Характеристика героев пьесы на дне горького сочинение

Жизненные позиции героев пьесы М. Горького «На дне»

Главная » Сочинения » 11 класс |

Средняя оценка: 3.8 

В 90-х годах XIX-го века в России разразился жестокий эко­номический кризис. Закрывались фабрики и заводы, тысячи рабочих и крестьян оказывались без крова и средств к существованию.

Под влияни­ем тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных тру­щоб извлекали пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ноч­лежки. Здесь находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».

Обратите внимание

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» изображала жизнь этих людей. М. Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих двад­цатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек… но и некоторую часть интеллигентов, разочарованных, оскорбленных и униженных неуда­чами в жизни».

Действие пьесы происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, с низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.

Здесь собрались воры, шулера, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни. Различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково измученные и никому не нужные: бывший аристок­рат Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремес­ленник Клещ, проститутка Настя, вор Васька Пепел.

У них нет ничего, все отнято или потеряно, стерто и затоптано в грязь. Они выброшены на дно жизни, но в них не растоптана до конца их человеческая природа. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни. На­стя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится спрятаться от окру­жающей ее грязи в мечту о чистой и преданной любви.

Актер — безволь­ный алкоголик, потерявший все, даже свое имя, но в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается подняться со «дна». Татарина Асана отличает чест­ность. Наташу — душевная чистота и нежность.

И только Бубнов и Барон олицетворяют предел падения человеческой личности.

Персонажи пьесы — жертвы бездушного общественного порядка. Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» служат грозным обвинени­ем буржуазному миру.       

Итак, драматургом затронуты актуальные проблемы современности. Но каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: исти­на или сострадание? Что нужнее? Надо ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?       

В образе Луки писатель стремится показать несостоятельность утеши­телей. Странник Лука, появляющийся в ночлежке, искренне сочувствует жрртвам жизни, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь . им.

Важно

Лука — сеятель иллюзий, утешающих сказок, за которые жадно хвата­лись отчаявшиеся, слабые люди. «Ложь во спасение» — вот принцип, кото­рому следует Лука.

Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот сможет начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в лечебнице; умирающую Анну успо­каивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Ему верят, потому что хотят поверить в существование иной правды, желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.       

Стремясь защитить человека, Лука, вместе с тем, не верит в него, счита­ет всех людей слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении.       

Решение вопроса, что же надо предпринять, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, антагонист Луки.

Автор пьесы не идеализирует Сатина: как и другие босяки, он не способен ни к труду, ни к решительному действию, он заражен анархичес­кими настроениями. В нем немало пороков, привитых ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.

 

Именно ему доверяет автор монолог, в котором декларируется право человека на личную свободу и достоинство: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Сатин верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. Ложь — удел слабых.

А Лука уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы со злом и несправедливо­стью. Глубокий разрыв между мечтой и реальностью приводит к тому, что Актер, узнавший, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, покончил жизнь самоубийством. Вместо счас­тливой жизни в Сибири, Пепел за убийство Костылева попадает на катор­гу.

Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отвер­женных.       

В отличие от Луки, Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — унижать его неверием в способность достичь своего счастья, искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни.       

Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с боль­шой буквы.

Если человек в сущности своей прекрасен, и только неспра­ведливые социальные условия низводят его до жалкого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы изменить их и создать такой мир, в котором человек станет поистине свободным и совершен­ным. И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не боятся правды и не ищут спасения во лжи.

Вместе с сочинением «Жизненные позиции героев пьесы М. Горького «На дне»» часто ищут

Источник: http://u4ulit.ru/publ/zhiznennye_pozicii_geroev_pesy_m_gorkogo_quot_na_dne_quot/24-1-0-73

Описание персонажей: трагический образ пьесы “На дне” — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Попурри Горького «На дне» была написана в 1902 году на труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое миг не мог подобрать точного названия пьесе.

Первое дело она называлась «Ночлежка», затем — «Без солнца», и, к концу, — «На дне». В самом названии уже заложен исполинс смысл. Люди, которые попали на дно, уж никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Лейтмотив униженных и оскорбленных ненова в русской литературе.

Вспомним героев Достоевского, которым в свой черед «уже некуда больше идти». Много сходных черный можно найти у героев Достоевского и Горького: это оный же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Один у последнего он показан еще более страшно и реалистично.

В пьесе Горького публика впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Этакий суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи соглашение драматургия еще не знала.

Под сводами костылевской ночлежки оказались людской) самых различных характеров и социального положения. Каждый с них наделен своими индивидуальными чертами.

Совет

Здесь и предварительны Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Театра), весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, темпераментно рвущаяся к большой, настоящей любви.

Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их закон сейчас.

Люди, живущие в этом подвале, похожем в пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, присутствие которых человек перестает быть человеком и обречен волочить жалкое существование.

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, а и те немногие их черты, которые он воспроизводит, очаровательно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен круглый трагизм судьбы Анны.

«Не помню, когда я сыта была… — говорит симпатия. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю сказка (жизненная) мою дрожала… Мучилась…

как бы паче другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную житьё-бытьё…

» Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: «Работы вышел… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нет! Издыхать надо… Вот правда!» Обитатели «дна» выброшены с жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себя. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а частенько и физическая гибель. Умирает Анна, кончает с собой Экрана), да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

На этом месте, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы «дна». Вызывает предотвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», тот или другой готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выдавить последнюю копейку.

Столь же отвратительна своей безнравственностью и его женка Василиса.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, кабы сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Лещадь темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчаст ных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном словоблудие о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек — видишь правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует лишь только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Член (партии)!

Обратите внимание

Это великолепно! Это звучит — гордо!» Высокие пустозвонство о том, каким должен быть и каким может -побывать) человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует соловей.

И этот контраст приобретает особый смысл… Кровавый монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно позднее того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Сие чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что такое? в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), а героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей не выделяя частностей. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в хайло Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

В самом названии пьесы еще заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Нелёгкий, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева незначительно и чудовищно.

Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, таково трагично отразившихся в жизни людей, но не самочки эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых да мы с тобой узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей.

Первый попавшийся из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении.

Неведомо зачем, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится секрет полишинеля, что в прошлом Бубнов был женат и как-так между супругами начался конфликт из-за того, зачем жена «связалась с мастером» и решила одолеть Бубнова.

Дошла сия история до того, что сам Бубнов задумал пришибить свою супругу; но, по его словам, в срок спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался некто в ночлежке Костылева.

Важно

Сейчас Бубнов — шулер, зарабатывает тем, яко ворует и обманывает, о себе же честно говорит: «Как начну я заплескивать — весь пропьюсь, одна кожа останется… И до сего часа — ленив я. Страсть как работать не люблю!..

» О Сатине пользователь узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме цифра года и семь месяцев за убийство «подлеца в запальчивости и раздражении» с-за родной сестры.

Сейчас, как почти безвыездно обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.

О Бароне становится ясный путь, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что же дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пикет при Николае I и был очень богат. Про себя но барон рассказывает следующее: «Учился — носил мундир дворянского института… Женился — одел Вицмундир, потом — халат… Прожил все, что было, — носил какой-никакой-то серыйпиджак и рыжие брюки…

Служил в казенной палате… растратил казенные денюжка,- надели на меня арестантский халат… там — одел вот это…» Именно условия «дна», в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, руки-ноги которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли с своих обитателей. М. Горький не приемлет то индифферентность, с которым герои его пьесы «На дне» относятся доброжелатель к другу и к самим себе, их озлобленность на дотла мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую век Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, до мозга костей не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, как будто она, наконец-то, не будет кашлять и препятствовать всем.

Читайте также:  Сочинение что значит быть счастливым человеком рассуждение

Равнодушие к самим себе проявляется в том, ась? эти люди не хотят (или не могут?) нуль сделать, чтобы хоть немного улучшить свое месторасположение, они смиряются со своим трагическим существованием сверху «дне» жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное обеднение героев пьесы.

Даже такое возвышенное чувство, т. е. любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Мало-помалу формируются общие для всех ночлежников черты сознания: непризнание действительности и в то же время пассивное отношение к ней.

Герои пьесы «На дне» слабы и маловыгодный способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам.

Хотя М.

Нерадостный и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, «беспачпортного», оказавшегося держи «дне» жизни, как и все остальные, но доброго, способного расшевелить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое реконструкция: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, с целью поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет махнуть с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. А с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются аминь в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в игра в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам составитель адресует своим героям главные обвинения. М. Горький в драме «На дне» продолжает сложившиеся устои критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и вот многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению.

Остатный акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера — выступка человека, не выдержавшего правды. Но и оставшихся в ночлежке с трудом дозволяется назвать живыми, прозябание босяков мало чем отличается с смерти.

Источник: http://sochbox.com/opisanie-personazhej-tragicheskij-obraz-pesy-na-dne-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

На дне, Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»

В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы “На дне”. Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней.

Если в начале своего творческого пути Максим Горький писал романтические произведения, в которых реальное переплетается с идеальным, а герои были слишком сильными, слишком красивыми и благородными, то о пьесе “На дне” такого не скажешь.

Это изображение грубой, не приукрашенной действительности, а герои ее – люди, сломленные судьбой и опустившиеся на “дно жизни”.

Совет

Пьеса эта явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий.

Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже заявить, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе.

Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. “Лука должен был появиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки”, – писал Горький.

Так что же это такое – пьеса “На дне”? Попробуем разобраться. Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга.

В особый сюжетный узел завязываются взаимоотношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла — на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны.

Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу “На дне” называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

Рекомендуем почитать ►

Сказка Шукшина «До третьих петухов»

Итак, мы видим, что в пьесе нет единого сюжета, единого действия, нет стержня. Нет главного героя, и уж тем более – героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Внимание постоянно приковывается к разным людям.

Я думаю, этим Горький хотел показать, что нет деления на “людей” и “не людей”. Все имеют право на свою точку зрения. Заметим, что герои в основном не действуют, а говорят. Ведь именно из разговоров мы узнаем их мысли, их внутренний мир.

В то же время каждый из них несет какую-то свою философию, свою “правду”.

Действительно, слово “правда” является ключевым и чуть ли не самым главным. Оно словно пронизывает все произведение.

Обратите внимание

С самого начала пьесы развивается конфликт двух правд: правды горькой жизни, “дна” и правды “вымышленной”, той правды, которую они хотели бы видеть.

Этот конфликт ослепительно выражен в противопоставлении двух героев: Луки и Сатина. Чтобы понять его, надо разобраться в развитии их отношений.

Лука, тот самый странствующий проповедник, утешает всех, обещает всем избавление от страданий, всем говорит: “Ты – надейся!”, “ты — верь!” И говорит он это не потому, что действительно ждет каких-то перемен, он всех успокаивает, потому что знает, что в жизни героев не будет никаких перемен. Они не в состоянии что-то изменить в ней.

И Лука считает, что тяжкое бремя настоящей правды им вынести не под силу, и единственное их облегчение — мечты и иллюзии. Вся его философия укладывается в одну фразу: “Во что веришь, то и есть”. Да, ему жаль этих обездоленных людей.

В сущности же, он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, а можно только смягчить боль такой ложью, вымышленной правдой.

А что же Сатин? В чем его правда? Он единственный, кто по-настоящему понял Луку, но его взгляд на жизнь настолько расходится с “правдой” или даже “верой” Луки, что поневоле он начинает опровергать его слова, все еще продолжая защищать.

Сатин говорит: “Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!”

Мы видим, что если позиция Луки – идея сострадания, возбуждающая веру в человека, она способна повести его дальше.

Важно

Актер говорит: “Я сегодня — работал, мел улицу…, а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я – трезв”.

В словах Луки – призыв к уважению человека: “Человек, каков он ни есть, всегда своей стоимость стоит”. “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”.

“Человек – вот правда, он это понимал!” – воскликнет о Луке Сатин. При всей противоположности, на первый взгляд, позиций Луки и Сатина, последний восклицает: “Старик? Он- умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”

Мне кажется, что Сатин и Лука сходятся в том, что “все в человеке, все для человека”, но расходятся в понимании того, какими путями надо прийти к этому. Для Луки человек – каждый, а для Сатина – все люди как одно целое. Если любовь Луки – жалость, то Сатин более требовате: лен к человечеству. И Сатин против всякой “вымышленной” правды.

Ведь всем развитием сюжета Горький хотел показать, что эта “вымышленная” правда, эта сострадательная ложь может не то чтобы помочь, а, напротив, погубить человека. Отчаявшись вылечиться, Актер кончает жизнь самоубийством. Эта жалость ничем не помогла обитателям ночлежки. Об этом говорят ремарки первого и последнего действий.

Ничего не изменилось в жизни людей, собравшихся в ночлежке, стало еще хуже.

Рекомендуем почитать ►

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

На мой взгляд, именно этим автор хотел показать, насколько несостоятельна ложь Луки! С другой стороны, обитатели ночлежки — ” хозяева и рабы”, им не нужна “правда свободного человека”. Они слабы духом и не могут изменить свою жизнь.

Разбуженные Лукой, они вступают в конфликт с реальным миром и терпят поражение. “Вымышленная” правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Да и сам Лука исчезает сразу после убийства Костылева. В его сострадании есть фальшь.

Он ушел, не принеся ничего хорошего этим людям.

Вся пьеса содержит в себе недосказанность. Пропала Наташа, Пепла должны осудить, где-то на пустыре повесился Актер. Мне кажется, что Горький в пьесе ставит вопросы, но ответов не дает. Как жить дальше? Обитатели ночлежки в растерянности. И в этом скрытом призыве изменить мир — революционность пьесы. Герои пьесы не смогли вырваться из заколдованного круга.

Пьеса заставляет о многом задуматься. Я считаю, что она является величайшим произведением в русской литературе.

Источник: http://www.getsoch.net/na-dne-avtor-i-geroi-v-pese-m-gorkogo-na-dne-2/

Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»

    Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьес, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Писатель не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.

    Пьеса Горького «На дне» необыкновенно интересна своими героями. К каждому формируется свое отношение. Но вначале обратимся к названию произведения.

Что есть это «дно»? Герои горьковской пьесы называются людьми «дна» не только оттого, что их жильё – «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

Совет

Они закинуты на самое дно жизни, их души представляют собой самое глубокое и темное нравственное дно. Но обо всем по порядку. 

    Кто же предстает перед нами в произведении? Это Васька Пепел, вор и бунтарь. Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна.

Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной отдушиной жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница.

Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные.

Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, странный человек, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.

    Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.

    Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!..

Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человека поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие.

Обратите внимание

И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…» 

    Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая его судьба – каторга или тюрьма. А ни то, ни другое, как известно, не делает человека лучше. Мне искренне жаль этого героя, потому что я вижу в нем хорошие качества. Возможно, при других обстоятельствах он мог бы раскрыться совсем с другой стороны. 

Читайте также:  Сочинения про школу

    Вызывает спорные чувства девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет. Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..

    Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим.

На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене! Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями.

Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» 

    Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Честно говоря, меня поражает безволие и слабость этого человека. Не берусь его обвинять, но все же его спасение было совсем близко – в его собственных руках.

    Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.

Этот герой отличается от остальных обитателей «дна».

О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». 

    Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Читатель узнает, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла. Вот где человеческая трагедия! Мне жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». 
    Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». 
    Считается гениальнейшим известный монолог Сатина о человеке. Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.

    Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки.

Важно

Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово.

Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. 

    Однозначного ответа автор не дает, да его и не может быть. Что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому я не могу сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный. В принципе, подобную оценку я не могу дать ни одному из горьковских персонажей.

    Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2645-moe-otnoshenie-k-geroyam-pesy-m-gorkogo-na-dne

Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю

Характеристика пьесы

«На дне» Горького М.Ю

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.

Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний.

У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне».

Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности.

«Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз». В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…

в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет».

В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели.

Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников.

Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Совет

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать.

Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира.

Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».

Философский подтекст пьесы. Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.

Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей.

Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3303-kharakteristika-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu

Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки

Сцена из спектакляпо пьесе «На дне»

Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

Костылев — 54-летний хозяин ночлежки. Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу.

Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.
     (см. Характеристика Костылева)

Василиса Карповна — 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.

     (см. Характеристика Василисы)

Наташа — 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа — добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
     (см. Характеристика Наташи)
Васька Пепел — 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька — возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.
     (см. Характеристика Васьки Пепла)

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа макар чудра горького

Лука — 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука — жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
     (см. Характеристика Луки)

Актер — 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством.

     (см. Характеристика Актера)

Сатин — 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин — неглупый, довольно образованный мужчина.     (см. Характеристика Сатина)

Барон — 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

     (см. Характеристика Барона)

Настя — 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь «непристойной работой». Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли.

     (см. Характеристика Насти)

Бубнов — 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).

     (см. Характеристика Бубнова)

Клещ — 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.

     (см. Характеристика Клеща)

Анна — 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, «зачахла» из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
     (см. Характеристика Анны)

Квашня — 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

     (см. Характеристика Квашни)

Медведев — 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает «темные дела», в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.

     (см. Характеристика Медведева)

Алешка — 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка — запутавшийся, несчастный молодой человек.

     (см. Характеристика Алешки)

Татарин — обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин — законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб — обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/01/harakteristika-geroev-na-dne-gorkij-opisanie-obitatelej-zhitelej-nochlezhki.html

Что лучше – истина или сострадание?

Автор: Ирина Михайлова

Cочинение по пьесе М.Горького «На дне»

Пьеса «На дне» прозвучала как сильное, гневное обвинение в преступлении, брошенное обществу. Это преступление враждебно человеку, калечит, убивает миллионы людей, давит их голодом, безработицей, нищетой, преступностью. Общество, толкающее людей на дно жизни, на ужасные поступки, искажающие облик человека – это тема пьесы.

Здесь раскрыта истина, страшная истина жизни героев – опустившихся людей, выброшенных обществом. Горький вскрывает причины, которые привели этих людей на дно жизни, и даёт понять, что не будь этих причин, не было бы и огромного количества погибших душ, теряющих последние надежды.

Но жива еще искорка человечности в них, эта искорка – сострадание, жалость к другим людям, и, конечно, мечта.

Васька Пепел – от природы жизнерадостный, честный человек, об этом говорит его отношение к Наташе. Но с детства ему твердили, что он сын вора, и другой дороги в жизни у него не оказалось. Он вынужден стать вором, т.к.

общество, в котором «человек человеку волк», никогда не подаст руку помощи, а только потопит в грязи, считая, что правда Пепла в том, что он – сын вора: «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя… да и все её знают»…

Васька зажегся было мечтой быть честным человеком, жениться на Наташе, и Наташа поверила этой мечте о хорошей жизни с Пеплом, но она не осуществилась. Необходимо было какое-то живое действие с их стороны, они должны были сделать какой-то шаг к своей мечте. Но все привело к тому, что Пепел оказался в тюрьме, а Наташа в больнице. Их мечты оказались слишком далеки от реальности, от истины.

Обратите внимание

Атмосфера «дна» заставляет человека опускаться, лишает его возможности почувствовать себя человеком, лишая его даже имени. Никто не знал, каково оно у Актера. Его мечтой было излечиться от алкоголизма и снова «быть» актером, вернуть свой талант. Все тщетно – он только говорил о лечении и, в конце концов, убивает себя (что является признаком его слабоволия).

Клещ мечтает о честном труде, с врожденной брезгливостью трудового человека ко всякому паразиту он презирает тунеядство «босяков», он трудится и здесь, в ночлежке, ремонтируя нищенские вещи, не желая замечать ничего вокруг себя, отмахиваясь от истины-жизни: от страданий умирающей жены, от тяжкого бытия. И из-за этого, возможно, его мечта гибнет. Отталкивая от себя человеческие чувства – сострадание и жалость, он перестает быть человеком.

Настя – глубоко чувствующий человек, томится мечтой о настоящей любви. Она уходит от страшной жизни в выдуманный мирок, где живет созданный ее фантазией, страстно влюбленный в нее «студент», похожий на героя дешевого французского романа. Но это лишь туманная завеса от правды, которая может тащить только вниз. Безнадежность ее слишком ясна.

Кто поможет этим людям подняться?

Лука – едва ли не единственное «живое» лицо в пьесе. Удивительная жизнестойкость и знание жизни отличает его. Именно Лука зарождает и утверждает мечтания в думах погибших людей. Каждому из них он успел сказать что-то утешающее, обнадеживающее. И они действительно стали надеяться на лучшее!

Лука заронил в душу Пепла мечту о Сибири, в душу Наташи вселил надежду на возможность хорошей жизни с Пеплом. Настю Лука выслушал, признавая право мечтать о «необыкновенной любви». В душу Актера он вселил мечту о бесплатном лечении от алкоголизма.

Лука дает всем множество практических советов, и возникает вопрос: а какова его правда, во что он верит? Он спокойно одобряет любую мечту, но это не значит, что он верит во все.

Когда Пепел спрашивает его, есть ли Бог, он отвечает: «Коли веришь, есть; не веришь, нет». Во что веришь, то и есть». В душе самого Луки глубоко спрятано согласие с жестокой правдой жизни.

Но он знает цену человеку: «Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…».

Герои пьесы не хотят замечать действительности, отгораживаясь от настоящей жизни. И чего стоит их сострадание, если они ничем друг другу помочь не могут, не хотят?

«Человек – всё может… лишь бы захотел…» — совершенно справедливо произносит Лука. Многие мечтали, но не смогли, не сделали уверенного шага к своей мечте, к лучшему. Для них мечта оставалась только мечтой, а могла стать истиной… А пока истина – их настоящая жизнь.

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/gorkiy.html

Сочинение на тему «Сатин или Лука — герой пьесы М. Горького «На дне»?»

Сочинение на тему «Сатин или Лука — герой пьесы М. Горького «На дне»?»

Одно из знаковых произведений прошлого столетия — пьеса «На дне», которая была написана Максимом Горьким на рубеже 1901 и 1902 года. Пьеса настолько неоднозначна, что  постановка этого произведения получила право на жизнь только в  МХТ с 1902 году. На императорской сцене спектакль был категорически запрещен.

Дело в том, что в основе сюжетной канвы — столкновение двух противоборствующих философий: правды и лжи. М.Горький ставит выбор перед читателем, заставляет задуматься и решить для себя, что лучше, приторная ложь или имеющая горький вкус правда.

Конфликт в пьесе начинается с появления старца Луки, который разговаривает почти библейскими  афоризмами. Он пришел, неизвестно откуда, и также исчез. Однозначно, М.Горький неслучайно ввел в пьесу подобный образ.

Важно

Невольно возникает ассоциация с Воландом М. Булгакова, который появился в Москве, чтоб обнажить человеческие души со всеми их грехами. Лука говорит, что люди упрямые, хотят все лучше и лучше жить.

Почти так же о москвичах высказывался и Воланд.

Лука переворачивает мирок каждого жителя ночлежки. Актеру он обещает некую больницу, где тот вылечится от пьянства, Пепла отговаривает от убийства мужа Василисы и советует вору уехать вместе с Натальей, Настасью поддерживает в ее рассказах о большой любви.

Казалось бы, врет старец. Только ложь ли это? Может слова Луки – способ дать надежду обитателям городского «дна»? Он сам  обозначает свою ценность для этих воров и пьяниц: «Так… Эхе-хе… господа люди! И что с вами будет?.. Ну-ка хоть я помету здесь.

Где у вас метла?»

Рассказывает сказки старик, но в основе этих сказок – надежда. Он непросто говорит Актеру о бесплатном лечении, он утверждает, что тот должен уже сейчас бросить пить и ждать в трезвости возможного исправления своей жизни. Вот и получается, что ложь Луки должна подтолкнуть Актера на правильный путь.

«А чего? Человек — все может… лишь бы захотел…» — в этих словах отражен смысл поступков Луки. Человек выберется из любой ямы, но только если захочет сам. Старец своими рассказами хочет дать погибающим надежду  и стимулировать их стремление к лучшему.

В противовес старцу, М. Горький выводит на сцену Сатина, который живет сегодняшней реальностью, и окружать себя эфемерной действительностью отказывается.

Сатин своими поступками и фразами дает понять, что вор – это вор, и нечего строить из себя кого-то другого.

Он вроде бы даже признает некую пользу Луки к концу пьесы, но в тоже время утверждает, что сильному человеку, имеющему стержень, такие сказки для стимула не нужны. То, что предлагает Лука, это для Сатина  удел слабых.

Тот, кто силен духом, во лжи не нуждается, потому что правда – идол сильных духом.

Так кто же герой для М. Горького? Кем он дорожит: Сатиным или Лукой? Чья философия ему ближе ? Вроде бы устами Сатина автор говорит о том, что человек достоин уважения, а не жалости, потому что жалость унизительна. Однако в то же время в начале пьесы М.

Совет

Горький заявляет через Актера , что героем может быть тот, кто талантлив, а талант по-горьковски это – вера в себя. Лука попытался такую веру возродить в жителях ночлежки.

Другой разговор, что попытка его имела для большинства печальные последствия: Актер повесился, Наталью искалечили, пепел на каторгу пойдет.

Мне кажется, М. Горький оставляет право решить, кто герой, а кто нет читателю. Он просто показывает нам две стороны, а выбрать, какой путь правильный, должны мы сами.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-satin-ili-luka-geroy-pesyi-m-gorkogo-na-dne/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector