется, что всех великих на родине обожают. Экскурсовод сразу огорошила: «Шукшина в Сростках не любят и не любили никогда. К творчеству относились с интересом, на фильмы ходили всем селом, но любить не любили. Трудно ему жилось в родном селе».

Важно

Отчасти, видимо, потому так было, что с детства за ним тянулся шлейф «врага народа»: отца, Макара
Леонтьевича Шукшина, расстреляли в 1933 году. Отчасти, наверное, потому, что норовил Шукшин вставлять в свои рассказы реальных людей, своих односельчан.

Имена, фамилии, даже занятия — те же, а ситуации — выдуманные, для реальных персонажей казавшиеся обидными.

Вышли мы с экскурсоводом на берег стремительной Катуни — захотелось постоять на том же месте, где стоял когда-то Шукшин. Экскурсовод показывает незаметно: видите, вон женщина пошла, о ней Василий Макарович написал в одном своем рассказе, так она сильно гневалась.

А вон (экскурсовод так же незаметно качнула рукой влево) видите — мужик дрова колет; так его чуть не главным героем в книжке своей хотел сделать — страницу ему прочитал, мужик сразу чуть ли не за топор схватился, нечего-де меня на весь свет позорить, о других пиши.

Странно, правда? По идее именитыми земляками все гордятся. К тому же
Шукшин учителем был одно время, а на селе педагогов всегда почитают. Так что тут случай особый.

Подумали мы, что дело, наверное, в том, что почитают тех земляков именитых, которые от села отрываются сразу и безвозвратно, приезжают тогда, когда прошло после отъезда много лет.

Издалека кажутся те земляки великими, недосягаемыми, в чем-то таинственными: ведь им удалось то, чего не удается и никогда не удастся оставшимся в селе. Шукшин же был исключением. Он на Родину приезжал постоянно.

Нужны ему были земляки, потому что они подпитывали его творчество рассказами, разговорами, острыми словечками, ситуациями. Откуда ему было брать сюжеты для своих фильмов и рассказов? В Сростках, потому что ничего лучше не было. Он оставался простым, таким же, как его односельчане, даже добившись заметных успехов в творчестве.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ШУКШИН

В старой школе нынче не учатся, там нечто вроде музея, потому что тут и учился, а позже преподавал Василий Макарович. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь, говорит экскурсовод, познакомился он со своей первой женой — учительницей. Познакомился, встречался, женился.

Совет!

А потом совершил поступок, объяснения которому нет. Уехал учиться в Москву да больше никогда к жене не возвращался. Даже не разводился, когда во второй раз в столице взял в жены дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал «Огонек».

Поступил Василий

Шукшин просто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему чистенький, новый, без штампов о женитьбе-разводе. Так, неразведенный, с первой женой жил, со второй, с третьей. Первая жена довольно долго ждала мужа, говорят, до сих пор, хотя у нее новая семья, вспоминает, да нет-нет всплакнет. Много интересного у нее связано с первым мужем.

На этих словах мы встрепенулись: а нельзя ли встретиться с ней, поговорить? Нет, покачала головой экскурсовод, и для нее эти разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда заводит кто-то разговор о Макарыче: до сих пор ревнует к нему — может, потому, что на самом деле вроде бы жена остается женой Шукшина.

От школы мы неспешно прошли ухоженными сростскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет, на которой устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России, где выступают частенько местные поэты и прозаики. Хорошее место, вольное, Катунь близко. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за

«Любавиных». Женщины любимые менялись, но одна оставалась любимой на всю жизнь: мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. Советовался Шукшин, видимо, по всем жизненным вопросам только с ней.

И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда. За домом в саду стоит статуя — памятник Шукшину, а рядом калина, и на самом деле красная. Мать пережила сына, ушедшего всего в 45 лет.

Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил и моральных, и физических.

Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. В
Москву на могилку уж не было сил съездить, но переписывалась она с какой-то почитательницей Василия Макаровича, и та подробно ей описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Обратите внимание

Недавно с учителями, которые гостили в редакции нашей газеты, были мы на Новодевичьем кладбище, поклонились все вместе могиле писателя и режиссера, аккуратной, ухоженной. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа цифры бунина

Понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека, трудно. Правда, сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с классиком: пил, бил, бранился, ревновал. Трудное дело — быть человеком, близким гению, гении не однозначны и не так хороши, как их произведения. Может быть, оказывается, и так.

Заключение.

Семидесятилетие Шукшина страна отметила тихо и спокойно. Несколько публикаций, негромкая поездка кинематографистов — участников Московского международного кинофестиваля на его родину в Сростки. Вот, пожалуй, и все.

Человек, который пристально всматривался в лицо народа, уникального, богатого традициями, сильного, почему-то не вызвал у страны желания вглядеться в его творческое лицо, вспомнить все, что сделано Шукшиным в кино, в литературе, еще раз признать, что для России он стал классиком, воспевшим тех, кто живет в провинции, тех, кто составляет золотой фонд нации.

Список использованной литературы

1. В. Горн “Растревоженная душа”

2. В. Горн “Судьбы русского крестьянства”

Валентин Курбатов “Жизнь на миру”

4. Иван Жуков “На Енисее, реке жизни”

Источник: http://dodiplom.ru/ready/97634

Сочинение «МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА»

У рассказов и повестей Василия Шукшина есть одна особенность. Их на первый взгляд простые и бесхитростные сюжеты после первого же прочтения нельзя забыть. Почему-то спустя время вновь и вновь возвращаешься к этим рассказам. Шукшинские рассказы хочется читать и перечитывать. Сам писатель говорил: «Настоящая литература рассчитана на неодноразовое прочтение».

Судьбы и характеры персонажей книг Шукшина совсем несхожи. Да и сюжеты рассказов тоже разные. Но, внимательно в них вчитавшись, поймешь, что все эти произведения объединяет что-то общее. Существует такое понятие — «шукшинский герой». Действительно, героев Шукшина не спутаешь с другими.

Они особенные, неповторимые, они несут запас доброты, гуманности, любви к людям, они не терпят зла, лицемерия, ханжества, они великодушны и снисходительны. Наверное, это заложено в них с детства самой природой, людьми, которые их окружают. Добрый и непосредственный маленький Ванька Ко- локольников из рассказа «Далекие зимние вечера». Он озорной, смышленый, умный.

Он может подраться, даже «дать по сопатке», но может быть снисходительным и мудрым со своей младшей сестренкой. С такой же добротой автор рисует и образ Наташки. Она умори- тельно-талантливо подражает матери, корит непутевого брата: «Вот не выучишься — будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом, локоть-то близко будет, да не укусишь».

Но, удивительное дело, за описанием постоянных детских препирательств, их смешных обид становится все явственнее ощущение какой-то глубокой и тонкой, как бы само собой разумеющейся сердечной привязанности друг к другу этих двух маленьких существ.

Старший брат не позволяет себе, конечно, обнаруживать перед сестренкой свои истинные чувства, но они то и дело пробиваются, вызываемые искренними душевными порывами: баюкая куклу, Наташка поет при этом взрослую «невыносимо тяжелую и заунывную» песню, и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестренку серьезно, едва сдерживая слезы. Эти маленькие герои не могут не нравиться.

Так же располагает к себе и шорник Антип Калачиков. Этот человек до старости сохранил застенчивую и добрую душу, несмотря на тяжелую жизнь: он непрерывно работал да вдобавок молча и безропотно сносил упреки жены.

Важно

Только один раз восстал он против ее деспотичного гнета и то потому, что случай был по- истине из ряда вон выходящий: Марфа бросила в печь балалайку, которая была «страсть Антипа, его бессловесная глубокая любовь всей жизни».

Антип изрубил на куски все хомуты, сбруи и куда-то ушел, неделю

домой не приходил. А когда возвратился, то повесил на стене новую балалайку. Но, несмотря на ссоры, у них есть минуты душевной близости, которые и делают их жизнь по-настоящему нужной и насыщенной. В эти минуты мы видим внутренний свет героев, и житейские передряги становятся неважными, мелкими.

Главное — душевная простота этих людей, их нравственный облик. Такая же чуткая и нежная душа у Пашки Холман- ского. Пашкино призвание, как он считает, творить людям добро. Шукшинские герои не терпят лицемерия, зла, хамства и подлости. К сожалению, мы не можем убежать от зла в этой жизни.

Об этом повествуют рассказы «Кляуза», «Обида», «Змеиный яд», «Сапожки». Сергей из рассказа «Сапожки» читает в лице продавщицы ненависть. «“О господи! — изумляется Сергей. — Прямо ненавидит. За что?” Продавщица все глядела на него. В глазах ее, когда Сергей внимательно посмотрел, действительно стояла белая ненависть. Сергей струсил».

Такой же и красноглазый из рассказа «Ванька Тепляшин», и продавщица Роза из «Обиды», и вахтерша из документального рассказа «Кляуза».

Шукшин задает вопрос: откуда берутся злые, бескультурные люди? Сашка из рассказа «Обида» пытается ответить на этот вопрос: «Что за манера? Что за странное желание угодить продавцу, чиновнику, хамовитому бюрократу? Угодить во что бы то ни стало! Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто же их нам не завез, не забросил на парашютах! Сами.

Давайте разберемся в конце концов. Пора же им и уко- рот делать. Они же уже меры не знают…» Герой рассказа «Психопат» пытается даже бороться с людьми подобного рода, пускай неумело, пускай его иногда тоже можно обвинить, но он хочет, чтобы люди хорошо делали свое дело и приносили пользу там, где это в их возможностях.

Он устраивает публичный самосуд над шофером, посмевшим бросить старинную книгу в грязь, он яростно пеняет доктору за то, что медсестра не умеет делать уколы. Хотя самосуд, конечно, трудно одобрить, тем более что и в беседе с доктором Семен Иванович успевает наговорить кучу всяких нелепостей, во всех этих случаях он тем не менее совершенно прав. И интеллигентный доктор вынужден в конце концов это признать.

Произведения Шукшина написаны почти полвека назад, но, несмотря на это, близки и понятны нам, современным читателям. Наверное, ценность в том, что все произведения проникнуты великой любовью к своей земле, к людям. Та сердечность, которой дышит каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дорога писателю его родина, простые люди.

По-моему, Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простотой и высокой нравственностью сумел охватить все. Поэтому лучшие его герои похожи на него. Их отличает искренность, глубокое понимание других людей, высокие нравственные идеалы. Таков Егор Прокудин в «Калине красной» — глубоко чувствующий человек.

Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта, душевность, любовь к людям не могут исчезнуть. Рисуя таких людей, он заставляет и нас поверить в добро, гуманность, чуткость и другие качества, благодаря которым человек остается человеком.

Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло уничтожает его.

Источник: http://litsochinenie.ru/moi-razmyishleniya-o-tvorchestve-v-m-shukshina.html

Сочинение на тему: Поиски смысла жизни героями шукшинских рассказов

Василий Шукшин — один из тех писателей, которые не просто нужны людям. Его произведения людям край­не необходимы. Произведения этого писателя привлекают остротой постановки извечной проблемы о смысле жиз­ни. «Что с нами происходит?» — как бы хочет спросить В. Шукшин своими рассказами.

Внешние события в про­изведениях В. Шукшина не являются главными. Сюжет у него — только повод, чтобы начать разговор. Чаще ге­роями рассказов писателя выступают люди простые, но всегда неравнодушные. Они задумываются над основами бытия и все чаще обращаются к так называемым «веч­ным вопросам».

Особое место среди человеческих ценностей у Шук­шина занимает доброта. Он видел в способности сердца к добру самое дорогое богатство: «Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступ­ке».

Совет!

Шукшин считал, что жизнь будет прекрасной толь­ко тогда, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Так, в «Калине красной» изменения в душе главного героя Прокудина происходят только под влия­нием силы «встречного добра».

Шукшин верил, что «за­пасы добра» в человеческой душе безграничны.

В рассказах В. Шукшина одно из ведущих мест занима­ют судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых «чудиков». «Чудики» — это странные, мечтательные, простодушные люди, которые не могут и не хотят мириться с серой и скучной жизнью.

Они стре­мятся освободиться от всего материального, низменного. Они ищут смысла жизни в чем-то возвышенном, прекрас­ном. Таков главный герой рассказа «Чудик». Автор на­стойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отли­чает героя от других, «правильных» людей.

Этот прием помогает раскрыть лучшие человеческие качества Чуди­ка: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ постро­ен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика «к брату на Урал». Разные истории, которые не были поняты другими, происходили с героем рассказа.

Тем не менее, в этих эпизодах рас­крываются прекрасные свойства души героя: честность, скромность, застенчивость, желание сделать добро людям.

Но что же с нами происходит? Почему же многие люди не могут понять Чудика и считают его странным человеком? Неужели нельзя было простить чудачества главного героя и пожалеть его? Ведь когда, к примеру, он раскрашивал детскую коляску, то думал только о добром, о том, чтобы было красивее и лучше.

А вот еще один «чудик» из рассказа «Материнское сер­дце». Витька Борзенков поехал в город продавать сало, чтобы заработать на свадьбу денег. А потом немного по­гулял. И когда украли деньги, решил отомстить, жестоко избив нескольких городских, в том числе и милиционера.

Мать, узнав о беде, которая стряслась с ее сыном, пыта­ется его оправдать. «Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем». Мать есть мать. Она готова все отдать ради своего сына.

Обратите внимание

Только всегда ли ценят дети самопожертвование матерей, тепло и силу материнского сердца?

Сам Василий Шукшин считал мать самым дорогим и близким человеком. Он унаследовал от своей матери ред­кий дар — сердечное тепло. А позже стремление к «празд­нику души» унаследовали и шукшинские герои. В пос­ледних своих работах В.

Читайте также:  Анализ и мораль басни крылова ворона и лисица

Шукшин писал: «Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное, вся состоит из жалости… Отними-ка у нее жалость, оставь ей высшее образование, умение воспитывать, уважение… Оставь ей все, а отними жалость…

Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко матерей, детей, родную землю».

Герои шукшинских рассказов — это в основном люди с   неудовлетворенной   духовной   потребностью.   Отсюда и их чудачества, иногда совсем невинные, а иной раз на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Сам В.

Шукшин постоянно сомневался, мучительно размыш­лял о нашей жизни, задавал бесконечные вопросы самому себе, часто не находя на них удовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на его создателя: мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред.

Но всегда писатель ценил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем челове­ке он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

Источник: http://lit-helper.com/p_sochinenie_na_temu_poiski_smisla_jizni_geroyami_shukshinskih_rasskazov

Вопросы нравственности в произведениях В. Шукшина — сочинение по творчеству В. М. Шукшина

Философские вопросы в произведениях Шукшина. Деревенский житель в городе. Ломка сознания. «Чудики» Шукшина. Творчество Василия Шукшина известно всем. Перу этого незаурядного человека принадлежит более ста рассказов, два романа, несколько повестей.

Шукшин также создал целый ряд пьес и киносценариев. Когда речь заходит о произведениях В. Шукшина, многие в первую очередь вспоминают фильм, где он сам Сыграл главную роль — «Калина красная». Произведения Шукшина могут показаться простыми и понятными.

Но на самом деле писатель ставит в них сложнейшие философские вопросы, ответить на которые подчас нелегко даже самым мудрым людям. Во многих своих произведениях Василий Шукшин говорит о вопросах нравственности.

Вторая половина XX века по прошествии многих лет может показаться спокойным периодом, по сравнению с началом века, когда стране пришлось пережить революцию и несколько войн.

Однако стал ли простой человек счастливее? Что теперь составляет его смысл жизни?

Важно

Какими ценностями он живет? Шукшин пытается ответить на эти вопросы. Василий Шукшин сам родом из деревни, поэтому » он хорошо понимал простых крестьян, чье сознание во второй половине XX века стало заметно меняться. Героями многих произведений Шукшина становятся деревенские жители, уезжающие в город. На первый взгляд это вполне обыденная и банальная ситуация.

Но ведь у крестьянина изначально было другое воспитание. И ему тяжело найти себя в городе. Поэтому очень часто с человеком случается что-то плохое.

Нередко деревенский житель сам провоцирует эти беды своей наивностью и излишней доверчивостью. А доверчив крестьянин бывает без меры. Очень часто Шукшин в своих произведениях изображает людей не от мира сего, забавных чудаков, так непохожих на рациональных и прагматичных людей.

Например, в рассказе «Микроскоп» мы видим, как простой малообразованной столяр тратит последние деньги, чтобы купить микроскоп, вещь абсолютно не нужную в хозяйстве, а от того бесполезную для себя.

Андрей настолько увлекается рассматриванием в микроскоп различных предметов, что жизнь начинает играть для него новыми красками.

Тесные границы привычного мира значительно расширяются, у Андрея появляется смысл жизни. Мы не можем не удивляться и не восхищаться героем этого рассказа.

Малограмотный человек неожиданно находит для себя новый смысл жизни. Потому что разве можно считать смыслом унылое и серое существование, изнуряющую работу, общение с истеричной женой?..

С точки зрения окружающих, обладающих таким же мировоззрением, как жена Андрея, он выглядит чудаком.

Совет!

А эта характеристика очень сурова. По мнению окружающих, блажь, которой поддался Андрей, достойна осуждения. Андрею было дано пережить кратковременный период радости, когда он благодаря своему приобретению ощутил себя совершенно иным человеком — умным, достойным, уверенным в себе.

И это все благодаря новому увлечению. Однако финал рассказа свидетельствует о том, что чудакам в этом суровом мире жить очень сложно. Жена Андрея узнала, что микроскоп не был выдан в качестве премии, а был куплен на свои деньги. И поэтому отвезла его в комиссионный магазин.

В этом произведении мы видим попытку простого деревенского жителя не просто приобщиться к другой жизни, новой и незнакомой, а обрести для себя подлинный смысл жизни, добавив в унылое и серое существование что-то яркое, интересное и достоиное.

Далеко не всегда герои Шукшина находят для себя увлечение, которое способно не просто украсить жизнь, а сделать ее по-настоящему насыщенной. Нередко поиски нового оказываются причиной трагедии.

Например, герой рассказа «Материнское сердце», простой деревенский парень Витька Борзенков, из-за своей наивности попадает в беду. В жизни крестьянина все просто и понятно.

В городе все иначе, здесь действуют иные законы, которые деревенскому жителю понять не так-то просто. У Витьки есть в деревне невеста, скоро должна состояться свадьба. Все почти так же, как было сто лет назад. Патриархальные деревенские традиции практически не меняются.

Поехав в город, Витька хочет хоть немного приобщиться к загадочной и манящей красивой жизни. Ему кажется, что именно такая жизнь намного ярче и интереснее, чем та, к которой он уже привык. Идет ли здесь речь о потере нравственных ценностей, о деградации, которая стала слишком очевидной?

Или деревенский житель просто не всегда в состоянии отличить истинное от ложного, плохое от хорошего? В рассказе «Материнское сердце» внимание привлекает образ Витькиной матери.

Обратите внимание

Простая деревенская женщина живет своими представлениями о жизни. Она не верит, что ее сын, такой добрый и хороший, оказался преступником, который чуть не убил милиционера.

Для матери сын всегда самый лучший, и она готова его защищать.

Для простой необразованной женщины нет в жизни иного смысла и другой цели, чем стремление всегда помогать своим детям, жить их радостями и бедами.

В произведениях Шукшина ясно чувствуется все нарастающий разрыв между старшим и младшим поколением.

Если старшее поколение живет, соблюдая патриархальные традиции, то младшее пока не нашло опоры для себя, поэтому не имеет своей позиции, на которую можно опереться. Младшее поколение совсем не обязательно бывает совсем юным.

Например, героя рассказа «Калина красная» нельзя назвать совсем уж молодым человеком. Егор Прокудин отказался от традиционных ценностей деревенского жителя, оторвался от своих корней.

Неприятие крестьянского труда, деревенской жизни привело его на путь преступлений. Егор связался с уголовным миром, в результате чего вся его жизнь оказалась поломанной.

Шукшин верит, что только тесная связь со своими корнями — необходимое условие сохранения нравственности.

Человек не может вдруг изменить свой характер, отказаться от того, что ему дорого и привычно. В произведениях Шукшина далеко не всегда речь идет только о крестьянах.

Важно

Писатель обращает внимание также и на городских жителей. Но всегда героями произведений становятся простые, искренние, открытые люди.

Этих людей можно назвать «маленькими», потому что они не поражают своими великими достижениями, не делают чрезвычайных успехов.

Они просто живут своей жизнью, не всегда радостной и особенно интересной. Но эта жизнь реальна, узнаваема и понятна многим из нас.

И на фоне простых, будничных ситуаций героям Шукшина приходится отвечать на сложнейшие философские вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире.

А уж то, как ответит тот или иной герой на очередной вопрос, зависит от его характера и уровня нравственного развития.

Источник: http://sochbox.com/voprosy-nravstvennosti-v-proizvedeniyax-v-shukshina-sochinenie-po-tvorchestvu-v-m-shukshina/

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека.

Зада­дим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведе­ния Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он «чуял» ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естествен­ны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью. А еще болью, которой пронизаны едва ли не все творения писателя. Болью за человека — за его неудав­шуюся судьбу («Залетный»), попранное достоинство («Обида»), горе, с которым никто не может разминуться в этой жизни («Горе»). Сколько в русской, во всей мировой литературе написано — наверное, сотни тысяч страниц — о смерти и горе одиноче­ства, которое она несет. И как написано! Красиво!

Но вот Василий Шукшин пишет небольшой рассказ, кото­рый так и называет — «Горе». И потрясает души и сердца читателей.

Вся история, рассказанная писателем, обыкновен­ная, житейская: у старика Нечая умерла жена, похоронил он ее, а вот прийти в себя от навалившейся на него беды не может. Ночами выходит на огород и «разговаривает» с покой­ницей.

Совет!

Это говорит уже не человек — сама боль людская, горе человеческое. Рассказ «Горе» — это подлинный шедевр.

И написать его мог только человек, чувствующий чужую боль сильнее, нежели свою. Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размыш­ляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе беско­нечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные от­веты. И многие его герои похожи на своего создателя — мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред.

Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем своем ге­рое он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни. Все шукшинские «чудики» — это, в сущности, люди с не­удовлетворенной духовной потребностью. Отсюда их чудаче­ства, иногда совсем невинные, иной раз — на грани наруше­ния закона и даже за этой гранью.

Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы —- вот что волнует писателя, при­ковывает его внимание. Любовь, дружба, сыновние и отцов­ские чувства, материнство в беспредельности терпения и доб­роты — через них узнается человек, а через него — время и сущность бытия. Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь.

Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, прони­цательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их, сопоставлять. Шукшин — сын своей земли и своего времени, он принад­лежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный при­родой, позволяет шагнуть в будущее.

И сегодня так же тре­вожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: «Что с нами происходит?»

Источник: http://www.sochuroki.com/moi-razmyshleniya-o-tvorchestve-v-m-shukshina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector