Таня в рассказе доктор живаго пастернак сочинение

Готовые школьные сочинения

Авг 14 2010

Сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Тема «человек и революция» волновала многих писателей XX века. И это естественно. Слишком велико оказалось ее влияние на людей, слишком много было искалеченных судеб. Восторги, проклятия, апатия и отчаяние, попытки понять и принять, невзирая ни на что.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» — история жизни типичного «положительного» интеллигента той поры, умного, талантливого, пытливого, лишенного обычных предрассудков, жаждущего не поверить (что всегда проще), а осмыслить и понять.

Это и хроника тех лет — с точки зрения нескольких семей, близких по родству, дружбе, соседству. Но самое главное — это хроника душевного состояния Юрия Живаго, его поиски истины, его мысли об окружающем, его попытки понять, почему Россия идет столь кровавой дорогой.

Обратите внимание

Автор отдает герою романа не только свои лучшие стихи, но и самые свои сокровенные, самые выношенные мысли, его устами пытается передать свое видение событий, потрясших страну.

Условно говоря, роман «Доктор Живаго» — это история борьбы человека, Личности, с общим ходом истории. История давит, ломает, заставляет смириться, чтобы выжить. Так, как смиряются многие. И не то чтобы главный герой (а с ним и автор) приняли революцию в штыки. Оба они прекрасно понимают, как понимали это практически все честные интеллигенты той поры, что революция неизбежна.

Ее подготовила та эпоха, когда «обжоры тунеядцы на голодающих тружениках ездили, загоняли до смерти». «Грязь, теснота, нищета, поругание человека в труженике, поругание женщины. Была смеющаяся, безнаказанная наглость разврата маменькиных сынов, студентов белоподкладочников и купчиков.

Шуткою или вспышкой пренебрежительного раздражения отделились от слез и жалоб обобранных, обиженных, обольщенных».

Живаго прекрасно осознает, что при всех преимуществах лично его существования, «основная толща народа веками вела немыслимое существование… неестественность и несправедливость такого порядка давно замечена».

Понимает он и то, что «частичное подновление старого здесь непригодно, требуется его коренная ломка. Может быть, она повлечет за собой обвал здания.

Ну так что же? Из того, что это страшно, ведь не следует, что этого не будет?» Правда, оказывается, что одно дело — рассуждать о необходимости ломки, и совсем другое — видеть настоящие, не умозрительные, трупы на улицах и бояться за свою семью.

Юрий Живаго бежит с семьей из Москвы от голода и разрухи — и по дороге видит «кровавую колошматину и человекоубоину, которым не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Важно

Но как случилось, что идея общего блага обернулась полной своей противоположностью?
Да, с одной стороны, как всегда бывает, к победившей стороне примкнуло много всякой грязи — карьеристов, просто людей нечестных и жестоких. Но как терпят, как допускают остальные?

Лара Антипова, любимая Юрия, рассуждает: «Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями».

Это ясно видно на примере того же Дудорова, у которого собственное мнение умерло после ссылки, и он сам говорит, «что доводы обвинения, обращение с ним в тюрьме и по выходе из нее и в особенности собеседования с глазу на глаз со следователем проветрили ему мозги и политически его перевоспитали, что у него открылись на многое глаза, что как человек он вырос».

И автор замечает: «Добродетельные речи Иннокентия были в духе времен». И далее: «Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю».

Но Дудоров «перевоспитался» после тяжких испытаний — a y многих сработал инстинкт выживания. Последствия этой всеобщей напуганности, страха перед собственным мнением мы ощущаем и сейчас. В чем же главное отличие героя от его же друзей-интеллигентов, почему он пользуется столь явной симпатией автора, и почему он столь раздражает власти?

Юрий Живаго пугает близких и провоцирует власти не тем, что метко стреляет и готовится к борьбе, а тем, что не желает и не может жить чужим мнением. Ему жизненно необходимо самому во всем разобраться, все судить судом своей совести. И не указ ему ни общее мнение, ни прямая угроза жизни его и близких.

Он не расклеивает прокламаций, не призывает народ к борьбе, но он опасен, как тот мальчик из сказки Андерсена, который рано или поздно в простоте своей может крикнуть: «Король-то голый».

В нем нет отчаянного бесстрашия Антипова-Стрельни-кова, но есть, возможно, большее — мужество глядеть фактам в глаза и мужество верить себе.

Жизнь жестоко обходится с героем.

Совет

Нет, его не расстреливают, даже посадить не успевают — но он теряет семью, любимую женщину, теряет вкус к любимой работе — медицине, творчество его никому не нужно, уставший и печальный человек без определенных занятий, «похожий на искателя правды из простонародья»… И когда забрезжит надежда, появится возможность писать — погибает от сердечного приступа в неисправном трамвае. Эта смерть — от удушья — очень сим-волична.

От нравственного удушья гибла русская интеллигенция.

Часть ее была расстреляна, сгнила в лагерях, погибла от голода, болезней в годы революции и гражданской вой- ны, часть уехала или была изгнана за границу, часть стрелялась и вешалась сама, не вынеся цинизма повседневности. Зато появилась замена — эдакие «швондеры» от литературы, те, кто не испытывал особых душевных мук при виде бесчеловечности происходящего.

Сам Пастернак, принявший революцию с той восторженной жертвенностью, которая так характерна для великих поэтов того времени (того же Блока, например), очень долго пытался найти оправдание насилию, сравнивал свое время с эпохой Петра, когда преобразования тоже соседствовали с мятежами и казнями.

Конец таким его воззрениям положил 1932 год, когда он вместе с другими писателями отправился на Урал собирать материалы о жизни новой деревни. Увиденное перевернуло всю его жизнь. Он признавался затем в воспоминаниях: «То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами.

Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать».

Впоследствии, в «Докторе Живаго», он выдвигает свою версию последовавших затем массовых репрессий — требовалось утопить в крови правду об ужасах коллективизации, посеять массовый ужас, чтобы никто не смел и подумать, не то что выговорить.

Юрий Живаго в этом смысле — фигура редкая и героическая. По большому счету, он выиграл. Да, не удалось счастье, да, утеряны любимые люди, да, жизнь сурова и бессмысленна. Но до последнего вздоха оставалась живой Душа, не проданная и не преданная.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-po-romanu-b-pasternaka-doktor-zhivago/

Как Б.Пастернак раскрывает тему любви в романе «Доктор Живаго»?

Сочинения › Пастернак Б.Л. › Доктор Живаго

Готовые Домашние Задания

Тема любви не нова в русской литературе. Русские писатели по-разному описывали это чувство в своих произведениях.

Для кого-то любовь – это что-то таинственное, чувство, не поддающееся никаким разрушениям. Для других любовь – это разочарование, горе, чувство, приносящее только несчастья.

Борис Пастернак относится к тем писателям, для кого любовь – это единство радости и печали.

В романе Пастернака «Доктор Живаго» костер любви разгорается, а затем ярко пылает во взаимоотношениях мужчины и женщины, одновременно согревая и обжигая героев своим ласкающим и трепетным огнем. Автор изображает треугольник, состоящий из сердец, охваченных пламенем, — это сердца Юрия, Тони и Лары.

Обратите внимание

Отношение Юрия к Тоне и Ларе весьма своеобразно. Оно существенно отличается от традиционного понимания данной метафорической геометрической фигуры и ее формальных аналогов в литературе. Вспомним, например, треугольник Катерина-Тихон-Борис в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в которой Тихон – часть постыдного «темного царства», а Борис – мираж свободного луча света.

Юрий, находясь рядом с одной из любимых женщин, стремится к другой. Он не может и не хочет отдать предпочтение кому-то из них. Для него они неразрывно связаны, как утро и вечер одного дня, потому что каждая привносит что-то новое, особенное и неповторимое в его существование.

Антонина Александровна хлопочет по хозяйству, воспитывает маленького сына, то есть зарождает жизненную суету, как утро, с которого все и начинается. В письме Юре она пишет: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги».

Лариса Федоровна, напротив, спокойна в делах и похожа на тихий вечер, итог бурно прожитого дня: «У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Лара была самым чистым существом на свете… и все в ней – незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу».

Каждая из этих женщин старалась быть единственной и неповторимой для своего любимого.

В определенные моменты своей жизни Юрий по-разному относился к Тоне и к Ларе. Обманывая Тоню, он не перестал любить ее «до обожания». Мир ее души, ее спокойствие были дороже ему всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама.

Читайте также:  Анализ сказки волшебное кольцо платонова

Вот как сам автор говорит об отношении Юры к Тоне: «Идеи «свободной любви», слова вроде «прав и запросов чувства» были чужды ему. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью.

В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

Важно

Вообще, отношение главного героя к этим двум любящим его женщинам можно сравнить со стрелками часов, не имеющими возможности, пока они идут, перескочить через определенные промежутки времени. Ведь если бы они замерли на каком-то одном делении, то жизнь бы остановилась.

Недаром в роман введен эпизод с «тифозным часом». Может быть, говоря о нем, Пастернак подразумевал момент осознания влюбленности, ибо приход к этому состоянию у Юрия в обоих случаях осуществлялся медленно.

Искорка начала тлеть в Юрином сердце с первой встречи и с Тоней, и с Ларой, постепенно возгораясь в пламя, которое овладело его чувствами и мыслями.

Тоня и Лара поочередно оберегали и сохраняли душевную чистоту Юры, вдыхали в него животворное тепло. Поэтому, когда Юрий был разлучен с ними обеими, стрелки его жизненных часов навсегда остановились.

Но, несмотря на такой трагический конец, любовь Лары по-прежнему продолжала жить в ее сердце: «О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают.

Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…» Пастернак замечает, что никогда героев не покидало ощущение сопричастности миру, способность любоваться его красотой: «Они дышали только этой совместимостью.

И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали».

Любовь и трепетное отношение Тони к Юре тоже достойна всяческих похвал. В своем прощальном письме она пишет: «Ах, как я люблю тебя, если бы ты мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении…».

Таким образом, мы видим, что любовь у Пастернака, с одной стороны, прекрасное, светлое и чистое чувство, достойное восхищения, а с другой стороны, окрашено в темные краски, приносящее горе, тоску и печаль.

В русской литературе довольно мало писателей, раскрывающих тему любви подобным образом. Заслуга Пастернака как раз и состоит в том, что он, как истинный психолог, смог передать весь накал страстей героев, показать их чувства, мысли, сомнения, переживания. Под его пером тема любви раскрываться перед нами в новых ипостасях. Это достойно восхищения.

Сочинения по теме:

  • Разнообразие женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • Душевные порывы Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». сочинение
  • Жизнь интеллигенции в революционную эпоху в в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • Каким рисует Б. Пастернак образ Лары в романе «Доктор Живаго»? сочинение

Источник: http://1soch.ru/pasternak-bl/doktor-jivago/kak-b-pasternak-raskryvaet-temu-lubvi-v-romane-doktor-jivago

Сочинение: Честь в романе «Доктор Живаго» Пастерна­к — Сочинение

Споры о том, что такое душа человеческая, не утиха­ют, наверное, на протяжении всей истории человечества. Медицинские опыты, к примеру, доказывают, что тело умершего человека на 7 г легче, чем его предсмертный вес. С точки зрения философии, душа рассматривается как сознание, мышление, то, что побуждает к деятельно­сти, определяющее поведение, начало и т.

д. Помните вечный вопрос философии: «Что первично — дух или ма­терия?» Для меня же душа человека — это внутренняя сила, моральный мир человека, его совесть, поэтому сло­ва Талмуда о душе я понимаю как наставление жить че­стно, праведно, не нарушая законов добродетели, чтобы «предстать перед Богом» (даже если это просто метафора) с чистой, незапятнанной душой.

В русской литературе примеров на эту тему очень много, потому что именно такое отношение к человече­скому существованию (чем человек живет?) отличает русскую литературу от других мировых литератур. Наша литература не авантюрная, как в значительной степени литература Англии (Скотт, Стивенсон, Хаггард), и не приключенческая, как американская (Купер, Диккенс, Дж.

Совет

Лондон, Э. По, Мелвилл), или любовная, как лите­ратура Франции (Дюма, Стендаль). Наша литература в первую очередь духовно направленная литература. Для нее важен поиск ответа на один-единственный вопрос: как жизнь свою прожить достойно? Об этом размышляли Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, но мне хочется обратиться к роману Б.

Пастерна­ка «Доктор Живаго».

Этот «крамольный роман» (так о нем отзывались в со­ветское время, когда его отказывались печатать в Рос­сии) рассказывает о судьбе русского человека, захвачен­ного «бурей революционных лет». Роман начинается со сцены похорон, и мы видим, как чиста душа маленького Юрия, только что потерявшего мать.

Эту чистую душу он постарается пронести через всю свою нелегкую жизнь, в которой все время будут сомнения и колебания, духов­ные потери и приобретения, историческая трагедия лич­ности и России.

Центральные события романа — Ок­тябрьская революция и гражданская война — воспринимаются Юрием как природный катаклизм, он не может их осмыслить логически, но чувствует и слы­шит «гул революции».

Живаго любит жизнь, и призна­ется в этом: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!», но ради «сохранения спокойной жизни» он не будет идти против своей совес­ти, поэтому и помогает раненым демонстрантам, хотя со­всем не разделяет их революционных идей, поэтому в партизанском отряде, куда его насильно привели, лечит больных, но никак не может смириться с кровопролити­ем и уходит от них, несмотря на то что за дезертирство мог быть убит. Его смерть — не героическая, а даже ка­кая-то обыденная: в трамвае сделалось дурно, инфаркт, смерть. Но жизнь его — высшей пробы, все она прошла под знаменем незапятнанной совести. «Человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре ра­бот, посвященных преодолению смерти, умирает, сам по­священный этой теме», — говорил в романе отец Нико­лай и был совершенно прав. Наверное, именно это в человеке самое ценное. Наверное, именно за это и был отмечен роман Нобелевской премией.

В завершение нельзя не отметить, что, по словам Д.С. Лихачева, «перед нами вовсе не роман, а род авто­биографии самого Пастернака… Это духовная автобио­графия Пастернака». С этим нельзя не согласиться.

В об­разе Юрия Живаго сосредоточен собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и ду­ховных потерь пережила революцию, но в этой «смер­тельной схватке с историей» сумела сохранить душу свою чистой и невинной. (499 слов)

  • пастернак сочинение по егэ доктор живаго
  • сочинение егэ по тексту пастернака

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-chest-v-romane-doktor-zhivago-pasterna-k/

Сочинение на тему ««Доктор Живаго» Пастернака»

Каждая книга живет своей судьбой. И судьба распорядилась так, что «Доктор Живаго», снискавший Нобелевскую премию, известный во всем мире, пришел к нашему читателю только через тридцать лет после рождения. Трагическая судьба.

События романа изображают крутые повороты отечественной истории, деление людей гражданской войной на два враждебных лагеря, ослепление их ненавистью. У каждого своя правда — благо человека. Но… «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Юрий Андреевич Живаго — главный герой произведения.

…Десятилетний Юра теряет мать. Его душевному состоянию соответствуют и явления природы: в ночь после похорон ребенок впервые видит бурю, что подчеркивает еще больший драматизм жизненных событий.

Образ бури является рефреном в произведении: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода… Можно было подумать, что буря видит Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением.

Она свистела, завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание».

Обратите внимание

Неотвратимость и неизбежность происходящего вполне понятна главному герою. Его подхватывает вихрь революции. И поскольку Юрий Андреевич по профессии врач, он надеется на радикальное средство для лечения безнадежно, казалось бы, больного общества.

«Какая великолепная хирургия! Взять и разом аристократически вырезать старые, вонючие язвы! Простой, без обиняков приговор несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали…» Но наивный доктор Живаго в силу своей гуманности не может безоглядно принять взгляды и методы большевиков.

Он не может принять жестокость. «Но разве мог хрупкий, добрый Живаго стать жестоким? И вдруг, в один день, стать совсем-совсем другим, забыть об умении мечтать, писать стихи». Ведь жестокость проявляли и красные, и белые. Поэтому доктор Живаго «очутился ни в тех, ни в других, от одного берега отстал, к другому не пристал».

Это пережить трудно. И в этих переживаниях, очевидно, воплощаются переживания В. Пастернака, отражается его понимание революции, его восприятие гражданской войны. Понимание психологических особенностей характера доктора Живаго требует от читателя высокого эмоционального напряжения.

Читайте также:  Сочинение ванюшка в произведении судьба человека шолохова (харакутеристика и образ)

Читая роман, мы ищем правду вместе с главным героем. А в чем правда? Рухнули надежды, которые возлагал Живаго на новую власть, желая ни много ни мало — спокойно трудиться на благо людей. А встретился с жестокостью и непониманием. Юрию Андреевичу нет места в послереволюционной Москве и он вынужден уехать в Варыкино.

Здесь Живаго начинает работать по специальности, но водоворот гражданской войны заносит его в лагерь партизан. В общении с ожесточенными людьми, работая в экстремальных условиях, доктор Живаго верен себе, своему долгу: он человек и врач. Люди для него равны: и раненый белогвардеец, и командир партизанского отряда.

Но сохранить такую жизненную позицию, просто остаться человеком — это значит очутиться между двух огней.

Нет опоры у Юрия Андреевича и в личной жизни. Двух женщин любил он. Тоню как мать своих детей, как друга, не способного предать. Она знает его лучше всех и любит безоглядно. Лара — вторая женщина — олицетворение перемен.

То она есть, то ее нет. С ней герой познал настоящее счастье, но оно кратковременно. Жизнь разлучает их. Герой Пастернака, разуверившись в жизни, обращается к поэзии. Но чтобы творить, нужно жить.

Написана одна строка: «Свеча горела на столе…»

Свеча горела, горела, как путеводная звезда, как надежда на лучшее.

Важно

Не найдя опоры в работе, поддержки в любви, себя в поэзии, доктор идет ко дну. Он теряет профессиональные навыки врача, мельчает его дарование. В Москве он способен зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом. И когда где-то впереди замаячила надежда на лучшее, Юрий Живаго умирает.

Он искал правду без насилия. И его смерть — бесконечность пути нравственного совершенствования человека:

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/doktor-zhivago-pasternaka.html

Сочинение Юрий Андреевич Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Четыре толстых журнала с плотным шрифтом пугали. Но я мужественно подступила к ним. Два раза, запасшись терпением, я начинала роман. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила, как не взятая высота.

Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. И не ошиблась в том, к чему упорно стремилась. Чтение увлекло, взволновало, покорило меня. Когда я вчитываюсь в какое — то произведение, то долго живу созданным автором миром.

Так и теперь я до сих пор под впечатлением «Доктора Живаго».

Я сама выбрала тему сочинения. Революция мне открылась с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается показ революции и гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение войны из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений.

Это не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождениях по мукам», фильме «Бег» (пьесе «Дни Турбиных» Булгакова) и других. Нет, это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.

… Если только можно, Авва Отче,чашу эту мимо пронеси.

Так писал он в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и войне.

Юрий Андреевич Живаго —  сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла.

Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… у него было дворянское чувство равенства со всем живущим»… Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта.

Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Совет

Первая мировая война —  преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевике Тарасюке, мастере золотые руки, рассказывают: « То же самое случилось с ним на войне.

Изучил и ее, как всякое ремесло… Всякое дело у него становилось страстью. Полюбил и военное. Видит, оружие это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силою. Вооруженный человек —  это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй». Очень характерна судьба одного красного партизана Памфила Палых.

Он открыто признается Юрию Андреевичу: « Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа — имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что.» Это было еще до Октябрьской революции.

И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны.

Но, видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшна его судьба. Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безумно.

Страшно кончается и жизнь Антипова — Стрельникова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. «Он стал лелеять мысль стать когда — нибудь судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее.

Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила». «Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников». « Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся». Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят предать трибуналу.

Затравленный преследованиями, он признается Живаго: « А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они». Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя.

Он никому уже не нужен.

Всего несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог п
риспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».

Обратите внимание

Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод Живаго. Роман Б.Пастернака  —  это, мне думается, прежде всего, книга о высокой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей.

Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Потом угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью —  Ларой. Описание любви Юрия и Ларисы  —  это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это нужно учить наизусть, изучать в школе, читать вслух на свадьбах.

Это идеал уважения мужчины и женщины друг к другу.

Но жизнь неумолима. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников… кровавую колошматину и человеко — убоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны.

Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия.

Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами… это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас.

У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

Вывод, который я сделала из романа, можно высказать так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой.

Читайте также:  Сочинение жилин и костылин разные судьбы 5 класс

Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения.

И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед.

В книге есть очень глубокая мысль.

Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: « А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое».

Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благе, но, прежде всего, делать добро конкретным людям, как бы мало оно не было. Из капель собирается море. И да здравствует «беспринципность сердца!»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-yurij-andreevich-zhivago-v-romane-pasternaka-doktor-zhivago/

Сочинение по роману Пастернака “Доктор Живаго”

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.

Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчиненывсе художественные средства.

Важно

В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт.

Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны.

Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования.

Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции.

Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить.

Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца.

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Совет

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”.

Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести.

Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл.

Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…” Живаго так и умирает у трамвайных колес.

Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: “…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения.

Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей.

И этого нельзя допускать.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-romanu-pasternaka-doktor-zhivago/

Большая любовь доктора Живаго в одноименном романе

Роман писателя и поэта «Доктор Живаго» Борис Пастернак писал целых десять лет. Поэтому многие считают, что в нем описана жизнь Пастернака, однако сам он утверждал, что хоть и ассоциировал себя с главным героем, но описывал историю не своей жизни, а ту которую хотел бы прожить.

События романа проходят в одну из самых сложных эпох – в эпоху перемен. От начала первой мировой войны, затрагивая события революции и до начала второй мировой. Писатель стремился передать, как много ошибок сделали люди в истории. Как много было сломано человеческих судеб и душ. Какой разрушительной силой обладают перемены.

Вся повесть пропитана высокой философией жизни и смерти, добра и зла.

Писатель показал от лица Живаго свое отношение к истории России и к революции в целом, поэтому изначально его роман был не принят и резко раскритикован режимной в то время советской властью.

Обратите внимание

Но вместе с реальностью жизни того времени, Борис Пастернак подарил своему герою любовь, божественное чувство то ли дар то ли наказание.

Кажется будто автор хотел показать разные грани любви.

Первая жена Юрия Живаго Антонина, была ему скорее близким другом и родным человеком Они вместе росли, вместе жили, понимали друг друга легко, как брат и сестра.

Именно как сестру, Живаго и воспринимал Антонину, в то время как по дальнейшему развитию сюжета романа, станет видно, как сильно любила она его и как мудро поступила, отпустив однажды.

Вторая любовь Юрия Живаго стала самой роковой. Лариса Антипова для него была загадкой. Она появлялась и исчезала на протяжении всей его жизни. То ли преступница, то ли жертва данной эпохи. Лариса единственная женщина, которая пробудила в нем страсть и сильную любовь. Ради нее он готов был на все.

Попав в плен, только о ней он грезил. Судьба подарила им недолгое время вместе. Скрываясь и прячась от всего мира Юрий все же потерял свою Ларису, когда однажды обманом ее забрал и увез Комаровский.

Многие литературоведы считают, что Лариса символизировала собой Россию того времени, вечно меняющуюся, мятущуюся, роковую и странную.

После утраты любимой женщины Юрий отчаялся, он все меньше уделял время науке, терял свои врачебные навыки, перестал творить и писать свои стихи. Разочарование в жизни, в устоях, в политике, в идеях того времени и ко всему прочему потеря самого дорого человека привели к полному душевному опустошению Живаго.

Даже последняя его женщина Марина, дочь бывшего дворника Маркела не смогла вернуть его к жизни. После испытанных ранее сильных чувств, Живаго уже не мог подарить ни грамма той былой страсти больше никому. Однажды приняв решение быть отшельником и не связывать больше свою жизнь ни с кем он ушел. Умер в центре Москвы от сердечного приступа.

На похорон к доктору пришло много людей, была среди них и любимая его Лариса.

Важно

Символистский роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» получил Нобелевскую премию в 1958 году. Автора наградили за то, что он смог передать так талантливо события той эпохи, за стихи которые были частью произведение, за душевность и духовность.

К сожалению, почти сразу после присуждения премии Пастернака стали «травить» в родной стране. Великие партийные чиновники и лидеры, не простили писателю той правды, которую он описал.

Гонения внутри страны вызвали тяжелую болезнь и преждевременную смерть талантливого и великого писателя и поэта Бориса Пастернака.

Источник: http://www.litra5.ru/pasternak/sochinenie-bolshaja-ljubov-doktora-zhivago-v-odnoimennom-romane/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector