Анализ рассказа шукшина мастер

«Мастер», анализ рассказа Шукшина

По шукшинской классификации рассказ можно отнести к жанровой разновидности «рассказ-характер», поскольку в нём описан необычный человек.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит на рубеже 60-х и 70-х гг. (рассказ написан в 1969-1971 гг.). В это время церкви не только не разрушали, как в 30-е гг., но даже реставрировали. Несостоявшейся реставрации церкви и посвящён рассказ.

Истории правдоискательства мастера по имени Сёмка Рысь предшествует экспозиция – рассказ о самом мастере, о его внешности и характере, его золотых руках и удивительных работах. Одна из таких работ – оформление в стиле деревенской избы 16 века кабинета писателя – пробудила в Сёмке интерес к церкви в соседней деревне Талице.

Завязка – поход Сёмки к церкви, изучение им приёмов, которыми пользовался мастер при строительстве. После этого Сёмка утвердился в мысли, что церковь необходимо реставрировать.

Обратите внимание

Дальнейшие похождения Сёмки выдержаны в древнерусском жанре хожений за правдой. За один день Сёмка объезжает три инстанции и получает ответ из самой высокой, из Москвы. Всё равно как от царя-батюшки. Сёмка посещает священника в районе, митрополита в области, писателя (безуспешно), председателя облисполкома и читает ответ о церкви из Москвы.

Никто не остаётся равнодушным к проблеме Сёмки, все стараются помочь. Всё Сёмке удаётся, ведь дело его правое. Даже председатель облисполкома принимает его сразу же, потому что секретарша перепутала Сёмку с каким-то приглашённым скандалистом. Эту деталь Шукшин тщательно объясняет счастливым стечением обстоятельств.

Читателю не верилось, что на приём можно попасть запросто.

Кульминация рассказа – разговор со специалистом «по этой части», то есть по части памятников искусства, Игорем Александровичем Завадским, который уже однажды проделал весь тот путь, что сейчас проделывает Сёмка, чтобы реставрировать талицкую церковь.

Сёмка почувствовал себя обескураженным. Хоть он и получил все доказательства того, что церковь не представляет исторической ценности, он не верит этому. Для мастера не имеет значения, что церковь – не 12, а 17 века. Он не обманулся, как считает Завадский.

Сёмка сравнивает церковь с невиданной красоты девкой, за которую он вступился, а люди ему разъяснили, что она «такая-то растакая». Развязка – дальнейшее отношение Сёмки к церкви как к девке, за которую и заступаться нельзя.

Герои рассказа

В рассказе два мастера – Сёмка Рысь и неизвестный архитектор 17 в., с которым Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог. Сквозь «тьму небытия» древний мастер отвечает Сёмке на только им двоим понятном языке народной архитектуры.

«Я как все, а то и похуже – пью», – говорит Сёмка священнику в ответ на вопрос: «Ты веруешь ли?» Но в финале рассказа ясно показано, из-за чего Сёмка пьёт – из-за невостребованности, невозможности в жизни сделать то, к чему он предназначен.

Это тем более обидно, что люди вокруг Сёмки все хорошие, но тоже как бы недостойные своего призвания: и подкаблучник писатель, и зажатые большевистскими рамками священники, и областные чиновники, всецело зависимые от московского начальства.

Проблематика

Таким образом, корень зла представлен ясно, недвусмысленно, но сделано это так, что не придерёшься. Ведь формально московское начальство право: есть в России церкви и поважнее. Беда в том, что Россия огромна, а человек остаётся один.

Стилистические особенности

Языковая работа Шукшина в этом рассказе – это работа со штампами. Начинается она с древних и общеязыковых штампов – фразеологизмов, когда Сёмке говорят, что у него золотые руки и он мог бы как сыр в масле кататься. А Сёмка отвечает, что не хочет как сыр в масле, потому что склизко, то есть разрушает фразеологизм, не желая «плыть по течению».

Благодаря такому собственному пониманию мира и языка Сёмка свободен в своей родной деревенской стихии. Но при первом же выходе за её пределы оказывается, что и Сёмкино сознание во власти штампов. «Вы же от государства отдельно теперь», – говорит он священнику (советский штамп «отделения церкви от государства»).

И решает иметь дело с «родной Советской властью», потому что «эти попы темнят чего-то» (ещё два штампа).

Важно

Образованный председатель облисполкома цитирует Грибоедова: «Шумим, братцы, шумим»,- но и это оказывается штампом. И, наконец, судьбоносная бумага из Москвы – на поверку набор советских «культурологических» штампов.

На самом же деле судьбоносным для Сёмки оказывается им самим придуманное сравнение церкви с девкой. И это тоже штамп его грубого деревенского сознания, опускающий проблему до уровня деревенской бытовухи с единственной целью – легализовать банальный мужицкий выход – питие.

  • «Мастер», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Мастер»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/987-master-analiz

Мой взгляд на любимый рассказ Шукшина «Мастер»

МОУ Долганская средняя общеобразовательная школа

Мой взгляд на любимый рассказ Шукшина «Мастер»

Работу выполнила:

Горащенко Евгения – ученица 10 класса

Руководитель:

Ушакова Ольга Александровна – учитель русского языка и литературы

Мой взгляд на любимое произведение

 В.М. Шукшина «Мастер»

        Василий  Макарович Шукшин – явление уникальное.

 Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель

        Он прожил только сорок пять лет, но то, что  успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати.

Каждый рассказ Шукшина заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит?

Главное в поле зрения В.Шукшина – человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои Шукшина, по словам писателя, – это «люди простые, но всегда неравнодушные…».

Шукшин не дает ответов в своих произведениях. Его рассказы – это только повод для размышлений. За внешней простотой его произведений почти неисчерпаемые глубины смысла.

        Одним из самых любимых мною произведений В. Шукшина является рассказ «Мастер».
        Я не претендую на полноту исследования текста, но попытаюсь обобщить свои наблюдения и открытия.

        Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер, кого имеет ввиду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.    

Начинается рассказ сказочно: « Жил-был…

Уже первая фраза открывает нам  судьбу героя.

Она настраивает нас на необычную историю Семки.

Почему его зовут Семка, а не Семен?

Полное имя Семен, в переводе с древнееврейского – услышанный.

Мужчины с этим именем очень талантливы.

Совет

Несомненно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц. А выделение – это, как правило, обособление. Автор как будто хочет подчеркнуть “непохожесть” своих героев, их чудаковатость.
        Выбор имен в произведениях Шукшина и форма их подачи неслучайны.

По определению Ожегова имя – личное название человека,

даваемое при рождении.

Уже в  первом предложении рассказа мы узнаем настоящее имя героя – Семка Рысь, а должно быть Семен. Так сразу происходит трансформация имени.

Портрет его довольно непригляден: длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке… и тогда-то, он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. Руки у Семки не  комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, толстые, словно литые. Красивые руки.

Да и авторская характеристика героя построена на антитезе:  забулдыга, но непревзойденный мастер. Она выявляет всю его суть человеческую.

Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного положения в жизни.           

– «У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил – то.

– А я не хочу как сыр в масле. Склиско.»

А почему Семка пьет?

Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей.

«Я вот нарежусь, так? И неделю хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу!»

 Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

И  вдруг жизнь Семки переменилась, обрела смысл, он даже пить перестал. Почему?   

Его внимание привлекла к себе талицкая церковь. Она показалась Семке необыкновенно красивой – той подлинной красоты, бесполезной и неброской, над которой не властно время.

«Небольшая она открылась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорогу в Талицу. По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышении, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора вздрогнешь,- внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.»

Сравним описание двух церквей. В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже была давно закрыта и дала в стене трещину.

Читайте также:  Образ и характеристика кота бегемота в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Чебровскую видно было за пять километров – на то и рассчитывали строители… Казалось бы, – две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, – какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно…

Обратите внимание

         Чебровскую видно за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как-будто нарочно спрятали от праздного взора,  и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.»             

Поэтому кажется она Семке особенно человечной, задушевной. О чем же думал Семка, глядя на церковь?  

Она, словно Божья посланница, появлялась совсем внезапно: “Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу…” Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, которая “изнутри”, чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту

Автор любит эту церковь, называя ее “белая красавица”, “каменная сказка”. И здесь она “живая”: радует глаз своей красотой, ясностью. И снова появляется образ-олицетворение: “много раз видела она, как восходит и заходит солнце” – церковь видит, слышит, чувствует – живет.Маленькая церковь – приют для успокоения души, для покаяния и веры; после встречи с ней хочется жить!

Очень интересно описание церкви внутри: “…между стенами и полом не прямой угол, а строгое, правильное закругление желобом внутрь.

…камни прикладка, хорошо отесанные и пригнанные друг к другу, внизу – темные, потом – выше – светлеют и вовсе сливаются с белой стеной.

В самом верху купол выложен из какого-то особенного камня, и он еще, наверное, шлифован – так светло, празднично там, под куполом. А всего-то – четыре узких оконца”.

Детально, подробно описывает работу давнего зодчего Шукшин, словно глядит на нее глазами мастера из дня сегодняшнего, пытающегося разгадать секрет церковки. И все же в описаниях звучат не только “технические подробности”: зачем камень шлифовал, на какой высоте пристенок клал и пр. Есть в этом описании и другое, не менее важное – то впечатление одухотворенной красоты, которое производит церковка. Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком пространстве создать ощущение свободы, ведь “ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат”

Мастер не может ничего сделать, и чувствует обиду, досаду, вину и боль за эту “красавицу”: “С тех пот он про Талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал”. Боль от бессилия, разочарования, от невозможности спасти ее оказалась очень сильной, она останется в душе Семки на всю жизнь. Черствость, равнодушие. Безверие и бездуховность несут в человеческую жизнь опустошение и страдание

В рассказе Шукшина создатель Талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, мастер, зодчий. Этот нюанс помогает понять и самого Семку, который наверняка, работает «по вдохновению», как дано от Бога.

А о чем же думал Семка, глядя на церковь?

Сам Шукшин очень любит ее и ее создателя; громадная благодарность звучит в строках: “О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к другим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят.

Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе – туда, в твою черную жуткую тьму небытия – не услышишь”.

В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту – источник красоты.

Близко к этому ощущению – ощущение праздника, этого всплеска души, необходимость которого в жизни человека остро осознавалась Шукшиным.

Душе нужны моменты взлета, радости. Чистый звук души – как колокол. Колокол – голос собора, звучащий в праздник и в годину бедствий, созывающий на молитву и соединяющий людей.)

Колокольный звон – музыкальное произведение. У него есть автор, исполнители и название.

А каково же  влияние колокольного звона на человека?

Ученые утверждают, что живут дольше те люди, которые слушают звон колокола. Он положительно влияет на эмоциональную сферу человека, нормализуется кровяное давление, способствует поддержанию веры в свои духовные потенциальные возможности. 

А что же мы видим у Шукшина?

Важно

Чем же вызвано решение Семки отреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?

Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. И захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво. Эти два мотива подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной».

К кому обращается Семка за помощью? Результат каков?

Как борется Семка за свое?

К судьбе церкви остаются равнодушны и “попы”, и “родная советская власть”. их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. и эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. она просто есть в душе или ее нет

В рассказе “мастер” шукшин произносит удивительную фразу, в которой выражена мысль о том, что не в каждом человеке есть душа, что это своего рода избранничество: “умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…”

Для Шукшина принципиально важно, что герой обращается именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ибо в небрежении находится храм – это душа народа, опера его нравственности.

Почему же  рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?

 В рассказе их двое: Семка и неизвестный создатель Талицкой церкви.

Возникает вопрос: А почему же слово стоит в единственном числе? К кому оно относится?

Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ, Семки и безымянным зодчим, общности их идеалов, нравственных и этических;

Во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер», как сознательного начала в человеке.

Что же произошло с человеком потом? Почему?

– Шукшин не делает выводов, не поучает. Он говорил: «Меня поучения в искусстве очень настораживают, я их боюсь и никогда не верю».

Он просто поведал нам историю Семки, но какая трагедия души открывается за этим! Талицкая церковь, ее гибнущая красота, тайна потрясла душу Семки. Ведь он мастер, «непревзойденный мастер-столяр».

Идея возрождения красоты его «выпрямила», а что же «сломало»? Почему душа его кровоточит и болит, почему он не может больше смотреть на церковь, почему отворачивается, молчит и курит? В чем причина Семкиной боли?

Л.Н. Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.

 А для Семки? Можем ли мы вообразить, какова будет его дальнейшая судьба?

 Вероятнее всего, он скоро сопьется, потеряет мастерство… А он ведь мастер творец…

И здесь мне хотелось бы провести параллель с «Левшой» Лескова.

Перекликаются судьбы этих героев талантливых мастеров из народа, которых течение жизни неизбежно несет к гибельной бутылке: перекликаются их характеры; перекликаются и жанровые особенности произведений, их сказовый характер.

Но умерло ли в Семке чувство красоты?

Совет

Нет. Уже по тому, как зло реагирует Семка, как обходит он стороной Талицкую церковь, можно понять, что прежнее чувство живет в нем, только теперь он попытается спрятать его от людей…

 А как же складываются  взаимоотношения Семки с людьми?

Он одинок. У Семки есть чувство красоты…

 Можно его назвать «Чудик», «Чудак»?

Наверное, да ведь он всегда добрый, ищущий.

Казалось бы, только посочувствовать Семке, пожалеть его жизнь. Но возникает другая мысль.

Почему только Семке хотелось возродить красоту? Намерение героя отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради большого интересного дела забыть и “зеленого змия”, и другие “удовольствия” уже само по себе очень дорога и обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Приоткрывая душу и сердце героя, автор показывает нерастраченное добро и теплоту, которые мастер готов вылить в работу, только никому это не нужно. Вот и бунтует, дебоширит он, протестуя против людского равнодушия и черствости. “Ну и что же, что талицкая церковь — копия. Красоты-то от этого не убавилось”. И мы совершенно соглашаемся с Семкой. Ведь творение древнего мастера радовало многие поколения людей! Почему на нас все должно закончиться?

Рассказы Шукшина, «населенные» очень разными героями, – не просто сборники рассказов.

Это книги о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.

Использованная литература:

  1. И. Толченова “Слово о Шукшине”; “Современник” М. 1982 г.
  2. В. Коробов “Василий Шукшин. Творчество. Личность”; “Советская литература” М. 1977г.
  3. Л. Емельянов “Василий Шукшин. Очерки творчества” “Художественная литература” С.-П. 1983г.
  4. В.А. Апухтина “Проза Шукшина”; “Высшая школа” М. 1986г.
  5. В.Ф. Горн “Василий Шукшин. Штрихи к портрету”; “Слово” М. 1993г.
  6. И. Дедков “Последние штрихи”.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/08/22/moy-vzglyad-na-lyubimyy-rasskaz-shukshina-master

Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»)

В. Шукшин — талантливейший русский писатель. Определяющее место в его творчестве занимает изо­бражение русского национального характера. Шук­шин любит своего героя. Он сам писал, что «без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явно­го, без уважения к ним неподдельноготак о них не на­писать».

Читайте также:  Образ и характеристика князя святослава (слово о полку игореве) сочинение

Герой рассказа «Мастер» —Семка Рысь, «забулды­га, непревзойденный столяр». Он «не злой человек», но «транжирит свои «лошадиные силы» на что угод­но поорать, позубоскалить, нашкодить где-ни­будь» . К тому же Семка временами «крепко пьет».

На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о ге­рое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхожде­ние к Семке, но и залюбоваться им.

Обратите внимание

Во-первых, Семка «мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались». Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский че­ловек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит.

Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенно­го храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой.

Очаро­ванный ее обаянием и восхищенный мастерством соз­дателя храма, Семка загорается желанием восстано­вить церковь. «Мне жалко, такая красота пропа­дет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели.

Выслушивает рядового батюшку, потом митрополи­та, затем отправляется в облисполком, потому что по­нимает: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой». Сердце Семки полно патриотизма.

Образ героя в рассказе «Мастер» многогранен, как многогранен вообще русский характер.

Герой рассказа «Микроскоп», Андрей Ерин — тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при «Заготзерне». Однако «маленькому человеку» не чу­жды «высокие» интересы.

Он готов «вламывать» в полторы смены, готов полностью быть лишенным за­работанной премии только ради того, чтобы обзавес­тись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки.

Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он «тихосиял».

Важно

С необыкновенной любознательностью разгляды­вает Андрей «микробов». Для него их существование в эти мгновения — вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять.

Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без ко­лебаний отправляется сдавать «счастливое приобре­тение» в комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь.

И горько ему становится от того что «быт» все-таки бе­рет верх.

Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукши­на трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровен­ным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ер­молай искренне плачет от своего бессилия перед ло­жью.

Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались.

Не снял, несмотря на то что обид­но Ермолаю было до слез.

Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справед­ливо сказал о шукшинских героях исследователь Э.

Павляк: «Все эти шоферы, плотники, трактори­сты, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельча­ки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на пер­вый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные,    в    глубине    души    таят    богатый    мир переживаний ».

Источник: http://5litra.ru/soch/340-izobrazhenie-nacionalnogo-haraktera-v-rasskazah-v-shukshina-po-rasskazam-master-mikroskop-dyadya-ermolay.html

Рассказ Мастер Шукшина

Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех наших авторов. Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя.

Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом. Рассмотрим рассказ “Мастер”.

Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: “непревзойденный столяр” и “забулдыга”.

Все полученные за счет своего мастерства “левые” деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что “непревзойденного столяра” в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения.

Новот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка. Шукшин употребляет здесь слова “стал приглядываться”. Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.

Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника – раскрепощения и всплеска души, – необходимость которого так остро осознавалась Шукшиным.

Обнаруженный Семкой прикладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви, выводит его “за рамки” обычной конструкции. Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь.

Совет

Семка хочет отреставрировать церковь, и обращается за помощью – сперва к церкви, затем в облисполком, – но всюду получает отказ. У служителей культа – потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому что, как оказалось, здание не представляет “исторической ценности”, являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

Получается, что и митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в одном: они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота.

Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.

Почему рассказ называется “Мастер”? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова “мастер” как созидательного начала в человеке.

Почему же Семка перестал ходить к талицкой церкви? Шукшин говорит об этом так: “Обидно было и досадно. И Семка, все эти последние дни сильно разгребавший против течения, махнул рукой…” И течение обыденной жизни, против которого устал загребать Семка, неизбежно выносит его… “к ларьку”: “он взял на поповские деньги „полкилограмма” водки, тут же осаденил…”.

Семка опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять “поруганную красавицу”.

Но уже по тому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Источник: http://schoolessay.ru/rasskaz-master-shukshina/

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина. (“Мастер”)

Горести и печали человеческие – Живые трепетные нити. В. М.Шукшин Раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой – так Трудно и сложно складывалась судьба Василия Макаровича Шукшина. Прожил он всего сорок пять лет, из которых творчеству Смог отдать лишь десять – двенадцать.

Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати Рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным Сценариям, сыграть более двадцати ролей.

Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам Он накануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по-настоящему, по большому счету.

Такой ”

пробой пера” стал и рассказ “Мастер”. Сюжет прост: ведь это сама жизнь. Шукшина как художника задевали любые Бытовые проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, что есть в жизни Человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов.

Он никогда не искал Материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим.

Но Там, где мы равнодушно скользили глазами – ничего особенного, пожимали плечами – ничего интересного, скучали – как долго Тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпрепровождение, – там, именно там Василий Макарович видел и Слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное. “Жил – был в селе Чебровка некто Семка Рысь.

” – начинает свою историю В. М.Шукшин. И звучат в речи писателя знакомые с Детства сказочные интонации, завораживая писателя, превращая “забулдыгу”столяра в фольклорного героя, хотя автор

Предупреждает нас, что Семка “совсем не богатырь на вид”, а “длинный, худой, носатый”. Ведь Алеша

Обратите внимание

Попович тоже не Отличался богатырской внешностью. Героем делают человека душевные порывы и поступки. А шукшинский мастер, неказистый на Вид, обладает удивительно глубоким внутренним миром, оказывается достойным человеком. С первых строк Шукшин Предупреждает: “Семка не злой человек.

Но ему, как он говорит, “остолбенело все на свете”, и он транжирит свои “лошадиные силы” на что угодно – поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать”.

Односельчане стращали его, уговаривали : “У Тебя ж золотые руки!. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не! Пил-то.”. А в ответ: “А я не хочу, как сыр в масле. Склизко”. Две детали: “золотые руки” и Семкино “не хочу” – не Капризное и потерянное, а уверенное, даже не желание, а убеждение.

Читайте также:  Образ и характеристика настасьи филипповна идиот достоевского сочинение

И возникает вопрос: почему же Семка пьет? Оказывается, что, выпив, как признается сам столяр, он лучше думает про людей. И вдруг понимаешь, что душа этого Человека ищет добра и красоты, но к сожалению, как-то неумело.

А чуть позже автор расскажет нам, что Семке Рысю Приглянулась церковка, которая стояла в деревне Талице: “Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за

Откосом.”. Она показалась мастеру необыкновенно

(No Ratings Yet)
Loading…

Lexico grammatical homonyms examples.
Сейчас вы читаете: Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина. (“Мастер”)« Пророческое слово ДостоевскогоТема России в творчестве Блока »

Источник: https://studentguide.ru/shukshin-v-m/syuzhet-i-geroi-odnogo-iz-rasskazov-v-shukshina-master.html

Рассказ Мастер Шукшина Помощь по литературе

Василий Макарович Шукшин — может быть, самый русский из всех наших авторов. Основной жанр, в котором работал Шукшин, — короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя.

Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом. Рассмотрим рассказ «Мастер».

Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга».

Важно

Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения.

Но вот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка. Шукшин употребляет здесь слова «стал приглядываться». Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.

Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника — раскрепощения и всплеска души, — необходимость которого так остро осознавалась Шукшиным.

Обнаруженный Семкой прикладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви, выводит его «за рамки» обычной конструкции. Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь.

Семка хочет отреставрировать церковь, и обращается за помощью — сперва к церкви, затем в облисполком, — но всюду получает отказ. У служителей культа — потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме — потому что, как оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

Получается, что и митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в одном: они смотрят на талицкую…церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота.

Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям — священнику, писателю, представителю власти — и не получает от них поддержки. Ведь все они — своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм — это душа народа, опора его нравственности.

Почему рассказ называется «Мастер»? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.

Совет

Почему же Семка перестал ходить к талицкой церкви? Шукшин говорит об этом так: «Обидно было и досадно. И Семка, все эти последние дни сильно разгребавший против течения, махнул рукой…» И течение обыденной жизни, против которого устал загребать Семка, неизбежно выносит его… «к ларьку»: «он взял на поповские деньги „полкилограмма» водки, тут же осаденил…».

Семка опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу».

Но уже по тому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4655_rasskaz_master_shukshina.htm

Разбор рассказа В. М. Шукшина “Мастер”

Дипломная работа – Литература

Другие дипломы по предмету Литература

Василий Макарович Шукшин

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его Гоголь.

Когда же он учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звали его поэтом. К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали.

Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина- писателя.

Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев.

Василий Шукшин явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.

Василий Макарович Шукшин может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали историей души русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.

Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере.

Обратите внимание

Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по- настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом. Рассмотрим рассказ Мастер.

Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: непревзойденный столяр и забулдыга.

Все полученные за счет своего мастерства левые деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что непревзойденного столяра в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного положения в жизни.

– У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то.

  1. А я не хочу как сыр в масле. Склизко.

В чем же причина семкиного пьянства? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей: Я вот нарежусь, так? И неделю хожу вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу! Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

Но вот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка. Шукшин употребляет здесь слова стал приглядываться. Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.

Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая похожа на нее.

Это удивительное здание: легкое, женственное, изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью… Очарование его в благородной простоте и безупречности пропорций, в мягкости линий и целомудренной сдержанности формы: ничего лишнего, броского, никаких дополнительных украшений. Отраженное в воде, окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то сливаясь с ним, то облаком спускаясь на землю.

Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в талицкой церкви: Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкой зелени тополей.

В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней.

Казалось бы, – две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, – какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором.

Важно

Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую видно за пять километров на то и рассчитывали строители. Талицкую как- будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.

Поэтому кажется она Семке особенно человечной, задушевной.

О чем же думал Семка, глядя на церковь?

Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица столько лет стоит! молчит. Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители ее, давно распалась в прах та умная голова, что задумала ее та

Источник: http://geum.ru/doc/work/139930/index.php

Ссылка на основную публикацию