Характеристика и образ босого в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Никанор Иванович Босой в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание

Коровьев и Никанор Иванович Босой.Художник О. Канторович

Никанор Иванович Босой является одним из второстепенных героев романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Никанора Ивановича Босого в романе «Мастер и Маргарита».

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»Господин Босой является председателем домоуправления (жилищного товарищества) в доме, где живет литератор Берлиоз:
«…

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома N 302‑бис по садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз…» «…Рассуждение это ни в какой степени не удовлетворило председателя домоуправления…»

Сам Никанор Иванович живет в том же доме, где и Берлиоз, в квартире №35:

«…В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной,

Никанор Иванович работает заведующим диетической столовой:

«…Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и заведующий диетической столовкой. Попросим Никанора Ивановича!..»

О внешности Босого известно следующее:

«…Отдышавшись на площадке, тучный Никанор Иванович позвонил…» «…толстяк с багровой физиономией…»

Никанор Иванович Босой — подозрительный, недоверчивый человек:

«…Будучи по природе вообще подозрительным человеком, он заключил, что разглагольствующий перед ним гражданин – лицо именно неофициальное, а пожалуй, и праздное…»

Никанов Иванович Босой.Художник София Балог

Он является грубоватым человеком: «…Никанор Иванович был по натуре несколько грубоват…»

Никанор Иванович — деловой и осторожный человек:

«…Но деловой и осторожный Никанор Иванович заявил, что ему прежде всего придется увязать этот вопрос с интуристским бюро…»

Господин Босой — женатый мужчина:

«…ему и Пелагее Антоновне, его супруге…»

Никанор Иванович — хитрый человек, плут:

«…Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..»

Воланд наказывает Босого за его хитрость. В результате тот попадает в милицию за спекуляцию валютой:

«…Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два‑бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге четыреста долларов…. «…о том, как замели председателя…» (замели — то есть арестовали)

В милиции Босой признается, что берет взятки за прописку. Он также выдает «сообщников» по своему домоуправлению:

«…брал! Брал, но брал нашими советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Хорош и наш секретарь Пролежнев, тоже хорош! Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал!..»

Затем господин Босой попадает в психиатрическую клинику:

«…толстяк с багровой физиономией, которого поместили в клинике в комнате N 119, был Никанор Иванович Босой…»

«…Вечером Никанор Иванович был доставлен в клинику Стравинского. Там он повел себя настолько беспокойно, что ему пришлось сделать впрыскивание по рецепту Стравинского, и лишь после полуночи Никанор Иванович уснул в 119‑й комнате, изредка издавая тяжелое страдальческое мычание…»

После случившегося Никанор Ивановича Босой не ходит в театр даже бесплатно:

«…К числу лиц, порвавших с театром надлежит отнести и Никанора Ивановича Босого Никанор Иванович не только не ходит ни в какой театр ни за деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре. В не меньшей, а в большей степени возненавидел он, помимо театра, поэта Пушкина и талантливого артиста Савву Потаповича Куролесова…»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/nikanor-ivanovich-master-i-margarita.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании.

Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых — «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями.

Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал», — вот так в нескольких словах Борис

Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Обратите внимание

Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах.

Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман.

При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег»,

«Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия».

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея Мастером.

Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога.

Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дар

Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество.

Важно

Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературную ниву” и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента.

Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому не готов.

Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.

Однако Мастер был единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

“У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”. “А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него”.

Но возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому?
Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Но все-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Читайте также:  Сочинение влияние музыки на человека егэ 11 класс

В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!

Для писем: katerina-post@yandex.ru

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=82065

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

По моему мнению, в нашей жизни ничего не бывает «просто так». Любой случай, встреча, даже ошибка, все же дает нам возможность задуматься над чем-то, дает какие-то силы, или просто «открывает глаза» на те или иные вещи. Такая на первый взгляд неважная, но необходимая для каждого из нас вещь, как книга, также может оставить след в жизни человека.

Я прочитала достаточное количество интересных книг, но больше всего меня поразил роман, прочитанный на уроке литературы, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. По моему мнению, в этом произведении можно выделить две сюжетные линии: любовную и описание жизни населения Москвы.

Больше всего мне понравилась история невероятной любви двух людей, которые смогли преодолеть массу препятствий на пути к совместному счастью. Для меня является примером главная героиня этого произведения – Маргарита.

Совет!

Женщина, которая поддерживала своего любимого, внушала ему надежду в себя, боролась за их совместное будущее до конца.

Больше всего меня поразило, что ради лишь одного только узнать о судьбе своего Мастера Маргарита отправилась к Сатане и согласилась быть королевой на его балу. Ради любви героиня стала ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения.

Только благодаря Маргарите Мастер был освобожден из клиники. Даже Сатана не мог не восхищаться и не оценить поступок Маргариты. Воланд решил щедро наградить героиню за ее верность и преданность.

Только лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом самую важную во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Я считаю, что из двух влюбленных, в этом случае женщина выполняла главную роль, она больше боролась, верила, переживала и возможно это делает ее почти идеальной. Автор хотел показать читателю, что счастье это не подарок, за него нужно бороться.

В большинстве случаев люди опускают руки перед финишем, ведь там тяжелее всего, таким примером может быть Мастер, ведь он сдался первым и уже отчаялся во встрече с любимой вновь.

Маргарита оказалась сильнее и получила то, что желала, ведь она верила и хотела этого.

После прочтения романа, я задумалась: «А я смогла бы так, как Маргарита, пойти за своим любимым, отдать за него свою жизнь». Не знаю, хочется думать, что так. Но почему-то мне кажется, что мой любимый тоже должен быть достойным этих пожертвований.

Обратите внимание

Сегодня женщина исправно решает не только семейные проблемы, но и руководит бизнесом, становится в ряды военных, руководит мужчинами. Я думаю, что большинство мужчин согласны прятаться за спину сильной женщины, плыть по течению.

А где те благородные рыцари, защитники, романтические влюбленные?

Мастер немного разочаровал меня своим слабым духом, нерешительностью. Я считаю, что в чем-то он даже предал свою любимую, оставил ее, испугался, спрятался от проблем. Нет, только вместе влюбленные должны бороться за свое счастье, идти рука об руку к своей цели, преодолевать любые препятствия.

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова – одна из лучших книг, которые я когда-либо читала. Я коснулся только темы любви, ведь она заинтересовала меня, дала возможность задуматься, оценить наше настоящее. Я считаю, что именно такие произведения придают людям уверенности в себе и напоминают о том, что каждый способен на большее, нужно лишь действительно захотеть этого.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-romanu-master-i-margarita.html

Сочинение на тему: Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг.

Число жанровых определений булгаковско-го романа велико: сатирико-философский, фантастичес­кий, философский роман, роман-мистерия, роман-при­тча, лирико-сатирико-философский роман…

С появлени­ем дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он со­вершает, признавая или отрицая существование Бога.

Идейный центр романа — «евангельские» главы, в ко­торых предстают два образа — бродячего философа Ие­шуа и римского прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненави­дит из-за своих обязанностей.

Пилат жестокий человек, его называют «свирепое чудовище», и он этим кичится; он считает, что миром руководит закон силы. Он был во­ином, знает цену опасности и поэтому считает, что по­беждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости.

Понтий Пилат живет по своим зако­нам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчи­няющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, что всесилен римский император, а в Ерлаша­име он — наместник императора, значит, господин всех и вся.

Важно

Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть.

Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он лю­бит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Но­цри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.

Более того, этот «бродяга» смеет пред­лагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Га-Ноцри считает, что «злых людей нет на свете», есть люди «не счастливые»; он предельно откровенен, ведь «правду го­ворить легко и приятно».

Арестант показался интересен прокуратору.

В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бро­дячего философа, он пытается склонить Иешуа к ком­промиссу, а когда это не удается, уговорить первосвя­щенника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступ­ления праздника Пасхи.

Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе с тем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимос­тью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.

В условиях любого тоталитарного режима, будь то ра­бовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.

Синедрион принимает решение казнить Иешуа. Задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт нужно усмирить. И Понтий Пилат кричит, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!».

Иешуа казнен. Почему же мучается Понтий Пилат? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бро­дячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий про­куратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне…».

Совет!

Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от устано­вившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва.

Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью пре­дать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!».

Читайте также:  Сочинение жизнь современной молодежи 9 класс

Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

Таким образом, встав перед выбором: должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество со­вершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит.

Действуя от имени Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым.

Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках.

Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод: человек не волен распоряжаться собственным рождение и смер­тью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Чело­век, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Obraz_Pontiya_Pilata_v_romane_M__Bulgakova_Master_i_Margarita

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова » Сочинение на EraInfo.ru

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец.

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала.

Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову.

Обратите внимание

Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина.

Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры.

Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной.

Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным.

Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей.

Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам.

С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира.

Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем.

Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского.

Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы.

Важно

Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью.

Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Источник: http://erainfo.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita-bulgakova/

Сатирические образы и роль их в романе булгакова «мастер и маргарита»

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ. «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведе­ние. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» бул­гаковского взгляда на современную ему действительность, что ска­залось в сатирических главах романа.

Например, Константин Симо­нов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатири­ческих наблюдений Булгакова послужила московская обыватель­ская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца 20-х годов, с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа*.

Напомню, что Симонов одним из первых взялся «расчищать» дорогу для романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда его за­малчивали.

Я считаю, что критика романа довольно огульная, потому что другой Москвы, другой такой среды, на фоне которой можно было бы, как говорится, развернуться с булгаковскими задачами, просто не существовало в природе. И я считаю, что как раз в этом вырази­лась гармоничность взгляда писателя на действительность.

Итак, сатирические образы в романе преобладают. По значимос­ти вреда для общества на первое место можно с уверенностью по­ставить образ Берлиоза, председателя правления одной из крупней­ших московских литературных ассоциаций и редактора толстого журнала. На Патриарших происходит разговор Берлиоза с поэтом Поныревым, также весьма сатирическим типом.

Берлиоз заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Поэт Бездомный (псевдоним Ивана) быстренько написал поэму, но она не удовлетворила Берлиоза, потому что «Иисуса очень черными красками» изобразил. И Берлиоз объяснил поэту, как надо переделать поэму.

Главной мыслью, по убеждению Бер­лиоза, должна стать мысль о том, что Христа вообще не было.

Совет!

Перед нами предстают с одной стороны — чиновник от литера­туры, наносящий обществу моральный и нравственный вред, пре­вращающий искусство в заказное и тем калечащий вкус читателя.

А с другой — литератор поставлен в такие условия, что вместо оду­хотворенных духовных поисков занимается подтасовкой, искаже­ниями в литературной работе ради корыстных целей. Общество в равной степени страдает от обоих. В ассоциации творились темные дела: материальные блага распределялись не по таланту, а по зна­комству.

Читайте также:  Сочинение чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс

Дачи получали генералы от литературы и т. д. Досталось и дельцу от театральной жизни Римскому. Этот сатирический герой больше всего на свете боялся ответственности, но появление Волан­да заставило и его испить свою горькую чашу. Воланд такое натво­рил в варьете, что перепутал все их финансовые дела.

Сатиричен образ Арчибальда Арчибальдовича, директора писательского ресто­рана, который являлся его вотчиной. Явная сатира ощущается в описании дома Грибоедова, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ.

Автор как бы намекает, что в доме великого гражда­нина России в настоящее время процветают недостойные люди, и хозяином стал вышеупомянутый Берлиоз. Эти люди даже Дом про­сто называли «Грибоедов», ибо они не знают никаких нравствен­ных рамок, за которые простому человеку выходить стыдно, а пи­сателю подавно.

Двери были увешаны табличками типа «Рыбно­дачная секция*. Булгаков изображает и поведение писателей: «Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? — Что за вопрос, конечно здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки и натюрель. Виртуозная штучка!» Это говорит поэт. Ясно, что, кроме изысканной пищи, в литературном доме его ничего не интересует.

Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, а только тянущих из него блага, изображает их циника­ми. И все это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы «Горе от ума», где он высмеивает паразитизм и безнравствен­ность общества.

Булгаков-сатирик критикует интеллигенцию, которая трудится в разных сферах. Он выводит на чистую воду профессора, подзабыв­шего Гиппократову клятву, и специалиста «по разоблачению цен­ностей».

Обратите внимание

Не забыты и мелкие мошенники, такие, как буфетчик с «рыб­кой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках.

В том, что Мастер в романе Булгакова не смог одержать побе­ду, — серьезное заболевание общества.

Победить такое количество негативных явлений нескольким людям не под силу. И в этом я вижу главный смысл сатирических образов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Источник: https://prepodka.net/satiricheskie-obrazy-i-rol-ix-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Источники сатиры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

В своём романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков соединяет два плана повествования: философский и сатирический. Первая линия связана с библейским сюжетом, вторая – с изображением нравов современного автору общества. Тон, приёмы повествования в них имеют резкие отличия.

Москва у Булгакова изображается в основном в сатирических красках. Это связано с пошлостью, приспособленчеством, корыстными интересами её жителей. Все эти качества определяют сатирический тон повествования.

Сложная структура романа с разветвлённой системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения.

Это позволяет Булгакову представить сложную картину московских нравов 1920-х годов.

Писатель тонко сочетает гротеск и фантастику. Здесь он выступил продолжателем гоголевских традиций. Особенно ярко это проявилось в использовании приёма детализации. Именно деталь позволила писателю выделить суть изображаемого персонажа и одновременно выступила средством создания гротеска.

Обычно М.Булгаков использует бытовую, портретную и символическую детали. Они придают необходимую достоверность происходящему («здоровенный, с борова черный кот», висящий на подножке трамвая с гривенником в лапе за проезд).

Яркая сатирическая деталь в романе – членский билет в МАССОЛИТ. Формальности, выгоды положения заменили истинный труд писателя. На первый план здесь выступило вещное: «коричневый, пахнущий дорогой кожей билет». В то время МАССОЛИТ являлся одной из самых влиятельных организаций в литературе. Но работали в ней далеко не самые талантливые писатели и поэты.

Об этом свидетельствуют их «говорящие фамилии»: беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, писательница Настасья Лукинична Неприменова под псевдонимом «Штурман Жорж», сценарист Глухарёв, поэтесса Тамара Полумесяц, Жуколов-романист, «какой-то Витя Куфтик из Ростова, кажется, режиссёр, с лиловым лишаем во всю щёку», Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк и т.д.

Важно

Вся эта плеяда «выдающихся писателей своего времени» выступает перед нами в ресторане «Грибоедов» в подчеркнуто пошлом виде: именно здесь они пользуются всеми льготами и привилегиями, которые давало им государство. Писательская элита страны показана бездарной, мелочной, вызывающей отвращение.

Примечательной в этом отношении является сцена танцев в этом ресторане: литераторы кружатся в бессмысленном вихре. Эти деятели направлены не на созидание, а на потребление.

Именно поэтому, следуя за Гоголем, автор особое место отводит описанию стола и многообразных яств для деятелей МАССОЛИТа: «стерлядь в серебристой кастрюльке», «переложенные раковые шейки», «свежая икра», «яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках», «филейчики из дроздов» и т.д.

О низменных интересах этого общества говорит одно важное авторское замечание: «Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна», «пахло луком».

Но из всей этой плеяды более всего достаётся Михаилу Афанасьевичу Берлиозу, который не раз выступает в романе. Его образ трагически выражает одну из главных идей романа – «каждому достаётся по вере».

Этот герой наказан за своё эгоистическое отношение к людям, вере, идеалам, за свою услужливость, позицию приспособленца, самомнение, потворство глупости, бездарности.

Неслучайно именно он возглавляет МАССОЛИТ.

Тема сатирического изображения московских обывателей тесно связана в романе с образом Воланда. Вместе со своими помощниками он тревожит их быт, выставляет напоказ нелепость советских учреждений.

Здесь писатель следует за Салтыковым-Щедриным. Оба художника осуждали формализм, беспринципность в сфере чиновников.

Совет!

Одним из ярких подтверждений этого служит образ костюма, который без владельца-бюрократа самостоятельно принимает резолюции.

М.Булгаков удачно использует гоголевскую фантастику (сцены шабаша, полеты на человеке-борове). Писатель осмеивает в своём романе и пороки отдельных лиц (пьянство и распутство директора театра варьете Степы Лиходеева, безалаберность его помощника Варенухи, равнодушие и бюрократизм председателя жилищного товарищества дома №302-бис Никанора Ивановича Босого, беспринципность Римского и т.п.).

Скудность жизни москвичей подчеркивает описание того, что излагается в жалобах председателю жилищного товарищества: кляузы, доносы, похищение пельменей и т.д.

Показательны в этом отношении сеансы черной магии и её разоблачения.

Несмотря на заискивания Бенгальского, Воланд отмечает, что москвичи сильно изменились внешне, у них появились автомобили, трамваи и другие изобретения, но нравы их остались прежними: «квартирный вопрос их испортил».

М.Булгаков тонко подмечает изменение в толпе по мере магических действий Воланда. Самый захватывающий аттракцион для них – деньги, падающие с потолка зала. Здесь проявилась их истинная натура. Начался беспорядок, гул. У всех зрителей заблестели глаза. Ради развлечения они предложили оторвать голову Бенгальскому.

Вся сцена напоминала массовый гипноз. Люди привыкли жить мифами, иллюзиями. М.Булгаков изображает это с помощью приёма фантастики. Воланд предоставил возможность каждой даме облачиться в понравившийся ей наряд. Но, выходя из театра, великолепные дамы с ужасом обнаружили, что они совершенно оголены.

С жаждой денег, общественного положения люди потеряли рассудок. Ими стало легко манипулировать, вводить в заблуждение. Неслучайно с мотивом разоблачения обывателей перекликается мотив сумасшествия (образ Ивана Бездомного, Никонора Ивановича Босого). Клиника Стравинского, куда они попадают, напоминает весь современный мир.

Но, сатирически изображая вечные человеческие пороки, М.Булгаков надеется на их исправление, совершенствование человека. Бытовые и мифологические сцены романа говорят о том, что духовное и бездуховное всегда боролись в человеке.

Обратите внимание

Неслучайно высказывание Воланда об этом стало крылатым в романе: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…Ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца».

Автор показывает, что совершенствование человека кроется, прежде всего, в его нравственном начале.

Своеобразие сатиры М.Булгакова проявляется в том, что она носит не узко временной, фрагментарный характер, но, напротив, выражает широкий, общечеловеческий взгляд на человека. М.Булгаков не ставит сатиру в основу своего романа.

Она тесно переплетается с нравственными, философскими проблемами, всегда стоявшими перед человеком. На основе богатых литературных традиций предшественников и вводя новаторские элементы, М.

Булгаков создает свой уникальный художественный стиль.

Сочинения по теме:

  • О бессмертии романа. (эссе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») сочинение
  • Смешное в не смешном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». сочинение
  • Люди одной «страстишки» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение
  • Сатира о безумном мире тоталитаризма сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/istochniki-satiry-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector