Стародум в комедии недоросль образ и характеристика

Характеристика Стародума из комедии «Недоросль» Фонвизна — образ героя и его биография

Главная > Литература > Стародум из комедии “Недоросль” – характеристика и образ героя

В первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» — яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» — один из самых сильных и однозначных.

На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера.

Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

  • Стародум немолод — ему около шестидесяти лет от роду, и большую часть своей жизни он посвятил служению своей Родине так, как он это понимал правильным. Его отец воспитывал его в духе Петровской эпохи, когда к одному человеку обращались в единственном числе, и людям не приходило в голову считать одного за многих. Зато каждый человек стоил многих. И герой не считает нужным переучиваться по-другому, ломать себя и перестраиваться под порядки, которые не вызывают у него уважения и отклика в душе.
  • Та, Петровская эпоха, осталась для Стародума основой, планкой, на которую нужно равняться. В разговоре с героем, Правдин отмечает, что тогдашнее воспитание состояло в немногих правилах, и его собеседник уточняет: «В одном … Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.» — Этим правилом и руководствуется в своей жизни Стародум. И герои пьесы, которые на уровне интуитивном, глубинном, чувствуют в себе отклик этому правилу — Правдин, Софья и Милон.

Биография и воспитание Стародума

  • Дядя Софьи в молодости поступил на воинскую службу, и достойно с ней справлялся, а объявленную войну он расценил как шанс и прекрасную возможность проявить себя, свое мужество и отвагу. Далеко не все молодые дворяне разделили этот энтузиазм, более того, тот, кого Стародум считал своим другом, приложил усилия, чтобы избежать такого варианта развития событий, и в военных действиях не участвовал. Однако, дальнейшее развитие событий было таково.
  • Прежний друг героя, граф, который счастливо избежал воинской службы на передовой, был пожалован чином. И это произошло именно в то время, когда дядя Софьи с трудом выздоравливал после тяжелого ранения. Эта несправедливость глубоко разочаровала его, и герой оставил воинскую службу. Герой не терпит несправедливости, он органически не может оставаться спокойным в такой ситуации, его душа и сердце требуют решительных действий.
  • После отставки он отправился в Петербург, и некоторое время пробыл при дворе, однако, понял, что нравы и правила, принятые там, ему чужды, Стародум покинул двор. Сам он говорит об этом со спокойным достоинством и даже иронией:
  • «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
  • Далее, дядя Софьи отправился в Сибирь, и там нажил состояние — честным трудом, не прибегая к подлостям и не марая руки воровством.

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность, окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

  • После того как он вернулся из Сибири, он отправляется за племянницей, Софьей, и имеет намерение счастливо выдать ее замуж, и в том видит для себя отраду. Ее семейное счастье волнует его, и делая Софью наследницей своего капитала, он говорит следующее:
  • «…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…»
  • Окружение Софьи, семья Простаковых, Скотинин, набивающийся Софье в женихи, госпожа Простакова, усиленно сватающая Митрофанушку в мужья племяннице Стародума — все эти люди вызывают у героя только отрицательные эмоции, разбавленные, впрочем, иронией, иногда граничащей с сарказмом.
  • Милон и Правдин, в свою очередь, вызывают у героя симпатию. Отдельно нужно отметить, что возлюбленный Софьи произвел на Стародума положительное впечатление прежде, чем выяснилось, что Милон — племянник старинного друга Стародума. И новость о том, что Софья с Милоном имеют сердечную склонность, друг к другу обрадовала его, и он, видя счастье молодых, благословляет брак.

Если говорить об афоризмах этого персонажа, из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/starodum-iz-komedii-nedorosl-harakteristika-i-obraz-geroya.html

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»

Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии «Недоросль» и в жизни главных героев произведения?

Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни.

Обратите внимание

Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства.

Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.

В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.

Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке.

Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться.

Герой понимает, что истинная награда — это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.

После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.

Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем.

Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях. Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает.

Важно

Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.

Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.

История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось.

И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату госпожи Простаковой, Скотинину. Его фамилия в комедии является говорящей.

Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.

Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.

Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.

От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека.

Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках.

Совет

Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.

Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.

Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:

Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их.

Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми.

А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.

Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль — открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/10/harakteristika-staroduma-v-komedii-nedorosl.html

Стародум

Персонаж комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля Митрофана. Причина этому — богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Денис Фонвизин

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене.

Читайте также:  Анализ рассказа ионыч чехова 10, 11 класс

Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая.

Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу.

В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре.

Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»

Персонажи комедии «Недоросль»

Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно.

Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком.

Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Обратите внимание

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.

Митрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому».

На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится.

Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает.

В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву.

В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.

Стародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей».

Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку.

При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Важно

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком.

При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы.

Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

Стародум стал выразителем авторских идей. В словах персонажа скрыты мысли Фонвизина по разным вопросам и общественно-политические взгляды автора. Герой высказывается, к примеру, о знатности и богатстве:

О добродетели:

О крепостном праве:

О воспитании молодого дворянина:

Стародум и Правдин

В других афоризмах Стародум высказывает авторские взгляды на государство и службу отечеству:

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

Источник: https://24smi.org/person/6187-starodum.html

Образ Стародума в комедии Недоросль: характеристика, биография, цитаты

Образ Стародума в комедии «Недоросль» невозможно понять без сюжета пьесы. О том, как развивались события и почему в тех или иных ситуациях герой проявлял великодушие, расскажет статья.

Предыстория основных событий

Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности — господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.

Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница — юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.

Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.

Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою.

На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь.

Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) — произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Загадочная фигура

Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый.

Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» — это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».

Совет

Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» — комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни — оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.

Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».

Мудрый наставник

Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».

Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами – постоянно будет чего-то не хватать.

Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, — душевное.

После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость — закон для разумной Софьи.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек — тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним.

Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным.

Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки.

Обратите внимание

Его слова умные, а содержание их — простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила».

Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

Роковая встреча

Далее дядя говорит о том, что девушке нужно подобрать хорошего мужа. Ему в Москве расхваливали офицера по имени Милон. Но про себя герой говорит, что брак возможен только в том случае, если его приемная дочь будет согласна.

Через мгновение происходит знакомство этих двух людей. Как оказалось, между ними много общего. Стародум и Милон не жалели сил ради Отечества и считают, что главное в человеке — душа. Впоследствии все узнают, что молодые люди влюблены, потому дядя дает свое благословение на брак офицера и племянницы.

Один из самых любимых героев пьесы для всех поколений — Стародум («Недоросль»). Характеристика этого персонажа позволяет сделать вывод, что он имеет много общего с Милоном. Возникает впечатление, что автор знакомит читателя с образом дяди в молодости через портрет офицера.

Разоблачение злых намерений

Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.

Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.

Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.

Неутомимая доброта

Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали.

Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию.

Читайте также:  Сочинение анализ сказки утро горького

А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу — шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.

Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.

Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.

Источник: https://autogear.ru/article/215/503/obraz-staroduma-v-komedii-nedorosl-harakteristika-biografiya-tsitatyi/

Образ Стародума комедии Фонвизина «Недоросль»

Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в «свете», говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, т. е.

Выбирать друзей. С. неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. С.

считает таких людей жалкими, потому что подобные люди несчастливы.

Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание «злых», которых С. называет «несчастными», не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, С.

Важно

делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство.

Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит С. различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И С. усваивает его уроки.

Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает С., разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для С.

проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной С. говорит ей то же самое.

От общих понятий о дворянине и его должностях Стародум переводит разговор к человеку, к личной стороне его жизни, к семейному очагу.

Свернув с пути добродетели, муж и жена перестают любить друг друга, чувствовать взаимную дружескую привязанность и превращают совместную жизнь в ад, забывая о доме и о детях.

Стародум еще и еще раз напоминает С.: «добродетель все заменяет, и добродетели ничто заменить не может»;

При этом он не забывает и об интимной стороне брака; «Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила».

Совет

В конечном счете в муже потребна сила ума («благоразумие»), в жене — добродетель, муж повинуется рассудку, жена — мужу. Старые нормы обретают новое содержание, а основой семейной гармонии опять-таки становится душа и исходящее от нее «благонравие».

Поэтому воспитание честного человека — мужчины или женщины — состоит в просвещении души.

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова.

Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С.

и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой.

Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С.

напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С.

Обратите внимание

заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения.

Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. — политического мыслителя.

Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» востор — жествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения.

«Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия.

Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С.» граф. «Он -…- сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор.

Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу.

Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С.

противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.

Важно

Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С.

хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С.

, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V).

Однако Правдин, знающий С., называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С.

с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана и как жилось Софье до его приезда.

Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.

Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С.

, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей.

Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).

Современниками С. воспринимался как учитель жизни.

Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Образ Стародума комедии Фонвизина «Недоросль». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/obraz-staroduma-komedii-fonvizina-nedorosl/

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» в таблицах

1. Время создания комедии, первое представление

Митрофан(в переводе с греческого «являющий свою мать»)
О воспитаниии образовании Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.
Основные чертыхарактера Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невеже­ственной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от при­роды хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.
Отношениек другим людям Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разгова­ривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).
Отношениек просвещению Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое от­вращение к труду и учению.
Отношение к родными близким людям Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — к матери, отцу, нянюшке.
Особенности речи Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборо­тов, заимствованных у дворовых. Тон его речи — капризный, пренебре­жительный, порой грубый.
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знаю­щих и ничего не желающих знать.
Скотинин — брат Простаковой
О воспитании и образовании Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
Основные черты характера Невежественен, умственно не развит, жаден.
Отношение к дру­гим людям Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре­постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.
Главный интерес в жизни Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас­положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.
Отношение к родным и близким людям Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го­тов уничтожить своего соперника — родного племянника Митрофана.
Особенности речи Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру­бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.
Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.
Учителя
Учитель математики.   Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».
Учитель русского и церковнославянского языка.   Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.
Учитель истории.   Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.
Читайте также:  Сочинение описание внешности человека 7 класс (подруги, друга, бабушки)
Еремеевна — нянюшка Митрофана
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель­ные черты В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.
Отношение к Митрофану Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове­ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес­человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто­янном страхе, трепещет перед своей госпожой.
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.
Правдин, Милон, Софья
Правдин Честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от­бирать у жестоких помещиков имения в опеку.
Милон Верный своему долгу офицер, настроен патриотически.
Софья Образованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.
Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, — доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, — оттенить злонравие и необразованность таких по­мещиков, как Простаковы-Скотинины.

3. Художественные особенности комедии

Особенности комедии классицизма

Герои комедии • Люди низкого сословия.• Низменные интересы, достойные осмеяния.• Каждый — носитель одной черты, одного порока.
Правило трех единств • Единство действия, т. е. в основе должен лежать один конфликт.• Единство места (действие происходит в одном месте).• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
Назначение комедии • Смехом казнить пороки.
• Героическое и трагическое в комедии не допускается.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе, которые проявляются в следующем:

• Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.

• Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.

• Каждый образ — раскрывает определенную сторону действительности.

• Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с ве­селой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией).

• Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.

• Особенно значимы авторские ремарки.

• Каждый герой (особенно отрицательный) — типичный представитель своего класса.

• Каждый герой — это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного ка­чества, как это было раньше.

• Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смеш­ных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжелые сторо­ны крепостнического быта.

• Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.

• Яркость и выразительность языка.

Источник: http://5litra.ru/table_lit/688-komediya-di-fonvizina-nedorosl-v-tablicah.html

Сочинение «Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»»

Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение.

Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона.

Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать.

Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты. Это зависело от того, что сама окружающая действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов.

Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов — бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в «Недоросле» социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.

Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел «деревеньками» в том же наместничестве, что и Простаковы).

Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».

Совет

В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»).

Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: «Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного», Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.

Среди художественных особенностей «Недоросля», живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них «в своем характере изречениями различается».

«Недоросль» был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, «на самый край конечного разрушения и гибели».

Важно

Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона.

В этих исторических условиях вопросы, поставленные в «Недоросле», приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь «Недоросля» на сцену не был легким. Современники вспоминали о «стрелах злобных», с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке.

По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.

24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе «не изменено ни одного слога» и «успех был полный».

Один из очевидцев рассказывал, что «сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени».

Обратите внимание

Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.

«Недоросль» Фонвизина, комедия «истинно общественная» и «народная»,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.

Источник: http://litsochinenie.ru/harakteristika-obraza-staroduma-v-pese-nedorosl.html

Школьные сочинения

Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение.

Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона.

 Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты.

Это зависело от того, что сама окружающая действительность еще не давала материала для   полноценных  образов-типов.

Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов — бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в «Недоросле» социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.

Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел «деревеньками» в том же наместничестве, что и Простаковы).

Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».

Совет

В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»).

Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: «Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного», Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.

Среди художественных особенностей «Недоросля», живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них «в своем характере изречениями различается».

 «Недоросль» был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, «на самый край конечного разрушения и гибели».

Важно

Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона.

В этих исторических условиях вопросы, поставленные в «Недоросле», приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь «Недоросля» на сцену не был легким. Современники вспоминали о «стрелах злобных», с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке.

По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.

24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе «не изменено ни одного слога» и «успех был полный».

Один из очевидцев рассказывал, что «сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени».

Обратите внимание

Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.

«Недоросль» Фонвизина, комедия «истинно общественная» и «народная»,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-885.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector