Анализ произведения волки! шукшина

«Волки!», анализ рассказа Шукшина

«Волки!» Шукшина — рассказ-характер. Характеры тестя и зятя проявляются не только через столкновение друг с другом, но и через столкновение со стихией – волками.

Проблематика

Нравственная проблематика рассказа связана с тем, каким должен быть человек. Проверку на человечность не проходит ни Иван, ни Наум, хотя и по разным причинам. Наум готов на любую подлость, а Иван – на применение грубой силы, лишь бы добиться своего и победить (на словах или на деле) «врага» — человека.

Герои рассказа

Наум Кречетов — мужик хитрый и обаятельный, расторопный, ещё не старый. Наум терпел Ивана, «жалеючи дочь», договорился о дровах. Он всё подмечает, например, что Иван с похмелья. Попадая в экстремальную ситуацию, Наум утрачивает всю разумность.

Когда мужики встретились с волками, Наум так испугался, что стал кричать «грабют» и убегать на своих санях. Четыре раза Иван просил Наума придержать свою лошадь, но Наум заботился, прежде всего, о своей жизни.

Он видел, что Ивану грозит смертельная опасность, но не только не остановился, чтобы помочь, но даже отвернулся.

Обратите внимание

За поворотом, в безопасном месте, он дождался зятя, потому что «на совести у него всё-таки было нелегко».

Наум радуется тому, что Иван живой, но боится, что Иван будет его бить, поэтому снова стегает лошадь, а Иван пешком не может его догнать. Хитрый Наум придумывает, как не быть битым. Пока Иван добирается до дома тестя, тот зовёт дочь и милиционера.

Иван недаром считает тестя бесчеловечным. Поняв, что его поступок низкий, Наум вместо оправдания начинает обвинять Ивана во всех грехах.

И в том, что Иван пришёл в дом на всё готовенькое, и в том, что хотел бы жить в городе, и даже в том, что Иван приехал в деревню возбуждать народ против Советской власти. Это было серьёзное обвинение, которое, скажи его Наум при Сталине, могло бы привести к аресту.

Но рассказ написан в 1967 году, так что милиционер, приняв сторону Ивана и жалея его, быстро уводит из избы, утешает, обещает сыграть с ним в отделении в шахматы.

Иван Дегтярёв

Это типичный шукшинский герой, руководствующийся не здравым смыслом, а сердечными побуждениями. Иван ленивый, любит выпить. Он мечтает о лёгкой жизни в городе, где можно поработать, а потом отдыхать.

В момент нападения волков Иван видит ситуацию как бы со стороны, страх у него смешивается со жгучим любопытством.

Какое-то время Иван насмехается над тестем, который ведёт себя, как сумасшедший, заполошно крича «грабют». Почувствовав страх за свою жизнь, Иван просит Наума бросить ему топор.

Важно

Он обращается к Науму всё более эмоционально по мере приближения волков: отец – гад такой – отец, сука.

Иван не склонен уступать волкам. Он сначала идёт на вожака с топором, а потом отступается от убитого коня, сказав: «Ваша взяла. Жрите, сволочи».

Ивану жаль коня, он обвиняет тестя в случившемся, называет его гадом ползучим и шкурой, паразитом. Иван жаждет мести, не желая понять, что ситуацию нельзя повернуть вспять.

Милиционер вместе с Иваном сожалеет, что тот не догнал тестя в лесу и не побил его наедине, но «теперь нельзя».

Волки

Пятеро волков – полноценные герои рассказа. В отличие от людей, они действуют слаженно. Стая загоняет жертву привычным способом, двигаясь наперерез коню. Иван понимает, что вожака остановит только смерть.

Человек и волк в рассказе стремятся победить, чтобы выжить. В отличие от людей, у волков строгая иерархия. Вожак выравнивает строй, пуская в ход клыки. Каждый из волков знает, какова его роль в охоте. Не так у людей. Тесть с зятем всё время оскорбляют и обижают друг друга, как будто выясняя, кто из них главнее. Наум спасает свою жизнь и не собирается действовать в интересах другого.

Иван занимает место того самого волка, от которого убегал раньше: «Началась другая гонка: человек догонял человека». Но и Наум ведёт себя, как охотник, устраивающий на волка засаду. Шукшин сопоставляет поведение волков, которые убивают, чтобы есть и выживать, и людей, которые уничтожают друг друга для самоутверждения.

Сюжет и композиция

В основе рассказа лежит приключение, связанное с погоней. Сначала волки гонятся за людьми, затем Иван гонится за Наумом, а в конце оказывается пойманным Иван. Через погоню Шукшин отстаивает свою идею: человек не лучше волка, если он безнравственен.

Стилистические особенности

В рассказе важны внесюжетные элементы. Шукшин не даёт портрет героев-людей, но зато подробно описывает внешность волка: крупный, грудастый, с палёной мордой, с круглыми жёлтыми глазами, взгляд которых прям и прост.

В трёх коротких предложениях изображён пейзаж.

Покой и дрёма поездки в санях по тихому зимнему лесу прерываются появлением волков. Шукшин пользуется короткими неполными предложениями без подлежащих. Только в последнем неполном предложении появляются нарушители покоя: «Вышли из леса, стоят, ждут. Волки».

Речь героев – основная их характеристика. Через крик Наума «грабют» передаётся его животный страх, грубые слова мужиков – проявление их эмоций. Житейская мудрость Наума подкрепляется пословицами.

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Волки!»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/975-volki-analiz

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Волки»

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

литературоведческие термины.

https://www.youtube.com/watch?v=Lcum5AvLwOg

Составила учитель

русского языка и литературы

Шевченко Н.П.

г. Советский

2016 уч. год

Темой нашего урока стали слова одного из героев рассказа Шукшина «Волки» — «Чтобы ты человеком был…».

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Ход урока.

Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

Совет

Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные нравственные проблемы.

А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

Нас приучают к мысли, что мы волки,

Что надо волчий выучить вокал,

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

На время поселившийся во мне,

Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

Тень человека видит на стене.

  • Объясните слова эпиграфа, какова его роль?

(Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

  • Почему же рассказ назван «Волки»?

(В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

  • Что же превращает людей в волков?

Эгоизм трусость через

Равнодушие разобщённость эти негативные

Злоба жестокость качества

Малодушие потеря совести происходит

Хищничество изворотливость потеря всего

Зависть лживость человеческого

  • Вспомним, каков сюжет рассказа?

(Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

(3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

2 часть. Волки

3 часть. Чтобы ты человеком был

Давайте проанализируем первую часть.

Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

Автор говорит: «Иван не любит Наума, Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана».

Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

Наум считает зятя ленивым человеком, заходя в дом, он упрекает его: «Спишь? Эдак, Ванечка, всё царство небесное можно проспать». А уж потом здоровается. На слова зятя о комфортном жилье в городе (не надо заботиться о дровах, не надо носить воду) он язвительно отвечает: «С одной стороны, конечно, хорошо – водопровод, с другой беда, — ты б тогда совсем заспался».

Обратите внимание

Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

Читайте также:  История создания повести поединок куприна и прототипы героев

Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт автор: «не старый ещё, расторопный мужик, хитрый и обаятельный».

Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

Отрицательное в характере Ивана:

  • Неуважителен по отношению к отцу жены
  • Не проявляет должной заботы о семье (а ведь он глава своей семьи)
  • С ленцой, не переработался

(Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

Какой композиционный приём использует автор? (антитезу).

Мир природы – мир человека отношений

Наум, Иван – волки

Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

  • Какая экстремальная ситуация обнажила человеческую сущность героев?

(встреча с волками)

  • Как же раскрылись герои, как они повели себя в этой ситуации?

Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,

оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

тестю.

«отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

  • Когда Иван осознал всю меру опасности? (Когда рассмотрел вожака стаи).

Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

Антитеза

Волк вожак – вожак семьи Наум

Сила, единство – слабость, разобщённость.

Кто оказался сильнее волки или люди?

В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

Найдите подтверждение этой мысли

Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

Важно

Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

Автор не устаёт удивлять читателя характерами своих героев.

Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

На чьей стороне автор?

(Милиционер, посторонний человек. Автор показывает, как к этой истории отнесся человек со стороны).

С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

  • Как это видно? Зачитайте эти эпизоды.
  • Был момент, когда милиционер пытался примирить героев.
  • А как вы думаете, возможно ли примирение? (нет, предательство просить нельзя. Иван мог погибнуть, такое вряд ли можно просить)

Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

  • Какой урок хотел преподать тестю Иван. Зачем?

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был…» К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

  • А какой урок преподаёт нам автор рассказа, в каких словах он выражен?

«Чтобы ты человеком был…»

ко всем

А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

Через Милосердие

эти положительные Доброту

качества Отзывчивость

формируется Ответственность за судьбу другого

нравственность Гуманность

человека Честность

Способность проявить мужество

и постоять за слабого

Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.

Творческая работа.

Попробуйте написать продолжение рассказа (возьмите такой заголовок: «Продолжение напишет жизнь»)

_______________________________________________________________________________

Оформление на доске

Словарная работа Термины
Обаятельный – полный обаяния, очарования.Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего – либо. Шкура – (глубокое, просторечное), продажный человек, корыстный, преследующий только личную выгоду.Шкурник – тот, кто заботиться о своём благополучии, о своих личных выгодах в ущерб другим.Шкурничество.Вожак – тот, кто ведёт за собой (здесь применительно к человеку).Нравственность – 1) совокупность норм поведения человека в каком либо обществе.2) моральные качества человека. Сюжет,композиция,антитеза,пейзаж,кульминация,завязка,развязка,тема произведения,идея,конфликт.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/analiz_rasskaza_v_m_shukshina_volki

Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки» (стр. 1 из 4)

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Рязанский педагогический колледж

Контрольная работа по дисциплине

«Литература»

на тему

«Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»

Преподаватель: Лебедева Л.В.

Работу выполнила: Веряскина Н. В.

Рязань 2011

«Волки» — один из ранних рассказов В. М. Шукшина (написан в 1966 г., опубликован в 1967 г. в «Новом мире»). Этому рассказу как-то не повезло: он очень редко включается в сборники произведений писателя, его практически «не замечают» литературные критики.

Между тем «Волки» — типичный шукшинский рассказ: его сюжет и основную коллизию составляет вырванный из обыденной сельской жизни эпизод. Эпизод, как чаще всего бывает у Шукшина, драматичный, с насыщенной динамикой действия, с накалом эмоций.

В нем (эпизоде) — и это тоже типично для Шукшина — высвечиваются человеческие характеры. Типичен рассказ и по авторской стилевой манере.

Прежде всего, отметим обращенность к разговорной стихии как к главному арсеналу речевых средств; доминирование разговорной речи и в диалоге (что естественно), и в авторском повествовании. Шукшинской прозе в целом свойственна «погруженность» в разговорную стихию.

Совет

Эта сторона литературного стиля писателя отмечается в литературе о нем. Так, Б. Панкин пишет: «То, что слово — единственное оружие писателя, — аксиома, ставшая трюизмом. Тем не менее, эту истину хочется повторить. С одним, правда, уточнением.

Не слово вообще, а речь, живая разговорная речь, легко, непринужденно, словно ртуть, принимающая любые формы. Это ее стихия составляет ткань и содержание рассказов, их строительный материал. Именно она слышится и в диалогах, и в монологах героев, и в лаконичных авторских комментариях» 1 .

В композиционно-речевой структуре рассказа явно преобладает диалог.

Скупая на слова, на экспрессивные краски, в то же время точная, энергичная, эмоционально напряженная, семантически осложненная характеристика персонажей, их поступков, сюжетных ситуаций, содержательная краткость, лапидарность слога, характеризующаяся смысловой емкостью и динамичностью изложения.

Эти качества писательской манеры Шукшина соотносительны со стилистическими свойствами разговорной речи. Тот же Б. Панкин связывает «многозначительную» краткость слога Шукшина с его пристрастием как художника слова к разговорной речи.

«Язык рассказов, — пишет литературный критик, — художественно выразителен, но средства выразительности необыкновенно скромны, непритязательны, они все из арсенала устной речи» 2 (здесь имеется в виду разговорная речь).

Впрочем, как показывает художественный опыт Чехова-прозаика (чьим последователем в области поэтики рассказа является Шукшин), такая беллетристическая манера письма жестко не связана со стилистикой «разговорности».

Наконец, стилевую манеру Шукшина определяет установка (и в этом усматривается главный фактор поэтики его литературного творчества) писать правду, «без вранья» («Восславим тех, кто перестал врать» — из «Записных книжек» писателя).

В результате, как пишет профессор В. С. Елистратов, «на стилистическом уровне мы видим правдивую простоту, своего рода разумную минимизацию словесной фактуры. Ничего лишнего. Четкий ритм. Отсутствие орнамента» 3 .

Активное функционирование в рассказах Шукшина разговорной (литературной) речи и просторечия во многом обусловлено и социокультурным статусом персонажей (в своем большинстве они — сельские жители), пристрастием автора к диалогу, сюжетами рассказов (все они о жизни в деревне), общей ориентацией Шукшина на изображение, художественное исследование народной жизни. «Ухо поразительно чуткое», — так, по свидетельству Ю. Трифонова, А. Твардовский оценил писательское мастерство Шукшина в построении диалога, в воспроизведении живой, непосредственной речи своих героев 4 .

Читайте также:  Маленький человек в произведениях чехова сочинение

С самых первых произведений главный герой Шукшина — сельский житель, простой русский человек цельной недюжинной натуры, не пасующий ни перед житейскими невзгодами, ни перед лютым лесным зверем. Он обладает надежным запасом самостояния, которое дает силы выстоять в экстремальных ситуациях, требующих определенных нравственных поступков.

Объектом художественного исследования Шукшин избрал современную ему и родную для него алтайскую деревню со всей ее неустроенностью и вместе с тем с неизбывной тягой к добру, с наивным романтическим стремлением уйти от нудной монотонности будней, вырваться из бездушного существования, лишенного традиционных вековых нравственных устоев и поэзии земледельческого труда, сохранив при этом заветы стариков жить по совести. В. Шукшин признавался: «Для меня именно в селе — острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки» 5 .

Обратите внимание

В литературном творчестве Шукшина в известном смысле прослеживается традиция русской классики, идущая от Лескова через И. Шмелева («За язык пропадаю») и М. Горького.

Действительно, по житейским судьбам, по самостоятельности в поступках и суждениях, по своей жизнестойкости, по открытости, непосредственности души герои Шукшина сродни лесковским персонажам.

шукшин рассказ просторечный экспрессия

Писатель погружен в быт, житейские заботы совсем не простого «человека из народа». Автор всегда рядом со своими персонажами, он «свой» для них, живет их печалями и… мечтами. Таким ощущает себя Шукшин в своих рассказах. Он знает деревенскую — жизнь изнутри, не понаслышке, в деталях. Неслучайно один из литературных критиков назвал сочинения Шукшина «голосом народной толщи» 6 .

Сюжет «Волков» прост: двое сельчан — Наум Кречетов и его зять Иван отправились в лес за дровами. По дороге на них нападают волки. Тесть струсил и бросил Ивана одного против волчьей стаи… Вернувшись в деревню, зять за такое предательство, едва не стоившее ему жизни, намерен «отметелить» тестя. Но тот уже вызвал милиционера, который и отводит Ивана в «сельскую кутузку».

В рассказе обращает на себя внимание, во-первых, его лексика, работа автора со словом и над словом; очевидна обдуманность в подборе слов, мотивированность их употребления в данном контексте и в контексте всего рассказа.

Во-вторых — сама манера описания персонажей, участников действия, воспроизведения сюжетных ситуаций, сцен, «картин природы» (последние скупо представлены в «Волках», как, впрочем, и в других рассказах) — лаконичная, сдержанная и одновременно семантически и экспрессивно насыщенная; фраза, речевая структура всего текста отличаются динамизмом синтаксического строя. Стилевая манера Шукшина подчиняется принципу «правдивой простоты», требующему от автора необходимой достаточности в художественном изображении данного фрагмента действительности и в первую очередь — в изображении человека, его поступков, в целом его внутреннего мира, «диалектики души» (по Чернышевскому), в образно-поэтическом воспроизведении «второй действительности» (напомним: художественная литература — это вторая действительность).

Разговорные и просторечные слова и выражения выполняют в рассказе «Волки» следующие функции.

I. Они выступают как речевая характеристика персонажа, подчеркивают экспрессивность его реплик. Вот одна из реплик Ивана (в начале рассказа): — …Я бы с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, траншеи: выложился, зато потом без горя — вода и отопление.

Важно

Здесь глагол выложиться означает отдать, истратить все силы на что-либо, относится к разговорной речи (первоначально был распространен более всего в речи спортсменов). Глагол выложиться экспрессивен и способствует динамичности высказывания.

Это подтверждает сопоставление с возможными синонимическими заменами: старался бы работать, поработал бы как следует (не жалея сил), — которые и многословны (что лишило бы реплику динамичности), и экспрессивно маловыразительны.

Еще иллюстрация: — В деревне плохо!.. В городе лучше А чего приперся сюда?

(Реплика тестя Ивана.) Глагол припереться относится к разговорной (литературной) речи, входит в состав грубопросторечной лексики, он употребителен в эмоционально напряженных ситуациях, когда говорящий выражает свое большое недовольство приходом кого-либо.

Это вполне соответствует отрицательному отношению Наума к зятю, а также контексту далеко не дружественного диалога между ними.

(Отметим немаловажное обстоятельство для полноценного восприятия текста этого рассказа: и выложиться, и припереться, как, впрочем, и другие слова, относящиеся к разговорной речи, и в наши дни — в начале XXI века, почти через 40 лет, выступают с прежней стилистической характеристикой 7 .)

Наиболее выразительны, экспрессивно насыщены в рассказе реплики, произносимые в острых конфликтных и экстремальных ситуациях, что вообще присуще аффективной речи. Вот, к примеру, заключительная сцена схватки с волками:

— Ваша взяла, — сказал он. — Жрите, сволочи<\p>

— Ну погоди!… Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы — и конь был бы целый. Шкура.

Или объяснение Ивана с тестем после схватки с волками:

— Предал, змей! Я тебя проучу. Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю

не так будет позорно. А то при людях отметелю<\p>

— Сейчас — остановился, держи карман! — Наум нахлестывал коня. — Оглоед чертов… откуда ты взялся на нашу голову.

В этих репликах мы видим целый набор слов и выражений, наделенных яркими красками «сниженной» экспрессии, «заряженных» отрицательными эмоциями.

Выделенные лексико-фразеологические единицы относятся к просторечию или к разряду грубопросторечной лексики и фразеологии, к разговорной (литературной) речи, а также к обиходно-бытовым словам и выражениям разговорной речи. Одно лишь слово предал принадлежит книжной речи.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136642/analiz-literaturnogo-proizvedeniya-vm-shukshina-volki

Краткое содержание: Волки Шукшина Василия Макаровича

Шукшин Василий Макарович — известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров творчества Шукшина является небольшой рассказ В. М. Шукшина «Волки». Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа.

Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте «Тихий Дон», а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание «Волков» Шукшина В. М.

История рассказа «Волки»

Рассказ «Волки» был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание «Волки» Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа «Волки».

Краткое содержание рассказа «Волки» Шукшина В. М

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание «Волков» Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван — главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая «Грабю-ут!».

Совет

Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание.

Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк — это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно.

По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера.

Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в «сельскую кутузку» «от греха подальше», хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе «Волки»

Описав две погони — волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они — «два сапога пара». Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

Читайте также:  Сочинение народ и власть в произведениях салтыкова-щедрина

Краткое содержание «Волки» Шукшина В. М. не способно передать всю осторожность и деликатность, с которой автор подходит к описанию нравственной стороны конфликта.

Источник: https://autogear.ru/article/345/069/kratkoe-soderjanie-volki-shukshina-vasiliya-makarovicha/

Нравственная проблематика в рассказе Шукшина «Волки»

Нравственные проблемы 60—70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека. В. Шукшин — замечательный писатель, умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой.

Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт. Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки».

Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

В рассказе два главных героя, два простых русских мужика. Наум — не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора). Иван — сильный, правда немного ленивый. Автор сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь).

Обратите внимание

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум. От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабюют!»

Понятно, что этот человек — трус, в нем живет вечный страх за собственную жизнь, любая ситуация вызывает у него беспокойство. Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя. Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы. от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях.

Важно

Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Источник: http://www.school-essays.info/nravstvennaya-problematika-v-rasskaze-shukshina-volki/

«Не забыть, что мы люди». По рассказу В.Шукшина «Волки». | Открытый класс

Тема урока:

 «Не забыть, что  мы люди». (По рассказу  В.Шукшина «Волки».)

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству  В. Шукшина, закрепить умение давать характеристику героям и видеть авторскую позицию.

Ход урока:

Слово учителя:  «…Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры яркой, чистой, ослепительной звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист, драматург, режиссёр, удивительный неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду, что миллионы сердец замирали в едином порыве». 

 «Мы — не хирурги, мы – боль»,-  сказал Герцен  о спасительной миссии русского писателя.

Работы В. Шукшина в кино, рассказы,  да и вся жизнь его – боль за русского человека  за родную землю, за Россию, за нас с вами.

Мне хочется, чтобы  этот  урок стал уроком жизни, чтобы жизненный принцип Шукшина «нравственность – это правда» стал и нашим жизненным принципом, и чтобы мы всегда помнили о своём великом предназначении на земле – быть  людьми.

Сообщения подготовленных учеников. Презентация.

Ученик.45 лет прожил В.Шукшин, но того, что создал он, хватило бы на несколько биографий.

Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 года в Сибири в деревне Сростки.  «Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он всё время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, пусть коротко, хотя бы на несколько дней».

«И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная  сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу». (В. Шукшин)

Ученик. Мария Сергеевна, мать, целиком была поглощена делами сына. Она для него ни душевных сил не жалела, ни средств. Когда Вася уехал учиться, мать продала баню, половички самотканые, которые были приготовлены для Наташи.

Потом продала  дом и перешла жить в избушечку. Сын очень любил мать и отблагодарил её за все хлопоты и лишения. Когда он получил свой первый большой гонорар за «Любавиных», купил матери дом, тот, в котором сейчас музей.

Это был первый кирпичный дом в Сростках, и стоил он недёшево.

 Ученик.В.М.Шукшин – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель. Впечатляет даже перечень его работ в кино.

Сохранились записи В. Фомина, который в 1973 году был на съёмках «Калины красной». Вот что он пишет о Шукшине-актёре: «Всё строилось на кипении вокруг страстей, на огромном внутреннем накале. Шукшин же страсти не играл. Он жил страстями своего героя, весь без остатка растворяясь в его инобытии.

Когда снимали сцену истерики Егора после его возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – всё это престало вдруг существовать, провалилось куда-то.

Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съёмки, не актёр Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки. Это ощущение, что перед тобой не съёмка, а нечто реальное, живое, ударило, словно током.

Совет

И, честное слово, забыв, где всё это происходит, я поймал вдруг себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего  этого ужаса прочь. Наверное, это обжигающее чувство истинной реальности, абсолютной жизненности посетило не только меня одного».

Жизнь Василия Макаровича  Шукшина была ни простой, ни долгой. Умер он 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма.

Учитель. В. Шукшин писал о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, по его собственным словам, стали «историей души русского человека».

Писатель заявил, что «без искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» нет и писателя.

Рассказ, о котором пойдёт сегодня речь, «не умертвил жизнь», а как бы «пересадил её, не повредив, в наше читательское сознание»

Учитель читает короткую экспозицию рассказа «Волки».

— Что настораживает нас с первых же строк рассказа?

-Как вы думаете, почему Иван и его тесть недолюбливают друг друга?

— В. Шукшин редко в своих рассказах прибегает к описанию пейзажа, но если пейзаж присутствует, он сопрягается с душевными переживаниями героя.

— Перечитаем пейзажную зарисовку.

— Каково, по-вашему, назначение пейзажа в этом рассказе?

Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из рассказа, повествующий о схватке  с волками.

— Почему Наум кричит: «Грабют!» Куда уместнее в данной ситуации было бы кричать: «Спасите! Помогите!»

— В.Шукшин при всей немногословности несколько раз обращает  наше внимание на глаза волка. Как смотрит волк?

— Какие чувства переживает Иван во время схватки с волками?

— По возвращении из леса Наум спросил Ивана: «Живой?» «Живой, — ответил зять.  – А ты тоже живой?» Что имел в виду Иван?

— Когда и почему Иван терпит поражение?

— Почему Шукшин заставляет Ивана повторить : «Как надо человеком быть»?

— Каково, по-вашему, отношение автора к героям?

Учитель предлагает устроить суд над Наумом. Для этого выбираем судью и адвоката. Прокурор выносит вердикт: «Виновен».

— Как вы думаете, что будет потом с Иваном? Смирится ли он с волчьей натурой Наума?

— Как вы понимаете концовку рассказа «Волки»?

— Почему рассказ назван «Волки»?

Рефлексия.

Закончите фразу: «Нравственный человек для меня – это…»

Заключительное слово учителя

  Если говорить  о возрождении души, то надо говорить о возрождении совести и творческого начала в человеке. В этом наше спасение. Ведь начинается всё с малого. Разрушается церквушка – ну и что? Ведь она не представляет архитектурной ценности, хоть и красивая.

Обидели человека, нахамили ему – ну что же делать. Не связывался бы.  И наконец, предательство: бросить на съедение волкам человека. Так постепенно разрушаются нравственные основы, которые закладывались нашими предками веками.

  Так что же это с нами происходит?

Рассказы В. Шукшина долго держат нас  в плену, заставляют думать…

Читайте его книги внимательно, неторопливо,  думайте и обретёте, потому что, создавая свои произведения, Шукшин макал перо не в чернильницу, а в правду.

«Читателем  и зрителем  В. Шукшина была и  остаётся вся Россия от самых высоких до самых  падших  душ; его талант – это голос взыскующей совести».  (В.Распутин)

Источник: http://www.openclass.ru/node/264273

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector