Анализ повестей белкина пушкина

Повести Белкина – художественный анализ

“Повести Белкина” (1830) включают пять произведений: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. К ним примыкает “История села Горюхина”. Повести широко охватывают современную Пушкину действительность.

В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства (“Метель”, “Барышня-крестьянка”), и армейских офицеров (“Выстрел”), и городских ремесленников (“Гробовщик”), и мелких чиновников (“Станционный смотритель”), и крепостного крестьянства (“История села Горюхина”).

Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину.

Наиболее значительной является повесть “Станционный смотритель”. Жизненная правда, теплое, сочувственноеотношение автора к “маленькому человеку”, мелкому чиновнику, на каждом шагу оскорбляемому людьми, высшими по чину и социальному положению,- вот что мы находим, читая повесть.

Обратите внимание

Рассказывая трагическую историю станционного смотрителя, у которого гусар Минский увез нежно любимую стариком дочь, единственную отраду в его тяжелой жизни, Пушкин раскрывает несправедливость общественных отношений, сложившихся при самодержавно-крепостническом строе.

Здесь человек расценивается по его положению в обществе, бесправие и постоянное унижение человеческого достоинства – участь бедных и нечиновных.

С едкой насмешкой Пушкин указывает на узакопенность таких порядков в помещичье-чиновничьей Руси: “В самом деле,- пишет он,- что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры, и слуги с кого бы начали кушанья подавать?”

Демократизмом и гуманностью проникнута эта повесть, так реалистически

изображающая жизнь и душевный мир простых людей. “Просто, коротко и ясно”, говоря словами Пушкина, написана эта повесть. Повесть “Станционный смотритель” своей направленностью, вниманием и сочувствием к “маленькому человеку” оказала сильное влияние на последующую русскую прозу, и прежде всего на “Шинель” Гоголя.

Резкую политическую сатиру на крепостничество представляет собой “История села Горюхина”, несмотря на то что она кажется на первый взгляд такой наивной и бесхитростной. Чего стоит, например, летопись, которую вел прадед Ив. П. Белкина: “4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 – корова бурая пала. Сенька за пьянство бит… 9 – дождь и снег.

Тришка бит по погоде”. Правление приказчика было еще хуже: “В три года Горюхино совершенно обнищало. Горюхино приуныло, базар запустел, песни Архипа Лысого умолкли, ребятишки пошли по миру”.

От “Истории села Горюхина” прямой путь ведет к “Истории одного города” великого сатирика Салтыкова-Щедрина и к произведениям Некрасова (“Кому на Руси жить хорошо” н др.).

Источник: https://rus-lit.com/povesti-belkina-xudozhestvennyj-analiz/

А. С. Пушкин

Образование 2 февраля 2018

В сентябре 1830 года Пушкин приезжает в имение отца в Болдино. Здесь он закончил последние главы «Онегина», написал несколько сцен и трагедий, около тридцати стихотворений и «прозою 5 повестей», о чем и сообщил в письме к Плетневу.

«Повести Белкина» (первое свое творение в прозе) Пушкин писал с наслаждением и увлеченно, «от вдохновения испытывая радость». В созданных в сентябре-октябре повестях чувствовалась зрелость таланта, сила и внутренняя свобода писателя. Это качество произведений сразу же отметили его современники.

Пушкин писал, что Баратынский «ржал и бился», читая их, а Кюхельбекер признался, что «от доброго сердца» смеялся и желал бы, чтобы их автор знал, что его произведения «рассеивали хандру его несчастного друга».

«Пять повестей»

Даже не самый глубокий анализ «Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с улыбкой и добрым юмором рассказал о последекабристской России и простых людях, их надеждах, разочарованиях, страданиях, повседневных мелких трагедиях и комических приключениях.

Пушкин отказался от авторства и передал его Ивану Петровичу Белкину, отставному офицеру, кроткому, доброму юноше. Интересовавшийся на досуге изящной словесностью, Белкин собрал от разных рассказчиков эти «простые» повести и обработал их по своему усмотрению.

Таким образом, настоящий автор этих историй скрывается за двойной цепочкой рассказчиков, что дает ему свободу повествования, возможность для сатиры и пародии и позволяет выразить свое отношение к ним.

Важно

Полный анализ «Повестей Белкина» показывает, что истории, входящие в цикл, очень занимательные. Но не все они веселые. Белкинский цикл включает пять произведений. Все они разнотипные, ни одна из этих повестей не похожа на другую. Есть среди этих историй серьезные и грустные.

Так, «Станционный смотритель» — серьезное и немножко грустное повествование, «Метель» и «Барышня-крестьянка» — отчасти шутливые, в «Гробовщике» также присутствует ирония, затрагивающая типичную русскую действительности, а «Выстрел» — это романтическая новелла с острым сюжетом и неожиданным финалом.

Поговорим об этих повестях подробнее.

«Выстрел»

Судя по дате 14 октября 1830 года, указанной автором, эта история была написана одной из последних в цикле «Повести Белкина». Анализ «Выстрела» начинаем с сюжетно-композиционных особенностей произведения.

Первоначально произведение состояло из одной главы и вместило жизненные впечатления самого автора, вплоть до автобиографических реалий (дуэль Пушкина с офицером Зубовым). Эпиграф повести «Выстрел» отсылает читателя к произведению Марлинского «Выстрел на бивуаке», где содержится мотив «отсроченного выстрела».

Закончив произведение 12 октября, автор приписал, что окончание потеряно. Лишь через 2 дня Пушкин присоединил вторую главу, композиционно повторяющую первую. Обе главы построены по принципу «таинственной новеллы».

В первой из них главный персонаж Сильвио хранит некую тайну. Во второй главе автор знакомит с новыми героями – графом и его женой, но читатель ждет разрешения тайны и его не оставляет чувство, что между совершенно разными людьми — графом и Сильвио, есть какая-то связь.

Тайна открывается во вставном рассказе графа. Таким образом, небольшая повесть композиционно оказывается сложной: два различных эпизода, а внутри каждого — дополнительный рассказ. При этом вторая предыстория продолжает первую.

Такое построение произведения расширяет временные границы и создает сюжетное напряжение. Дальнейший анализ «Повестей Белкина» показывает, что виртуозное построение повести «Выстрел» с разных сторон раскрыло облик главного героя.

Несмотря на то, что здесь немного действующих лиц, произведение кажется «густонаселенным», потому что в нем отображены разные социальные миры.

Видео по теме

«Метель»

Следующее произведение «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай – непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке.

Читайте также:  Анализ произведения шибалково семя шолохова

Для него это веселое приключение, для девушки — крах первой любви. Две сюжетные линии сходятся в конце произведения. Начинается повесть с небольшой экспозиции, в которой описывается жизнь одного поместья. Появляется бедный прапорщик, который не может рассчитывать на руку дочери хозяина поместья.

Совет

Они долгое время переписываются и решают обвенчаться втайне. По пути прапорщик попал в метель и добрался до церкви только под утро.

Тем временем проезжавший мимо гусар Бурмин решил подшутить и, представившись женихом девушки, которая была на тот момент очень больна и «подмену» жениха заметила только после венчания, обвенчался с ней и уехал нести службу.

Несколько лет девушка отвергает всех женихов и тут появляется красавец полковник. Марье Гавриловне он приглянулся, только жениться он на ней не может. У него есть жена, но вот ни имени ее, ни названия поместья, где она живет, не знает.

Бурмин рассказывает удивительную историю о том, как несколько лет назад пошутил над незнакомой девушкой. Возглас Марьи Гавриловны «Так это были вы!» говорит о счастливой развязке этой истории.

Повесть можно условно разделить на две части: «Марья Гавриловна и Владимир», «Марья Гавриловна и Бурмин». В каждой есть своя «изюминка».

Красота построения этой повести лишний раз подчеркивает гениальность ее автора, который безошибочно находил формулу, которая могла выразить его замысел. Ирония пронизывает всю историю, как и следующее произведение «Повестей Белкина» — «Гробовщик», анализ которой представлен ниже.

«Гробовщик»

Сюжетно повесть напоминает романтические произведения, но рассказывает далеко не о романтических вещах, а о типично русской действительности. Композиционно повесть «Гробовщик» делится на две части.

В первой повествуется о переезде главного героя и его знакомстве с соседями. Во второй рассказывается о снах гробовщика, где его навещают обманутые им мертвецы. Главного героя спасает только пробуждение. Заканчивается произведение тем же, чем начинается – семейными хлопотами.

В самой странной из пяти повестей автор рассказывает о страхе смерти.

Может потому и угрюм главный герой, что у него в доме помещаются гробы. На праздновании серебряной свадьбы даже предлагается тост за здоровье мертвецов. Не за их ли счет живет гробовщик? Он так благодарен им, что даже зовет их во сне на пир.

Обратите внимание

При встрече с первым своим покойником, уже превратившимся в скелет, у гробовщика от ужаса немеют и подкашиваются ноги. Ведь даже его он обманул, выдав сосновый гроб за дубовый. Как показывает анализ «Повестей Белкина», Пушкин в этом произведении показывает, какие потрясения нужно человеку пережить, чтобы перестать жить обманом.

Как заметил В. Гиппиус, «прелесть» этого произведения не только в «трезвой» правде, «но и трезвой иронии».

«Станционный смотритель»

В цикле несколько особняком стоит произведение «Станционный смотритель». Повесть близка по своей поэтике к сентиментализму. Об этом говорит характер героя и необычный финал, одновременно скорбный и счастливый.

Но тема маленького человека, которую поднимает автор, отличает произведение от традиционных сентиментальных повестей. Здесь хоть и нет прямого зла, но горе главного героя не становится от этого меньше. Напротив, оно обретает трагический характер.

Здесь нет отрицательных героев, все они хороши по-своему – и смотритель, и Дуня, и гусар. Но это не помешало случиться беде.

По своему характеру, произведение это не обличительное, а эпическое. В нем заметен глубокий философский взгляд автора на жизнь и мудрость большого художника. На протяжении всего произведения перед читателем разворачивается трагедия человека, который не склоняется перед судьбой и пытается спасти свою дочь.

Не в силах изменить или повлиять на ход событий, старый смотритель сходит в могилу от осознания собственного бессилия. А счастливый конец повести (ведь у Дуни все хорошо) еще больше подчеркивает разыгравшуюся перед читателем трагедию. В последнем «прости» дочери заключаются боль, раскаяние и страдание.

«Барышня-крестьянка»

В основе повести лежат романтические отношения Алексея и Лизы. Они являются детьми помещиков, враждующих друг с другом, но затем примирившихся. В повести нет и следа романтической поэтики. Здесь все просто – и герои, и любовь, и атмосфера деревенской жизни.

«Барышня-крестьянка» — легкая, жизнерадостная повесть со счастливым концом. Она построена на реально-бытовой основе. Между тем, этот шутливый, святочный рассказ по своему смыслу довольно серьезен.

Главный герой произведения готов переступить через социальные предрассудки, навязанные его дворянским титулом, и жениться на крестьянке. Их изобличение и отрицание — вот основная идея произведения.

Завершая анализ «Повестей Белкина», необходимо отметить, что они стали поворотным моментом в истории художественной прозы. Главная черта этих произведений – простота и сжатость изложения.

Важно

Автор избегает ненужных украшений и не дает объяснения поступкам своих героев. Но гениальный Пушкин всегда угадывает, как должен поступить тот или иной персонаж (в силу социальных навыков или индивидуальных качеств).

Поэтому читатель чувствует правду и видит реальных людей.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/270705/

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Анализ произведения

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Время создания

«Повести Белкина» — первое завершенное прозаическое произведение Пуш­кина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября.

Предисловие «От издателя» датируется второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года.

Сюжет и герои

Повествование ведется от имени добродушного, небогатого помещика Белки­на, вымышленного лица. Это придает повествованию впечатление полной до­стоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, ощутим голос самого Пушкина.

Главный герой повести «Выстрел» Сильвио — сильный и храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, этим напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина.

Ему приходится служить в армейском полку в скучной провинции, пить, играть в карты с не очень образованными офицерами. В жизни Сильвио есть тайна.

Читайте также:  Анализ особенностей литературного языка пушкина

Она раскрывается постепенно — из уст нескольких рассказчиков-участников событий: самого Сильвио, его соперника графа и молодого человека, который оказывается в разное время приятелем обоих.

Когда-то судьба столкнула Сильвио с красивым, богатым и знатным сослу­живцем, которому было счастье во всем: службе, чинах, деньгах, картах, любви.

Сильвио, теряя самообладание от зависти и злости, вызывает графа на дуэль, которая заканчивается для Сильвио унижением: граф демонстрирует полное безразличие к смерти, явившись к смертельной черте с черешнями, которые он спокойно ест, тогда как Сильвио полон гнева и раздражения.

Совет

Сильвио оставляет выстрел за собой, превращая всю свою последующую жизнь в ожидание сладкой мести: он ждет момента, когда его обидчику будет что терять, и он насладится страхом смерти в его глазах.

Сильвио дожидается этого момента. Отложенная дуэль состоялась. Он яв­ляется с пистолетами к счастливцу-графу в тот момент, когда тот счастлив, женат и дорожит своей жизнью. Происходит новый смертельный поединок.

Но Сильвио удовлетворен уже тем, что видит в глазах графа страх, поэтому стре­ляет вслед за соперником в картину, попадая точно в место выстрела графа. Этот двойной выстрел красиво ставит точку в этой истории. Герои остаются жи­вы. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа.

Но дальше жизнь Сильвио теряет смысл, поэтому он, участвуя в освободительном восстании гре­ков, погибает в битве с турками — как и положено романтическому герою.

Пушкин пародирует в этом рассказе обычную для того времени романтиче­скую повесть.

В повести «Метель» как бы пародируется романтическая баллада Жуковско­го: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.

Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна и ее избранник Владимир влюбляются и действуют по-книжному, в со­ответствии со схемами французских романов и немецких баллад.

Но реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая не­веста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве. Жизнь реальная оказывается гораздо суровее и прозаичнее.

И в то же время богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Марья Гавриловна обретает, нако­нец, свою реальную судьбу. Жизнь — царство случая. Комическая путаница с же­нихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

Обратите внимание

В «Гробовщике» пародируются страшные истории романтиков. Главный ге­рой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, которые прини­мают его приглашение и при свете луны собираются у гостеприимного хозяина. Гробовщик от ужаса лишается чувств — и просыпается.

Сама ситуация развивается нелепо: соседи неудачно подшутили над его мрачным ремеслом, приучившим его к повседневному общению со смертью и мертвецами.

Адриану обидно слышать попреки живых, но легко, будучи в состоянии обиды и опьянения, пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.

Но явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он обрадовался, узнав, что это был пьяный тяжелый сон, и спокойно продолжает жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией.

Романтические ужасы повести приземлены, странно и комически сочетаются с обычным петербургским бытом, коммерческими расчетами героя.

«Барышня-крестьянка» — маленькая изящная комедия положений с переодеваниями, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе.

Она в чем-то пародирует знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи.

Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники, благодаря судьбе и лукавой выдумке девушки находят друг друга.

По всей житейской мудрости отцам следует поженить детей и объединить состояния и земли. Но упрямая русская вражда мешает такому простому ре­шению. Пушкин живописует затейливую комедию и маскарад преображения барышни Лизы в крестьянку Акулину, простодушие романтически разочаро­ванного Алексея, влюбившегося в «простую» девушку.

Счастливое развитие дальнейших событий обеспечивает пугливость куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружи­лись и решили все за молодых. Сложные романтические ходы любви новых Ро­мео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств.

Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и роман­тизма.

Центр «Повестей Белкина» — «Станционный смотритель». По сюжету своему, выразительности, сложной теме и композиции это маленький, сжатый роман.

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери.

Важно

Станционный смотритель Самсон Вырин — старый заслуженный от­ставной солдат, человек добрый, честный, простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы.

Он маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Но мир восста­навливала красивая и бойкая дочь смотрителя Дуня, девочка четырнадцати лет. Она встречала всех гостей, утихомиривала страсти и поила чаем.

Но эта семейная идиллия рушится: у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь,'добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.

Маленький человек не примирился с такой обидой и потерей. Вырин отпра­вился в Петербург спасать дочь, которую, как он не без оснований считал, ко­варный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу.

Но история оказывается сложнее, чем смотритель это себе представлял: гусар полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным.

И красавица Дуня отвечает по­хитителю сильным, искренним чувством.

Возвращение дочери к отцу невозможно — это разрушение ее судьбы. Гусар, очевидно защищая Дуню и оберегая их счастье, не пускает несчастного отца к дочери, выгоняет его. Вырин унижен, оскорблен и несчастен: он лишился всего, что ему дорого.

И описанные в начале повести автором развешенные в доме смотрителя зна­менитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-от­ца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя логика, противоречащая житейской мудрости и библейскому нравоучению.

Читайте также:  Анализ главы чудово из произведения радищева путешествие из петербурга в москву

Несчастный отец возвращается на свою станцию в огромной горести и тре­вожной неизвестности. Старик спивается от горя, тоски и одиночества, и, во­преки нравоучительным картинкам о блудном сыне, дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца.

Совет

Но история на этом не заканчивается. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами на роскошной карете показал, что все это время Дуня боролась за свое счастье и победила.

В когда-то брошенный родной дом возвращается блистательная барыня. На печальном сельском кладбище молча легла она на могилу отца и «лежала дол­го». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». Автор изображает простое величие ее искреннего горя и раскаяния.

Пушкин говорит в этой печальной повести о подлинной цене человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. Цена его бывает для челове­ка слишком высокой.

Пушкин создал в этой повести поразительно емкий образ «маленького чело­века». Эта тема стала сквозной для всей последующей русской литературы.

Особенности поэтики, идейное содержание

Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому вре­мени направлении в русской литературе: «Выстрел» — романтизм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм; «Гро­бовщик» содержит элементы готической повести.

Язык «Повестей Белкина» прост и лаконичен. Ведущую роль в нем занимает краткая, простая, уравновешенная фраза, освобожденная от дополнений, опре­делений и обстоятельств: «Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офице­ра известна. Утром ученье, манеж» («Выстрел»).

Лаконичны и характеристики героев, а также речи действующих лиц. Им соответствует динамическая композиция повестей. Автор сосредоточивает внимание на ключевых эпизодах, не вводит сложных второстепенных линий, подробных описаний и длинных отступлений.

Пушкин везде, где это можно, недоговаривает, полагаясь на воображение читателя. Писатель в ряде случаев обрывает повести, лишь намекая на их финалы: «Бурмин побледнел…

Обратите внимание

и бросился к ее ногам» («Метель»); «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» («Барышня-крестьянка»).

Есть общие мотивы в построении повестей. Их объединяют внезапные, не­ожиданные повороты в судьбе героев («Выстрел», «Станционный смотритель»), смены внимания то к одному, то к другому герою («Метель»), смена рассказчиков («Выстрел»).

Эти приемы создают перерывы в развитии событий.

Острые, эффект­ные и ложные ситуации, определяемые то случайностью («Метель»), то фанта­стикой сна («Гробовщик»), то переодеванием («Барышня-крестьянка»), придают действию «Повестей Белкина» стремительность, напряженность, живость.

Пушкин использует приемы интриги в композиции «Повестей Белкина». Они привносят в них элементы тайны, авантюры, но при этом никогда не делают их запутанными. Они остаются в своей основе ясными по сюжету.

«Повести Белкина» — первый для автора опыт реалистической прозы. Пуш­кин искусно объединил в них парадоксальную сюжетную анекдотичность с жиз­ненной правдой. «Повести» проникнуты юмором и иронией.

Главные размышления автора «Повестей Белкина» — о счастье, о случае и судьбе, о закономерностях событий, происходящих с человеком. Жизнью лю­дей руководят житейская мудрость, правила бытового поведения, общеприня­тая мораль.

Но следование им не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства.

В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно придет, даже если это казалось невозможным.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3919-a-s-pushkin-povesti-belkina-analiz-proizvedeniya

Повести Белкина – художественный анализ

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Повести Белкина» (1830) включают пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». К ним примыкает «История села Горюхина».

Повести широко охватывают современную Пушкину действительность. В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), и армейских офицеров («Выстрел»), и городских ремесленников («Гробовщик»), и мелких чиновников («Станционный смотритель»), и крепостного крестьянства («История села Горюхина»).

Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу — Ивану Петровичу Белкину.

Наиболее значительной является повесть «Станционный смотритель». Жизненная правда, тёплое, сочувственное отношение автора к «маленькому человеку», мелкому чиновнику, на каждом шагу оскорбляемому людьми, высшими по чину и социальному положению,— вот что мы находим, читая повесть.

Важно

Рассказывая трагическую историю станционного смотрителя, у которого гусар Минский увёз нежно любимую стариком дочь, единственную отраду в его тяжёлой жизни, Пушкин раскрывает несправедливость общественных отношений, сложившихся при самодержавно-крепостническом строе. Здесь человек расценивается по его положению в обществе, бесправие и постоянное унижение человеческого достоинства — участь бедных и нечиновных. С едкой насмешкой Пушкин указывает на узакопенность таких порядков в помещичье-чиновничьей Руси:

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«В самом деле,— пишет он,— что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры, и слуги с кого бы начали кушанья подавать?»

Демократизмом и гуманностью проникнута эта повесть, так реалистически изображающая жизнь и душевный мир простых людей. «Просто, коротко и ясно», говоря словами Пушкина, написана эта повесть.

Повесть «Станционный смотритель» своей направленностью, вниманием и сочувствием к «маленькому человеку» оказала сильное влияние на последующую русскую прозу, и прежде всего на «Шинель» Гоголя.

Резкую политическую сатиру на крепостничество представляет собой «История села Горюхина», несмотря на то что она кажется на первый взгляд такой наивной и бесхитростной. Чего стоит, например, летопись, которую вёл прадед Ив. П. Белкина: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 — корова бурая пала. Сенька за пьянство бит… 9 — дождь и снег. Тришка бит по погоде».

Правление приказчика было ещё хуже: «В три года Горюхино совершенно обнищало. Горюхино приуныло, базар запустел, песни Архипа Лысого умолкли, ребятишки пошли по миру».

От «Истории села Горюхина» прямой путь ведёт к «Истории одного города» великого сатирика Салтыкова-Щедрина и к произведениям Некрасова («Кому на Руси жить хорошо» н др.).

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/povesti-belkina-xudozhestvennyj-analiz/

Ссылка на основную публикацию