Сочинения по рассказам гончарова

Сочинения по произведениям Гончарова И.А

Биографическая справка

Имя Ивана Александровича Гончарова стоит в одном ряду с именами Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского. Его произведения получили признание уже при жизни и стали настоящей классикой отечественной литературы.

Иван Александрович родился 6 июня 1812 года в глубокой русской провинции, в поволжском городе Симбирске. Симбирск был весьма примечательным городом. Гончаров в своем очерке «На родине» отметил:

Гончаров принадлежал к известной в Симбирске фамилии. Гончаровы состояли в родстве с известными симбирскими дворянами и имели высокий авторитет в городе. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, был зажиточным купцом, хлеботорговцем, владельцем свечного завода, его много раз избирали городским главой.

Обратите внимание

Мать, Авдотья Матвеевна, тоже происходила из купеческой семьи. За А.И.Гончарова она вышла замуж в 19 лет. Ему тогда было 50 лет. Мать была для детей нравственным авторитетом, «необыкновенно умной, прозорливой» женщиной, как говорил Иван Александрович Гончаров. Отец будущего писателя умер, когда мальчику было семь лет.

Воспитывать детей помогал их крестный Николай Николаевич Трегубов. Он был, по словам, Гончарова, «отец-баловник» и немного смягчал строгость матери. Атмосфера детства Ивана Александровича воссоздана в какой-то степени в его романе «Обломов», особенно в главе «Сон Обломова».

Здесь город предстает как место сна и покоя, все заботы — о сне и еде:

В доме Гончаровых тоже всегда был достаток.

8 июля 1822 года Авдотья Матвеевна Гончарова отметила в семейном «Летописце»: «Сего числа отправлен Ванечка в Москву». 1822 — 1830 годы Иван Гончаров проводит в Московском Коммерческом училище. Курс обучения в этом училище был рассчитан на восемь лет и разделен на четыре возраста.

В программу входило изучение бухгалтерии, математики, коммерческой географии, истории, риторики, словесности и трех языков — русского, французского и немецкого, а также рисование, пение и танцы. Но Гончаров оставляет нелицеприятные отзывы об этом училище, считая годы, проведенные там, потраченными впустую.

Самым значимым событием в жизни Ивана Александровича в то время стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Гончарову было тогда 16 — 17 лет, и произведения Пушкина оказали большое влияние на его образование.

Иван Александрович Гончаров страстно увлекся литературой. Его мечтой стало поступление в университет, на словесный факультет. Спустя восемь лет обучения в Коммерческом училище, он подает прошение об увольнении и в 1831 году поступает в Московский университет.

Здесь училась разнородная, но талантливая молодежь. Среди них — Николай Огарев, Виссарион Белинский. «Между прочими тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт». Здесь царил дух свободомыслия.

Важно

Но Гончаров не принимал участия в политической жизни университета, политика всегда будет ему чужда.

Годы, проведенные в Московском университете, надолго запомнились Гончарову. В очерке «В университете» он напишет: «Благороднее, чище, выше этих воспоминаний у меня… в молодости не было». Большое влияние на писателя оказали лекции профессоров Н.И. Надеждина и С.П. Шевырева.

В эти годы в Москве расцветает театральная жизнь, и это тоже не могло не отразиться на становлении личности Ивана Александровича Гончарова. Он много читал: Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Вальтера Скотта.

Но более всего восхищался Пушкиным и «в поклонении своем остался верен ему навсегда».

Закончив университет, Гончаров отправляется на родину, в Симбирск. Поначалу он предполагал остаться в Симбирске до осени, но все сложилось несколько иначе. Благодаря крестному, он получил должность секретаря губернатора Александра Михайловича Загряжского.

В своих воспоминаниях писатель говорит о губернаторе как о человеке весьма талантливом, но легкомыссленном, склонным к художественным преувеличениям. В 1835 году, весной, губернатор Загряжский был уволен, после чего уехал в Петербург.

Своего секретаря, Гончарова, он взял с собой и помог ему поступить на службу в качестве переводчика в Министерство финансов (Гончаров знал три языка: английский, немецкий и латынь). Так начинается петербургский период жизни писателя.

Именно там Гончаров впервые попробовал себя как писатель, напечатав в домашнем журнале два рассказа: «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Эти произведения обращены к религиозной теме, в них встречаются библейские мотивы и образы, рассказывается о религиозных подвижниках.

Совет

Но самым значительным произведением этого периода стал роман «Обыкновенная история», который вышел в свет в 1847 году и вызвал множество положительных отзывов среди критиков и читателей. В нём ярко и полно отразилась жизнь самого писателя в Петербурге, его впечатления. Ведь Гончаров писал только о том, что сам пережил.

Роман «Обыкновенная история» принес автору большой успех. Белинский писал: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный!». Лев Николаевич Толстой так отозвался о романе: «Вот где учишься жить.

Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не соглашаться, но зато свой собственный становится умнее и яснее…». Окрыленный успехом, Гончаров едет в Симбирск повидаться с маменькой.

Для города приезд «симбирского литератора» (Г.Н. Потанин) стал праздником.

В 1852 году Гончаров, неожиданно для всех, отправляется в морское путешествие на фрегате «Паллада». Мечтой о кругосветном путешествии заразил Гончарова еще в детстве его крестный, Николай Николаевич Трегубов, бывший моряк.

Такими словами отреагировал Гончаров на предложение отправиться в плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала Е.В. Путянина, отказаться от которого он не мог.

Иван Александрович постоянно думает о России. Во время путешествия писатель продолжает работу над «Обломовым», наблюдая за «маленьким русским миром» — экипажем фрегата.

Так, в слуге Обломова, Захаре, можно найти сходство с вестовым Фаддеевым, описанным во «Фрегате «Паллада». По возвращении в Петербург Гончаров опубликовал свои очерки.

При жизни писателя они переиздавались шесть раз, что говорит об их успехе среди читателей.

В Петербурге Иван Александрович Гончаров занимает должность цензора Петербургского цензурного комитета. В 1855 году он знакомится с Елизаветой Васильевной Толстой и страстно, безнадежно в неё влюбляется. Он осыпает ее письмами-признаниями, но его пламенные чувства не находят отклика. «Я болен ею», — признается писатель.

«Я часто благословляю судьбу, что встретил её: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве». Эта любовь стала для него счастьем — и мучением. «…беда, когда мужчина примет любовь всерьез и начинает любить «горестно и трудно». Именно такие драмы уносят лучшие наши силы…».

В 1857 году Е.В.Толстая выходит замуж, а Гончаров берет отпуск на четыре месяца и уезжает в Мариенбад, пытаясь убежать от тоски и одиночества. Здесь его охватывает вдохновение, и он заканчивает роман «Обломов», начатый десять лет назад. «Я писал как будто по диктовке. И, право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать».

А ведь известно, что Гончаров обычно долго вынашивал свои произведения.

Обратите внимание

Работа над романом продолжалась и по возвращении в Петербург. В 1859 году «Обломов» выходит в «Отечественных записках», а затем и отдельным изданием. Успех превзошел все ожидания Гончарова: роман с восторгом приняли все. «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова», — так пророчески написал Иван Сергеевич Тургенев.

А слова «Обломов», «обломовщина» глубоко укоренились в нашей речи. Позднее сам Гончаров так писал о своем романе: «Я закончил свою вторую картину русской жизни, Сна, нигде не пробудив героя Обломова». «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова — в себе и в других — и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются.

.. элементарные свойства русского человека…».

«Обломов» стал вершиной творчества Гончарова. Завершив его, он вплотную приступает к третьей части своей трилогии — к роману «Обрыв». Еще работая над «Обломовым», Гончаров уже собирает материал для своего нового романа, ему «открывалась дальнейшая, третья перспектива — это картина Пробуждения».

Роман «Обрыв» отличается от двух предыдущих широтой замысла и глубиной поставленных проблем. Гончаровым он был задуман как главный роман трилогии. По его словам, он вложил в «Обрыв» все свои «идеи, понятия и чувства добра, чести, честности, нравственности, веры…». Герой романа, Райский, во многом автобиографичен.

Он на протяжении всего повествования в поисках правильного отношения к жизни, искусству, Богу, людям. Райский — это «проснувшийся Обломов».

Гончаров размышляет о противостоянии чувства и рассудка, веры и науки, цивилизации и природы; затрагивает проблемы «отцов и детей», женской эмансипации; отображает конфликт новых идей (в лице нигилиста Волохова) с традиционными устоями (Бабушка) и вечными нравственными и религиозными идеалами.

Итак, окончен его последний роман. То, что замысел «Обрыва» появился сразу после «Обыкновенной истории» и одновременно со «Сном Обломова», говорит о глубоком единстве трех романов Гончарова.

В них «уложилась и вся моя собственная и много других жизней», — признавался Гончаров. Именно поэтому он так долго писал свои романы — десятилетиями.

Ведь они охватывают довольно продолжительный период с 40-х до 70-х годов.

В отличие от «Обломова», «Обрыв» получил недоброжелательные отзывы в критике. Гончаров чувствовал себя подавленным, ведь это было его дорогим детищем, отнявшим у него столько сил. «Обрыв» стал последним романом Гончарова. С 1870 года он пишет только очерки, литературно-критические статьи.

Важно

Оставшиеся двадцать лет жизни Гончаров заботится о трех детях своего камердинера, умершего от туберкулеза, дает им образование и завещает им свое состояние.

В последний год жизни писатель перенес несколько апоплексических ударов, ослеп на один глаз, который пришлось удалить, заболел воспалением легких. Закат жизни Гончарова печален и одинок.

Полуослепший, он не выходил из дома, и его практически никто не навещал. Умер Гончаров в возрасте 79 лет, в 1891 году.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a

Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.

В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа бывшие люди горького

Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием.

С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека.

Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду.

Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.

Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви.

Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл.

Совет

Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки.

Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.

Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни.

В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало.

Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.

Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть.

Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей.

Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu

Размышления о романе Гончарова «Обломов»

Автор: Евгения Кошечкина

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.

Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать.

Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение».

Обратите внимание

Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.

Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».

Еще один гость, часто посещавший Обломова, — Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов.

Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства».

Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.

Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).

Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой».

Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»).

Казалось, все потеряно, нет больше шансов.

Важно

Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.

Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц.

Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.

Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?

Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.

Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/razm_oblomov.html

Жизнь и творчество Гончарова — сочинение по творчеству И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил ещё прочный отпечаток патриархальной старины.

Сонные улицы города с их дворянскими и купеческими особняками, густая тень сибирских садов, широкое раздолье волжских вод, открывавшееся с высокого обрывистого берега Волги,— вот картины, окружавшие в детстве будущего бытописателя провинциальной патриархально?! России.

Быт семьи Гончаровых носил двойственный — полукупеческий, полудворянский — характер. Гончаровы вели торговлю хлебом.

Совет

Между тем дед писателя, дослужившийся из полковых писарей до чина капитана, получил дворянское звание и внёс в исконный купеческий уклад своей семьи отпечаток другой культуры.

Поэтому дом Гончаровых с его барской обстановкой и обилием слуг, окружённый садом, людскими, конюшнями, сараями, амбарами и птичниками, напоминал скорее дворянскую усадьбу, чем купеческое владение. Отец Гончарова умер, когда мальчику было семь лет.

Торговые дела семьи продолжала вести мать, умная и энергичная женщина, а заботы о воспитании четверых детей—двух мальчиков и двух девочек — взял на себя Н. Н. Трегубоз, помещик, отстазкой моряк, поселившийся в доме Гончаровых, По настоянию Трегубова Гончаров был отдан для обучения б частный дворянский пансион.

В этом пансионе он получил первоначальное знание иностранных языков и познакомился со многими русскими и иностранными классиками. В 1822 г. Гончаров был отправлен для продолжения образования в Москву, в коммерческое училище. О восьми годах, проведённых в этом училище, Гончаров вспоминал позже с горечью.

Единственным светлым воспоминанием этих лет он считал знакомство со стихотворениями Пушкина, в 20х годах властно покорившего русское общество обаянием своего гения. В 1830 г. Гончаров вышел из коммерческого училища, не окончив его, а в 1831 г. поступил на словесное отделение Московского университета.

В студенческой жизни Гончарова произошло событие, оставившее неизгладимый след в его памяти. Это — посещение университета Пушкиным. А. С. Пушкин посетил Московский университет в сентябре 1832 г. Гончаров воочию увидел любимого поэта, увлечённого спором с профессором истории М. Т. Каченовским.

Читайте также:  Сочинение по картине казахский вальс исмаиловой описание

В Петербурге он вскоре близко познакомился с семейством художника Н. А. Майкова, детям которого — Аполлону (будущему поэту) и Валериану (будущему критику) — он давал уроки латинского языка и литературы. Семья Майковых с её художественными интересами была своеобразным литературным салоном. Она издавала даже свои литературные рукописные журналы и альманахи.

В альманахах «Подснежник» и «Лунные ночи» Гончаров поместил повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». В. Г. Белинский в письме к В. П. Боткину сообщал: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». В год появления «Обыкновенной истории» Гончарову было тридцать пять лет. Первый его роман был произведением уже вполне созревшего таланта.

Летом 1849 г. Гончаров после четырнадцатилетнего перерыва совершил поездку в Симбирск. Там, под влиянием впечатлений, нахлынувших на него со всех сторон, у него зарождается план третьего романа — «Обрыв». Интерес к «Обрыву» отодвигает на некоторое время работу над «Обломовым».

В 1852 г. новое обстоятельство нарушает спокойное течение жизни Гончарова и мешает ему полностью отдаться работе над «Обломовым».

Обратите внимание

В этом году из Петербурга отправлялась в кругосветное плавание экспедиция русских кораблей под начальством вицеа-дмирала Путятина.

В качестве секретаря, на обязанности которого лежало описать путешествие к берегам Японии и Америки, к Путятину был прикомандирован Гончаров.

Посетив на фрегате «Паллада» (так называлось судно Путятина) берега Европы, Атлантический океан, берега Африки, Мадеру, Индийский океан, Яву, Китай, Японию и ряд других стран и местностей, Гончаров в начале 1855 г. вернулся через Сибирь в Петербург.

Литературным плодом этого «путешествия по казённой надобности», как называл его Гончаров, были путевые заметки, изданные писателем в 1858 г. двухтомной книгой под названием «Фрегат «Паллада».

«Фрегат «Паллада» — пенный и интересный образец путевых очерков, в которых описание быта и нравов посещаемых стран облечено в подлинно художественную форму.

Двухлетний отдых от работы цензора, новое путешествие за границу, в Мариенбад, и поездка на родину, в тихий Симбирск, подкрепили здоровье Гончарова. В октябре 1862 г.

он снова возвращается к служебной деятельности, сначала в качестве редактора официальной газеты «Северная почта», а затем члена совета Главного управления по делам печати. В 1867 г. Гончаров окончательно вышел в отставку, отдав служебной деятельности около тридцати лет.

Освободившись от обязанностей чиновника, Гончаров мог спокойно отдаться работе над своим третьим романом — «Обрыв», задуманным ещё в 1849 г. Роман вышел, наконец, в свет в 1869 г.

Вокруг имени Гончарова снова поднялись оживлённые толки, на этот раз не такие единодушные, как в связи с появлением «Обломова». Мучимый долгие годы одышкой, ставший очень подозрительным к людям, он замкнуто жил в своей петербургской квартире на Моховой улице.

Иногда однообразное течение его жизни прерывалось путешествиями за границу.

Важно

Изредка в печати появлялись небольшие статьи, очерки и воспоминания старого писателя («Литературный вечер», «В университете», «На родине», «Заметки о личности Белинского», «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени»).

Наибольший интерес и значение представляют среди них «Мильон терзаний» (1872)—прекрасная статья о комедии Грибоедова «Горе от ума», и «Лучше поздно, чем никогда» (1881) —образец искренней авторской исповеди.

Эти произведения творца «Обломова» вскрыли новые стороны его писательской личности. В 1882 г. исполнилось семьдесят лет садня рождения Гончарова, пятьдесят лет со времени напечатания его перевода из романа «Атар-Гюль» и тридцать пять лет с момента появления в печати «Обыкновенной истории». Похоронили его на кладбище Александро-Невской лавры, на краю обрыва.

Один из друзей его записал в своих воспоминаниях: «Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья… выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обломова… на краю обрыва…»

Источник: http://sochbox.com/zhizn-i-tvorchestvo-goncharova-sochinenie-po-tvorchestvu-i-a-goncharova/

Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”. Часть 8

В уста Обломова И. А. Гончаров вкладывает серьезные размышления о жизни и счастье: “Надо идти ощупью, на мно­гое закрывать глаза и не бредить счастьем, не сметь роптать, что оно ускользнет, — вот жизнь! Кто выдумал, что она — счастье, наслаждение. Безумцы!”

Для того чтобы показать, как меняется настроение героя, писатель использует пейзажную зарисовку.

Он сравнивает мысли Обломова о любви и счастье с резкой сменой погоды, когда безоблачным легким вечером мечтаешь о том, какое бу­дет поле при утренних светлых красках, и вдруг на следующий день просыпаешься под звуки дождя. Обломов начинает сомне­ваться в глубине чувств Ольги.

Может быть, это не любовь, а лишь предчувствие любви. Он задает себе вопрос: за что она могла полюбить его. Илья Ильич вглядывается в зеркало и осознает, что “бледен, желт, глаза тусклые”.

Он невольно срав­нивает себя с молодыми счастливцами “с трепещущей искрой в глазах” и понимает, что для Ольги их отношения не настоящая любовь, а лишь реализация потребности любить, о чем пишет ей в письме.

На самом же деле он боится не только за нее, но и за себя, понимая, что привязанность к ней скоро будет воспри­ниматься им не как роскошь, а как необходимость: “Любовь вопьется в сердце”. Между душевным огнем и покоем Обломов выбирает скучный и сонный покой, но, увидев, что Ольга пла­чет о нем, решает продолжить роман.

Любовь Ильинской к Илье Ильичу окупалась той нежностью, с которой он смотрел на нее. Обломову же Ольга казалась ангелом.

В XII главе в сюжете романа неожиданно возникает мотив гадания: Ольга рассказывает Обломову о том, что знакомая эко­номка нагадала ей бубнового короля. Вскоре Обломов делает Ильинской предложение. В художественной структуре романа есть зеркальные сцены, которые И. А. Гончаров включает для то­го, чтобы показать, как изменился Илья

Ильич. Так, например, в первой главе третьей части приводится разговор Обломова и Тарантъева, который перемежается репликами Захара. Теперь перед читателем уже не тот Обломов, который в начале романа без­думно раздавал приятелям деньги и одежду. Сделав предложение Ольге, Илья Ильич взял на себя ответственность за ее судьбу. Теперь и деньги, и одежда были нужны ему самому.

Постепенно Обломов стал чувствовать, что любовь теряет радужные краски, скоро “жизнь проглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной”.

Совет

В мечтах он словно проживает дальнейшую жизнь: представляет, как ведет Ольгу к алтарю, как потом занимается постройкой дома, нескончаемым разбором дел с мужиками, “жниво, умолот, щелканье счетов, заботливое лицо приказчика, дворянские выборы, заседания в суде”.

Ольга от романтических объяснений с ветками сирени переходит к решению хозяйственных вопросов: прежде всего надо не свадьбу устраивать, а решить, где они будут жить.

Обломов решает снять новую квартиру, понимает, что на семейную жизнь денег надо намного больше, чем он может себе позволить. Ольга воодушевлена, постоянно улыбается, поет, разъезжает по театрам, а Илья Ильич думает только о том, как свести концы с концами.

Ильинская, между тем, постепенно корректирует его фи­нансовые планы в сторону увеличения: например, просит его абонировать кресло в театре. Обломову начинает надоедать играть роль влюбленного мальчика.

Одновременно с этим он понимает, что квартира, в которой живет, его очень устраива­ет, а хозяйственная Агафья Матвеевна прекрасно готовит и содержит дом в чистоте и порядке. Примечательна в романе повторяющаяся деталь портрета: локти, которые мелькают по­стоянно в глазах Обломова, когда хозяйка готовит обед.

Свадьба, роль жениха, на которого “глаза пучат, как на шель­му какую-нибудь”, кажутся ему глупостью.

Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни: “А ты езди каждый день, как окаянный, с утра к невесте, да все в палевых перчатках, чтоб у тебя платье с иголочки было, чтоб ты не глядел скучно, чтоб не ел, не пил как следует, об­стоятельно, а так, ветром бы жил да букетами”.

Особенно бес­покоят Обломова издержки (новая квартира, экипаж, повар). От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы: “розы, померанцевые цветы, блистанье праздника, шепот удивления в толпе”. Илья Ильич строго запрещает За­хару распускать слухи о предстоящей женитьбе барина, назы­вая их нелепостью и клеветой. На назначенное Ольгой в Лет­нем саду свидание Обломов идет с неохотой, сетуя на то, что она назначила его в самое обеденное время.

Обратите внимание

Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлека­ясь своим чувством к Ольге, то утопая в житейских пробле­мах.

В конце концов, следует сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой, в ходе которого Ильинская говорит ему: “Ты, кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!”

Глоссарий:

    • отношение обломова к хозяйственным вопросам
    • последнее свидание обломова с ольгой
    • анализ 8 главы обломова
    • сцена в саду обломов анализ
    • сочинение свиданий по Обломову

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-goncharova-oblomov-chast-8/

Сочинения на тему Мое отношение к Обломову по роману И. Гончарова «Обломов» по литературе

Главным героем известного романа И. Гончарова под названием «Обломов» является Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Главный герой вызывает у меня чувство сожаления, жалости и презрения. Его невероятное состояние лени меня просто поражает. Где это видано, чтобы изо дня в день валяться на диване, не вставать  и при этом не чувствовать никакого дискомфорта. Илья Ильич заявляет, что это его любимое занятие, которое ему по душе. И он намерен потратить всю свою жизнь на это.

Я уверена, что если бы он хотел поменять свою жизнь, он бы это сделал. Но Обломов на протяжении всего романа не проявляет ни малейшего упорства. Даже перед Штольцем он себя оправдывает, уверяя в том, что в его жизни не было огня. Поэтому он себя бережет и оберегает свою душу от всего этого. У него нет никаких эмоций, а мимолетное проявление чувств герой всячески приглушает.

Обломов просто презирает общество и высший свет. Он постоянно обзывает их, называя мертвецами, спящими людьми, которые даже хуже него, как ему кажется. Может, в его словах и есть доля правды, но ведь не все же такие.

Читайте также:  Сочинение по картине левитана вечерний звон описание

Среди них, безусловно, есть какие-то успешные и яркие личности, которые выделяются из серой массы, и на них не влияет общественное мнение. Обломов считает себя выше этого  и не желает общаться с ними. Он всячески избегает всего, что с ними связано.

Ему лучше полежать на диване.

Герой считает, что именно диван – это лучшее место для его важных дел. Он любит помечать о том, как он усовершенствует свою жизнь  и  будет жить с детьми и женой. Мечтать свойственно каждому из нас, в этом однозначно нет ничего плохого.

Плохое заключается в данном случае лишь в том, что главный герой не делал ни малейшего шага вперед, чтобы воплотить все свои мечты в реальность.

Ему просто не хватало силы духа, чтобы преодолеть это препятствие под названием “лень” на пути к цели.

Как страусы прячут свою голову в песок, так и Обломов всегда уходил в свой мир, который он умело придумывал. Это некая попытка сбежать, скрыться от реального мира, и она свидетельствует о том, что Илья Ильич просто трус со слабым характером. Даже чувства к Ольге не смогли победить в нем «обломовские» черты, поэтому он оттолкнул ее от себя.

Кроме презрения, главный герой вызывает чувство жалости. Он, по сути, очень добрый человек, у которого большое и чистое сердце. Просто ему не хватило храбрости перебороть свои страхи, и он не смог познать все прелести жизни. Для него было важны только еда и «ничегонеделание».

Важно

Надеюсь, что каждый после прочтения этого романа вынесет для себя важный урок и будет радоваться жизни, не лениться и осуществлять свои мечты.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/263

Сочинение по роману Гончарова “Обыкновенная история”

Первые произведения Гончарова относятся к концу 30-х годов, это были стихи, написанные в модном тогда романтическом духе. Постепенно направление писателя меняется. В его ранних повестях “Лихая доблесть” и “Счастливая ошибка” заметны уже элементы реализма.

Теперь сентиментальная мечтательность героев вызывает у писателя ироническое отношение. Под влиянием гоголевских традиций Гончаров обращается к изображению петербургского дна (очерки “Иван Саввич Поджабрин”).

Накопленный творческий опыт помог Гончарову в работе над первым его романом – “Обыкновенная история”, который был опубликован 1847 г. в только что преобразованном журнале “Современник”.

В центре сюжета романа – контрастное сопоставление провинциального юноши-романтика Александра Адуева, приехавшего в Петербург в надежде осуществить здесь свой прекраснодушные мечты о карьере, возвышенной любви, об искусстве, и его дяди – резвого и положительного Петра Адуева, являющегося дельцом уже нового буржуазного склада.

По глубине раскрытия исторических тенденций в развитии русского общества, по художественному мастерству “Обыкновенная история” стала одним из наиболее значительных произведений “натуральной школы”. Социальный анализ удачно сочетался с элементами психологизма.

Идейные споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент. “Обыкновенной истории”. Основой структуры романа становится “диалогический конфликт”. В споре Адуевых нет победителя.

Дядя строго логически отстаивает идеи исторического прогресса, связанного с капиталистическим развитием. В племяннике же писателю дороги лирический пафос, вера в силу человеческих чувств, живое движение сердца. Но Александр Адуев изменяет своим юношеским, возвышенным мечтам.

Совет

Он оправдывает себя ссылками на время: “Что делать…! век такой. Я иду наравне с веком”.

Гончаров критически изображает русскую действительность (крепостническую деревню, столичный Петербург) прежде всего потому, что она деформировала человека, вырабатывала из него только помещика, чиновника (или офицера, солдата, слугу и т. д.

) и уничтожала в нем естественные, человеческие начала, лишала его индивидуальной неповторимости. Юный Александр Адуев, попадая из патриархальной деревни в столицу, теряет там присущие ему душевность, искренность, свежесть чувств.

Зато приобретает жизненный опыт, избавляющий его романтической непрактичности.

Уравновешены ли потери и приобретения? Логика художественного развития Адуева-старшего приводит к выводу о крахе его жизненных взглядов, в которых явно уже ощущаются буржуазные принципы “умеренности и аккуратности”. Тупик, к которому приходит Петр Адуев – крупный чиновник и.

не менее крупный капиталист, закономерен, ибо все личные отношения (дружбу, любовь, семью) он приносит в жертву выгоде, службе, карьере, денежным интересам. В финале Александр Адуев предстает почти совершенно таким же, как и его дядюшка (вплоть до боли в пояснице).

Сюжетное “кольцо” должно было предсказать непрочность и иллюзорность той жизненной позиции, на которую переходит недавний романтик. В свое время Белинский обращал внимание прежде всего на то, что роман был “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму” .

С высоты накопленного исторического опыта мы можем сегодня заметить и антибуржуазный пафос романа, разоблачение мертвенного воздействия буржуазного рационализма и практицизма на душу молодого человека. В обыкновенности той истории, которую рассказал Гончаров, заключается тревога, предостережение и урок.

К концу 40-х годов в русской литературе уже существовали роман в стихах (“Евгений Онегин”), роман, состоящий из ряда; относительно самостоятельных повестей (“Герой нашего времени”), роман-поэма (“Мертвые души”), роман в письмах (“Бедный люди”). Однако лишь в 1847 г. появились два романа в собственном смысле этого слова, не требующие для определения их жанрового своеобразия никаких дополнительных уточнений: “Кто виноват?” Герцена и “Обыкновенная история” Гончарова.

Противоречивые чувства – тревога и надежда – охватывали писателя, когда он наблюдал за неумолимым историческим процессом: всеобщим разрушением патриархального, традиционного уклада. Это происходило повсюду, даже на совсем уж далеких от России островах Зеленого Мыса, где он увидел “покой мертвый, непробуждающийся”:

“Я,- пишет Гончаров,- припоминал сказки об окаменелом царстве. Вот оно: придет богатырь, принесет труд, искусство, цивилизацию, разбудит и эту спящую от века красавицу, природу, и даст ей жизнь”.

Обратите внимание

Размышления эти имели самое непосредственное отношение к роману. В какие бы экзотические страны ни попадал Гончаров во время всего плавания, мысль в России ни на одну минуту не покидает ого.

С глубоким уважением рисовал писатель будничную и вместе с тем полную опасности жизнь и работу русских матросов и офицеров, восхищался их осмысленным трудом, смелостью и энергией.

Полученные впечатления были очень важны в психологическом и творческом плане для автора романа о человеке, который погибает в безвоздушной атмосфере “окаменелого” или “сонного царства”, названного впоследствии обломовщиной.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Сочинение по роману Гончарова “Обыкновенная история”

Другие сочинения по теме:

  1. Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали…
  2. Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова “Обыкновенная история”, Белинский все же. остался недоволен его финалом. По мнению критика, превращение романтика-идеалиста…
  3. Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова Обломов и Штольц I. Принцип антитезы – характерная черта романов И. А. Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает “новых людей”…
  4. Сочинение по роману Салтыкова Щедрина “История одного города” “История одного города” М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала…
  5. Краткая биография Ивана Александровича Гончарова Великий русский писатель Гончаров Иван Александрович был рожден 18-ого июня 1812-ого года в Симбирске, в богатой семье купцов. Мать Гончарова…
  6. Краткий обзор литературных произведений Гончарова Достаточно было бы только объективности и беспристрастия Аксакова, чтобы выделить его из всех русских романистов середины девятнадцатого века. Все остальные…
  7. Любовь в жизни Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная…
  8. Краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже…
  9. Проблематика роману И. А. Гончарова “Обломів” Гончарів назвав роман “Обломів” “романом-монографією”. Він мав на увазі свій задум написати історію життя однієї людини, представити глибоке психологічне дослідження…
  10. Сюжет і жанр роману Гончарова “Обломів” Дія роману починається 1 травня 1843 року. Обломову 32-33 року. У Петербурзі, у квартирі великого будинку на Гороховій вулиці, лежить…
  11. История создания романа “Обломов” Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения “Обыкновенной истории”, где основным мотивом, по словам автора,…
  12. Сочинение О Великой Отечественной Войне по роману В. Гроссмана Очень много написано о Великой Отечественной Войне. Уже с середины сороковых годов стали появляться первые произведения, с тех пор рассказы,…
  13. “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”; (по роману И. А. Гончарова “Обломов”;) Обломов Гончаров И. А “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”…
  14. Сочинение по роману Достоевского “Братья Карамазовы” Последний роман Достоевского “Братья Карамазовы” по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности “жизнеописанию” Алеши…
  15. Рукописи не горят (сочинение по роману “Мастер и Маргарита”) “В этом романе действуют и Христос, и дьявол, и жулики, и обыватели. Книга напоминает ледоход, когда льдины плывут, теснясь, сменяя…
  16. История создания романа “История одного города” Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет…
  17. Сочинение по роману Д. Дефо Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал…
  18. Сочинение по роману Набокова “Машенька” Роман Владимира Набокова “Машенька” – произведение исключительное и необыкновенное. Он отличается от всех написанных им романов и пьес. Я прочла…
  19. Сочинение по роману Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Толстым в 90-х годах (закончен в 1899 г.), в последний период его литературной деятельности, когда писатель, порвав…
  20. Сочинение размышление: Вольтер и история на примере произведения “Простак” Однажды я взяла в руки философские повести и драмы французского писателя XVIII столетия Вольтера. Все известные люди в Европе называли…

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-po-romanu-goncharova-obyknovennaya-istoriya/

Ссылка на основную публикацию