Анализ произведения алешкино сердце шолохова сочинение

Анализ рассказа Шолохова Алешкино сердце

Произведение входит в состав сборника коротких новелл писателя, названного «Донскими рассказами».

События произведения происходят на небольшом хуторе в период установления большевистской власти в донских краях в годы страшной засухи, последствием которой становится наступление повсеместного голода.

Главным персонажем рассказа является Алешка, представленный писателем в образе четырнадцатилетнего подростка, сумевшего преодолеть голодное время, остаться в живых и не растерять истинные человеческие чувства по отношению к окружающим людям.

Обратите внимание

Алешка описывается в рассказе в качестве мальчишки, имеющего большой обвислый живот, пухлые ноги, запавшие глаза, гноящиеся десны и качающиеся зубы. Мальчик отличается сухой кожей, обтянутой возле ушей, носа, скул и подбородка как сохлая вишневая кора.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг изображения событий, происходящих в жизни Алешки в борьбе за собственное выживание и своей семьи, состоящей из матери и двух сестер.

В этой жестокой борьбе, в которой семья около полугода не знает, что такой хлебный кусок, мать не может подняться с кровати, а маленькая сестренка умирает, наевшись волокнистого мяса умершего жеребенка, Алешка остается в одиночестве, поскольку и старшая сестра по имени Полька оказывается забитой до смерти зажиточной соседкой Макарчихой из-за украденной у последней тарелки пустых щей. Подростка окружают жестокие, черствые люди, не чурающиеся убийства человека, представленные в образах Ивана Алексеева, хозяина Алешки, нещадно эксплуатирующего малолетний труд, а также местного попа, нежелающего подать несчастным детям даже самую малость.

Помощь Алешке приходит со стороны молодого политкомиссара Синицына, при этом мужчина оказывает поддержку мальчику не только в виде предоставления пищи, но и защиты от озлобленных людей, тем самым вызывая в душе Алешки чувство благодарности к советской власти. Именно поэтому Алешка в свою очередь стремится помочь и большевикам, сообщая Синицыну о планируемом нападении на донскую станицу бандформирования, смело участвуя в боевых действиях, совершая подвиг в виде спасения женщины и ее ребенка.

Несмотря на пережитые страдания и боль, Алешка в душе остается чистым, простым, добрым и бескорыстным мальчишкой, неспособным на проявление жестокости и злобы.

Писатель усиливает повествовательное содержание, а также характеризуя главного персонажа ярче и четче путем использования в тексте рассказа выражений, описанных в желтых оттенках, тем самым акцентируя внимание читательской аудитории на обобщенном образе хлеба, являющегося самой дорогой вещью в человеческой жизни.

Финал рассказа оказывается трагическим, поскольку Алешка совершает настоящий человеческий подвиг в виде спасения невинных людей, накрыв своим телом еще неразорвавшуюся гранату, тем самым проявив себя как истинный патриот своей родины, готовый пожертвовать своей жизнью ради благополучия беззащитных людей.

Анализ 2

В рассказе «Алёшкино сердце» из сборника «Донские рассказы» М.А.Шолохова читателям предлагается перенестись в донскую степь, переживающую сложное военное время начала XX века. Как и во всём своём творчестве, автор старается показать глобальные события через призму отношений между людьми в небольшом, практически замкнутом пространстве.

Действия разворачиваются на Дону, когда во всей стране бушует Гражданская война. Советской власти требуется зерно, чтобы прокормить всю страну. Но в придонских степях засуха, продолжающаяся второй год. Смерть и убийства на каждом шагу, страдания людей, беспринципность и отсутствие морали – это главные индикаторы настроения людей того времени.

Сам хлеб становится целым символом. «Хлеб» – это не только продукт, это олицетворение жизни. У кого из сельчан он есть, те живут полноценно. Для тех же, у кого хлеба нет, уготована смерть.

Важно

У главного героя рассказа, Алёши, в семье из-за голода и людской жадности умирает сначала младшая сестра, затем мать.

После этого Алёшка и сам чуть не становится жертвой соседки, которая решила, что он хотел её полностью обобрать.

Люди перерождаются. Даже священник, вера которого должна вдохновлять людей, на просьбу поделиться хлебом с прихожанами отвечает: «Бог подаст». Но Бог покинул это место, и люди предоставлены сами себе.

Единственным светлым пятном среди людей для Алёши становится политком Синицын, который помогает подростку сначала едой, затем учит советской философии и перевоспитывает подростка.

Между ними завязывается крепкая дружба.

В конце рассказа Алёшка вместе с политкомом идут на задержание группы опасных преступников. Завязывается неравный бой, и Алёшка, желая спасти своего друга, бросается на гранату, которую кинул один из бандитов, и накрывает её своим телом. Приходит он в сознание уже в больнице.

Этим поступком М.А.Шолохов показывает нам, что человек способен на героические поступки, что даже в то время, когда вокруг бесчинствует засуха, люди убивают друг друга за пригоршню зёрен, есть место подвигу. Стоит также обратить внимание на то, что сам политком Синицын дал в руки Алёшке гранату, чтобы ей уничтожить разом всю группу преступников.

https://www.youtube.com/watch?v=_hqj-I-3hRY

Но сам Алёша не кинул эту гранату. Он точно знал цену жизни, знал, как просто её лишиться, и как ей нужно дорожить. Все его мысли, всё его сознание, каждая клетка тела противилась смерти. И чтобы не умер его друг, Синицын, сам Алёшка бросился на гранату, жертвуя своей жизнью. Только человек с большим сердцем способен на такой поступок. Именно поэтому рассказ и называется «Алёшкино сердце».

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaza-aleshkino-serdce

Анализ произведения Алешкино сердце Шолохова сочинение

Бескорыстные взаимоотношения между людьми, чувство сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда ценились в обществе. Жаль только, что некоторым людям эти качества чужды. Одни люди по своему характеру добрые, отзывчивые, щедрые, а другие являются полной противоположностью первых.

Тема человеческих взаимоотношений, качеств характера и ценностей в жизни описана в рассказе Михаила Шолохова «Алёшкино сердце». Действия разворачиваются во время становления советской власти на казачьем хуторе. Это время страшного длительного голода, из-за которого люди умирали один за другим. Главным героем выступает четырнадцатилетний мальчик Алёша и его «доброе сердце».

Парнишка потерял всю свою семью и остался совершенно один. Младшая сестра умерла оттого, что после долгого голодания, съела много мяса, и у неё получился заворот кишок. Старшую сестру забила до смерти утюгом по голове соседка Макарчиха, из-за того, что та от сильнейшего голода залезла к ней в дом и поела щи. Мать тоже умерла от голода.

Совет

Сам Алёша также пострадал от той самой соседки, потому что влез к ней в погреб и выпил немного молока. За это она его била палкой, но по воле судьбы Алёшка выжил. Единственный человек, который помог парнишке в трудной жизненной ситуации, это политком Синицын, к которому Алексей ходил в заготконтору.

Этот человек показан с добрым сердцем и чуткой душой, у него ещё остались такие качества, как жалость, сострадание, бескорыстие, несмотря на тяжёлое время, когда люди выживали, кто как мог. Ведь помимо политкома были в посёлке ещё люди, но никто даже и не пытался помочь ребёнку.

Их всех переполняла жадность, грубость, их души очерствели на фоне богатства и материальных благ.

Но даже такое жестокое отношение большинства людей не вызвали гнев и чувство мести у Алёшки. Он, забыв зло окружающих, готов был погибнуть сам во имя жизни других. В тот момент Алексей не думал про себя, он мгновенно накрыл собой гранату. И опять его спасителем был политком Синицын, который оттолкнул мальчика в сторону.

Этот рассказ очень поучительный и имеет глубокий смысл. Автор нам показал людей с добрыми и жестокими сердцами. И мы понимаем, что человек с добрым сердцем не злопамятный, быстро забывает зло и жестокость, он готов оказать бескорыстно помощь, даже в ущерб себе. Главный герой Алёшка является примером для каждого из нас. Если таких людей будет больше, то окружающий мир станет добрее.

Сочинение-анализ 2

В произведении Шолохова М.А. «Алешкино сердце» все события происходят на маленьком хуторе. В период, когда устанавливалась большевистская власть. В эти годы как раз была сильная засуха, следствием которой стал повсеместный голод.

Как уже было понятно из названия произведения, главным героем является Алешка. Это подросток, которому всего лишь четырнадцать лет. Алешке в его юном возрасте придется преодолеть много страшных испытаний выпавших на его долю.

Ему придется преодолеть голод и выжить. Но, несмотря на эти трудности, Алешка останется добрым и сочувствующим мальчиком. Он не потеряет «человеческое лицо» в сложной ситуации и сохранит в себе настоящие человеческие чувства.

Обратите внимание

Персонаж Алешка предстает перед нами в образе мальчика с ужасной внешностью. У него огромный обвисший живот и толстые ножки. Лицо Алешки выглядело несчастным и неухоженным. У него были впавшие глаза, плохая полость рта. Десна мальчика постоянно гноились и кровоточили, а зубы шатались. Кожа ребенка было очень сухой

Все события в произведении крутятся вокруг Алешки. В голодное время мальчик пытается выжить сам и старается помочь своей маме и двум сестренкам. Это вся его семья. Он очень любит ее и дорожит ей. Четырнадцатилетнему Алеше пришлось стать главой семьи, несмотря на свой юный возраст. Он старается, как может и делает все, что в его силах.

В произведении описаны жестокие сцены. Это настоящая борьба. Семья Алешки по-настоящему голодает, они забыли, как выглядит хлеб и какой он на вкус. Его мать очень слаба, она не в силах встать с кровати.

Его крошечная сестренка умирает, потому что наелась мяса мертвого жеребенка. Алешка хочет помочь своим родным, но не может. Его старшую сестренку Полю забила на смерть соседка. За то, что ребенок, желая кушать, украл у нее тарелку со щами.

Мальчик отстаёт один на один с этим жестоким миром. Вокруг него много зла, ненависти, жестокости, равнодушия к чужому горю. Алешку окружают люди, которые могут легко убить человека. Его хозяин Иван Алексеев очень черствый человек привыкший эксплуатировать детский труд.

Даже местный поп в произведении «Алешкино сердце», так же не отличается добротой и состраданием.

Но все же мир не без добрых людей. В произведении появляется политкомиссар Синицын. Это положительный персонаж. Он старается помогать Алешке. Синицын предоставляет мальчику еду и становится на его защиту. Он его оберегает и надаёт в обиду.

Политкомиссар становится для Алешки идеалом для подражания. Мальчишка очень благодарен ему и советской власти. Вдохновленный Алеша старается помогать большевикам. Он докладывает Синицыну о том, что бандформирования собираются напасть на станицу.

Мальчишка начал участвовать в боевых действиях и совершать подвиги (спас женщину, ребенка).

Важно

Алешка пережил много страданий, он знает, что такое боль не понаслышке. Но, несмотря на это мальчик остался простым, честным и добрым. В финале Алешка трагически погибает, но становится героем. Мальчик специально лег на гранату. Он пожертвовал собой ради спасения человеческих жизней. Алеша настоящий патриот и герой.

← Анализ романа Поднятая целина ← Анализ рассказа Судьба человека↑ ШолоховАнализ произведения Нахаленок → Анализ рассказа Жеребёнок →

  • Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинениеЕсли Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту
  • Тема любви в лирике Тютчева, Любовная лирика Тютчева (в творчестве) сочинениеДля большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли.
  • Характеристика и образ Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинениеОдним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.
  • Женщины и любовь в жизни Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени:В этом произведении уже по названию его частей видно, что огромное место уделено отношениям главного героя с женщинами. Печорин – не мошенник, не ловелас… Но от него женщинам плохо, а ему самому тоже не особенно лучше.
  • Сочинение Земфира в поэме Цыганы Пушкина характеристика и образВ своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-aleshkino-serdce

Краткое содержание Шолохов Алёшкино сердце

Действия рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце» разворачиваются во времена гражданской войны в поселении около реки Дон. Главному герою – Алеше – четырнадцать лет от роду. От голода, который охватил Алешкину родину, тело его разбухло, кожа ссохлась и покрылась волдырями, глаза впали.

Однажды рано утром герой обнаружил труп жеребенка, ему удалось унести домой только то, что осталось от мертвого животного после набега собак. С непривычки, наевшись волокнистого мяса, умерла младшая сестренка мальчика.

Была у Алешки старшая сестра – Полька, которая как-то затеяла пробраться в дом их богатой соседки – Макарчихи. Залезла Полька к ней в хату, наелась до отвала и без памяти провалилась в сон. В то время вернулась домой хозяйка, завидев воришку, она схватила девушку за волосы и утюгом начала бить по голове. Забив ее насмерть, она кинула ее в старый колодец и присыпала землей.

К той же самой Макарчихе залез и главный герой. Прошел к погребу, спустился и начал жадно пить молоко из кувшина. Заметила его хозяйка и спустилась за ним в погреб, вытащила за плечи, пронесла до реки и выкинула на ил.

На следующий день, в праздник троицы, решила Макарчиха наведаться в дом к матери Алешки – Анисимовне. Но когда увидела, что мать мальчика бела как мел и лежит неподвижно, поняла, что та мертва уже, и кинулась прочь.

Главный герой, умирая от голода, просил милостыни у попа, но тот прошел мимо. Тогда Алеша забрался в амбар, где делают хлеб, и начал жевать зерно. Тут его поймал Синицын – высокий мужчина в очках, политком – сжалился над мальчиком, отвел к себе и накормил. На другой день новый друг Алешки увидел у мальчика рану на голове, в которой уже завелись черви, и вылечил её. 

Немного окрепнув, главный герой идет работать к богатею Ивану Алексеевичу, который платил ему едой и одеждой. Он выполнял за него всю работу, сильно уставал, а богатый сосед только сильнее его бил.

Совет

Однажды, закончив раньше свою работу, Алеша побежал к Синицыну в клуб, мужчина отвел его к молодым людям, состоявшим в РКСМ. Комсомольцы в этом клубе каждый день читали книги и газеты.

Читайте также:  Сочинение анализ пьесы свои люди - сочтемся островского

Узнав, куда убегает Алешка, Иван Алексеевич отругал героя и еще больше стал давать работы.

Как-то утром главный герой проснулся и услышал, как Иван Алексеевич ведет беседу с людьми, которые готовились напасть на клуб красноармейцев. Алешка сразу же рассказал все Синицыну, и тот арестовал хозяина мальчика и начал готовить засаду на противника.

Он научил главного героя стрелять из ружья и даже взял его отражать нападение противника. Как только поднялся собачий лай, политком скомандовал начать стрельбу, затем поднялся на ноги и отправился в бой. В это время двое бандитов забежали в хату и там спрятались.

Синицын пригрозил им закинуть гранату, но они все равно не выходили, тогда он наказал главному герою подобраться к дому и кинуть гранату. Но как только Алеша подполз к двери и сдернул кольцо, из дома вышли бандиты, которые держали на руках маленькую девочку.

Тогда главный герой понял, что единственным выходом будет закрыть своим телом гранату и бросился на нее грудью. Но Синицын откинул Алешку и швырнул гранату далеко в сторону. Алешу оглушило.

Когда главный герой очнулся, его ждала награда – билет члена РКСМ. Так за доброе сердце Алеши и его героический поступок его посвятили в комсомольцы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Олеша ЗавистьВ романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.
  • Краткое содержание Шукшин Материнское сердцеВитька – молодой деревенский парень, чтобы накопить денег на предстоящую свадьбу, поехал в город продавать сало. Распродав весь свой товар, зашел в местную забегаловку выпить один-другой стаканчик
  • Краткое содержание Зощенко ВстречаНебольшой рассказ Встреча описывает происшествие, которое произошло с автором рассказа. Однажды, находясь на отдыхе в пансионате, в Крыму, он собрался идти в долгий путь от Ялты до Алупки. Настроение у главного героя было хорошее, шел он по шоссе
  • Краткое содержание Тургенев Завтрак у предводителяВ усадьбе Николая Ивановича Балагалаева утром накрывается огромный стол, и готовится множество блюд. На завтрак должны приехать много гостей. Хозяин дома местный руководитель дворянства ждёт прибытия званых посетителей
  • Краткое содержание Урфин Джюс и его деревянные солдаты ВолковаЖевуны – добрые и веселые существа, населяющие Голубую страну. В этой стране, помимо них, живет одинокий и мрачный Урфин Джюс – местный столяр. Урфин отличный мастер, но от всего, что он делает исходит такая же злость как и от него самого

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/alyoshkino-serdce-kratko

“Алешкино сердце” сочинение

В рассказе М. А. Шолохова “Алешкино Сердце” действия происходят в небольшом поселении на берегу реки Дон, время становления Советской власти. По придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая породила страшный голод. Главный герой молодой человек, лет четырнадцати, Алексей Попов.

Доведенный голодом до измождения, он ели передвигается, тем не менее, находит в себе силы для поиска пищи для своей семьи. По счастливой случайности Алешка находит мертвого жеребенка и по частям перетаскивает его домой. Казалось бы, можно радоваться, семья спасена от голодной смерти, но как раз это и приводит к первой трагедии.

Младшая сестренка Нюра, объелась мяса и умерла от заворота кишок. Ни у Алешки, ни у матери от голода не было сил похоронить девочку, поэтому они отнесли ее в канаву и присыпали землей. Через неделюпогибает старшая сестра Полина, ее забивает до смерти утюгом соседка, за то, что та забралась к ней в дом и съела щи. Все это происходит на глазах у Алешки.

Обратите внимание

К этому времени мать уже три дня не встает с кровати, а паренек настолько обессилен, что ветерок его валит с ног. Вечером Алексей решается залезть в погреб к соседке за молоком, но она его там застает и забивает его палкой. Думая, что Лешка мертв, Макарчиха оттаскивает его к берегу реки, бросая его на ил.

На другой день она заявляется к матери мальчика, чтобы узнать, не собирается ли та продавать хату, но видя, что та умерла, хочет уходить, когда и встречает мальчика. Он вымаливает у нее пощады.

Умирая от голода, Алешка решается залезть в амбар заготконторы, где его ловит политком Синицын. Он то и спасает Леху от голодной смерти понемногу его, подкармливая. На следующий день Синицын узнает, что у паренька раны от побоев загнили и в них завелись черви. Леча Алешку, он привязывается к пареньку.

Немного окрепнув, Алексей начинает присматривать за колхозным стадом. Как-то находясь в степи, он встречает богатого соседа, который предлагает идти к нему в работники, за еду и одежду. Радуясь возможности избавиться от голода, паренек соглашается.

С этого дня вся работа в доме Алексеева выполнялась Алешкой. Он уставал так, что ели добирался до сеновала, где ночевал, но богатей постоянно был чем-нибудь не доволен. Как то, закончив работу раньше обычного, Леха пошел в контору и Синицын отвел мальчика к ребятам, которые состояли в РКСМ.

Каждый вечер молодежь собиралась в конторе, читали книги и газеты, где было много интересного и полезного. Когда Алексеев узнал, что паренек общается с комсомольцами, он его избил и пригрозил, что если тот не перестанет ходить в контору, то он его выгонит.

С этого дня богатей на Алешку еще больше работы навалил и за каждую пустяковину бил дурным боем.

Как-то проснулся Лешка перед рассветом и услышал, что к его хозяину приехали бандиты, которые готовили нападение на клуб и хотели перерезать всех коммунистов. Дождавшись, когда гости уехали, он побежал к Синицыну предупредить его об этом. Выслушав Алексея политком, арестовал Алексеева и организовал засаду на бандитов.

Важно

Научив парнишку обращаться с винтовкой, Синицын взял его с собой защищать клуб. Отразив нападение банды, они стали преследовать убегающих головорезов. Двое из них забарикадировались в доме на краю хутора. Окружив дом, Красноармейцы пытались выкурить их оттуда, но у них, ни чего не получалось.

Синицын решает послать Лешку бросить гранату. Когда паренек готов был уже ее бросить, из дома вышли бандиты, прикрываясь маленькой девочкой. Чека была уже выдернута, и чтобы не пострадал ребенок, Алешка решает накрыть гранату своим телом.

Это замечает политком и в последний момент отталкивает его ногой, а гранату отбрасывает в сторону, тем самым спасая Алешку от смерти.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение “Алешкино сердце” сочинениеЧеловек – это живая загадка »

Источник: http://schoolessay.ru/aleshkino-serdce-sochinenie/

Революция и сердце ребенка («Донские рассказы» М. А. Шолохова)

і-

4-

М.О. Олина, С.М. Звягинцева

РЕВОЛЮЦИЯ И СЕРДЦЕ РЕБЕНКА

(«Донские рассказы» М.А. Шолохова)

Серию уроков, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова, мы начинаем с обзора «Донских рассказов» как своеобразной твор-

Марина Ориковна Олина, Светлана Михайловна Звягинцева —учителя МОУ СОШ№ 163 г. Екатеринбурга.

ческой лаборатории писателя. Мы считаем, что уже при анализе этих произведений можно показать тот ценностный потенциал, который будет значим и для великого романа-эпопеи — это прежде всего, особое видение человека в контексте вселенских законов бытия. Эти законы со-

существования человека и космоса воплощены в двух важных для Шолохова образах — это образы природы, которая противостоит разрушительной человеческой воле, и образ семьи, способной сохранить чувство продолжающегося человеческого рода.

Не случайно героями рассказов становятся дети.

Ведь именно ребенок, с одной стороны, умеет видеть мир в его первозданной чистоте, он более чем взрослый по-настоящему со-причастен миру; с другой стороны, ребенок — это своеобразный гарант того, что семейные, да и просто человеческие ценности сохранятся и в будущем.

Цель урока:

Во-первых, подготовить учащихся к восприятию «Донских рассказов», показать, как уже в этих произведениях проявляется характерный для эпического мира «Тихого Дона» ряд ценностей;

Во-вторых, развить умение анализировать художественный мир и такие его компоненты, как портрет и пейзаж. Важно отметить, что образ природы у Шолохова всегда исполнен силы и какой-то затаенной мощи. Школьники должны почувствовать эту мощь и силу, обращаясь к самым малым элементам поэтики писателя — к его метафорам и сравнениям.

Совет

В-третьих, развивать внимание учащихся к художественному слову, навыки выразительного чтения.

Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказам, книжная выставка.

Опережающие задания: 1. Прочитать рассказы (по выбору), обращая внимание на особенности конфликта, тематику (традиция и новаторство) и психологизм в обрисовке героев. 2.

Мы предлагаем здесь обратить внимание на такие произведения как «Родинка», «Чужая кровь», «Алешкино сердце».

Возможна также форма аналитической беседы: на основе сравнения трех рассказов ученики должны увидеть опорные константы шолоховского мира.

Эпиграф: Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку… (М. Шолохов).

Ход урока:

Слово учителя.

Михаил Шолохов пришел в литературу со своей темой и своими героями. Он открыл читателю мир донского казачества, который показан в переломный исторический момент — в годы революции и гражданской войны. Шолохов, как очевидец и участник войны на ее завершающем этапе, имел свой взгляд.

Война — трагедия народа, она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые утраты, калечит души. Насилие оставляет кровавые следы. Необычные по жестокости коллизии

в «Донских рассказах», они всегда предельно драматичны.

— Что лежит в основе сюжета рассказа «Родинка»?

При обсуждении этого вопроса, очевидно, следует показать двухуровневую трактовку конфликта.

Обратите внимание

На поверхности — противостояние белых и красных, но в глубине иная проблема — Шолохов создает в этих рассказах образы людей, выпавших из естественного круга бытия, и вместе с тем — мучительно, напряженно стремящихся в этот круг вернуться. Отсюда не только вражда красного командира и белого атамана, но и трагическое — в смерти — единение отца и убитого им сына.

— Как создается образ главного героя Ни-колки Кошевого ?

Следует обратить внимание учеников на то, что герой — в общем-то молодой человек, в некоторых эпизодах наделяется чертами, свойственными скорее старику. Обратим внимание на мотив усталости, сопутствующий мироощущению героя: «Плечист Николка, не по летам выглядит.

Старят его глаза в морщинках лучистых, спина, по-стариковски сутулая»; «Прочитал Николка, что председатель просит его выступить с эскадроном на подмогу, и в горницу пошел, шашку цепляя, думал устало: “Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…

Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный… Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж умаялся так жить… Опостылело все…”»; «Николка, от ночей бессонных зелененький, подскакал к пулеметной двуколке».

На основе этих наблюдений можно предложить ученикам дискуссионный вопрос

— С чем связаны черты подобной душевной усталости в облике героя?

Ответы здесь могут быть самыми разными, но учитель должен приблизить учеников к авторскому пониманию — жизнь, построенная на насилии, калечит людей, опустошает их внутренний мир.

— А как создается образ отца героя? Связано ли с этим образом ощущение душевного распада?

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги [Музга — озерко, болотце] степной.

Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном». Этот человек тоже духовно искалечен.

Следует подчеркнуть для учеников, что истоки этого неблагополучия для самих героев не всегда ясны, но авторский кругозор гораздо шире.

М.О. Олина, С.М. Звягинцева

— Но на каком фоне показана жизнь героев?

Обратим внимание на значимый для рассказа мотив природного бытия. Дважды появляется в рассказе образ волка и оценка этого образа также принципиально сложна.

Важно

В начале рассказа с волками сравниваются бандиты: «Трое суток, как набелившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно, а за ним вна-зирку — отряд Николки Кошевого».

В этом сравнении все идеологически выверено, классовая оценка преобладает, но далее дается интересный поворот мотива. Живой волк, зверь жестокий и зловещий, уходит прочь, отворачивается от бойни, от самоистребления людей, еще более жесткого и зловещего:

Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, уткнув голову вперед. Невдалеке барабанили выстрелы, и тягучей волной колыхался разноголосый вой.

Тук! — падал в ольшанике выстрел, а где-то за бугром, за пахотой эхо скороговоркой бормотало: так!

И опять часто: тук, тук, тук!.. А за бугром отвечало: так! так! так!.. Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошенной куги…

Мудрый зверь, фактически — санитар леса, уходит от этих людей, к себе в первозданный мир природы. Учитель должен помнить, что образ волка — этого жестокого, неприкаянного зверя появится и в «Тихом Доне» в связи с характеристикой Григория Мелехова в словах матери героя.

Отсюда и путь к анализу кульминационного эпизода.

— Найти, зачитать кульминационный момент рассказа и прокомментировать его.

Обратим внимание, что Шолохов в передаче состояния героя дает только его жесты.

И первый жест — в общем-то противоестественен — он снимает с мертвого сапоги, он грабит уже убитого человека: «Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо».

А дальше — внутреннее смятение, внутренняя борьба, и в глубине души атамана, словно извечный родительский инстинкт, как порыв, пробуждается новый жест — жест отца, убаюкивающего своего ребенка:

Совет

Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

— Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

И вот здесь, поняв, что он совершил, атаман умирает по-настоящему, словно уже могильная тень отторгает его от мира живых:

Читайте также:  Образ и характеристика минского в повести станционный смотритель сочинение

67

Чернея, крикнул:

— Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

Последняя фраза существенно раздвигает границы происходящего. Шолохов сам недоговаривает, но он, несомненно, чувствует дальний горизонт, который окружает эту трагедию.

При анализе следует обратить внимание и на смысл заглавия: образ родинки — не только пятно на ноге героя, но и родная кровь, родимое, близкое существо.

На основе этих наблюдений учащиеся могут сами выполнить анализ рассказа «Чужая кровь», подробно останавливаясь на следующих моментах:

— Что отличает данный рассказ от «Родинки»? (Глубокий психологизм в обрисовке старого Гаврилы и его жены.)

— Как автор передает сложную гамму чувств и их движение? (Чтение отрывка «. вынашивал, кохал, нянчил ненависть.», «… слезы закипали в груди».)

— Какова роль пейзажа? (образ непаханой. запущенной земли, словно сама природа сопереживает героям).

Особое место в книге занимает рассказ «Алешкино сердце».

При анализе смысла названия рассказа можно проследить движение мотива человеческого сердца в произведении: «Алешка представлял себе его (голод — М.О., С.З.

) большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце», «У Алешки зубы редкие и большие, и сердце у Алешки простецкое, сроду ни на кого не серчал»; «Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать». Обратим внимание на эпитет, который сопутствует образу сердца — мягкое. Тут можно увидеть множество смыслов — ранимое, страдающее, отзывчивое, да и просто — живое. И учитель в своем слове может показать, что сердце воплощает в себе саму основу бытия, бессердечная жизнь просто не имеет право на существование. Причем подчеркнем, что сердце это даровано ребенку, маленькому и беззащитному.

Анализируя мотив человеческого сердца в рассказе, учитель должен помнить о том, что этому мотиву есть параллели и в «Тихом Доне». Именно Шолохов ищет пути к воплощению одной из самых важных эпических ценностей — самой человеческой жизни.

— Почему Алешка тянется к политкому Синицину?

Обратите внимание

В этом человеке мальчик чувствует доброту, душевность. Шолохов создает образ этого героя исключительной через взгляд ребенка. Не случайно он именуется в рассказе просто «очкастый».

Только он один разделяет боль мальчика: «Увидел, как из сукровицы острые головки кажут белые черви, и застонал, через крыльцо перегнувшись». Шолохов создает предельно натуралистический образ, но за ним открывается простое человеческое — сердечное — сострадание.

Писатель опять ничего не говорит прямо, потому что перелом, совершающийся в мальчике, — внутренний, глубинный:

Читали в клубе о том, как должны нанимать хозяева работников, и еще про многое разное читали. Пришел Алешка из клуба в полночь. Долго ворочался на рваной дерюжке. До самой зари настырно заглядывал ему в глаза кособокий месяц.

Обратим внимание на последний образ — словно сама природа вопрошает мальчика о его думах и мечтах. И Алешка тянется к новым людям: «Каждый день приползал в заготконтору Алешка, жрал толокно из чашки, хлебал масло, ел много и жадно и всегда беспокойно ощущал на себе пытливо-ласковый взгляд».

— Как мотив человеческого сердца проявляется в кульминационном эпизоде? Можно ли назвать подвигом поступок Алешки?

Этот вопрос может быть очень интересен для обсуждения в классе. Ведь по сути, мальчик допускает ошибку сам: он срывает чеку с гаранты, но не бросает ее в бандитов, потому что те прикрываются маленькой девочкой.

И тогда мальчик бросается на гранату, чтобы закрыть ее собственным телом, словно врожденное нравственное чувство подсказывает ему поступить именно так.

В словах политкома, принимающего мальчика в партию, звучит и забота о сохранении сердечного тепла: «Пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти». В пользу такой трактовки говорит неожиданная психологическая деталь, завершающая рассказ:

Важно

Жмет очкастый руку Алешке, а Алешка под тусклыми, запотевшими очками увидал то, чего никогда раньше не видал: две небольшие серебристые слезинки и кривую, дрожащую улыбку.

Очевидно, Шолохов показывает, что и в железном революционере может таится простой и способный чувствовать человек. И следует вернуться к вечным отношениям, которые заключены в родимом в буквальном смысле — родном пятне, в чужой, но все таки такой близкой, по настоящему своей крови и в просто человеческом сердце.

Вывод:

— Какие важнейшие черты Шолохова-писателя вы могли бы отметить?

(Умение показать острые жизненные конфликты; внимание к простому человеку, к образам живых людей; особый язык, разговорный с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, параллели с животным миром, индивидуализация речи героев; особая роль пейзажа.)

Слово учителя.

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной талантливости молодого писателя.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отмечаются резкой контрастностью изображения («наши — не наши») и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств.

Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, но появляется осознание самоценности человеческой личности, которое будет присуще «Тихому Дону» — главной книге М. Шолохова.

Домашнее задание:

1. Каковы особенности жанра произведения (на чьи традиции опирается Шолохов, выдвигая в центр романа «мысль народную»).

2. Рассказ о своеобразии уклада жизни донских казаков.

— Какие нравственные качества жителей хутора Татарского особенно дороги писателю?

Данный урок показал, что учащиеся владеют навыками анализа художественного текста, видят связь писателя с жизнью, четко определяют позицию автора и соотносят ее с собственной. Работа над текстом «Донских рассказов» продемонстрировала читательскую и человеческую зрелость старшеклассников.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsiya-i-serdtse-rebenka-donskie-rasskazy-m-a-sholohova

М. Шолохов, “Алешкино сердце”. Краткое содержание рассказа

Событиям революции, Первой мировой и Гражданской войны М. Шолохов посвятил цикл небольших по объему произведений под названием «Донские рассказы».

«Алешкино сердце» – краткое содержание приводится ниже – показывает жестокую действительность, когда человеческая жизнь на фоне охватившего страну голода теряет всякую ценность.

А убийство уже не воспринимается как что-то преступное и греховное.

Последствия голода

Главный герой рассказа – четырнадцатилетний подросток Алешка. В его станице второй год властвует голод. Мальчик представлял его огромным черным человеком, уничтожающим людей. Алешка весь распух, лицо его обтянуто сухой кожей, а глаза кажутся пустыми впадинами. Вот уж пятый месяц семье нечего есть. Так начинает Шолохов «Алешкино сердце».

Краткое содержание продолжается описанием первой трагедии в семье мальчика. Как-то утром Алешка, покачиваясь, добрался до плетня, где увидел труп жеребенка. Донести его до дома не было сил, и герой отправился за ножом.

Вернувшись, разогнал собак и перенес остатки, все до единого кусочка, в дом. А вечером, объевшись мяса, умерла младшая сестренка.

Хоронить ее не было сил, потому Алешка с матерью отнесли девочку в сад и, положив в канаву, присыпали землей.

Через неделю старшая, Полька, забралась в дом богатой соседки, пока той не было дома, и наелась щей. Вернувшись, Макарчиха до смерти забила утюгом уснувшую гостью и кинула ее труп в заброшенный колодец. Так показывает автор человеческую жестокость в рассказе «Алешкино сердце».

Краткое содержание случившегося с самим героем: он забрался в погреб соседки и напился молока. Макарчиха, заметив мальчишку, набросилась на него со шкворнем, выдернутым из повозки. Решив, что он тоже мертв, отнесла к реке и бросила на ил.

А наутро нарядилась – была Троица – и пошла к соседке с намерением купить ее хату. Женщина лежала мертвая. Макарчиха кинулась к двери. А там мальчик весь в крови и иле о пощаде молит – завершает Шолохов эту часть произведения «Алешкино сердце».

Краткое содержание встречи с Синицыным

Вечером направился герой к Заготовительной конторе – он видел, как из амбара в щель желтой струйкой сыплется зерно. По пути встретил попа, несшего пироги и солонину. Попросил подать, но священнослужитель прошагал дальше.

Добравшись до амбара, Алешка стал жадно жевать зерно. Вдруг услышал голос. Мальчик встал и закрыл руками лицо, ожидая удара. Однако голос добродушно проговорил: «Пойдем. У меня пшеница пареная есть». В комнате политкома Синицына герой с жадностью ел, пока очкастый не отобрал горшок: «Облопаешьеся – издохнешь». Так описывает судьбоносное для мальчика знакомство Шолохов.

Алешкино сердце – краткое содержание рассказа это показывает – доброе и чистое, было открыто людям. Герой сразу доверился Синицыну. И тот, пока лечил и отхаживал мальчика, привязался к нему.

В наймах

Алешка стал пасти лошадей заготконторы. Однажды к нему подошел местный богатей и позвал за харчи идти к нему в работники. Мальчик стал выполнять всю работу в хозяйстве Ивана Алексеева. Уставал так, что по ночам спать не мог. А хозяин все недоволен был.

Особенно худо стало после того, как сосед пристыдил Алексеева, что надрывается у него мальчонка. Герой же по вечерам стал ходить в «Клуб РКСМ», где много и про разное читали.

Вот только на хозяина Синицыну пожаловаться боялся, отмечает автор рассказа «Алешкино сердце».

Краткое содержание эпизода с заговором

Однажды очкастый сказал мальчику о том, что в округе появилась банда. А на следующий день хозяин устроил допрос, куда это Алешка по ночам ходит? Закончилось все побоями. Но незлобливым было Алешкино сердце.

Краткое содержание слов матери, которые вспоминал герой, показывает, что он весь в отца пошел: такой же безропотный. Потому мальчик, хоть и вечера с трудом дождался, все стерпел. А на заре услышал разговор хозяина с приехавшими гостями. Алексеев доложил им, что красных в станице не много.

Тогда его собеседники пообещали приехать следующей ночью и всех перерезать.

https://www.youtube.com/watch?v=fuWk5P7XxZg

После завтрака Алешка помчался в контору и обо всем рассказал Синицыну. К вечеру мальчик уже мог стрелять из винтовки, а вооруженная рота в полной готовности ожидала гостей. Во время перестрелки двое бандитов забрались в дом.

Синицын дал мальчику гранату – Алешка был меньше ростом – чтобы он пробрался к окну. Но в тот момент, когда герой сдернул кольцо, на крыльце появился бандит. Он держал в руках девочку, следом выскочила мать. Алешка сразу же оценил ситуацию и лег на взрывчатку.

Видевший это Синицын успел оттолкнуть мальчика и отбросить гранату.

Очнулся герой в больнице – осколок попал ему в грудь на полвершка от сердца. А Синицын вручил ему билет члена РКСМ.

Таково краткое содержание рассказа «Алешкино сердце» М. Шолохова.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/m-sholohov-aleshkino-serdce-kratkoe-soderzhanie-rasskaza/

Краткое содержание Алешкино сердце Шолохов для читательского дневника

Рассказ повествует о 1925 годе и временах страшного голода. Главный герой по имени Алексей Попов страдает от недоедания. Засуха уничтожила весь урожай полей, теперь жителям придонья оставалось лишь добывать себе пищу. Из-за сильного истощения мальчик исхудал и очень ослаб.

Еле-еле передвигаясь, он все же кое-как пытается находить пропитание для своей семьи. В очередной день, бродя по окрестностям в поисках пищи, Алеша обнаруживает мертвого, но все еще тепленького жеребенка. По частям он перетаскал разорванные собаками куски мяса домой.

Младшая сестра мальчика – Нюра, сильно объевшись, погибает, ее тело мать и Алеша бросают в канаву и немного присыпают землей.

Совет

Вечером Алеша забирается в погреб богатой соседки за молоком, но она его застает и избивает палкой, а затем, думая, что тот уже мертв, оставляет его на берегу реки.

На следующий день она приходит к Алешиной матери, дабы узнать, собирается ли она продавать свою халупу, но обнаруживая, что женщина мертва, соседка стремится скорее уйти, а по пути она встречает Алешу, который оказался жив.

Умирая от голода, Леша залезает в амбар заготконторы, там его ловит очкастый политком Синицын и приглашает в дом, где дает еды. Позже он вылечивает загнившую рану на голове паренька, так и завязывается их дружба.

Через время политком откармливает Алешу. Когда тот достаточно окреп, его приглашает богатый сосед Иван Алексеев для работы за еду, не раздумывая, Леша соглашается.

В один из дней Леша закончил свою работу пораньше и пошёл в контору, Синицын отвел мальчика в клуб РКСМ. После этого мальчик стал приходить туда по вечерам, о чем узнал Алексеев и был этим очень недоволен.

Он избил Алешу и пригрозил, что выгонит, если тот еще раз пойдет туда.

Как-то раз проснулся Леша перед самым рассветом и услышал, что к хозяину кто-то приехал. Он подслушал разговор Алексеева и тех людей, оказалось, что это были бандиты, готовившие нападение на клуб РКСМ.

Когда те уехали, мальчик, не смотря на запрет хозяина, побежал в контору к Синицыну, дабы предупредить его об опасности.

Тот, выслушав паренька, арестовал Ивана и вместе с Красноармейцами они организовали западню на бандитов.

Обратите внимание

Политком научил Алешу правильно обращаться с винтовкой, чтобы он смог помочь в нападении на головорезов, которые забарикодировались в чьем-то доме на окраине хутора. Красноармейцы окружили дом, пытаясь заставить выйти из него бандитов, но это было бесполезно.

Тогда политком решает послать Алешу с гранатой, чтобы тот бросил ее к дверям, но только ему стоило сдернуть кольцо гранаты, как из дверей показались те головорезы, держа маленькую девочку, которая, по всей видимости, находилась в доме, когда те ворвались туда.

Леша не был способен убить ни в чем не повинную девочку, но чека уже была выдернута…. Он накрывает гранату своим телом и в следующий миг Синицын отталкивает его ногой и отбрасывает гранату в сторону. Позже Алеша очнулся, он был рад, что остался жив.

 дает Леше билет члена РКСМ, теперь Алексей Попов был зачислен в ряды комсомола Советской молодежи.

Чему учит рассказ «Алешкино сердце»?

В первую очередь, нужно обратить на название самого рассказа. Почему именно «Алешкино сердце»? В поступках главного героя прослеживается доброта и бескорыстность его сердца. Он ведь знал, что погибнет от взрыва гранаты, но для него самое главное было сохранить жизнь другого человека, нежели свою.

В случае с политкомом Синицыным в нем обнаруживается не только добродушие, но и щедрость, это наблюдается во время того, когда он подкармливал Алексея, чем спас ему жизнь.

Читайте также:  Сочинение федор подтелков в романе тихий дон шолохова

Несомненно, этот рассказ учит быть добродушным человеком, способным прийти на помощь в любой момент и быть готовым даже пожертвовать собой, чтобы спасти другого.

Очень кратко

Алешка – мальчик, который мог бы жить себя и радоваться ей, но ведь часто не все так просто. Хотя ему уже целых четырнадцать лет, он довольно мал ростом, а также, физически не особо развитый. Этому способствовало их положение в семьи, ведь они постоянно голодают. В стране происходят такие страшные события, что люди умирают от голода, ведь нет ни зерна, ни хлеба, и даже какой-то мелочи.

Однажды умерла сестренка главного героя и мать.

Алешка – теперь одинок, ведь совсем недавно у него еще была мать, и даже сестра. Но все они умерли, потому что не было чего-нибудь поесть в доме их. Алешка – самый сильный из них, несмотря на то, что самый юный.

Он смог продержаться и выжить, даже среди этой страшной голодовки, где люди начинают забывать, что они – люди. А это самое страшное.

Совсем недавно очень глупо и зло погибла его сестра, а вернее – ее убили, убили за какую-то похлебку, даже не особо вкусную.

Важно

Девочка, Полька, как ее звали, из-за голода чуть не сошла с ума. Она, совсем изголодавшись, полезла в чужую хату, чтобы что-нибудь естевное там найти. И нашла, нашла в печке горячие щи, которые тут же и сьела.

Естественно, что хозяйка дома, Макарчиха, как звали женщину, которая жила в этом доме, не стала такое терпеть, и возмутившись, они ударила девочку утюгом по голове, чем попросту ее убила. Полька умерла глупо и даже, несмотря на поступок, незаслуженно.

Ведь именно этой достаточно обеспеченной женщине семья Алешки продали дом свой за какие-то совсем небольшие съестные припасы. А именно – кружка молока, и несколько пригоршней зерновой муки.

Эти небольшие харчи совсем не могли спасти положение, они как будто только разволновали затухшее воображение детей. И все равно почти никто не выжил.

Мать умерла, дочка поплатилась за свою жадность, а Алешка уже пятый месяц почти умирал от голода, но все же держался. Ему даже негде было жить, ведь не только хату, но даже подворье их бывшего дома, мать продала Макарчиха, злой и жестокой женщине.

Голод и холод делает людей еще более жестокими, и показывает их настоящую сущность. Алешка решил наняться к кулаку Ивану Алексеевичу, который был обеспечен, но очень жесток. Этот человек просто так избивал ребенка, и почти ничего не давал взамен.

Алешка все-таки терпел эти побои, так как ему ничего другого не оставалось. Однажды, он подслушал разговор бандитов в доме кулака, что они собираются напасть на хутор, а потому побежал в полицию предупредить их нападении. Но вследствии бедный и верный мальчик пострадал. Он спас ребенка, которым закрылись бандиты, чтобы защитить себя. Он умер, упав на гранату.

Донские рассказы

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/sholohov/aleshkino-serdce

В чём видит м.а. шолохов трагедию гражданской войны? (по рассказам сборника “донские рассказы”)

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.М.А.ВолошинГражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.А.Фадеева, автора романа «Разгром». Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».Если советские писатели (А. Серафимович «Железный поток», Д.А.Фурманов «Чапаев», А.Г.Малышкин «Падение Дайра» и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи.

«Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты.

А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда.

Совет

Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная.

В рассказе «Коловерть» средний брат Михаил Крамсков — белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Пётр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе «Чужая кровь» сын Пётр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой».

Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы.

В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек».

Мики-шара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов.

При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные.

Обратите внимание

Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину».

Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В рассказе «О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына», который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразвёрстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника — продкомиссара Голь-дина: «Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. В рассказе «Нахалёнок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…»; в рассказе «Пастух» после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идёт в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту — учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

Источник: http://lit-helper.com/p_v_chem_vidit_m_a__sholohov_tragediyu_grajdanskoi_voini_po_rasskazam_sbornika_donskie_rasskazi

Ссылка на основную публикацию