Анализ рассказа студент чехова сочинение

Сочинение по рассказу Чехова «Студент»

Этот рассказ о человеке, который пришёл к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия.

Сын дьячка и будущий священник посмел отступиться от признания Божественной благости: «ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь лучше не станет». Тем самым он совершает предательство Первого апостола.

Это и является внутренней, на уровне подсознания, мотивировкой обращения Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и к образу Петра.

Обратите внимание

Главным действующим лицом в этом рассказе является Иван Великопольский, студент духовной академии, ему всего лишь 22 года, а он уже разочарован жизнью и думает, что в ней есть только «невежество, тоска, мрак, чувство гнёта». И он убежден, что так было и будет всегда.

В конце же рассказа перед нами совсем другой человек, который обрёл надежду на счастье, нашёл своё месть в жизни, для которого мир вокруг прояснился и непонятные веши стали простыми.

Помимо главных действующих лиц, в рассказе присутствуют второстепенные образы – это Василиса и её дочь Лукерия – это простые женщины, но у них есть самое главное достоинство вера в Бога. Им близко то, что пережил Пётр, потому что они сами чувствовали то же самое.

Они тоже переживали ужасные мучения, но им удалось сохранить свою веру, несмотря на все жизненные испытания.

Немаловажную роль в рассказе играет описание пространства и времени: болото, лес, луг, огороды – в начале рассказа, сменяются рекой, горой, широким пространством в финале. Небо и земля практически не видны студенту и читателю.

Герой предстаёт в объёмном мире горизонтально организованного художественного пространства.

Он идёт из леса к простору речной переправы, из сумерек на костёр, от темноты к бледной заре; соответственно он движется от мрака пессимизма к свету надежды, к ожиданию счастья.

В целом практически весь рассказ состоит из описаний природы, места, времени и т. д. Это делает рассказ более ярким и понятным.

Важно

Мне этот рассказ понравился, несмотря на такой небольшой объём рассказа, Чехов затрагивает довольно таки глобальные нравственные проблемы. Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.

У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира.

Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса – мать и Лукерья – дочь.

Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т. к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства.

Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, – отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.

Мы перестаём различать Василису и Лукерью т. к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.

Рекомендуем почитать ►

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Я считаю, что кульминация всего рассказа – слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили.

Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её.

Совет

Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин.

Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире.

Студенту открылась печаль их сердец – грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы.

Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной.

Сознание собственной значимости, восхитили его.

Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь.

Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова.

На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Однако Антон Павлович Чехов, в своём произведении »Студент», доказал, что это не так. Надо быть жизнерадостным человеком, не расстраиваться по пустякам, думать только о хорошем и внушать себе, что ты нужен миру, а людям станет скучно без тебя. И никогда не надо забывать, что если сегодня был ветер и тучи, то завтра обязательно появится яркое солнышко.

Чехов начинает свой рассказ с пейзажа: »Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды и по соседству в болотах, что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку».

Мы полностью можем понять, что происходило тем днём, ощутить себя виновниками всех событий, почувствовать холодный ветер, ощутить запах зимы и, конечно проследить смену настроения главного героя произведения – Ивана Великопольского – студента духовной академии, сына дьячка. Он возвращался домой с тяги.

« У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо». Природа грустила и выказывала своё недовольство вместе с Иваном. Эта обстановка не изменится, быть может никогда. Рюрик, Иоанн, Пётр – все они напоминают холодный ветер, голод, чувство гнёта.

Когда же всё это пройдёт? Когда исчезнет лютая бедность? Никогда! Они – были, есть и будут! И все эти бедствия, будто объединившись, действовали вместе против героя. Но Иван не сдаётся. Наполненный такими мыслями, он возвращается к своей жизни, в реальный мир, где, увы, ничего нельзя изменить.

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-po-rasskazu-chexova-student/

Рассказ Чехова «Студент»: анализ. Чехов Антон Павлович

По воспоминаниям современников, А. П. Чехов назвал написанный в 1894 году рассказ «Студент» самым любимым из всех своих произведений. Писатель создал его в возрасте 34 лет. В этой статье представлен рассказ Чехова «Студент», анализ его идейно-художественных особенностей.

Произведение даже по меркам прозы Чехова можно назвать кратким. Автор его как-то сказал, что «краткость — сестра таланта». По объему чуть более 3 страниц занимает рассказ Чехова «Студент».

Анализ его, однако, показывает, что произведение оставляет впечатление законченности и художественного совершенства.

События в произведениях Чехова

Невозможно до конца объяснить и понять суть прекрасного. Мы можем только приблизиться к пониманию. Такое впечатление от пьес и рассказов Чехова нередко. В них как будто ничего не происходит. Но это видимое впечатление. Речь должна идти, на самом деле, об особом характере события в художественном мире этого автора. Это событие чаще всего невидимое.

Оно происходит в душе, в сознании героя. Человеку вдруг открылось что-то в жизни, или не замечаемое прежде стало заметным, или его точка зрения на что-то изменилось, или казавшееся прежде чем-то оказалось совсем другим. Дальнейшие события зависят именно от этого, невидимого.

Обратите внимание

Именно о таком событии — рассказ Чехова «Студент». Анализ показывает, что и в этом произведении наблюдается переход героя произведения из одного душевного состояния в другое, противоположное.

Композиция рассказа

Предельно четкой и простой выглядит композиция делящегося на 3 части рассказа. Вначале — исходное мировосприятие и настроение Ивана. Затем — встреча на «вдовьих огородах» как толчок к перемене.

И в конце произведения — новое отношение к миру и новое настроение. В заключительной и начальной частях рассказа можно заметить использование сходных синтаксических конструкций: «думал о том, что. «, «ему казалось, что. «.

Такая перекличка придает построению рассказа еще большую ясность.

Чехов — «Пушкин в прозе»

За видимой краткостью и простотой разворачиваются глубочайшие перспективы и горизонты, которые можно отыскать, прочитав рассказ Чехова «Студент».

Анализируя творчество этого автора, Лев Толстой неслучайно назвал Антона Павловича «Пушкиным в прозе».

Как Александр Сергеевич первым в отечественной литературе разработал язык поэзии, которому стало доступно все, включая тончайшие душевные движения и законы мироздания, так и Антон Павлович в языке русской прозы завершил подобные поиски.

Рецензия на «Студента» Чехова может включать наблюдение о том, что в рассказах Антона Павловича повествование называют слитным. У него с пейзажем сливаются бытовые зарисовки. И то, и другое проникнуто настроением воспринимающего героя.

А тот не просто воспринимает природу, реагирует на быт, окружающий его, но вместе с тем может задумываться о связи времен, размышлять о законах бытия, о путях человечества. Чрезвычайно емкая, насыщенная картина мира получается в итоге.

При этом она представлена на малом пространстве — точно так же, как и в лирических стихотворениях, созданных лучшими русскими поэтами.

Исходное настроение главного героя

Настроение Ивана Великопольского, героя рассказа, сначала — это ощущение враждебности, неустроенности мироздания и окружающей жизни. Если всмотреться, можно заметить, что уже в первых абзацах присутствует три стихии, три начала.

Это история, быт и природа. Именно они определяют мировосприятие главного героя.

В природе это побеждающий весну холод, в повседневности — тоска, невежество, голод, лютая бедность; в русской истории — дурная бесконечность, ведь «эти ужасы были, есть и будут».

Организация времени в рассказе

Пристальное внимание, которое уделяет автор организации в рассказе времени, бросается в глаза не сразу. Это сочетание различных его измерений, в которых происходит событие. По своему времени живет каждая из трех перечисленных выше стихий.

Вечер в природе сменяется ночью, зиму должна сменить весна, однако зима берет над ней верх, и это знак царящей в природе дисгармонии. В повседневности, в быту также свои временные мерки: перед приближающимся праздником — пост, и в такой жизни обычное состояние голода лишь усиливается и продлевается.

Время в истории движется по замкнутому кругу. Ивану кажется, что ничего не изменится от того, что пройдет еще 1000 лет.

Все эти направления времени пересекаются в сознании главного героя, которого создал А. П. Чехов («Студент»). Всеобщее невеселое настроение, чувство отчаяния, безнадежности, угнетенности возникают на их пересечении.

Иван рассказывает женщинам историю из Евангелия

Но вот Иван случайно знакомится с работающими на огороде двумя женщинами.

Что-то — то ли желание согреться от этого общения, то ли сходство окружающей обстановки, костер темной весенней ночью — заставляет главного героя заговорить и рассказать вдовам историю из Евангелия, пришедшую ему на память. Ею продолжается рассказ Чехова «Студент».

Краткий пересказ этой истории следующий: в ней говорится о том, как в столь же холодную весеннюю ночь у костра апостол Петр проявил слабость. Он решил отречься от своего учителя Иисуса, которого очень любил, и сразу же пожалел об этом.

Однако то, что рассказывает женщинам Иван — это не проповедь, не поучение. В его рассказе Петр предстает обыкновенным человеком, которому присущи и способность к раскаянию, и слабость. В этом предании и в том, как его пересказывает юноша, соединяются красота и правда прекрасных слов и человеческих чувств, простых и вечных.

Реакция женщин на рассказ

Далее происходит то, что можно назвать маленьким чудом. Неграмотные, простые женщины так естественно и живо реагируют на рассказ Ивана, как будто (делает умозаключение главный герой) все происходившее 19 веков назад в ту страшную ночь имеет к их жизни, к ним самим прямое отношение.

В ответ на рассказ Ивана старуха заплакала, а дочь ее, забитая мужем деревенская баба, тоже выразила по-своему жалость. В этом — своя красота и своя правда: люди друг друга поняли, испытали похожие чувства, откликнулись на прекрасное одинаково. Значит, не только бедность, мрак, голод и холод «были, есть и будут», но и это чувство правды и красоты, объединяющее людей.

Такую мысль проводит в рассказе А. П. Чехов. Студент наглядно в этом убеждается.

Еще одно измерение времени

Тут Ивану открывается и вступает в рассказ еще одно измерение времени. Оно отлично и от исторического, и от бытового, и от природного. Это вечные законы и вечное время, которые имеют отношение ко всем людям.

Они направляли жизнь человека тогда, 19 (теперь уже 20) веков назад, и составляют и поныне главное на земле и в человеческой жизни.

Ощутить это вечное время, заметить непрерывную цепь связи, существующую между временами — значит, очутиться над дисгармонией природы, истории и повседневности, ощутить, что законы бытия непреходящи.

Образ огня в произведении

Так, к концу рассказа расширяется горизонт, будто в сознание героя проникает некий свет. Образ огня, света проходит через все произведение, связывая 3 его части. Огонь упоминается в начале рассказа.

Он светится на вдовьих огородах у реки. Однако этот далекий огонь (о его источнике мы еще не знаем) не может разогнать вечернюю мглу. Он только подчеркивает мрачность и пустынность мест, по которым идет Иван.

Огонь этот не успокаивает, а лишь усиливает отчаяние главного героя.

Уже вблизи мы наблюдаем огонь во второй части, когда костер описывает Антон Чехов («Студент»). Он горит сейчас, у него греет руки главный герой произведения. Однако этот костер живо напоминает Ивану о другом, который описывается в вечной книге. Двумя концами одной цепи, связывающей во все времена людей, показались герою евангельский костер и костер, увиденный им на вдовьих огородах.

Огонь в начале третьей части упоминает в последний раз А. П. Чехов. Когда студент оглянулся, огонь костра спокойно и одиноко мигал в темноте. Возле него уже не было видно людей. Костер остался прежним. Но видение огня здесь обогатилось дополнительным, особым смыслом.

Важно

Он отделился от своего конкретного источника. Теперь это будто не материальный огонь, а озаривший сознание Ивана, осветивший главному герою произведения дальнейший путь.

Это символ, но отнюдь не искусственный, а, как и в других произведениях Чехова, естественно и непринужденно вырастающий из повседневности, из самой жизни.

Новое настроение Ивана

Радостно, светло кончается рассказ. Кажется, что ничего не изменилось за этот вечер ни в истории, ни в быту, ни в природе. Однако в душе человека событие свершилось. Полному сил молодому юноше сознание связующей века красоты и правды дало возможность увидеть мир иначе, преодолеть отчаяние и уныние. Теперь студенту жизнь кажется полной высокого смысла, чудесной и восхитительной.

Мысль Чехова

Это лишь кажется ему или она такова на самом деле? Что хотел показать нам Чехов («Студент»)? Тема произведения — смена ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Чехов говорил, что давать советы не дело художника.

Его задача заключается в постановке вопросов. Это следует учитывать, анализируя произведение «Студент» Чехова. Важно, чтобы были правильно поставлены вопросы о том, из чего и как складывается наше отношение к жизни и мировосприятие. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире. В нем можно найти красоту и правду.

А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Читайте также:  Сочинение мой любимый музыкальный инструмент (гитара) 5 класс

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Источник: http://prochekhov.ru/198-rasskaz-chehova-student-analiz

Анализ рассказа Чехова «Студент»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Для Антона Павловича сие произведение являлось любимым, ибо в нем отражено все самое сокровенное, личное, волнующее.

Главным героем рассказа представляется студент Иван Великопольский, которому двадцать два года, он возвращается домой в темный вечер, его тревожат мысли о самой жизни, ее порядках, укладе.

Окружающий мир кажется персонажу слишком мрачным, суровым и негативным. Иван Великопольский предполагал, что от Петра, от Рюрика веет только безысходность да бедность. Окутывают голову героя темные мысли, мешающие здраво смотреть на прекрасный и удивительный мир. Как считал Иван: «пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Совет

Однако центральным эпизодом произведения является встреча главного героя с вдовами по имени Василиса и Лукерья (ее дочь), к которым он заходит с целью: погреться у костра, где вспоминается Ивану Великопольскому момент из Евангелия.

Представляется персонажу эпизод, когда апостол Петр трижды отрекается от Иисуса. Толкуя эту историю героиням, у тех накатываются слезы на глаза, ибо слишком плачевно и трагично событие, о котором повествовал Иван Великопольский.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

После того, как герой видит душевную боль вдов, сознание его совершенно меняется, душа просто-напросто переворачивается, иные мысли начинают заполнять голову персонажа.

Он теперь понимает, что история, что была донесена до героинь, прониклась в глубины разума и сердца девушек, они прочувствовали каждую деталь, любое мгновение, которое было передано с помощью слов о прошлом. Так или иначе, Иван осознает, что прошлое неразрывно связано с настоящим, ибо воспоминания сохраняются, они как-никак всплывают.

И лучше этого быть не может. Если люди помнят все негативное и положительное из тех давнишних лет, анализируют те или иные поступки личностей, то им не страшно будущее.

Чехов наталкивает на то, что миром управляют знания, от которых читатели не вправе отказаться, ибо события, произошедшие когда-то, не забываются, а значит, оно связано с настоящим, причем неразрывно. А это главное!

Так, Иван Великопольский начинают принимать тот факт, что он не одинок, он не просто пылинка в суровом мире. Нет, он личность, которая способна на понимание великого смысла бытия, на поиск смысла жизни.

Таким образом, рассказ Чехова неимоверно чудесен, он наполнен важными знаниями, относится по направлению, несомненно, к реализму. Антон Павлович пытается донести до читателей то, что в жизни главное совершенствоваться, осознавать, как чудесен мир, учить историю своей страны, быть образованным. Тогда и только тогда возможно духовное обогащение человека!

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-student/

Анализ рассказа Чехова студент

Главный герой данного произведения – 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым.

Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное.

Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность.

Обратите внимание

В голове и душе его только темнота и горечь, ведь “. все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше”.

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные.

Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисыи смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа.

Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса.

Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента. Он продолжает свой путь и размышляет.

Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится.

Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее – это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее.

Важно

Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание “высокого смысла” бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром.

А гармония приносит умиротворение. Настроение главного героя А. П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа.

Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, – буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается – освещается зарождающимся светом нового дня.

Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ “Студент” сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику.

Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на “Студенте” сказалось влияние отца А. П.

Чехова – человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре. “Студент” – это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму.

В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя – студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ рассказа Чехова студент« Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»Некрасов Размышления у парадного подъезда »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-chexova-student/

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент» (комментированное чтение в 10 классе), презентация

Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»

Комментированное чтение.

Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе.

С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов.

Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения, духовное содержание «Студента» остаётся для многих закрытым.

Задача: раскрыть духовное содержание рассказа

Цели урока:

— продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста

— помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его  толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе

Совет

 Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым.

Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость — сестра таланта”, — сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства.

Читайте также:  Пейзажная лирика пушкина 9 класс сочинение

До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе».

Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все — от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, — так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

— С чего же начинается рассказ?

— Кто его главный герой?

(Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).

— В каком он находится настроении, из чего это видно?

(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)

— Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?

( В конце рассказа всё преображается — освещается зарождающимся светом нового дня.  Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).

— Что же так повлияло на Ивана Великопольского?

— Встреча с  женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?

(Именно  эмоции  женских персонажей в связи с рассказом  студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)

— Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?

Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.

 Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?  

Подвести ребят к пониманию того, что Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.

Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.

—  Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?

(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.

-Какое слово помогает почувствовать и понять это?

( Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже  раскаялся).

— Реакция женщин на рассказ Ивана?

 (Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)

— Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.

(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья ( зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».)   Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

— Что думает студент о Василисе?

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

-Где, по-вашему, кульминация рассказа?

(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).

— Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.

(Вокруг него ничего внешне  не изменилось).

Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).

—  В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?

Обратите внимание

 Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.

«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей.

Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям.

Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

— Почему так?  (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».

С чем связана его радость?

 Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

— Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и  отчего ему стало очень хорошо?

 Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

—  Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?

(В последнем фрагменте текста)

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

— В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?

(В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)

— В чеховском рассказе очень важен мотив света.

-Где мы можем это наблюдать в тексте?  Как вы его понимаете?

(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу.

Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии.

Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)

— Вернёмся  к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?

( Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)

Важно

Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия).  Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.

-Что произошло с Иваном  с этой точки зрения?

(Преображением  можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).

А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?

За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент — это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.

Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопрос:

Как вы понимаете процитированные строки из стихотворения Тютчева?

.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/25/analiz-rasskaza-a-p-chehova-student-kommentirovannoe-chtenie-v

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector