Абадонна в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Сочинение. Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» одно из немногих литературных произведений, которое до сих пор вызывает саму споров и противоречий.  Любой человек, прочитавший этот роман, будь то историк, литератор, критик или будь то простой человек, находит в этом шедевре что-то свое, свое восприятие мира, свой взгляд на написанное.

И это не удивительно. Ведь это роман совместил и объединил в себе три мира: земной, евангельский и демонический. Эти параллели, три пласта существуют в романе одновременно и объединены главным героем Мастером. Этот герой написал несчастный роман о Понтии Пилате. Этот роман так и не признали, не опубликовали.

Это творение принесло много боли и страданий Мастеру.

Евангельский мир – это история написана Мастером. Булгаков не проповедует в романе христианство. Для него главное другое – личная ответственность человека при власти за то, что творится в его стране и мире.

Обратите внимание

Земной мир в данном произведении – это Москва 30 годов ХХ столетия. Этот мир пропитан трусостью, жадностью, мошенничеством и стяжательством. Это мир страха и зависти. Его хочется взорвать, разгромить.

В этом алчном мире и появляется дьявольская свита: гнусавый Коровьев, обаятельный кот Бегемот, угрюмый Азазело и обольстительная Гелла. И вот образ Воланда совсем не демонический и не страшный.

И проделки дьявольской свиты веселые и, можно сказать, уместны, уж очень жалкий и неприглядный земной мир.

Эти три параллели  в романе одновременно существуют, они тесно переплетаются и перекликаются. Персонажи разных миров очень похожи, где-то повторяют друг-друга.

Москва, со своей суетой, очень похожа на древний Ершалаим, с тайнами, интригами и политической борьбой.  Мастер очень похож на Иешуа, в писателе Иване Бездомном проглядывается Левий Матвей, а Алоизий Могарыч  повторяет Иуду.

И евангельском, и земном мире существуют любовь, вера, предательство, страх, добро и зло, палачи и герои.

Главным звеном в романе, которое связывает человеческий земной мир с дьявольским миром, является гордая и прекрасная Маргарита. Она страстная возлюбленная Мастера, она королева бала сатаны. Эта женщина своей любовью, нежностью и добротой смогла объединить духовность и телесность, свет и тьму.

Она верит в любовь, верит в своего возлюбленного Мастера и в его несчастный роман. Ради этой непревзойденной женщины дьявольские силы совершают добрый поступок. Они дарят возлюбленным Мастеру и Маргарите долгожданный покой. Заметьте, не свет, покой.

Ведь именно он так необходим творцу для творчества.

«Мастер и Маргарита» непревзойденный роман на века, которому суждено долго жить. Ведь «рукописи не горят». Каждое новое поколение будет видеть в нем свои ориентиры нравственности, любви и доброты.

Источник: http://vsesoch.ru/m-a-bulgakov/1099-sochinenie-tri-mira-v-romane-mbulgakova-lmaster-i-margaritar.html

Сочинения на Getsoch.ru

Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Мефистофель, «Фауст»

       Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.

      На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.

      Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.

Важно

     Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд – это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение.

Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову.

Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.

      С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат – это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен.

Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта.  Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину.

Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.

      С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они – воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.

      Что же касается Маргариты – она, по М.Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла – со злом.

Совет

      Таким образом, на судьбах нескольких персонажей М.Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот. Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/116-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Мастер и Маргарита, Своеобразие романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита

Сочинение по произведению на тему: Своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет равнодушным.

Это «Мастер и Маргарита». Сегодня трудно встретить человека, который не слышал бы о таком романе. Но далеко не каждый знает, какой долгий и сложный путь пришлось проделать булгаковскому творению, прежде чем предстать перед судом читателя и получить всемирную известность.

Написав «Мастера и Маргариту», Булгаков отнес роман в редакцию, но строгая цензура того времени запретила выход романа в свет.

Отчаявшись, Булгаков решает сжечь роман, а через несколько лет, благодаря настойчивости жены писателя, Елены Сергеевны, восстанавливает его по памяти.

Михаил Булгаков в течение двенадцати лет работал над романом, но прочитать и оценить по достоинству его смогли только после смерти писателя.

С первой же страницы тебя захватывают события, описанные в книге, с первой же главы ты попадаешь в мир булгаковских героев, в мир добра и зла, в мир счастливой любви.

Невольно представляешь себя в той или иной ситуации, задумываешься о том, как бы ты поступил в данном случае.

Начав читать роман, уже невозможно остановиться, а когда перевернешь последнюю страницу, становится грустно: так жалко расставаться с уже полюбившимися тебе героями.

Обратите внимание

Особенностью булгаковских произведений является то, что они во многом автобиографичны. Не является исключением и роман «Мастер и Маргарита».

В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а o прототипом Маргариты явилась любимая женщина писателя — его жена Елена Сергеевна. Не случайно тема любви — одна из главных, основных тем романа. Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человеческом чувстве — о любви, о бессмысленности сопротивления ей.

Мастер и Маргарита безумно любят друг друга. Неудачи Мастера приносят мучительные страдания не только ему, но и Маргарите. Чтобы избавить свою любимую от страданий, Мастер решает уйти из дома, полагая, что этим он облегчит жизнь Маргарите.

Но его уход не только не уменьшает страданий Маргариты, а, наоборот, в несколько раз увеличивает их. Уход Мастера был тяжелейшим ударом для нее. Она заключает сделку с сатаной, становится ведьмой, и Воланд возвращает ей возлюбленного. Булгаков говорит о том, что невозможно противостоять любви.

Настоящей любви не могут помешать никакие преграды.

На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Например, проблема человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжался судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека.

Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием.

Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что говорит о Понтий Пилате Воланд:

«Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность.

Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит.

Важно

Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу».

И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Заслуживает внимания в романе и тема чрезмерной самоуверенности, самоупоенности, безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной ассоциации, Михаил Александрович Берлиоз.

Берлиоз не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он.

Берлиоз хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус: плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и все рассказы о нем — просто выдумка. » ' .

«Нет ни одной восточной религии, — говорил Берлиоз, — в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор».

Берлиоза не может переубедить никто и ничто. Какими бы убедительными доводы о существовании Христа ни были, он стоит на своем. Не мог переубедить Берлиоза и Воланд. Сколько ни говорил Воланд о том, что Бог есть, Берлиоз не хотел менять своих взглядов и упрямо стоял на своем. За это упрямство, за самоуверенность Воланд решает наказать Берлиоза и предсказывает ему смерть под колесами трамвая.

На страницах романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт и нравы, повседневную жизнь и заботы. Воланд прилетает для того, чтобы посмотреть, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И буквально забрасывает людей деньгами, одевает в дорогие одежды.

Но не только алчность и жадность присущи им, населяющим столицу. В них живо и милосердие. Достаточно вспомнить эпизод, случившийся на том необычном сеансе, когда ведущему программы Бенгальскому Бегемот срывает голову с плеч. Увидев ведущего без головы, москвичи сразу же просят Воланда вернуть голову Бенгальскому.

Вот как словами Воланда можно охарактеризовать жителей Москвы того времени.

Совет

«Ну что ж, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди, любят деньги; но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Роман очень обширен по своей проблематике и охватить все конечно же невозможно. «Мастер и Маргарита» — роман о большой любви, о добре и зле, об одиночестве в толпе, о репрессиях, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах.

Читайте также:  Сочинение влияние музыки на человека егэ 11 класс

О романе можно говорить бесконечно, и все равно словами всего не скажешь. Я очень люблю этот роман за то удивительное добро, которое он излучает, за то потрясение, которое испытываешь при его чтении. Мне кажется, «Мастер и Маргарита» — бессмертное произведение. Его будут читать и ценить во все века и времена. Это редкое сочетание ума, души и таланта.

bulgakov/master_i_margarita_17/

Источник: http://www.testsoch.info/master-i-margarita-svoeobrazie-romana-mixaila-bulgakova-master-i-margarita/

Трагедия Мастера по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. В бесконечно сложной структуре “Мастера и Маргариты” автору романа о Понтии Пилате принадлежит особая роль, как человеку, перевернувшему жизнь Ивана Бездомного, Маргариты.

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея Мастером.

Работая над своим произведением о “жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате”, Мастер тем самым выполняет завет Бога.

Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожествапришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, “чего ни хватишься, ничего нет”. В этом мире божественный дар Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное.

Латунский, ловкий литературный критик, отлично чувствующий, откуда дует ветер, обрушивается на книгу, которую прежде него разносят другие критики. Алоизий Могарыч пишет донос на опального писателя и оставляет Мастера без крова.

Характерно, что прибежищем Мастера после этого становится клиника для душевнобольных. Этот момент сюжета, с одной стороны, связан с темой бесчисленных “психушек”, куда убирали неугодных советским властям людей, с другой – показывает, что гений часто воспринимается как безумец, а внутренние законы, по которым он живет, непонятны толпе и воспринимаются ими как сумасшествие.

Тема творчества и тема любви переплетаются в повествовании, так как сами эти понятия связаны с возвышенным состоянием человеческой души. Удивительный, раздвоенный образ Маргариты вносит в жизнь Мастера и божественное, и дьявольское. Недаром Булгаков показывает ее до встречи с Воландом “косящей на один глаз ведьмой, украсившей себя ветками мимозы”.

Обратите внимание

Но, как известно, все сатанинское, связанное с Воландом, выступает в романе в особом качестве: это та сила, “что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Одним движением Воланд наводит порядок в перевернутом мире, где процветали римские, лиходеевы и варенухи, но нельзя с уверенностью говорить о том, что встреча с сатаной становится безусловным благом для Мастера и Маргариты.

Да, Маргарита, продавшая свою душу дьяволу и приняв облик ведьмы, сумела вызволить Мастера из заточения.

Но, получив все назад, – возможность снова жить в своем доме, нетронутые огнем рукописи, – сам Мастер отказывается писать о чем бы то ни было.

Маргарита нашептывает на ухо своему возлюбленному, что все вернулось и все возможно: и творчество, и любовь, и жизнь, – но Мастер требует лишь покоя. Предвидя это, Левий Матвей просит для Мастера именно покоя, выражая высшую волю Господа.

Момент ухода в иную жизнь полон печали: “Боги, Боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает, это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, зная, что одна смерть его успокоит…”.

Но не так уж печальна история Мастера на земле: он оставляет на ней свой след, и не только в его романе, неподвластном огню, но и в душе Ивана Бездомного, который стал другим человеком, достойным учеником своего мудрого, бесконечно счастливого и бесконечно страдающего учителя.

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью.

Важно

Фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, его творчество лишено компромиссов, поэтому он “не заслужил света, но заслужил покой”. И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи “негорящими”, что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tragediya-mastera-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое.

Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок.

Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется.

А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному.

Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь.

Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером.

При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей.

Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры.

При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь.

Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Проблема творчества

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже.

А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния.

В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем.

И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья.

Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими.

Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей.

Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Источник: http://sochinyshka.ru/problemy-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании.

Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых — «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями.

Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал», — вот так в нескольких словах Борис

Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах.

Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман.

При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.

Совет

Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег»,

«Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия».

Читайте также:  Сочинение кино в нашей жизни (в жизни человека) на русском языке

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея Мастером.

Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога.

Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дар

Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество.

Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературную ниву” и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента.

Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому не готов.

Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.

Обратите внимание

Однако Мастер был единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

“У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”. “А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него”.

Но возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому?
Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Но все-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!

Для писем: katerina-post@yandex.ru

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=82065

Любовь Мастера и Маргариты в романе М.А Булгакова

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» уникален. Он поражал и поражает читателей и критиков своей необычностью. Авто проводит в нем три сюжетные линии – исторический сюжет о Понтии Пилате, фантастические сатирические проделки Воланда и его свиты, и, наконец, лирическая линия — душевные переживания Мастера, его трагедия и самоотверженная любовь Маргариты к нему.

Мастер представлен в романе как автор “не горящей рукописи” и как возлюбленный главной героини — Маргариты. Этот герой во многом похож на самого автора.

Cначала он был историком, а потом внезапно почувствовал писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось.

Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, символизируют тревожное предзнаменование. Они как бы предупреждают о том, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми.

Важно

Мастер — философ, олицетворяющий в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита является олицетворением любви.

Встретив Маргариту, мастер понял, что нашел родственную душу, его поразило «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Он признается «Любовь выскочила перед нами и поразила нас сразу обоих!».

«Уже в первые дни они пришли к заключению, что столкнула их сама судьба и что созданы они друг для друга навек».

Роман, который пишет Мастер, стал для Маргариты главной целью ее жизни. Когда Мастер работал, Маргарита «нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь».

«Я всю жизнь вложила в эту твою работу», — говорит Маргарита Мастеру. Поэтому она испытывает такую сильную ненависть ко всем, кто отверг роман Мастера.

Став ведьмой, она громит квартиру критика Латунского и других жильцов «дома Драмлита».

События, происходящие с книгой Мастера, влияют и на отношения Мастера и Маргариты: «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике, на полу у печки и смотрели в огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять».

Случилась трагедия: роману Мастера не суждено быть напечатанным, он разгромлен критиками. Это событие остановило жизнь влюбленных. А потом следует тяжелая болезнь Мастера и его внезапное исчезновение на многие месяцы.

Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, что уже не будет никогда.

Она настолько безгранично любит своего избранника, что готова на все, только бы еще раз увидеть этого человека или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже самой невероятной ценой: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” — думает она.

Совет

Она соглашается на предложение Азазелло о встрече с Воландом.. Ради своей любви эта женщина самым фантастическим образом оборачивается ведьмой.

Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны — испытания, которым подверг Маргариту Воланд. Но нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда — Мастер и Маргарита вместе.

Маргарита, продавшая свою душу дьяволу и принявшая облик ведьмы, сумела вызволить Мастера из заточения. Но, получив все назад: возможность снова жить в своем доме, нетронутые огнем рукописи, — Мастер отказывается писать о чем бы то ни было. Ни Иешуа, ни Пилат его больше не привлекают. За встречу с сатаной Мастер и Маргарита платят своей земной жизнью.

Печален момент их ухода в иную жизнь: “Боги, Боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает, это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, зная, что одна смерть его успокоит…”.

Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле!

Сочинения по теме:

  • Анализ мира искусства по роману «Мастер и Маргарита». сочинение
  • Анализ мнимых и истинных ценностей в романе «Мастер и Маргарита». сочинение
  • Идеи справедливости и милосердия в романе «Мастер и Маргарита». сочинение
  • Человеческая личность по роману «Мастер и Маргарита». сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/lubov-mastera-i-margarity-v-romane-m-a-bulgakova

Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита

    Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. 
    В 1937 году М.А. Булгаков решил вернуться к роману “Инженер с копытом”, который стал называться “Мастером и Маргаритой”, нужно было закончить его. 
    Эпиграф из трагедии И. В.

Гете “Фауст” говорит о том, что между произведениями есть связь. Эта связь прослеживается на протяжении всего романа. Хочу начать с трагедии “Фауст”. И.В. Гете проводит своего героя через все испытания, после них Фауст обретает внутреннюю гармонию.

Фауст находит главную цель в жизни — это служение людям, борьба против зла, в возможности видеть результаты своей борьбы. В конце трагедии Фауст умирает. Кто победил? Все-таки Фауст: он познал истинную цель жизни, ему больше ничего не нужно. 
    Мастер в романе является автором романа о Пилате.

Обратите внимание

Фауст у Гете переводит на немецкий язык Новый Завет (отрывок о Пилате). В виде пуделя проникает Мефистофель в дом Фауста:

    Так вот кто в пуделе сидел: 

     Школяр, в собаке сокровенный!

    Вспомним бал у Сатаны: Коровьев вешает на грудь Маргариты “изображение черного пуделя на тяжелой цепи”. Мастер боится погубить Маргариту, он говорит: “Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен”. Фауст тоже переживает за свою возлюбленную:

    Ах, даже к ней упав на грудь 

     И в нем заключив объятье, 
    Как мне забыть, как зачеркнуть 
    Ее беду, мое проклятье?

    В романе “Мастер и Маргарита” главных героев в последний полет увлекает Воланд. Фауста увлекает Мефистофель в “последний полет”. Как будто М. Булгаков рассказывает свою историю Фауста и Маргариты. В трагедии “Фауст” Мефистофель и Фауст спорят о смысле жизни, об истине, о добре и зле. 

    Мы не можем назвать Воланда только злым героем. Ведь в Библии (в Ветхом Завете) Сатана — не враг Бога и людей, а сила, которая совершает правосудие. Он исполняет волю Бога, он рассказывает Богу о зле, которое совершается на земле. Мефистофель говорит о своем назначении:

    Я — часть той силы, 

    Что вечно хочет 
    Зла и вечно совершает благо.

    Так кто же он? Благо или зло? С помощью Воланда в романе показаны все отрицательные качества человека: атеизм, лицемерие, подхалимство, жадность, пьянство, безделие, лживость. За эти пороки наказывает Булгаков своих героев: Берлиоза, Лиходеева, Никанора Ивановича и других.

Автор романа показывает мир литераторов, поэтов, писателей — мир лицемерия и лжи. Воланд наказывает их: Латунского, Мстислава Лавровича. Такие литераторы действительно были в жизни Булгакова: критик Осаф Литовский, Всеволод Вишневский. В образе Берлиоза Булгаков показал то общество, ведь в то время таких людей было много.

Мефистофель очень похож на Воланда, но имя “Воланд” упоминается в трагедии “Фауст” как одно из имен Дьявола. Мастер нам напоминает самого Булгакова, он написал роман о Понтии Пилате без давления, этот роман — труд всей жизни. Критики были настроены против Булгакова, ведь они не были свободны, они не могли создать такого произведения.

Булгаков верит: они будут наказаны, их наказывает Воланд. Воланд наказывает зло, хотя сам является “частью той силы”. 

    Роман “Мастер и Маргарита” — о борьбе двух противоположных сил: добра и зла. Добро и зло будут существовать вечно, а значит — между ними всегда борьба:

    Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной 

     Дитя, и муж, и старец пусть ведет, 
    Чтоб я увидел в блеске силы дивной 
    Свободный край, свободный мой народ!

    Булгаков пытается предупредить, что среди нас есть такие люди, как Берлиоз, Никанор Иванович, Алоизий Могарыч. Булгаков сумел высмеять, предостеречь, предугадать, он показал, что истинные герои не пойдут поклоняться таким людям. Они предпочли другое. 

    Михаил Булгаков — писатель с трагической судьбой. Его произведения стали известны только после его смерти. Но даже сейчас они актуальны. Он пострадал от своего времени, но и вознагражден. Его произведения читает весь мир, его имя известно всем. Герои его произведений долго будут жить в наших сердцах. Булгаков — один из лучших: “Талант его столь же очевиден, как социальная реакционность его творчества”. Свое сочинение я заканчиваю словами Воланда: “Рукописи не горят”.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/master-i-margarita/1576-faustovskaya-tema-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Сочинение на тему: ТЕМНОЕ И СВЕТЛОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

“Мастер и Маргарита” – очень необычная книга. В ней отсутствует стереотипное “разделение труда”, в соответствии с которым за темными силами закреп­ляется свершение зла, а светлые непременно несут до­бро.

Наверняка у многих безумно обаятельная нечис­тая сила вызвала протест, но еще большее количество людей просто упивается похождениями Коровьева и Бегемота, восхищается мрачным обаянием Воланда, осторожно симпатизирует клыкастому Азазелло.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа вечером аверченко

Очень сомнительно, чтобы хоть кого-нибудь оставил равнодушным финальный галоп конницы мессира; это описание сбивает читателя с ног, подхватывает в су­масшедшем вихре и только на краю провала, куда дья­вол со свитой обрушиваются, читатель оказывается ос­тавленным в покое.

Темное и светлое удивительно легко превращаются друг в друга на страницах “Мастера

и Маргариты”. Светлый вечер на Патриарших прудах заканчивается кровавой трагедией, жуткая гроза, накатившаяся на Ершалаим исчадием преисподней, оказывается достой­ной погребальной церемонией несчастному Иешуа, а город хоть ненадолго вымывается ею из жары.

Что в этом мире можно определить каким-нибудь одним цветом? Был ли злым поступок первосвященни­ка Каифы, который, зная, о чем говорит Иешуа, все­рьез опасается нарушения действующего порядка в городе и стране? Надо помнить, что лица, облечен­ные властью, привыкли мыслить совсем иными катего­риями. То, что для обывателя подлость, для политика зачастую – святая обязанность и средство спасения державы.

Или вот, скажем, Воланд устроил форменный по­гром в варьете. Но каждый из людей, попавший под его хлесткие “оплеухи”, так или иначе этого заслужи­вал, каждого из них следовало ткнуть носом в твори­мые безобразия, что Воланд с успехом и выполнил. В результате кое-кто угодил в психиатрическую ле­чебницу Стравинского,

Важно

кто-то был заброшен в Ялту, кое-кому довелось побывать в шкуре вампира. В сум­ме – довольно мрачно, хоть и справедливо.

Одно можно совершенно точно вынести из прочте­ния романа: темное и светлое настолько похожи и так сильно перетекают из цвета в цвет, что нужно каждо­му их проявлению давать собственную оценку. Иначе слишком просто заблудиться и увязнуть, как муха в тенетах.

Чтобы хоть немного рассмотреть проблему темного и светлого на страницах “Мастера и Маргари­ты”, стоит совершить неторопливую экскурсию по тек­сту, останавливаясь на ситуациях, которые стоят вни­мания.

Итак: “Однажды весною, в час небывало жар­кого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…” Мы начинаем экскурс, чтобы тут же остановиться. Мы помним, как Иван Без­домный и Михаил Александрович Берлиоз спорят с Боландом о существовании Иисуса Христа.

Помним мы и рассказ мессира, в который по традиции никто не поверил, за что и последовала немедленная кара. Бер­лиоз гибнет под трамваем, а Бездомный после нелепой погони за “иностранцем” и свитой попадает в сумас­шедший дом.

Тьма властно вторгается в Москву, дьявол в облике человека, едва успев появиться в городе, тут же зна­менует свое пришествие смертью. Не помогает изба­виться от тягостного ощущения ни солнце, ни весенняя жара.

Но одновременно и светлое проливается на сто­лицу во вроде бы настолько же мрачном повествовании Воланда про Понтия Пилата и Га-Ноцри. Ведь этот рассказ опровергает байки воинствующих атеистов.

В отличие от них, тьма не лжет.

В рассказе Воланда также хорошо видны колеба­ния прокуратора, которого вылечил от приступа голо­вной боли Иешуа. И здесь две противоположности бо­рются между собой, но случайный донос на философа вынуждает Понтия Пилата сделать выбор – пропо­ведник должен умереть, потому что посмел своими ре­чами зацепить кесаря, чего не следовало делать ни в коем случае.

Совет

Лавина безобразий в городе в дальнейшем вздыма­ется все сильнее. Директор варьете Степа Лиходеев никак не может вспомнить, когда это он успел подпи­сать соглашение с профессором черной магии Воландом. Но все необходимые документы подготовлены, контракты подписаны и остается только разрешить выступление.

Заканчивается все, разумеется, сканда­лом, но и здесь очень трудно найти правого и винова­того. Стоит просто сказать, что неумеренная жадность и жажда бесплатных благ до добра не доводили нико­го. Кое-кто не оберется позора, наверняка найдутся те, кто сумеет извлечь из инцидента выгоду.

А кое-кому он вовсе впрок не пойдет…

Носителем той самой многоликой тьмы в романе является Воланд – один из самых загадочных персо­нажей. Создавая этот образ, Булгаков отказался от традиционных представлений о дьяволе и злых демо­нах.

Романный Воланд категорически не походит на рогатого и хвостатого властелина преисподней. Он че­ловек не только по внешнему облику, но и по образу мысли.

И свита его вполне вписывается в типажи нор­мального московского общества (не считая, разумеет­ся, Бегемота, не укладывающегося ни в какие рамки).

Воланд недаром выдает себя за профессора черной магии. Дело в том, что магия, то есть колдовство, под­разумевает очень тонкое проникновение в душу, в психологию человека, подвергающегося магическому воздействию. Маги-шарлатаны делали это ради пуще­го эффекта. Мессир в эффекте не сомневается, но все – таки разворачивает то, что ныне называется “сцениче­ским шоу”.

А между тем варьете – это место состязания: Москва спорит с самим дьяволом – кто на данный мо­мент порочнее. И хорошо ли то, с какой алчностью москвичи и москвички хватают белье и обувь, ловят якобы настоящие червонцы, рвутся к искусителю на сцену. Жажда хватать, нести, наживаться на дармовщине… Определенно, москвичей в данном эпизоде нельзя назвать носителями светлого начала.

Что самое интересное, из заведомо светлых лично­стей в “Мастере и Маргарите” – один только Иешуа Га-Ноцри, да и того казнят слишком скоро и потому в дальнейшем от якобы прототипа Иисуса Христа ос­тается только ощущение его незримого присутст­вия – этакая улыбка Чеширского кота, становящаяся особенно заметной там, где бесчинствуют Коровьев и Бегемот.

Обратите внимание

Безусловно, это самые обаятельные бесы (или де­моны) из тех, которые выходили из-под пера разнока­либерных сочинителей в разное время. Во-первых, они безумно эффектны внешне: Коровьев очень силь­но режет взгляд своим клетчатым пиджачком, разби­тым пенсне и премерзкой улыбкой.

Также Коровьев прославился всенародно подхваченной поговоркой “подумаешь, бином Ньютона”, которую этот клетча­тый прохвост с удовольствием употребляет. Коровьев претерпевает метаморфозы за время действия романа дважды: в самом конце он, чье настоящее имя Фагот, показывает свое истинное обличье: “темно-фиолето­вый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”.

Кроме того, на балу Воланда он надевает фрак, а треснутое пенсне меняет на монокль. То есть вроде как остепеняется.

Бегемот даже этого делать не изволит. Он дурачит­ся, он играет, будто веселый черный кот, – это не его личина, а настоящее “Я”. Бегемотовские потехи, даже когда они совершенно разрушительны для окружаю­щих интерьеров и зданий, все равно вызывают у чита­теля улыбку.

И вновь забывается демоническая сущ­ность героя, снова нам радостно от того, что симпатяга Бегемот паясничает от всей своей души, наверняка немало утомленной столетиями балагурства. Ну никак не поворачивается при этом язык назвать черного кота порождением одной только темной стороны.

По лосня­щейся шерсти бестии слишком много бегает ярких озорных искорок – то ли бликов солнца, то ли звездо­чек, запутавшихся в ворсе. В придачу для бала сатаны он золотой пудрой украшает свои роскошные усы, ста­новясь еще ярче.

Бал ста королей – это следующий эпизод, на кото­ром следует остановиться. Это единственное место ро­мана, которое по-настоящему дышит атмосферой мра­ка. Образно говоря, тьму бала развеять не удастся да­же самому яркому свету.

Здесь все утрированно, все слишком грандиозно, а поскольку бал читатель видит глазами Маргариты, то и состоит он как бы из замечаний и советов приставлен­ного к Маргарите Коровьева, реплик Бегемота и личных впечатлений женщины, а они сумбурны и отдают легкой жутью.

Совсем легкой, но понятно, что Маргарите Нико­лаевне было бы куда приятнее еще немного полетать на швабре.

Умывание кровью и розовой водой, попугаи и тигры, оркестр под управлением самого Иоганна Штра­уса… Да одно только прибытие на бал скелетов и пре­вращение этих голых костяков в изящных гостей, каж­дый из которых при жизни успел побыть изрядным ду­шегубом, – уже порождает озноб.

Важно

И бал беснуется, и колено несчастной Маргариты уже невыносимо болит, а конца и края веселью не предвидится.

Апофеозом сатанинской вечеринки ста­новится превращение живой головы Берлиоза в чашу для питья и последующее убийство барона Майгеля… Впрочем, как раз его-то, доносчика и предателя, шпионящего за иностранцами, не слишком-то и жаль. Оче­редное темное пятнышко не кажется таким уж вызы­вающим.

Когда все заканчивается, наступает затишье, гости покидают “нехорошую квартиру” и вдруг оказывается, что Воланд со свитой и Маргарита выглядят чуть ли не идиллически. И никак не получается сказать: “Здесь дьявол, здесь нехорошее место”.

Тем более, что именно тут приходит очередь свое­образного рассвета, когда дьявол вдруг начинает тво­рить добро направо и налево. Зачастую в своей не­сколько жутковатой манере.

Но вначале Маргарита с благословения Воланда избавляет от наказания дето­убийцу Фриду.

Затем Воланд возвращает ей Мастера, по пути из города герои видят, как покидает свое зато­чение жестокий прокуратор Иудеи Понтий Пилат, многие века ждавший продолжения своего незакончен­ного разговора с Иешуа.

Очень забавным и тоже отнюдь не мрачным оказы­вается эпизод со стрельбой после бала, когда Азазелло поражает игральную карту под подушкой, а Бегемот убивает несчастную сову и ранит Галлу.

И еще один момент нельзя упустить. Это безобра­зия, творимые Бегемотом и Коровьевым в Москве.

Совет

Здесь все очень похоже на обеззараживание города, на очистку Москвы от мерзости и пакости, где может расплодиться дрянь вроде критика Латунского или Алоизия Магорыча.

И вот – горит дотла МАССОЛИТ, будто бы дом, зараженный бациллой бубонной чумы. Здесь гнездилась скверна. Теперь есть шанс, что хоть один из горе-литераторов призадумается над тем, по­чему погибло гнездилище культуры.

Самым страшным из свиты Воланда, безусловно, является Абадонна. Этот демон, исчадие войны, даже не утруждает себя человеческим поведением. Его очки закрывают смерть, сконцентрировавшуюся в глазни­цах.

Взгляд Абадонны – самый верный предвестник гибели, и нет от него спасения. Даже Маргарита, нахо­дящаяся под покровительством Воланда, не может разрешить себе взглянуть в глаза Абадонны. Однако Абадонна вряд ли темнее любого из свиты мессира.

Он честно и спокойно предупреждает всем своим видом: я – гибель.

Именно нестандартное расположение добра и зла в рамках шкалы ценностей романа делает “Мастера и Маргариту” особенно захватывающим произведени­ем.

Немногие литераторы были настолько же отваж­ны, немногие относились к дьяволу с явной до такой степени симпатией.

Мало какой автор позволял вер­шить судьбами даже положительных героев сатане, совершенно не беспокоясь за их бессмертные души и бренные жизни.

“Мастер и Маргарита” учит читателя тому, что со­вершенно необязательно жизнь делится на два цвета и цвета эти незыблемы. На примере героев романа мы познаем те стороны мира, которые доселе скрывались завесой искусственного страха, своеобразным табу. Одновременно при желании можно отыскать паралле­ли с тем временем, в которое жил и творил М. А. Бул­гаков, но не о том сейчас речь.

Роман ярко показывает нам, что добро может быть уничтожено вероломством, но при этом оно ос­тавит для людей нечто, способное служить будущим поколениям в качестве источника нового добра.

Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ и проповедник, бе­лоснежная душа – казнен. Но остались те, кто по­мнит его учение, сохранились записи Левия Матвея, ставшие Новым Заветом.

Обратите внимание

Покинули наш мир Мастер и Маргарита, но они всегда будут для нас теми героя­ми, которых мы будем разыскивать под обложкой книги вновь и вновь.

И то, что Воланд очень редко появляется в Москве, вовсе не означает, что город может так легко все спи­сывать на фокусы заезжего гипнотизера и забывать суровый урок, преподанный ему нечистой силой, ока­завшейся человечнее многих людей.

Темное и светлое в романе смешалось, не породив серой бесцветности. Расставить по полюсам происхо­дившее по ходу сюжета – означает совершить безна­дежную ошибку и, погрязнув в стереотипах, сознаться: мы ничего не поняли.

Так стоит ли заниматься попыт­ками систематизации для того, чтобы в результате в своих собственных глазах показаться глупцом.

Кто сказал, что завтра, если вдруг вам вздумается перечи­тать роман, вы не обнаружите, что система ваших жизненных ценностей взяла, да и поменяла местами “хорошо” и “плохо”.

Темное и светлое – это две неразделимые части единого целого. Роман Булгакова – лучшее средство это понять и дальнейшую свою жизнь строить, исходя из голоса средства и разума, а не стереотипов. И тем самым в мире на одного мастера станет больше. Не нужно повторять романа о Понтии Пилате. Нужно по­мнить, что Иешуа Га-Ноцри живет в каждом человеке, равно как и Воланд.

Нам не нужно уничтожать кого-то из них. Задача каждого человека – добиться гармонии между своими собственными тьмой и светом. Это возможно, и вряд ли разошлись здесь мнения двух антиподов – Иешуа и Воланда.

Глоссарий:

– автор и рассказчик в романе мастер и маргарита

– чему учит роман мастер и маргарита

– маргарита грешная или святая

– автор и рассказчик в романе мастер и маргарита сочинение

– маргарита грешная или святая сочинение

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-temnoe-i-svetloe-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector