Анализ пьесы островского доходное место

Краткий обзор пьес Островского

В 1857 г. вышло «Доходное место» Островского, разоблачающее тогдашний бюрократический строй с его чиновниками-взяточниками, продажными карьеристами, подхалимами. Пьеса эта была напечатана в журнале «Русская беседа».

В комедии сталкиваются две силы: пробуждающаяся новая общественная сила в лице Жадова и сила консервативных грубых традиций, представленная в лице самодура Вишневского и его сторонников – Юсова и Белогубова. Моральная победа остаётся за Кадовым.

В этой трактовке Жадова и в отрицательном изображении мира чиновников-взяточников и заключалось прогрессивное значение пьесы. Заслугой Островского явилось и то, что в его пьесах были представлены на суд общества не только мелкие, но и высокопоставленные чиновники.

Обратите внимание

В том же 1856 г. Островский совершил с научно-этнографической целью большую поездку по верховьям Волги (от Твери до Нижнего Новгорода), обогатившую его новыми ценными материалами для творческой работы. Собранного материала хватило ему на несколько драматических произведений. Лучшим из них была «Гроза», законченная автором в 1859 г.

В комедии «Не в свои сани не садись» выведен был, например, отставкой кавалерист Вихорез, промотавший своё состояние и намеревавшийся поправить дело выгодной женитьбой на купеческой дочери.

В произведениях второго периода творчества Островского галерея дворянских типов увеличивается.

Мы встречаем здесь и представителей титулованной знати, проматывающих остатки больших наследственных состояний, и искателей богатых невест, и авантюристок, рассчитывающих на «выгодную партию», и беспечных прожигателей жизни, и даже самых обыкновенных приживал у богатых купцов.

Целая группа таких представителей разорившегося барства выведена в комедии «Бешеные деньги».

Чебоксаров, лишившийся службы за то, что  «не знал различия между своими и казёнными деньгами», и теперь тщетно пытавшийся спасти своё последнее имение; дочь его Лидия, не желающая знать, «что значит дорого, что дёшево», и готовая торговать своей красотой; К у ч у м о в, промотавшийся аристократ, с грустью отмечающий, что  княжеские и графские дворцы перешли к «Петровым да Ивановым»; Т е л я т е в, беспечно прожигающий деньги в надежде на наследство со стороны «одиннадцати тёток и бабушек»; Глумов, интересующийся главным образом клубом и ресторанами, совершенно беспринципный человек, таковы колоритные фигуры этих представителей оскудевшего барства в комедии «Бешеные деньги». Чебоксаровых, Кучумовых, Телятевых и Глумовых объединяет то, что все они живут на «бешеные деньги», т. е. деньги, которые попадают к ним случайно и которые долго в их карманах не держатся.

В комедиях «Лес» (1871) и «Волки и овцы» (1875) мы встречаемся с другой разновидностью дворянской группы. Это помещицы Г у р м ы ж с к а я («Лес») и Мурзавецкая («Волки и овцы»). Они ещё сохранили видимость внешнего дворянского благополучия. У них есть имения, слуги, родственники, живущие на их счёт. Но моральное разложение коснулось и этих представителей последних «дворянских гнёзд».

Гурмыжская, развращённая барыня, занята всецело сзоими любовными похождениями и, несмотря на преклонный возраст, выходит замуж за недоучившегося гимназиста.

Важно

А Мурзавецкая, помещицаханжа, «барышня» лет шестидесяти пяти, не прочь использовать даже поддельные письма и векселя для поддержки пошатнувшегося благосостояния. В таком обличительном плаке рисует Островский дворян.

Много внимания в произведениях второго периода творчества Островский уделяет и изображению дельцов новой складки, пришедших на смену Большовым и Тит Титычам из Замоскворечья.

Таковы Васильков («Бешеные деньги»), Беркутов («Волки и овцы»), Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»). Это уже далеко не прежние невежественные самодуры вроде Большова и Дикого.

Наоборот, дельцы эти обычно образованны, знакомы даже с западноевропейскими порядками. Такоз, например. Васильков в пьесе «Бешеные деньги». Это расчётливый, энергичный делец.

Таков и Беркутов («Волки и овцы»), хищная натура которого подчёркнута даже в его фамилии, тип дельца из дворян, интересующегося глазным образом постройкой заводов, железнодорожными спекуляциями и приобретением лесных угодий. Это изворотливый, удачливый и смелый «рыцарь наживы я чистогана».

В трёх пьесах Островский с особенным сочувствием останавливается на художественной характеристике актёрской среды («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Провинциальные актёры влачили у нас тогда жалкое существование. Так называемое «светское» общество считало ещё тогда профессию «комедиантов» предосудительной и относилось к ней свысока, пренебрежительно.

Иначе смотрел на эту профессию Островский, близко знакомый с артистической средой. Идейность, чувство собственного достоинства, презрительное отношение к людям, привилегии которых основаны на богатстве и высоком общественном положении, любовь к искусству- вот те чувства, которые характеризуют лучших, представителей актерского мира у бстрозского.

Нравственное превосходство актёра Несчастлив ц е в а над пошлой средой провинциальных помещиков особенно сильно звучит в следующих его словах: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты вы. Мы, коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или дерёмся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом.

Совет

Азы? Вы всю жизнь толкуете о благе общестза, о любзи’к человечеству. А что вы сделали?»

Особое место в творчестве Островского и во всей русской драматургии занимает весенняя сказка «Снегурочка» (1873). Островский искусно использовал в «Снегурочке» богатство русской народной поэзии: обрядовые и лирические песни, поверья, свадебные приговоры местные преданья (например, о граде берендеев).

Несомненно также влияние на сказку Островского замечательного памятника русской литературы XII в. – «Слова о полку Игореве», которое можно почувствовать и в хоре гусляров, и в обращении Купавы к пчёлкам, хмелю и реке, напоминающем по форме плач Ярославны. Используя все эти источники, Островский по-своему переработал их – вложил в них своё содержание и создал подлинный поэтический шедевр.

* Основная мысль сказки Островского может быть выражена в следующих словах. Любовь – могучее чувство, свойственное всякому живому существу, чувство естественное и неизбежное. За краткий миг этого прекрасного, сзетлого чувства можно заплатить жизнью.

Жизнью своей заплатила за несколько счастливых мгновений любви и Снегурочка. Она была целомудренна и холодна. Но с наступлением весны и в её сердце проснулась потребность в любви и радости.

Мать-Весна напоминает ей, что любовь погубит её, но Снегурочка отвечает: * Пусть гибну я, любви одно мгновенье

* Дороже мне годов тоски и слёз…

Встретив Мизгиря, она полюбила его, и весь мир наполнился для неё незнакомым очарованием. Но недолго длилось её счастье. Вечный враг Деда Мороза – Ярило  Солнце – губит Снегурочку, и она умирает, растаяв, «как весенний снег».

Образ Снегурочки переносит нас в мир сказочной народной фантастики. Но жизнь берендеев, нарисованная в пьесе, воссоздаётся Островским в чертах зарисовок, хотя и во вкусе народнопоэтических исторических представлений: здесь и царь в «узорчатом кафтане», и бояре с боярынями, и скоморохи, и глашатаи, и народные игры, празднества и обычаи и т. п.

Образы Снегурочки, Леля, Купавы, царя Берендея и других овеяны в пьесе подлинной поэзией, а жалобы Купавы и её разговор с Берендеем принадлежат к лучшим поэтическим сокровищам русской драматической литературы.

Поэтические достоинства «Снегурочки» привлекли к себе внимание крупнейших русских композиторов – Чайковского и Рамского-Корсакова, написавших музыку на сюжет этой сказки.

Источник: https://tvory.br.com.ua/17327

Александр Островский – Пьесы (1850-70)

Свои люди – сочтёмся! (1850), Бедность не порок (1853), Доходное место (1856), Лес (1870)

Очень трудно назвать пьесы Островского комедиями, даже несмотря на утверждение автора, что это именно так. Сюжеты глубоко драматичные и вскрывают язвы общества, над которыми только и остаётся смеяться, поскольку исправить положение не представляется возможным.

Островский задевает точно такие же темы, о которых писали другие русские классики. Поэтому нельзя сказать о необъективности кого-то из них, если они не преследовали цель сформировать у потомков отличное от реального представление о нравственной стороне жизни во второй половине XIX века.

Обратите внимание

Многое осталось в прошлом, а что-то настолько присуще характеру русского человека, что останется с ним на века вперёд.

С ранних произведений до самых последних Островский обличал кумовство и положение женщин в обществе, рассказывал о несчастной любви и показывал честных людей, над которыми все смеялись, а они в нужде своей прогибались под чужое мнение, находя в этом единственный способ сладить с обстоятельствами.

Почему героини Островского часто видят выход из любого положения в собственной смерти? Им противна атмосфера совершеннолетия – отличная от всего того, к чему их готовили родители. Если кризис удаётся преодолеть, то девушка успешно трансформируется в уверенную в себе женщину, истинно верующую в правильность собственного воспитания.

От женщин не требуется работать – необходимо только томно вздыхать, дожидаясь мужа с работы, усиленно надоедая ему жалобами на низкий доход и требуя найти более прибыльное место.

Честный муж, желающий иметь скромный угол, где его порывы не будут никого ущемлять, будет долго терпеть, пытаясь перевоспитать жену под себя и найти для этого свободное время. Кажется, бедность не порок – вполне можно спокойно жить, не зная горя.

Ещё бы тебя не чурались родные, чьё нынешнее положение не позволяет им вспоминать об обнищавшей родне. Примерно именно по такому сценарию развиваются событиях в пьесах “Свои люди – сочтёмся!”, “Бедность не порок” и “Доходное место”, написанные Островским в первые годы творчества.

Островский противопоставляет честных людей аферистам, строя на этом драматические сюжеты. Положительные герои обязательно оказываются обманутыми, обворованными и остаются при своём, не смея проявить характер и вернуть потерянное.

Аферизм приобрёл размах – об этом тоже любили писать русские классики, используя возможность показать, как можно воспользоваться щедростью широкой русской души, которая боится потревожить чужой покой, жалобно глотая обиды из-за чувства внутренней гордости и не смея самой себе признаться в поруганном кем-то достоинстве.

Важно

Даже документ перед подписанием стыдно прочитать, боясь увидеть в глазах его подателя сарказм над глупой подозрительностью; Иуда Христа продал, а тот пригрел на сердце гниду. Нужно уметь настоять на своём, оставаясь при этом добропорядочным человеком.

Островский на это намекает, предлагая читателю задуматься над важностью чувствовать себя всегда правым и не давать никому ничего просто так без твёрдых гарантий.

Уважать себя и не совершать при этом глупых поступков – трудно. Раскрывая тему бедности и пороков, Островский довольно доходчиво объясняет девушкам прелести брака на пожилом мужчине, предлагая таким образом вытравить из сердца глупую любовь, подобную пробке от шампанского, что быстро взлетает и ещё быстрее опадает (как цинично подметил К. Прутков).

Пожилой отдаст девушке всё своё внимание, она для него будет единственной радостью, он не будет заглядываться на других и пропадать по вечерам с друзьями, да ещё и наследство вскоре оставит, тогда и живи в своё удовольствие. Но пока не изопьёшь первой любви – не узнаешь, а там уже будет поздно.

Придётся бедного мужа пилить за его неспособность зарабатывать необходимые деньги и отбиваться от принуждения брать работу самой. Предложив одной из героинь шанс стать счастливым человеком, Островский быстро взял слова обратно, понимая, что без счастья никакой радости ждать не стоит.

Редкая пьеса у Островского заканчивается хорошо для каждого действующего лица. Только за счастливым концом читатель чувствует обманутым уже себя.

Семейные отношения всегда представляют из себя большое полотно для художника, если тот способен подметить уникальные штрихи во взаимоотношениях людей. Умелые движения кистью сделают картину общественным достоянием – каждый сможет высказать личное мнение о таланте художника. У Островского писать подобные картины получалось весьма доходчиво.

Читайте также:  Анализ произведения срезал шукшина сочинение

Дополнительные метки: островский пьесы критика, островский пьесы анализ, островский пьесы отзывы, островский пьесы рецензия, островский пьесы книга, островский свои люди сочтёмся, островский бедность не порок, островский доходное место, островский лес, Alexander Ostrovsky, It’s a Family Affair-We’ll Settle It Ourselves, Poverty is No Vice, A Profitable Position, The Forest

Данные произведения вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
ЛитРес | Ozon

Совет

Это тоже может вас заинтересовать:
– Гроза
– Женитьба Бальзаминова
– На бойком месте
– Не было ни гроша, да вдруг алтын
– Поздняя любовь
– Бесприданница
– Последняя жертва
– “Обыкновенная история” Ивана Гончарова
– “Дворянское гнездо” Ивана Тургенева
– “Крейцерова соната” Льва Толстого

Источник: http://trounin.ru/ostrovsky50/

Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Доходное место»

На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни оставила пьеса А.Н. Островского «Доходное место». Почему же именно она?

Этот год юбилейный для автора пьесы, а изучение творчества основателя русского театра на уроках в школе совпало с гастролями в нашем городе артистов русского драматического театра им. М. Горького. На сцене ялтинского театра имени А.П. Чехова в их исполнении состоялся спектакль по комедии А.Н.

Островского «Доходное место». Ученики нашего класса побывали на театральном представлении. Среди них был и я. Я сидел на первом ряду возле сцены. Все притихли, занавес открылся, начался спектакль. Каждый актер работал профессионально, сразу стало заметно, что они очень хорошо чувствуют характер своего героя.

Артисты вошли в роль на все сто процентов. 

В центре действия мы видим старого важного чиновника Аристарха Владимировича Вишневского, который не брезгует ничем для увеличения своего капитала. Его женитьба на молодой женщине была не по любви, а по расчету. Зрители понимают, насколько они разные люди.

Разоблачая жену в измене, он узнает о том, что своим отношением к ней как к вещи, которую можно купить, продать, выгодно распорядиться ею, этот человек уже давно ненавистен Анне Павловне, хотя это было до определенного времени ему незаметно. Но наступает момент, когда его обман в документах делает его банкротом.

Кажущееся незыблемым и прочным его материальное положение терпит крах, и рассыпается как карточный домик и его семейное счастье. 

Только настоящие и искренние человеческие чувства могут лежать в основе прочного брака между людьми. Эту мысль драматург передает нам на примере молодого племянника Вишневского, Василия Николаевича Жадова, который стремится создать семью по любви и достичь благополучия честным трудом.

Обратите внимание

В сопоставлении двух мировоззрений и основной конфликт пьесы, который заставляет и современных зрителей переосмыслить свою собственную жизнь, свое отношение к окружающему миру, и в этом помогает нам русский драматург XIX века Александр Николаевич Островский.

После спектакля все зрители еще долго оставались под впечатлением, увиденного на сцене, были благодарны артистам за прекрасное исполнение ролей действующих лиц. 

Мне очень понравился спектакль «Доходное место», вся обстановка театрального действия поразила меня необыкновенной точностью, достоверностью.

Я убедился, что и в двадцать первом веке пьесы Островского — это настоящие «пьесы жизни», ведь и сегодня основные темы комедии — взяточничество, коррупция, неумение молодого человека найти свое место в жизни, круговая порука чиновников — звучит очень и очень злободневно.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-pyese-dokhodnoe-mesto.html

Александр Островский, «Доходное место»: краткое содержание, сюжет, главные герои

Одним из наиболее выдающихся российских драматургов является Александр Островский. «Доходное место» (краткое содержание произведения будет предметом настоящего обзора) – это пьеса, которая занимает видное место в его творчестве.

Она вышла в свет в 1856 году, однако до постановки в театре была допущена лишь через семь лет. Существует несколько известных сценических постановок произведения. Одна из самых популярных – работа М. Захарова с А.

Мироновым в одной из главных ролей.

Время и место

Старую Москву действием некоторых своих известных сочинений выбрал драматург Островский. «Доходное место» (краткое содержание пьесы должно начинаться с описания утра главных героев, так как именно в этой сцене читатель знакомится с ними и узнает об их характерах и социальном положении) – произведение, которое не стало исключением.

Также следует обратить внимание на время событий — первые годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в обществе назревали серьезные перемены в экономической, политической и культурной сферах. Данное обстоятельство всегда следует помнить при анализе данной работы, так как автор отразил этот дух перемен в повествовании.

Вступление

Настоящим мастером описания и изображения быта и жизни среднего сословия является Островский. «Доходное место» (краткое содержание этой новой работы писателя необходимо разбить на несколько смысловых частей для удобства понимании композиции) – пьеса, в которой нашли отражение основные творческие принципы драматурга.

В начале читатель знакомится с главными действующими лицами этой истории: Вышневским, старым болезненным человеком, и его молодой привлекательной женой Анной Павловной, которая несколько кокетлива.

Из их разговора становится ясно, что отношения супругов оставляют желать лучшего: Анна Павловна холодна и равнодушна по отношению к своему мужу, который очень этим недоволен.

Он убеждает ее в своей любви и преданности, однако жена по-прежнему не обращает на него никакого внимания.

Завязка интриги

Остроумную социальную критику с тонким юмором мастерски сочетал в своих пьесах Островский.

«Доходное место», краткое содержание которого нужно дополнить указанием на то, что послужило толчком к развитию сюжета, – это произведение, которое считается одним из лучших в творчестве автора.

Началом развития действия можно считать получение Анной Павловной любовного письма от немолодого мужчины, который, впрочем, был уже женат. Хитрая женщина решает проучить незадачливого поклонника.

Появление других персонажей

Пьесы Островского отличаются динамичностью развития сюжета с акцентом на высмеивание социальных пороков людей среднего сословия. В рассматриваемом произведении читатель знакомится с типичными представителями городской бюрократии, которые представлены подчиненными Вышневского, Юсовым и Белогубовым.

Первый уже стар годами, поэтому он опытен в ведении делопроизводства, хотя занятия его, очевидно, не являются чем-то выдающимся. Однако он пользуется доверием начальника, чем очень гордится.

Второй находится в непосредственном его подчинении. Он молод и несколько неопытен: так, Белогубов сам признается, что не очень хорошо разбирается в грамоте.

Важно

Тем не менее молодой человек намерен неплохо устроить свою жизнь: он метит в столоначальники и хочет жениться.

В рассматриваемой сцене чиновник просит Юсова похлопотать о его повышении в должности, и тот обещает ему свое покровительство.

Характеристика Жадова

Пьесы Островского известны в русской литературе тем, что в них представлена целая галерея портретов современной драматургу эпохи. Образ племянника Вышневского получился у автора особенно колоритным.

Этот молодой человек живет в доме дяди, служит у него, однако намерен добиться самостоятельности, так как презирает образ жизни его семьи и окружения. Кроме того, с самого первого своего появления поднимает на смех Белогубова за его плохое знание грамоты. Также читатель узнает, что молодой человек не желает выполнять черную писарскую работу под начальством Юсова.

За такую независимую позицию дядюшка хочет прогнать племянника из дома, чтобы он сам попробовал жить за маленькую зарплату. Вскоре становится ясной и причина такого поведения: Жадов сообщает своей тетушке, что намерен жениться и жить своим трудом.

Ссора дяди с племянником

«Доходное место» – пьеса, которая основана на идее противостояния молодого и старшего поколений. Эту мысль автор обозначил уже в первой части произведения, когда наметил принципиальную разницу в жизненных позициях Жадова и служащих его дяди.

Так, Юсов высказывает недовольство его работой и выражает надежду, что Вышневкий уволит его за пренебрежительное отношение к службе. Это наметившееся противостояние доходит до финальной точки в сцене открытого конфликта дяди с племянником.

Первый не хочет, чтобы Жадов женился на бедной девушке, однако молодой человек, разумеется, не желает уступать. Между ними происходит бурная ссора, после которой Вышневский грозит племяннику порвать с ним родственные отношения.

Он узнает от Юсова, что невеста Жадова – дочь небогатой вдовы, и убеждает последнюю не выдавать дочь за него.

Новые герои

Столкновение старых порядков и новых веяний мастерски изображал в своих произведениях Островский.

«Доходное место» (анализ пьесы может быть предложен школьникам в качестве дополнительного задания по творчеству драматурга, так как она является знаковой в его творческой карьере) – произведение, в котором эта мысль проходит красной нитью через повествование.

Перед вторым актом ее прямо озвучивает Юсов, который выражает опасение из-за смелости и дерзости современной молодежи и восхваляет образ жизни и действия Вышневского.

Во втором действии автор знакомит читателя с новыми персонажами — вдовой Кукушкиной и ее дочерями: Юленькой, помолвленной с Белогубовым, и Полиной, возлюбленной Жадова. Обе девушки несмышленны, слишком наивны, а их мать думает только о материальном положении будущих супругов.

В этой сцене автор впервые сводит героев вместе, и из их разговора мы узнаем, что Полина искренне любит Жадова, однако это не мешает ей думать о деньгах. Жадов же мечтает о независимой жизни и готовится к материальным трудностям, к чему пытается приучить и невесту.

Описание Кукушкиных

Кукушкину автор изобразил как практическую женщину: ее не пугает вольнодумство главного героя. Она хочет пристроить своих бесприданниц и уверяет Юсова, который предостерегал ее от свадьбы, что Жадов ведет себя дерзко из-за того, что он холост, но женитьба, дескать, его исправит.

Почтенная вдова в этом отношении мыслит очень по-житейски, очевидно, исходя из собственного опыта. Здесь же следует сразу отметить принципиальную разницу между двумя сестрами: если Юля не любит Белогубова и обманывает его, то Полина искренне привязана к своему жениху.

Судьбы героев через год

Главный персонаж комедии Островского «Доходное место» Жадов женился по любви на женщине, которую обожал, однако которая по своему развитию уступала ему. Полина хотела жить в сытости и довольстве, однако в супружестве познала нищету и бедность. Она оказалась неготовой к такой жизни, что, в свою очередь, разочаровало Жадова.

Об этом мы узнаем из сцены в трактире, где год спустя сходятся основные персонажи пьесы. Сюда же приходит Белогубов с Юсовым, и из их разговора читатель узнает, что у первого дела идут превосходно, так как он не брезгует брать взятки за свои услуги. Юсов хвалит своего подопечного, а Жадова поднимают на смех за то, что он не выбился в люди.

Белогубов предлагает ему деньги и покровительство, однако Жадов желает жить честным трудом, и поэтому с презрением и негодованием отвергает это предложение. Однако ему самому очень плохо от неустроенной жизни, он выпивает, после чего половой выгоняет его из трактира.

Семейная жизнь

Правдивое описание мещанского быта присутствует в пьесе «Доходное место». Островский, сюжет произведений которого отличается достоверностью изображения характерных явлений социальной действительности середины девятнадцатого века, очень выразительно передавал дух своей эпохи.

Четвертое действие пьесы посвящено, в основном, семейной жизни Жадовых. Полина чувствует себя несчастной в убогой обстановке. Она тем острее ощущает свою бедность из-за того, что ее сестра живет в полном достатке, а муж ее всячески балует.

Читайте также:  Анализ главы чудово из произведения радищева путешествие из петербурга в москву

Кукушкина советует дочери требовать от мужа денег. Между ней и возвратившимся Жадовым происходит ссора. Тогда Полина, следуя примеру матери, начинает требовать у мужа денег.

Тот призывает ее терпеть бедность, но жить честно, после чего Полина убегает, но Жадов возвращает ее обратно и решается идти к дяде просить себе место.

Финал

Неожиданно счастливой развязкой завершается пьеса «Доходное место». Островский, жанр которого – преимущественно комедия, умел даже в юмористических зарисовках показать общественные пороки современности.

В последнем, пятом, действии Жадов униженно просит себе работу у дяди, однако в ответ последний вместе с Юсовым начинают высмеивать его за то, что он предал свои принципы жить самостоятельно и честным трудом, не воруя и не беря взяток.

Выведенный из себя, молодой человек заявляет, что среди его поколения есть честные люди, отказывается от своего намерения и объявляет, что больше не проявит слабости.

Совет

Полина мирится с ним, и супруги уходят из дома Вышевского. Последний между тем переживает семейную драму: интрижка Анны Павловны обнаруживается, и оскорбленный супруг устраивает ей сцену. Кроме того, он разоряется, а Юсову грозит увольнение. Произведение заканчивается тем, что с Вышневским случается удар от постигших его несчастий.

Итак, Александр Островский («Доходное место» тому яркий пример) в своих произведениях умело соединял исторические реалии и острую сатиру. Пересказанная нами пьеса может быть предложена школьникам для более углубленного изучения творчества писателя.

Источник: https://autogear.ru/article/270/118/aleksandr-ostrovskiy-dohodnoe-mesto-kratkoe-soderjanie-syujet-glavnyie-geroi/

Портал образования | А.Н.Островский. «Доходное место»

Автор: Боркивец Любовь Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «СШ»Земля родная»
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А.Н.Островский. «Доходное место»
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: полное образование

Дисциплина – литература.

Преподаватель- Любовь Сергеевна Боркивец.

Тема программы- «А.Н.Островский сегодня».

Тема занятия – «Почему нелегко быть честным? В чём актуальность этой темы

сегодня? » (По пьесе Островского «Доходное место».)

Цели занятия.

Образовательные: осмыслить основную нравственную проблему, поставленную

Островским в этой пьесе; вывести на диалог об актуальности проблемы сегодня и путей

её решения; закрепить навыки литературоведческого анализа драматического

произведения.

Развивающие: развивать потребность в познании себя и окружающих на примере

художественных произведений; нравственно-важные качества личности;

Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, осуществлять нравственное

воспитание на примере художественных произведений; демонстрировать актуальность

проблемы, поставленной автором произведения сегодняшнему дню, искать пути решения.

Тип занятия: практикум ( исследовательский, по С Г Манвелову )

Вид занятия: проблемный

Методы обучения: проблемный (диалогический, поисковый).

Содержание занятия.

В жизни каждого человека есть любопытное

…явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния бывают чрезвычайно

сильными…Человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе

путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям. Бойтесь безотчётных

влияний: особенно если вы не можете чётко отличать хорошего от плохого, если вам

нравятся похвалы и одобрения, какими бы они ни были: лишь бы хвалили.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром»

Информация для педагога. Группа делится на подгруппы (4-6человек), студенты

получают предварительное домашнее задание для всех. Выписать из текста пьесы реплики

персонажей, которые наиболее ярко и точно отражают их жизненную позицию.

Задания группам:

№1Каковы особенности конфликта в пьесе? Сделайте выводы. Перед каким выбором

поставлен герой пьесы?

№2 Пользуясь выписками реплик персонажей, выберите для каждого героя пьесы одну

ключевую реплику, которая могла бы быть начертана на его условном щите в качестве

жизненного девиза. Почему реплики героев актуальны сегодня?

№3 Найдите лексическое значение слов «конформист», «конформизм»,

«нонконформист», подумайте, кого в пьесе можно назвать нонконформистом и почему?

№4 В высказываниях каких героев отразились их представления о семейной жизни?

Подумайте, есть ли выход из ситуации, в которой оказался Жданов? Как бы поступил

Жданов, будь он нашим современником? Был бы он счастлив?

Преподаватель. Чем «Доходное место» отличалось от ранее написанных

произведений?

В конце 1856 года, лёжа дома со сломанной ногой, Островский работал над «Доходным

местом». Работа была непростой. После 1855 года обличительные пьесы так сказать

вошли в моду, и написать очередную уже не было делом чести. После выхода в свет пьесы

В.А.Сологуба «Чиновник»(одобренной императором) литератор и критик Дружинин едко

подметил: «Теперь вот как нужно писать пьесы. Благородный отец, дочь, кисейная

барышня её жених и губернская сплетница. Мы влюблены, мы счастливы, скоро свадьба.

Вдруг узнаётся, что жених взял взятку. Отец в гневе, дочь в отчаянии, свадьбе не бывать.

Драматическое положение: жених в недоумении, он взяток не берёт, он честен и.. о

радость! Всё напутала сплетница: он взял лишнюю взятку в преферанс! Всё кончается

благополучно ».

Так писать Островский не хотел. Но не хотел он и мириться с расхожим мнением: мол,

стоит ли пылать против взяточников благородным негодованием, если таков весь строй

жизни? Не лучше ли « влезть в кожу » этих людей, показать их внутренний мир,

продемонстрировать логику самооправдания…поговорить о взятке с «человеческой

стороны» … ведь те, кто «берут» не злодеи, не идолы порока, а просто люди, какими

кишат все суды, департаменты, канцелярии, каких легко встретить в любом трактире или

кофейне.. в любом «приличном доме» наконец.

В это время Островский уже снискал славу «Колумба Замоскворечья» — тем, что вывел

на сцену купечество, живущее в своём замкнутом мирке, по особым законам и правилам и

даже говорящие на своём особом языке. Но Островский чувствовал, что пора переходить в

другие сферы – за пределы купеческого Замоскворечья. Об этом ему уже говорили друзья,

коллеги по литературному цеху. Так, А.Ф.Писемский советовал: «На одной

среде(купеческой) ни один европейский и русский писатель не останавливался, потому что

это сверх творческих средств. Если мы и мастера первого разряда, то всё-таки в нас есть

столько душевных сил, чтобы переходить из одной среды в другую. Если ты этого не

можешь сделать, то знакомься всё больше и больше с купеческим бытом; или, наконец,

отчего ты не займёшься мужиком, которого ты, я знаю – знаешь. Говорят твоя новая

комедия из чиновничьего быта. Я радуюсь заранее».

Время показало, что Писемский радовался не зря. Впоследствии Л.Н.Толстой(который

был скуп на комплименты литераторам) сказал о «Доходном месте»: «Это огромная вещь

по глубине, силе, верности современного значения и по безукоризненному миру Юсова».

Да и сегодня «доходное место» — одна из самых актуальных пьес Островского, ибо

актуален положенный в её основу вопрос: легко ли быть честным? И можно ли быть

честным и счастливым?

Ответы на эти вопросы мы попытаемся сегодня найти.

Итак, по какому принципу и на какие группы можно разделить всех персонажей

пьесы? (ответы студентов)

Вышневский, Юсов, Белогубов, Кукушкина,

Юлинька

Взяточники и те, кто рассматривают

взяточничество как единственный источник

благосостояния чиновника и его семьи

Вышневская, полина, Мыкин, Досужев

Взяточничествокак образ жизни противен,

но они не могут противостоять

сложившемуся порядку вещей(Вышневская,

презирая мужа, пользуется его средствами;

Полина заставляет Жадова идти к дяде и

просить «доходного места»; Досужев

презирает купцов –клиентов и пьёт;

Мыкин отказывается от любимой девушки,

считая, что честный человек не может иметь

семьи и счастья).

Жадов

Стоит особняком в пьесе. Ещё не

определился. Книжным взглядам и идеалам,

усвоенным в пору студенческой юности ещё

предстоит пройти проверку жизнью

Педагог. Каковы особенности конфликта в пьесе? Перед каким выбором поставлен

герой Жадов? (ответы 1-ой группы).

Вариант ответа. В пьесе представлены следующие типы конфликта.

Внутренний

Внешний

Идеалы Жадова сталкиваются с прозой

жизни, теория – с практикой, стремление

жить честно- с любовью к молоденькой

жене и вполне понятным желанием угодить

ей, доставить приятные минуты.

А) социальный, общественный:

Жадов- взяточники, карьеристы;

Б) семейно-бытовой:

Жадов – Кукшина, Юленька, Полина.

Точка зрения Жадова: «Жена – помощница,

а не игрушка» — сталкивается с убеждением

Кукшиной и её дочерей в том, что жена

существо декоративное, пользы не

приносящее,

служащее только для «украшения дома» и

для всяческого ублажения.

В) любовный:

Жадов – Полина;

Г) нравственный:

идеалы Жадова не совпадают с идеалами

окружающих.

Островский поставил героя перед выбором: честная бедность и, возможно,

одиночество, разбитая любовь – и богатство, нажитое бесчестно.

Вариант ответа группы №2.

А.В.Вышневский

«Благородная бедность хороша только в

театре»; «спокойствие совести …не спасёт

тебя от голода»; «В обществе заметно

распространяется роскошь. А ваши

спартанские добродетели не живут вместе с

роскошью»; «Вот тебе общественное

мнение: не пойман — не вор»

Анна Павловна Вышневская

«Страдают не от одной бедности, страдают

и от богатства»

Аким Акимович Юсов

«Мальчишки стали нос поднимать»;

«Гордость ослепляет»; «Мне можно

плясать. Я всё в жизни сделал, что

предписано человеку »; «Посмеялся ты

нынче над пьяницей, а завтра сам, может

быть, будешь пьяница; осудишь нынче

вора, а может быть, завтра сам будешь

вором».

Онисим Панфилыч Белогубов

«Чисто одетый чиновник всегда на виду-с у

начальства».

Фелисата Герасимовна Кукушкина

«Умел жениться, умей и жену содержать

прилично»; «Для женщины нужно, чтобы

она всегда была одета хорошо, чтобы

прислуга была, а главное – нужно

спокойствие, чтобы она могла быть

отдалена от всего по своему благородству,

ни в какие хозяйственные дрязги не

входила».

Юлинька

«выйти замуж нехитро – эта наука нам

известна; надобно подумать и о том, как

будешь жить замужем»; «Нынче совсем не

такой тон. Нынче у всех принято жить в

роскоши»; «Деньги и хорошая жизнь

облагораживают человека»; «Человек

создан для общества»; « За что их даром

любить мужьёв- то»

Полинька

«Ещё Юлия кой-что знает, я так вовсе

дурочка»

Мыкин

«Нет, нашему брату жениться нельзя. Мы

работники»

Досужев

Питии вмерти, и не питии вмерти, так вже

лучше питии вмерти

Василий Николаевич Жданов

«Спокойствие совести может заменить для

меня земные блага»; « От равнодушия

недалеко до порока»; «для чего же нас

учили»

Ключевые реплики, которые могут быть начертаны на условном щите в качестве

жизненного девиза. (запись на доске и обсуждение)

«Вот тебе и общественное мнение: не пойман – не вор»;

«Страдают не от одной бедности, страдают и от богатства»;

«Посмеялся ты нынче над пьяницей, а завтра сам, может быть, будешь пьяница; осудишь

нынче вора, а завтра сам, может быть, станешь вором »;

«Умел жениться, умей и жену содержать прилично»;

«За что их даром любить мужьёв- то»;

«.. я так вовсе дурочка»;

«Нет нашему бату жениться нельзя. Мы работники»;

«Спокойствие совести может заменить для меня земные блага»

Вариант ответа группы №3. (Работа со словарями по терминологии проводится всеми

студентами заранее)

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка,

отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому

образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конформист — букв. Согласный.

Нонконформизм – в первичном значении отказ от общепризнанного религиозного

учения, требования реформы государственной церкви. Политический смысл термины

конформизм и нонконформизм приобрели в 60-80-е годы 20 века, когда на Западе

Читайте также:  Анализ повестей белкина пушкина

появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В

основном это вылилось в движения молодёжного протеста, хиппи, сексуальной

революции.

Делая вывод из вышесказанного, Жадова можно назвать нонконформистом.

Преподаватель. Прослушаем фрагмент из статьи Н.Добролюбова: «… С

половины пьесы он начинает спускать своего героя с того пьедестала, на котором он

является в первых сценах, а в последнем акте показывает его решительно

неспособным к той борьбе, какую он принял было на себя…»

Выскажите свою точку зрения: являются ли колебания Жадова и его приход к

дяде свидетельством его морального падения?

Вариант ответа. Добролюбов не прав. Жадов поколебался, но не упал. Он живой

человек, а не рыцарь без страха и упрёка. Пройдя через унижения, лишения,

разочарования в семейной жизни и своих педагогических способностях, осознав

бессилие и испытав острое чувство стыда, Жадов решает вернуть к былым убеждениям,

пусть даже ценой отказа от любимой. И это выстраданное решение, которое дороже, чем

книжный опыт. Жадов уже никогда не забудет нравственного урока, преподанного ему

жизнью.

В чём компромиссный способ разрешения конфликтной ситуации, в которую попал

Жадов? Можно ли найти выход из неё?(вариант ответа групп№4)

На первый взгляд разрешение конфликтной ситуации просто не может быть.

Однако, в речи сквозит возможность компромисса, который не почувствовал Жадов. Он

женился на простенькой, неразвитой барышне, воспитанной в семье, исповедующей

принципиально другие взгляды на жизнь. С другой женщиной он мог бы быть

действительно счастлив, она вела бы скромное хозяйство, он работал бы, они вместе бы

читали воспитывали детей, общались с единомышленниками.

Высказывания героев.

Жадов

«Я буду жить трудом»; «Я надеюсь, что

спокойствие совести может заменить мне

земные блага»; «Не верю тому, чтобы

честным трудом образованный человек не

мог обеспечить себя»; «Не хочу верить и

тому, что общество так развратно»; « Нет,

Полина, вы ещё не знаете высокого

блаженства жить своим трудом. Вы во всём

обеспечены. Бог даст, узнаете»; «Жена не

игрушка, а помощница мужу».

Жадов (со слезами)

«А ведь знаешь, что,Полина? Когда

хорошенькая жена да хорошо одета? И

хорошо с ней выехать в хорошем экипаже?

Ведь молодую, хорошенькую жену надо

любить, надо её лелеять..(кричит)Да, да, да,

надо её наряжать…Это легко сделать! (С

отчаянием) Прощайте юношеские мечты

мои! Прощайте великие уроки! Прощай моя

честная будущность! Пойдём к дядюшке

просить доходного места »

Жадов дяде

«Не все женщины таковы, как выговорите»

Вышневский

«Почти все. Есть, конечно, исключения, но

мудрено. Чтоб на твою долю выпало это

исключение. Для этого надобно пожить,

поискать, а не влюбляться, как ты, в первую

встречную »

Полина

«…Вот хоть сейчас голову на отсечение,

ничего не понимаю, что он говорит»; «Что-

то очень мудрено. Погоди. Может быть

вспомню только как бы не засмеяться, слова

такие смешные »; «Какое назначение

женщины в обществе? Про какие-то ещё

гражданские добродетели говорил. Я уж

инее знаю что такое. Нас ведь этому не

учили.»; «он должно быть в тех книгах

читал, которые нам не давали. Помнишь.. в

пансионе? Да мы, правда, никаких не

читали.»

Кукушкина

«Другой полоумный вдруг берёт

воспитанную барышню…и вдруг запирает

её в конуру какую-то! Что же, по- ихнему,

Из воспитанных барышень им хочется

прачек переделать? Уж коли хотят жениться,

так и женились бы на каких –нибудь

заблуждённых, которым всё равно, что

барыней быть, что кухаркой, которые из

любви к ним, рады будут себе и юбки

стирать, и по грязи на рынок трепаться. А

ведь есть такие, без понятия женщины».

Преподаватель. Итак, конфликт в пьесе «Доходное место» драматургом утрирован,

заострён. Островский пишет не трагедию, а комедию.

Настоящей безысходности нет. Честным быть нелегко, но можно! (развязка пьесы –

известие об отставке Юсова, и о том, что Вышневского отдают под суд, наглядно

показывает, как

преходяще

неправедно приобретённое благополучие).

Островский, на протяжении всего творческого пути, задавался вопросом: «Легко ли

быть честным? Что поддерживает человека и не даёт опуститься до уровня

безнравственности большинства?» И мы с вами попытаемся в своём сочинении-

рассуждении ответить на эти вопросы. (Домашнее задание)

Литература:

1.

А.Н.Островский пьеса «Доходное место».

2.

Д.С.Лихачёв «Письма о добром »/ Санкт-Петербург.- Изд. «Логос»,2007.

3.

Л.Г.Максидонова. Конспекты уроков «Русская литература 19века».-М.-2002

4.

Большой энциклопедический словарь.- М., Санкт-Петербург, 1997г.

5.

Словарь политических терминов.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4723

Доходное место

Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II.

Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую «богато меблированную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упрекает её в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть её равнодушие.

Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо, которое оказывается любовным посланием от немолодого человека, имеющего красавицу жену. Возмущённая Вышневская собирается вместе со знакомыми посмеяться над неприятным поклонником и уходит.

Появляется пришедший к Вышневскому с делами служащий в его департаменте старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Белогубов, молодой подчинённый Юсова. Заметно важничая, выходит от начальника Юсов и приказывает Белогубову переписать бумагу почище, сообщая, что в переписчики его выбрал сам Вышневский, довольный его почерком.

Обратите внимание

Это вызывает восторг Белогубова. Он лишь жалуется, что в грамоте не силён и за это над ним смеётся Жадов, племянник Вышневского, живущий у него в доме на всем готовом и также служащий под начальством Юсова. Белогубов просит места столоначальника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и объясняет просьбу желанием жениться.

Юсов благосклонно обещает и также сообщает, что недовольный племянником Вышневский намерен предложить ему покинуть дом и попробовать самостоятельно пожить на десятирублёвое жалованье.

Появляется Жадов, чтобы поговорить с дядюшкой, но ему приходится ждать в обществе Белогубова и Юсова, который ворчит на него и упрекает в чрезмерных амбициях и нежелании выполнять чёрную канцелярскую работу. Появившейся тётушке, с которой он дружен, Жадов сообщает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим трудом.

Тётушка высказывает сомнение в том, что молодая жена захочет жить в бедности, но Жадов думает её воспитать по-своему, уверяет, что, как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «миллионной доли тех убеждений, которыми 

Продолжение после рекламы:

Вышневский расспрашивает Юсова, на ком собирается жениться его племянник, узнает, что на одной из дочерей небогатой вдовы чиновника Кукушкиной.

Вышневский и поручает предупредить вдову, чтоб она не губила дочери, не отдавала «за этого дурака». Оставшись один, Юсов бранит новые времена, когда «мальчишки стали разговаривать», и восхищается «гением» и размахом Вышневского.

Однако выражает опасение из-за того, что он «в законе не совсем твёрд, из другого ведомства».

Второе действие происходит в небогатой гостиной в доме вдовы Кукушкиной. Сестры Юленька и Полина разговаривают о своих женихах. Выясняется, что Юленьке не нравится Белогубов («дрянь ужасная»), но она рада-радёхонька хоть за него выйти, чтоб избавиться от воркотни и попрёков матери. Полина говорит, что влюблена в Жадова.

Важно

Появляющаяся Кукушкина принимается пилить Юлию за то, что Белогубов долго не делает предложения. Выясняется, что Белогубов намерен жениться, как только получит место столоначальника.

Кукушкина удовлетворена, но в завершение беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поминутно и точите, чтоб денег добывали».

Приходят Белогубов с Юсовым. Кукушкина, оставшись наедине с Юсовым, просит места для Белогубова, тот обещает. Юсов предупреждает Кукушкину о «неблагонадёжности» и «вольнодумстве» жениха Полины Жадова.

Но Кукушкина уверена, что все «пороки» Жадова «от холостой жизни», женится — переменится. Появляется Жадов, старшие оставляют молодых людей наедине с девушками. Белогубов беседует с Юленькой и обещает, что свадьба не за горами.

Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она искренне любит Жадова, честно рассказывает о своей бедности, о том, что дома у них «все обман». Однако спрашивает Жадова, есть ли у него знакомые купцы, которые, по словам Белогубова, будут делать им подарки.

Жадов объясняет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое блаженство жить своим трудом». Жадов объясняется в любви и просит у Кукушкиной руки Полины.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Третье действие происходит в трактире, примерно через год. Входят Жадов и его университетский товарищ Мыкин, пьют чай и расспрашивают друг друга о житье. Мыкин учительствует, живёт, «сообразуясь со средствами», холостяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», — поучает он Жадова.

Жадов оправдывается тем, что очень полюбил Полину и «женился по любви. Взял девушку неразвитую, воспитанную в общественных предрассудках», и жена страдает от бедности, «дуется немного, а иногда поплачет».

Совет

Появляются Юсов, Белогубов и двое молодых чиновников, пришедших покутить по случаю удачного дела, принёсшего «куш» Белогубову, который угощает компанию. Он добродушно пытается пригласить и «братца» Жадова (теперь они родственники по жёнам), но тот довольно резко отказывается.

Юсов формулирует своеобразную этику взяточника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей молодёжью Юсов пускается в пляс и произносит речь о своих добродетелях: отца семейства, наставника молодёжи, благотворителя, не забывающего и бедных.

Перед уходом Белогубов «по-родственному» предлагает Жадову денег, но тот возмущённо отказывается. Чиновники уходят. К Жадову подсаживается стряпчий Досужев, иронически комментирует виденную сцену. Они пьют. Оставаясь один, захмелевший Жадов запевает «Лучинушку», половой выпроваживает его со словами: «Пожалуйте-с! Нехорошо-с! Безобразно-с!»

Четвёртое действие развёртывается в «очень бедной комнате» Жадова, где в одиночестве у окна сидит Полина, жалуется на скуку и запевает.

Приходит сестра, рассказывает, как успешно идут дела у её мужа, как Белогубов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возмущаясь, что он «нынешнего тону не знает. Он должен знать, что человек создан для общества».

Юлия дарит сестре шляпку и велит растолковать Жадову, что жена его «даром любить не будет». Оставшись одна, Полина восхищается умом сестры, радуется шляпке. Тут приходит Кукушкина.

Она бранит Полину, что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыдницей» за то, что у неё «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуждает о вреде умников, полагающих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка? Сами же его выдумали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!»

Появляется Жадов, Кукушкина принимается его бранить, а Полина ей поддакивает. Происходит ссора, Жадов просит тёщу уйти. Он садится работать, но Полина, помня уроки родных, принимается его пилить за отсутствие денег на удовольствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они ссорятся, и Полина уходит.

Обратите внимание

Жадов чувствует, что не в силах расстаться с женой, и посылает прислугу догнать Полину. Вернувшаяся Полина требует, чтобы он шёл к дядюшке просить доходного места. Жадов сдаётся, рыдая, он поёт песню взяточников из комедии Капниста «Ябеда».

Испуганная Полина готова отступить, но Жадов зовёт её вместе идти к Вышневскому.

Последнее действие возвращает нас в дом Вышневского. Вышневская в одиночестве читает письмо своего осмеянного поклонника, который сообщает ей, что в отместку за её поступок с ним перешлёт её мужу случайно доставшиеся ему письма Вышневской к молодому чиновнику Любимову.

Она даже не испугана, собирается упрекнуть мужа в том, что он купил её у родных и сломал ей жизнь. В это время появляется Юсов, бормоча туманные фразы о превратностях судьбы и губительности гордости.

Наконец выясняется, что Вышневского «за упущения» и «открывшиеся недостатки сумм» отдают под суд, а осторожный Юсов говорит, что сам-то он «не подлежит большой ответственности», хотя при нынешних строгостях его, пожалуй, отправят в отставку. Появляется Вышневский.

Гневно отталкивая выражающую сострадание жену, он обращается к Юсову: «Юсов! За что я погиб?» «Превратность… судьба-с», — отвечает тот. «Вздор! Какая судьба? Сильные враги — вот причина!» — возражает Вышневский. Затем он отдаёт Вышневской присланные ему письма к Любимову и называет её «развратной женщиной». В обширном монологе Вышневская отрицает обвинения.

Тут появляются Жадовы. Скрепя сердце Жадов смиренно просит ради жены доходного места. Поражённый Вышневский проявляет злорадный восторг от такого поворота событий. Они с Юсовым издеваются над Жадовым и в его падении видят суть нового поколения.

Жадов опомнился, говорит о своей личной слабости и о том, что в любом поколении есть честные люди, обещает, что более никогда не сойдёт с прямого пути, и, обращаясь к жене, он отпускает её на волю, если ей трудно жить в бедности, но Полина уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам родных.

Жадовы целуются и уходят, Вышневская напутствует их пожеланием счастья. Вбегает Юсов с сообщением, что у Вышневского удар.

Источник: https://briefly.ru/ostrovskij/dohodnoe_mesto/

Ссылка на основную публикацию