Анализ рассказа сельские жители шукшина

«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

Рассказ «Сельские жители», оставаясь «рассказом-анекдотом», тяготеет к новелле.

Неожиданный конец, в котором читатель узнаёт о том, что сын бабки Маланьи – лётчик, Герой Советского Союза, наполняет все её страхи перед полётом ироническим смыслом.

В то же время финал рассказа ожидаемый, он проистекает из отношения сельских жителей к путешествиям. Рассказ повествует о «не путешествии», причины которого понятны сельским жителям и смешны читателю.

Проблематика

Основная проблема рассказа традиционна для Шукшина. Это социальная проблема взаимоотношений между городом и деревней. Город для деревенских жителей – воплощение мечты, образец для подражания, символ прогресса, к которому надо стремиться. Но деревня – истоки города, как материальные, так и духовные. Именно выходцы из деревни становятся знаменитыми горожанами, героями, гордостью страны.

Сюжет

Сюжет рассказа «Сельские жители» помещается в одном предложении: бабка Маланья получает в письме приглашение от живущего в Москве сына погостить у него и собирается лететь с внуком Шуркой на зимних каникулах, но, узнав от бывалого соседа о тяготах и опасностях путешествия на самолёте, откладывает поездку до лучших времён.

Всё действие рассказа умещается в 1 день. Утром Маланья получает письмо, вечером под её диктовку Шурка составляет телеграмму, в 11 вечера после работы (!) приходит сосед – школьный завхоз – и рассказывает о предстоящем путешествии. После рассказа бабка диктует Шурке письмо для сына о том, что она приедет летом. Ночью бабка и Шурка мечтают о будущем путешествии.

Обратите внимание

Главное в рассказе – не сюжет. Рассказ «Сельские жители» – повествование о неслучившемся. Читатель подозревает, что бабка так и не найдёт в себе сил и смелости полететь к сыну в Москву, о которой мечтает и она, и внук. Это реминисценция чеховской пьесы «Три сестры», где лейтмотив «в Москву, в Москву!» не привёл к поездке.

В отсутствии действия основная мысль рассказа, вынесенная в заглавие: инерция не позволяет сельским жителям вырваться из привычной среды (как бабке), но, если они вырвались – они достигают многого (как сын Маланьи и, очевидно, Шурка в будущем).

Герои рассказа

Бабка Маланья – простая сельская женщина. Только в конце рассказа, на последней странице, читатель узнаёт, что сын Маланьи – Герой Советского Союза. Об этом упоминает в письме Шурка, а потом и бабка выводит на конверте не только имя адресата, но и звание, считая, что так письмо лучше дойдёт. По словам Шурки, бабка сына «ужасно любит» и гордится им.

Путешествие для бабки – трудное, малопонятное дело. Она не понимает, как ехать разными видами транспорта и с большим количеством пересадок.

Бабка боится лететь на самолёте (особенно после того, как сосед рассказал, что самолёт может загореться).

Но Шурка знает, что его бабка не робкого десятка (иначе откуда бы у её сына качества, необходимые для лётчика), удивляется, что она испугалась именно самолёта: «Но ты тоже, бабонька: где там смелая, а тут испугалась чего-то…»

Шукшин подчёркивает, что бабка Маланья обладает качествами характера, которые она, очевидно, передала сыну: энергичная, жилистая, крикливая, очень любознательная.

Некоторые характерные особенности бабки можно считать общими для всех сельских жителей: она гостеприимна, угощает Егора медовухой (пивом), блюдёт традиции. Она мыслит себя как единое целое со своими односельчанами, всем встречным рассказывает о приглашении, у каждого спрашивает совета. Совет «знающего человека» Егора Лизунова для неё неоспорим.

Бабка не верит в прогресс. Она не только боится самолётов, но и составляет телеграмму как письмо (ведь она знает, как по традиции нужно писать, не поддаётся на уговоры Шурки, что телеграмма – это совсем другое).

Важно

У бабки и внука одна внешность на двоих: сухощавые, скуластенькие, с маленькими умными глазами. Шурка по характеру не похож на бабку. Он такой же любознательный, но застенчивый до глупости, скромный и обидчивый. Шурка – сын дочери бабки Маланьи, временно живущий у бабушки из-за того, что его мать устраивает личную жизнь.

Он действительно много знает. Он не только умеет писать телеграмму, но и знает, сколько она будет стоить. Шурка знает, что, если загорелся мотор, то пламя нужно сшибать скоростью, догадывается, что дядя Егор видел не горящий мотор, а пламя из выхлопной трубы. Шурка знает, что в Кремль нынче всех пускают.

Читатель понимает, кто источник знаний Шурки.

Ему рассказывал о Кремле Николай Васильевич, очевидно, учитель. Единственное, чего не знает Шурка: парашютов в самолёте действительно не дают.

Скромность Шурки не даёт ему прямо возражать бабке, но он своевольно пишет дяде в письме от себя, чтобы он пристыдил «бабоньку», написал, что летать не страшно: «Она вмиг полетит».

Егор Лизунов – сосед бабки Маланьи, школьный завхоз, авторитет в путешествиях: он много ездил и летал. Шукшин обращает внимание на такие детали, как заскорузлые ладони, седеющие потные (от тяжёлого труда) волосы. Другая характерная деталь портрета героя – это запах. Егор пахнет сбруей и сеном. Для сельского жителя такой запах – это запах дороги.

Запах Егора имеет объяснение, как и его позднее возвращение домой. Он с начальством вывозил стога сена в непогоду после бурана. Егор жалуется, что просил «деятелей» вывести сено ещё летом. Он – хозяйственный, практичный человек.

Стилистические особенности

Для характеристики героев важны их речевые особенности. Речь бабки наполнена просторечиями: знамо дело, шибко уж страшно, в штаны наложил. Шурка как воплощение будущего обладает нужными знаниями, речь его грамотна. Крошечное наречие ещё в его письме показывает, что его мечта – перестать быть сельским жителем, уехать, как дядя, в Москву: «Мы же всё-таки сельские жители ещё».

Смысл названия одновременно и ироничен, и наполнен горечью.

Совет

Герой Советского Союза – выходец из тех самых сельских жителей, о которых Шурка в письме говорит, что они не могут оторваться от своего села, потому что «тут огород пойдёт, свиннота разная, куры, гуси».

Собирательный неологизм свиннота для Шурки символ всего сельского быта, мешающего увидеть общую с бабкой мечту – Москву, которую Шурка проходит в школе по географии и истории.

  • «Сельские жители», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Сельские жители»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/984-selskie-zhiteli-analiz

Анализ рассказов Шукшина В.М

В 1960-е гг., когда в литературной периодике появились первые произведения писателя, критика поспешила причислить его к группе писателей-«деревенщиков». На то были свои резоны: Шукшин действительно предпочитал писать о деревне, первый сборник его рассказов так и назывался — «Сельские жители».

Однако этнографические приметы сельской жизни, внешность людей деревни, пейзажные зарисовки не особенно занимали писателя — обо всем этом если и заходила речь в рассказах, то лишь попутно, бегло, вскользь. Почти не было в них поэтизации природы, авторских раздумчивых отступлений, любования «ладом» народной жизни — всего того, что привыкли находить читатели в произведениях В.

И.Белова, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Е.И.Носова.Писатель сосредоточился на другом: его рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их ненатужностью, краткостью («короче воробьиного носа»), стихией беззлобного смеха.

Персонажами Шукшина стали обитатели сельской периферии, незнатные, не выбившиеся «в люди», — одним словом, те, кто внешне, по своему положению вполне соответствовали знакомому по литературе XIX века типу «маленького человека».

Однако каждый персонаж в изображении Шукшина имел свою «изюминку», противился усреднению, являл особый образ существования или оказывался одержимым той или иной необычной идеей. Вот как напишет об этом позднее критик Игорь Дедков: «Людское многообразие, живое богатство бытия выражается для В.

Шукшина, прежде всего, в многообразии способов жить, способов чувствовать, способов отстаивать свое достоинство и свои права. Уникальность ответа, уникальность реакции человека на призыв и вызов обстоятельств кажутся писателю первейшей ценностью жизни, конечно, с той поправкой, что эта уникальность не аморальна».

Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей, единых в том, что все они демонстрируют разные грани русского национального характера. Этот характер проявляется у Шукшина чаще всего в ситуации драматического конфликта с жизненными обстоятельствами.

Обратите внимание

Шукшинский герой, живущий в деревне и занятый привычной, по-деревенски монотонной работой, не может и не хочет раствориться в сельском быту «без остатка». Ему страстно хочется хоть ненадолго уйти от обыденности, душа его жаждет праздника, а неспокойный разум взыскует «высшей» правды.

Легко заметить, что при внешней непохожести шукшинских «чудиков» на «высоких» героев-интеллектуалов русской классики они, шукшинские «сельские жители», так же не хотят ограничить жизнь «домашним кругом», их так же томит мечта о жизни яркой, исполненной смысла.

А поэтому их тянет за пределы родной околицы, их воображение занято проблемами отнюдь не районного масштаба (герой рассказа «Микроскоп» приобретает дорогостоящий предмет в надежде найти способ борьбы с микробами; персонаж рассказа «Упорный» строит свой «перпетуум мобиле»).

Характерная для рассказов Шукшина коллизия — столкновение «городского» и «деревенского» — не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.

Русский человек в изображении Шукшина — человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию — ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики.

Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина.

Скорее наоборот: им свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дистиллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь». Замечательна финальная авторская характеристика героя «Чудика»: «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Шукшинский герой хотел бы придать своему быту праздничную украшенность, расцветить жизнь воображением; в нем — избыток чувств и стремлений, он любит зрелищные, театральные формы поведения. «Васятка» Князев, всем на диво разрисовавший у себя дома печь, и в гостях стремится сделать приятное снохе и раскрашивает детскую коляску, хотя, как выяснится, сноха не оценит его художественного таланта. Бронислав Пупков настолько входит в роль спецагента, стрелявшего в Гитлера, что искренне плачет, рассказав о роковом промахе.Высоким порывам шукшинских героев, увы, не дано реализоваться в жизни, и это придает воспроизведенным ситуациям трагикомическую тональность. Однако ни анекдотические случаи, ни эксцентричное поведение персонажей не мешают писателю разглядеть в них главное — народную жажду справедливости, заботу о человеческом достоинстве, тягу к наполненной смыслом жизни. Шукшинский герой часто не знает, куда себя деть, как и на что использовать собственную душевную «широту», он мается от собственной бесполезности и бестолковости, он совестится, когда причиняет неудобство близким. Но именно это делает характеры героев живыми и устраняет дистанцию между читателем и персонажем: шукшинский герой безошибочно угадывается как человек «свой», «нашенский».

В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком он рассказывает, — люди общего опыта, общей биографии и общего языка. А потому авторский пафос, тональность его отношения к изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от откровенного любования.

Автор не идеализирует своих героев только потому, что они — «свои», деревенские. Отношение к изображаемому в рассказах Шукшина проявляется по-чеховски сдержанно. Ни у одного из персонажей нет полноты обладания правдой, и автор не стремится к нравственному суду над ними.

Ему важнее другое — выявить причины неузнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания между людьми.

Важно

Об этом — один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, рассказ «Срезал». Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» — «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.

Из предыстории столкновения Глеба с «кандидатом» выясняется, что недавно был повержен приехавший на побывку в деревню полковник, не сумевший вспомнить фамилию генерал-губернатора Москвы 1812 года. На этот раз жертвой Капустина становится филолог, обманутый внешней нелепостью вопросов Глеба, не сумевший понять смысла происходящего.

Поначалу вопросы Капустина кажутся гостю смешными, но скоро весь комизм исчезает: для кандидата это настоящий экзамен, а позже столкновение перерастает в словесную дуэль. В рассказе часто встречаются слова «посмеялся», «усмехнулся», «расхохотался».

Однако смех в рассказе имеет мало общего с юмором: он то выражает снисходительность горожанина к «странностям» живущих в деревне земляков, то становится проявлением агрессивности, выявляет мстительность, жажду социального реванша, которая владеет разумом Глеба.Спорщики принадлежат к разным культурным мирам, разным уровням социальной иерархии.

В зависимости от личных пристрастий и социального опыта читатели могут прочитать рассказ либо как бытовую притчу о том, как «умный мужик» перехитрил «ученого барина», либо как зарисовку о «жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чем не повинному Константину Ивановичу.

Однако автор не разделяет ни той, ни другой позиции. Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Он лишь внешне безучастно подмечает обстоятельства их конфронтации. Так, например, уже в экспозиции рассказа сообщается о нелепых подарках, привезенных гостями в деревню: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».

Читайте также:  Герои повести гранатовый браслет куприна

Замечено и то, как Константин Иванович «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу.

Совет

С другой стороны, мы узнаем о том, как Глеб «мстительно щурил глаза», как,будто «опытный кулачный боец», шел к дому Журавлевых («несколько впереди остальных, руки в карманах»), как он, «видно было — подбирался к прыжку».

Лишь в финале автор сообщает нам о чувствах присутствовавших при словесном поединке мужиков: «Глеб…

их по-прежнему неизменно удивлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще». Так рассказ и завершается: не нравоучением, но сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу, о встрече, обернувшейся разрывом. «Простой» человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь — внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти.

По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим и в котором открывается судьба человека. Постоянной сюжетной ситуацией оказывается ситуация встречи (реальной или несостоявшейся).

В развертываемом сюжете нет внешнего плана: рассказы часто тяготеют к форме фрагмента — без начала, без конца, с незавершенными конструкциями. Писатель неоднократно говорил о своей нелюбви к замкнутому сюжету. Композиция сюжета подчиняется логике беседы или устного рассказывания, а потому допускает неожиданные отклонения и «лишние» уточнения и подробности.

Шукшин редко дает сколько-нибудь развернутые пейзажные описания и портретные характеристики героев. Так, например, описание внешности Глеба ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока». О внешности его будущего противника Константина Ивановича вообще ничего не сообщается. Характеры в шукшинской прозе раскрываются прежде всего в диалогах.

Авторский текст часто сведен к минимальным вкраплениям и напоминает театральные ремарки (« Мужики засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно уставились на Глеба»).Граница между «авторским словом» и «словом героя» в большинстве случаев размыта или полностью отсутствует.

Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина — богатство живой разговорной речи с ее разнообразными индивидуальными и социальными оттенками. Герои Шукшина — спорщики, опытные говоруны, владеющие множеством интонаций, умеющие к месту вставить поговорку, пощеголять «ученым» словцом, а то и яростно выругаться.

В их языке — конгломерат газетных штампов, просторечных выражений и вкраплений городского жаргона. Частые в их речи междометия, риторические вопросы и восклицания придают разговору повышенную эмоциональность. Именно язык — главное средство создания характеров Глеба Капустина и Вроньки Пупкова.

Например, речь Глеба насыщена книжными словами и оборотами («лежать на орбите», «на данном этапе»); несвойственными устной речи канцеляризмами (« в какой области выявляете себя? » вместо «кем работаете?»).

Обратите внимание

Комическую окраску речи Глеба придают постоянные ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины («стратегическая философия», «общеобразовательные кандидаты»). Рядом с этими элементами в языке Капустина — сильнейшая разговорная струя: поговорки, присказки, сравнения.

Сочетание разнородного производит комический эффект. Но в обвинительной речи Глеба в адрес «кандидата» отсутствуют ошибки, и от комической окраски не остается и следа.

Глеб дает своей обвинительной речью образец идеологической проработки: будто подражая газетным образцам, он перестает слышать « кандидата», закрепляя свою победу обвинением оппонента в незнании и непонимании народа и издевательскими призывами к скромности.

Источник: http://lit-helper.com/p_analiz_rasskazov_shukshina_v_m

Краткое содержание Сельские жители Шукшина

Рассказ Шукшина о людях, которые сами себя обозначают сельскими жителями. Точней, так пишет Шурка, не слушая диктовку бабки Маланьи её сыну Павлу. Мальчик пишет дяде, что ему очень хочется посмотреть Москву, а то они её в школе проходят, но это, конечно, совсем не то.

Началось всё с того, что Маланью с внуком позвал в столицу погостить её сын – летчик. Бабка заинтересовалась предложением – ей интересно и внуков посмотреть, и большой город. Несмотря на преклонный возраст, Маланья шустрая и смелая, а вот её внук застенчивый.

Она думает поехать к сыну на зимних каникулах, но, понятно, идёт советоваться с соседками. Те, в принципе, её подбадривают. Тогда она с Шуркой составляет «телеграмму» Павлу – на большие деньги, так как бабка в телеграмме даже хочет написать «дорогой сынок» и прочее.

Когда уже почти всё решено, Маланья решает позвать в гости «бывалого» – знакомого, который много раз летал в Москву. Как назло, он очень ценит пиво Маланьи. За рассказом хмелеет и начинает пугать бабку, что легко улететь не в тут сторону, что будто однажды его самолёт загорелся, что после авиакатастрофы от человека остаётся грамм триста.

Испуганная всеми этими историями, бабка передумала лететь. Она диктует внуку письмо с объяснениями для сына. А Шурка, не слушая её, пишет дяде всё, как всё и есть. Мальчик просит уговорить бабку лететь. Кроме того, он не верит в истории гостя. Волнуясь, школьник никак не может вечером заснуть, представляя Москву.

Рассказ о том, как перестраховка, советы «знающих» могут иногда всё подать в невыгодном свете.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Белов СкворцыВ субботний день, мать помыла полы. Затем натёрла самовар, речным песком до сверкающего блеска. После, она совместно с Павлом, поставила кровать на новое место, вблизи окна.
  • ЛавкрафтКниги писателя вышли только после его смерти и прославили его, как гениального фантаста, создателя всемирно известного Ктулху и других божеств.
  • Краткое содержание Толстой Русский характерГероем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке
  • Краткое содержание сказка Крошечка-ХаврошечкаРусская сказка «Крошечка-Хаврошечка» повествует нам о девочке, которая в раннем детстве потеряла родителей, и её удочерила другая семья.
  • Краткое содержание Шергин Детство в Архангельскеать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/kratkoe-soderzhanie-selskie-zhiteli

Краткое содержание Шукшин Сельские жители для читательского дневника

Павел живет в Москве. Он пишет матери на Урал и зовет ее ка себе. Маланья решает ехать с внуком. Сын советует приехать на самолете. Умник села Егор Лизунов рассказывает старухе о самолетах. Он много пьет и начинает говорить о катастрофах и несчастных случаях. Бабка решает ехать на поезде и пишет сыну. Внук рассказывает в телеграмме о рассказах Егора.

Главный смысл

Лишняя пьяная болтовня одного человека может доставить другим очень много беспокойства и хлопот.

Краткое содержание Шукшин Сельские жители

Павел живет в Москве, а его мать – Маланья, на Алтае. Однажды старушка получает известие от сына в виде письма. Он приглашает мать к себе, обещав отправить средств на дорогу. С Маланьей живет сын ее дочери – Шура. Тот мечтает о поездке и о Москве. Бедная старуха не может решить ехать или нет. Она просит совета у соседок. После долгих обсуждений бабка решает поехать.

Маланья с внуком составляют телеграмму, извещая сына об их приезде в Москву после новогоднего праздника.Павел отвечает матери, что им лучше приехать на самолете. Бабка для уточнения работы самолетов зовет к себе Егора Лизунова.

Тот много выпивает в процессе рассказа и говорит очень много страшного и ненадежного. Бабка сообщает сыну, что приедут они летом на поезде. Однако, Шура добавляет в телеграмму пару предложений о произошедшем.

Вся ночь для внука и бабушки проходит в думах о поездке, о самолетах и о Москве.

Читать краткое содержание вариант 2

Маланья, строгая сельская женщина, получив письмо от сына, собирается ехать погостить к нему в далекую и неизвестную Москву. Сына с матерью разделяет огромное расстояние, Маланья живет в Сибири в глухой деревушке, поэтому сын просит мать сесть на самолет.

Бабка Маланья, сроду не летавшая на самолетах да и не бывавшая в большом городе, советуется с жителями села, ехать ли ей.

С внуком Шуркой Маланья садятся писать телеграмму с ответом сыну, где сообщают о приезде на шуркиных зимних каникулах. Маланья упрямо не слушает внука, который твердит, что в телеграмме не пишут так много слов, на целых двадцать рублей.

Важно

Заходит в гости завхоз Егор, Маланья угощает его домашним пивом в надежде, что тот даст дельные советы и проинструктирует, как лететь в Москву.

Захмелевший Егор пугает бабку с внуком рассказами о падающих и горящих самолетах. И без того переживающая женщина решает не лететь, а ехать поездом и только летом.

Так как поездом они будут ехать все шуркины зимние каникулы. Об этом она диктует в письме сыну, а Шурка пишет от себя дяде, что всему виной завхоз Егор со своими рассказами и просит дядю уговорить бабушку прилететь.

Так страх перед неизвестным расстраивает поездку.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/shukshin/selskie-zhiteli

Рассказ Василия Шукшина

Искусство и развлечения 30 мая 2016

Василий Шукшин – один из самых известных русских писателей, актёров и режиссёров XX века. Каждый человек, прочитавший его рассказы, находит в них что-то своё, близкое и понятное только ему. Одно из самых известных произведений Шукшина – рассказ «Сельские жители».

Детство будущего писателя

Василий Шукшин появился на свет в небольшом алтайском селе. Его родителями были простыми крестьянами. С началом коллективизации семья будущего писателя вступила в колхоз. Отец Шукшина честно трудился, однако это не спасло его от репрессий. Окончив школу, юноша поступил в техникум. Однако доучиться не смог, поскольку необходимо было зарабатывать на жизнь. Далее была служба на флоте.

Жизнь взрослого Шукшина

Вернувшись домой после службы, Шукшин пробовал себя в нескольких областях, но безуспешно. Тогда молодой человек решил поступать во ВГИК. Даже став известным актёром и режиссёром, Шукшин никогда не забывал о своих истоках. Большинство его рассказов и фильмов были посвящены деревне и жизни простого человека. Рассказ Шукшина «Сельские жители» − яркий тому пример.

Кино

Через год после приезда в Москву и поступления во ВГИК Шукшин дебютировал в кино. Он снялся в эпизодической роли во второй части «Тихого Дона». В 1959 году на экраны вышел фильм «Два Фёдора». После выхода этой ленты Шукшин стал востребованным актёром. Фильмы, снятые Шукшиным-режиссёром, также пользовались любовью зрителей.

Одна из самых известных его картин – «Калина красная». Этот фильм отличался от всех тех, что снимал Шукшин ранее. До неё Шукшина воспринимали как мастера деревенской прозы. Считалось, что главный герой его произведений – это всегда сельский житель, который неизбежно меняется под действием окружающей его действительности.

Умер Василий Шукшин на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Созданные им произведения и фильмы – память об этом великом человеке: писателе, актёре, режиссёре. Одно из них – рассказ «Сельские жители».

Краткое содержание

Действие происходит в российской глубинке. Бабка Маланья получила письмо от сына-лётчика, Героя Советского Союза, в котором тот позвал её погостить в Москву. Сын посоветовал матери лететь на самолёте, поскольку это выйдет дешевле.

Прочитав письмо, бабка узнала у жившего с ней внука Шурки, когда у него начнутся очередные каникулы, и вышла из избы. Мальчик с волнением слушал, как бабка Маланья разговаривала с соседками, рассказывала им про приглашение сына и спрашивала, как лучше поступить. Все соседи в один голос убеждали Маланью принять приглашение.

После возвращения она стала диктовать внуку текст телеграммы для сына, чтобы потом отправить её в Москву. В ходе работы мальчик безуспешно пытался объяснить бабушке, что писать нужно кратко. В противном случае придётся заплатить много денег. Бабка Маланья не слушала внука, насмешливо называла его «грамотеем».

В итоге телеграмма была написана так, как того хотела бабка, и отнесена на почту. По оценке Шурки, за неё предстоит отдать около двадцати двух рублей.

Пожилая женщина – типичный сельский житель, который боится всего нового. Городская жизнь пугает её. Поэтому она пригласила своего соседа с намерением спросить совета. Егор Лизунов работал школьным завхозом и несколько раз летал на самолёте. Бабка попросила его рассказать «всё по порядку». В качестве награды она налила мужчине домашнее пиво.

В процессе разговора Егор выпил достаточное количество этого алкогольного напитка и потому захмелел. Сначала его рассказ воспринимался пожилой женщиной нормально, она даже попросила внука всё записать. Потом пьяный Егор своими советами начал пугать Маланью. Говорил он про конфеты, которые раздают всем пассажирам после взлёта.

Рассказывал про то, как однажды своими глазами видел горящее крыло самолёта.

Проводив Егора, женщина предложила Шурке ехать на поезде, на что внук резонно заметил, что это будет стоить дороже, да и времени уйдёт больше. Тогда Маланья решила вообще никуда не ехать и посадила внука писать дяде письмо под её диктовку. В нём она рассказала о том, что передумала лететь на самолёте, когда «посоветовалась со знающими людьми».

Совет

В процессе написания письма Шурка добавил несколько строк от себя. Он попросил дядю написать Маланье письмо и объяснить, что летать на самолёте не так опасно, как говорил завхоз Егор.

Шурке очень хотелось увидеть Москву своими глазами, а не довольствоваться сведениями из учебников по истории и географии. Поэтому он просил дядю переубедить пожилую женщину.

Письмо было написано, подписано лично Маланьей и отправлено.

Вот о чем рассказывает произведение (автором которого является Шукшин) «Сельские жители». Кратко пересказать описанную в рассказе историю несложно. Гораздо тяжелее передать талант автора, который простым и понятным всем читателям языком показал внутренний мир своих героев, их страхи и мечты.

Читайте также:  Сочинение по картине лутфуллина три женщины описание

Главные действующие лица

Рассказ Шукшина «Сельские жители» посвящён пожилой женщине и её внуку. Старушка заботилась о внуке, поскольку его мать безуспешно пыталась наладить личную жизнь. Два её предыдущих брака распались, третий также проходил испытание на прочность. Пожилая женщина забрала внука к себе, чтоб он мог расти в нормальной обстановке. Бабка Маланья – сельский житель.

Город и всё, что с ним связано, вызывало у неё опасения. Поэтому для неё так важны советы односельчан. Автор дал ей характеристику – «энергичная, жилистая, крикливая, очень любознательная». Шурка походил на неё внешне, но имел противоположный характер. Мальчик, как и сам автор в детские годы, был любознательным, но в то же время застенчивым, скромным и обидчивым.

Мнение читателей

Произведения Шукшина никого не оставляют равнодушным. Все читатели отмечают, что небольшие рассказы, главным героем которых является сельский житель, пропитаны любовью к деревне и тем, кто в ней проживает.

Люди в своих отзывах отмечают, что книги Шукшина хочется перечитывать снова и снова, поскольку в небольших по объёму произведениях поднимаются такие важные для каждого человека темы, как мечты, мораль, нравственность, смысл жизни.

Многие читатели пишут, что герой Шукшина – сельский житель – их привлекает, поскольку они сами живут в деревне и прекрасно понимают то, что хотел сказать автор.

Василий Шукшин – мастер русского слова. Из-под его пера выходили замечательные рассказы об обычных людях, живущих в сельской местности. Один из его рассказов – «Сельские жители». Краткое содержание даёт общее представление о творчестве Шукшина и его таланте.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/121968/

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер будущего писателя и обогатило бесценным жизненным опытом.

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК, познакомился с режиссером И. Пырьевым, учился в мастерской М. Ромма и С. Герасимова, на одном курсе с Андреем Тарковским. Работал как актер и режиссер, был удостоен многих наград за кинематографическую деятельность.

Параллельно с основной работой он начал писать рассказы.

Обратите внимание

Одним из создателей деревенской прозы стал Шукшин. Свое первое произведение, рассказ “Двое на телеге”, писатель напечатал в 1958 году. Затем в течение пятнадцати лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. В сборник рассказов “Сельскиежители” писатель включил цикл “Они с Катуни”, в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.

Произведения писателя отличались от того, что писали в рамках деревенской прозы Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.

Герои деревенской прозы Шукшина часто относятся к известному литературному типу “маленького человека”. Классики русской литературы – Гоголь, Пушкин, Достоевский – не раз выводили в своих произведениях подобные типажи. Остался актуальным образ и для деревенской прозы.

При типичности персонажей герои Шукшина отличаются независимым взглядом на вещи, который чужд был Акакию Акакиевичу Гоголя или станционному смотрителю Пушкина. Мужики сразу чувствуют неискренность, они не готовы подчиняться выдуманным городским ценностям.

Самобытные маленькие люди – вот что получилось у Шукшина.

Во всех своих рассказах писатель рисует два разных мира: город и деревня. При этом ценности первого отравляют второй, нарушая его целостность. Шукшин пишет о приспособленчестве горожан и непосредственности, открытом взгляде на мир деревенских мужиков.

Главный герой рассказа “Чудик” – Василий Князев, механик тридцати девяти лет. Примечательна манера Шукшина начинать свои рассказы. Вступление как таковое отсутствует, писатель сразу вводит читателя в курс дела: “Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось”.

Говорящее имя сообщает нам о том, что герой отличается от других людей, его поведение нетипично. Примеры и событийная канва только подтверждают этот факт. При этом многие эпизоды рассказов, в том числе и “Чудика”, автобиографичны. Шукшин описывает события из собственной жизни, известные ему реалии, рассказывает о родном для писателя крае.

Например, странный случай, когда Чудик роняет деньги, а потом не может их поднять, произошел с самим Шукшиным.

Чудик странен для городских жителей, отношение к нему собственной снохи граничит с ненавистью. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по глубокому убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее.

Важно

Автор говорит о таланте и красоте души своих героев-чудиков. Их поступки не всегда согласуются с привычными нам моделями поведения, а ценностные установки удивительны.

Он падает на ровном месте, обожает собак, удивляется людской злобе и в детстве хотел стать шпионом.

О людях сибирской деревни рассказ “Сельские жители”. Фабула проста: семейство получает письмо от сына с приглашением приехать к нему в гости в столицу. Бабка Маланья, внук Шурка и сосед Лизунов представляют подобную поездку событием поистине эпохальным.

В характерах героев просматриваются простодушие, наивность и непосредственность, они раскрываются через диалог о том, как ехать и что взять с собой в дорогу. В этом рассказе мы можем наблюдать мастерство Шукшина в части композиции.

Если в “Чудике” речь шла о нетипичном начале, то здесь автор дает открытый финал, благодаря которому читатель сам может достроить и додумать сюжет, дать оценки и подвести итоги.

Несложно заметить, как тщательно писатель относится к построению литературных характеров. Образы при сравнительно небольшом количестве текста глубоки и психологичны. Шукшин пишет о подвиге жизни: даже если в ней ничего примечательного не происходит, каждый новый день прожить одинаково сложно.

Материалом для фильма “Живет такой парень” стал рассказ Шукшина “Гринька Малюгин”. В нем молодой шофер совершает подвиг: уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Когда к раненому герою в больницу приходит журналистка, Гринька стесняется слов о подвиге, долге, спасении людей. Поразительная скромность персонажа граничит со святостью.

Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль.

Совет

Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма.

В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев.

Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор.

Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина.

Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.

Источник: http://schoolessay.ru/izobrazhenie-narodnogo-xaraktera-i-kartin-narodnoj-zhizni-v-rasskazax-shukshina/

Конспект урока на тему «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА»: ИСТОКИ, ПРОБЛЕМЫ, ГЕРОИ. ГЕРОИ ШУКШИНА»

Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской прозы», «городской» или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы.

      В развитии жанра короткого рассказа В. М. Шукшин был продолжателем традиций А. П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера.

      Главными выразительными средствами становились, так же, как в чеховских произведениях, емкая эмоционально окрашенная деталь и драматизация повествования с использованием чужой речи в диалогах. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В. М.

      Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

      Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о «случаях из жизни», – простой человек, вроде Пашки Холманского («Классный водитель»), странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать. Критик А.

      Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали» (1968), писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».

      Это не «Чудаки», далекие от реальности, живущие в идеальном мире, а именно «чудики», живущие в реальности, но стремящиеся к идеальному и не знающие, где его искать, куда девать накопившуюся в душе силу.

      Шукшин ищет источники мудрости в историческом и житейском опыте народа, в судьбах стариков. У старого шорника Антипа («Одни») вечную потребность в красоте не могут подавить ни голод, ни нужда.

      Обратите внимание

      Председатель колхоза Матвей Рязанцев прожил достойную трудовую жизнь, но все сожалеет о каких-то непрочувствованных радостях и горестях («Думы»). Письмо старухи Кандауровой («Письмо») – итог большой крестьянской жизни, мудрое поучение: «Ну, работай, работай, а человек же не каменный.

      Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек – тем более». Трижды повторяется в письме одна мечта, одно желание: «Ты живи да радуйся, да других радуй», «Она мне дочь родная, у меня душа болит, мне тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете», «Я хоть порадываюсь на вас».

      Старуха Кандаурова учит умению чувствовать красоту жизни, умению радоваться и радовать других, учит душевной чуткости и ласке. Вот те высшие ценности, к которым она пришла через тяжелый опыт.

      Образ старухи Кандауровой – один из многих образов шукшинских матерей, воплощающих любовь, мудрость, самоотдачу, сливающихся в образ «земной божьей матери» («На кладбище»).

      Вспомним рассказ «Материнское сердце», в котором мать защищает перед всем миром своего непутевого сына, единственную ее отраду; рассказ «Ванька Тепляшин», где герой, попав в больницу, почувствовал себя одиноким, затосковал, и обрадовался, как ребенок, увидев мать: «Каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать…Ах, родная ты, родная!». Это и голос самого автора, который всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о Матери. Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (если возможно, посмотреть кадры из фильма «Калина красная»). Мудрость старухи Кандауровой согласуется с простором и покоем в окружающем мире: «Вечерело. Где-то играли на гармошке…»; «Гармонь все играла, хорошо играла. И ей подпевал негромко незнакомый женский голос»; «Господи, – думала старуха, – хорошо, хорошо на земле, хорошо». Но состояние покоя в рассказах Шукшина неустойчиво и недолго, оно сменяется новыми тревогами, новыми размышлениями, новыми поисками гармонии, согласится с вечными законами жизни.

        Собираясь на Урал навестить семью брата, выронил деньги («…пятьдесят рублей, полмесяца работать надо») и, решив, что «хозяина бумажки нет», «легко, весело» пошутил для «этих, в очереди»: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются». После этого он не смог «пересилить себя», чтобы забрать «проклятую бумажку».

        Его стремление сделать жизнь «повеселее» наталкивается на непонимание окружающих. Иногда он «догадывается», что исход будет таким, как в истории со снохой.

        Зачастую «теряется», как в случае с соседом в самолете или с «интеллигентным товарищем» в поезде, – Чудик повторяет слова «женщины с крашенными губами», которой «поддакивал» мужчина в шляпе из районного города, но у него они почему-то выходят неубедительными.

        Важно

        Его недовольство всегда обращается на самого себя («Он не хотел этого, страдал…», «Чудик, убитый своим ничтожеством…», «Да почему же я такой есть-то»), а не на жизнь, которую он не в силах переделать.

        Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-derevenskaya-proza-istoki-problemi-geroi-.html

        Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

        Нравственная проблематика рассказов Шукшина План реферата:

        1) Краткая биография В.П.Шукшина

        2) Нравственность рассказов Шукшина

        3) Его рассказы:

        а) “Думы” и “Дядя Ермолай”

        б) “Микроскоп”, “Забуксовал”, “Космос, нервная система и шмат сала”

        в) “Осенью”

        г) И многие другие рассказы

        4) Заключение

        1) Краткая биография В.П.Шукшина.

        Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.

        Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда.

        В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.

        Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме М.Хуциева “Два Федора”, это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале “Смена” с рассказом “Двое на телеге”.

        И вот с 1963года В.Шукшин – становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы “Живет такой парень”,”Ваш сын и брат”.

        Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы как “Печки-лавочки” в 1973году, “Калина красная” в 1974году.

        “Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл “Сельские жители”в 1963году, “Там в дали” в 1968году, сборник рассказов “Характеры” в 1974году, в том же году “Беседы при ясной луне”, и роман “Я пришел дать вам волю” и др.).”

        Читайте также:  Образ и характеристика ильи бунчука в романе тихий дон шолохова сочинение

        Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано – в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма “Они сражались за Родину”.

        _________________________________________________________

        1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. – М.,c1993г., II часть.

        2) Нравственность рассказов Шукшина.

        В литературе 60х – 70х годов одной из главенствующих тем – была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,

        В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина.

        Их произведения тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные интересы современного общества.

        Совет

        Писатели устремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.

        Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество – явление яркое и самобытное.

        При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет, – излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

        Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.

        В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.

        Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.

        Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

        Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.

        Обратите внимание

        Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога – подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.

        Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств.

        Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, – уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем – все это увлекает и волнует читателя.

        Не “рассказы настроения” влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

        Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность.

        Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке.

        Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.

        Шукшин – писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни.

        Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер.

        Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении – вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

        Важно

        Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий.

        В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности.

        В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, – он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

        Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

        Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.

        Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это – обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.

        Одна из главных его тем – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем.

        Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

        3) Его рассказы: а) “Думы” и “Дядя Ермолай”.

        Совет

        Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд – на пользу обществу, труд – удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы.

        Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду.

        Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.

        В рассказе “Думы” (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

        В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война – пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой – избрали председателем колхоза.

        Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии – слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

        Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств.

        Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты – через них познается человек, а через него – время и сущность бытия.

        Обратите внимание

        Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом – ключ к решению древних и новых загадок жизни.

        Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ “Думы” философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

        Рассказ “Дядя Ермолай” написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

        Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: “знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал”.

        В рассказах “Дядя Ермолай” и “Думы” созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.

        б) “Микроскоп”, “Забуксовал” и “Космос, нервная система и шмат сала”.

        Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы.

        Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы.

        Рассказ “Микроскоп” пронизан юмором, но в глубине его образной системы – глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о “вещной болезни”, ставшей столь распространенной в наше время.

        Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

        Важно

        Можно зло посмеяться над героем рассказа “Забуксовал”, который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

        Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе “Космос, нервная система и шмат сала” (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

        Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет.

        Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, – что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем.

        В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен.

        Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

        в) “Осенью”.

        В рассказах Шукшина – сложная картина жизни, – за простыми реалиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

        Таков и рассказ “Осенью” (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.

        Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, – и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла… Уже была семья, детишки.

        Совет

        А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью.

        И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи – Павел прогнал его.

        И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось – все трое лишили себя счастья.

        Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.

        г) И многие другие рассказы.

        Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

        – в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны.

        В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах “Мужик Дерябин”, “Непротивленец Макар Жеребцов”, “Привет Сивому!”, “Мой зять украл машину дров!”, “Бессовестные”.

        Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

        Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

        “Сураз”, “Раскас”, “Беспалый”, “Страдания молодого Ваганова” – рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала.

        Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою.

        Обратите внимание

        Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.

        Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой “циганочки” к вечному покою трагически противоестественен.

        Смерть – разрушение жизни, непоправимое несчастье (“Горе”, “Как помирал старик”, “Сураз”, “Залетный”, “Охота жить”, “Осенью”, “Солнце, старик и девушка”, “Жил человек”, “Заревой дождь”).

        Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

        Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81313

        Ссылка на основную публикацию