Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн) | Литерагуру
Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.
История создания
«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.
Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.
Смысл названия
Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С.
Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А.
Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.
В рассказе А.И.
Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения.
Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.
Жанр и направление
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.
В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части:
- Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
- Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
- Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.
Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.
О чем?
Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха.
Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть.
Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем.
В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.
Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.
Главные герои и их характеристика
- Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов.
Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
- Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.
Темы
Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье.
Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.
В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:
Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье
Проблемы
В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.
Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми.
Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.
Смысл
Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.
Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме.
Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку.
Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.
Вывод
Итак, рассказ А.И.
Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.
Необходимо учиться любить.
Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности.
Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.
Критика
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное.
Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов.
Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.
Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-kust-sireni-a-i-kuprin/
Анализ рассказа Куст сирени Куприна
«Куст сирени» — рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой. Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели. Образом любви, построенной на совместном преодолении житейских трудностей, пронизан рассказ: чувства Веры и Алмазова не угасают с течением времени, а становятся лишь глубже и прочнее.
В основе сюжета лежат взаимоотношения супружеской пары. Вера принимает участие во всем, что происходит с ее мужем. Она поддерживает его, старается оказать любую возможную помощь.
Николаю Евграфовичу с трудом дается учеба, и если не Вера он давно, как говорит писатель, отказался бы от получения образования. Но жена продолжает сохранять в нем бодрость духа.
Женщина во многом отказывает себе, чтобы создать для Алмазова хорошие условия для учебы.
Однажды Николай Ефграфович ставит пятно на чертеж, который рисовал всю ночь. Чтобы не переделывать трудоемкую работу, он маскирует его под участок, занятый кустами.
На экзамене Алмазову попадается педантичный профессор, который знает местность, отображенную Николаем Евграфовичем, досконально.
Он не принимает экзамен студента и хочет убедиться на следующий день в своей правоте, посетив участок местности с кустами.
Расстроенный Алмазов, рассказывает о случившемся Вере, которая искренне сочувствует мужу и переживает его неудачу, как свою личную. Обладая находчивостью, она очень быстро находит выход из сложившейся ситуации.
Вера закладывает все свои украшения и на вырученную сумму денег покупает у садовника кусты сирени. Вместе с мужем она садит их в то место, где у Алмазова случилось неудачное пятно.
Профессор, видя кусты, извиняется перед Николаем Евграфовичем, которому становится стыдно и неловко за свой обман.
Таким образом, тема любви и счастья становится центральной темой произведения. Любовь для главных героев – это не только чувство, но и большой труд. Вера заботится об Алмазове, он же в свою очередь дорожит ею.
Они поддерживают друг друга, решают трудные ситуации сообща.
Своим рассказом Куприн хочет показать, что любовь, так же как и счастье, строятся на доверии, на способности понять боль другого человека, на умении пожертвовать своими интересами ради близкого.
Анализ 2
Одним из ярких произведений А. Куприна является рассказ «Куст сирени». Речь в нём идёт о семье офицера и студента Академии Николая Алмазова. Главным героем произведения является сам Николай, а вот главный персонаж, на мой взгляд, это его жена Верочка. Почему она, становится понятно, когда муж попадает в затруднительную жизненную ситуацию.
Являясь студентом Академии, Николай не справляется с зачетным заданием и, на мгновение задремав, роняет кляксу на важный чертеж. Спеша исправить оплошность, мужчина рисует кусты на месте пятна, но его разоблачает экзаменатор, который хорошо знает местность. У главного героя опускаются руки, он испытывает давящее чувство стыда. И тут на помощь приходит верная и любящая супруга.
В самом начале рассказа из описания автора мы понимаем, что Верочка-это именно тот тип женщины, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Эта хрупкая на первый взгляд особа является главной силой своего мужа-офицера.
Благодаря её поддержке, Николай с лёгкостью преодолевает трудности, которые преподносит жизнь. На фоне жены мужчина кажется каким-то слабым и жалким существом, которое по сути не оправдывает своего звания. Очевидно, что Вера не только сильнее, но и умнее мужа.
Она придумывает посадить ночью сирень на том месте, где по плану, начерченному мужем, должны быть кусты. Не задумываясь, она решается сдать в ломбард свои украшения, что ещё раз красноречиво говорит о самопожертвовании женщины во имя любимого.
Примечательно, что автор выбрал именно это растение, поскольку сирень всегда считалась символом любви.
Остаётся вопрос: счастлива ли при этом сама Верочка? Ведь она жертвует собой, отказывается от своих интересов и желаний ради мужа. По сути, они являются полными противоположностями. Женщина как бы поддерживает очаг их семьи.
Но ближе к концу рассказа становится понятно, что Вера счастлива, она счастлива своей любовью и широтой души. Она готова отдавать, не требуя ничего взамен. Эта жертвенность сродни святости. Так бывают счастливы люди, посвятившие себя служению Богу. И для неё муж является чем-то вроде божества.
Они как юные влюбленные в конце произведения вспоминают своё приключение с улыбкой.
В заключении хочу сказать, что и имя главной героини выбрано не случайно: она для мужа вера. Вера в себя и свои возможности. А пока у человека есть вера, он непобедим.
← Образ Мануйлихи в повести Олеся ← Анализ рассказа Изумруд↑ КупринАнализ рассказа Ю-ю → Анализ рассказа Гамбринус →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-kust-sireni
Анализ рассказа Куст сирени Куприна сочинение
Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна — любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье.
В своем рассказе А. И. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем.
Также автор заложил в рассказ идею того, что в семье должна быть забота, способность жертвовать чем — то ради своих близких, Верочка заботилась о муже, о его счастье и всегда была готова сию же минуту помочь ему, пусть даже ценой любимых вещей — не важно, чем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду.
События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, — возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.
https://www.youtube.com/watch?v=xuDPvszjk1U
Главное — это непосредственно события, в которых четко отражены и тема рассказа, и основные идеи.
Николай от усталости оставил пятно на чертеже для экзамена и представил это в виде растительных насаждений, после чего ему пришлось соврать преподавателю о том, что кусты действительно растут на той местности.
Верочка поддерживает мужа и решает тот час же посадить кусты, она закладывает в ломбард украшения, чтобы заплатить за посадку растений, и все время сопровождает мужа, «горячо суетится». Благодаря Верочке Николай избежал возвращения в полк с позором.
Основными персонажами данного рассказа являются, конечно, Вера и Николай Алмазовы. Среди второстепенных героев можно выделить преподавателя Николая в Академии, садовника, оценщика в ломбарде, рабочие, которые посадили кусты сирени.
Больше всего внимания Александр Куприн уделяет внутреннему миру Веры Алмазовой, в нее о вложил идеал женщины в семье.
Вера — любящая, заботливая, энергичная, она встречает неудачи «с ясным, почти веселым лицом», она открытый, доброжелательный и светлый человек.
О характере Николая сказать сложно, он — молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, противоположность Верочки. Супруги дополняют друг друга в произведении.
Роль пейзажа в произведении не так велика, читатель может встретить лишь момент, когда описывалась петербургская ночь. Скорее всего, пейзаж в данном случае — средство художественной выразительности, нельзя сказать, что он передает психологическое состояние героев.
Отдельно отметить стоит символы в рассказе. Не просто так посадить пришлось именно кусты сирени, потому что сирень символизирует любовь. Рассказ носит название «Куст сирени» потому что это символ любви Веры и Николая, это символ их счастья. Фамилия супругов тоже имеет смысл: алмаз — это характер их любви, чистой, яркой.
Роль автора в произведении практически незаметна, нельзя сказать, что он — рассказчик, потому как не от его лица ведется повествование. Автор — это что — то незримое в рассказе, он контролирует события, которые происходят.
Мое отношение к рассказу крайне положительно, потому что в нем раскрывается замечательная идея, поучительное содержание — всегда необходимо поддерживать и любить друг друга.
Среди персонажей я могу выделить для себя Верочку, ее образ чистый и светлый, она может послужить примером для многих людей.
Ее жертвенность, преданная любовь, энергия и оптимизм не могут не вызвать хорошее отношение читателя.
Сочинение по произведению Куприна Куст сирени
Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна. На их страницах представлена безответная любовь и взаимная, со счастливым будущим двух любящих сердец и трагическим исходом.
Внутренние переживания героев в рассказе А. Куприна «Куст сирени» на первый взгляд имеют отношение только к проблемам Николая Евграфовича, связанным с его профессиональной деятельностью. Но по мере знакомства с ним выясняется, что неудача в данной ситуации — это показатель всего существования мужчины.
Выпускник Академии генерального штаба не справился с заданием, которое предполагало сдачу работы по съемке местности. Причина заключалась в неосторожном обращении с документом, на котором поставленную кляксу он был вынужден скрыть под видом куста дерева.
Профессор не принимает план, ссылаясь на несуществующее растение в указанной местности.
Супруга молодого человека — Верочка не оставляет его в беде. Благодаря своей находчивости, она спасает положение. Собрав нужную сумму денег, ночью супруги нанимают садовника для посадки растения на участке. На следующий день профессор принимает работу студента.
Алмазовы радуются избежанию отчисления, вспоминая куст сирени добрыми словами.
Название небольшого по объему рассказа становится для героев символом воплощения желаний, счастливого финала. Этих достижений семья достигла благодаря стараниям жены.
Автор относится к ней ласково, восхищаясь преданностью, любовью, благодаря которой ситуация разрешилась благополучно.
На протяжении произведения А. Куприн противопоставляет супругов друг другу. Образ Николая складывается из таких деталей, как описание предметов и действий («портфель падает и раскрывается», «бросился в кресло, хрустнув…
пальцами», «хромой ход будильника»). Они подчеркивают раздражительность, гнев героя, его неудовлетворенность произошедшим. Автор представляет человека, который не способен бороться, сопротивляться препятствиям.
Он подобно ребенку обижается, опуская руки.
Верочка — энергичная женщина, полная идей и позитивных мыслей. Для нее счастье состоит в успешном окончании дня мужа. Несмотря на их разный духовный уровень развития, она пробирается сквозь преграды, применяя терпение, отзывчивость и понимание.
Образ Веры помогает раскрыть одну из сторон вопроса о трудной доли женщин, которые, обладая внешней и внутренней красотой, вынуждены нести на своих плечах тяжелую ношу, совершать подвиг, чтобы избежать разлада во взаимоотношениях.
Такая женщина вызывает восхищение, воодушевляет писателей на написание достойных произведений.
Бездействие, отсутствие упорства и веры в себя — основная характеристика Николая. А редкие душевные качества Веры, желание жертвовать собой ради любимого человека, радовать его помогают ощущать себя счастливой вместе с ним. Это и есть залог счастливой семейной жизни.
8 класс
- Сочинение на тему Любовь в пьесе Бедность не порок ОстровскогоЗаслуга Александра Николаевича Островского состоит в том, что он своим произведением под названием «Бедность не порок» показал тяжелую, полную несчастий жизнь простого люда – торговцев, мелких работяг и других мелких каст.
- Исторические события в романе Капитанская дочка ПушкинаКапитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли.
- Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по историиДумаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше
- Сочинение по повести А зори здесь тихие… (рассуждение)С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени
- Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир ТолстогоТворчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-kuprina-kust-sireni-8-klass
«Куст сирени», анализ рассказа Куприна
Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.
Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.
Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.
Сюжетная линия
Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.
Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе.
Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.
Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.
Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.
Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.
Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.
Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.
Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.
Идейное содержание
О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.
С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.
Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.
Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.
После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Олеся», анализ повести Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Тапёр», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Яма», анализ повести Куприна
- «Молох», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
Источник: https://goldlit.ru/kuprin/177-kust-sireni
«Куст сирени» анализ произведения А. И. Куприна
Цель данной статьи – помочь читателю сделать литературный анализ известного произведения Куприна «Куст сирени».
Александр Иванович Куприн – выдающийся мастер слова, каждый рассказ или повесть этого автора свидетельствует об исключительном литературном даре.
Творчество Куприна привлекает своей реалистичностью, тщательно выписанными характерами персонажей, глубоким пониманием чувств своих героев. Писателя можно поставить в один ряд с такими гениальными прозаиками того времени, как Максим Горький, Иван Бунин, Антон Чехов, с которыми он был лично знаком.
История создания рассказа
Куприн не сразу решил стать писателем: его с детства готовили к военной карьере. Окончив вначале Московскую военную гимназию, а затем Александровское юнкерское училище, он вышел оттуда в чине подпоручика и четыре года прослужил в Днепровском пехотном полку.
Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель, переводчик.
Отсюда прекрасное знание правил и законов, бытующих в среде российских военных, давшее ему обширный материал для творчества. Описанию жизни и быта русского офицерства посвящены такие его художественные произведения, как повести «Прапорщик армейский», «Поединок», «Дознание».
К этой тематике относится и одно из мини-сочинений Александра Ивановича – небольшой рассказ «Куст сирени», который Куприн написал в 1894 году вскоре после того, как вышел в отставку.
Произведение было опубликовано в киевской газете «Жизнь и искусство» 17 октября того же года и получило множество восторженных отзывов со стороны читателей.
Жанр и направление
«Куст сирени» создан в жанре реализма, то есть, рассказанные в нем события происходили (либо вполне могли происходить) в действительности.
Куприн – один из ярких представителей этого направления в русской литературе: его произведения содержат наблюдения за жизнью героев, описание их мыслей и чувств, ничем не отличающихся от мыслей и чувств обычного человека.
Благодаря этому, читателю легко представить литературных персонажей, как живых людей, сочувствовать и сопереживать, сравнивать их поступки со своими, думать, как бы он поступил в предлагаемой ситуации. Поэтому реалистические произведения всегда вызывают большой интерес и пользуются популярностью.
Композиция
Композиционное построение рассказа делит миниатюру на три части, краткое содержание которых выглядит следующим образом:
- Главный герой, Николай Евграфович Алмазов, возвращается с экзаменационного испытания в военной академии и сообщает жене о неудаче – экзамен не сдан: выполненный с большим трудом и тщательностью сложный топографический чертеж местности не принят профессором. И всё из-за того, что в последний момент, нанося заключительные штрихи, усталая рука Алмазова дрогнула и поставила на бумагу кляксу. Поняв, что бесследно удалить случайный огрех не получится, молодой офицер решает «замаскировать» кляксу под куст. Однако экзаменуемому не удается провести педантичного преподавателя: тот заявляет, что знает местность, план которой начертил Алмазов, лучше собственной спальни, и никакого куста на ней никогда не замечал. Мало того, профессор хочет завтра встретиться с Николаем на этом месте, чтобы подтвердить отсутствие куста. Николая уличат в обмане, молодого человека ждет не только исключение из академии, но и публичный позор, и карьерным планам офицера грозит крах.
- Супруга Верочка призывает мужа не отчаиваться – еще не все потеряно: если злосчастного куста нет, значит, его нужно посадить, и сделать это надо немедленно, не откладывая. Хотя на дворе уже ночь, петербургская белая ночь, супруга собирает все имеющиеся у нее драгоценности, и они вдвоем едут в ломбард: ведь для воплощения ее идеи в жизнь нужны деньги. Получив у оценщика нужную сумму, муж и жена мчатся к садовнику. Тот недоверчиво относится к неожиданной просьбе, подозревая какой-то подвох. Чтобы развеять его подозрения, Алмазовы рассказывают свою историю, которая вызывает у садовника сочувствие, и он соглашается помочь. Выбрав подходящий куст, который оказался сиренью, они все вместе поехали на место предстоящей встречи с профессором и высадили растение, обложив его дерном. Только лично убедившись, что сирень выглядит так, словно росла здесь всегда, Верочка наконец едет домой.
- На следующий день она с тревогой и нетерпением ожидает возвращения мужа из академии, и, увидев его сияющее лицо и бодрую походку, понимает: они выиграли это сражение! За обедом супруга снова и снова выслушивает рассказ Николая о том, как был удивлен профессор, увидев куст там, где, по его мнению, ничего подобного не должно было быть. Он даже оторвал листок сирени и пожевал его. Затем повернулся к Алмазову, извинился и пожал ему руку. Молодые люди весело смеются, они безмерно счастливы, и Верочка заявляет, что с этого дня сирень будет ее любимым цветком.
«Куст сирени» заканчивается тем же, чем начался: возвращением Николая из академии, только в конце рассказа, в отличие от его начала, оно становится триумфальным – затея супругов полностью удалась, кризис благополучно разрешился. Такое построение произведений называется зеркальным.
Главные герои и их характеристики
Куприн дает очень подробное для такого небольшого произведения описание характера главных героев, из которого читателю легко понять причины и мотивацию их поступков:
- Молодой небогатый офицер Николай Алмазов, поставивший перед собой задачу закончить военную академию в Петербурге и сделать карьеру, с большим трудом преодолевает препятствия на пути к этой цели. Лишь с третьей попытки абитуриент наконец поступает в это учебное заведение и очень боится, что в случае провала какого-либо экзамена его исключат, придется возвращаться в полк, в глухую провинцию, и все предыдущие усилия потеряют смысл. Алмазов – амбициозный мужчина, мечтающий выбраться из бедности исключительно за счет собственного ума и старательности, однако учеба становится для него очень тяжелой ношей, которая отнимает слишком много сил. Николай никогда не справился бы с ней, будь он один. Но рядом – верная жена.
- Верочка, супруга Николая, не только делает всё возможное, чтобы обеспечить мужу нормальные бытовые условия, необходимые для серьезной умственной работы, но и активно помогает ему в учебе: читает вслух, переписывает конспекты, «репетирует» Николая при подготовке к экзаменационным испытаниям, задавая вопросы и выслушивая ответы, запоминает и записывает всё необходимое. Кроме того, жена бережно поддерживает его в случае неудач, старается внушить мысль, что непреодолимых препятствий не существует, и из любого положения всегда можно найти выход. Особенно ярко эта черта ее характера проявляется после провала на экзамене, когда Николай упал духом и готов опустить руки и сдаться без борьбы. Таким образом, сравнительная характеристика показывает, что в этой паре лидер – именно Верочка.
- Еще один персонаж, которого также можно отнести к числу главных, поскольку он незримо присутствует в рассказе на всем его протяжении, – преподаватель академии, принимающий у Николая экзамен. Отличный специалист, но большой педант, как большинство немцев, профессор абсолютно уверен в своей компетенции и знаниях, и хочет, чтобы каждый слушатель академии безукоризненно выполнял его указания.
На второй линии сюжета находятся оценщик ломбарда и садовник – люди, без которых супружеской паре не удалось бы воплотить в жизнь свою остроумную авантюру. Если оценщику, в общем-то, всё равно, кто и по какой причине обменивает свои ценности на деньги, то садовник с большим сочувствием относится к затее молодых супругов и соглашается выполнить их просьбу, несмотря на ее неординарность.
Тема рассказа
Все основные события этой литературной миниатюры, пересказ которой занимает около одной страницы читательского дневника, укладываются в 24 часа – именно столько времени длится описываемая в ней история.
Однако в рассказе «Ветка сирени», несмотря на очень краткое содержание, автор поднял серьезные вопросы и заставил читателя задуматься над тем, что значит быть счастливым.
Куприн показывает, что преданная любовь близких является главным условием счастья для большинства людей.
Если рядом человек, с которым можно разделить всё, что происходит в нашей жизни, который всегда готов принять наши проблемы, как свои собственные, и идти на жертвы ради их решения, вместе можно преодолеть любые преграды – вот главное, чему учит читателя автор в своем произведении.
Основная идея
В своем рассказе автор заостряет внимание читателя на том, сколь велика роль женщины в браке. Основной мыслью, красной нитью проходящей через всё произведение, является мысль, что лишь благодаря любви, терпению и пониманию жены, ее помощи и поддержке, Николаю Алмазову удается добиться наконец успеха.
При этом Верочка не старается подчеркнуть свои особые заслуги – она счастлива только от того, что видит счастливым своего супруга. Такое взаимопроникающее счастье становится главным условием прочного семейного союза.
Проблематика
Раскрывая тему важности супружеской любви для счастья любого человека, Куприн показывает, что данное чувство имеет в себе многие черты той самой христианской любви, которая, согласно евангельскому учению, главнее всего на свете. Она долготерпелива, милосердна, всё покрывает, всему верит, всё переносит.
Жертвенная любовь трудна, потому что не преследует выгоды, не бывает гордой или надменной, а лишь стремится помочь, поддержать. Именно такой любовью Верочка любит своего мужа. Жертвуя для мужа если и не всем, то очень многим, супруга не собирается предъявлять ему счет, а лишь радуется достижениям.
Смысл названия
Куприн назвал свой рассказ «Куст сирени», потому что именно он стал символом любви Верочки к своему супругу, ее своеобразным воплощением.
Готовность сделать для любимого человека все, что в твоих силах, и даже, если потребуется, переделать окружающий мир – вот что воплощает в себе смысл названия.
Обоим супругам сиреневый куст всегда будет напоминать об этой немного смешной, но очень трогательной истории – недаром Верочка говорит мужу, что теперь сирень станет ее любимым цветком.
Анализ рассказа Куприна «Куст сирени»
Рассматривая некоторые рецензии на рассказ и аргументы к сочинению по нему, можно встретить рассуждения о том, что Николай Алмазов – слабый, безвольный человек, взваливший на жену решение своих проблем. Однако, если бы это было правдой, его вряд ли смогла бы полюбить такая женщина, как Верочка.
В начале рассказа Алмазов и в самом деле показывает свою слабость, но читателям нужно быть снисходительными к герою и понимать, что на него давит огромный груз ответственности, а за плечами – несколько неудачных попыток приблизиться к своей мечте.
Как показывают исследования психологов, большинство мужчин, считающихся сильным полом, сильнее женщин лишь физически, в эмоциональном плане они чаще всего значительно уступают своим вторым половинкам.
Лишь немногие из них могут уверенно идти по жизни, не опираясь на женское плечо, в то время как рядом с верной и преданной супругой, верящей в их силу и мужественность, мужчины способны на геройские поступки.
Куприн понял эту истину из собственного опыта и постарался передать ее в своем рассказе.
Выводы
Эта миниатюра представляет собой описание идеальной, и в то же время вполне реалистичной супружеской любви, такой, какой, по мнению автора, она может быть – и бывает.
Но такая любовь никогда не сваливается с неба в виде подарка высших сил – супругам надо учиться любви, идя навстречу друг другу и совместно преодолевая трудности на этом непростом пути. Ее нужно строить как здание, и ее надо заслужить. Вот в чем заключается главная мысль автора.
Критика
Современники писателя — как читатели, так и критики, с восторгом приняли маленький шедевр Куприна. Известный литературный критик того времени И. В. Терентьев писал в своей статье, что этот рассказ напоминает чистейший нравственный источник, обладающий целительной силой.
Особенно его восхищал образ Верочки, создание которого Терентьев считал важным творческим достижением автора. Литературоведы ХХ и ХХI века ставят рассказ «Куст сирени» в один ряд со многими гораздо более объемными произведениями.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kuprin-kust-sireni.html
Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме: Урок литературы в 8 классе «Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»»
Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;
развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;
Заповедное царство сирениМайской ночи глаза отвестиИ сквозь утро нежнее свирели,Ни о чём не печалясь, войтиВ заповедное царство сирени.
С. Мекшен
Оборудование:
репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;
-запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении Н.Баскова «Белая сирень».
-презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).
-для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель.
Ход урока
- Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
- После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.
Что вы знаете о сирени?
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)
— Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
— На сколько частей можно разделить произведение?
На слайде последовательно появляется запись
1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
-Кто главные герои произведения?
Работа в тетрадях по ходу анализа произведения.
В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
Таблица «Персонажи»
Три ученика получают индивидуальное задание.
1. задание:
Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь внутреннее состояние героя?
2 задание.
Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?
3 задание
Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?
Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать ответ.
— Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.
(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
— Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)
-Как ведут себя муж и жена?
(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)
-Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?
Индивидуальное задание ученика
(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)
— И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
— Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?
(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)
— Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)
— Какой выход находит Верочка?
— Алмазовы едут в ломбард.
Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
Как автор относится к оценщику?
(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)
— Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
— Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».
Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.
Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
— Останавливается ли Верочка на достигнутом?
(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
— Чем же заканчивается эта история?
— Как Вера узнаёт, что их затея удалась?
(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
— На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?
(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», — со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)
— Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?
(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)
— Как Верочка отнеслась к успехам мужа?
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
— История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?
(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)
— Скажите, чем вам близка героиня?
(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
— Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)
— В чём своеобразие описания внешности героев?
(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)
— И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?
Индивидуальное задание — Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).
Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?
(На слайде появляется примерная характеристика героев)
Николай |
Верочка |
Упорный, Трудолюбивый Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его |
Добрая, любящая, выносливая, криативная, самоотверженная, оптимистка, из любой ситуации может найди выход |
— Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
(Слайд, информация об алмазе)
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)
— Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
— «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?
(Слайды с изображением сирени)
-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.
Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).
(Слайды с изображением сирени)
Итог, обобщение:
— Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
(Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
-Чему учит рассказ?
— Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
-Из трудного положения всегда можно найти выход
-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.
— Как же не хочется расставаться с героями.
Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.
Дети зачитывают домашние сочинения
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/05/urok-literatury-v-8-klasse-nravstvennye-problemy-v-rasskaze-ai