Анализ произведения шолохова пастух

Анализ произведения Шолохова Пастух

Произведение повествует о годах вскоре после коллективизации. Автор показывает в нем столкновение двух начал: старого — происходящего из прежнего крестьянского мира и нового – стремящегося строить новый мир, воплощая в жизнь социалистические идеи.

Главным героем является крестьянский парень Гриша. Он изображен ответственным человеком, заботящимся о своей младшей сестре Дуняше.

Для того чтобы обеспечить себя и находящуюся на его иждивении сестру он устраивается пасти колхозное стадо. Главный герой изображен без особенных недостатков, воплощением одних положительных качеств.

Обратите внимание

Он ответственно относится к работе. Любит доверенных ему животных, понимает, что они для крестьян очень важны.

Однако на главного героя сваливается несчастье – телята умирают от чумы. Владельцы животных приезжают к нему, сокрушаясь о потере важных для крестьянского хозяйства животных. Здесь Гриша также показан с наилучшей стороны: он горюет вместе с колхозниками и чувствует свою ответственность за случившееся, хотя именно его вины и нет.

На этой почве происходит конфликт молодого пастуха с председателем колхоза. Последний характеризуется Шолоховым как человек с дореволюционными взглядами, пробравшийся на руководящую работу в социалистическое коллективное хозяйство.

Конфликту автор придает характер столкновения двух мировоззрений, добавляя и религиозную составляющую. Пастух, который хочет уехать учиться и много читает. Он считает, что во всем виноват глава колхоза, не обеспечивший помощь ветеринара.

Председатель же обвиняет Гришу в случившемся. Указывая в качестве аргумента его безбожие, выразившееся в отсутствии в его доме иконы. Можно сказать, что в данном рассказе герои практически лишены психологических черт.

Представляя собой лишь набор качеств, присущих разным классам, обобщенные образы кулака и колхозника.

Немаловажно, что пастух придает огласке действия председателя колхоза. За что его убивают. Показательно, что в этом эпизоде писатель оправдывает явно аморальное действие, классовыми интересами. Он подводит читателя к выводу, что ради большой и светлой идеи можно все.

Важно

Несмотря на смерть главного героя, Шолохов рисует в конце рассказа его сестру, идущую по грязи, вероятно, чтобы уйти из деревни в новую жизнь.

Произведение учит отстаивать свои идеалы, бороться с врагами, прикладывая все свои усилия, за построение новой жизни.

Анализ 2

В своём произведении «Пастух» автор раскрывает проблемы социалистического общества, её несправедливости. Также он обращает взор читателя на тяжёлую жизнь провинциальной глубинки.

Главным героем рассказа является Гриша. Молодой парень, оставшийся один со своей сестрёнкой. Родители детей умерли, оставив в наследство дом и маленькую сестру.

Дунятку хотят забрать в детский дом, но парень не даёт этого сделать. Гриша мечтает о поездке в город, поступить в сельскохозяйственный институт, вступить в коммунистическую ячейку и приносить обществу пользу.

Он готов на любую работу и просит председателя устроить его на работу.

Через некоторое время работа для парня находится. Председатель предлагает ему стать пастухом стада коров, и парень с радостью соглашается.

Ему выпал хороший шанс заработать и набраться опыта будущей профессии, которой хочет обучиться. С честностью и трудолюбием выполняет свою работу. Попутно ухаживая за маленькой сестрой.

Этим автор раскрывает трудолюбивый, добрый и целеустремлённый характер главного героя, которого трудно сломить жизненными преградами.

Но вдруг на стадо нападает болезнь, от которой крупнорогатый скот начинает дохнуть. Несмотря на усилия парня, болезнь не прекращается. Он обращается к учебной литературе. Изучение стопы книг ничем не помогает главному герою.

Совет

Ему приходится на машине своими силами увозить и закапывать умерших животных. Кроме этого каждый день на пастбище приезжают хозяева животных и ругаются с молодым пастушком.

Автор показывает, насколько может быть слепо общество и вместо решения проблемы, они только усугубляют происходящее, виня молодого парня. Никто, как и всегда не хочет помогать Грише.

Председатель не предпринимает никаких действий и сетует, что не нанял более опытного, который бы излечил болезнь. Парень множество раз обращался к нему, чтобы он помог ему и вызвал бы районного ветеринара, но в ответ ничего не получает.

Ведь предприниматель занят переделом земель. На что главный герой недовольно выражается: «Как только кому из бедных достаётся добрая полоса, так зачинают переделать делать».

Все эти невзгоды закаляют характер парня, делают его жестче и он хочет научиться «уметь управлять нашевской республикой».

После череды безуспешных обращений, парень понимает, что помощи от председателя ждать не стоит и решает написать вышестоящим органам о его деятельности. Узнав про это председатель нанимает головорезов, жестоко убивающих Гришу.

Маленькая девочка, сестрёнка Гришы, боясь преследования и помня о мечте брата, уезжает в город. Автор очень точно раскрывает гнилой и кулаковский характер председателя, зятя местного богатея.

Наглядно показывает его безнаказанность и самовольство.

Этим произведением автор будто бы обращается ко всей верхушки социалистической власти, указывая на неправильность подбора кадров, что несмотря на все усилия выжить таких людей из общества, они всё же остаются у власти и вредят обществу. Таким кулакам не чуждо замарать руки в чужой крови, лишь бы остаться в стороне.

← Анализ произведения Шибалково семя ← Анализ произведения Семейный человек↑ ШолоховАнализ рассказа Родинка → Анализ произведения Смертный враг →

  • Сочинение по картине Журавли летят СтепановаВ 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ романа Пушкина Евгений Онегин сочинениеРоман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творческом пути Александра Сергеевича Пушкина. Он создал самое крупное произведение художественной литературы в стихах
  • Сочинение Профессии моих родителей 3, 5, 7 классЯ очень люблю своих родителей, и очень горжусь ими. Моя мама работает ветеринаром, а папа – спасатель МЧС. Я когда вырасту, хочу стать, как папа, спасать людей, а моя сестренка – лечить животных.
  • Суть, смысл и идея рассказа Старуха Изергиль ГорькогоСтаруха Изергиль — одно из тех произведений Максима Горького, которое преисполнено романтизма. Много противоречивого встречается в рассказе: реальность переходящая в мистику

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-pastuh

Анализ рассказа Пастух Шолохова

В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня.

Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру, и сам будет зарабатывать и воспитывать сестру.

Для того чтобы зарабатывать деньги он решил попросить председателя чтобы тот устроил его на работу.

Обратите внимание

И спустя некоторое время у председателя работа нашлась, он решил устроить его пастухом. Со всех деревень сюда были привезены животные, за которыми и должен ухаживать Гриша. И он готов к этой работе. Кроме этого он уже давно мечтал о том, чтобы поступить в сельскохозяйственный институт и выучиться на ветеринара.

А тут судьба сама дает ему такой шанс, и упускать его никак нельзя. И хотя он очень старался и ухаживал за животными, но однажды они стали сильно болеть и дохнуть. И парень ничего не мог с этим поделать, хотя и читал специальную литературу.

Теперь сюда постоянно приезжают хозяева животных и ругаются с пастухом, а также пугают его тем, что заявят в милицию и его посадят, а его сестра отправиться в детский дом.

Кроме этого председатель сам жалеет о том, что связался с этим парнем, который еще не набрался опыта, да и как лечить их тоже не знает. Лучше бы он взял старика, который умудрен опытом и все было намного лучше. Вот только тот бы постоянно болел и пасти животных для него является тяжело.

А ведь раньше корова очень высоко ценилась и если в семье имеется корова, то и жизнь у них будет совсем другая и обеспеченная, и не такая как у других.

Именно поэтому хозяева тратили большие деньги на то, чтобы поставить ей все препараты и уколы и чтобы она ни дай бог не заболела какой-нибудь болезнью. Практически каждый день ему приходилось вывозить на машине сразу по несколько тел животных и закапывать их в поле.

Кроме этого Гриша много раз обращался к председателю и просил помощи, но тот решал другие проблемы. Парень думал о том, что председатель обязательно должен за него заступиться, ведь он был уверен в нем и должен оставаться уверенным до конца. Вот только председатель решил по-другому.

Он решил не вмешиваться в это дело и думал, что все решат люди сами. Кроме этого он был уверен в том, что в доме Гриши не было иконы, а это значит, что бог его не защищает и не спасает от бед.

Важно

А тем временем Гриша был очень расстроен этими событиями и решил написать про председателя вышестоящим органам.

Когда об этом узнал председатель, то решил заказать людей, которые тихонько уберут главного героя и все постепенно пройдет. Однажды парень возвращался домой и вдруг у него перед глазами появились двое парней.

Они схватили парня и стали очень сильно избивать. Подождав, когда он умрет, они насыпали ему земли прямо в рот и оставили в грязи на улице.

Когда сестра главного героя об этом узнала, то была просто подавлена, она видела только один выход. И тогда она решила поскорее убежать отсюда пока не добрались и до нее. Она бежит тихонько на вокзал и покупает билет и уезжает в город. Цель у нее одна, начать все сначала и поскорее забыть про все события, которые произошли недавно.

Анализ 2

Произведение относится к числу рассказов, включенных писателем в прозаический сборник под названием «Лазоревая степь».

Главным героем рассказа является девятнадцатилетний станичный комсомолец Григорий Фролов, представленный писателем в образе молодого юноши, мечтающего получить образование на рабфаке, отличающегося активной жизненной позицией, душевной чуткостью и неравнодушным отношением к окружающей жизни. Григорий самостоятельно осуществляет воспитание семнадцатилетней сестры Дуняши, поскольку в их семьи рано погибают родители.

По рекомендации местного председателя сельского совета Григорий на собрании выбирается народом на работу пастухом. Юноша с радостью и рвением берется за новое дело, изучая необходимую литературу, советуясь со старожилами. Ухаживать за собранными односельчанами животными, Григорию помогает сестра, ставшая подпаском.

Через некоторое время у пастуха начинаются неприятности в виде мора животных, которых поражает смертельное заболевание. Местные жители обвиняют в гибели коров Григория, который, по их мнению, непрофессионально относится к своим обязанностям.

Юноша изо всех сил старается спасти здоровое поголовье, но телята и коровы продолжают умирать. При этом в тот период времени коровы являются единственными источниками для существования семей, давая людям пропитание.

Поэтому Григорий, чувствуя свою персональную ответственность, тяжело переживает происходящее.

Пастух просит помощи у председателя, настаивая на вызове ветеринарной службы, но тот, являясь представителем старых взглядов, отказывает юноше, указывая на то что, причиной его бед является отсутствие в доме Григория божьего образа в виде иконы.

Григорий узнает о несправедливом поступке председателя, который при разделе земельных участков проявляется себя мошенником. Об этом факте юноша решает сообщить надлежащим органам, написав статью в местную газету. До председателя  доходят эти сведения и он нанимает бандитов для устранения неудобного сотрудника.

Жизнь Григория заканчивается при нападении двух наемников, которые не только убивают юношу и вкладывают в его рот горсть холодной, мокрой земли. Дуняша же, горюя по ушедшему брату, принимает решение об отъезде в город, мечтая получить образование и продолжить дело Григория.

Смысловая нагрузка рассказа «Пастух» заключается в изображении человека, имеющего твердую жизненную позицию, проявляющего смелость, храбрость в борьбе за революционные идеи.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaz-pastuh

Краткое содержание Шолохов Пастух

В книге рассказывается про молодого сельского парня, который стал пастухом. Звали его Григорием. Григория выбрали пастухом по общему голосованию. Григорий интересовался поэзией и читал много книг и разной литературы, сидя на траве. Он старается получить побольше знаний.

Григорий поступил в институт на бесплатной основе. Работу он бросить не мог. На нем еще была его младшая сестра Дуняша. Сестру он брал всегда с собой. По наступлению лета они жили на поле возле базы. Маленькая Дуняша терпела, потому что скоро они собирались ехать в город.

  

Несладко пришлось Григорию на должности пастуха. На все стадо настигла чума. Бедные телята умирали один за другим. Григорий не мог ничего поделать, только наблюдал со стороны. Приходили владельцы животных, и устраивали скандал. Они обвиняли в этом бедного Григория. Пастух чувствовал за собой вину. Для него работа имела особую важность.

Совет

Для решения проблем нужно было только вызвать ветеринара. Председатель села не хотел вызывать ветеринара. Он был человеком старой закалки. Григорий привязался к каждому животному стада и чувствовал большую ответственность за их сохранность. Дни проходили быстро и база начала пустеть. По последним подсчетам Гриши из 150 голов осталось всего 50.

Мертвых теля хоронили там же на поле. Хозяева копали совсем неглубокие ямы. Поэтому вся туша лежала почти на поверхности. Оставшиеся в живых телята постоянно мычали, видя кровь других коров. Запах туши и пыль по ветру распространились по всему полю. Вскоре сюда начали приезжать охотники для охоты. Остальные животные в стаде боялись от грохота пистолет.

С каждым днем количество голов становилось все меньше. 

В те годы корова была основным источником пропитания каждой сельской семьи. В многочисленном заражении коров не было вины Григория. Председатель обвинил в болезни стада пастуха. По словам председателя, в избе пастуха не было иконы.

В конце Гриша намеревается написать письмо в государственные органы. По приказу председателя его убивают. На кладбище от чувства мщения все сельчане засыпают ему в рот землю.

В конце концов, его сестра полностью осиротела и постаралась уехать из деревни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Шолохов РодинкаРассказ «Родинка» о молодом 18 – летнем атамане Николае Кошевом, воюющем за красную армию. Николка – сирота. Отец его пропал во время германской войны, а мать умерла. До пятнадцати лет мальчик работал по найму
  • Краткое содержание Быков СотниковЗима. По полю, соблюдая осторожность, идут артиллерист Сотников и пехотинец Рыбак. В партизанском отряде закончились продукты. Их задача – найти провизию у местного населения.
  • Краткое содержание Нравы Растеряевой улицы Глеба УспенскогоНа улице Растеряевой живет малообеспеченный народ: ремесленники, мелкие служащие, мещане, солдаты. Один из них — Прохор Порфирыч
  • Краткое содержание Чарушин Страшный рассказПетя и Шура летом жили с родителями на даче. Это был маленький лесной домик. Однажды ближе к вечеру взрослые ушли. Мальчики остались вдвоём.
  • Краткое содержание Мор УтопияДанная книга состоит из двух частей, которые не связаны друг с другом единым сюжетом. Тем ни менее обе части логически дополняют друг друга.
Читайте также:  Сочинение дед гришака в романе тихий дон шолохов образ и характеристика (григорий коршунов)

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/pastuh-kratko

Герои рассказов Шолохова

Писатель повествует и о том, что бедняцкое казачество целыми семьями переходило на сторону Русской власти, было ее: опорой в казачьем хуторе, «Через хутор, — пишет Шолохов в рассказе «Смертный враг», — словно кто борозду стороны. Герой рассказа «Смертный враг», казак Ефим Озеров, сражался за красный Царицын.

Он же ведет непримиримую борьбу с кулаками, представляя Советскую власть на хуторе. Кулаки зверски убивают Озерова, но его дело непобедимо. «Попомни, Ефим, — вспоминает он перед смертью слова своего друга, — убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет». В рассказе «Пастух» Шолохов рисует уже представителей молодого поколения, детей бедняков — Григория и Дунятку.

Они идут на смену Ефиму, так же как и он, разоблачают кулаков.

Трудно складывалась новая жизнь, гибли лучшие люди в борьбе с косными силами деревни, не желавшими поступиться своей собственностью.

Шолохов показывает, как сложно и трудно приобщалось казачество к новой жизни, как медленно наступал перелом в сознании людей, находившихся в плену сословной и областной замкнутости.

Становление нового сознания, новых отношения между людьми показано в рассказе «Чужая кровь» на примере деда Гаврилы. Трудность формирования нового сознания в казачьей среде в годы ломки старого мира раскрыта в рассказе «Кривая стежка».

Острота классовой борьбы на Дону, осложненной сословными предрассудками, напряженность схватки нового со старым передаются в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Шолохов раскрывает глубокую человечность, подлинно высокие и благородные качества своих героев, борющихся за Советскую власть («Продкомиссар», «Шибалково семя»).

Гуманистическую сущность революционной борьбы, обаяние, доброту, чуткость казаков, которые боролись за Советскую власть, Шолохов противопоставляет бешеной, звериной злобе врагов.

Реакционная часть казачества — белогвардейцы, казачьи офицеры, кулаки, белббандиты, — отстаивая собственнические интересы, сословные привилегии, проявляют хищную жестокость, звериную дикость и невежество.

В образах полковника Черноярова и есаула Крамскова («Коловерть»), пана Томилина («Лазоревая степь»), бандита Фомина («Председатель Реввоенсовета Республики»), кулака Игната («Смертный враг»), коменданта Анисима («Бахчевник») воплощены те классовые силы, против которых восстают и борются герои шолоховских рассказов, люди нового мира — коммунисты и комсомольцы.

Обратите внимание

Жестокая классовая борьба на Дону в годы гражданской войны, рост сознания трудового казачества на пути к новой жизни, рождение новых человеческих отношений в революционной борьбе — все эти вопросы были поставлены Шолоховым еще в рассказах и разрешены в полной мере зрелым художником в «Тихом Доне» и «Поднятой целине».

Донские рассказы сыграли большую роль в творческом развитии Шолохова. Они были подступами к его эпическим произведениям, школой, где оттачивалось художественное мастерство автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Сам писатель слишком сурово оценивал свое раннее творчество, много лет не переиздавал рассказы, считая что «очень уж много в них наивного и детски-беспомощного»'.

Молодой Шолохов действительно злоупотреблял натуралистическими, нарочито изысканными описаниями, упрощенно схематически раскрывал отдельные характеры, заслонял их драматическими ситуациями.

Однако уже в ранних рассказах обнаруживается умение отобрать существенную деталь, проникнуть в сложный внутренний мир героев, раскрыть характеры в действии, поступках.

Большие революционные события вторгаются в жизнь, влияют на сознание и поведение людей, и начинающий писатель стремится психологически мотивировать эти процессы.

Юная Дунятка из рассказа «Пастух», еще не осознав всей сложности ломки жизни, радостно воспринимает окружающий мир, ей весело от того, что брат Григорий стал все-таки пастухом, что он рядом с ней: «Смеются у нее щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы, вся смеется, потому что на Красную горку пошла ей всего-навсего семнадцатая весна, а в семнадцать лет все распотешным таким кажется: и насупленное лицо брата, и телята лопоухие, на ходу пережевывающие бурьянок, и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба». Но осиротевшей Дунятке рано пришлось познать горе: в борьбе с кулаками погиб брат, самый близкий для нее человек. Совсем одинока в безлюдной степи Дунятка. «Когда горечью набухнет сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки рубаху холщовую нестираную… Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота. И долго лежит неподвижно…

Версты уходят назад. Из степных буераков вой волчий, на житье негодующий, а Дунятка обочь дороги шагает, в город идет, где Советская власть, где учатся пролетарии для того, чтобы в будущем уметь управлять республикой.

В основе рассказов Шолохова всегда лежит совершенно конкретный, обычно реальный случай из гражданской войны и первых лет Русской власти. Автор чаще всего опирается на факты, им виденные и пережитые. Острота противоречий, драматичность классовой борьбы на Дону обусловливает жизненность и остроту самих сюжетных ситуаций.

Важно

Нарастание социальных противоречий приводит к неизбежному столкновению, размежевывает даже близких между собой людей. Этим конфликтом определяется и композиция большей части рассказов — противопоставление борющихся лагерей, столкновение людей, различных по своим социальным устремлениям и человеческим принципам, нередко трагически завершающееся.

Но писатель всегда пронизывает повествование утверждающим оптимизмом, проникновенной лирикой. Пейзажные описания уже связываются с раскрытием психологии героев, принимают активное участие в изображаемых событиях.

Нарисовав напряженную обстановку боя в рассказе «Коловерть», Шолохов заключает: «А над землей, разомлевшей от дождей весенних, от солнца, от ветров степных, пахнущих чеборцом и полынью, маревом дымчатым, струистым плыл сладкий запах земляной ржавчины, щекотный душок трав прошлогодних, на корню подопревших.

Подрагивала выщербленная голубая каемка леса над горизонтом, и сверху сквозь золотистое полотнище пыли, разостланное над степью, жаворонок вторил пулеметам бисерной дробью».

Но иногда проскальзывали и такие пейзажи, которые активно не участвовали в повествовании, не помогали развитию действия, характеристике персонажей и событий.

Они были выписаны с нарочитой изысканностью: «Туман, низко пригинаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал курившиеся паром копны.

За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо цвело шиповником, и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками» и т. п.

Повествование в рассказах нередко ведется от первого лица — от имени деда Захара («Лазоревая степь»), паромщика Микишары («Семейный человек»), пулеметчика Шибалюка («Шибалково семя»).

Герой рассказа «Председатель реввоенсовета республики» Богатырев обстоятельно повествует о том, как он организовал на селе республику; Федот («О Колчаке, крапиве и прочем») излагает историю своего собачьего прозвища — «Колчак» и «крапивного оскорбления».

В сказовой форме молодого писателя интересовала не самодовлеющая стилизация — он стремился овладеть особенностями живого народного, разговорного языка, передать его сочность и красочность.

«Образный, цветной язык» рассказов, отмеченный еще Серафимовичем, присущая Шолохову «манера письма» отличали его книги от книг других писателей. Индивидуальную характерность шолоховской речи можно легко обнаружить и в своеобразной лексике, и в метких словесных сочетаниях, и в эпитетах, и в построении речи автора и персонажей.

Совет

Шолохов сравнивает бороду казака с «новым просяным веником», ручку ковша Большой Медведицы с косо «торчащим дышлом» телеги.

По принципу сравнения с предметами или явлениями крестьянского обихода построены многие образы («буйным чертополохом цвела радость»; пуля «забороздила темноту»; «ящерицей скользнула молния»; волосы у Мишки «были как лепестки цветущего подсолнуха» и т. п.).

Источник: http://www.school-essays.info/geroi-rasskazov-sholoxova/

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Чужая кровь»)

Школа несчастья есть самая лучшая школа… 

В. Г. Белинский

Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщее горе, сплачивающее народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость, и мировыми, когда в них вступало множество стран.

К сожалению, Россия прошла еще и войну гражданскую, войну между людьми одного государства. И это, наверное, самая большая беда. Если есть один общий враг у всего народа, то и правда для всех одна. В гражданскую войну столкнулись две позиции — старая и новая. И обе стороны были правы. Эта война сделала врагами даже родных людей. Революция взорвала Россию. Никто не остался в стороне.

Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 году. Он стал свидетелем ключевых моментов истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну.

Писатель изображает жизнь такой, какой она была. В середине двадцатых годов начинают печататься «Родинка», «Пастух», «Продкомиссар» — произведения, позже объединенные писателем в «Донские рассказы».

В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря.

Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, — основная тема этого сборника.

Вообще, в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталкиваемся с трагедией, которую принесла людям война. Но она пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. О классовом и общечеловеческом повествует один из лучших рассказов цикла — «Чужая кровь».

Обратите внимание

Обычная старая казачья семья теряет в войну единственного сына. Тоска по нему постоянно терзала стариков, Гаврилу и его жену. Верили они, что вернется Петро и пойдет прежняя спокойная жизнь. Даже хозяйство без него не велось: «Пропал сын — некому стало наживать». Но вскоре приходит точная весть — погиб Петр.

Тут становится ясно, что родителям нужна надежда на возвращение сына. «А ежели я не хочу этому верить?!» — багровея, захрипел Гаврила. Необходимо было старикам кому-то дарить свою любовь. И это чувство сделало чудо.

Во-первых, исчезла классовая ненависть к продотрядникам: «И глядя на них, уже не ощутил Гаврила в дрогнувшем от ужаса сердце той злобы, что гнездилась там с утра». Во-вторых, старики вернули к жизни полумертвого молодого красноармейца, который пришел отбирать у них хлеб.

«Четвертые сутки лежал он в горнице шафранно-бледный, похожий на покойника… На четвертый день с утра на щеках белокурого зарозовел румянец…».

Постепенно так полюбили Гаврила с женой этого красноармейца-рабочего, что даже называть его стали не настоящим именем — Николай, а Петр, как сына.

Так простые человеческие ценности: любовь, милосердие и доброта — победили классовую ненависть к людям другого мира, нарушившим вековые казачьи устои, к людям, пришедшим к ним с бедой.

И лишь ужасы войны заставляют заново посмотреть на эти вещи, оценить их.

В эти страшные годы проявление заботы и милосердия к своему классовому врагу считалось ненормальным, более противоестественным, чем, например, убийство отца сыном по идеологическим соображениям.

Но не остался Николай в казачьей станице. Чужой была для него жизнь среди казаков. Звал и манил его родной завод, вырастивший и воспитавший Николая человеком «чужой крови».

По-человечески он понимал, что благодарен Гавриле и его жене за то, что они вернули его к жизни, полюбили его, как родного сына.

Но классовое сознание было сильнее человеческих чувств, и Николай уезжает на родной завод, чтобы продолжать служить идеалам революции.

«Донские рассказы» — это быль казачьих станиц периода гражданской войны. Жизнь станицы, ее интересы разделяются на две половины: одна — за большевиков, за новь; другая — за «казачью честь», за устои самодержавного строя.

Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости.

В большинстве своем они посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом, вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага общего дела, и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железной поступью войны.

Важно

Именно общечеловеческие ценности Шолохов ставит на первое место в рассказе «Чужая кровь». Автор отвергает чудовищную братоубийственную войну. Несомненной заслугой Шолохова является отсутствие личных симпатий в описываемых ситуациях. Нет у него и таких понятий, как «хорошие» красные и «плохие» белые. Или наоборот.

Автор беспристрастен, и рассказы получаются правдивые, искренние, отчего только выигрывает читатель. Да, с одной стороны, Шолохов воевал на стороне большевиков. Но ведь, с другой — он родился и вырос на Дону, и казачья жизнь, старинные традиции казаков для него — неотъемлемая часть его самого.

Возможно, именно поэтому Шолохов в первую очередь призывает к всеобщему примирению и согласию.

Источник: http://5litra.ru/soch/1066-tema-grazhdanskoy-voyny-v-donskih-rasskazah-m-sholohova-na-primere-rasskaza-chuzhaya-krov.html

«Донские рассказы» Михаила Шолохова: времена гражданской войны

Сборник «Донские рассказы» Михаил Шолохов, прошедший Гражданскую войну и видя все ее стороны, создавал на реальных событиях. Сборник рассказов, написанных в 1924-1926 годах, состоит из 6 произведений: «Родинка», «Алешкино сердце», «Нахаленок», «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Лазоревая степь».

Рассказы написаны в духе своего времени и пронизаны коммунистической идеологией, что соответствует стилистической манере соцреализма.

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых объединяет общая тематика – жизнь простых людей на Дону во время Гражданской войны, – это отражение горестей и надежд русского народа.

Каждый рассказ пропитан большевистской идеологией. Однако не она является основной идейной линией всех произведений. Глубина концепции сборника «Донские рассказы» кроется в том, что в несправедливых и страшных условиях войны главное – оставаться человеком.

На примере главных героев автор призывает к этой истине. Автор рисует традиции Дона, богатство души простых людей, в которых веками жил казачий дух свободы, веры и правды. В своих рассказах автор попытался показать через историю конкретного человека трагедию нации.

Характеристика персонажей

Персонажи рассказов М. Шолохова – это смелые и самоотверженные личности, готовые на поступок и подвиг в нечеловеческих условиях войны. И пусть ясны идеологические взгляды автора, он не безразличен к каждому, кого затронула война.

Он сочувствует и голодным детям, и казакам, лишившимся того, во что верили веками, и крестьянам, для которых святой долг – работать на земле, даже невинным животным, вовлеченным в эту страшную суматоху смутного времени.

Все герои рассказов не похожи друг на друга, но всех объединяет одно – тяжелая доля человека во время Гражданской войны, и неважно, на чьей стороне он оказался.

Герои рассказов Шолохова – это дети, оставшиеся сиротами из-за войны; старики, жизни детей которых забрала война; люди, которые не могут смириться, что вместо хлеба на их земле сеют смерть. Каждый герой, какие бы идеи он ни разделял, хочет мира, возможности жить на родной земле, обрабатывать ее, растить детей. Каждого героя рассказов наделяет жизнелюбие, желание помочь другим, спасти ближнего, пусть и ценой своей жизни.

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина мастер

Краткое содержание рассказов

Рассказ «Жеребенок» раскрывает картину человеческого отношения к животному во время Гражданской войны. В разгар сражений кобыла бойца Трофима привела жеребенка. Командир эскадрона приказал убить его, чтоб не затруднял дальнейшее продвижение.

Но, обнаружив, что ружье, которым Трофим пытался застрелить жеребенка, не заряжено, решил оставить малыша в живых. Ведь скоро война закончиться, кому-то и землю пахать придется. В пути жеребенок все время тормозил лошадь. Тогда командир снова приказал застрелить его, но Трофим промахнулся.

Совет

Во время боев гибли люди и кони, а жеребенок чудом оставался в живых. Однажды эскадрон переправлялся через реку под обстрелом. Жеребенок попал в опасный участок реки, где его закрутило течением. Увидев это, Трофим бросился спать его, несмотря на смертельную опасность.

В тот момент даже неприятель прекратил огонь, и все наблюдали за картиной спасения. Вытащив малыша на берег, Трофим почувствовал выстрел в спину и упал навзничь, а лицо его озарила радость за спасенную жизнь.

В рассказе «Алешино сердце» открываются ужасающие картины голода. Четырнадцатилетний Алеша, который не ел хлеба уже несколько месяцев, теряет родных: двух сестер и мать, а сам чудом остается в живых.

Когда у него уже совершенно не осталось сил, руку помощи ему протянул политком Синицын, ежедневно подкармливая мальчика и вводя его в круг своих единомышленников. Алеша идет работником к зажиточному крестьянину Ивану Алексееву.

Хозяин загружает его работой, как вола, и часто избивает, особенно узнав о походах Алеши к политкому. Однажды ночью мальчик узнал о связи Алексеева с бандитами, выступающими против Советской власти, и все рассказал Синицыну. Бойцы организовали засаду и обезвредили банду.

Во время операции, Алеша, чтобы защитить девочку, упал грудью на гранату. В последний момент его спас Синицын, но осколок ранил его около сердца. За отвагу мальчика приняли в члены партии со словами, что его доброе сердце еще постучит для доблестных дел на благо Родины.

Трагичный рассказ «Родинка» повествует о молодом 18-летнем командире эскадрона Николае Кошевом. Его отец был казаком, и Николке передалась его смелость, удаль и родинка с голубиное яйцо на ноге. Однако, повидав много крови и смертей на своем коротком веку, мальчик устал от войны и мечтает об учебе.

Поставлена новая задача – обезвредить банду повстанцев. Ими оказались казаки. Во время схватки, атаман на скаку шашкой убивает Николку. В качестве трофея он решил забрать сапоги убитого. А когда снял их, то увидел родинку с голубиное яйцо.

Тяжко зарыдав, атаман понял, что убил родного сына, и выстрелил себе в рот.

Трогательную историю открывает перед читателем рассказ «Чужая кровь». Дед Гаврила доживает свои лета со старухой в одиночестве. Был у них один сын – Петро, который ушел на войну с красными и не вернулся. Они продолжают ждать сына, одновременно не примиряясь с новой властью.

Обратите внимание

В село вернулся сослуживец Петра Прохор и поведал старикам о кончине сына, отняв у них последнюю надежду. Однажды пришли к Гавриле исполнители продразверстки с требованием отдать хлеб. Столько гнева и обиды было в душе у деда, но противиться он не стал. В тот момент во двор ворвались кубанцы и постреляли вторгшихся.

Среди трупов Гаврила нашел полуживого парня. Сразу же злоба пропала, ведь перед ним был не большевик, а человек. Три месяца старики выхаживали Николая, назвав Петром и полюбив его, как родного сына. Когда парень окреп, стал обрабатывать землю с названным отцом. Однажды он получил письмо с родного Урала, куда его звали подымать завод.

Немного подумав, решил Николай вернуться к привычному для себя делу, а старики снова осиротели.

Рассказ «Лазоревая степь» ведется от лица старого пастуха Захара. Когда-то его отец служил кучером у пана Томилина, потом он сам сменил батьку. Диким и безжалостным был пан. Таким рос и его сын. Новая власть выгнала молодого пана из своих владений, но он вернулся с казаками, чтобы отомстить. Среди пленных, которых собрались казнить, были внуки деда Захара Семен и Аникей. Дед стал ползать в ногах у пана, чтобы вымолить пощады для них. Томилин согласился при условии, если они сами попросят прощения и будут служить ему. Но они сказали, что не прогнутся под панов, как их отец и дед. На казнь прибежала жена Семена, с которой вместе их и убили. Все пленные были убиты, кроме Анисия, в которого пустили три пули, а затем проехали по нему конным обозом. Он лишился ног, но остался жить с честью. А когда его никто не видел, он целовал и гладил землю, сожалея, что не сможет трудиться на ней.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-sholohov/donskie-rasskazy.html

Читать

© М. Шолохов, наследники, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер.

На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. С хрустом стал оседать в оврагах подмерзший за ночь последний, ноздреватый снег.

Кренясь под ветром и низко пластаясь над землей, поплыли в черном небе гонимые на север черные паруса туч, и, опережая их медлительное и величавое движение, со свистом, с тугим звоном рассекая крыльями повлажневший воздух, наполняя его сдержанно радостным гомоном, устремились к местам вечных гнездовий заждавшиеся на полдороге тепла бесчисленные стаи уток, казарок, гусей.

Задолго до восхода солнца старший агроном Черноярской МТС Николай Стрельцов проснулся. Жалобно скрипели оконные ставни. В трубе тонко скулил ветер. Погромыхивал плохо прибитый лист железа на крыше.

Стрельцов долго лежал на спине, закинув руки за голову, бездумно глядя в сумеречную предрассветную синеву, вслушиваясь то в порывистые всплески ветра, бившегося о стену дома, то в ровное, по-детски тихое дыхание спавшей рядом жены.

Вскоре по крыше дробно застучали дождевые капли, ветер немного притих, и стало слышно, как по водосточному желобу с захлебывающимся бульканьем клокочет, журчит вода и мягко и тяжело падает на отсыревшую землю.

Сон не приходил. Стрельцов поднялся, тихо ступая босыми ногами по скрипящим половицам, прошел к столу, зажег лампу, присел выкурить папиросу. Из щелей между небрежно подогнанными половицами тянуло острым холодом. Стрельцов неловко поджал голенастые ноги, потом устроился поудобнее, прислушался: дождь шел не только не ослабевая, но все более усиливаясь.

«Хорошо-то как! Еще прибавится влаги», – довольно подумал Стрельцов и сейчас же решил поехать утром в поле, посмотреть озимые колхоза «Путь к коммунизму» да кстати заглянуть и на зябь.

Докурив папиросу, он оделся, обул короткие резиновые сапоги, накинул брезентовый плащ, но шапку никак не мог найти. Долго искал ее под вешалкой в полуосвещенной передней, за шкафом, под столом.

Важно

В спальне, тихонько проходя мимо кровати, на минуту остановился. Ольга спала, повернувшись лицом к стене. По подушке беспорядочно разметались белокурые, с чуть приметной рыжинкой волосы.

Ослепительно белое плечико ночной рубашки, почти касаясь коричневой круглой родинки, глубоко врезалось в полное смугловатое плечо.

«Не слышит ни дождя, ни ветра… Спит так, как будто совесть у нее чище чистого», – подумал Стрельцов, с любовью и ненавистью глядя на затененный профиль жены.

Он постоял еще немного возле кровати, закрыв глаза, с глухой болью на сердце воскрешая в памяти несвязные и, быть может, не самые яркие воспоминания о недавнем счастливом прошлом и всем существом своим чувствуя, как медленно и неудержимо покидает его тихая радость, навеянная вот этим предрассветным дождем, бурным ветром, ломающим зимний застой, преддверием трудной и сладостной работы на колхозных полях…

Без шапки Стрельцов вышел на крыльцо. Но не так, как в былые годы, воспринял он теперь свист утиных крыльев в аспидном небе, и уже не с прежней силой охотничьей страсти взволновал его стонущий и влекущий в неведомую даль переклик гусиных стай.

Что-то было отравлено в его сознании за тот короткий миг, когда смотрел в родное и в то же время отчужденное лицо жены. Иначе выглядело сейчас все, что окружало Стрельцова.

Иным казался ему и весь необъятный, весь безбрежный мир, проснувшийся к новым свершениям жизни…

Дождь все усиливался. Косой, мелкий, спорый, он по-летнему щедро поил землю.

Подставив открытую голову дождю и ветру, Стрельцов жадно шевелил ноздрями в тщетной надежде уловить пресный запах оттаявшего чернозема – нахолодавшая земля была бездыханна.

И даже первый после зимы дождь – бездушный и бесцветный в предутренних сумерках – был лишен того еле приметного аромата, который так присущ весенним дождям. По крайней мере, так казалось Стрельцову.

Совет

Он накинул на голову капюшон плаща, пошел к конюшне, чтобы подложить коню сена. Воронок зачуял хозяина еще издали, тихо заржал, нетерпеливо перебирая задними ногами, гулко стуча подковами по деревянному настилу пола.

В конюшне было тепло и сухо. Пахло далеким летом, степным улежавшимся сеном, конским потом. Стрельцов зажег фонарь, положил в ясли сена, сбросил с головы капюшон.

Коню было скучно одному в темной конюшне.

Он нехотя понюхал сено, всхрапнул и потянулся к хозяину, осторожно прихватывая шелковистыми губами кожу на его щеке, но, наткнувшись нежным храпом на жесткую щетину хозяйских усиков, недовольно фыркнул, жарко дохнул в лицо пережеванным сеном и, балуясь, стал жевать рукав плаща. Будучи в добром духе, Стрельцов всегда разговаривал с конем и охотно принимал его ласки. Но сейчас не то было у него настроение. Он грубо оттолкнул коня и пошел к выходу.

Еще не убедившись окончательно в дурном расположении хозяина, Воронок игриво повернулся, загородил крупом проход из станка. Неожиданно для самого себя Стрельцов с силой ударил кулаком по конской спине, хрипло крикнул:

– Разыгрался, черт бы тебя!..

Воронок вздрогнул всем телом, попятился, часто переступая ногами, пугливо прижался боком к стенке. Чувство стыда за свою неоправданную несдержанность шевельнулось в душе Стрельцова. Он снял висевший на гвозде фонарь, но не погасил его, а зачем-то поставил на пол, присел на лежавшее возле двери седло, закурил. Спустя немного сказал тихо:

– Ну извини, брат, мало ли чего не бывает в жизни…

Воронок круто изогнул шею, вывернул фиолетово поблескивающее глазное яблоко, посмотрел на понуро сидящего хозяина, потом стал лениво пережевывать хрупающее на зубах сено.

Грустно пахло на конюшне увядшими степными травами, по-осеннему шепелявил, падая на камышовую крышу, частый дождь, брезжил мутный, серый рассвет… Стрельцов долго сидел, уронив голову, тяжело опираясь локтями о колени.

Ему не хотелось идти в дом, где спит жена, не хотелось видеть ее рассыпанные по подушке белокурые, слегка подвитые волосы и эту страшно знакомую круглую родинку на смуглом плече.

Здесь, на конюшне, ему было, пожалуй, лучше, покойнее…

Обратите внимание

Он распахнул дверь, когда почти совсем уже рассвело. Грязные клочья тумана висели над обнаженными тополями. В мутно-сизой мгле тонули постройки МТС и еле видневшийся вдали хутор.

Зябко вздрагивали под ветром опаленные морозами, беспомощно тонкие веточки белой акации.

И вдруг в предрассветной тишине, исполненное нездешней печали, долетело из вышней, заоблачной синевы и коснулось земли журавлиное курлыканье.

У Стрельцова больно защемило сердце. Он проворно встал и долго, напрягая слух, прислушивался к замирающим голосам журавлиной стаи, потом глухо, как во сне, застонал и проговорил:

– Нет, больше не могу! Надо с Ольгой выяснить до конца… Больше не могу я! Нет моих сил больше!

Так безрадостно начался первый по-настоящему весенний день у раздавленного горем и ревностью Николая Стрельцова. А в этот же день, поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке, неподалеку от дома, где жил Стрельцов, выбилось из земли первое перышко первой травинки.

Острое бледно-зеленое жальце ее пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесенного осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли.

Но вскоре южный ветер прошелся низом, влажным прахом рассыпался отживший свое кленовый лист, дрогнув, скатилась на землю капля, и тотчас, вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка – одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.

Около скирды соломы, где почва еще не отошла от морозов, трактор «ЧТЗ» круто развернулся и, выбрасывая траками левой гусеницы ледяную стружку, перемешанную с жидкой грязью и соломой, ходко пошел к загону.

Но в самом начале загона резко осел назад и, с каждым рывком все глубже погружаясь в черную засасывающую жижу, стал. Синий дым окутал корпус трактора, витым полотнищем разостлался по бурой стерне.

Мотор заработал на малых оборотах и заглох.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=226781&p=53

Специфика художественного пространства в ранних рассказах М. А. Шолохова

О.Я. Алексеева

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАННИХ РАССКАЗАХ М.А. ШОЛОХОВА

Актуальность темы, выбранной для данной статьи, обусловлена, прежде всего, тем, что исследованию ранних рассказов М.А. Шолохова на протяжении долгого времени не уделялось должного внимания. Существуют отдельные статьи и ряд монографий, посвященных изучению раннего периода творчества М.А. Шолохова.

Внимание их авторов сосредоточено на выявлении особенностей стиля (Н. Великая, А. Хватов, И. Лежнев), способов создания образов (Ф. Бирюков, Л. Якименко), мотивов (Ф. Бирюков, Г. Ермолаев), типа конфликта (Л. Якименко, А. Мацай, В. Гура), а также на соотнесении с романом «Тихий Дон» (Прийма, В. Гура, Г. Ермолаев, И. Лежнев).

Предпринималась и попытка комплексного анализа рассказов (С. Семенова)1.

Однако в указанных выше работах рассказы не изучались с целью вычленения пространственной структуры и выявления ее взаимодействия с более сложными уровнями повествования. На наш взгляд, подобный подход мог бы дать возможность взглянуть на проблему интерпретации ранних рассказов М.А. Шолохова с иной точки зрения.

Как известно, анализ художественного произведения может идти по восходящей, т.е.

Важно

от изучения простых элементов, составляющих повествование (выявление тем, мотивов, пространственно-временной характеристики текста), к исследованию более сложных составляющих, таких, например, как основная идея, сюжет и т.д.

Исследователи, в основном, сосредотачивают свое внимание на верхнем пласте произведения, забывая, что именно изучение «первого» уровня зачастую помогает понять динамику развития сюжета, выявить внутреннюю структуру произведения.

В статье мы попытаемся описать пространственную характеристику рассказов, определить ее семантическое наполнение и специфику.

В основу отбора материала был положен принцип тотального изучения рассказов М.А. Шолохова периода 1924-1927 гг. с целью определить ряд текстов, в которых наличествует ситуация перехода границы и, как следствие, пространственная оппозиция. В результате основной корпус исследуемых произведений составили следующие рассказы: «Коловерь»

Читайте также:  Сочинение по произведению хемингуэя старик и море

(1924); «Пастух» (1925); «Продкомиссар» (1925); «Илюха» (1925); «Председатель Реввоенсовета республики» (1925); «Двухмужняя» (1925); «Бахчевник» (1925); «Чужая кровь» (1926); «О Колчаке, крапиве и прочем»

2

(1925); повесть «Путь-дороженька» (1925); «Ветер» (1927) .

Художественный мир рассказов М.А. Шолохова четко организован и

состоит из двух противоборствующих пространств: «открытого», которое мы условно назвали «город», и «закрытого» — «хутор» / «станица» (т.н. «сословная и областная замкнутость» ).

Под оппозицией «открытое-закрытое» пространство понимается, прежде всего, оппозиция «старый-новый» режим, «проницаемость-непроницаемость», «статичность-динамичность», «косность-прогресс». Их описание устойчиво: всегда с отрицательными коннотациями изображается «закрытое» («…

Вчерась землю делили: как только кому из бедных достается добрая полоса, так зачинают передел делать. Опять на хребтину нам садятся богатеи.» — П, 216; «казаки-посевщики богатыми очкурами покрепче перетянули животы, решили разом и не задумавшись: — Дарма хлеб отдавать?.. Не дадим.

» — Пр, 222) и с положительными — «открытое» («Часть рабочих кончала обмолот, пахала под пары, другая часть строила школу» — Д, 365; «Теперя лупай обоими фонорями, свети в оба! Чуть тронешь свою бабу, — за хвост тебя, сукиного сына, да в собачий ящик!» — ОК, 423)4.

Интересно, что если в литературной традиции XIX в. герой бежал от суеты окружающего мира, стремился найти уединение, дабы в нем обрести

истинное понимание вещей, смысл жизни, то в рассказах М.А. Шолохова ситуация прямо противоположная.

Герой, как и в романтической традиции, также активен, и для него «истина» находится вне окружающей его повседневности, но пространственным воплощением ее является уже не «деревня», а «город».

Связано это с переменой установок направляющей силы: теперь изначально «замкнутое» на себе пространство обречено и должно быть разрушено надвигающимся прогрессом, противостоять которому уже невозможно.

Совет

Следует отметить, что в одном из рассказов — «Председатель Реввоенсовета республики» — тип «замкнутого» пространства получает совершенно иное семантическое наполнение.

Герой, провозглашая свой хутор автономным, объявляет об «осадном кругом положении» (345), как бы помещая его в центр круга, преграждает доступ к нему.

В данном случае «замкнутость» имеет фольклорную коннотацию, становится синонимом оберега, призванного охранять хозяина или место, где он живет, от злых духов.

Фольклорные мотивы в описании и разработке пространства просматриваются еще в двух рассказах — «Илюха» (1925) и «Ветер» (1927).

В рассказе «Илюха» одна из мотивировок движения героя — нежелание жениться на нареченной родителями невесте («Больно на монашку похожа: губки ехидно поджатые, все вздыхает да крестится, ровно старушка древняя, ни одной обедни не пропустит, а сама собой — как перекисшая опара», 232).

Поиск иной доли перекликается с важной композиционной составляющей сюжета волшебной сказки, в которой «переправа в иное царство есть как бы ось сказки и вместе с тем — ее середина. Достаточно мотивировать переправу поисками невесты, диковинки чтобы получить самый общий, еще пока бледный, несложный, но все же ощутимый каркас, на основе которого слагаются различные сюжеты»5.

Так и в рассказе «Илюха» «переправа» резко меняет судьбу героя, делит его жизнь на две

части: размеренная и степенная жизнь в родительском доме и начало новой жизни, полной борьбы и самосовершенствования.

Обратите внимание

В рассказе «Ветер» описание причины («Подводчик обманул его, уехал, не дождавшись конца съезда, и Головнин, не найдя попутной подводы, пошел пешком…»), обстоятельств, при которых один из героев рассказа, Головин, попадает в избу к местному жителю («Темнело быстро. Уродливые очертания дубов виднелись по сторонам, за пологом мглы.

Час спустя, уже в темноте, прибился он к огням хутора и, усталый, вошел в первый двор. В оконце маленькой хатки желтел огонек. Постучался….») наводит на мысль о сходстве хаты Турилина с избушкой Бабы-Яги6. Этому способствует и сама атмосфера, окружающая его там («Учителю было душно на холодной печке. Он чувствовал, что по нем ползают мореные вялые вши.

Они кусали зло и ненасытно»).

Помимо названных выше доминантных центрообразующих пространств («город-деревня») в рассказах «Пастух», «Бахчевник», «О Колчаке, крапиве и прочем» и повести «Путь-дороженька» вводится дополнительное подпространство: «степь» — П; «бахчевник» — Б; «банда Махно» -Пд; «конюшни» — ОК.

В самом начале рассказов Григорий («Пастух») и Митька («Бахчевник») показаны пассивно-примыкающими к большевикам, способность же их к активной деятельности намечена, но не прописана, что дает автору возможность показать героев в развитии. Окончательное же их становление происходит в конце повествования, когда они доказывают преданность идеи через самопожертвование (Григорий, «Пастух») и готовность во имя нее переступить через законы родства (Митька, «Бахчевник»).

В последних двух из приведенных нами случаев — рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем» и повесть «Путь-дороженька» — проблема внутренней самоидентификации героев снята изначально, а их пространственное перемещение обусловлено, прежде всего, стремлением автора сфокусиро-

вать внимание читателя на принципиально важной для него грани характера, например, такой как моральная стойкость (ОК) и сила духа (Пд).

Таким образом, осложнение пространственной структуры художественного произведения высвечивает один из механизмов создания образа.

Традиционно оппозиция «город-деревня» помимо коннотации «ра-зомкнутый-замкнутый» включает в себя понятие «свое-чужое»: «Замкнутое пространство, интерпретируясь в текстах в виде различных бытовых пространственных образов: дома, города, родины — и наделяясь определенными признаками: “родной”, “теплый”, “безопасный” — противостоит разомкнутому “внешнему” пространству и его признакам: “чужое”, “враждебное”, “холодное”.» . Однако в анализируемых рассказах классическая интерпретация данной оппозиции ломается. Собственно, составляющие ее компоненты меняются местами: «свое» становится далеким; «чужое» -близким. Ср.: «Илья, иди, но домой не заглядывай. Вижу, что зараженный ты кумсамолом, всё с ними, с поганцами нюхался, ну и живи как знаешь, а я тебе больше не указ…» — И (232); «А знаешь ты, красноармейская утроба, что завтра мы твоих друзей арестуем?» (251) и «Смутно догадывался он, что Федор хочет уехать за Дон к большевикам» — Б (251); «Давай уйдем с нами отсель, расплюемся с Всевеликим войском донским» (272) и «Выскочили. Бежали, падали. Яков махал руками и кричал : — Братцы! Красненькие! Товарищи!..» — Пд (281); «Хоружий. Погоны новенькие. Пробритый рядок негустых волос. Свой: плоть от плоти, а стесняется Па-хомыч, как чужого» — К (327); «Угловато осунулся и пожелтел Петро. По ночам слышал Гаврила, как вздыхал он и ворочился на кровати. Понял, после долгого раздумья, что не жить Петру в станице.» — Ч (499).

Важно

Еще одной важной составляющей в изучении пространственной структуры произведения является мотив перехода границы8, непосредственно влияющий на динамику развития сюжета.

Все из приведенных здесь рассказов имеют общую завязку (исключением является «Ветер»).

Повествование начинаются с описания внут-ренне-активного, но внешне статичного противостояния героя окружающей действительности («Илюха», «Прдкомиссар», «Коловерь», «Двухмужняя», «Чужая кровь», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Председатель Реввоенсовета республики», повесть «Путь-дороженька») или с формирования данной позиции («Пастух», «Бахчевник»). Собственно первая половина повествования призвана показать становление героев и мотивацию поступков. Детальное описание обстановки, условий быта, в которых находится герой, с одной стороны, тормозит действие: повествование как бы растягивается. Однако несовместимость взглядов на сложившийся уклад и вызванная этими обстоятельствами конфликтная ситуация отторгает или выталкивает героя из семьи, что неизбежно стимулирует активность его действий (о чем и свидетельствует переход границы) и, как следствие, влечет стремительную развязку.

В зависимости от «прикрепления» героев к «открытому / закрытому» пространству и их способности переходить границу они четко подразделяются на две группы: персонажи «подвижные» и «статичные». Например: «С весны заявляется в хутор наша же хуторная — Настя.

Жила она в шахтах, а тут взяла и приехала, черт ее за подол смыкнул» — ОК (422); «Я сам работал день и ночь. По белу свету не шатался, как ты!» — Пр (223); «… убегай сердешный, куда глазыньки твои глядят!» — Б (258); «…

Желаешь с нами идтить — в добрый час, а нет, так баба с возу — кобыле легче !.. — Пойду я, дедушка» — Пд (272).

Преодоление границы воспринимается героями как отказ от косного существования, разрыв с отягощающим их прошлым и устремленность в будущее. Мотив перехода границы в рассказах М.А. Шолохова четко маркирован не столько перемещением из одного пространства в другое, но прежде всего тем, что герой оказывается перед выбором между близкими

людьми по крови и по идее. Причем само понятие нравственный выбор, логически вытекающее из его условий, в рассказах снято и подменено, в соответствии с идеологической установкой, определением классовой принадлежности, что собственно и оправдывает не только отказ героев от кровных уз, но и убийство родного человека («Продкомиссар», «Бахчевник»).

Совет

Следует отметить, что данная трактовка ни в коей мере не снимает важной идеологической составляющей образов, более того, на наш взгляд, подобный анализ произведения позволяет вскрыть механизм создания образа вне семантических наполнений, проверить истинность / ложность его интерпретации.

Описанное в рассказах «распространение» советской власти показано как наступление «нового» порядка с методичным и основательным разрушением «старого»: оказываются растоптаны и поруганы понятия традиционализма (долг, семья, уклад жизни) — основные его составляющие.

Таким образом, вырисовывается перспектива постепенного вытеснения старого «замкнутого» пространства — новым «открытым».

Для упрощения задачи, в соответствии с трафаретными установками (кулаки-большевики), казачество представлено в рассказах с отрицательной точки зрения, что формирует устойчиво-негативное к нему отношение и служит достаточным оправданием, с точки зрения правящего класса, его планомерного истребления: «Оттолкнул мать в сторону, Митьку повалил на пол, бил ногами деловито, долго, жестоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики» — Б (257); «Хорунжий бил старика хлыстом, хрипло, отрывисто ругался. Удары гулко падали на горбатую спину, вспухали багровые рубцы, лопалась кожа, тоненькими полосками сочилась кровь, и без стона все ниже, ниже к земляному полу падала окровавленная голова.» — Пд (265); «Анна качнулась, вскрикнула, хотела поймать руку мужа, но тот, хрипло матюкаясь, ухватил ее за волосы, но-

гою с силой ударил в живот. Грузно упала Анна на пол, раскрытым ртом ловила воздух, задыхаясь от жгучего удушья. И уже равнодушно ощущала тупую боль побоев.» — Д (372). Однако здесь не следует делать поспешных выводов о позиции самого Шолохова.

Формально навязанное новой властью шаблонное описание представителей противоположной стороны соблюдено. Однако если внимательно вчитаться в текст («.через месяц пришли красные.

Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман» — Ч, 484), а особенно в то, как аргументируют свое поведение раскулачиваемые («Меня за мое же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, — я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила» — Пр, 224), станет понятно, что сам М.А.

Шолохов, если не полностью, то частично на их стороне. Как пишет А. Хватов, «революция круто изменила привычное течение жизни, как плугом прошлась по неподвижной целине быта, сословных традиций и размежевала людей на два лагеря» .

Обратите внимание

Исключением в ряду анализируемых рассказов является «Ветер». Здесь центр тяжести смещается с политической стороны на нравственную, что свидетельствует о качественно ином, неконъюнктурном этапе создания произведения.

В рассказе показано столкновение двух людей, двух типов мышления, разных по классовому положению и по самопозиционированию. Один — представитель интеллигенции («города»); другой — простой казак, коренной хуторской житель («хутор»).

В центре повествования история казака, поражающая глубиной описания и трагизмом человеческой судьбы («“Дай мне, добрый человек, хучь кусок сала. Твои свиньи ноги мои стрескали, ты по совести должон мне за это дать”. Дал ведь, истинный бог! Шматок сала отрезал и сухарей конскую торбу насыпал»).

Вызванное поначалу непреодолимое чувство сопереживания чужому горю по мере пове-

ствования сменяется негодованием и отвращения к главному герою: «Отношение как читателя, так и учителя Турилина меняется от симпатии до отвращения. Каким бы униженным и обиженным не чувствовал себя калека, трудно согласиться с тем, что его страдания служат оправданием его бесчеловечности»10.

В рассказе показана деградация человеческой личности, глубина падения которой не поддается оправданию. Усиливает это ощущение и морально-этическая позиция автора, выразителем которой является Головин.

Собственно он и дает окончательную оценку поступков Турилина: «Учитель неожиданно свесил ноги и, дергаясь вихрастой головой, сказал с холодным бешенством: “- Эх, сволочной ты человек ! Гадина ты !..”».

Подводя итоги, отметим, что в результате данного исследования удалось решить такие поставленные задачи, как описание пространственной структуры текста и выявление ее специфики.

На материале проанализированных рассказов мы попытались показать один из возможных способов создания образа и его интерпретации, выявить взаимосвязь между внутренней структурой произведения и его семантическими наполнениями, определить позицию автора, «разглядеть» ее за ширмой коньюнктур-ных догм.

Важно

1 Великая Н. Стилевое своеобразие «Донских рассказов» Михаила Шолохова // Михаил Шолохов: Статьи и исследования. М., 1980. С. 87-111; Мацай А. Эскиз творческой программы (Лазоревая степь) // Михаил Шолохов: Статьи и исследования. М., 1980. С. 139-152; Лежнев И. Путь М. Шолохова. М.

, 1948; Хватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1978. С. 8-45; Якименко Л. Большая правда // Литература и жизнь. 1960. 28 окт. С. 3; Ермолаев Г. Михаил Шолохов и его творчество. СПб., 2000. С. 24-45; Семенова С. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 11-83.

2 Далее названия рассказов будут указаны в сокращении: «Пастух» — П; «Продкомис-сар» — Пр; «Илюха» — И; «Коловерть» — К; «Председатель Реввоенсовета республики» -ПРр; «Двухмужняя» — Д; «Бахчевник» — Б; «Чужая кровь» — Ч; «О Колчаке, крапиве и прочем» — ОК; «Путь-дороженька» — Пд; «Ветер» — В.

3 ГураВ.В. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. М., 1960. С. 35.

4 Здесь и далее с указанием страниц цит. по изд.: ШолоховМ.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. М., 1986.

5 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 202.

6 Там же. С. 58-64.

7 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1973. С. 277-278.

8 «Граница делит все пространство текста на два взаимо не пересекающихся пространства. То, каким образом делится текст границей, составляет одну из существенных его характеристик. Это может быть деление на своих и чужих, живых и мертвых, бедных и богатых.» (Там же. С. 278.).

9 Хватов А Указ. соч. С. 18.

10 Ермолаев Г.С. Указ. соч. С. 30.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-hudozhestvennogo-prostranstva-v-rannih-rasskazah-m-a-sholohova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector