Анализ рассказа пришвина голубая стрекоза

Анализ текста М.Пришвина

Конкурс «Волшебное перышко – 2014»

 Совсем недавно мне довелось прочитать рассказ Михаила Пришвина «Голубая стрекоза». В данном произведении повествование ведется от самого автора, то есть от первого лица. Он рассказывает о событиях, произошедших с ним в первую мировую войну 1914 года, кем он являлся в тот временной промежуток, и что он смог сделать во благо остальных. 

     На мой взгляд, сам рассказ содержит в себе более глубокий смысл, чем иногда кажется нам при первом и необдуманном прочтении. Это не просто своего рода записка о больном и умирающем мальчике, а воплощение жизни в виде надежды – надежды на то, что стрекоза ещё летает…Стрекоза и есть – жизнь.

     Автор рассказывает о том, что на войне он был военным корреспондентом. Поэтому ему приходилось ходить и делать записи всего происходящего в то время кошмара  для написания очередной статьи. Сам он «вырядился»  в санитара. Не малое значение имеют и мысли рассказчика, описанные им во время пребывания на войне, а конкретно в Августовских лесах.

Обратите внимание

Там то и произошла вышеупомянутая история. Он писал о том, что чувствовал свою бесполезность. «…Ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось…». И ведь, по сути, так оно и было.

Если рассматривать данную ситуацию объективно, как мы с вами вполне можем сделать, то мы прекрасно поймём, что у главного героя были все возможности в том, чтобы помочь людям, защитить их, не дать погибнуть и не оставить их на произвол судьбы. А вместо этого он лишь «…шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью…».

     Но однажды «санитару» случилось встретиться со старым капитаном, который смог дать ему то, чего так не хватало, а точнее направить на путь истинный. Капитан приказал ему помогать людям физически, пока есть возможность «…-Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненных…».

И тогда, в тот момент, рассказчик и «…почувствовал себя, наконец, настоящим человеком…», «…и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель…»

     Для себя, я считаю, что данная часть произведения, которую я решила выделить отдельно, является примером всей значимости физической помощи. Конечно, своевременное фиксирование информации во избежание её утечки тоже является большим и значимым делом, но эта помощь — духовная. А здесь, в данной ситуации, куда более был востребован физический труд.

     Но основной смысл произведения заключается вовсе не в описании важности труда, а в вере и надежде.      Во второй части прозы рассказывается уже непосредственно о случившейся ситуации.      Однажды, один из больных, который находился на грани и уже вот-вот готов был упасть в нещадные объятия смерти, вдруг запросил воды.

Автор тут же подорвался с места, чтобы поскорей утолить мучительную жажду страдальца, но какого было его изумление, когда он смог разглядеть в том самом больном маленького мальчика, на лице которого читался тот самый трепет души. Именно тогда мальчик и заговорил: «…-Водицы, водицы, ручья!…

», после этих слов рассказчик на пару с санитаром взяли носилки и отнесли его к берегу. В тот момент автору довелось остаться один на один с пострадавшим, чтобы в случае чего он мог бы оказать помощь.

«…В косых лучах вечернего солнца особенным, зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза…Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза…», в данных строчках, описывающих общую картину, автор пытается донести до нас вовсе не красоту вечернего пейзажа, а всю суть сия творения. То есть, если мы рассмотрим сюжет, то увидим, что мальчик успокоился лишь тогда, когда узнал, что голубая стрекоза летает. Для него стрекоза была воплощением его собственной жизни, следовательно, можно прийти к выводу, что пока стрекоза летала, мальчик жил. Если стрекоза всё ещё летает, то и он будет жить.      Но спустя некоторое время, умирающий снова заговорил, спросив, летает ли ещё стрекоза, на что рассказчик ответил положительно, а после успокоился и сам впал в забытьё. И вот, случилось мальчику ещё раз спросить: «…-Всё ещё летает?       -Летает, – сказал я, не глядя, не думая       -Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.      Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно…Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.      Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.      Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы…     -Летает, летает! — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.      И я показал ему отражение. И он улыбнулся.»      Именно в этой части и заключён весь смысл текста. Ведь когда мальчик узнал, что стрекоза больше не летает, то для него это событие стало не просто мимолётной мелочью, а сильным ударом, ответом на все его мольбы о скорейшем выздоровлении, в котором заключалась лишь ближайшая смерть. Автор, поняв его веру, поспешил опровергнуть причину отчаяния больного, благодаря чему мальчик успокоился и снова впал в забвенье.

     Сам рассказ закончился выздоровлением больного мальчика, всё было хорошо. Но этого хорошо не было бы, если бы не песнь ручья и голубая стрекоза, которая и в темноте летала над заводью.

Источник: https://www.o-detstve.ru/articles/vp2014/16249.html

Анализ рассказа Пришвина Голубая стрекоза

М.М. Пришвин — писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения. Однако писатель своим творчеством многогранен. Его герои не только обитатели природы, но и люди.

Рассказ с красивым названием «Голубая стрекоза» первоначально настраивает читателя на повествование о лете, красивой природе, водоеме и его обитательнице голубой стрекозе, но уже с первых строчек становится понятным, что речь идет о страшном событии для любого человека – войне. Сам автор пережил их две (1914 года и 1941 года).

События рассказа переносят в годы мировой войны 1914 года. Рассказ ведется от лица самого героя события – военного корреспондента. Кругом война, задача автора фиксировать происходящие события. Герой чувствует себя не нужным людям, он хочет помогать физической работой. Такой случай выпал герою в Августовском лесу, когда нужна была помощь раненым.

Именно помогая людям, герой понял свое предназначение.

Среди смертельно раненых находился мальчик, который просил воды. Автор отнес его к ручью на природу. Умирающий мальчик увидел голубую стрекозу, порхающую над водой. Он улыбнулся и поблагодарил за возможность увидеть красоту. Для мальчика стрекоза–символ живого на земле, пока он видит насекомое он живой.

Важно

Рассказ заканчивается на положительной ноте, мальчик выздоравливает, вера в помощь голубой стрекозы помогло ему в борьбе со смертельной болезнью.

Довольно условно, но произведение можно разделить на две части. В начале повествования речь идет о самом герое-рассказчике.

Попав на фронт корреспондентом, он пытается стать полезным для людей не духовно, а физически.

Вторая часть-развитие сюжетной линии, где встреча с умирающим мальчиком переворачивает философские представления героя о смысле жизни. Повествование от первого лица позволяет читателю поверить в происходящее.

Интересен рассказ языковыми оборотами, используемыми автором для яркого воспроизведения событий.

Эпитеты («простая прекрасная песенка»), метафоры (« вода — эти глаза земли»), олицетворение («струйки… пели»), как нельзя лучше служат доказательством вечности природы. Никакая война не может повлиять на ход природных явлений.

У людей кровь, смерть, у природа чистота и уединение. В этом и заключается главный смысл рассказа М.М.Пришвина «Голубая стрекоза».

← Анализ рассказа Ребята и утята ← Анализ рассказа Белая радуга↑ ПришвинЕвгений Онегин и Татьяна Ларина 9 класс →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/prishvin/analiz-rasskaza-golubaya-strekoza

Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»

Открытый урок

по литературе в 7 классе

Тема: «Осуждение войны в рассказе

М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»

Пензятка 2013

Цели урока:

  1. выявить основные проблемы рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза»; обучать анализу эпического произведения;

  2. развивать речь обучающихся, логическое мышление, внимание, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  3. формировать прочную нравственную позицию учащихся: неприятие войны, сострадание к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь.

Оформление класса: на доске портрет писателя, тема, эпиграф; на столе выставка книг М. Пришвина, столы для групп расставлены тупым углом к учителю.

Оборудование: компьютер, презентация урока.

Ход урока.

I Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, давайте улыбнемся – поприветствуем друг друга.

II Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Совет

Есть в литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин. Имя это знакомо каждому. В этом году читающая Россия 4 февраля отметила юбилей писателя – 140 лет со дня рождения.

Слайд 1.

— Посмотрите на портрет писателя… Что вы можете сказать об этом человеке? / У него удивительно проницательные глаза, взгляд мудрого человека. (Дети замечают доброту, спокойствие, даже говорят о том, что он прожил долгую жизнь)

— С какими произведениями Пришвина вы уже знакомы, читали? Кем выступает в них писатель? (знатоком леса, родного края Родины)

Читайте также:  Сочинение татьяна ларина - нравственный идеал пушкина 9 класс

— На перемене вы посмотрели выставку книг М Пришвина. Какая, на ваш взгляд, основная тема творчества Пришвина? (Природа)

Да, Пришвин — «Певец природы» — это определение прочно закрепилось за писателем.

Слайд 2.

Один из ценителей творчества Пришвина – К.Паустовский писал: «Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий…»

Да, он понимал и разговор деревьев, и птичий язык, мог ощущать движение и дыхание листвы каждой травинки и цветка. Вы только вслушайтесь в необыкновенно лиричные пришвинские строки:

Слайды 3, 4, 5, 6 (учитель комментирует каждый отрывок).

Можно бесконечно цитировать пришвинские строки, восхищаясь их выразительностью, яркостью, образностью! На первый взгляд, его рассказы просты и понятны. Но за этой простотой скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток человеческой души.

«Пишу о природе, сам только о людях и думаю…» — говорил сам Пришвин.

Итак, откройте тетради, запишите тему нашего урока.

https://www.youtube.com/watch?v=f1FrmCk2N-w

Слайд 7.

Дома вы прочитали рассказ, выполнили опережающие задания.

Цели урока:

Сегодня на уроке мы взглянем на творчество Пришвина немного с другой позиции, будем говорить о писателе не только как о певце природы. Мы должны понять и выразить свое мнение, почему рассказ с таким легким названием «Голубая стрекоза», автор наполнил таким серьезным содержанием, какие проблемы поднял в нем писатель, почему они волнуют его.

— Итак, наш рассказ носит удивительно теплое название — «Голубая стрекоза». Представили? Какие ассоциации возникают, когда слышите это словосочетание? Запишите их в тетради вокруг названия рассказа. (Учащиеся записывают слова «лето», «тепло», «вода», «детство», «солнце» и т.п.)

Слайд 8.

— Какое настроение вызывает название рассказа? (Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем)

— О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? (О природе, о голубой стрекозе)

— Он на самом деле о природе? (Нет, он о войне)

Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны. Произведение обычно нравится детям. Особенно их радует то, что все герои остались живы)

Прежде чем обратиться к строкам рассказа, нам нужно узнать его предисторию, в какое время было создано произведение.

III Сообщение учащегося о времени написания рассказа.

/ М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. (Ученик с помощью толкового словаря объясняет значение этого слова). Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки.

Рассказ «Голубая стрекоза» — один из них, он написан в 1941году. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть.

Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»

— Приступим к анализу рассказа «Голубая стрекоза».

IV Художественный анализ произведения. (На этом этапе используются разные формы и методы работы с учащимися: беседа, выборочное чтение, сжатый пересказ, составление плана – групповая форма, индивидуальные задания дифференцированного характера)

— Еще раз, ребята, скажите, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне)

— От какого лица ведется повествование? Для чего автор избрал такой композиционный прием? (Повествование ведется от 1-го лица, чтобы читатели поверили в достоверность описываемых событий)

— Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (Об-ся отмечают, что последовательность не нарушается)

Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.

Слайд 9.

— На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого)

Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?

Ответы обучающихся. Реализация опережающих групповых заданий.

Примерный план.

  1. «Я здесь, на войне, не только писатель»

  1. «Чувство личной ненужности».

  2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».

  3. «Не стыдно … заниматься пустяками?»

  4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»

  1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».

  2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза».

  3. «Она ещё летает?»

  4. «Мы спасли … раненого».

— Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (микротемы рассказа)

Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно прочитаем первую часть. (Подготовленный учащийся читает)

Индивидуальные задания (предлагается как опережающие)

а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;

Обратите внимание

б) перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;

в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.

https://www.youtube.com/watch?v=ZXatbjXgo_I

Выразительное чтение 1-ой части рассказа. Беседа. Запись в тетради выразительных средств.

— Давайте проследим, как развивается характер главного героя, постепенное «погружение» его в ситуацию войны. Что, попав на фронт, поначалу чувствует рассказчик? Доволен ли он собой? (Неудовлетворенность, «личную ненужность», не до конца понимает, что такое война)

— Какие художественные средства помогают автору передать это душевное состояние? (Отвечает ученик, получивший индивидуальное задание №1: «шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» — метафоры, «пуля пчелкой жужжала» — сравнение, — все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущении)

Слайд 10.

— А скажите, ребята, какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитаем описание его внешности. (Уч-ся зачитывают: « — Вы с ума сошли, — сказал мне строгий голос из-под земли. я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами строго и почти торжественно»)

— Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан)

— А в каких словах Максима Максимовича содержится прямая оценка поведения рассказчика? («Писатель вы такой-рассякой» («такой-рассякой» — просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). «Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» — в словах Максима Максимовича читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение)

-Итак, война участники войны учат героя — повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.

— Прочитайте предложение, в котором указываются эти изменения в герое. (Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель»)

— Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. (Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий)

Слайды 11, 12, 13.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? (Слайды с изображениями раненых, им больно, страшно)

Раненые есть и в нашем рассказе, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца.

Инд. задание №2 / «это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)

— Для чего повторяется слово мальчик? Какие чувства вызывает описание? (автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу»)

— Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? (Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик)

— Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции)

Слайд 14.

— Устали? Физкультминутка.

— Ребята, а вы не задумывались над тем, что когда у нас что-то не ладится, или просто нет настроения, яркое солнце, голубое небо, легкие облака помогают нам обрести душевное равновесие?

— Да, роль природы в нашем мироощущении очень велика. Найдите описание природы в рассказе, зачитайте его. (Уч-ся читают: «В косых лучах вечернего солнца… прекрасную песенку» и «…я увидел в чистой воде … как будто видят во тьме»).

Инд. задание №3. Выявление функции пейзажа.

<\p>

— Какие выразительные средства использует автор, создавая эту пейзажную зарисовку? Их функция? («струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» — эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» — метафоры.

Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь)

Слайд 15.

— А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда)

Читайте также:  Анализ и мораль басни слон и моська крылова

Слайд 16.

— Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? (Ответы могут быть разными. В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала.

Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью.

С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его)

— Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира)

— Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся)

— Можно ли считать этот образ символичным? Если да, то символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? (Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне)

Слайд 17.

— Прочитайте высказывания. Как они соотносятся с нашим уроком?

1) «Нет никакого спасения в войне» (Вергилий)

2) «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (Н. Мясковский)

3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н.Толстой) (в них отражается тема рассказа, отношение автора к войне, 2-ое высказывание наиболее ярко показывает позицию автора, запишите его в тетрадь)

— Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы)

V Подведение итогов урока. Рефлексия

— Для чего на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1941 году, в то время, когда шла война? (Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет»)

Своим произведением, небольшим рассказом М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.

Я буду рада, если после сегодняшнего урока вас заинтересует творчество Пришвина, в вашем сознании закрепится за М. Пришвиным определение не только певца природы, но и защитника мира, осуждающего войну, говорящего на языке своих произведений – нет войне!

— Выставление оценок. Благодарность всем.

Домашнее задание Пересказ рассказа «Голубая стрекоза»; письменно ответить на вопрос: «Почему рассказчик выделил именно этот эпизод из всех своих военных впечатлений».

Использованная литература

        1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7класс./К.Сухарев-Дериваз В.Ю. Выборнова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2000.

        2. Интернетресурсы: www.charko.narod.ru, metodrus.narod.ru,

krugovoe.comurok_prezentaciya_solnce.html, school.xvatit.com.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/osuzhdieniie-voiny-v-rasskazie-m-m-prishvina-golubaia-striekoza

Сочинение по тексту М. Пришвина (о природе)

Известный русский писатель М.М. Пришвин  в своём тексте ставит философскую проблему влияния природы на  человека. Он задаётся вопросом: способна ли природа сделать человека счастливее и  исцелить его?

Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше технократическое время очень важно, чтобы люди не теряли связь с природой, не перестали  ощущать себя частью природы. Ощущая эту связь, человек не может совершить зло, убийство или предательство. Ощущая эту связь, человек стремится делать добро и укреплять то, что именуется жизнью в любом её проявлении.

Автор повествует нам историю о раненом мальчике, который вот-вот умрет. Его последним желанием было увидеть ручей. Рассказчик выполняет просьбу умирающего: относит на берег ручья.

Важно

Природа не только радует мальчика, а еще и дает ему силы для борьбы за жизнь. «Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу».

А ведь рассказчику он казался уже неизлечимым: «казалось тогда, что надежды на спасение у него нет, и что врачи будут бессильны».

Позиция автора предельно ясна. Пришвин — певец природы. Он сам из этого источника черпал  и полагал, что природа способна помогать и даже спасать.

Пришвин подводит читателя  к мысли о том, что  красота природы способна исцелять, дать силы, укрепить, подтолкнуть к чему-то важному.

Докторам спасти жизнь умиравшему человеку «помогла красота ручья  и решительные и взволнованные слова рассказчика о том, «что голубая стрекоза летает над заводью».

Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что природа может радовать человека и придавать ему силы. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из жизни и литературы.

В рассказе О. Генри «Последний лист» главная героиня, Джонси, заболевает пневмонией. Она лежит в постели и считает, сколько листьев осталось на старом плюще.

Джонси уверена, что когда упадет последний лист, она умрет. Но лист долго держится на ветке, несмотря на дождь, снег, ветер, он отчаянно сопротивляется непогоде.

И видя такое упорство листа, девушка тоже начинает бороться за свою жизнь и, в конце концов, выздоравливает.

Совет

В рассказе Куприна «Сбрось мешок» главные герои любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростершейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками. Куприн призывает учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даем ему возможность подняться над обыденностью.

Природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человеческая душа расцветает в общении с природой — животными, цветами, деревьями, поэтому, общаясь с природой, человек становится духовно богаче. Исцеляет только родимая земля и её материнское дыхание – с детства до боли милые запахи родных лесов и полей. Известный русский поэт Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина» написал:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Валерия Гумовская©

Источник: http://s.bacenko.ru/priroda-sposobna-istselyat/

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Осваиваем виды чтения. Задача «Голубая стрекоза»

Слайд 1

Задача « Голубая стрекоза»

Слайд 2

М. Пришвин.

Слайд 3

(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

(2)Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

(3)Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

Слайд 5

(4)– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли. (5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча : бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. (6)В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство.

(7)Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне: (9)– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой , не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками? (10)– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

(11)– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

(12)Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

Слайд 6

(13)В это время один умирающий шептал мне: – Вот бы водицы. (14)Я по первому слову раненого побежал за водой. (15)Но он не пил и повторял мне: – Водицы, водицы, ручья.

(16)С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души. (17)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья.

(18)Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

Слайд 8

( 19)В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

(20)А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. (21)Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

(22)И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза. (23)– Спасибо, – прошептал он.

Слайд 10

(24)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (25)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: – А что, она еще летает? (26) Голубая стрекоза еще кружилась.

(27)– Летает, – ответил я, – и еще как! (28)Он опять улыбнулся и впал в забытье. (29)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко — далеко , и забылся. (30)Как вдруг слышу, он спрашивает: – Все еще летает? (31)– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

(32)– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Слайд 12

(33)Я испугался. (34)Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. (35)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (36)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

(37)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. (38)Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы.

(39)Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

Слайд 15

(40)– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. (41)И я ему показал отражение. (42)И он улыбнулся.

Читайте также:  Анализ рассказа платонова июльская гроза

(43)Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора.

(44)Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Слайд 17

Задание 1. Выпишите из предложений 1-3 глагольные сочетания, которые показывают состояние рассказчика, оказавшегося на войне.

Слайд 18

Задание 2. Какие фразы текста подчёркивают, что рассказчик хочет быть полезным и нужным, «когда дело разгорелось»?

Слайд 19

Задание 3. Почему раненому не хватало воды, которую принёс ему рассказчик? Отвечая на вопрос, используйте цитирование.

Слайд 20

Задание 4. Прочитайте предложения 22 и 25. О какой борьбе здесь идёт речь?

Слайд 21

Задание 5. Найдите в тексте предложения, где раненый улыбается. Доказательством какого утверждения могут служить найденные предложения?

Слайд 22

Задание 6. Закончите предложение: В 13 предложении частица бы в неполном предложении при отсутствии сказуемого в форме условного наклонения передаёт…

Слайд 23

Задание 7. С какой художественной целью автор в предложении 29 использует сложные наречия (мало – помалу и далеко далеко )?

Слайд 24

Задание 8. Прочитайте синонимы к слову трепет . Выпишите те из синонимов, которые, с вашей точки зрения, могут объяснить состояние раненого. Синонимы: взволнованность, ажитация, дрожание, страх, смятение, вибрирование, страсть, дрожь, колебание, смятенность, вздрагивание, волнение, боязнь, испуг, ужас, содрогание, жуть.

Слайд 25

Задание 9. С какой художественной целью автор в предложении 16использует однокоренные слова трепетными и трепет ?

Слайд 26

Задание 10. Подберите в тексте доказательства ( с указанием номера предложения) приведённого тезиса: Случай, произошедший с автором во время Первой мировой войны, убедил его в том, что красота природы способна на многое, даже на спасение человеческой жизни.

Слайд 27

Источники: О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку.7 класс. Москва. Издательство «Экзамен», 2014 год. https://yandex.

ru/images/search?p=7&text= фоторамка%20русский%20пейзаж& noreask =1&lr=128452 https://yandex.ru/images/search?text= голубая%20стрекоза%20пришвин%20картинки& stype = image&lr =128452&noreask=1&source=wiz https://yandex.

Обратите внимание

ru/images/search?text= пришвин%20картинки& stype = image&lr =128452&noreask=1&source=wiz

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/06/13/osvaivaem-vidy-chteniya-zadacha-golubaya-strekoza

Краткое содержание Пришвин Голубая стрекоза

Фронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.

Однажды, после того как некоторое время усиленно шли бои на фронте, было ранено много человек. И даже иногда санитаров не хватало, что бы успеть перенести всех раненых. Но все-таки кое-как, да удалось.

И вот, один из раненых бойцов, который был особенно сильно ранен, а если быть честнее – то смертельно ранен. Но пока он жил, он попросил одного санитара отвести его туда, где ему будет хорошо.

И это место оказалось недалеко – возле воды на природе, где не было кровавых следов от умерших бойцов. Санитар, конечно же, был обязан выполнить его просьбу, а тем более, просьбу умирающего.

И к тому же, это было вовсе не трудно. 

Итак, когда он отнес раненого бойца к воде на траву, он положил его на землю, а тот стал любоваться окружающей природой, но так как бойцу было трудно что-либо созерцать, он стал просить санитара рассказать ему об окружающей среде, что он видит, и самое главное – летает ли там голубая стрекоза возле воды, возле него? 

И тогда санитар стал рассказывать, все описывая, что видит, и что находиться возле них. Он стал описывать все травы вокруг, какие только есть – все зеленые и сочные, и небо голубое и яркое.

А также, то, что стрекоза голубая летает возле них, над водой. И что ручей журчит возле них, и что воздух – прекрасный, чистый и здоровый.

Важно

Вообще, стрекоза – она была что-то вроде нити, которая еще могла связывать раненого человека с его жизнью на земле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • ШолоховРусский писатель-прозаик, сценарист, журналист Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году на Дону. В своих произведениях он правдиво отразил главные моменты истории страны: гражданскую и Великую Отечественную войны
  • Краткое содержание Бунин Митина любовьМитя влюблен в Катю. Она учится в театральной школе и живет со своей мамой. Директор занимается с Катей индивидуально. Митя ревнует Катю к нему. Отношения между влюбленными меняются.
  • ОстровскийАлександр Островский родился и учился в Московской гимназии, а затем и в Московском университете. Учась на юридическом факультете, Островский, одновременно увлёкшись театром и литературным творчеством, он принимает решение бросить учёбу
  • Краткое содержание Бах Чайка по имени Джонатан ЛивингстонВсе знают, что чайки летают для того, чтобы поймать себе корм, а не для удовольствия. Их суетное перемещение в воздухе даже полётом назвать нельзя. В погоне за мечтой о полёте Джонатан много тренировался.
  • Краткое содержание басни Крылова Стрекоза и муравейБасня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/prishvin/golubaya-strekoza

Голубая стрекоза — рассказ Михаила Пришвина — Библиотека для детей

 

  В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее. – Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи.

Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне: – Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками? – Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном. – Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель. В это время один умирающий шептал мне: – Вот бы водицы. Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне: – Водицы, водицы, ручья. С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

Совет

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.

Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза. – Спасибо, – прошептал он. Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: – А что, она еще летает? Голубая стрекоза еще кружилась. – Летает, – ответил я, – и еще как! Он опять улыбнулся и впал в забытье. Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся.

Как вдруг слышу, он спрашивает: – Все еще летает? – Летает, – сказал я, не глядя, не думая. – Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза. Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше.

Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы.

Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. – Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью. ———————————————————— Рассказы М.М. Пришвина о природе и животных.Читаем бесплатно онлайн  

Читать другие рассказы М.Пришвина. Содержание

Источник: https://skazkii.ru/golubaya-strekoza

Ссылка на основную публикацию