Тема народа в романе война и мир толстого сочинение

Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Конечно, самыми главными любых военных действиях считаются главнокомандующие и полководцы, которые собственно говоря принимают все важные решения.

Однако, не один из них не смог бы добиться успеха не имея своей армии, которая как правило верно и бесприкословно выполняет все указания своего главнокомандующего.

Именно от сплоченности армии, от её настроя зависит очень многое, если не сказать практически всё.

Обратите внимание

В знаменитом романе «Война и мир» две главные сюжетные линии безусловно отданы двум семьям, это Ростовым и Балконским.

Именно по отношению к этим семьям у многих читателей складывается представление о поведении, характере и целях людей того времени.

И это абсолютно естественно, так как автор данного произведения изначально хотел показать жизнь и её образ так называемой интеллигенции того времени.

Что касается русского народа, то он в данном романе представлен совершенно различными образами. Лев Толстой, автор данного произведения как будто собирал эти образы по крупинкам, делая каждого персонажа не похожим друг на друга.

Более того, среди всех образов представленных в произведении есть несколько основных, самых пожалуй собирательных, тех, которые как нельзя лучше представляют собой жизнь людей того времени, в тех в которых чувствуется отражение практически всего народа.

Нужно отметить, что в каждом представленном в произведении человеке в сложившейся жизненной ситуации на первый план вышла одна задача, защитить свою родную страну от вражеского нападения, защитить свою отчизну.

Это говорить лишь о том, что каждый человек того времени, был очень патриотичным и это чувствуется во всем, в действиях, в проявлениях, в поступках, во фразах и так далее.

Но, кстати справедливо будет заметить, что несмотря ни на что, автор всё же не идеализирует русский народ, открыто показывая его не самые лучшие стороны.

Сочинение Тема народа в романе Война и мир

В своём произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой уделяет большое внимание крестьянам. По мнению автора, крестьяне больше знают жизнь и понимают её, чем представители высшего сословия. Однако «Мир» состоит как из дворян, так и из крестьян.

Положительные качества этих двух разных сословий дополняют друг друга, и читатель представляет перед собой нравственно богатого русского человека. Те представители высшего сословия, которые способны установить контакт с народом также отличаются духовностью и нравственностью.

Народ для Льва Николаевича это не только крестьяне, но и вся остальная часть русского общества. По мнению Толстого, историю творят люди и массы, а не отдельные личности.

Важно

Семья Ростовых является ярким примером тех, кто любит своих людей. Нередко можно заметить, что крестьянин выходит за рамки приемлемого поведения. К примеру, Данило осмелился с презрительностью смотреть на Николая.

Но барина Ростова это не смутило, ведь в тот момент их объединяло одно общее дело: охота. Явное стремление сблизится с народом заметнее всего в образе Наташи Ростовой. В её образ автор изначально заложил характер, присущий русскому народному обществу.

Семья Наташи и Николая Ростовых и семья Болконских считаются нравственно здоровыми. Княжне Марьи так же, как и её брату принадлежат черты русского характера, об этом можно судить по их поступкам и поведению.

Однако в начале произведения князь Андрей одержим наполеоновской идеей, поэтому в его поведении мало выражены черты русской духовности. 

Герой романа, который олицетворяет всё истинно русское – Платон Каратаев. Встреча с ним была важным этапом духовного становления Пьера Безухова. Он был поражён его простым отношением к жизни и гармонией с этим миром. После Пьер не раз вспоминал Каратаева и оценивал свою жизнь с его точки зрения.

Автор противопоставляет народности псевдонародность, подделку под неё. Это отображено в образах государственных деятелей Ростопчина и Сперанского. Главная задача эти исторических лиц говорить от имени народа своего государства. Однако ничего общего со своим народом они не имеют. Каждый из них заботиться о себе и своём выгодном положении в высших обществах.

Те образы, которые воплощают мысль народную находятся в постоянном поиске истины и смысла жизни. Непрерывный поиск себя свидетельствует о развитии. К нравственно богатым и чистым относят семью Ростовых, Болконских и графа Пьера Безухова.

Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир

  • Сочинение Весна мое любимое время годаВесной природа оживает. Весной особый воздух, пропитанный теплом. Все деревья покрываются первыми почками, после набухания появляются красивые цветы. Весна – это мое любимое время года.
  • Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 классОтведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,
  • Сочинения 4 класс
  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинениеВ поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.
  • Проблематика романа Герой нашего времени сочинениеПроблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
  • В чем секрет обаяния Наташи Ростовой сочинениеВсе знакомы с творчеством всем известного писателя Льва Николаевича Толстого и его одно из самых лучший произведение « Война и мир». В этом романе он описывает историю многих героев, и каждая близка по душу, читая произведение читатель

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-naroda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [сочинение для 10 класса]

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.

Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир».

В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу.

Совет!

Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную«.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского.

Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили!«. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей.

Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга.

Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски.

Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года.

Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят«.

Обратите внимание

В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе.

Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года.

Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым.

Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой«, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик — Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину.

Важно

Он был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами».

В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое— выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок», «эка бестия». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную». В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/myisl-narodnaya-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-sochinenie-dlya-10-klassa/

Образ народа в романе Война и мир

Народ в эпопее. «Я стремился написать историю народа», — отмечал о «Войне и мире» Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания народу, не отразил всех ужасов крепостного права. Подсчитано, что только 8 процентов текста составляют эпизоды с участием простого люда.

Но при этом в эпопее только массовых сцен более сотни, свыше двух сотен поименно названных персонажей из народа. Писатель не отождествлял народ только с крестьянством.

В романе слово «народ» используется в значении, более близком понятию «нация», в центре которой находится два сословия — крестьянство (представители простого народа) и дворянство, но автор их не противопоставляет друг другу: у лучших представителей дворянства внутренний мир чрезвычайно сложный, а крестьянское взгляд на окружающий их мир гармоничен в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его способа жизни и моральных ценностей.

«Народная мысль», которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в «Войне и мире» в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы.

Читайте также:  Жизненные идеалы чацкого в комедии горе от ума грибоедова

Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему он противопоставляет толпу — агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов — носитель «народного чувства» в эпопее.

Сквозь призму народного мировосприятия в романе дается оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актеров надуманность, фальшь, «ей становилось то смешно за актеров, то совестно за них».

Народ у Толстого — это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его.

Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала.

Совет!

Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор.

Им свойственны сострадание и патриотизм — лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.

И все-таки писатель не дегазирует народ. Он рассказывает о казаках вернувшихся москвичах и мужиках из соседних деревень, которые возвратились в столицу, чтобы грабить, «продолжали то, что делали французы».

Толстой вводит в роман повествование о бунте богучаровских крестьян как о некой стихийной силе, неожиданно прорвавшейся и трудно объяснимой, не управляемой разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который Княжна Марья разрешила им раздать.

Но они сделали это, поверив фальшивым французским листовкам о том, что Наполеон дарует им свободу и землю (чего тот не собирался делать). Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской.

Здесь было мало грамотных, селение было фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения, они готовы предать своих господ и родину, подчинившись французскому императору.

Этот стихийный бунт невозможно было разрешить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато неразумная животная злоба Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.

Воплощением русского народного характера принято считать образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет не только крестьянское происхождение. Они оказались на войне.

Но Платон пошел в армию по набору, а Тихон присоединился к «партии» Денисова по своей воле. Они оба притягивают к себе людей: Тихон — шутками, Платон – рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, могут быть названы народными умельцами. Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон – его активное начало, а Платон – пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-naroda-v-romane-voyna-i-mir.html

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир

Готовые Домашние Задания

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.

Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.

Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.

Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна.

Обратите внимание

Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью.

Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.

Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное.

Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории.

Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.

Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”.

Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории.

Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.

Важно

Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.

Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.

“Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.

Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер.

В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”.

И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”

Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.

Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.

Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.

Совет!

По Толстому, патриотизм — свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна.

Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента.

Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой.

И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности.

Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность.

Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди— деятельные участники народной, роевой жизни.

Так, народ для Толстого — сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.

Обратите внимание

Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.

Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.

При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.

В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи.

Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме.

Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.

И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского — конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей.

По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица — разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.

Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Важно

Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей.

Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни.

Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Сочинения по теме:

  • Анализ произведений «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» сочинение
  • Образ русского народа в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Образ русского народа в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
Читайте также:  Сочинения про весну

Источник: http://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/tema-naroda-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Тема народа в романе «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н.

Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой.

Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса — Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.

В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н.

Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой — целая страна, борющаяся с нашествием врага» — писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа.

Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа.

Основная задача Толстого — показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.

Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией.

Совет!

Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев.

Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».

Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску.

Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии — все это усиливает трагизм событий.

Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны.

Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.

Бородинское сражение — кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны — сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ.

Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».

Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку — «не такой день, говорят».

Обратите внимание

В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.

Источник: http://resoch.ru/tema-naroda-v-romane-vojna-i-mir/

Народ в романе Война и Мир, — Сочинения по литературе

Читайте также:
Смысл названия романа Толстого Война и мир

НАРОД В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»Да, были люди в наше время…
М. Ю. Лермонтов. Бородино

«Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н.

Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой.

Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса — Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.

В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н.

Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой — целая страна, борющаяся с нашествием врага» — писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа.

Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа.

Основная задача Толстого — показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.

Важно

Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией.

Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев.

Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».

Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску.

Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии — все это усиливает трагизм событий.

Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны.

Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.

Бородинское сражение — кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны — сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ.

Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».

Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку — «не такой день, говорят».

Совет!

В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/narod-v-romane-vojna-i-mir/

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого

Толстой считал, что решающую роль в исходе войны играют не военачальники, а солдаты, партизаны, русские люди. Именно поэтому автор старался изображать не отдельных героев, а персонажей, которые находят в тесной связи с целым народом.

В романе показан обширный временной период, но решающими становятся 1805 и 1812 года. Это года двух совершенно разных войн. В войне 1812 года народ знал, за что борется, зачем нужны эти кровопролития и смерти. А вот в войне 1805 года люди не понимали, за что отдают жизни их близкие, друзья и они сами. Поэтому в начале романа Толстой задает вопрос:

Ища ответы на них, мы замечаем: с какой точностью автор изображает индивидуальные характеры и портреты народной массы, батальные картины, сцены народного героизма и понимаем, что народ — главный герой эпопеи.

Мы видим, что у солдат разные взгляды на жизнь, общение с людьми, но всех их объединяет одно — большая любовь к Отчизне и готовность на все только ради того, чтобы защитить Родину от захватчиков. Это проявляется в образах двух простых солдат: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый всем сердцем ненавидит захватчиков, при этом являясь «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова. Он — смелый и решительный партизан-доброволец, «бунтарь» готовый пожертвовать собой ради дела. В нем воплощен дух народа: мстительность, смелость, находчивость русского крестьянина. Любые трудности ему нипочем.

Платон Каратаев полная противоположность этому энергичному, нелюбящему врагов человеку. Он – воплощение всего круглого, доброго и вечного.

Любит вообще всех окружающих, даже французов, проникнут чувством всеобщего любовного единства людей. Но у него есть одна не очень хорошая черта — готов страдать ни за что, живет по принципу «Все, что ни делается, все к лучшему».

Была бы его воля, он никуда бы не вмешивался, а был бы просто пассивным созерцателем.

Обратите внимание

В романе Толстого читателям доводится увидеть то, как солдаты относятся к своим противникам.

Во время боя — беспощадно, чтобы добиться победы. Манера поведения Щербатого.

Во время привала отношение к пленным меняется на великодушие, что роднит солдат с Каратаевым.

Солдаты понимают разницу двух ситуаций: в первой, победит и выживет тот, кто забудет про человечность, сострадание; во второй, отбросив стереотипы, они забывают, что они солдаты враждующих армий, понимая только то, что пленные тоже люди и им тоже необходимо тепло и еда. Это показывает чистоту души и сердца солдат.

В каждом русском человеке в 1812 году проявляется «скрытая теплота патриотизма», в том числе в семье Ростовых, отдавших подводы и дом для раненных.

Купец Ферапонтов, до войны отличающийся неимоверной жадностью, теперь отдает все при бегстве из Смоленска. Все люди России в тот трудный период были едины, сплочены, для того, чтобы защитить свою Родину от иноземных захватчиков.

Наполеон не добивается своей цели, потому что храбрость русских полков вселяет в суеверный ужас во французов.

Основной конфликт романа определяется не частным столкновением исторических личностей или вымышленных персонажей. Конфликт романа заключается в борьбе русского народа, целой нации, с агрессором, исход которой определяет судьбу всего народа. Толстой создал поэзию величайших подвигов рядовых людей, показывая, как в малом рождается великое.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/02/mysl-narodnaya-v-romane-epopee-vojna-i-mir-l-n-tolstogo.html

Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

Война и мир — роман, который постепенно трансформировался из некогда задуманного произведения о декабристе в гениальную эпопею о мужественном подвиге нации, о победе русского духа в битве с наполеоновской армией. В итоге родился шедевр, где как писал сам Толстой, основной мыслью явилась мысль народная. Сегодня в сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать.

Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и его быт, а показал судьбу нации.

При этом народ для Толстого — это не только мужик, солдат и крестьянин, это и дворяне, и офицеры, и генералы.

Важно

Словом, народ — это все вместе взятые люди, все человечество, которым двигала общая цель, одно дело, одно предназначение.

Читайте также:  Сочинение по картине васнецова аленушка 2, 4, 5, 6 класс описание

В своей работе писатель поминает, что история пишется чаще всего как история отдельно взятых личностей, однако мало кто задумывается, о движущей силе в истории, которой и является народ, нация, дух и воля людей, что объединяются вместе.

В романе Война и мир мысль народная

Для каждого героя война с французами стала испытанием, где и Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и Петя Ростов, и Долохов, и Кутузов, и Тушин, и Тимохин все сыграли свою роль наилучшим образом.

А главное, себя проявили обычные люди, которые организовали отдельные небольшие партизанские отряды и громили врага. Люди, которые сжигали все, чтобы не досталось ничего врагу.

Люди, которые отдавали последнее русским солдатам, чтобы поддержать их.

Наступление наполеоновской армии выявила в людях лучшие качества, где мужики, забыв о своих обидах, бок о бок воевали со своими господами, защищая Родину. Именно мысль народная в романе Война и мир стала душой произведения, объединив крестьянство с лучшей частью дворянства одним делом — борьбой за свободу Родины.

Патриотически настроенные люди, среди которых были и бедняки крестьяне, и дворяне, и торговцы — это и есть народ. Их воля столкнулась с французской волей.

Столкнулась и показала настоящую силу, ведь воевали люди за свою землю, которую нельзя было отдавать врагу. Народ и сформированные отряды партизан стали дубиной народной войны, которая не дала ни единого шанса на победу Наполеону и его армии.

Об этом и написал Толстой в гениальном романе Война и мир, где основной мыслью стала народная.

  • народная мысль в романе война и мир сочинение краткое

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-mysl-narodnaya-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

Народ в романе Война и мир | Инфошкола

22 Сентябрь 2013       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   19239

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан.

 По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко.

Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

Совет!

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы.

 Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами.  По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс.

 Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля.

 На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа.

В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика.

Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы.

Обратите внимание

Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно.

 Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея.

с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах.

куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение.

крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней.

чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа.

боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы.

Важно

Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова.

 Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего.

 Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности.

Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

 Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость.

 Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила.  Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева.

Совет!

Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора.

Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова.

Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов.

Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал.

 Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо.

 То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу.

Обратите внимание

 Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом.

 Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его.

Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа.

 Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны.

 Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием,  с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.

Источник: https://info-shkola.ru/narod-v-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector